Ирвинг Берлин

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Списки песен)
Строка 13: Строка 13:
}}   
}}   
{{Музыкант  
{{Музыкант  
-
| Имя = И́рвинг Б́ерлин
+
| Имя = И́рвинг Бе́рлин
| Подпись = Irving Berlin
| Подпись = Irving Berlin
| Фото = Irving Berlin NYWTS.jpg
| Фото = Irving Berlin NYWTS.jpg
Строка 23: Строка 23:
| Место_смерти = [[Нью-Йорк]]
| Место_смерти = [[Нью-Йорк]]
| Страна = США
| Страна = США
-
| Профессии = [[композитор]]
+
| Профессии = композитор
| Инструменты =
| Инструменты =
| Жанры =  
| Жанры =  
Строка 39: Строка 39:
Его отец был [[хазан]]ом в [[Синагога|синагоге]]. Берлин вспоминал впоследствии, как их дом на его глазах сгорел дотла, подожжённый погромщиками.<ref name=Bergreen>Bergreen, Laurence. ''As Thousands Cheer'', Viking Penguin, 1990</ref>{{rp|10}}<ref name=Whitcomb>Whitcomb, Ian. ''Irving Berlin and Ragtime America'', Limelight Editions (1988)</ref>{{rp|19}}
Его отец был [[хазан]]ом в [[Синагога|синагоге]]. Берлин вспоминал впоследствии, как их дом на его глазах сгорел дотла, подожжённый погромщиками.<ref name=Bergreen>Bergreen, Laurence. ''As Thousands Cheer'', Viking Penguin, 1990</ref>{{rp|10}}<ref name=Whitcomb>Whitcomb, Ian. ''Irving Berlin and Ragtime America'', Limelight Editions (1988)</ref>{{rp|19}}
 +
=== Поселение в Нью-Йорке ===
Вскоре после рождения будущего композитора семья переехала в белорусский [[Толочин]]. Уже оттуда Бейлины нелегально бежали через границу и через порт [[Антверпен]] на корабле "Rhynland" отправились в [[Нью-Йорк]], США,<ref name=Whitcomb/>{{rp|14}} куда прибыли 14 сентября 1893 года.  
Вскоре после рождения будущего композитора семья переехала в белорусский [[Толочин]]. Уже оттуда Бейлины нелегально бежали через границу и через порт [[Антверпен]] на корабле "Rhynland" отправились в [[Нью-Йорк]], США,<ref name=Whitcomb/>{{rp|14}} куда прибыли 14 сентября 1893 года.  
-
Израиль Бейлин вырос на [[Манхэттен]]е, в районе Нижнего Ист-Сайда (''Lower East-Side''), где жило много иммигрантов из России и Восточной Европы. Рано оставшись без отца, И. Бейлин пошёл работать, проучившись в школе только 2 года. Будущий композитор успел поработать посыльным в лавке, разносчиком газет, официантом в музыкальном кафе. По заказу хозяина кафе 16-летний официант написал свою первую песню, «Мэри из солнечной Италии». Гонорар автора составил 37 центов.<ref>[http://www.vilavi.ru/pes/230808/230808.shtml Супер-пупер, или Всё в шоколаде.]</ref>
+
В конце концов они остановились на Черри-стрит, в "холодной сырой подвальной квартире без окон",<ref name=Whitcomb/> в районе Нижнего Ист-Сайда (''Lower East-Side''). Его отец не смог найти место [[кантор]]а в [[Нью-Йорк]]е, устроился на работу в [[кошерный]] мясной магазин и преподавал [[иврит]] на стороне, чтобы содержать семью. Он умер несколько лет спустя, когда Ирвингу было тринадцать лет.  
-
В 1907 году будущий композитор захотел впервые издать песню, а наборщики в типографии по небрежности исказили имя заказчика. Благодаря этой ошибке композитор вошёл в историю под фамилией '''Берлин'''. Правда, история умалчивает о причине превращения имени Израиль в Ирвинг.
+
Проучившись в школе лишь два года, Ирвинг счел необходимым выйти на улицы, чтобы поддержать свою семью.<ref name=NYT-obit>[http://www.nytimes.com/1989/09/23/obituaries/irving-berlin-nation-s-songwriter-dies.html?scp=2&sq=Irving%20Berlin%20dies&st=cse&pagewanted=2 “Irving Berlin, Nation's Songwriter, Dies”] ''New York Times'', September 23, 1989</ref>
 +
=== Первые работы ===
 +
Он стал посыльным в лавке, потом торговал газетами вразнос в районе Бауэри. В первый день работы он засмотрелся на корабль в порту и был сбит в реку портовым краном. С третьей попытки его вытащили из воды, сжимающего в кулаке пять центов - первый заработок для семьи.<ref name=NYT-obit/><ref name=Woollcott>Woollcott, Alexander. ''The Story of Irving Berlin'', Da Capo Press, 1983</ref> Мать стала работать акушеркой, три его сестры работали на упаковке сигар, а его старший брат работал в потогонной швейной мастерской.<ref name="Bergreen"/> {{rp|11}}
 +
 +
На улицах "Иззи" постоянно слышал песни из-за дверей салунов и ресторанов. Он обнаружил, что если петь при продаже газет, то можно получить ещё немного денег. Он захотел устроиться в салун "поющим официантом".<ref name=Furia-Poets>Furia, Philip. ''The Poets of Tin Pan Alley'',  Oxford Univ. Press (1992)</ref>{{rp|48}}
 +
 +
Ещё до четырнадцати лет он ушёл из дому, чтобы не быть в тягость семье, и стал жить в ночлежках Бауэри.<ref name=Bergreen/>{{rp|15}} Там он изучил в совершенстве английский язык и местную музыкальную традицию. С компанией таких же мальчишек он ходил по салунам и пел баллады, услышанные на улице. Репертуар выбирался такой, который нравился сидящей там публике.<ref name=Bergreen/>{{rp|17}} Постепенно он начал использовать песни, услышанные в мюзик-холле. В 1906 году он получил место "поющего официанта" в кафе. Подавая напитки, он пел похабные пародии (своего сочинения) на популярные песни, что нравилось посетителям.
 +
Исполнение песен в американском народном стиле, особенно песни [[Коэн, Джордж М.|Джорджа Коэна]] "Янки дудл бой" ("Yankee Doodle Boy") вызывали восхищение страшноватой публики в баре.<ref name=Whitcomb/>{{rp|26}}
 +
 +
В свободное время он самостоятельно научился играть на пианино.<ref name=Hamm>Hamm, Charles. ''Irving Berlin: Songs from the Melting Pot'', Oxford Univ. Press, 1997</ref>
 +
Правда, не до конца: он не умел менять ключи, и позднее заказал специальное пианино со сменными ключами.<ref>[http://americanhistory.si.edu/collections/object.cfm?key=35&objkey=59 Transposing Upright Piano]. [[National Museum of American History]].</ref>
 +
 +
В баре, по ночам он садился к инструменту и подбирал мелодии.<ref name=NYT-obit/>
 +
По заказу хозяина кафе 18-летний официант написал свою первую песню, «Мэри из солнечной Италии» в соавторстве с пианистом Майклом Николсоном. Гонорар автора составил 37 центов.<ref>[http://www.vilavi.ru/pes/230808/230808.shtml Супер-пупер, или Всё в шоколаде.]</ref> В 1907 году будущий композитор захотел впервые издать песню, а наборщики в типографии по небрежности исказили имя заказчика. Благодаря этой ошибке композитор вошёл в историю под фамилией '''Берлин'''.<ref name=Freedland>Freedland, Michael.  'Irving Berlin', Stein and Day, 1974</ref> Правда, история умалчивает о причине превращения имени Израиль в Ирвинг.
 +
 +
 +
 +
=== Смерть ===
Ирвинг Берлин умер во сне 22 сентября 1989 года. Его зять известил об этом прессу, и когда его спросили, умер ли Берлин от какой-либо болезни, он ответил: «Нет, ему был 101 год, он просто уснул».
Ирвинг Берлин умер во сне 22 сентября 1989 года. Его зять известил об этом прессу, и когда его спросили, умер ли Берлин от какой-либо болезни, он ответил: «Нет, ему был 101 год, он просто уснул».
 +
=== Память и наследие ===
Незадолго перед этим покинувший пост президента США [[Рейган, Рональд Уилсон|Рональд Рейган]], которому Берлин когда-то советовал подумать о карьере артиста, прислал на смерть композитора соболезнование. А действующий президент [[Буш, Джордж Герберт Уокер|Джордж Буш-старший]] на похоронной церемонии в [[Бостон]]е возглавил траурную колонну, певшую «God Bless America», а затем выступил с речью, в которой назвал И. Берлина «легендарным человеком, чьи слова и музыка будут помогать пониманию истории нашего народа».<ref>[http://www.vestnik.com/issues/2000/1205/win/nekhamkin.htm ''Нехамкин Э.'' Пять песен Ирвинга Берлина.]</ref>
Незадолго перед этим покинувший пост президента США [[Рейган, Рональд Уилсон|Рональд Рейган]], которому Берлин когда-то советовал подумать о карьере артиста, прислал на смерть композитора соболезнование. А действующий президент [[Буш, Джордж Герберт Уокер|Джордж Буш-старший]] на похоронной церемонии в [[Бостон]]е возглавил траурную колонну, певшую «God Bless America», а затем выступил с речью, в которой назвал И. Берлина «легендарным человеком, чьи слова и музыка будут помогать пониманию истории нашего народа».<ref>[http://www.vestnik.com/issues/2000/1205/win/nekhamkin.htm ''Нехамкин Э.'' Пять песен Ирвинга Берлина.]</ref>
Строка 231: Строка 250:
<!--  
<!--  
-
====Settling in New York City====
 
-
They eventually settled on Cherry Street, a "cold-water basement flat with no windows,"<ref name=Whitcomb/> on the [[Lower East Side]]. His father, unable to find comparable work as a cantor in New York, took a job at a [[kosher]] meat market and gave Hebrew lessons on the side, and struggled to support his family. He died a few years later when Irving was thirteen years old.  With only a few years of schooling, Irving found it necessary to take to the streets to help support his family.<ref name=NYT-obit>[http://www.nytimes.com/1989/09/23/obituaries/irving-berlin-nation-s-songwriter-dies.html?scp=2&sq=Irving%20Berlin%20dies&st=cse&pagewanted=2 “Irving Berlin, Nation's Songwriter, Dies”] ''New York Times'', September 23, 1989</ref> He became a newspaper boy, hawking ''The Evening Journal.'' On his first day of the job, according to Berlin’s biographer and friend, [[Alexander Woollcott]], the boy “stopped to look at a ship about to put out for China. So entranced was he that he failed to notice a swinging crane, and he was knocked into the river. When he was fished out, after going down for the third time, he was still holding in his clenched fist the five pennies that constituted his first day's receipts, his contribution to the family budget.”<ref name=NYT-obit/><ref name=Woollcott>Woollcott, Alexander. ''The Story of Irving Berlin'', Da Capo Press, 1983</ref>  His mother took jobs as a [[midwife]], and three of his sisters worked wrapping cigars, common for immigrant girls. His older brother worked in a sweatshop assembling shirts. Each evening, when the family came home from their day's work, Bergreen writes, "they would deposit the coins they had earned that day into Lena's outspread apron."<ref name="Bergreen"/> {{rp|11}}
 
-
Music historian, [[Philip Furia]], writes that when eight-year-old "Izzy" quit school to sell newspapers in the Bowery, he no doubt would "hear the hits of the day drift through the doors of saloons and restaurants" that lined the streets of New York. He found that if he sang some of the songs while selling papers, people would toss him coins in appreciation, which gave him a vision of things to come. One night to his mother, he "confessed his life's ambition—to become a singing waiter in a saloon."<ref name=Furia-Poets>Furia, Philip. ''The Poets of Tin Pan Alley'',  Oxford Univ. Press (1992)</ref>{{rp|48}}
 
-
 
-
Before turning fourteen, according to Woollcott, he began to realize that "he contributed less than the least of his sisters... and he was sick with a sense of his own worthlessness."<ref name=Woollcott/> Bergreen writes that it was at this point that he left home to become a "foot soldier in the city's ragged army of immigrants." Berlin entered a lifestyle along the [[Bowery]] where an entire subindustry of lodging houses had sprung up to shelter the thousands  of homeless boys choking the [[Lower East Side]] streets. "They were not settlement houses or charitable institutions; rather, they were [[Dickensian]] in their meanness, filth, and insensitivity to ordinary human beings."<ref name=Bergreen/>{{rp|15}}
 
-
 
-
===Early jobs===
 
-
With few survival skills and little education, he realized that formal employment was out of the question. His only ability was acquired from his father's vocation: singing. He joined with a few other youngsters and went to saloons on the Bowery to sing to customers. These itinerant young singers were common on the Lower East Side. He would sing a few of the popular ballads he heard on the street, hoping that customers would "pitch a few pennies in his direction." As Bergreen notes, "it was in these seamy surroundings that the runaway boy received his real and lasting education." Music became his sole source of income and he emerged culturally from the ghetto lifestyle, learning the "language of the street."
 
-
 
-
To survive he began to recognize the kind of songs that appealed to audiences: "well-known tunes expressing simple sentiments were the most reliable."<ref name=Bergreen/>{{rp|17}} He began plugging songs at [[Tony Pastor]]'s Music Hall in [[Union Square (New York City)|Union Square]] and finally, in 1906 when he was 18, working as a singing waiter at the Pelham Cafe in [[Chinatown]]. Besides serving drinks, he sang made-up "blue" parodies of hit songs to the delight of customers. Berlin biographer Charles Hamm writes that "in his free time he taught himself to play the piano."<ref name=Hamm>Hamm, Charles. ''Irving Berlin: Songs from the Melting Pot'', Oxford Univ. Press, 1997</ref> When the bar closed for the night, young Berlin would sit at a piano in the back and pick out tunes.<ref name=NYT-obit/> His first attempt at songwriting was "Marie From Sunny Italy," written in collaboration with the Pelham's resident pianist, Mike Nicholson.  The sheet music to this song made history because of a printer's error in the score.  The name printed on the cover read: 'I. Berlin.' <ref name=Freedland>Freedland, Michael.  'Irving Berlin', Stein and Day, 1974</ref> (Berlin never learned to play in more than one key and used a custom-made 1940 Weser Brothers piano with a transposing lever to change keys.)<ref>[http://americanhistory.si.edu/collections/object.cfm?key=35&objkey=59 Transposing Upright Piano]. [[National Museum of American History]].</ref>
 
-
 
-
Berlin admired the words to the songs but the rhythms were "kind of boggy". One night he delivered some hits by friend [[George M. Cohan]], another kid who was getting known on Broadway with his own songs. When Berlin ended with Cohan's "Yankee Doodle Boy," notes Whichtomb, "everybody in the joint applauded the feisty little fellow. Some tarts said they felt proud to be American; a couple of thugs, who specialized in chewing off ears and breaking legs, gave Izzy the nod. And Connors, the saloon's Irish owner, said, 'You know what you are, me boy? You're the Yiddishe Yankee Doodle!'"<ref name=Whitcomb/>{{rp|26}}
 
-
 
-
Nobel prize-winning author [[Rudyard Kipling]], living up the coast during that period, "was shocked and intrigued by the screeching squalor he found in the dirty gray tenement canyons of immigrant New York," writes Whitcomb. "He thought it worse than the notorious slums of Bombay. But he was impressed and moved by the Jews, noting the little immigrant boys saluting the Stars and Stripes." Kipling wrote, "For these immigrant Jews are a race that survives and thrives against all odds and flags."<ref name=Whitcomb/>{{rp|20}}
 
===Recognition as songwriter===
===Recognition as songwriter===
Строка 427: Строка 432:
==Music styles==
==Music styles==
[[Image:There's No Business Like Show Business movie poster.jpg|thumb|upright|[[There's No Business Like Show Business (film)|There's No Business Like Show Business]] (1954)]]
[[Image:There's No Business Like Show Business movie poster.jpg|thumb|upright|[[There's No Business Like Show Business (film)|There's No Business Like Show Business]] (1954)]]
-
Music critic [[Stephen Holden]] writes that composer [[Jerome Kern]] recognized that the essence of Irving Berlin's lyrics was his "faith in the American vernacular" and was so profound that his best-known songs "seem indivisible from the country's history and self-image." He adds that where the songs of Kern, [[George Gershwin]], [[Richard Rodgers]], [[Oscar Hammerstein II]] and [[Cole Porter]] brought together Afro-American, Latin American, rural pop, and European operetta, Berlin's music "did not strive to be lofty in that way." He adds that "The best of it is a simple, exquisitely crafted street song whose diction feels so natural that one scarcely notices the craft.... For all of their innovation, they seem to flow straight out of the rhythms and inflections of everyday speech."<ref name=NYT-87/>
+
Music critic [[Stephen Holden]] writes that composer [[Jerome Kern]] recognized that the essence of Irving Berlin's lyrics was his "faith in the American vernacular" and was so profound that his best-known songs "seem indivisible from the country's history and self-image." He adds that where the songs of Kern, [[George Gershwin]], [[Richard Rodgers]], [[Oscar Hammerstein II]] and [[Cole Porter]] brought together Afro-American, Latin American, rural pop, and European operetta, Berlin's music "did not strive to be lofty in that way." He adds that "The be
 +
 
 +
==Music styles==
 +
[[Image:There's No Business Like Show Business movie poster.jpg|thumb|upright|[[There's No Business Like Show Business (film)|There's No Business Like Show Business]] (1954)]]
 +
Music critic [[Stephen Holden]] writes that composer [[Jerome Kern]] recognized that the essence of Irving Berlin's lyrics was his st of it is a simple, exquisitely crafted street song whose diction feels so natural that one scarcely notices the craft.... For all of their innovation, they seem to flow straight out of the rhythms and inflections of everyday speech."<ref name=NYT-87/>
Wilder also explains Berlin's style of writing:
Wilder also explains Berlin's style of writing:
Строка 442: Строка 451:
During the early 1940s, Berlin became an enthusiastic reader of works by the 18th century English poet, [[Alexander Pope]]. He had a genuine "enthusiasm for Pope's lean, compact [[heroic couplets]]." He felt that Pope would have made a "brilliant lyric writer."<ref name=Life/>
During the early 1940s, Berlin became an enthusiastic reader of works by the 18th century English poet, [[Alexander Pope]]. He had a genuine "enthusiasm for Pope's lean, compact [[heroic couplets]]." He felt that Pope would have made a "brilliant lyric writer."<ref name=Life/>
-
In 2000, composer-lyricist [[Stephen Sondheim]] reflected on the greatest songs in the American Songbook, noting  "What distinguishes Berlin is the brilliance of his lyrics. 'You Can't Get a Man With a Gun'—that's as good a comic song as has ever been written by anybody. You look at the jokes and how quickly they're told, and it still has a plot to it. It's sophisticated and very underrated." <ref>Rich, Frank.[http://www.nytimes.com/2000/03/12/magazine/conversations-with-sondheim.html?scp "Conversations With Sondheim"] ''New York Times,'' March 12, 2000</ref>
+
In 2000, composer-lyricist [[Stephen Sondheim]] reflected on the greatest songs in the American Songbook, noting  "What distinguishes Berlin is the brilliance of his lyrics. 'You Can't Get a Man With a Gun'—that's as good a comic song as has ever been written by anybody. You look at the jokes and how quickly they're told, and it still has a plot to i according to musicologist [[Susannah McCorkle]]. Of the five top songwriters, only Porter and Berlin wrote both their words and music. However, she notes that Porter, unlike Berlin, was a [[Yale]]-educated and wealthy Midwesterner whose songs were not successful until he was in his thirties. However, she notes that it was t. It's sophisticated and very underrated." <ref>Rich, Frank.[http://www.nytimes.com/2000/03/12/magazine/conversations-with-sondheim.html?scp "Conversations With Sondheim"] ''New York Times,'' March 12, 2000</ref>
==Personal life==
==Personal life==
Строка 514: Строка 523:
/ref
/ref
It's a rare gift which sets Irving Berlin apart from all other contemporary songwriters. It is a gift which qualifies him, along with [[Stephen Foster]], [[Walt Whitman]], [[Vachel Lindsay]] and [[Carl Sandburg]], as a great American minstrel. He has caught and immortalized in his songs what we say, what we think about, and what we believe.-->
It's a rare gift which sets Irving Berlin apart from all other contemporary songwriters. It is a gift which qualifies him, along with [[Stephen Foster]], [[Walt Whitman]], [[Vachel Lindsay]] and [[Carl Sandburg]], as a great American minstrel. He has caught and immortalized in his songs what we say, what we think about, and what we believe.-->
 +
blockquote

Версия 09:05, 29 марта 2012

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
И́рвинг Бе́рлин
Irving Berlin
Файл:Irving Berlin NYWTS.jpg
Полное имя

Израиль Моисеевич Бейлин

Дата рождения

11 мая 1888(18880511)

Место рождения

Тюмень

Дата смерти

22 сентября 1989 (101 год)

Место смерти

Нью-Йорк

Страна

Соединённые Штаты Америки США

Профессии

композитор

Ирвинг Берлин (англ. Irving Berlin; наст. имя Израиль Исидор Бейлин, Израиль Моисеевич Бейлин[1]; 11 мая 1888, Тюмень, Российская империя — 22 сентября 1989, США) — американский композитор, который написал более 900 песен, 19 мюзиклов и музыку к 18 кинофильмам, в том числе знаменитую песню «God Bless America» ("Боже, благослови Америку"), считается одним из величайших композиторов в американской истории..

Содержание

Биография

Считается, что Ирвинг Берлин родился в Тюмени - одном из местечек в районе Могилёва, Белоруссия[2][3][4][5][6] в семье Моисея и Леи Бейлиных. В то же время в своих интервью 1930-1940 годов И. Берлин рассказывал, что появился на свет в Могилёве. Но когда Стивен Спилберг в 1980-х годах задумал снимать фильм о Берлине и встречался по этому поводу с композитором, тот неожиданно поведал, что на самом деле он родом из Тобольска.[7]

Его отец был хазаном в синагоге. Берлин вспоминал впоследствии, как их дом на его глазах сгорел дотла, подожжённый погромщиками.[8]:10[9]:19

Поселение в Нью-Йорке

Вскоре после рождения будущего композитора семья переехала в белорусский Толочин. Уже оттуда Бейлины нелегально бежали через границу и через порт Антверпен на корабле "Rhynland" отправились в Нью-Йорк, США,[9]:14 куда прибыли 14 сентября 1893 года.

В конце концов они остановились на Черри-стрит, в "холодной сырой подвальной квартире без окон",[9] в районе Нижнего Ист-Сайда (Lower East-Side). Его отец не смог найти место кантора в Нью-Йорке, устроился на работу в кошерный мясной магазин и преподавал иврит на стороне, чтобы содержать семью. Он умер несколько лет спустя, когда Ирвингу было тринадцать лет.

Проучившись в школе лишь два года, Ирвинг счел необходимым выйти на улицы, чтобы поддержать свою семью.[10]

Первые работы

Он стал посыльным в лавке, потом торговал газетами вразнос в районе Бауэри. В первый день работы он засмотрелся на корабль в порту и был сбит в реку портовым краном. С третьей попытки его вытащили из воды, сжимающего в кулаке пять центов - первый заработок для семьи.[10][11] Мать стала работать акушеркой, три его сестры работали на упаковке сигар, а его старший брат работал в потогонной швейной мастерской.[8] :11

На улицах "Иззи" постоянно слышал песни из-за дверей салунов и ресторанов. Он обнаружил, что если петь при продаже газет, то можно получить ещё немного денег. Он захотел устроиться в салун "поющим официантом".[12]:48

Ещё до четырнадцати лет он ушёл из дому, чтобы не быть в тягость семье, и стал жить в ночлежках Бауэри.[8]:15 Там он изучил в совершенстве английский язык и местную музыкальную традицию. С компанией таких же мальчишек он ходил по салунам и пел баллады, услышанные на улице. Репертуар выбирался такой, который нравился сидящей там публике.[8]:17 Постепенно он начал использовать песни, услышанные в мюзик-холле. В 1906 году он получил место "поющего официанта" в кафе. Подавая напитки, он пел похабные пародии (своего сочинения) на популярные песни, что нравилось посетителям. Исполнение песен в американском народном стиле, особенно песни Джорджа Коэна "Янки дудл бой" ("Yankee Doodle Boy") вызывали восхищение страшноватой публики в баре.[9]:26

В свободное время он самостоятельно научился играть на пианино.[13] Правда, не до конца: он не умел менять ключи, и позднее заказал специальное пианино со сменными ключами.[14]

В баре, по ночам он садился к инструменту и подбирал мелодии.[10] По заказу хозяина кафе 18-летний официант написал свою первую песню, «Мэри из солнечной Италии» в соавторстве с пианистом Майклом Николсоном. Гонорар автора составил 37 центов.[15] В 1907 году будущий композитор захотел впервые издать песню, а наборщики в типографии по небрежности исказили имя заказчика. Благодаря этой ошибке композитор вошёл в историю под фамилией Берлин.[16] Правда, история умалчивает о причине превращения имени Израиль в Ирвинг.


Смерть

Ирвинг Берлин умер во сне 22 сентября 1989 года. Его зять известил об этом прессу, и когда его спросили, умер ли Берлин от какой-либо болезни, он ответил: «Нет, ему был 101 год, он просто уснул».

Память и наследие

Незадолго перед этим покинувший пост президента США Рональд Рейган, которому Берлин когда-то советовал подумать о карьере артиста, прислал на смерть композитора соболезнование. А действующий президент Джордж Буш-старший на похоронной церемонии в Бостоне возглавил траурную колонну, певшую «God Bless America», а затем выступил с речью, в которой назвал И. Берлина «легендарным человеком, чьи слова и музыка будут помогать пониманию истории нашего народа».[17]

По мотивам жизни Ирвинга Берлина, символизирующей собой воплощение «американской мечты», в 1986 году снят мультфильм «Американский хвост» (An American Tail), продюсером которого выступил Стивен Спилберг.

Творчество

Американский композитор Джером Керн заявил:

« Говорить о месте Ирвинга Берлина в истории американской музыки невозможно, ибо он сам — эта история![18] »

Композитор Джордж Гершвин назвал его "величайшим песенным композитором, который когда-либо жил",[19]

Влияние И. Берлина на создание американской песни вполне сравнимо с влиянием Исаака Дунаевского на создание советской песни. Он писал музыку и тексты в американском народном стиле.

За свою жизнь И. Берлин создал полторы тысячи песен (из которых 50 считаются хитами), написал музыку для 19 театральных постановок и 15 фильмов. Его песни 25 раз занимали первые места в хит-парадах, их исполняли самые знаменитые певцы Америки.

Первое признание композитору принесла песня «Александр рэгтайм бенд» (1912), вызвавший "танцевальное безумие" во всей Европе, вплоть до России.

Самое же известное произведение Берлина — гимн «Боже, благослови Америку» (God Bless America), считающийся неофициальным гимном США (1918). Гимн написан для бродвейского шоу «Гип-гип, Яфанк!», но автор посчитал песню не соответствующей юмористическому характеру спектакля. Поэтому премьера песни отсрочилась ровно на 20 лет, к кануну Второй мировой войны. Причём И. Берлин с трудом разыскал потом песню и изменил в ней несколько фраз.

Впервые песня прозвучала по радио вечером 11 ноября 1938 года. А уже через 7 месяцев во время исполнения песни на День Поминовения в Бруклине собравшиеся встали и сняли шляпы, как при исполнении национального гимна. В том же 1939 году Кейт Смит спела «God Bless America» на Всемирной выставке в Нью-Йорке. К этому времени было продано свыше 400 тысяч экземпляров песни.

Песня «Боже, благослови Америку» вошла в патриотический мюзикл «Это армия». Посмотрев мюзикл в феврале 1944 года, генерал Эйзенхауэр настоял на том, чтобы спектакль показывали на всех фронтах. В итоге за полтора года мюзикл увидели 2,5 млн. зрителей по всему американскому театру военных действий.

Права на песню и все доходы (на ней заработано шесть миллионов долларов) Берлин подарил скаутской организации «New York City Scouts Youth Organization» со словами:

« На патриотизме зарабатывать нельзя. »

Также среди наиболее известных произведений Берлина — песня «Puttin' on the Ritz» (1929), которую называют неофициальным гимном Голливуда, и «The White Christmas» ("Белое Рождество") — один из культовых символов рождественских праздников в Америке.

Песня «White Christmas» дебютировала в 1942 году в фильме «Отель на праздники» («Holiday Inn») в исполнении Бинга Кросби. Поначалу песня не произвела впечатления. Но затем её стали петь американские солдаты, сражающиеся за рубежом на полях Второй мировой войны. Песня выражала их тоску по дому и родным. Уже будучи глубоким стариком, Берлин услышал «White Christmas» в исполнении Элвиса Пресли и пришёл в ужас. «White Christmas» вошла в Книгу рекордов Гиннесса как самая продаваемая песня XX века: продано более 30 миллионов пластинок.[20][21]

Рождению своего первого ребёнка автор американского гимна посвятил «Русскую колыбельную» (Russian Lullaby), которая была признана лучшей песней 1927 года.

Награды и почести

  • Получил армейскую медаль за заслуги 2 октября 1945 от генерала Джорджа К. Маршалла по указанию президента Гарри Трумэна, за написание музыки и текстов спектакля "Это армия".
  • Премия Tony в 1951 году за лучшую музыку к мюзиклу Call Me Мадам.
  • Получил специальную Золотую медаль Конгресса в 1954 году от президента Дуайта Эйзенхауэр за создание песни "God Bless America". Берлин также написал три песни для его избирательной кампании, в том числе "I Like Ike».
  • Получил специальную премию Tony (Нью-Йорк) в 1963 году за вклад в американский мюзикл.
  • Премия Грэмми за заслуги в 1968 году.
  • Помещён в Зал славы сочинителей в 1970 году.
  • Награждён Президентской медалью Свободы в 1977 году президентом Джеральдом Фордом
  • Получил премию Tony Лоуренса Лангнера (Нью-Йорк) в 1978 году за выдающуюся жизнь в американском театре.
  • Награжден (заочно) Медалью Свободы в ходе празднования столетия Статуи Свободы в 1986 году.
  • Празднование столетнего юбилея - концерт в пользу Карнеги-Холла и ASCAP 11 мая 1988 года.
  • Отмечен звездой на Голливудской аллее славы.

Музыкальные произведения

Приведенный ниже список включает в себя основные производения Берлина. Хотя некоторые из пьес, где звучат его песни были позже переделаны в сценарии к фильмам, список не будет включать в себя фильм, если он не был основным композитором.[8]

Произведения

  • "Watch Your Step" (1914)
  • "Stop! Look! Listen!" (1915)
  • "The Century Girl" (1916)
  • "Yip Yip Yaphank" (1918)
  • "Ziegfeld Follies" (1919)
  • "Music Box Revue" (1921)
  • "Music Box Revue" (1922)
  • "Music Box Revue" (1923)
  • "Music Box Revue" (1924)
  • "The Cocoanuts" (1925)
  • "Face the Music" (1932)
  • "As Thousands Cheer" (1933)
  • "Louisiana Purchase" (1940)
  • "This Is the Army" (1942)
  • "Annie Get Your Gun" (1946)
  • "Miss Liberty" (1949)
  • "Call Me Madam" (1950)
  • "Mr. President" (1962)

Список фильмов

  • The Cocoanuts (1929)
  • Puttin' on the Ritz (1930)
  • Top Hat (1935)
  • Follow the Fleet (1936)
  • On the Avenue (1937)
  • Carefree (1938)
  • Alexander's Ragtime Band (1938)
  • Second Fiddle (1939)
  • Holiday Inn (1942)
  • This Is the Army (1943)
  • Easter Parade (1948)
  • Annie Get Your Gun (1950)
  • Call Me Madam (1953)
  • There's No Business Like Show Business (1954)
  • White Christmas (1954)

Списки песен

List of 850 Irving Berlin songs

Записи

Видеозаписи

Источники и ссылки

Литература

  • Irving Berlin: A Daughter's Memoir. — 1994. — ISBN 0-671-72533-5
  • David Carson Berry (2001). “Gambling with Chromaticism? Extra-Diatonic Melodic Expression in the Songs of Irving Berlin,” Theory and Practice 26, 21–85.
  • David Carson Berry (1999). “Dynamic Introductions: The Affective Role of Melodic Ascent and Other Linear Devices in Selected Song Verses of Irving Berlin,” Intégral 13, 1–62.
  • Word Crazy, Broadway Lyricists from Cohan to Sondheim. — 1991. — ISBN 0-275-93849-2
  • White Christmas: The Story of an American Song. — 2002. — ISBN 0-743-21875-2

Примечания

  1. Passenger Record for Israel Beilin
  2. Не путать с сибирским городом!
  3. Центральный Еврейский Ресурс
  4. U.S. Virtual Consulate Tyumen
  5. Сиротин А. Еврей из Тюмени - гордость Америки
  6. Jewish.ru
  7. "Мюзик-холл": американская музыка - это он.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 Bergreen, Laurence. As Thousands Cheer, Viking Penguin, 1990
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 Whitcomb, Ian. Irving Berlin and Ragtime America, Limelight Editions (1988)
  10. 10,0 10,1 10,2 “Irving Berlin, Nation's Songwriter, Dies” New York Times, September 23, 1989
  11. Woollcott, Alexander. The Story of Irving Berlin, Da Capo Press, 1983
  12. Furia, Philip. The Poets of Tin Pan Alley, Oxford Univ. Press (1992)
  13. Hamm, Charles. Irving Berlin: Songs from the Melting Pot, Oxford Univ. Press, 1997
  14. Transposing Upright Piano. National Museum of American History.
  15. Супер-пупер, или Всё в шоколаде.
  16. Freedland, Michael. 'Irving Berlin', Stein and Day, 1974
  17. Нехамкин Э. Пять песен Ирвинга Берлина.
  18. "Pop View; Irving Berlin's American Landscape" New York Times, May 10, 1987
  19. Wyatt, Robert; Johnson, John A. The George Gershwin Reader, Oxford Univ. Press (2004)
  20. Клигман Л. «Народные» песни и их создатели.
  21. Вергасов Ф. Джазовая импровизация.

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.


blockquote

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация