Израиль как еврейское и демократическое государство

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Architect1 (Обсуждение | вклад)
 
(3 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 1
+
#redirect [[:ej:Израиль как еврейское и демократическое государство]]
-
| АВТОР1  =
+
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  =
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}}
+
-
 
+
-
'''Израиль как еврейское и демократическое государство''' - общественно-политический дискурс о том, есть ли противоречие в определении Государства Израиль как еврейского и одновременно как демократического государства.
+
-
 
+
-
==Постановка проблемы==
+
-
 
+
-
Государство Израиль было создано именно как еврейское государство. Это декларировали создатели Израиля, именно такая формулировка признана решением ООН 1947 года, и термин "еврейское государство" как синоним понятия Государства Израиль употребляется до сих пор во многих западных СМИ.
+
-
 
+
-
При этом Израиль по внутреннему устройству является демократическим государством, и именно таким хочет видеть его абсолютное большинство еврейского народа и еврейского населения страны.
+
-
 
+
-
Таким образом, Израиль является одновременно и еврейским, и демократическим государством. Однако вопрос о том, являются ли эти вещи противоположностями и есть ли здесь противоречия, является предметом обсуждения как в израильском обществе, так и в мировом общественном мнении. Эти споры чрезвычайно обострились в связи с требованием Израиля к Палестинской автономии признать Израиль еврейским государством.
+
-
 
+
-
==Точка зрения противников соединения "еврейское" и "демократическое"==
+
-
 
+
-
Некоторые критики<ref>[http://www.inosmi.ru/asia/20100318/158667164.html Рут Габизон. Израиль – государство и еврейское, и демократическое//Haaretz]</ref> считают, что чем более Израиль будет настаивать на своей еврейской сущности, тем менее демократичным он будет становиться. И наоборот, чем более он будет демократическим, тем менее он будет еврейским.
+
-
 
+
-
Такого подхода, т.е. считая  "еврейское" и "демократическое" противоречием, придерживаются часть идеологов и политиков левого направления (декларирующих свою приверженность демократичности, но выступающих против "еврейского государства")<ref>[http://www.inosmi.ru/asia/20100318/158667164.html Рут Габизон. Израиль – государство и еврейское, и демократическое//Haaretz]</ref>. Например, профессор Тель-Авивского университета [[Занд, Шломо|Шломо Занд]] утверждает: "Я против того, чтобы Израиль был еврейским государством... Государство Израиль должно принадлежать всем гражданам Израиля, оно не может быть страной евреев".<ref>[http://www.newsland.ru/News/Detail/id/482750/ Шломо Занд: еврейский народ был "изобретен" в XIX веке]</ref>. По его мнению, Израиль должен отказаться от формулировки «еврейское демократическое государство» и стать «государством всех его граждан».
+
-
 
+
-
Согласно этой точке зрения, определение Израиля в качестве национального еврейского государства опасно для демократии: например, оно может ударить по гражданскому статусу арабских жителей страны и т.д.<ref>[http://cursorinfo.co.il/news/pressa/2010/10/03/gabiz/ Еврейское и демократическое государство возможно и необходимо]</ref>
+
-
 
+
-
Аналогично этому, противоречие между "еврейским" и "демократическим" (хотя и с "противоположной стороны", - т.е. ценя "еврейское", но пренебрежительно относясь к "демократическому") декларирует также большая часть политиков ультраортодоксального сектора.
+
-
 
+
-
==Точка зрения сторонников соединения "еврейское" и "демократическое"==
+
-
 
+
-
Другой подход утверждает, что никакого противоречия здесь нет в принципе. И еврейское и демократическое являются дополняющими друг друга вещами, поскольку демократия – это способ внутреннего управления государством, а еврейское – это его ценности и цели существования.<ref>[http://cursorinfo.co.il/news/pressa/2010/10/03/gabiz/ Еврейское и демократическое государство возможно и необходимо]</ref>. государство Израиля может выражать национальные чаяния еврейского народа, и при этом сохранять демократическое устройство. Сторонники этого подхода также отмечают, что решение ООН о создании Израиля именно как "еврейского государства" было поддержанно всеми демократическими государствами Запада - и, таким образом, они легитимизировали Израиль именно как еврейское государство, не видя в этом никакой проблемы с демократией.
+
-
 
+
-
Такого подхода придерживается большинство политиков и идеологов центристского и правого направления в Израиле, а также религиозно-сионистские круги.
+
-
 
+
-
==Неточности и подтасовки при постановке проблемы==
+
-
Проф. [[Швейд, Элиэзер|Элиэзер Швейд]] отмечает <ref>[http://www.daat.ac.il/daat/ezrachut/demokratia/nispah5.htm] ישראל כמדינה יהודית-דמוקרטית
+
-
היבטים היסטוריים ורעיוניים]</ref>, что обсуждение "противоречия" между еврейским и демократическим характером государства стало возможным благодаря подмене одних понятий другими. В частности, классическая модель демократии эпохи Модерна (по Швейду - "английская"), на которую ориентировались создатели государства Израиль, и которая подразумевает реализацию государством общенациональных интересов, усилиями ультралевых идеологов активно замещается в массовом сознании на неолиберальную модель, ориентированную на индивидуальное благосостояние граждан (по Швейду - "американскую"; впрочем, сам проф. Швейд оговаривается, что даже в США эта модель скорее декларируется, чем реализуется на практике). Т.о., правильнее было бы говорить о противоречиях не между "еврейским" и "демократическим", а между различными моделями демократии.
+
-
 
+
-
По мнению [[Фейглин, Моше|Моше Фейглина]], под лозунгами "защиты демократии" и подчеркивания противоречий между "еврейским" и "демократическим" в Израиле прежде всего выступают представители правящей неизбираемой элиты, представленной Верховным судом, Гос. Прокуратурой, ключевыми фигурами в СМИ, ВПК и гуманитарных академических кругах. Понятие "демократия", так же как и понятие "власть закона", используется в рамках пропагандистских манипуляций, для удержания власти - даже тогда, когда это противоречит нормам демократии, мнению большинства граждан, общенциональным интересам и еврейским ценностям.<ref>[http://gazeta.rjews.net/Lib/Feiglin/27.html#23]М. Фейглин, Демократическое потому, что еврейское]</ref>
+
-
 
+
-
==Что означает понятие "Еврейское государство"==
+
-
 
+
-
В еврейской традиции понятие "еврейское государство" нигде не формализовано. Поэтому как религиозные круги, так и нерелигиозные не могут опираться в определении понятия "еврейское государство" на какую бы то ни было четкую формулировку, имеющуюся в традиции (и также не могут выступать против нее, поскольку такой формулировки не существует).
+
-
 
+
-
Ввиду этого, все обсуждения вопроса о том, является ли Израиль еврейским государством, стоят не на платформе четких определений, а на основе достаточно расплывчатых мнений, которые принимаются или декларируются теми или иными участниками обсуждения.
+
-
 
+
-
Таким образом, даже внутри иудаизма существуют несколько различных подходов к пониманию того, что такое еврейское государство, а вне области религии также может быть несколько подходов к этому понятию.
+
-
 
+
-
===Точка зрения харедим===
+
-
 
+
-
С точки зрения большой части [[харедим]], ультраортодоксальных авторитетов, понятие "еврейское государство" строится по тем же понятиям, как и "еврейская еда", "еврейская одежда" или "еврейские праздники" -  т.е. это то, что соответствует законам [[Галаха|Галахи]]. Так же, как еда, которая не является кошерной, не может быть названа еврейской едой, - так и государство, если оно не является "кошерным", с их точки зрения не может называться еврейским государством. С точки зрения многих [[харедим]], кошерное государство – это государство, управляемое религиозными лидерами и реализующее религиозные заповеди.
+
-
 
+
-
По этой причине большинство харедим не считают Израиль еврейским государством.
+
-
 
+
-
====Радикальный анти-сионистский подход====
+
-
 
+
-
Согласно этому подходу, сам факт создания евреями государства, пытающегося подменить собой непосредственное влияние Всевышнего на духовную и материальную жизнь Его народа, является бунтом против Всевышнего и наносит ущерб реализации исторического предназначения евреев, даже если такое государство не нарушает религиозных законов и  управляется религиозными лидерами. Создание еврейского государства возможно только в мессианские времена, а до той поры государство Израиль по самой своей сути не может быть еврейским . С некоторыми вариациями эта позиция характерна для таких разных еврейских мыслителей, как [[Тейтельбаум, Йоэль|р. Йоэль Тейтельбаум]] и [[Коген, Герман|Герман Коген]].
+
-
 
+
-
===Религиозно-сионистский подход===
+
-
 
+
-
Большинство религиозных сионистстов придерживается противоположного подхода, - и утверждает, что Израиль да является еврейским государством.
+
-
 
+
-
Они, в частности, отмечают, что Государство Израиль (хотя оно управляется отнюдь не религиозными лидерами, а демократическим образом через парламент) - при этом отнюдь не нарушает заповеди, или, по крайней мере, весьма стремится их не нарушать. Например, суббота является выходным днем, в армии обязателен кашрут (солдат, нарушивший правила кашрута в армии, будет посажен на гауптвахту), государственные чиновники, независимо от того, являются они сами религиозными или нерелигиозными, не имеют права по служебным обязанностям нарушать субботу, например лететь в этот день на самолете, государство никогда не проводит мероприятий, нарушающих еврейскую традицию, и т.д.
+
-
 
+
-
(Отдельным вопросом в этом плане является вопрос передачи арабам территорий, которое имело место при [[Размежевание|изгнании евреев из Гуш-Катифа]]. С точки зрения многих религиозных людей, это нарушает заповеди, поскольку существует заповедь еврейскому народу владеть страной Израиля. Однако и этот вопрос спорный, и разные религиозные авторитеты высказывались в этом вопросе по-разному. Таким образом, даже с этой точки зрения нельзя считать Израиль "некошерным" государством, поскольку оно, в основном, всегда или почти всегда не нарушает религиозные законы.)
+
-
 
+
-
Однако наиболее важным аспектом "Израиля как еврейского государства" является, с точки зрения религиозно-сионистского подхода, даже не вопрос ненарушения или не-нарушения государством религиозных заповедей (и уж тем более, не вопрос о том, чтобы государством управляли религиозные авторитеты, - чего, с точки зрения религиозного сионизма, вообще не должно быть) - но вопрос о сути его создания. А именно, понятие "еврейское государство" означает государство, созданное волей еврейского народа, реализующее национальные чаяния еврейского народа.
+
-
 
+
-
Таким образом, религиозный сионизм выводит понятие "еврейское государство" не из понятий "еврейский объект" (т.е. "еврейская еда" или "еврейская одежда", как это делают харедим), но из понятия "еврей как субъект" - а Государство Израиль как общенациональная личность.
+
-
 
+
-
А что касается субъекта,то его "еврейскость" принципиально иная, чем еврйскость "объекта". Некошерная еда перестает быть "еврейской", - но еврей, даже нарушающий заповеди, евреем остается все равно. И поэтому даже неправильно действующее еврейское государство, - как, например, Иудейское или Израильское царство в древности в те эпохи, когда цари были идолопоклонниками и нарушали заповеди, или же государство Маккавеев, в котором царь занимал пост первосвященника, что запрещено Галахой, – тем не менее, являются, конечно, еврейскими государствами.
+
-
 
+
-
====Мессианский сионистский подход====
+
-
 
+
-
Радикальной (и маргинальной) религиозной точкой зрения на еврейский характер Государства Израиль представляет  мессианский сионстский подход, сформулированный в максимально заостренной форме [[Галлер, Пинхас|Пинхасом Галлером]] <ref>Paul Haller, National-Revolutionaren Zionismus, untersuchng und proklamation, Dr. Heinrich Glanz verlag, W. 1938</ref>, рассматривает еврейский характер государства как следствие выполнения государством мессианских исторических задач - создание теократической монархии, построение Храма, превращение в "светоч народов". До тех пор, пока государство не сосредоточенно на выполнении этих задач (и тем более, если оно отказывается от выполнения этих задач) - государство не является еврейским, несмотря на всю еврейскую символику, сионистскую идеологию, личную религиозность руководителей и "кошерность" принятого законодательства. Отдельные элементы такого подхода нашли отражение в работах [[Бен-Дов, Шабтай|Шабтая Бен-Дова]]. 
+
-
 
+
-
 
+
-
===Классическая светская сионистская точка зрения===
+
-
 
+
-
В Израиле в течении многих лет была официально принята точка зрения, что Израиль является еврейским государством ввиду того, что иврит является государственным языком, еврейские праздники являются государственными, еврейская традиция уважается и поддерживается, и государство ставит себе целью реализовать национальные чаяния еврейского народа, не отступая при этом от демократических ценностей. Вплоть до сегоднящнего дня такая точка зрения является привычной для многих израильтян. 
+
-
 
+
-
===Романтическая светская позиция===
+
-
 
+
-
Согласно позиции, которую условно можно назать "романтически-светской", еврейских характер государства определяется уровнем соответствия "еврейским идеалам" - Справедливости, Милосердия, Мира, Истины, т.е. тому, что в Декларации Независимости Израиля было названо יסודות החירות, הצדק והשלום לאור חזונם של נביאי ישראל.
+
-
 
+
-
На практике, конкретное содержание этих идеалом трактуется в соответствии с политическими интересами трактующего. Поэтому подход, аппелирующий к "еврейским идеалам", с успехом используется в рамках левого нео-либерального дискурса. Например, утверждается, что современное государство Израиль потеряло еврейских характер, потому что в нем получают поддержку призывы против предоставления политического убежища нелегальным иммигрантам из Судана, против продажи еврейских земельных участков арабам, против увеличения гос. пособий по безработице, и против отступления Израиля с оккупированных территорий.
+
-
 
+
-
===Радикально-националистическая позиция===
+
-
 
+
-
Такая позиция считала бы, что понятие "еврейское государство" означает "государство для евреев", в котором евреи должны были бы иметь больше прав, чем представители других народов. Реально в Израиле такой подход отвергается всеми, кроме небольших экстремистских групп, и неприемлем на уровне законодательства (исключение: Закон о Возващении и служба в армии, см.детали ниже).
+
-
 
+
-
Однако противники Израиля очень часто раскручивают именно эту точку зрения, утверждая, что "еврейское государство" означает, якобы, анти-демократическое получение его еврейскими гражданами особых прав по отношению ко всем другим народам. Создав таким образом ложный образ идеи еврейского устройства Израиля, они затем его критикуют и осуждают.
+
-
 
+
-
==Что такое "Демократическое государство"==
+
-
 
+
-
Вопрос о том, в какой стапени Израиль является демократическим государством, и противоречит ли демократии его еврейский характер - осложняется тем, что к самому понятию "демократия" есть два различных подхода.
+
-
 
+
-
=== Лево-либеральный подход: реализация демократических идеалов ===
+
-
 
+
-
С точки зрения лево-либерального подхода, "демократическое государство" означает "соответствие демократическим идеалам" - так,  как сами левые понимают эти идеалы.
+
-
 
+
-
Эта позиция акцентирования идеалов приводит к тому, что, с точки зрения многих лево-либеральных идеологов, настоящей демократии не существует вообще нигде, - а все страны, даже те, которых считаются демократическими, только более или менее приближаются к этому идеалу. Соответственно, свою общественно-политическую борьбу за эти идеалы лево-либеральные круги называют "борьбой за демократию" (правые протестуют против такой терминологии).
+
-
 
+
-
В частности, одним из пунктов демократии, согласно лево-либеральной позиции, декларируется отделение религии от государства, хотя во многих демократических странах - напр.Великобритании, Швеции, Норвегии - религия от государства не отделена.
+
-
 
+
-
=== Право-консервативный подход: базовые и вариабельные аспекты демократии ===
+
-
 
+
-
Право-консервативный подход исходит не из "идеалов демократии", а из реальности в "демократических странах" Демократия – это политический строй, существующий в ряде государств, определяющих себя и определяемых извне как "заведомо демократические", - государства Западной Европы, Северной Америки и англоязычного Нового Света, т.е. то, что объединяется в политическом понятии "Запад".
+
-
 
+
-
Поскольку очевидно, что именно эти страны добились наибольшего успеха, как в развитии науки, культуры, социума, так и в обеспечении потребностей населения, понятие "демократия" является притягательным и для других государств, которые стремятся стать демократиями.
+
-
 
+
-
Таким образом, определение общих принципов того, что является демократией, а что не является демократией, следует сделать на основе общего знаменателя этих стран. Если тот или иной аспект является всеобщим для этих стран, то мы должны решить, что это входит в базовое определение демократии. Если же какой-то аспект устройства отличается в разных демократических странах, то относительно него мы не можем считать что одно более, а другое менее демократично (поскольку отталкиваемся не от теоретического идеала, а от реального политического устройства), и нам следует считать этот аспект вариабельным для демократии.
+
-
 
+
-
Это означает, например, что наличие монархии не противоречит демократии (в Испании монархия отнюдь не номинальна).
+
-
 
+
-
И также наличие в стране государственной религии (Англия, Швеция, Норвегия, Дания) не противоречит демократии.
+
-
 
+
-
Также при демократии может быть множество конкретных аспектов, в которых существует различие между людьми разных конфессий. Например, в Германии существует религиозный налог, по которому граждане платят 7% подоходного налога в религиозный налог, и это дальше перечисляется той религиозной конфессии, к которой человек относится (в Германии также регистрируется в документах конфессиональная принадлежность, и даже предыдущая конфессиональная принадлежность, если человек изменил ее). При этом атеисты не платят религиозный налог вообще. Таким образом, религиозные организации являются имплементированными в структуру государства, а налог зависит от религиозной принадлежности.
+
-
 
+
-
Например, в Канаде, в провинции Онтарио, если ребенок хочет ходить в католическую школу, то государство оплачивает учебу в католической школе. Но никаким другим конфессиям, например евреям или любому направлению протестантов, государство не оплатит религиозную школу (т.е. или ребенок учится бесплатно в "паблик-скул", или семья платит за свою частную школу).
+
-
 
+
-
Все вышеперечисленные особенности не мешают этим странам оставаться и в собственных глазах, и в глазах всего мира демократическими.
+
-
 
+
-
Таким образом, вопрос о том, что такое демократия, не сводится просто к общим принципам демократии, а предусматривает множество вариабельных особенностей для разных стран и обществ.
+
-
 
+
-
==Является ли Израиль демократическим государством?==
+
-
 
+
-
Основные законы Израиля, касающиеся прав, свобод и обязанностей гражданина, соответствуют законам государств Запада. Эти законы носят не только декларативный характер, но и находят реальное применение в жизни.
+
-
 
+
-
Все экономические и другие законы абсолютно одинаковы ко всем гражданам Страны, евреям и арабам, и не носят дискриминационного характера - за исключением Закона о всеобщей воинской обязанности, фактически обязывающего только еврейское население.
+
-
 
+
-
===Закон о всеобщей воинской обязанности===
+
-
 
+
-
С точки зрения соответствия законов Израиля нормам демократии наиболее спорным законом является Закон о всеобщей воинской обязанности, действие которого фактически не распространяется на арабов (что можно даже считать дискриминацией евреев, обязанных служить, в то время как арабы к этому не обязаны). Такой порядок был обусловлен тем, что считалось аморальным обязывать арабов-граждан поднимать оружие на представителей своего народа, поскольку Израиль вел войну с окружающими арабскими государствами. К тому же арабские добровольцы имеют возможность мобилизоваться в израильскую армию, так что это трудно назвать дискриминацией арабского населения. Более того, арабское население вовсе не требует, чтобы его призывали в армию, само оно не считает это дискриминационным явлением.
+
-
 
+
-
===Раздельные браки - по конфессиям ===
+
-
{{main|Законы о браке и разводе в Израиле}}
+
-
Важнейшим законом, в котором конфессия человека является существенной, является закон о браке и разводе. В Израиле принят принцип, согласно которому каждый гражданин женится и разводится в рамках той конфессии, к которой он принадлежит. Евреи женятся и разводятся по законам иудаизма, мусульмане – по законам ислама, христиане – по законам христианства. В этом смысле все равны, т.е. нет отдельного предпочтения евреев по отношению к другим группам населения. Здесь имеется не дискриминация той или иной группы, а принцип, что каждая конфессиональная группа имеет право жить по законам своей религии.
+
-
 
+
-
При этом в Израиле отсутствует светский брак. Причиной этого является то, что законы о браке и разводе разные в разных конфессиях, и их невозможно унифицировать в рамках единой схемой гражданского брака и развода.
+
-
 
+
-
В последние десятилетия ситуация обострилась в связи с тем, что в рамках алии из СНГ приехало значительное число (около 300 тысяч – т.е. примерно 4% населения) людей, не являющихся евреями по Галахе, но относящихся к еврейскому сектору общества; и их вступление в брак в Израиле никак вообще не вписывался в законодательные нормы. Это отдельный вопрос, который в настоящее время обсуждается и решается.
+
-
 
+
-
===Закон о Возвращении===
+
-
{{main|Закон о возвращении}}
+
-
[[Закон о возвращении]] предусматривает, что те, кто относятся к еврейскому народу или его потомкам (еврей в третьем поколении) или связаны семейными узами с представителями еврейского народа, имеют право на получение израильского гражданства. Таким образом, этот закон явно выделяет евреев среди других народов, - что влечет обвинения в "несоответствии с нормами демократии" со стороны левых кругов.
+
-
 
+
-
Однако этот закон не касается тех, кто уже является гражданином Израиля. Он касается только процесса получения израильского гражданства. При этом во многих европейских странах, таких как Греция, Венгрия, Германия и др., существуют законы, принципиально похожие на Закон о возвращении Государства Израиль, и предоставляющие особые права на получение гражданстватем, кто по происхождению связан с главным этносом данной страны. В других случаях разрешение на иммиграцию выдавалось тем или иным группам также по этническо-политическим принципам (например, массовое разрешение на въезд советских евреев в США в 1970-1989 гг.) 
+
-
 
+
-
Таким образом, в различных демократических государствах принят принцип, согласно которому государство само решает и может выдвинуть те или иные национальные критерии при решении вопроса о том, каким людям, не являющимися на сегодня его гражданами, это гражданство предоставляется; - а поэтому наличие в Израиле избирательного Закона о Возвращении не может считаться нарушением демократии.
+
-
 
+
-
===Планируемое введение присяги===
+
-
 
+
-
В мае 2009 года израильская партия [[НДИ|Наш Дом Израиль]] под руководством [[Авигдор Либерман|Авигдора Либермана]] предложила<ref>[http://www.newsru.co.il/israel/25may2009/ndi_001.html НДИ готовит законопроект о лояльности государству и текст присяги на верность Израилю]</ref> ввести поправку к [[Закон о гражданстве|Закону о гражданстве]], обязывающую лиц, претендующих на получение израильского гражданства, подписывать Декларацию о лояльности "еврейскому, сионистскому, демократическому государству". Данное предложение подверглось резкой критике со стороны правозащитников и арабских партий, представленных в [[Кнессет]]е, и в конечном итоге было отклонено межминистерской законодательной комиссией<ref>[http://www.newsru.co.il/israel/31may2009/deklaracia_009.html "Декларация лояльности": министры отклонили законопроект депутата от НДИ]</ref>. Критики законопроекта заявляли, что он носит расистский и экстремистский характер, так как призван нанести удар по национальным меньшинствам (арабам).
+
-
 
+
-
6 октября 2010 года премьер-министр [[Нетаньяху, Биньямин|Нетаньяху]] предложил ввести поправку о лояльности к закону. Он заявил:
+
-
 
+
-
<blockquote>"Израиль - национальное государство еврейского народа. Это руководящий принцип правительственной политики, внутренней и внешней, основа израильского законодательства. Он нашел выражение во фразе "еврейское демократическое государство", которую следует включить в текст присяги для тех, кто хочет стать натурализованным гражданином Израиля"<ref>[http://ru.tsn.ua/svit/v-izraile-budut-klyastsya-na-vernost-strane-pri-poluchenii-grazhdanstva.html В Израиле будут присягать на верность стране при получении гражданства]</ref><ref>[http://korrespondent.net/world/1123961-v-izraile-mogut-vvesti-prisyagu-na-vernost-evrejskomu-gosudarstvu В Израиле могут ввести присягу на верность еврейскому государству]</ref>.</blockquote>
+
-
 
+
-
10 октября 2010 года на заседании правительства "поправка о лояльности" была принята<ref>[http://www.newsru.co.il/israel/10oct2010/hokim8006.html Правительство одобрило поправку о провозглашении лояльности государству]</ref>. Первоначально поправка не требовала от новых репатриантов давать присягу верности, потому что они не натурализуются, а получают гражданство Израиля автоматически, в соответствии с [[Закон о возвращении|Законом о возвращении]], но министр юстиции [[Яаков Неэман]] порекомендовал распространить действие поправки и на репатриантов, чтобы не было даже видимости дискриминации. Это вскоре было сделано<ref>[http://www.newsru.co.il/israel/18oct2010/loyal507.html Присягу на верность государству Израиль будут приносить и евреи]</ref>.
+
-
 
+
-
Одобрение правительством "поправки о лояльности" вызвало бурю критики не только со стороны палестинцев, израильских арабов и правозащитников, усмотревших в ее ведении попытку лишить израильских арабов гражданства, но даже и ряда израильских политиков<ref>[http://www.zman.com/news/2010/10/07/85272.html Поправка к закону о гражданстве – плата Либерману за продолжение моратория?]</ref>.
+
-
 
+
-
Депутат Кнессета от арабской партии Ахмед Тиби посчитал, что нововведение является "провокацией" и призвано "законодательно закрепить ущербный статус арабского населения". По его мнению, Нетаньяху "пытается любыми путями утвердить декларацию признания Израиля еврейским государством и лишить тем самым арабов гражданства. Израиль доказал, что в нем нет равенства, а есть только демократия для евреев"<ref>[http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1520569 Израиль хочет стать более еврейским]</ref>.
+
-
 
+
-
Сторонники введения присяги утверждают,что данные обвинения лишены оснований, поскольку добавление в текст присяги слов о преданности "еврейскому и демократическому государству" есть отражение приверженности базовым установкам государства, что является практикой, существующей в Западных странах.
+
-
 
+
-
====Дача присяги в других государствах====
+
-
Демократические государства, открытые для иммиграции, требуют  от лиц, претендующих на получения гражданства, подтверждения их лояльности национальным ценностям страны. В некоторых случаях при этом новые граждане присягают не только государству, но и его политической системе - напр. монархии.
+
-
 
+
-
Например, в Великобритании власти в качестве обязательного условия получения гражданства требуют дачу присяги на верность королеве<ref>[http://www.kanahin.ru/text0024/ Гражданство Англии]</ref><ref>[http://www.zagran.kiev.ua/article.php?new=418&idart=4187 Присяга на верность королеве]</ref>. Это дискриминирует противников монархического строя,однако не считается нарушением демократии.
+
-
 
+
-
Отказ от дачи присяги в странах Запада может иметь последствия для тех, кто отказывается от нее. В Великобритании парламентарии, отказавшиеся поклясться в верности королеве, теряют право голоса в парламенте<ref>[http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D1%81%D1%81,_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD Википедия. Макгиннесс, Мартин]</ref>. Существуют прецеденты, когда лица, дававшие присягу верности, а затем отказывающиеся служить в армии или состоящие в организациях, чья деятельность противоречит конституции, были лишены гражданства<ref>[http://cursorinfo.co.il/news/pressa/2010/07/24/prisad/ [[Гаарец]]. Шломо Авинери. Как должна выглядеть присяга на верность государству Израиль]</ref>.
+
-
 
+
-
Ввиду этого, сторонники введения в Израиле присяги о преданности "еврейскому и демократическому государству" утверждают, что это находится в рамках вариабельности демократии, и не может рассматриваться как ее нарушение.
+
-
 
+
-
==Ссылки==
+
-
* [http://www.jewish.ru/israel/hot/2010/10/news994289586.php Еврейское демократическое]
+
-
* [http://www.svobodanews.ru/content/article/2198246.html Израиль – еврейский и демократический]
+
-
* [http://webstudio.il4u.org.il/projects/_100hist/democracy Демократия в Израиле  -  Еврейское Демократическое Государство]
+
-
* [http://www.evrey.com/sitep/think/arkhiv.php3?menu=257 УНИЧТОЖЕНИЕ ЕВРЕЙСТВА - ДЕМОКРАТИЕЙ]
+
-
* [http://mnenia.zahav.ru/ArticlePage.aspx?articleID=5177 Израиль - демократическое государство?]
+
-
* [http://www.inosmi.ru/asia/20100820/162301488.html Нет ничего плохого в определении "еврейское государство"]
+
-
 
+
-
==Примечания==
+
-
{{reflist}}
+
-
 
+
-
[[Категория:Израиль]]
+
-
[[Категория:Политика Израиля]]
+

Текущая версия на 23:18, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Израиль как еврейское и демократическое государство
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация