Израиль — Народ В Диаспоре. РАННЯЯ ДИАСПОРА.

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Ast-al (Обсуждение | вклад)
(Новая страница: «{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРОВЕНЬ= |НАЗВАНИЕ= |ПОДЗАГОЛОВОК= |СТАТЬ…»)
Следующая правка →

Версия 19:56, 17 апреля 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Израиль — Народ В Диаспоре. РАННЯЯ ДИАСПОРА. Ассирийское и вавилонское плененияВ ЕгиптеВ эллинистическом миреВ Римской империиЕврейский центр в Вавилонии

Ассирийское и вавилонское пленения. Первое значительное по размерам переселение евреев за пределы Страны Израиля было результатом падения Израильского царства (732 г. до н. э.), когда ассирийские завоеватели, следуя принятой ими общей политике, угнали десятки тысяч жителей захваченного царства во внутренние провинции Ассирии (см. Пленение ассирийское). В Ассирии изгнанники получили земельные наделы в западных и восточных провинциях империи (Северная Сирия и Мидия) и большей частью занимались земледелием; лица, принадлежавшие к высшим кругам Израильского царства, получили посты в административном аппарате Ассирийской империи.

Сведения о дальнейшей судьбе израильтян в Ассирии скудны. Часть изгнанников ассимилировалась среди арамеев и ассирийцев, однако другая часть сохраняла свой национальный облик и слилась через 140 лет с иудейскими изгнанниками (см. ниже): среди вернувшихся из пленения вавилонского были и те, кто вел свое происхождение от колен, составлявших Израильское царство.

В 597 г. до н. э. в ответ на отказ Иудейского царства платить требуемую дань властитель Нововавилонского царства Навуходоносор вторгся в Иудею. Иерусалим был сдан без боя, однако в наказание за мятеж Навуходоносор увел в Вавилонию 10 тыс. человек, составлявших высшие слои иудейского общества, включая царя, его семью и царедворцев, и отборные войсковые части с приписанными к ним оружейными мастерами. Попытка повторного мятежа привела к падению Иерусалима (586 г. до н. э.) и уводу в Вавилонию большинства населения Иудейского царства: «Только несколько из бедного народа земли оставил... работниками в виноградниках и землепашцами» (II Ц. 25:12). Убийство поставленного вавилонянами наместника Гдалияху через два месяца после его назначения привело к бегству в Египет значительной части еще остававшихся в Иудее жителей, опасавшихся репрессий со стороны вавилонян. Таким образом, с 586 г. до н. э. история еврейского народа включает также историю выходцев из Израиля и Иудеи, оказавшихся в Месопотамии и Малой Азии, а также в Египте.


Большинство иудейских изгнанников было отправлено в центральную и южную Месопотамию, в окрестности Ниппура, пустовавшие со времен разрушительных войн с Ассирией. Пленники получили земельные наделы и занимались, по преимуществу, земледелием. Расселение происходило родовыми группами, фактически совпадавшими с сословно-профессиональными, так как профессии были наследственными семейными занятиями. Во главе изгнанников стояли «старейшины Иудеи» и «старейшины изгнания». Сам царский дом Иудеи обладал влиянием при вавилонском дворе и служил надеждой изгнанникам на скорое возвращение на родину.


Настроения и чаяния изгнанников в первые годы по переселении в Вавилонию отражают пророчества Иехезкеля. В деятельности его проявляется новый духовный подъем: идеалы пророков 7–6 вв. до н. э. отрабатываются и углубляются и становятся достоянием широких масс. Именно с вавилонским изгнанием связан важнейший перелом в религиозном сознании еврейского народа. С этого времени совершенно исчезают какие-либо признаки фетишизма и идолопоклонства, окончательно изживаются пережитки сиро-финикийских и ханаанских культов. Радикальные изменения затрагивают также ритуал богослужения: ставшие невозможными в условиях изгнания жертвоприношения заменяются молитвенными собраниями (прототип позднейшего института синагоги). Эти изменения свидетельствуют о стремлении изгнанников сохранить на чужбине свой национальный облик и о надежде на возвращение в Иудею.


Параллельно с выработкой более рафинированного религиозно-этического мировоззрения шел процесс усвоения элементов вавилонской культуры. Месяцы года получают вавилонские названия, древнееврейский шрифт все более заменяется арамейским; становится ощутимым влияние вавилонской литературы: так, получившие в этот период окончательное оформление библейские книги Цари построены по принципу синхронизации, принятому в вавилонском летописании.


Через год после завоевания Вавилонии персами персидский царь Кир издал декрет (538 г. до н. э.), разрешавший изгнанникам Иудеи возвратиться в Иерусалим и восстановить разрушенный Храм. Декрет вызвал воодушевление и национальный подъем среди изгнанников, значительная часть которых покинула Вавилонию и возвратилась в Иудею. Другая часть изгнанников, среди которых, по-видимому, преобладали лица, не оставившие в Иудее земельных владений или успевшие укорениться на новом месте и обзавестись значительной собственностью, предпочла остаться в Месопотамии. Так было положено начало более чем двухтысячелетней истории евреев в Вавилонии.


В Египте. В Египте евреи начали селиться, возможно, еще до вавилонского пленения. Во всяком случае, в 6 в. до н. э. уже существовал «Божий дом» на острове Элефантина, в среднем течении Нила, где находилось военное поселение еврейских наемников, по-видимому, для охраны южной границы страны. Многочисленные папирусы из Элефантины, обнаруженные в начале 20 в., проливают свет на жизнь этой еврейской общины. Несмотря на то, что еврейская колония имела свой храм, она поддерживала тесные связи с Иерусалимом, откуда поступали религиозные предписания, как, например, точное время празднования Песаха. Когда египтяне напали на элефантинский храм, община обратилась за помощью к персидскому наместнику провинции Иехуд (Иудея), к иерусалимскому первосвященнику и к сыновьям наместника Самарии Санбаллата. Имеются также сведения о еврейских поселениях в районе дельты Нила.


В эллинистическом мире. Связь между диаспорой и Иерусалимом все более укрепляется в течение последующих веков. Так, в конце эпохи Второго храма евреи диаспоры имели свои синагоги, служившие им также общественными центрами, в Иерусалиме, в Кфар-Нахуме, Доре, Тверии и Кесарии. В эллинистическую эпоху диаспора становится одной из характерных особенностей существования еврейского народа. Рост еврейской диаспоры и в географическом, и в численном отношении был следствием как изгнаний и политических притеснений на родине, так и экономических причин, а также зародившегося в начальный период Второго храма и достигшего апогея в 1 в. н. э. прозелитического движения. Уже в 1 в. до н. э. греческий географ Страбон писал, что трудно найти страну, где не жили бы евреи.


Еврейская диаспора находилась преимущественно под эллинистическо-римским культурным влиянием. Лишь позднее, когда евреи Вавилонии оказались под властью парфянской державы, там создался особый жизненный уклад, и еврейская культура Вавилонии приобрела специфический колорит.


Особенно многочисленным было еврейское население двух соседних с Эрец-Исраэль стран — Сирии-Финикии и Египта. Египетское еврейство было значительным по численности и влиятельным уже во время персидского господства в Египте. Нахождение Эрец-Исраэль в составе эллинистического египетского царства Птолемеев в начале эллинистической эпохи содействовало значительному увеличению еврейской общины в Египте. Евреи проживали по всей территории Египта — от столицы Александрии на севере до Сиены на юге. По словам еврейско-египетского философа Филона Александрийского, число евреев Египта в период римского владычества достигало миллиона. Александрия стала одним из крупнейших еврейских центров, евреи имели свой особый квартал; впоследствии они составляли преобладающий элемент в двух из пяти кварталов города.


Еврейское население Киренаики, находившейся обычно под той же, что и Египет, властью, было тесно связано с египетским еврейством. Евреи жили преимущественно в главных городах Киренаики — Кирене и Беренике, но также и в сельских районах страны. Быстрым темпом шел рост еврейской общины в западной Африке.


Иосиф Флавий указывает на Сирию как на страну с наиболее значительным еврейским населением. Важные еврейские центры существовали в Антиохии, Дамаске и Апамее. Селевкиды поощряли поселение евреев в городах Малой Азии. В конце 1 в. до н. э. в большинстве крупных городов Малой Азии существовало еврейское население. Малая Азия служила также этапом на пути евреев, основывавших общины на северном побережье Черного моря. Многочисленные еврейские общины возникли на островах восточного Средиземноморья. Старейшей из этих общин была Кипрская; значительные общины существовали также на Крите, Делосе и Мелосе. Материковая Греция, переживавшая с начала эллинистической эпохи экономический застой, привлекала евреев в меньшей степени; однако и здесь почти во всех крупных городах и главных областях страны возникают еврейские общины.


В Рим евреи начинают прибывать уже во 2 в. до н. э. После завоевания Иерусалима Помпеем (63 г. до н. э.) в Рим было доставлено множество еврейских пленников. Получая свободу, эти евреи становились римскими гражданами и играли немаловажную роль в жизни столицы. Во время правления Августа и его преемников в Риме насчитывались десятки тысяч евреев. Постепенно возникали еврейские общины и в других городах Италии, в первую очередь — в ее южных областях. Медленнее шел рост еврейского населения в римских Галлии и Испании.


В Парфянском царстве, под властью которого находилось вавилонское еврейство с его ответвлениями в Персии, Мидии и Эламе, в некоторых городах евреи составляли большинство населения. Наряду с традиционными центрами вавилонского еврейства значительная еврейская община возникла в Селевкии на берегу Тигра. Благодаря переходу в иудаизм в 1 в. н. э. правителей Адиабены удельный вес еврейского населения в районе Евфрата еще более увеличился.


Экономическая деятельность евреев в странах диаспоры была весьма разнообразной. Первоначально основным занятием евреев в диаспоре, как и на родине, в Иудее, было земледелие. Однако с течением времени евреи проникли и в иные профессиональные сферы. В птолемеевском Египте евреи числились не только среди «царских земледельцев», но и в качестве военных поселенцев, виноградарей, пастухов, батраков, ремесленников, чиновников, включая высшие административные посты, в частности, в налоговом ведомстве и полиции. В римскую эпоху среди евреев Александрии были крупные финансисты, торговцы, судовладельцы наряду с ремесленниками и городской беднотой.

Статус евреев в эллинистических государствах определяли религиозная терпимость эллинистических монархов и признание за евреями права на создание автономных общин, поддерживающих связь с национально-религиозным центром в Иерусалиме. Там, где число евреев было значительным, они играли активную роль в политической жизни страны.

Сохранились подробные сведения о взаимоотношениях между эллинистическими властями и евреями в Египте в царствование Птолемея I Филадельфа (285–246 гг. до н. э.). Благосклонно относившийся к евреям царь отпустил на свободу еврейских рабов, взятых в плен в Эрец-Исраэль в царствование его отца. Традиция приписывает этому царю инициативу перевода Библии на греческий язык, в результате чего появилась так называемая Септуагинта (см. Библия. Издания и переводы). В правление Птолемея IV Филопатора (222–204 гг. до н. э.), по-видимому, отношение царской власти к евреям ухудшилось как из-за положения в Эрец-Исраэль, так и ввиду религиозной политики царя в самой Александрии. Это ухудшение, однако, было временным, и во 2 в. до н. э. влияние евреев в Египте достигло своего апогея. В царствование весьма расположенного к евреям Птолемея VI Филометора (181–145 гг. до н. э.) в Египет из Иудеи в результате гонений Антиоха Эпифана прибыло значительное число евреев. В свите Птолемея VI находился александрийский еврейский философ Аристобул, а в царской армии ряд евреев занимал командные посты. Хоньо IV, сыну Иерусалимского первосвященника Хоньо III, было дано разрешение создать в Египте еврейский религиозный центр наподобие Иерусалимского храма, который впоследствии назывался «Домом Хоньо» (см. Ониаса храм), а еврейские военные поселенцы в северо-восточном Египте, составлявшие значительную военную силу, были подчинены Хоньо IV и его преемникам. После смерти Птолемея VI эти еврейские войска поддержали овдовевшую царицу Клеопатру в борьбе за власть с ее соперниками.


В Римской империи. Распространение власти Рима на все Средиземноморье привело к тому, что подавляющее большинство еврейского народа оказалось в границах Римской империи. Римляне проявляли терпимость к иудейской религии. Одной из причин этого было единство евреев всей империи: ограничение религиозной свободы одной из общин неизбежно вызывало возмущение во всех других еврейских центрах. Евреи в Римской империи имели право создавать собственные учреждения и пользоваться автономией в делах управления общиной и в судопроизводстве; евреи были освобождены от участия в языческих культах и от повинностей, вступавших в конфликт с заветами иудаизма, как, например, воздаяние божеских почестей императору. В то время как отказ от отправления культа императора у других народов рассматривался как мятеж, евреям было разрешено заменить культ императора особыми жертвоприношениями в Иерусалимском храме и молебнами за благополучие императора в синагогах.


Политику Рима по отношению к евреям установили Юлий Цезарь и Август, опубликовавшие ряд эдиктов, благоприятных для еврейских подданных Рима. По стопам Августа шли императоры династии Юлиев — Клавдиев. Лишь во время непродолжительного правления Калигулы (37–41 гг. н. э.), провозгласившего себя богом, была предпринята попытка заставить еврейских подданных империи отправлять культ императора. Воспользовавшись этим, александрийские греки устроили первый в истории Римской империи погром. С вступлением на престол Клавдия (41–54 гг.) в Александрии вновь вспыхнули беспорядки, и на помощь александрийской общине поспешили евреи из Эрец-Исраэль. Решительное вмешательство императора вернуло порядок в Александрии и восстановило прежнее положение, сохранявшееся вплоть до Великого восстания 66 г.


Следствием Великого восстания в Иудее было ухудшение положения евреев диаспоры. Так, в частности, возобновились столкновения между греками и евреями в Александрии, а римские легионеры учинили в городе еврейский погром; еврейский погром произошел и в Дамаске; в Антиохии лишь вмешательство Тита предотвратило лишение евреев города всех их прав. Вместе с тем восстание в Иудее не повлекло за собой изменения статуса еврейских общин диаспоры, за которыми признавалось право на внутреннюю автономию, позволявшую евреям сохранять традиции отцов и поддерживать национально-религиозное существование. Еврейская автономия имела различные организационные формы и различные названия. Так, в Александрии единая еврейская организация и крупнейшая община диаспоры, существовавшая еще со времен Птолемеев, называлась «политевма», а ее руководители — «старейшины». В начале периода римского владычества во главе александрийских евреев стоял этнарх, ведавший также судопроизводством. Некоторые изменения произошли, по-видимому, в середине правления Августа, когда основные полномочия перешли от этнарха к совету старейшин (см. Герусия), насчитывавшему несколько десятков членов. В Беренике евреи были организованы в политевму, во главе которой стояло десять архонтов. В Риме существовало несколько синагог, вокруг которых группировались общины евреев, выходцев из различных стран. Общины рассматривались как юридические лица и обладали правом владеть имуществом и взимать взносы со своих членов. Главные расходы общин были связаны с содержанием синагог, школ, кладбищ и т. п. Одной из характерных функций общины была опека над ее неимущими членами; общины осуществляли постройку новых синагог, финансировали выкуп пленных, снаряжение делегаций к властям и т. п. Еврейские общины Римской империи не имели единого руководства. Вавилонское еврейство, наоборот, отличалось организационной сплоченностью: во главе вавилонской диаспоры стоял эксиларх, должность которого была наследственной. Эксиларх вел свое происхождение от царя Давида и утверждался на должность парфянскими властями. Обладая широкими полномочиями, эксиларх был фактическим правителем вавилонского еврейства.


Еврейство эллинистическо-римской диаспоры создало богатую и разнообразную литературу, включавшую произведения поэтического, историографического и философского характера. Хотя разговорным и литературным языком этой диаспоры был греческий, литературное творчество носило ярко выраженный еврейский характер и трактовало актуальные и исторические проблемы еврейства, а также содержало полемику с представителями эллинистическо-римской культуры. Основным произведением еврейско-эллинистической литературы была Септуагинта, согласно преданию, переведенная с иврита 72-мя учеными, присланными Иерусалимским первосвященником в Александрию. Перевод Пятикнижия был выполнен еще в 3 в. до н. э., а другие библейские книги были переведены на греческий язык позднее. Септуагинта стала общепризнанной священной книгой всего эллинистического еврейства.


Уже в З в. до н. э. еврейские писатели, творившие на греческом языке, усвоили греческую литературную традицию, хотя по содержанию их произведения отличались от собственно греческих и были в основном посвящены библейским темам. Так, например, Филон Старший написал эпическую поэму об основании Иерусалима, Иехезкель был автором трагедии «Исход из Египта», обнаруживающей влияние Еврипида. Первым представителем еврейской историографии на греческом языке был Деметрий (кон. З в. до н. э.), автор исторического сочинения о царях Иудеи; другой еврейский историк, Эвполем, дополнил основанное на Библии повествование Деметрия различными, большей частью фантастическими деталями. Наиболее выдающимся еврейским историком эллинистической диаспоры был Ясон из Кирены, описавший в пяти книгах гонения Антиоха и восстание Хасмонеев. По форме и стилю сочинение Ясона находится в рамках греческой историографии, однако его историческая концепция проникнута духом иудаизма. Так, в гонениях Антиоха Ясон видит единоборство двух начал — эллинизма и иудаизма. Сочинение Ясона сохранилось лишь в сокращении, составленным в Египте анонимным автором и известным как 2-я книга Маккавеев. К произведениям, сочетающим элементы эпоса и исторического повествования, относятся письмо Аристея и 3-я книга Маккавеев. Письмо Аристея, составленное в конце 2 в. до н. э., содержит предание о переводе Пятикнижия на греческий язык. Письмо восхваляет Септуагинту и проникнуто восторженным, почти утопическим отношением к Иерусалиму, к Стране Израиля и к Храму, а также содержит попытку дать рационалистичное обоснование религиозным предписаниям иудаизма. 3-я книга Маккавеев, в которой описываются гонения на евреев в царствование Птолемея IV Филопатора, была составлена в конце эллинистического или в начале римского периода в Египте. В глазах автора книги жизнь евреев в Египте — это жизнь на чужбине, от которой в скором времени должно прийти избавление.


Большое влияние на последующее развитие иудаизма, а также христианства и ислама оказали философские теории, сложившиеся в кругах еврейства диаспоры, познакомившихся с греческой философской мыслью. Первым еврейским мыслителем, попытавшимся объяснить сущность иудаизма в соответствии с методами греческой философии, был Аристобул (2 в. до н. э.). Способ, избранный Аристобулом, состоял в аллегорическом истолковании Библии в греческих философских терминах.


Примером произведений, форма которых зависит от библейской литературной традиции, является книга Премудрость Соломона — псевдоэпиграфическое сочинение, составленное в Египте, но приписываемое царю Соломону. Автор, уверенный в конечном торжестве Божественной справедливости, гневно обрушивается на язычество. Вместе с тем в книге обнаруживается влияние стоических и неоплатонических идей; в частности, изречения, подчеркивающие предсуществование и бессмертие души, явно напоминают учение Платона.


Самым выдающимся еврейско-эллинистическим мыслителем был Филон Александрийский (1 в. н. э.). Филон стремился синтезировать платонизм с религиозным учением иудаизма. Среди произведений Филона, наряду с комментариями к Библии, имеются также трактаты общефилософского характера — о вечности мироздания, о провидении, о свободе добродетельного человека и т. п. Комментарии Филона содержат аллегорические толкования книги Бытие (о херувимах, о жертвоприношениях Каина и Авеля, о «гигантах») и методическое обсуждение законов и этики Торы в порядке повествования Пятикнижия (о сотворении мира, об Аврааме, Иосифе, особых законах). Хотя и здесь Филон зачастую прибегает к аллегорическим объяснениям, основное намерение автора состоит в ознакомлении читателя со значением и глубокой сущностью Моисеева учения. Филон считается первым мыслителем, сумевшим до известной степени непротиворечиво соединить идею вечного и трансцендентного божества с живым и действующим всемогущим Богом, определяющим, согласно иудейскому мировоззрению, ход еврейской истории. Христианские и неоплатонические мыслители последующих поколении приняли разработанную Филоном концепцию логоса, то есть деятельного божественного разума, для решения проблемы взаимоотношения между трансцендентным богом и материальным миром.

Евреи диаспоры в эпоху Второго храма поддерживали тесную связь с национально-религиозным центром в Стране Израиля, совершая традиционное паломничество в Иерусалимский храм и иногда оставаясь в Иудее для изучения Торы в знаменитых иешивах, а также оказывая материальную поддержку Храму не только традиционным жертвованием на Храм «полушекеля», но и крупными денежными дарами. Не менее важным было политическое содействие евреев диаспоры израильской общине. Еще во времена Александра Янная вмешательство еврейских военачальников армии Птолемея в пользу Иудейского царства оказало существенное воздействие на ход военных действий в Иудее. В эпоху Римской империи многочисленная и преданная родине еврейская диаспора была неиссякаемым источником моральной и материальной поддержки еврейского населения в Эрец-Исраэль.

После восстания 132–135 гг. множество еврейских пленников было угнано в различные страны. Значительная часть пленников впоследствии тем или иным способом получила свободу и осела на чужбине. Кроме того, десятки тысяч евреев бежали из Иудеи из-за политических и религиозных гонений; некоторые находили убежище в др. концах империи, некоторые — в Парфянском царстве. Экономические кризисы, постигшие Иудею в результате антиримских восстаний, междоусобиц, произвола чужеземных властей, способствовали росту еврейской диаспоры. Национально-культурная связь диаспоры с Иудеей также способствовала увеличению еврейского населения в различных странах. Прозелитическое движение (см. Прозелиты), сыгравшее немаловажную роль в развитии еврейской диаспоры в конце эпохи Второго храма, продолжалось и после его разрушения.

Культурным своеобразием и энергией в борьбе за свои права особенно выделялось еврейство Египта. С упадком египетской общины в результате разгрома еврейского восстания в диаспоре (115–117 гг.; см. ниже) возросло значение Вавилонии, куда переместился центр национальной жизни еврейского народа. Численность еврейского населения Вавилонии и его концентрация в крупных центрах были важными факторами в культурном развитии вавилонской диаспоры. Несмотря на то, что здесь, как и в Иудее, разговорным языком служил арамейский, иврит сохранился не только в синагоге, но и в повседневной жизни.

После поражения Великого восстания и разрушения Храма в Египет устремились многочисленные беженцы из Иудеи. Руководители египетской общины воспрепятствовали попыткам находившихся среди беженцев повстанцев вызвать антиримское еврейское восстание в Египте. Однако, по-видимому, некоторая часть египетского еврейства все же подпала под влияние радикальных элементов, и в ответ на брожение в среде египетского еврейства по указу императора был закрыт храм Хоньо.

Связь египетского еврейства с Иудеей никогда не прекращалась. С основанием религиозного центра в Явне после падения Иерусалима связи между евреями Иудеи и Египта вновь укрепились и расширились. Подавляющее большинство египетского еврейства было безоговорочно предано национально-религиозной традиции и стране отцов, что, однако, не мешало египетским евреям отстаивать свои гражданские права в Египте — вплоть до кровавых столкновений с александрийскими греками. В 115 г., когда император Траян был поглощен завоевательной экспедицией на Востоке, борьба между еврейским и греческим населением в Египте перешла в открытый мятеж, распространившийся на смежные с Египтом области империи. Вскоре мятеж превратился в настоящую войну, в которой приняли участие евреи Ливии, Киренаики, Египта, Кипра и даже вновь завоеванных Траяном областей Месопотамии. Военные действия велись также и в Иудее, еврейское население которой, по-видимому, также приняло участие в восстании. Центр восстания был в Египте и Киренаике. Начавшись со столкновений между евреями и греками в Александрии и в Кирене, мятеж вылился в столкновение с римскими частями под командованием наместника Лупа. Когда Луп не сумел подавить мятеж, император направил в район восстания значительные воинские силы под командованием Марция Турбона. Из папирусов и из литературных памятников становятся очевидны широкие масштабы войны в Ливии, Киренаике и, особенно, в Египте: нужда в командном составе была столь остра, что чиновники римской гражданской администрации были вынуждены возглавлять отряды египетских греков в Александрии и провинциальных городах. Иногда римляне были вынуждены вербовать полузависимых египетских крестьян для борьбы с повстанцами, однако большинство коренного египетского населения поддержало мятеж. Восстание распространилось на весь Египет; на дорогах страны царил хаос; обширные территории в Ливии, Киренаике и Египте были опустошены. Восстание продолжалось до смерти Траяна (10 авг. 117 г.), так что его преемнику Адриану в первый год правления пришлось заниматься усмирением восстания. По всей вероятности, побудительной причиной восстания были мессианские чаяния среди еврейства и стремление освободиться от римского ига как на родине, так и в соседних странах. (О враждебности к иудаизму и евреям римско-эллинистического мира см. Антисемитизм, Иосиф Флавий, Египет.)


Последствия восстания отразились на судьбах евреев во многих странах. Египетское еврейство не было уничтожено, хотя ему и был нанесен удар, от которого оно так и не смогло оправиться. В самой Александрии сохранилось значительное еврейское население, но оно утратило былое влияние. Во многих странах, в частности на Кипре, еврейское население было уничтожено полностью. Еврейское восстание 115–117 гг. оказало серьезное политическое влияние на всю Римскую империю: этот мятеж вместе с восстаниями других подвластных Риму народов Востока заставил Траяна отказаться от широкой завоевательной кампании и оставить занятые им области Парфии. Римская экспансия на Востоке была остановлена, и Парфянское царство вновь окрепло, став убежищем и оплотом еврейства и его культуры в продолжение последующих веков, когда победившее в Римской империи христианство преследовало и угнетало евреев, в особенности в Иудее.


Лишь в конце 3 в. еврейство Египта сумело частично оправиться от разгрома, и еврейские общины вновь возникли в провинциальных городах Египта. Позднее в Египте находили убежище беглецы из Палестины, преследуемые христианскими императорами. Во время завоевания Палестины арабами в начале 7 в. еврейское население Египта вновь было многочисленным, однако далеко уступало общине, существовавшей в стране до восстания 115–117 гг.


Еврейский центр в Вавилонии. В Вавилонии, древнейшем центре еврейской диаспоры, жили, по словам Иосифа Флавия, «бесчисленные десятки тысяч, и невозможно установить их число». В таких вавилонских городах, как, например, Нехардеа, Нецивин, Мехоза, евреи составляли подавляющее большинство населения. Когда в Мишне говорится о «рассеянии» без дальнейшей спецификации, речь всегда идет о Вавилонии. Многие вавилонские евреи вели свою родословную со времен вавилонского пленения.

В руководящих кругах вавилонской общины не раз предпринимались попытки эмансипации от духовной гегемонии Эрец-Исраэль, особенно в периоды, когда деятельность центра там бывала парализована вследствие тяжелых политических условий. Одна из таких попыток, по-видимому, по инициативе эксиларха, имела место вскоре после Бар-Кохбы восстания. Однако после восстановления Синедриона в Уше вавилонские евреи вновь признали авторитет руководства Эрец-Исраэль, и эксиларх подчинялся указаниям Синедриона. Евреи Вавилонии зачастую отправлялись в Эрец-Исраэль для изучения Торы, а иногда — чтобы поселиться там. Начиная с З в. многие законодатели Эрец-Исраэль назначались посредниками между двумя еврейскими центрами — Эрец-Исраэль и Вавилонией, они принесли в Вавилонию методы изучения Библии и галахических выводов; в Талмуде сохранились десятки посланий, отправленных из Вавилонии в Эрец-Исраэль и наоборот, причем вавилонские евреи всегда запрашивали, а евреи Эрец-Исраэль — отвечали. В бедственные для евреев Эрец-Исраэль годы множество беглецов находило пристанище у вавилонских соплеменников; среди эмигрантов было немало ученых, вносивших ценный вклад в духовную жизнь вавилонского еврейства.


Еврейский центр в Вавилонии пользовался широкой внутренней автономией. Во главе общины стоял эксиларх (реш галута), ведший свою родословную от дома Давида, члены которого были угнаны в Вавилонию после разрушения Первого храма. Согласно преданию, эксилархи возглавляли вавилонскую диаспору со времен вавилонского пленения, и первым эксилархом был царь-изгнанник Иехояхин. Эксиларх в Парфянском царстве считался высоким государственным сановником; в населенных евреями районах ему были предоставлены широкие полномочия как в административной сфере, так и в области гражданского и уголовного судопроизводства. С распространением влияния законоучителей некоторые функции эксиларха перешли к ним. Иногда разграничение полномочий достигалось в результате явной или скрытой борьбы: большинство эксилархов были далеки от талмудической учености и зачастую ограничивали законоучителей в их деятельности; однако в конце талмудического периода среди эксилархов появилась тенденция сотрудничать с законоучителями, и некоторые из эксилархов сами были сведущи в Устном учении.


Двор эксилархов походил на дворы восточных владык и значительно превосходил пышностью дворы патриархов в Эрец-Исраэль, отличавшихся до правления Иехуды hа-Наси скромностью и простотой. Самовластие эксилархов оказало некоторое влияние на распорядок вавилонских иешив. Тем не менее, структура еврейской общины Вавилонии следовала образцу Эрец-Исраэль: в еврейских городах Вавилонии, как и в Эрец-Исраэль, существовал совет семерых («семерых лучших мужей города»), ведавший всеми муниципальными делами; высшим муниципальным органом было общее собрание горожан.


С воцарением Сасанидов (224 г.), с ростом влияния магов и жрецов-огнепоклонников и с усилением нового персидского национализма для вавилонского еврейства наступили тяжелые времена. Религиозные гонения нанесли удар по еврейской автономии. Но уже при Шапуре I (239–272 гг.) произошли перемены к лучшему: Шапур I вернулся к религиозной терпимости и был даже в дружеских отношениях с несколькими еврейскими учеными.


Главным занятием евреев Вавилонии было земледелие; среди евреев были как издольщики, так и крупные арендаторы-землевладельцы. Евреи занимались всеми отраслями сельского хозяйства — выращиванием фиников, зерновых культур, птицеводством и рыболовством. Широко были распространены также ремесла.


Во 2-й половине 2 в. вавилонская община пережила большой духовный подъем. В годы правления Иехуды hа-Наси много вавилонских евреев, иногда целыми семьями, отправлялось в Эрец-Исраэль для изучения Торы. Значительная часть вавилонских евреев осталась в Эрец-Исраэль, другие, после более или менее продолжительного пребывания там, вернулись в Вавилонию. Среди возвратившихся был Абба Ариха, прозванный Рав. Его возвращение является поворотным пунктом в истории изучения Торы, в культурной жизни, в законодательстве и судопроизводстве вавилонского еврейства. В 219 г. Абба Ариха поселился в Суре, городе с многочисленным населением, который, однако, никогда не был в числе культурных центров вавилонской общины. Там он основал новую иешиву. Одновременно в Нехардеа, известной на протяжении многих веков в качестве научного центра, развилась влиятельная иешива, во главе которой стоял амора Шмуэль, также, видимо, проведший некоторое время в Эрец-Исраэль, но, в отличие от своего сподвижника и друга Аббы Арихи, не проникшийся принятой там системой учения. Рав ввел в своей иешиве не только изучение Мишны, составление которой было недавно завершено в Эрец-Исраэль, но и принятые в Эрец-Исраэль методы преподавания и ряд обычаев и традиций. В отличие от иешивы в Суре, которая развивала традицию Эрец-Исраэль, в Нехардеа разрабатывалась и развивалась особая вавилонская традиция.


В иешиву Рава стекались многочисленные ученики, и изучение Торы распространилось по всей Вавилонии. Число одних только постоянных слушателей Рава достигало 1 200. Тогда же установился обычай калла месяцев, сохранявшийся в Вавилонии в течение столетий: два месяца в году — в адаре, весной, и в элуле, осенью, во время затишья в вавилонском земледелии — в иешивах собирались десятки тысяч евреев для участия в занятиях. Изучение Торы и научное творчество в Вавилонии, как и в Эрец-Исраэль, базировалось главным образом на Мишне. Эти две иешивы, а после разрушения Нехардеа — преемница Нехардейской иешивы, иешива Пумбедиты, просуществовали до середины 10 в., служа духовными и общественными центрами вавилонской общины. Основателем иешивы Пумбедиты был Иехуда бар Иехезкель, руководивший ею до 299 г. После него во главе пумбедитской иешивы стояли Рабба бар Нахмани (до 320), Иосеф бар Хия (до 328 г.) и Аббайе (333–38 гг.). В середине 4 в. иешива продолжала свое существование в г. Мехоза на Тигре под руководством Равы (338–352 гг.). Дискуссии Аббайе и Равы занимают значительное место в Вавилонском Талмуде, и традиция рассматривает их как апогей талмудического творчества.

Расцвет сурской иешивы продолжался и во времена преемника Рава, Хуны, но в 4 в., вплоть до 371 г., ее влияние в культурной и общественной жизни вавилонского еврейства почти не ощущается. Веками создававшиеся комментарии к тексту Мишны носили характер устного учения; лишь за долгие годы, когда во главе сурской иешивы стоял Аши (371–427 гг.), талмудические лекции были отредактированы и объединены в собрание, получившее название Вавилонский Талмуд. Аши редактировал материал в ходе преподавания в своей иешиве и подготовил основу кодификации Вавилонского Талмуда. Работа, однако, была завершена лишь в 5 в. (О еврейской диаспоре в Византийской империи см. Византия.)

См. Израиль  См. Израиль — народ в диаспоре. 
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ИЗРАИЛЬ — НАРОД В ДИАСПОРЕ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация