Израильские черкесы

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Jonatan Tzur (Обсуждение | вклад)
Jonatan Tzur (Обсуждение | вклад)
Строка 46: Строка 46:
После раздела [[Арабы|арабских]] регионов Османской империи, два черкесских селения — Кафр-Кама и Рихания, расположенные в [[Страна Израиля|Палестине]] в [[Галилея|Галилее]], отошли к территориям Великобритании. К указанному периоду в них проживало около 900 человек — шапсуги в [[Кфар-Кама|Кфар-Каме]] и абадзехи в [[Рихания|Рихании]].
После раздела [[Арабы|арабских]] регионов Османской империи, два черкесских селения — Кафр-Кама и Рихания, расположенные в [[Страна Израиля|Палестине]] в [[Галилея|Галилее]], отошли к территориям Великобритании. К указанному периоду в них проживало около 900 человек — шапсуги в [[Кфар-Кама|Кфар-Каме]] и абадзехи в [[Рихания|Рихании]].
В годы британского правления в Палестине 1918—1948 сфера деятельности черкесов практически не изменилась. Британские власти не проводили обязательного призыва, но жителям Кафр-Камы и Рихании было предоставлено право вступать в Трансиорданские пограничные войска и полицейские части.
В годы британского правления в Палестине 1918—1948 сфера деятельности черкесов практически не изменилась. Британские власти не проводили обязательного призыва, но жителям Кафр-Камы и Рихании было предоставлено право вступать в Трансиорданские пограничные войска и полицейские части.
-
В 20 — 30-е гг. XX в. во время арабо-еврейских конфликтов в Палестине черкесы сохраняли нейтралитет. После принятия Генеральной ассамблеей ООН Резолюции о разделе Палестины (29.11.1947) из жителей Кфар-Камы и Рихании был сформирован отдельный черкесский кавалерийский отряд (эскадрон). Черкесский эскадрон в составе израильской армии принимал участие в боевых действиях [[Арабо-израильская война (1947—1949)|арабо-израильской войны]] 1948—1949 гг., а также использовался в борьбе с контрабандной торговлей из Ливана (позднее был расформирован). Служба в британских и [[Армия обороны Израиля|израильских вооруженных силах]] являлась для черкесов привычным родом деятельности, разрешавшим проблему занятости. В июне [[1958]] г. по просьбе жителей Кфар-Камы и Рихании, правительство Израиля предоставило право на прохождение срочной службы в вооруженных силах страны черкесским юношам, достигшим 18-летнего возраста.
+
В 20 — 30-е гг. XX в. во время арабо-еврейских конфликтов в Палестине черкесы сохраняли нейтралитет. После принятия Генеральной ассамблеей ООН Резолюции о разделе Палестины (29.11.1947) из жителей Кафр-Камы и Рихании был сформирован отдельный черкесский кавалерийский отряд (эскадрон). Черкесский эскадрон в составе израильской армии принимал участие в боевых действиях [[Арабо-израильская война (1947—1949)|арабо-израильской войны]] 1948—1949 гг., а также использовался в борьбе с контрабандной торговлей из Ливана (позднее был расформирован). Служба в британских и [[Армия обороны Израиля|израильских вооруженных силах]] являлась для черкесов привычным родом деятельности, разрешавшим проблему занятости. В июне [[1958]] г. по просьбе жителей Кафр-Камы и Рихании, правительство Израиля предоставило право на прохождение срочной службы в вооруженных силах страны черкесским юношам, достигшим 18-летнего возраста.
В конце 90-х гг. XX в. численность черкесов в Израиле составила: в Кафр-Каме — 2544 чел., в Рихании — 732 чел. Преобладающую часть населения Кафр-Камы составляют шапсуги. В селении также живут абадзехи, хатукаевцы, бжедуги, натухайцы и две арабские семьи. Среди черкесского населения Рихании преобладают абадзехи. В селении также проживает 179 арабов. Отдельные черкесские семьи проживают в городах [[Цфат|Цфат]], [[Хайфа|Хайфа]], [[Назарет|Назарет]] и др.
В конце 90-х гг. XX в. численность черкесов в Израиле составила: в Кафр-Каме — 2544 чел., в Рихании — 732 чел. Преобладающую часть населения Кафр-Камы составляют шапсуги. В селении также живут абадзехи, хатукаевцы, бжедуги, натухайцы и две арабские семьи. Среди черкесского населения Рихании преобладают абадзехи. В селении также проживает 179 арабов. Отдельные черкесские семьи проживают в городах [[Цфат|Цфат]], [[Хайфа|Хайфа]], [[Назарет|Назарет]] и др.
-
Кфар-Кама и Рихания стали развиваться с 50-х гг. XX в. В 1950 г. в Кфар-Каме создали муниципальный совет. Постепенно селения подключили к системе водоснабжения, электрической и телефонной сетям. В [[1984]] г. Кафр-Кама была удостоена первого национального приза как самое чистое селение страны. В селении также были учреждены: поликлиника и стационар, детские ясли, школа, дом культуры, банк, спортивный центр, футбольный и закрытый баскетбольный стадионы. В Рихании были созданы муниципальный совет, школа, медицинский и культурный центры и др.
+
Кфар-Кама и Рихания стали развиваться с 50-х гг. XX в. В 1950 г. в Кафр-Каме создали муниципальный совет. Постепенно селения подключили к системе водоснабжения, электрической и телефонной сетям. В [[1984]] г. Кафр-Кама была удостоена первого национального приза как самое чистое селение страны. В селении также были учреждены: поликлиника и стационар, детские ясли, школа, дом культуры, банк, спортивный центр, футбольный и закрытый баскетбольный стадионы. В Рихании были созданы муниципальный совет, школа, медицинский и культурный центры и др.
Сфера занятости жителей обоих черкесских селений неоднородна: рабочие, служащие силовых структур (армии, полиции, охранных фирм) и административных учреждений, учителя, фермеры и др. Удельный вес работающих женщин составляет более половины (преимущественно воспитательницы и учителя). В 80-90-х гг. XX в. некоторые женщины в Рихании работали на текстильной фабрике, но её перевели в другое место. В целом, уровень жизни обоих селений соответствует общеизраильскому.
Сфера занятости жителей обоих черкесских селений неоднородна: рабочие, служащие силовых структур (армии, полиции, охранных фирм) и административных учреждений, учителя, фермеры и др. Удельный вес работающих женщин составляет более половины (преимущественно воспитательницы и учителя). В 80-90-х гг. XX в. некоторые женщины в Рихании работали на текстильной фабрике, но её перевели в другое место. В целом, уровень жизни обоих селений соответствует общеизраильскому.
-
Жители Кфар-Камы и Рихании свободно владеют родным адыгейским языком (шапсугским и абадзехским диалектами), который является языком бытового общения представителей всех поколений. Также владеют арабским языком и ивритом. Важное значение имело введение адыгейского языка в качестве предмета в школьную программу в 1976 г. Адыгейский язык изучают с 6 класса по учебникам, составленным на основе учебников Республики Адыгея. Учителя адыгейского языка проходили стажировку в Адыгее и Кабардино-Балкарии.
+
Жители Кафр-Камы и Рихании свободно владеют родным адыгейским языком (шапсугским и абадзехским диалектами), который является языком бытового общения представителей всех поколений. Также владеют арабским языком и ивритом. Важное значение имело введение адыгейского языка в качестве предмета в школьную программу в 1976 г. Адыгейский язык изучают с 6 класса по учебникам, составленным на основе учебников Республики Адыгея. Учителя адыгейского языка проходили стажировку в Адыгее и Кабардино-Балкарии.
Первая начальная школа в Кафр-Каме была учреждена ещё в 90-х гг. XIX в. Некоторые жители селения получили образование в [[Университет Аль-Азхар|Университете Аль-Азхар]] в Каире и в Стамбульском университете. С 1977 г. преподавание в школах черкесских селений осуществлялось по арабской программе на арабском языке. Затем школы перевели на еврейскую общеобразовательную систему, на иврите, что предоставляет молодежи больше возможностей для поступления в колледжи и вузы страны и дальнейшего трудоустройства. В качестве иностранных языков изучаются арабский и английский. В Кафр — Каме функционирует начальная (до 6 кл.) и неполная средняя (до 9 кл.) школы, в Рихании — начальная школа. Ученики этих школ завершают образование в школах соседних населенных пунктов. Школы в черкесских селениях оснащены современными библиотеками, компьютерными классами, аудио и видео аппаратурой и др.
Первая начальная школа в Кафр-Каме была учреждена ещё в 90-х гг. XIX в. Некоторые жители селения получили образование в [[Университет Аль-Азхар|Университете Аль-Азхар]] в Каире и в Стамбульском университете. С 1977 г. преподавание в школах черкесских селений осуществлялось по арабской программе на арабском языке. Затем школы перевели на еврейскую общеобразовательную систему, на иврите, что предоставляет молодежи больше возможностей для поступления в колледжи и вузы страны и дальнейшего трудоустройства. В качестве иностранных языков изучаются арабский и английский. В Кафр — Каме функционирует начальная (до 6 кл.) и неполная средняя (до 9 кл.) школы, в Рихании — начальная школа. Ученики этих школ завершают образование в школах соседних населенных пунктов. Школы в черкесских селениях оснащены современными библиотеками, компьютерными классами, аудио и видео аппаратурой и др.
-
В [[1959]] г. были установлены связи с представителями исторической родины. В Кафр-Каму стали присылать учебники адыгейского языка, записи адыгейских песен и музыки. В 1965 г. в Кфар-Каме стал выходить журнал «Черкес» на иврите и адыгейском языке. В нем публиковались материалы для изучения адыгейского языка, хроника событий на исторической родине, информация о жизни черкесов в других странах, сельские новости и т. п. Сформирована была и группа черкесского народного танца. В июле 1990 г. группа израильских черкесов впервые посетила историческую родину — Адыгею и Кабардино-Балкарию. В последующие годы историческую родину стали посещать жители обоих селений.
+
В [[1959]] г. были установлены связи с представителями исторической родины. В Кафр-Каму стали присылать учебники адыгейского языка, записи адыгейских песен и музыки. В 1965 г. в Кафр-Каме стал выходить журнал «Черкес» на иврите и адыгейском языке. В нем публиковались материалы для изучения адыгейского языка, хроника событий на исторической родине, информация о жизни черкесов в других странах, сельские новости и т. п. Сформирована была и группа черкесского народного танца. В июле 1990 г. группа израильских черкесов впервые посетила историческую родину — Адыгею и Кабардино-Балкарию. В последующие годы историческую родину стали посещать жители обоих селений.
-
В [[1991]] г. в Кфар-Каме учредили общество «Нафна», целью которого является сохранение черкесского культурного наследия и укрепление связей с исторической родиной. В [[1993]] г. по решению израильского правительства, в Рихании был основан Черкесский институт изучения кавказских народов (с отделением в Кфар-Каме). Институт занимается изучением черкесского (адыгейского) языка и истории, осуществляет повышение квалификации учителей адыгейского языка и т. п.
+
В [[1991]] г. в Кафр-Каме учредили общество «Нафна», целью которого является сохранение черкесского культурного наследия и укрепление связей с исторической родиной. В [[1993]] г. по решению израильского правительства, в Рихании был основан Черкесский институт изучения кавказских народов (с отделением в Кафр-Каме). Институт занимается изучением черкесского (адыгейского) языка и истории, осуществляет повышение квалификации учителей адыгейского языка и т. п.
По мнению российских кавказоведов, израильские черкесы сохранили этническую культуру и, особенно, родной язык, лучше, чем черкесы, проживающие в других зарубежных странах.<ref>Черкесская община в Израиле. Глава и книги А. В. КУШХАБИЕВ.
По мнению российских кавказоведов, израильские черкесы сохранили этническую культуру и, особенно, родной язык, лучше, чем черкесы, проживающие в других зарубежных странах.<ref>Черкесская община в Израиле. Глава и книги А. В. КУШХАБИЕВ.
ОЧЕРКИ ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЧЕРКЕССКОЙ ДИАСПОРЫ.
ОЧЕРКИ ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЧЕРКЕССКОЙ ДИАСПОРЫ.

Версия 09:22, 27 июля 2011

Тип статьи: Текст унаследован из Википедии
Израильские черкесы
Файл:Circassian men Kfar Kama.jpg
Черкес в традиционной одежде в Кфар-Каме
Общая численность

5тыс чел (всего черкесов около 65 тыс чел)

Расселение

Израиль

Язык

кабардино-черкесский , арабский , иврит

Религия

Мусульмане-сунниты

Входит в

абхазо-адыги

Родственные народы

абхазы, абазины

Израильские черкесы являются частью народа черкесы абхазо-адыгской (западно-кавказской) группы. Историческая родина черкесов - Западный Кавказ, с которого, после поражения в Кавказской войне, они были изгнаны Российской империей в Османскую империю. В настоящее время черкесы проживают в Турции (основная часть), России, Сирии, Иордании, Ираке, Евросоюзе, США, Австралии и т. д.

Черкесы Израиля являются умеренными мусульманами-суннитами. Черкесы, как правило, делают акцент на принципе разделения между религией и их гражданством. В Израиле насчитывается около 4 000 черкесов, которые в основном сосредоточены в трех деревнях: Кафр-Кама (в основном черкесы шапсугского колена), Рехания (в основном черкесы абадзехского колена) и Абу-Гош (сильно арабизированные потомки черкесских мамлюков).[1].

История

Основная часть черкесов переселилась на Ближний Восток после изгнания со своей родины в Северном Кавказе. Черкесы боролись с Россией в течение длительного периода (Русско-черкесская война), в результате которой русские захватили Северный Кавказ. Многие черкесы были убиты или изгнаны из Царской России [2]. Османская империя, которая разглядела в черкесах опытных бойцов, приняла их и поселила в малонаселенных районах, в том числе в Галилее.

Израильские черкесы имели хорошие отношения с еврейской общиной в Израиле ещё с начала еврейских поселений в Эрец-Исраэль, благодаря общему языку с первыми иммигрантами из России, осевшими в Галилее. Израильские черкесы помогали незаконной иммиграции евреев из Ливана в Палестину в период британского мандата, и воевали на израильской стороне во время Войны за Независимость.

Как и в случае с евреями, так и черкесы-мужчины с 1958 года служат в Армии обороны Израиля [3]. Многие черкесы в Израиле работают в службах безопасности, в том числе в пограничных войсках, в израильских силах обороны, в полиции и в Службы Управления тюрем. Доля призывников в армию среди черкесской общины в Израиле особенно высока.

Черкеская община

Файл:Typical house Kfar Kama.jpg
Черкеская архитектура в Кфар-Каме

После раздела арабских регионов Османской империи, два черкесских селения — Кафр-Кама и Рихания, расположенные в Палестине в Галилее, отошли к территориям Великобритании. К указанному периоду в них проживало около 900 человек — шапсуги в Кфар-Каме и абадзехи в Рихании. В годы британского правления в Палестине 1918—1948 сфера деятельности черкесов практически не изменилась. Британские власти не проводили обязательного призыва, но жителям Кафр-Камы и Рихании было предоставлено право вступать в Трансиорданские пограничные войска и полицейские части. В 20 — 30-е гг. XX в. во время арабо-еврейских конфликтов в Палестине черкесы сохраняли нейтралитет. После принятия Генеральной ассамблеей ООН Резолюции о разделе Палестины (29.11.1947) из жителей Кафр-Камы и Рихании был сформирован отдельный черкесский кавалерийский отряд (эскадрон). Черкесский эскадрон в составе израильской армии принимал участие в боевых действиях арабо-израильской войны 1948—1949 гг., а также использовался в борьбе с контрабандной торговлей из Ливана (позднее был расформирован). Служба в британских и израильских вооруженных силах являлась для черкесов привычным родом деятельности, разрешавшим проблему занятости. В июне 1958 г. по просьбе жителей Кафр-Камы и Рихании, правительство Израиля предоставило право на прохождение срочной службы в вооруженных силах страны черкесским юношам, достигшим 18-летнего возраста. В конце 90-х гг. XX в. численность черкесов в Израиле составила: в Кафр-Каме — 2544 чел., в Рихании — 732 чел. Преобладающую часть населения Кафр-Камы составляют шапсуги. В селении также живут абадзехи, хатукаевцы, бжедуги, натухайцы и две арабские семьи. Среди черкесского населения Рихании преобладают абадзехи. В селении также проживает 179 арабов. Отдельные черкесские семьи проживают в городах Цфат, Хайфа, Назарет и др. Кфар-Кама и Рихания стали развиваться с 50-х гг. XX в. В 1950 г. в Кафр-Каме создали муниципальный совет. Постепенно селения подключили к системе водоснабжения, электрической и телефонной сетям. В 1984 г. Кафр-Кама была удостоена первого национального приза как самое чистое селение страны. В селении также были учреждены: поликлиника и стационар, детские ясли, школа, дом культуры, банк, спортивный центр, футбольный и закрытый баскетбольный стадионы. В Рихании были созданы муниципальный совет, школа, медицинский и культурный центры и др. Сфера занятости жителей обоих черкесских селений неоднородна: рабочие, служащие силовых структур (армии, полиции, охранных фирм) и административных учреждений, учителя, фермеры и др. Удельный вес работающих женщин составляет более половины (преимущественно воспитательницы и учителя). В 80-90-х гг. XX в. некоторые женщины в Рихании работали на текстильной фабрике, но её перевели в другое место. В целом, уровень жизни обоих селений соответствует общеизраильскому. Жители Кафр-Камы и Рихании свободно владеют родным адыгейским языком (шапсугским и абадзехским диалектами), который является языком бытового общения представителей всех поколений. Также владеют арабским языком и ивритом. Важное значение имело введение адыгейского языка в качестве предмета в школьную программу в 1976 г. Адыгейский язык изучают с 6 класса по учебникам, составленным на основе учебников Республики Адыгея. Учителя адыгейского языка проходили стажировку в Адыгее и Кабардино-Балкарии. Первая начальная школа в Кафр-Каме была учреждена ещё в 90-х гг. XIX в. Некоторые жители селения получили образование в Университете Аль-Азхар в Каире и в Стамбульском университете. С 1977 г. преподавание в школах черкесских селений осуществлялось по арабской программе на арабском языке. Затем школы перевели на еврейскую общеобразовательную систему, на иврите, что предоставляет молодежи больше возможностей для поступления в колледжи и вузы страны и дальнейшего трудоустройства. В качестве иностранных языков изучаются арабский и английский. В Кафр — Каме функционирует начальная (до 6 кл.) и неполная средняя (до 9 кл.) школы, в Рихании — начальная школа. Ученики этих школ завершают образование в школах соседних населенных пунктов. Школы в черкесских селениях оснащены современными библиотеками, компьютерными классами, аудио и видео аппаратурой и др. В 1959 г. были установлены связи с представителями исторической родины. В Кафр-Каму стали присылать учебники адыгейского языка, записи адыгейских песен и музыки. В 1965 г. в Кафр-Каме стал выходить журнал «Черкес» на иврите и адыгейском языке. В нем публиковались материалы для изучения адыгейского языка, хроника событий на исторической родине, информация о жизни черкесов в других странах, сельские новости и т. п. Сформирована была и группа черкесского народного танца. В июле 1990 г. группа израильских черкесов впервые посетила историческую родину — Адыгею и Кабардино-Балкарию. В последующие годы историческую родину стали посещать жители обоих селений. В 1991 г. в Кафр-Каме учредили общество «Нафна», целью которого является сохранение черкесского культурного наследия и укрепление связей с исторической родиной. В 1993 г. по решению израильского правительства, в Рихании был основан Черкесский институт изучения кавказских народов (с отделением в Кафр-Каме). Институт занимается изучением черкесского (адыгейского) языка и истории, осуществляет повышение квалификации учителей адыгейского языка и т. п. По мнению российских кавказоведов, израильские черкесы сохранили этническую культуру и, особенно, родной язык, лучше, чем черкесы, проживающие в других зарубежных странах.[4] [5]

Примечания

  1. Черкесы в Израиле
  2. Приглашает Кафр-Кама
  3. Черкесы Израиля: 150 лет вместе
  4. Черкесская община в Израиле. Глава и книги А. В. КУШХАБИЕВ. ОЧЕРКИ ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЧЕРКЕССКОЙ ДИАСПОРЫ. Нальчик. Издательский центр «Эль Фа», 2007. Стр.180-183
  5. Черкесская община в Израиле
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация