Ирвинг Берлин

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 71: Строка 71:
{{quote|Говорить о месте Ирвинга Берлина в истории американской музыки невозможно, ибо он сам — эта история!<ref>[http://www.nytimes.com/1987/05/10/arts/pop-view-irving-berlin-s-american-landscape.html?scp=1&sq=Irving%20Berlin's%20American%20landscape&st=cse "Pop View; Irving Berlin's American Landscape" New York Times, May 10, 1987]</ref>}}
{{quote|Говорить о месте Ирвинга Берлина в истории американской музыки невозможно, ибо он сам — эта история!<ref>[http://www.nytimes.com/1987/05/10/arts/pop-view-irving-berlin-s-american-landscape.html?scp=1&sq=Irving%20Berlin's%20American%20landscape&st=cse "Pop View; Irving Berlin's American Landscape" New York Times, May 10, 1987]</ref>}}
-
Композитор [[Гершвин, Джордж|Джордж Гершвин]] назвал его "величайшим песенным композитором, который когда-либо жил",<ref>Wyatt, Robert; Johnson, John A. The George Gershwin Reader, Oxford Univ. Press (2004)</ref>
+
Композитор [[Гершвин, Джордж|Джордж Гершвин]] назвал его "величайшим песенным композитором, который когда-либо жил",<ref name=Gershwin>Wyatt, Robert; Johnson, John A. ''The George Gershwin Reader'', Oxford Univ. Press (2004)</ref>
-
Влияние И. Берлина на создание американской песни вполне сравнимо с влиянием [[Исаак Дунаевский|Исаака Дунаевского]] на создание советской песни. Он писал музыку и тексты в американском народном стиле.
+
Влияние И. Берлина на создание американской песни вполне сравнимо с влиянием [[Исаак Дунаевский|Исаака Дунаевского]] на создание советской песни. Он писал музыку и тексты в американском народном стиле. Он использовал все стили американской народной музыки, которые существовали в то время, музыку всех этнических групп, а также европейской оперетты.<ref name=NYT-87/><ref name=McCorkle/>
За свою жизнь И. Берлин создал полторы тысячи песен (из которых 50 считаются хитами), написал музыку для 19 театральных постановок и 15 фильмов. Его песни 25 раз занимали первые места в хит-парадах, их исполняли самые знаменитые певцы Америки.
За свою жизнь И. Берлин создал полторы тысячи песен (из которых 50 считаются хитами), написал музыку для 19 театральных постановок и 15 фильмов. Его песни 25 раз занимали первые места в хит-парадах, их исполняли самые знаменитые певцы Америки.
[[Image:Berlin1911.jpg|thumb|upright|Радость первого успеха - 1911 год]]
[[Image:Berlin1911.jpg|thumb|upright|Радость первого успеха - 1911 год]]
 +
 +
Берлин говорил, что не верит во вдохновение, и все свои песни создал с большим трудом. Его дочка вспоминала, что в 1946 году он писал песни для нового мюзикла сутками без перерыва и "потел кровью". Однажды он спросил своего друга, композитора Герберта, надо ли ему учиться композиции. Тот ответил, что у Берлина природный дар создания слов и музыки, так что изучение композиции, может быть, и даст ему что-нибудь, но закрепостит его стиль.<ref name=NYT-obit/>
 +
==== До 1920 года ====
==== До 1920 года ====
Первое признание композитору принесла песня «Александр рэгтайм бенд» (1911).
Первое признание композитору принесла песня «Александр рэгтайм бенд» (1911).
Строка 92: Строка 95:
К 1918 году он написал сотни песен, в основном на актуальные темы, которые пользовались краткосрочной популярностью. Многие песни были для появившихся тогда новых танцев.<ref name=Furia-Poets/>{{rp|53}}
К 1918 году он написал сотни песен, в основном на актуальные темы, которые пользовались краткосрочной популярностью. Многие песни были для появившихся тогда новых танцев.<ref name=Furia-Poets/>{{rp|53}}
-
Одним из ключевых песен, которые написал Берлин на переходе от рэгтайма к лирическим балладм была "Красивая девушка похожа на мелодию" (1919), который считался одним из главных произведений Берлина. Впоследствии она вошла в фильм, снятый в 1936 году.<ref>[http://www.dailymotion.com/video/x3ick8_a-pretty-girl-is-like-a-melody-the_shortfilms (Watch)]</ref><ref name=Furia-Poets/>{{rp|53}}
+
Одним из ключевых песен, которые написал Берлин на переходе от рэгтайма к лирическим балладам была "Красивая девушка похожа на мелодию" (1919), который считался одним из главных произведений Берлина. Впоследствии она вошла в фильм, снятый в 1936 году.<ref>[http://www.dailymotion.com/video/x3ick8_a-pretty-girl-is-like-a-melody-the_shortfilms (Watch)]</ref><ref name=Furia-Poets/>{{rp|53}}
После вступления США в [[Первая мировая война|Первую мировую войну]] президент призвал всех забыть об этнических корнях и быть прежде всего американцами. Берлин включился в культурно-пропагандистскую работу и стал писать песни в духе указаний президента: "Let's All Be Americans Now."<ref name=Whitcomb/>{{rp|197}} Его призвали в армию и поручили делать то же самое: писать патриотические песни. Он написал музыкальное ревью "Ип Ип Япанк" ("Yip Yip Yaphank"). Оно было поставлено на Бродвее, где играл сам Берлин. Доходы от представлений (всего $150,000) шли в пользу военного лагеря. Сержант Берлин и участники представления получили благодарность о командования.<ref name=Whitcomb/>{{rp|199}}<ref>[http://www.youtube.com/watch?v=34m5SPPZXQc Watch]</ref>  
После вступления США в [[Первая мировая война|Первую мировую войну]] президент призвал всех забыть об этнических корнях и быть прежде всего американцами. Берлин включился в культурно-пропагандистскую работу и стал писать песни в духе указаний президента: "Let's All Be Americans Now."<ref name=Whitcomb/>{{rp|197}} Его призвали в армию и поручили делать то же самое: писать патриотические песни. Он написал музыкальное ревью "Ип Ип Япанк" ("Yip Yip Yaphank"). Оно было поставлено на Бродвее, где играл сам Берлин. Доходы от представлений (всего $150,000) шли в пользу военного лагеря. Сержант Берлин и участники представления получили благодарность о командования.<ref name=Whitcomb/>{{rp|199}}<ref>[http://www.youtube.com/watch?v=34m5SPPZXQc Watch]</ref>  
Строка 147: Строка 150:
=== После войны ===
=== После войны ===
В 1946 году Берлин написал и поставил мюзикл "Энни получает твоё ружьё" по мотивам биографии снайпера Энни Оакли. Спектакль выдержал 1147 представлений.<ref name=NYT-87/><ref name=McCorkle/>
В 1946 году Берлин написал и поставил мюзикл "Энни получает твоё ружьё" по мотивам биографии снайпера Энни Оакли. Спектакль выдержал 1147 представлений.<ref name=NYT-87/><ref name=McCorkle/>
-
 
+
[[Image:There's No Business Like Show Business movie poster.jpg|thumb|upright|Кадр из фильма "Нет занятия лучше шоу-бизнеса" (1954)]]
С конца 1940-х до 1960-х Берлин писал и ставил музыкальные пьесы. Некоторые из них пользовались успехом, другие нет. В 1962 году он решил уйти на пенсию, но вернулся на Бродвей с новой пьесой "Презитдент". Она продержалась восемь месяцев, но удачей не стала.
С конца 1940-х до 1960-х Берлин писал и ставил музыкальные пьесы. Некоторые из них пользовались успехом, другие нет. В 1962 году он решил уйти на пенсию, но вернулся на Бродвей с новой пьесой "Презитдент". Она продержалась восемь месяцев, но удачей не стала.
После этого Берлин окончательно ушёл на покой и провёл оставшиеся годы в [[Нью-Йорк]]е.
После этого Берлин окончательно ушёл на покой и провёл оставшиеся годы в [[Нью-Йорк]]е.
 +
 +
== Личная жизнь ==
 +
=== Браки ===
 +
В 1912 году он женился на Дороти Гец. Она умерла через полгода от тифа, которым заразилась во время их медового месяца в Гаване.
 +
[[Image:IrvingBerlinEllenMackayBain.jpg|thumb|upright|<center>С женой Эллин, 1920-е годы</center>]]
 +
 +
В 1925 году он встретил и полюбил Эллен Маккей. Её отец-католик был богат и был против брака дочери с евреем-эмигрантом, причём без больших доходов. Он отправил её в Европу в надежде, что там она найдёт кого-нибудь другого. Берлин обращался к ней по радио со специально написанными песнями "Помни" и "Всегда". Газеты выжимали из этой истории всё, что могли. Когда Эллин вернулась из Европы, они поженились в муниципалитете без гостей и внимания прессы, но с благословения матери невесты.<ref name=Furia/><ref>"Ellin Mackay Wed to Irving Berlin; Surprises Father", ''New York Times'', page one, January 5, 1926</ref>
 +
 +
Отец Элллин разорвал оношения с ней и лишил ееё наследства. Берлин передал ей официальные права на несколько песен, в том числе на "Всегда", которую до сих пор играют на свадьбах, обеспечив ей солидный доход при любом развитии событий. В течение нескольких лет г-н Маккей не разговаривает с Берлиным. Во время Великой депрессии он разорился, и Берлин выручил его.
 +
 +
Они прожили вместе до смерти Эллин в 1988 году в возрасте 85 лет. У них было четверо детей: Ирвинг (умер в младенчестве); Мэри Эллин Барретта и Элизабет Ирвин Питерс (живут в Нью-Йорке) и Линда Луиза Эммет, которая живёт в Париже.<ref name=NYT-obit/>
 +
=== Смерть ===
=== Смерть ===
Строка 313: Строка 328:
<!--  
<!--  
-
 
-
==Songwriting methods==
 
-
According to Saul Bornstein, Berlin's publishing company manager, "It was a ritual for Berlin to write a complete song, words and music, every day."<ref name=Wilder>Wilder, Alec. ''American Popular Song: The Great Innovators, 1900–1950'', Oxford Univ. Press (1972)</ref>{{rp|92}} Berlin has said that he "does not believe in inspiration," and feels that although he may be gifted in certain areas, his "most successful compositions were the "result of work." In an interview in 1916, when he was 28, he said:
 
-
 
-
<blockquote>I do most of my work under pressure. When I have a song to write I go home at night, and after dinner about 8 I begin to work. Sometimes I keep at it till 4 or 5 in the morning. I do most of my writing at night, and although I have lived in the same apartment four years there has never been a complaint from any of my neighbors.... Each day I would attend rehearsals and at night write another song and bring it down the next day.<ref name=NYT-1916/></blockquote>
 
-
 
-
Not always certain about his own writing abilities, he once asked a songwriter friend, Mr. Herbert, whether he should study composition. "You have a natural gift for words and music," Mr. Herbert told him. "Learning theory might help you a little, but it could cramp your style." Berlin took his advice. Herbert later became a moving force behind the creation of ASCAP, the [[American Society of Composers, Authors and Publishers]]. In 1914, Berlin joined him as a charter member of the organization that has protected the royalties of composers and writers ever since.<ref name=NYT-obit/>
 
-
 
-
Years later, he was asked whether he ever studied lyrical writing:
 
-
 
-
<blockquote>I never have, because if I don't know them I do not have to observe any rules and can do as I like, which is much better for me than if I allowed myself to be governed by the rules of versification. In following my own method I can make my jingles fit my music or vice versa with no qualms as to their correctness. Usually I compose my tunes and then fit words to them, though sometimes it's the other way about.<ref name=NYT-1916/></blockquote>
 
-
 
-
In later years he would emphasize his conviction, saying that "it's the lyric that makes a song a hit, although the tune, of course, is what makes it last."<ref name=Furia/>{{rp|234}}
 
-
 
-
According to music historian Alec Wilder, it was well known that Berlin, unable to write his own music, paid a professional musician to harmonize and write his music, but always did so under his close supervision. He notes that "though Berlin may seldom have played acceptable harmony, he nevertheless, by some mastery of his inner ear, senses it, in fact writes many of his melodies with this natural, intuitive harmonic sense at work in his head, but not in his hands."<ref name=Wilder/>{{rp|93}}
 
-
 
-
As a result, Wilder concludes that many admirers of the music of [[Jerome Kern]], [[Richard Rodgers]], and [[Cole Porter]] were unlikely to consider Berlin's work in the same category. But he feels that was due primarily to "forgetfulness and confusion," making them inclined to minimize his talent. He writes:
 
-
 
-
<blockquote>They forget "Soft Lights and Sweet Music,' 'Supper Time,' and 'Cheek to Cheek' because they are confused by his also having written 'What'll I Do?' and 'Always.'  The solid, straightforward pop songs of Berlin are minor masterpieces of economy, clarity, and memorability. But they give little hint of the much more sophisticated aspects of his talent as it is revealed in his theater and film music.<ref name=Wilder/></All Alone.blockquote>
 
-
 
-
Wilder tries to describe the source of Berlin's gift for songwriting: "In his lyrics as in his melodies, Berlin reveals a constant awareness of the world around him: the pulse of the times, the society in which his is functioning. There is nothing of the hothouse about his work, urban though it may be."<ref name=Wilder/>
 
-
 
-
==Music styles==
 
-
[[Image:There's No Business Like Show Business movie poster.jpg|thumb|upright|[[There's No Business Like Show Business (film)|There's No Business Like Show Business]] (1954)]]
 
-
Music critic [[Stephen Holden]] writes that composer [[Jerome Kern]] recognized that the essence of Irving Berlin's lyrics was his "faith in the American vernacular" and was so profound that his best-known songs "seem indivisible from the country's history and self-image." He adds that where the songs of Kern, [[George Gershwin]], [[Richard Rodgers]], [[Oscar Hammerstein II]] and [[Cole Porter]] brought together Afro-American, Latin American, rural pop, and European operetta, Berlin's music "did not strive to be lofty in that way." He adds that "The be
 
-
 
-
==Music styles==
 
-
[[Image:There's No Business Like Show Business movie poster.jpg|thumb|upright|[[There's No Business Like Show Business (film)|There's No Business Like Show Business]] (1954)]]
 
-
Music critic [[Stephen Holden]] writes that composer [[Jerome Kern]] recognized that the essence of Irving Berlin's lyrics was his st of it is a simple, exquisitely crafted street song whose diction feels so natural that one scarcely notices the craft.... For all of their innovation, they seem to flow straight out of the rhythms and inflections of everyday speech."<ref name=NYT-87/>
 
-
Wilder also explains Berlin's style of writing:
 
-
 
-
<blockquote>Whatever idealism some of his songs revealed, the core of his work has been eminently practical: his has been truly a body of work... his approach to songwriting is that of a craftsman rather than a composer.... I have been searching assiduously for stylistic characteristics in Berlin, but I can't find any. I find great songs, good songs, average songs, and commercial songs. But I find no clue to a single, or even duple, point of view in the music.<ref name=McCorkle/>{{rp|76}}</blockquote>
 
-
 
-
Berlin did state a stylistic goal early in his career: to write a "syncopated operetta." He said, "If I were assigned the task of writing an American opera I should not follow the style of the masters, whose melodies can never be surpassed. Instead I would write a syncopated opera, which, if it failed, would at least possess the merit of novelty. That is what I really want to do eventually—write a syncopated operetta."<ref name=NYT-1916/> Two decades later, composer [[George Gershwin]] wrote, "I have learned many things from Irving Berlin, but the most precious lesson has been that ragtime—or jazz, as its more developed state was later called—was the only musical idiom in existence that could aptly express America."<ref name=Gershwin/>{{rp|117}}
 
-
 
-
Many musicians and music historians have attempted to define the qualities about Berlin's songs that made them unique. Gershwin once tried:
 
-
 
-
<blockquote>His music has that vitality—both rhythmic and melodic—which never seems to lose any of its exuberant freshness; it has  (1929)
 
-
This waltz-time hit went to #2 with [[Rudy Vallee]] and in 1937 reached #1 with [[Tommy Dorsey]]. It was again on the charts at #13 in 1953 for [[The Four Tunes]] and at #15 for [[the Bachelors]] in 1965–36 years after its first appearance.that rich, colorful melodic flow which is ever the wonder of all those of who, too, compose songs; his ideas are endless.<ref name=Gershwin>Wyatt, Robert; Johnson, John A. ''The George Gershwin Reader'', Oxford Univ. Press (2004)</ref>{{rp|117}}</blockquote>
 
-
 
-
Among Berlin's contemporaries was [[Cole Porter]], whose music style was often considered more "witty, sophisticated, [and] dirty," according to musicologist [[Susannah McCorkle]]. Of the five top songwriters, only Porter and Berlin wrote both their words and music. However, she notes that Porter, unlike Berlin, was a [[Yale]]-educated and wealthy Midwesterner whose songs were not successful until he was in his thirties. However, she notes that it was "Berlin [who] got Porter the show that launched his career."<ref name=McCorkle/>{{rp|76}}
 
-
 
-
During the early 1940s, Berlin became an enthusiastic reader of works by the 18th century English poet, [[Alexander Pope]]. He had a genuine "enthusiasm for Pope's lean, compact [[heroic couplets]]." He felt that Pope would have made a "brilliant lyric writer."<ref name=Life/>
 
-
 
-
In 2000, composer-lyricist [[Stephen Sondheim]] reflected on the greatest songs in the American Songbook, noting  "What distinguishes Berlin is the brilliance of his lyrics. 'You Can't Get a Man With a Gun'—that's as good a comic song as has ever been written by anybody. You look at the jokes and how quickly they're told, and it still has a plot to i according to musicologist [[Susannah McCorkle]]. Of the five top songwriters, only Porter and Berlin wrote both their words and music. However, she notes that Porter, unlike Berlin, was a [[Yale]]-educated and wealthy Midwesterner whose songs were not successful until he was in his thirties. However, she notes that it was t. It's sophisticated and very underrated." <ref>Rich, Frank.[http://www.nytimes.com/2000/03/12/magazine/conversations-with-sondheim.html?scp "Conversations With Sondheim"] ''New York Times,'' March 12, 2000</ref>
 
-
 
-
==Personal life==
 
-
===Marriages===
 
-
In 1912, he married [[Dorothy Goetz]], the sister of the songwriter [[E. Ray Goetz]]. She died six months later of [[typhoid fever]], which she contracted during their honeymoon in [[Havana]]. The song he wrote to express his grief, "When I Lost You," was his first ballad.
 
-
 
-
[[Image:IrvingBerlinEllenMackayBain.jpg|thumb|upright|<center>With wife Ellin, c. 1920s</center>]]
 
-
Years later in the 1920s, he fell in love with a young heiress, Ellin Mackay, the daughter of Clarence Mackay, the socially prominent head of the Postal Telegraph Cable Company. Because Berlin was Jewish and she was Catholic, their life was followed in every possible detail by the press, which found the romance of an immigrant from the Lower East Side and a young heiress a good story.<ref name=NYT-obit/>
 
-
 
-
They met in 1925, and her father opposed the match from the start. He went so far as to send her off to Europe to find other suitors and forget Mr. Berlin. However, Berlin wooed her over the airwaves with his songs, "Remember" and "Always." His biographer, [[Philip Furia]], writes that "even before Ellin returned from Europe, newspapers rumored they were engaged, and Broadway shows featured skits of the lovelorn songwriter...." During the week after her return, both she and Berlin were "besieged by reporters, sometimes fifty at a time." ''Variety'' reported that her father had vowed their marriage "would only happen 'over my dead body.'"<ref name=Furia/> As a result they decided to elope and were married in a simple civil ceremony at the Municipal Building away from media attention.
 
-
 
-
A front-page story in the ''New York Times'' about the wedding stated, "Although Broadway for months had expected the one-time newsboy and Bowery singer of songs to wed the prominent young society girl... the marriage took Clarence H. Mackay, father of the bride, completely by surprise. He was reported to have been stunned when he learned from a third person of the Municipal Building ceremony." However, the bride's mother, who was divorced from Mr. Mackay, was apparently not of the same mind according to the story: "in fact, some quarters pictured her as desirous of seeing her daughter follow the dictates of her own heart. It was reported that the couple motored to the home of Mrs. Blake [her mother], early in the evening and obtained her blessing."<ref>"Ellin Mackay Wed to Irving Berlin; Surprises Father", ''New York Times'', page one, January 5, 1926</ref>
 
-
 
-
There were also reports that her father disowned his daughter because of the marriage. Berlin then assigned all rights to a number of popular songs, including "Always," a song still played at weddings, thereby guaranteeing her a steady income regardless of what might happen with their marriage. For some years, Mr. Mackay was not on speaking terms with the Berlins''';''' however, during the [[Great Depression|Depression]] five years later, Berlin is said to have bailed out his father-in-law when he suffered because of the stock market crash.<ref name=NYT-obit/>
 
-
 
-
Their marriage remained a love affair and they were inseparable until she died in July 1988 at the age of 85. They had four children during their 63 years of marriage: Irving, who died in infancy; [[Mary Ellin Barrett]] and Elizabeth Irving Peters of New York, and Linda Louise Emmet, who lived in Paris.<ref name=NYT-obit/>
 
===Lifestyle===
===Lifestyle===
Строка 442: Строка 397:
Frazier, George. ''Life Magazine'', April 5, 1943, pgs. 79–88
Frazier, George. ''Life Magazine'', April 5, 1943, pgs. 79–88
  Some of his songs have become holiday anthems, such as
  Some of his songs have become holiday anthems, such as
 +
''Variety'' reported that her father had vowed their marriage

Версия 12:15, 22 мая 2012

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
И́рвинг Бе́рлин
Irving Berlin
Файл:Irving Berlin NYWTS.jpg
Полное имя

Израиль Моисеевич Бейлин

Дата рождения

11 мая 1888(18880511)

Место рождения

Тюмень

Дата смерти

22 сентября 1989 (101 год)

Место смерти

Нью-Йорк

Страна

Соединённые Штаты Америки США

Профессии

композитор

Ирвинг Берлин (англ. Irving Berlin; наст. имя Израиль Исидор Бейлин, Израиль Моисеевич Бейлин[1]; 11 мая 1888, Тюмень, Российская империя — 22 сентября 1989, США) — американский композитор, который написал более 900 песен, 19 мюзиклов и музыку к 18 кинофильмам, в том числе знаменитую песню «God Bless America» ("Боже, благослови Америку"), считается одним из величайших композиторов в американской истории..

Содержание

Биография

Считается, что Ирвинг Берлин родился в Тюмени - одном из местечек в районе Могилёва, Белоруссия[2][3][4][5][6] в семье Моисея и Леи Бейлиных. В то же время в своих интервью 1930-1940 годов И. Берлин рассказывал, что появился на свет в Могилёве. Но когда Стивен Спилберг в 1980-х годах задумал снимать фильм о Берлине и встречался по этому поводу с композитором, тот неожиданно поведал, что на самом деле он родом из Тобольска.[7]

Жизнь в Белоруссии

Его отец был хазаном в синагоге. Берлин вспоминал впоследствии, как их дом на его глазах сгорел дотла, подожжённый погромщиками.[8]:10[9]:19

Вскоре после рождения будущего композитора семья переехала в белорусский Толочин. Уже оттуда Бейлины нелегально бежали через границу и через порт Антверпен на корабле "Rhynland" отправились в Нью-Йорк, США,[9]:14 куда прибыли 14 сентября 1893 года.

Поселение в Нью-Йорке

В конце концов они остановились на Черри-стрит, в "холодной сырой подвальной квартире без окон",[9] в районе Нижнего Ист-Сайда (Lower East-Side). Его отец не смог найти место кантора в Нью-Йорке, устроился на работу в кошерный мясной магазин и преподавал иврит на стороне, чтобы содержать семью. Он умер несколько лет спустя, когда Ирвингу было тринадцать лет.

Проучившись в школе лишь два года, Ирвинг счел необходимым выйти на улицы, чтобы поддержать свою семью.[10]

Первые работы

Файл:Irving Berlin 1906.jpg
Берлин на своей первой работе с музыкальным издательством в возрасте 18 лет

Он стал посыльным в лавке, потом торговал газетами вразнос в районе Бауэри. В первый день работы он засмотрелся на корабль в порту и был сбит в реку портовым краном. С третьей попытки его вытащили из воды, сжимающего в кулаке пять центов - первый заработок для семьи.[10][11] Мать стала работать акушеркой, три его сестры работали на упаковке сигар, а его старший брат работал в потогонной швейной мастерской.[8] :11

На улицах "Иззи" постоянно слышал песни из-за дверей салунов и ресторанов. Он обнаружил, что если петь при продаже газет, то можно получить ещё немного денег. Он захотел устроиться в салун "поющим официантом".[12]:48

Ещё до четырнадцати лет он ушёл из дому, чтобы не быть в тягость семье, и стал жить в ночлежках Бауэри.[8]:15 Там он изучил в совершенстве английский язык и местную музыкальную традицию. С компанией таких же мальчишек он ходил по салунам и пел баллады, услышанные на улице. Репертуар выбирался такой, который нравился сидящей там публике.[8]:17 Постепенно он начал использовать песни, услышанные в мюзик-холле. В 1906 году он получил место "поющего официанта" в кафе. Подавая напитки, он пел похабные пародии (своего сочинения) на популярные песни, что нравилось посетителям. Исполнение песен в американском народном стиле, особенно песни Джорджа Коэхана "Янки дудл бой" ("Yankee Doodle Boy") вызывали восхищение страшноватой публики в баре.[9]:26

В свободное время он самостоятельно научился играть на пианино.[13] Правда, не до конца: он не умел менять ключи, и позднее заказал специальное пианино со сменными ключами.[14]

В баре, по ночам он садился к инструменту и подбирал мелодии.[10] По заказу хозяина кафе 18-летний официант написал свою первую песню, «Мэри из солнечной Италии» в соавторстве с пианистом Майклом Николсоном. Гонорар автора составил 37 центов.[15] В 1907 году будущий композитор захотел впервые издать песню, а наборщики в типографии по небрежности исказили имя заказчика. Благодаря этой ошибке композитор вошёл в историю под фамилией Берлин.[16] Правда, история умалчивает о причине превращения имени Израиль в Ирвинг.

Признание в качестве композитора

Макс Уинслоу[17] (1883-1942), сотрудник музыкального издательства Гарри фон Тильзера, слышал пение Берлина много раз и так увлёкся его талантом, что постарался дать ему работу в своей фирме. Он уговорил фон Тильзера попробовать написать песни в сотрудничестве с Берлиным.[13]:viii

В 1908 году в возрасте 20 лет Берлин получил новую работу в салуне в районе Юнион-Сквер (Нью-Йорк). Там он был в состоянии сотрудничать с другими молодыми композиторами, такими как Эдгар Лесли, Тед Снайдер, Ал Рьянтадоси и Джордж А. Уайтинг, а в 1909 году, в год премьеры пьесы Израэла Зангвилла Тигель, он получил место штатного поэта в Тед Снайдер компани.

Творчество

Американский композитор Джером Керн заявил:

« Говорить о месте Ирвинга Берлина в истории американской музыки невозможно, ибо он сам — эта история![18] »

Композитор Джордж Гершвин назвал его "величайшим песенным композитором, который когда-либо жил",[19]

Влияние И. Берлина на создание американской песни вполне сравнимо с влиянием Исаака Дунаевского на создание советской песни. Он писал музыку и тексты в американском народном стиле. Он использовал все стили американской народной музыки, которые существовали в то время, музыку всех этнических групп, а также европейской оперетты.[20][21]

За свою жизнь И. Берлин создал полторы тысячи песен (из которых 50 считаются хитами), написал музыку для 19 театральных постановок и 15 фильмов. Его песни 25 раз занимали первые места в хит-парадах, их исполняли самые знаменитые певцы Америки.

Файл:Berlin1911.jpg
Радость первого успеха - 1911 год

Берлин говорил, что не верит во вдохновение, и все свои песни создал с большим трудом. Его дочка вспоминала, что в 1946 году он писал песни для нового мюзикла сутками без перерыва и "потел кровью". Однажды он спросил своего друга, композитора Герберта, надо ли ему учиться композиции. Тот ответил, что у Берлина природный дар создания слов и музыки, так что изучение композиции, может быть, и даст ему что-нибудь, но закрепостит его стиль.[10]

До 1920 года

Первое признание композитору принесла песня «Александр рэгтайм бенд» (1911). Первоначально песня "не пошла", но затем она была вставлена в бродвейский мюзикл и была названа музыкльной сенсацией десятилетия.[8]:68 Джордж Гершвин назвал её первым настоящим американским музыкальным произведением, указывающим дорогу всем американским композиторам.[19]:117 Эта песня продержалась в первой десятке хит-парадов почти полвека.[22] Песня обладала чётким танцевальным ритмом[8]:69 и вызвала "танцевальное безумие" во всей Европе, вплоть до России, где регтайм танцевали на балах высшей аристократии.[13]:ix[9]:183 Консерваторы даже увидели в увлечении регтаймом общественную опасность и обвиняли эту музыку в насаждении сумасшествия и склонности к преступлениям.[23]:23

В 1914 году Берлин написал регтайм-ревью "Watch Your Step". Песни с простыми синкопированными мелодиями в ритме рэгтайма стали новым шагом для всей мировой музыки того времени.[12] Берлин умело применял в своих мелодиях все музыкальные жанры, от польки до баллад и оперных арий.[9]:173

Файл:Berlin-Jolson27.JPG
С Элом Джонсоном, звездой Джазового певца, 1927 год

В последующие годы он сделал все возможное, чтобы писать тексты в американском народном стиле: просто и прямо, в расчёте на простых американцев.[10]

В 1912 году он женился на Дороти Гетц. Она умерла через полгода от тифа во время их медового месяца в Гаване. Песню, которую он написал, чтобы выразить свое горе "Когда я потерял тебя» была его первой балладой. Она немедленно стала популярным хитом, и было продано более миллиона копий...[10]

Он понял, что рэгтайм требует особых текстов, и начал изменять свой стихотворный стиль, сочиняя песни о любви. Он использовал этническую музыку всех групп населения Америки.[12] В 1915 году он написал хит "Я люблю фортепиано" - эротическую, смешную, нелепую песню о любви.[24]

К 1918 году он написал сотни песен, в основном на актуальные темы, которые пользовались краткосрочной популярностью. Многие песни были для появившихся тогда новых танцев.[12]:53

Одним из ключевых песен, которые написал Берлин на переходе от рэгтайма к лирическим балладам была "Красивая девушка похожа на мелодию" (1919), который считался одним из главных произведений Берлина. Впоследствии она вошла в фильм, снятый в 1936 году.[25][12]:53

После вступления США в Первую мировую войну президент призвал всех забыть об этнических корнях и быть прежде всего американцами. Берлин включился в культурно-пропагандистскую работу и стал писать песни в духе указаний президента: "Let's All Be Americans Now."[9]:197 Его призвали в армию и поручили делать то же самое: писать патриотические песни. Он написал музыкальное ревью "Ип Ип Япанк" ("Yip Yip Yaphank"). Оно было поставлено на Бродвее, где играл сам Берлин. Доходы от представлений (всего $150,000) шли в пользу военного лагеря. Сержант Берлин и участники представления получили благодарность о командования.[9]:199[26]

Одна из песен не пошла в шоу, так как не попадала в его юмористический тон. Через двадцать лет она пришлась ко времени. Берлин с трудом разыскал песню и изменил в ней несколько фраз. Это была "Боже, благослови Америку" ("God Bless America").[22][27]

Работа в кино

Файл:Easter Parade poster.jpg
Кадр из фильма "Пасхальный парад" (1948)

В 1922 году Берлин написал музыку для сопровождения фильма "Мадам Баттерфляй", начав этим работу в кино. В 1927 году его песня "Синие небеса" прозвучала в первом полнометражном звуковом фильме "Джазовый певец". В 1930-1940-е годы он написал песни для нескольких киномюзиклов, в которых их пели тогдашние звёзды эстрады и кино.

С 1920 по 1940

В 1921 году Берлин создал совместно с Сэмом Харрисом театр "Музыкальная шкатулка", где ставил образцовое шоу, отрабатывая все детали - музыку, тексты, состав участников, костюмы, декорации.[28] Здание театра на 45-й Западной улице, 239 было спциально построено для музыкальных спектаклей Берлина. Сейчас там в фойе работает выставка, посвящённая ему.[29]

В эти годы Берлин написал множество хитов. Среди них "Что же мне делать?", "Помни", "Всегда", "Синие небеса" и "Все одинокие".[30] Эти песни продолжали быть популярны и через двадцать лет в исполнении новых звёзд.[22]

Хотя большинство его бродвейских спектаклей было просто концертами песен, Берлин написал и несколько сценариев с сюжетом, в том числе политическую сатиру и антирасистское ревю.

"Боже, благослови Америку"

Файл:Pentagon Memorial dedication 2008 Crowd.jpg
Пение "Боже, благослови Америку" у Мемориала преданности в Пентагоне 11 сентября 2008 года

Фразу "Боже, благослови Америку" Берлин слышал от своей матери.[31][32][33]

Впервые песня прозвучала по радио вечером 11 ноября 1938 года, на праздновании двадцатилетия окончания Первой мировой войны. Песня прозвучала в конце Великой депрессии, когда у многих уже появилась надежда на скорое улучшение жизни, и легла на массовое настроение.[20] Через 7 месяцев во время исполнения песни на День Поминовения в Бруклине собравшиеся встали и сняли шляпы, как при исполнении национального гимна. В том же 1939 году Кейт Смит спела «God Bless America» на Всемирной выставке в Нью-Йорке. К этому времени было продано свыше 400 тысяч экземпляров песни.

Песня «Боже, благослови Америку» вошла в патриотический мюзикл «Это армия». Права на песню и все доходы (на ней заработано шесть миллионов долларов) Берлин подарил скаутской организации «New York City Scouts Youth Organization» со словами:

« На патриотизме зарабатывать нельзя. »

[22][27]

11 сентября 2001 года реакцией на нападение террористов было массовое пение «Боже, благослови Америку», начатое членами Конгресса на ступенях Капитолия после полудня того же дня.[22]

Песню также охотно поют члены американских спортивных команд и тому подобных коллективов по случаю важных событий своей жизни.[34][35]

Другие песни

Также среди наиболее известных произведений Берлина — песня «Puttin' on the Ritz» (1929), которую называют неофициальным гимном Голливуда, и «The White Christmas» ("Белое Рождество") — один из культовых символов рождественских праздников в Америке.

Песня «White Christmas» дебютировала в 1942 году в фильме «Отель на праздники» («Holiday Inn») в исполнении Бинга Кросби. Песня продержалась на первом месте в списках популярности в тесение 10 недель. Было продано 30 млн. пластинок.[20]

Затем её стали петь американские солдаты, сражающиеся за рубежом на полях Второй мировой войны. Песня выражала их тоску по дому и родным.[22]

Песня получила "Оскара" и ряд других международных премий; её пели все звёзды американской эстрады второй половины XX века. Уже будучи глубоким стариком, Берлин услышал «White Christmas» в исполнении Элвиса Пресли и пришёл в ужас. «White Christmas» вошла в Книгу рекордов Гиннесса как самая продаваемая песня XX века: продано более 100 миллионов пластинок.[36][37][38]

Рождению своего первого ребёнка автор американского гимна посвятил «Русскую колыбельную» (Russian Lullaby), которая была признана лучшей песней 1927 года.

Вторая мировая война

Когда США вступили во Вторую мировую войну, Берлин сразу же начал сочинять патриотические песни и песни-агитки по просьбе минстра финансов, побуждающие людей давать деньги на военные расходы. Доходы от песен, написанных по просьбам государственных учреждений и Красного Креста, он передавал им же.[22]

Берлин переделал своё шоу "Это армия" для новых реалий, написал тридцать новых песен и поставил его на Бродвее. В этот раз «Боже, благослови Америку» оказалась к месту по ходу действия.

Файл:Berlin-ship1944.jpg
Пение «God Bless America» на борту военного корабля "Арканзас", 1944

На показе спектакля в Вашингтоне был президент Рузвельт. Посмотрев мюзикл в феврале 1944 года, генерал Эйзенхауэр настоял на том, чтобы спектакль показывали на всех фронтах. В итоге за полтора года мюзикл увидели 2,5 млн. зрителей по всему американскому театру военных действий. Спектакль был показан на американских военных базах по всему миру, поднимая настроение военных.[39] Берлин в течение трёх с половиной лет везде ездил с труппой, работал на всех представлениях, а все свои доходы со спектакля передавал в фонд помощи армии.[21]

В 1943 году по тому же сюжету был снят фильм, в котором играли Хемфри Богарт и Рональд Рейган. Спектакли и прокат фильма собрали более $10 млн. для армии.[22] Президент Трумен наградил Берлина медалью за заслуги.[39]

После войны

В 1946 году Берлин написал и поставил мюзикл "Энни получает твоё ружьё" по мотивам биографии снайпера Энни Оакли. Спектакль выдержал 1147 представлений.[20][21]

Файл:There's No Business Like Show Business movie poster.jpg
Кадр из фильма "Нет занятия лучше шоу-бизнеса" (1954)

С конца 1940-х до 1960-х Берлин писал и ставил музыкальные пьесы. Некоторые из них пользовались успехом, другие нет. В 1962 году он решил уйти на пенсию, но вернулся на Бродвей с новой пьесой "Презитдент". Она продержалась восемь месяцев, но удачей не стала. После этого Берлин окончательно ушёл на покой и провёл оставшиеся годы в Нью-Йорке.

Личная жизнь

Браки

В 1912 году он женился на Дороти Гец. Она умерла через полгода от тифа, которым заразилась во время их медового месяца в Гаване.

Файл:IrvingBerlinEllenMackayBain.jpg
С женой Эллин, 1920-е годы

В 1925 году он встретил и полюбил Эллен Маккей. Её отец-католик был богат и был против брака дочери с евреем-эмигрантом, причём без больших доходов. Он отправил её в Европу в надежде, что там она найдёт кого-нибудь другого. Берлин обращался к ней по радио со специально написанными песнями "Помни" и "Всегда". Газеты выжимали из этой истории всё, что могли. Когда Эллин вернулась из Европы, они поженились в муниципалитете без гостей и внимания прессы, но с благословения матери невесты.[40][41]

Отец Элллин разорвал оношения с ней и лишил ееё наследства. Берлин передал ей официальные права на несколько песен, в том числе на "Всегда", которую до сих пор играют на свадьбах, обеспечив ей солидный доход при любом развитии событий. В течение нескольких лет г-н Маккей не разговаривает с Берлиным. Во время Великой депрессии он разорился, и Берлин выручил его.

Они прожили вместе до смерти Эллин в 1988 году в возрасте 85 лет. У них было четверо детей: Ирвинг (умер в младенчестве); Мэри Эллин Барретта и Элизабет Ирвин Питерс (живут в Нью-Йорке) и Линда Луиза Эммет, которая живёт в Париже.[10]


Смерть

Ирвинг Берлин умер во сне 22 сентября 1989 года. Его зять известил об этом прессу, и когда его спросили, умер ли Берлин от какой-либо болезни, он ответил: «Нет, ему был 101 год, он просто уснул».

Память и наследие

Незадолго перед этим покинувший пост президента США Рональд Рейган, которому Берлин когда-то советовал подумать о карьере артиста, прислал на смерть композитора соболезнование. А действующий президент Джордж Буш-старший на похоронной церемонии в Бостоне возглавил траурную колонну, певшую «God Bless America», а затем выступил с речью, в которой назвал И. Берлина «легендарным человеком, чьи слова и музыка будут помогать пониманию истории нашего народа».[42]

По мотивам жизни Ирвинга Берлина, символизирующей собой воплощение «американской мечты», в 1986 году снят мультфильм «Американский хвост» (An American Tail), продюсером которого выступил Стивен Спилберг.

Награды и почести

  • Получил армейскую медаль за заслуги 2 октября 1945 от генерала Джорджа К. Маршалла по указанию президента Гарри Трумэна, за написание музыки и текстов спектакля "Это армия".
  • Премия Tony в 1951 году за лучшую музыку к мюзиклу Call Me Мадам.
  • Получил специальную Золотую медаль Конгресса в 1954 году от президента Дуайта Эйзенхауэр за создание песни "God Bless America". Берлин также написал три песни для его избирательной кампании, в том числе "I Like Ike».
  • Получил специальную премию Tony (Нью-Йорк) в 1963 году за вклад в американский мюзикл.
  • Премия Грэмми за заслуги в 1968 году.
  • Помещён в Зал славы сочинителей в 1970 году.
  • Награждён Президентской медалью Свободы в 1977 году президентом Джеральдом Фордом
  • Получил премию Tony Лоуренса Лангнера (Нью-Йорк) в 1978 году за выдающуюся жизнь в американском театре.
  • Награжден (заочно) Медалью Свободы в ходе празднования столетия Статуи Свободы в 1986 году.
  • Празднование столетнего юбилея - концерт в пользу Карнеги-Холла и ASCAP 11 мая 1988 года.
  • Отмечен звездой на Голливудской аллее славы.

Музыкальные произведения

Приведенный ниже список включает в себя основные производения Берлина. Хотя некоторые из пьес, где звучат его песни были позже переделаны в сценарии к фильмам, список не будет включать в себя фильм, если он не был основным композитором.[8]

Произведения

  • "Watch Your Step" (1914)
  • "Stop! Look! Listen!" (1915)
  • "The Century Girl" (1916)
  • "Yip Yip Yaphank" (1918)
  • "Ziegfeld Follies" (1919)
  • "Music Box Revue" (1921)
  • "Music Box Revue" (1922)
  • "Music Box Revue" (1923)
  • "Music Box Revue" (1924)
  • "The Cocoanuts" (1925)
  • "Face the Music" (1932)
  • "As Thousands Cheer" (1933)
  • "Louisiana Purchase" (1940)
  • "This Is the Army" (1942)
  • "Annie Get Your Gun" (1946)
  • "Miss Liberty" (1949)
  • "Call Me Madam" (1950)
  • "Mr. President" (1962)

Список фильмов

  • The Cocoanuts (1929)
  • Puttin' on the Ritz (1930)
  • Top Hat (1935)
  • Follow the Fleet (1936)
  • On the Avenue (1937)
  • Carefree (1938)
  • Alexander's Ragtime Band (1938)
  • Second Fiddle (1939)
  • Holiday Inn (1942)
  • This Is the Army (1943)
  • Easter Parade (1948)
  • Annie Get Your Gun (1950)
  • Call Me Madam (1953)
  • There's No Business Like Show Business (1954)
  • White Christmas (1954)

Списки песен

List of 850 Irving Berlin songs

Записи

Видеозаписи

Источники и ссылки

Литература

  • Irving Berlin: A Daughter's Memoir. — 1994. — ISBN 0-671-72533-5
  • David Carson Berry (2001). “Gambling with Chromaticism? Extra-Diatonic Melodic Expression in the Songs of Irving Berlin,” Theory and Practice 26, 21–85.
  • David Carson Berry (1999). “Dynamic Introductions: The Affective Role of Melodic Ascent and Other Linear Devices in Selected Song Verses of Irving Berlin,” Intégral 13, 1–62.
  • Word Crazy, Broadway Lyricists from Cohan to Sondheim. — 1991. — ISBN 0-275-93849-2
  • White Christmas: The Story of an American Song. — 2002. — ISBN 0-743-21875-2

Примечания

  1. Passenger Record for Israel Beilin
  2. Не путать с сибирским городом!
  3. Центральный Еврейский Ресурс
  4. U.S. Virtual Consulate Tyumen
  5. Сиротин А. Еврей из Тюмени - гордость Америки
  6. Jewish.ru
  7. "Мюзик-холл": американская музыка - это он.
  8. 8,0 8,1 8,2 8,3 8,4 8,5 8,6 Bergreen, Laurence. As Thousands Cheer, Viking Penguin, 1990
  9. 9,0 9,1 9,2 9,3 9,4 9,5 9,6 9,7 Whitcomb, Ian. Irving Berlin and Ragtime America, Limelight Editions (1988)
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 10,5 10,6 “Irving Berlin, Nation's Songwriter, Dies” New York Times, September 23, 1989
  11. Woollcott, Alexander. The Story of Irving Berlin, Da Capo Press, 1983
  12. 12,0 12,1 12,2 12,3 12,4 Furia, Philip. The Poets of Tin Pan Alley, Oxford Univ. Press (1992)
  13. 13,0 13,1 13,2 Hamm, Charles. Irving Berlin: Songs from the Melting Pot, Oxford Univ. Press, 1997
  14. Transposing Upright Piano. National Museum of American History.
  15. Супер-пупер, или Всё в шоколаде.
  16. Freedland, Michael. 'Irving Berlin', Stein and Day, 1974
  17. "Max Winslow Dead", New York Times, June 9, 1942
  18. "Pop View; Irving Berlin's American Landscape" New York Times, May 10, 1987
  19. 19,0 19,1 Wyatt, Robert; Johnson, John A. The George Gershwin Reader, Oxford Univ. Press (2004)
  20. 20,0 20,1 20,2 20,3 "Pop View; Irving Berlin's American Landscape" New York Times, May 10, 1987
  21. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок McCorkle не указан текст
  22. 22,0 22,1 22,2 22,3 22,4 22,5 22,6 22,7 Corliss, Richard. "That Old Christmas Feeling: Irving America: Richard Corliss remembers Irving Berlin" TIME Magazine. December 24, 2001
  23. Leopold, David. Irving Berlin's Show Business, Harry Abrams (2005)
  24. (Read lyrics)
  25. (Watch)
  26. Watch
  27. 27,0 27,1 "Swing Music History". Retrieved January 12, 2010.
  28. "Dreaming of Irving Berlin In the Season That He Owned" New York Times, December 23, 2005
  29. Leopold, David. Irving Berlin's Show Business: Broadway—Hollywood—America, Harry N. Abrams, 2005
  30. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок Life не указан текст
  31. "Irving Berlin's 'God Bless America'", UPI, November 2, 2001
  32. Финальная сцена спектакля, вкоторой звучит "Боже, благослови Америку"
  33. "Hand on heart. (Irving Berlin)." The Economist , September 30, 1989
  34. Bacon, John U., "Oh, Say Can You See a New Anthem?" Ann Arbor Chronicle, February 20, 2010
  35. "College kids perform Olympic miracle" ESPN TV network
  36. Ascap magazine article,Tribute to Irving Berlin December 1989
  37. Клигман Л. «Народные» песни и их создатели.
  38. Вергасов Ф. Джазовая импровизация.
  39. 39,0 39,1 "BOOKS OF THE TIMES; Recalling the Somber Man Behind So Many Happy Songs" New York Times (book review), January 20, 1995
  40. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок Furia не указан текст
  41. "Ellin Mackay Wed to Irving Berlin; Surprises Father", New York Times, page one, January 5, 1926
  42. Нехамкин Э. Пять песен Ирвинга Берлина.

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.


Frazier, George. Life Magazine, April 5, 1943, pgs. 79–88

Some of his songs have become holiday anthems, such as
Variety reported that her father had vowed their marriage
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация