Исаак Исраэли

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (Замена текста — «Танах» на «ТаНаХ»)
Raphael (Обсуждение | вклад)
(Ссылки: оформление)
 
(13 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{IsFromWiki}}
+
{{Остатье\ЭЕЭ
-
 
+
| ТИП СТАТЬИ  = 4
 +
| АВТОР1  =
 +
| АВТОР2 =
 +
| АВТОР3 =
 +
| СУПЕРВАЙЗЕР =
 +
| ПРОЕКТ =
 +
| ПОДТЕМА =
 +
| КАЧЕСТВО  =
 +
| УРОВЕНЬ  =
 +
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
 +
| ВИКИПЕДИЯ =
 +
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
 +
}}  
   
   
-
'''Исаа́к бен Соломо́н Исраэли́''' ({{lang-he|ר' יצחק בן שלמה הישראלי }} — Ицха́к бен Шломо́ ха-Исреэли́) (около [[850]], [[Египет]] — [[950]], Кайруан, [[Тунис]]) — еврейский врач, философ-[[неоплатоник]] и комментатор [[ТаНаХ|Писания]].
+
'''Исаа́к бен Соломо́н Исраэли́''' ({{lang-he|ר' יצחק בן שלמה הישראלי }} — Ицха́к бен Шломо́ -Исреэли́) (около [[850]], [[Египет]] — [[950]], Кайруан, [[Тунис]]) — еврейский врач, философ-[[неоплатоник]] и комментатор [[ТаНаХ|Писания]].
-
Родился в Египте и начал свою медицинскую карьеру как окулист. Когда ему было приблизительно 50 лет, он переехал в Кайруан (Тунис), где изучал медицину под руководством Исхака ибн Ирама. Позже он стал придворным лекарем у халифа Убайд Аллаха ал-Махди — основателя династии [[Фатимиды|Фатимидов]].
+
Родился в Египте и начал свою медицинскую карьеру как окулист. Когда ему было приблизительно 50 лет, он переехал в [[Кайруан]] (Тунис), где изучал медицину под руководством Исхака ибн Ирама. Позже он стал придворным лекарем у халифа Убайд Аллаха ал-Махди — основателя династии [[Фатимиды|Фатимидов]].
Исраэли считался одним из великих врачей средневековья, был основоположником медицинской школы, из которой вышли Дунаш ибн Тамим и известный арабский врач Абу ал-Джаззар, и первым евреем — автором медицинских трудов на арабском языке. Исраэли является также родоначальником неоплатонизма в еврейской философии.
Исраэли считался одним из великих врачей средневековья, был основоположником медицинской школы, из которой вышли Дунаш ибн Тамим и известный арабский врач Абу ал-Джаззар, и первым евреем — автором медицинских трудов на арабском языке. Исраэли является также родоначальником неоплатонизма в еврейской философии.
Строка 16: Строка 28:
* Главное сочинение Исаака Исраэли — «Книга о первоэлементах» («Kitab al Istiksat»). Написанное по-арабски, оно было переведено на [[иврит]] под заглавием «Sefer haYesodoth» и на [[латынь]] под заглавием «De Elementis».
* Главное сочинение Исаака Исраэли — «Книга о первоэлементах» («Kitab al Istiksat»). Написанное по-арабски, оно было переведено на [[иврит]] под заглавием «Sefer haYesodoth» и на [[латынь]] под заглавием «De Elementis».
* «Книга определений и описаний» ({{lang-ar|}}«Kitab al-Hudud wal Rusum», {{lang-he|}}«Sefer haHagdaroth»), в котором автор рассматривает аристотелевские «четыре причины сущего» и дает определение 56 философским понятиям.
* «Книга определений и описаний» ({{lang-ar|}}«Kitab al-Hudud wal Rusum», {{lang-he|}}«Sefer haHagdaroth»), в котором автор рассматривает аристотелевские «четыре причины сущего» и дает определение 56 философским понятиям.
 +
 +
Об этом и предыдущем трудах [[Маймонид]] отзывается пренебрежительно, как, впрочем, и о произведениях других неоплатоников.
 +
* Комментарии к [[Книга Бытия|Книге Бытия]]
* Комментарии к [[Книга Бытия|Книге Бытия]]
* Комментарии к «[[Сефер Йецира]]» («Книга Творения»), мистического сочинения, старейшей известной работы по [[Каббала|Каббале]].
* Комментарии к «[[Сефер Йецира]]» («Книга Творения»), мистического сочинения, старейшей известной работы по [[Каббала|Каббале]].
Строка 45: Строка 60:
Когда Исраэли говорит, что четырем элементам не предшествует ничего кроме Всемогущества Бога, он имеет в виду, что процесс изменения и становления в подлунном мире прекращается, когда элементы достигают своего верхнего предела. То, что находится выше элементов, принадлежит к [[Интеллигибельность|интеллигибельному]] миру; и процесс возникновения одного элемента из другого — это духовный процесс, эманация. Сфера (небо) находится на границе телесного и интеллигибельного, и сама является продуктом эманации, хотя и создает элементы своим движением — это процесс, который нельзя сравнить ни с эманацией, ни с возникновением и разложением (уничтожением) в подлунном мире.
Когда Исраэли говорит, что четырем элементам не предшествует ничего кроме Всемогущества Бога, он имеет в виду, что процесс изменения и становления в подлунном мире прекращается, когда элементы достигают своего верхнего предела. То, что находится выше элементов, принадлежит к [[Интеллигибельность|интеллигибельному]] миру; и процесс возникновения одного элемента из другого — это духовный процесс, эманация. Сфера (небо) находится на границе телесного и интеллигибельного, и сама является продуктом эманации, хотя и создает элементы своим движением — это процесс, который нельзя сравнить ни с эманацией, ни с возникновением и разложением (уничтожением) в подлунном мире.
-
Душа следует за Разумом и подразделяется на высший и низший уровень — последний Исраэли называет Сферой или Природой. Следуя [[Теология Аристотеля|«Теологии Аристотеля»]], Исраэли переносит аристотелевскую структуру индивидуальной души (словесная (logistikÒn), животная, растительная) на универсальную (всеобщую) душу, связывая с этими тремя ипостасями души Сферу как последнюю квазидуховную субстанцию. Когда мы достигаем Сферы, процесс затемнения заходит настолько далеко, что произведенное становится материальным и доступным для зрительного восприятия. Разум и три Души, проистекающие из него по порядку, не индивидуальны, а имеют космический характер, как это представлял себе и [[Плотин]].
+
Душа следует за Разумом и подразделяется на высший и низший уровень — последний Исраэли называет Сферой или Природой. Достигая высшей ступени, душа испытывает блаженство [[Рай|рая]], в [[Ад|ад]] же попадает душа, не сумевшая возвыситься над силами зла и тьмой нижнего мира.
 +
 
 +
Следуя [[Теология Аристотеля|«Теологии Аристотеля»]], Исраэли переносит аристотелевскую структуру индивидуальной души (словесная (logistikÒn), животная, растительная) на универсальную (всеобщую) душу, связывая с этими тремя ипостасями души Сферу как последнюю квазидуховную субстанцию. Когда мы достигаем Сферы, процесс затемнения заходит настолько далеко, что произведенное становится материальным и доступным для зрительного восприятия. Разум и три Души, проистекающие из него по порядку, не индивидуальны, а имеют космический характер, как это представлял себе и [[Плотин]].
== Литература ==
== Литература ==
Строка 56: Строка 73:
== Ссылки ==
== Ссылки ==
-
* {{ЭЕЭ|11859|Исраэли Ицхак бен Шломо}}
 
* [http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=323&letter=I Биография] в «Jewish Encyclopedia»
* [http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=323&letter=I Биография] в «Jewish Encyclopedia»
-
[[Категория:Философы IX века]]
+
{{ElevenCopyRight|11859|ИСРАЭЛИ}}
-
[[Категория:Философы X века]]
+
-
[[Категория:Еврейские философы]]
+
-
[[Категория:Неоплатоники]]
+
-
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
+
-
[[Категория:Родившиеся в 850 году]]
+
-
[[Категория:Умершие в 950 году]]
+
-
[[Категория:Столетние долгожители]]
+
 +
[[Категория:Еврейская философия]]
 +
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
 +
[[Категория: Философы по алфавиту]]
 +
[[Категория:Еврейские философы]]
 +
 +
{{Link GA|de}}
{{Link GA|de}}
-
[[ar:إسحاق بن سليمان الإسرائيلي]]
+
<!-- [[ar:إسحاق بن سليمان الإسرائيلي]]
[[de:Isaak ben Salomon Israeli]]
[[de:Isaak ben Salomon Israeli]]
[[en:Isaac Israeli ben Solomon]]
[[en:Isaac Israeli ben Solomon]]
Строка 81: Строка 96:
[[pl:Izaak ben Salomon Izraeli]]
[[pl:Izaak ben Salomon Izraeli]]
[[sk:Isaak ben Salomon Israeli]]
[[sk:Isaak ben Salomon Israeli]]
-
[[uk:Ізраелі Ісаак]]
+
[[uk:Ізраелі Ісаак]] -->
{{WikiCopyRight}}
{{WikiCopyRight}}
 +
 +
{{checked_final}}

Текущая версия на 21:46, 17 июля 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Текст унаследован из Википедии


Исаа́к бен Соломо́н Исраэли́ (ивр. ר' יצחק בן שלמה הישראלי ‎ — Ицха́к бен Шломо́ hа-Исреэли́) (около 850, Египет — 950, Кайруан, Тунис) — еврейский врач, философ-неоплатоник и комментатор Писания.

Родился в Египте и начал свою медицинскую карьеру как окулист. Когда ему было приблизительно 50 лет, он переехал в Кайруан (Тунис), где изучал медицину под руководством Исхака ибн Ирама. Позже он стал придворным лекарем у халифа Убайд Аллаха ал-Махди — основателя династии Фатимидов.

Исраэли считался одним из великих врачей средневековья, был основоположником медицинской школы, из которой вышли Дунаш ибн Тамим и известный арабский врач Абу ал-Джаззар, и первым евреем — автором медицинских трудов на арабском языке. Исраэли является также родоначальником неоплатонизма в еврейской философии.

Исраэли поддерживал связь с великими еврейскими мудрецами своего поколения, такими как рабби Саадия Гаон, который интересовался его мнением по различным вопросам.

Содержание

Основные сочинения

  • Христианские схоласты средневековой Европы знали его как еврейского врача и философа. Исаака Исраэли написал на арабском трактаты по медицине, философии, логике и физике, которые были переведены в Средние века на иврит, испанский и латинский языки, благодаря чему о нем узнали Альберт Великий, Фома Аквинский, Винсент Бовэзский и др.
  • Главное сочинение Исаака Исраэли — «Книга о первоэлементах» («Kitab al Istiksat»). Написанное по-арабски, оно было переведено на иврит под заглавием «Sefer haYesodoth» и на латынь под заглавием «De Elementis».
  • «Книга определений и описаний» (араб. ‎‎«Kitab al-Hudud wal Rusum», ивр. ‎«Sefer haHagdaroth»), в котором автор рассматривает аристотелевские «четыре причины сущего» и дает определение 56 философским понятиям.

Об этом и предыдущем трудах Маймонид отзывается пренебрежительно, как, впрочем, и о произведениях других неоплатоников.

  • Комментарии к Книге Бытия
  • Комментарии к «Сефер Йецира» («Книга Творения»), мистического сочинения, старейшей известной работы по Каббале.
  • Медицинские трактаты. Некоторые из них в 1087 году были переведены на латынь христианским монахом Константином Карфагенским. В дальнейшем они использовались без имени автора в качестве учебников в медицинской школе в Салерно, (старейшем университете) Западной Европы. Имя автора стало известно не раньше 1515, когда в Лионе были опубликованы «Opera Omnia Isaci».

Философские воззрения

Исаак Исраэли определял философию в качестве приближения к Богу. Он подчеркивал свою веру в Сотворение мира из ничего. По его мнению, причина существования мира — мудрость и благость Творца, которые Он желал проявить в мире.

Исраэли был приверженцем учения об элементах Аристотеля и считал, что душа представляет собой субстанцию, не зависящую от тела. Он считал, что различные ступени реальности — это ряд эманаций интеллекта — результата соединения созданных Богом первичной материи и первобытной формы (автор называет ее также «мудрость»). Душе человека присуще стремление соединиться с высшим сиянием мудрости. Достигая этой ступени, душа испытывает блаженство рая.

Предназначение человека, по его мнению, — познание Истины и добрые дела, за которыми последует награда. Высшая же награда — соединение Божественной души с Высшей душой, вплоть до «Божественного света».

Исраэли полагал, что пророческое видение во сне является проявлением интеллекта в образных формах, представляющих нечто среднее между материей и духом, доступных воображению. По его словам, в словах пророков проявляется вера в чистой форме для мудрых и в чувственной оболочке для масс.

Суть учения

Исраэли говорит о том, что первыми были сотворены Могуществом и Волей две простые субстанции — Материя и Форма; из них же состоит Разум — первое звено эманационной цепи. Ключевым является предположение, что каждая последующая ипостась получает от предшествующей не только свет, но также тень и темноту, и что тень и темнота на каждой стадии становятся все более густыми, чем объясняется постепенное ослабление духовной силы. В «Книге определений» используется следующее описание: низшая субстанция обретает существование «на горизонте и в тени» или «на горизонте и из тени» высшей субстанции.

Последовательность субстанций такова:

а) Разум, самая благородная и высокая из субстанций, подверженная непосредственно воздействию Могущества и Воли, ибо они образуют мудрость, которая есть форма Разума;
б) Словесная Душа, которая получает свет свой от Разума и нуждается в научении и упражнении, чтобы сделать действительным то, что заключено в ней потенциально;
в) Животная душа, которая получает свет от Словесной Души и обладает телесными чувствами;
г) Растительная Душа, имеющая лишь инстинкт воспроизводства, получает свет от Животной Души;
д) Природа — субстанция, наиболее удаленная от Истинного Света и потому являющаяся телесной.

Далее, за природой следуют:

е) Стихии — Земля, Вода, Воздух и Огонь.

Когда Исраэли говорит, что четырем элементам не предшествует ничего кроме Всемогущества Бога, он имеет в виду, что процесс изменения и становления в подлунном мире прекращается, когда элементы достигают своего верхнего предела. То, что находится выше элементов, принадлежит к интеллигибельному миру; и процесс возникновения одного элемента из другого — это духовный процесс, эманация. Сфера (небо) находится на границе телесного и интеллигибельного, и сама является продуктом эманации, хотя и создает элементы своим движением — это процесс, который нельзя сравнить ни с эманацией, ни с возникновением и разложением (уничтожением) в подлунном мире.

Душа следует за Разумом и подразделяется на высший и низший уровень — последний Исраэли называет Сферой или Природой. Достигая высшей ступени, душа испытывает блаженство рая, в ад же попадает душа, не сумевшая возвыситься над силами зла и тьмой нижнего мира.

Следуя «Теологии Аристотеля», Исраэли переносит аристотелевскую структуру индивидуальной души (словесная (logistikÒn), животная, растительная) на универсальную (всеобщую) душу, связывая с этими тремя ипостасями души Сферу как последнюю квазидуховную субстанцию. Когда мы достигаем Сферы, процесс затемнения заходит настолько далеко, что произведенное становится материальным и доступным для зрительного восприятия. Разум и три Души, проистекающие из него по порядку, не индивидуальны, а имеют космический характер, как это представлял себе и Плотин.

Литература

  • Das Buch über die Elemente. Ein Beitrag zur jüdischen Religionsphilosophie des Mittelalters von Isaak b. Salomon Israeli… / Ed. S. Fried. Drohobycz, 1900.
  • Husik I.. A History of Mediaeval Jewish Philosophy. New York: Meridian Books and Jewish Publication Society Edition, 1958. P.1-16.
  • Борисов А. Я. Книга о субстанциях (Китāб ал-джавāхир) Исаака Исраэли // Борисов А. Я., Старкова К. Б., Пересыпкин О. Г., Мещерская Е. Н. Православный Палестинский сборник. Вып. 99 (36). СПб., 2002.
  • Нечипуренко В. Н. Философия Исаака Исраэли. — Ростов-н/Д: ООО «Сигма», 2006. — 144 с (Аннотация: http://jewish-r.narod.ru/isaak.htm)

Ссылки

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ИСРАЭЛИ в ЭЕЭ



Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация