Ислам (ваимоотношения с иудаизмом)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(44 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Ислам (ваимоотношения с иудаизмом)]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Ислам''' (по-арабски буквально `покорность`, `предание себя [воле Божьей]`), монотеистическая религия, возвещенная арабам [[Мухаммад|Мухаммадом]] и ставшая мировой (то есть не связанной с каким-либо определенным народом) религией в результате арабских завоеваний. Исповедуется в странах Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Юго-Восточной Азии; последователи ислама (мусульмане) составляют религиозное меньшинство в Индии, Китае и балканских странах. Значительное число мусульман проживает в республиках, образовавшихся на азиатских территориях бывшего Советского Союза. К началу 21 в. значительные мусульманские меньшинства сложились (в результате миграций) в странах Европы и Америки.
+
-
== Возникновение ==
+
-
 
+
-
Ислам возник в первой половине 7 в. н. э. в торговых городах Хиджаза (Западная Аравия) Мекке и [[Медина|Медине]]. Священной книгой ислама является [[Коран]] — канонизированное собрание откровений пророка Мухаммада. Ислам — самая молодая из так называемых авраамических (восходящих к [[Иудаизм|иудаизму]]) религий. Он сохраняет явные следы влияния как иудаизма, так и христианства, а также некоторые следы влияния других развитых религий. Влияние иудаизма на ислам в особенности проявляется в области догматики и, в меньшей степени, культа.
+
-
 
+
-
Основные положения ислама: вера в единого, всемогущего, милосердного Бога (Аллаха) и в Мухаммада как его пророка, вера в Божье предопределение, в загробную жизнь, в воскресение мертвых и в воздаяние за добрые и злые дела в раю и в аду. Главные обряды и обычаи: пятикратные ежедневные молитвы (по-арабски салат, по-персидски намаз) и омовения, пост в месяц рамадан, паломничество в Мекку (хадж), обязательная благотворительность (закат).
+
-
 
+
-
Мусульманам вменяется в обязанность распространение своей религии посредством меча, священная война против неверных (джихад), ибо ислам должен стать достоянием всего человечества, всемирной религией. После своей победы в Аравии ислам чрезвычайно быстро распространился в странах Азии и Африки; в течение ста лет он стал господствующей религией на Ближнем Востоке, в Иране, Средней Азии, Северной Африке и проник в Европу (Испания).
+
-
 
+
-
Проповедь Мухаммада основывалась на его убеждении в близости страшного суда и глубокой вере в единого Бога. Взгляды пророка сформировались под влиянием непосредственных контактов с представителями двух старших монотеистических религий и, прежде всего, с евреями [[Аравийский Полуостров|Аравийского полуострова]]. Мухаммад вначале не считал себя основателем новой религии, он претендовал лишь на восстановление древней религии [[Авраам|Авраама]] (Ибрахима) и связывал свое учение со священными книгами евреев и христиан, о содержании которых он имел, однако, неполное и подчас искаженное представление.
+
-
 
+
-
Основное положение ислама о едином Боге, сотворившем мир и управляющем людскими судьбами, об Аллахе Милостивом и Справедливом, несомненно, воспринято Мухаммадом от евреев. Библейские персонажи играют важную роль в Коране; Авраам рассматривается как основатель монотеизма и одновременно основатель Кабы («Черного камня») — древнего святилища в Мекке, почитание которого восходит к доисламским временам. Себя Мухаммад рассматривал как продолжателя миссии живших до него великих пророков, оставивших людям боговдохновенные книги. К числу этих пророков он относил [[Адам|Адама]], [[Ной|Ноя]], [[Моисей|Моисея]], [[Давид|Давида]], [[Соломон|Соломона]] и [[Иисус|Иисуса]].
+
-
 
+
-
Вообще пророчество играет в исламе значительно большую роль, чем в христианстве. Многие библейские персонажи именуются в Коране пророками, хотя в Библии они не носят этого имени. Мухаммад выступает в исламе как последний из пророков, «печать пророков». Представление о том, что пророчество в позднейшее время прекратилось, заимствовано Мухаммадом из иудаизма (Иома 9б). Подобно иудаизму и в противоположность христианству ислам подчеркивает совершенную трансцендентность Бога и отрицает боговоплощение. От иудаизма заимствовано также представление о том, что Бог открывается людям не только непосредственно или через пророков, но и при посредстве книги (китаб).
+
-
 
+
-
Первоначально Мухаммад ставил Тору выше Корана, и лишь позднее он пришел к выводу о равноценности обеих книг или даже превосходстве Корана над Торой, которая, по его мнению, в своем нынешнем виде не соответствует книге, дарованной Моисею, но является результатом позднейшей фальсификации.
+
-
 
+
-
Ухудшение отношения Мухаммада к иудаизму связано с крушением его надежд на то, что богатые и влиятельные евреи Медины признают его посланцем Божьим, пришествие которого обещано в Писании. С этими надеждами связывался ряд введенных Мухаммадом заимствований из еврейского ритуала: обращение в сторону Иерусалима во время молитвы (кибла), пост в десятый день первого лунного месяца (ашура), запрет употребления в пищу свинины, введенный наряду со специфическим для ислама запретом употребления вина. Обычай [[Обрезание|обрезания]], издавна практиковавшийся арабами, не носит в исламе того исключительно религиозного значения, которое придается ему иудаизмом.
+
-
 
+
-
Ввиду упорной оппозиции евреев его проповеди, Мухаммад ввел ритуальные новшества, подчеркивающие отличие ислама от иудаизма. Он предписал обращаться во время молитвы в сторону Мекки (Коран, сура 2:136–139), перенес пост на месяц рамадан, отменил большую часть еврейских пищевых запретов (см. [[Кашрут]]), сохранив лишь запрет на употребление свинины, крови, падали и мяса, предназначенного в жертву языческим богам, а также упрощенную процедуру ритуального убоя.
+
-
 
+
-
Он отменил обязательный субботний отдых, мотивируя это тем, что Бог не нуждался в отдыхе после сотворения мира (сура 50:37), и объявил пятницу днем молитвенного собрания, не связанным, однако, с запрещением работать. Эти отличия мусульманского ритуала от еврейского являются в то же время свидетельством связи ислама с еврейской религией.
+
-
 
+
-
Наряду с еврейским религиозным законодательством, на священную книгу ислама оказал большое влияние аггадический материал [[Мидраш|мидрашей]]. Для понимания многих частностей в изложении Мухаммадом библейских рассказов необходимо знакомство с [[Аггада|Аггадой]]. Пророк уделяет особое внимание библейским героям, судьба которых представляется ему сходной с его собственной (Ной, Лот, Моисей). Особой любовью Мухаммада пользуется Авраам (Ибрахим) — отец [[Исмаил|Исмаила]], легендарного родоначальника арабов, — первый, кто отвратился от идолопоклонства и признал истинного Бога.
+
-
 
+
-
Жизнь Авраама рисуется в Коране в соответствии с аггадическим преданием (Быт. Р. 38:13), слегка видоизмененным и приближенным к обстоятельствам жизни Мухаммада (см. суры 6:74–82; 21:52–69; 22:43; 39:15–23; 37:81–95; 43:25–285, и т. д.), причем неясно, кто из сыновей Авраама — [[Исаак]] или Исмаил, — должен был быть принесен в жертву (см. [[Акеда]]). Аггадические мотивы обнаруживаются в повествовании Корана о жизни Моисея, в рассказах о [[Соломон|Соломоне]] и его власти над миром духов (см. суры 21:81–82; 34:11–12; 38:35–39), в подробном описании приключений пророка [[Иона|Ионы]] (Юнис).
+
-
 
+
-
Относясь с глубочайшим уважением к личности и учению Иисуса, Мухаммад, тем не менее, не считает его сыном Божьим и подчеркивает в позднейших сурах, что Всемилосердный (рахман) не имеет детей, но «у Него есть достойные почитания слуги» (см. сура 21:26–30).
+
-
 
+
-
К священным местам ислама относятся легендарные гробницы библейских патриархов (см. [[Махпела Пещера|Махпела пещера]]), а также Храмовая гора в Иерусалиме, откуда, по преданию, Мухаммад вознесся на небо.
+
-
 
+
-
Фундаментальное сходство ислама с иудаизмом проявляется в свойственном обоим неразрывном переплетении религии и закона. С самого начала ислам представлял собой синтез религии, политических норм и права, синтез, в котором религии принадлежала ведущая роль. Подобно иудаизму после разрушения Храма, ислам в принципе не знает иерархии священников; роль профессиональных законоведов-теологов (факихов) в исламе подобна роли [[Раввин|раввинов]] в иудаизме.
+
-
 
+
-
Некоторую параллель христианским священникам можно усмотреть в той роли, которая приписывается в шиизме имамам (см. ниже). Унифицированная система религиозного образования, использование арабского языка как общего для всего мусульманского мира языка культа, права и науки, всеобъемлющая зависимость общественных и культурных форм от религиозных предписаний сделали ислам основой своеобразной цивилизации, которая объединяет различные народы, исповедующие эту религию.
+
-
 
+
-
Подобно иудаизму, ислам возник на основе письменного закона (Коран), развитого и дополненного позднее в системе устного закона, представленного, в первую очередь, священным преданием (сунна), которое состоит из множества канонизированных сообщений (хадисов) о высказываниях и действиях основателя ислама и его сподвижников. Наряду с Кораном и сунной, в мусульманском религиозном праве (шариат) используется в качестве основ заключение по аналогии (кияс) и установленное практикой согласие верующих (иджма).
+
-
 
+
-
Право самостоятельного суждения по вопросам религиозного закона, основанного на ревностном изучении его источников (джтихад), признавалось лишь за учеными первых поколений. В ортодоксальном течении ислама (суннизм) возобладало мнение о неоспоримости суждений ранних авторитетов; в другом его течении (шиизм) право интерпретации религиозного закона предоставляется потомку Мухаммада — имаму — и от его имени — богословам-муджтахидам.
+
-
 
+
-
Многие еврейские поучения, афоризмы, этические предписания перешли в хадисы; вся литература хадисов так же, как и легенды о пророках, отражает знакомство с [[Галаха|Галахой]] и Аггадой, как они изложены в талмудической и мидрашистской литературе. Фундаментальное сходство между иудаизмом и исламом не всегда является отражением прямого влияния одного на другой, но часто объясняется тем, что сходная религиозно-правовая структура обеих религий предопределила подобные пути их развития в последующие столетия.
+
-
 
+
-
Одним из каналов, по которому осуществлялось влияние еврейской традиции на ислам, была так называемая литература исраилият. К ней относятся: 1) рассказы, заимствованные из Библии, Талмуда и Мидраша, используемые арабскими историками, толкователями Корана и авторами легенд о пророках для объяснения слов Мухаммада в тех случаях, когда их смысл неясен или противоречит Библии; 2) описания жизни и деятельности мусульманских мистиков, а также благочестивых людей, относимых традицией ислама к бану Исраил (`народу Израиля`).
+
-
 
+
-
Результатом отказа евреев признать миссию Мухаммада явились враждебные высказывания в Коране в адрес евреев (сура 5:15–16, 65–69 и другие). В качестве одного из главных антиеврейских мотивов в Коране обычно цитируется сура 2:58, где говорится о тех, кого Божий гнев покарал унижениями и нищетой за то, что они не верили Божьим знамениям и убивали безвинных пророков, были мятежны и непокорны. Эти слова, вырванные из контекста, использовались на протяжении веков для антиеврейской полемики; им придавалось вечное, неисторическое значение.
+
-
 
+
-
Недоброжелательное отношение к евреям нашло еще более резкое выражение в старых хадисах. Под влиянием столь авторитетных для них высказываний многие мусульмане прониклись фанатической ненавистью к евреям. Эта ненависть отразилась в легенде, запечатленной в памятниках старинной мусульманской письменности и повествующей о том, как в последний день мира правоверные будут сражаться с евреями. Тогда камни будут говорить: «За мной скрывается еврей! О, мусульманин, порази его!»
+
-
 
+
-
Упрочение ислама и распространение его за пределы Аравии сопровождалось смягчением отношения к евреям. Уже Мухаммад провозгласил терпимость по отношению к «народам Писания» (ахл ал-китаб) — евреям и христианам. Евреи не рассматривались как неверные, против которых следует вести священную войну, но, вместе с христианами и другими представителями монотеистических религий, как «подопечные», «находящиеся под покровительством» (см. [[Зимми]]). Им предоставлялась свобода исповедания своей религии при условии уплаты ими особой подушной подати (джизья); сбор этого налога часто сопровождался унизительными церемониями.
+
-
 
+
-
С именем одного из виднейших сподвижников Мухаммада, халифа в 634–644 гг. [[Омар Ибн Ал-Хаттаб|Омара ибн ал-Хаттаба]], во времена которого арабами были завоеваны обширные территории в Азии и Африке и заложены основы государственной организации арабов в завоеванных странах, связывается введенное значительно позднее ограничительное законодательство о евреях и христианах (см. [[Омаровы Законы|Омаровы законы]]). Евреям во вновь завоеванных странах было запрещено строить синагоги, они были устранены от занятия общественных должностей; были введены специальные отличия в одежде для евреев и христиан и т. п. В основном отношение Омара к многочисленным евреям завоеванных областей было довольно мягким.
+
-
 
+
-
Ограничительные законы в странах ислама далеко не всегда применялись во всей строгости. В целом ислам относился к религиям, основанным на Писании, более или менее терпимо (особенно по сравнению с христианством в средние века). Суровые гонения на иноверцев бывали сравнительно редко и лишь в некоторых мусульманских странах (например, в 12 в. при династии Альмохадов в Северной Африке и Испании). Гораздо меньшей терпимостью, чем мусульмане-сунниты, отличались фанатики-шииты.
+
-
 
+
-
Отдельные случаи перехода евреев в ислам имели место уже в начальный период проповеднической деятельности Мухаммада; распространение ислама сопровождалось массовым обращением в него евреев [[Ирак|Ирака]] и Эрец-Исраэль. Помимо насилия, переходу евреев в ислам способствовала близость новой религии к иудаизму. Впоследствии насильственное обращение евреев в ислам практиковалось лишь сектами, порвавшими с суннизмом (см. выше).
+
-
 
+
-
В 1008–20 гг. многие евреи [[Египет|Египта]] и [[Сирия|Сирии]] были вынуждены формально принять ислам под угрозой изгнания из страны фатимидским халифом Хакимом; они продолжали, однако, тайно совершать обряды еврейской религии и в 1020 г. получили разрешение халифа вернуться к своей вере. Последовательную политику насильственной исламизации евреев проводили Альмохады (см. выше). Попытка насильственного обращения в ислам евреев [[Йемен|Йемена]], предпринятая династией Зейдитов, была ликвидирована с завоеванием страны войсками египетского султана (12 в.).
+
-
 
+
-
Крушение саббатианского движения в 17 в. привело к возникновению еврейско-мусульманской секты [[Дёнме|дёнме]]. Массовому насильственному обращению в ислам подверглись в 1839 г. евреи [[Мешхед|Мешхеда]] в [[Иран|Иране]]. Несколько жертв [[Кровавый Навет|кровавого навета]] в Дамаске (см. [[Дамасское Дело|Дамасское дело]]) были вынуждены перейти в ислам под угрозой смертной казни. В Йемене в 19–20 вв. известны случаи похищения сирот-евреев с целью их обращения в ислам.
+
-
 
+
-
Некоторые выходцы из еврейских семей, обращенных в ислам, сыграли видную роль в развитии мусульманской теологии: Абдаллах Ибн Салам (умер в 630 г.), Каб ал-Ахбар (умер в промежутке между 652 г. и 655 г.), Вахб Ибн Мунаббих (родился в 656 г. — умер в промежутке между 732 г. и 738 г.) — один из создателей хадиса, Абдаллах Ибн Саба (7 в.) — один из создателей шиизма, философ-вольнодумец Ибн ар-Раванди (827?–864), Ибн Баджа (Авемпас; 1070?–1139) — один из крупнейших представителей аристотелизма и рационализма в арабской философии.
+
-
 
+
-
В средневековой мусульманской литературе евреи изображались как фальсификаторы Священного Писания, вероломные предатели и коварные преступники. В книге сирийского автора 13 в. ал-Джаубари, полной ненависти к евреям, обличаются преступления еврейских врачей, убивающих своих пациентов. Великий арабский историк 14 в. Ибн Халдун видит признаки Божьего гнева и кары в рассеянии евреев по всему миру, в их отчуждении от остального человечества, в позоре и унижении, которые выпадают на их долю. Средневековые мусульманские авторы уподобляют евреев дьяволу из-за присущего им высокомерия. Евреи изображаются мятежным народом, врагами мирового порядка.
+
-
 
+
-
Подобные взгляды высказываются с еще большей решительностью в наши дни в арабской пропаганде. Образ еврея — заклятого врага мусульман — превратился в демонический стереотип еврея, врага человечества. Уже в мусульманской литературе 19 в. появляется тема кровавого навета. На формирование отрицательного стереотипа еврея в мусульманской литературе оказал несомненное влияние христианский [[Антисемитизм|антисемитизм]], проводниками которого часто были арабы-христиане.
+
-
 
+
-
С конца 19 в. евреи постепенно становятся одним из главных объектов вражды мусульман, что связано с тем, что заселение евреями Эрец-Исраэль, а позднее — создание Государства Израиль выглядели в их глазах вызовом и угрозой всему миру ислама.
+
-
 
+
-
В 30–40-х гг. 20 в. антисемитская пропаганда фашистских держав нашла в мире ислама благодатную почву: на арабском языке вышло несколько изданий книги [[Гитлер, Адольф|Гитлера]] «Майн кампф», арабская пропаганда широко использовала старую антисемитскую фальшивку [[«Протоколы Сионских Мудрецов»|«Протоколы сионских мудрецов»]]. Долгий конфликт арабов с Израилем способствовал превращению демонизированного образа еврея в неотъемлемую часть идеологии «исламизма» и в неарабском мире, например, идеологии сторонников Хомейни в Иране.
+
-
 
+
-
На конференции ведущих мусульманских теологов в Каирской академии исламоведения ал-Азхар (1968) евреи были представлены врагами Аллаха и всего человечества; утверждалось, что в самой природе евреев заложены пороки, вызывающие к ним ненависть у всех народов, среди которых они живут; евреи изображались сбродом, лишенным каких-либо признаков нации, а Израиль — воплощением самых низких черт евреев. Теологи, принявшие участие в конференции, призывали к уничтожению Израиля, утверждая, что приверженцы [[Сионизм|сионизма]] обречены на рассеяние самим Аллахом.
+
-
 
+
-
Влияние ислама на иудаизм. Влияние мусульманского права несомненно сказалось на методах трактовки Галахи главами талмудических академий — [[Гаон|гаонами]]; в более поздний период оно явственно сказывается в своде Мишне Тора Маймонида.
+
-
 
+
-
Мусульманская культура, впитавшая наследие Греции и эллинистического мира, оказала существенное воздействие на некоторые области еврейской мысли. После нескольких столетий полного разрыва между этим миром и иудаизмом труды греческих философов и ученых снова вошли в орбиту еврейских мыслителей благодаря арабским переводам (с более ранних переводов на сирийский язык). Ранний суфизм (мистическое направление в исламе) имел, среди прочих, и еврейские источники. Еврейская философия в странах ислама развивалась под прямым влиянием арабской философии и в тесной связи с ней.
+
-
 
+
-
Основоположник средневековой еврейской философии Саадия Гаон испытал влияние мусульманских богословов-рационалистов мутазилитов, создателей спекулятивной догматики (калам), которые первыми в мире ислама стали использовать философские идеи античности в целях религиозной апологетики. Переход от калама к платонизму и аристотелизму в еврейской философии происходил параллельно аналогичному процессу в арабской философии. Произведения средневековых еврейских мыслителей писались, как правило, на арабском языке; по содержанию они чрезвычайно близки к произведениям современной им арабской философской литературы (см. [[Ибн Габирол Шломо Бен Иехуда|Шломо Ибн Габирол]], [[Ибн Дауд Аврахам Бен Давид hа-Леви|Аврахам Ибн Дауд]], [[Ибн Цаддик Иосеф Бен Яаков|Иосеф Ибн Цаддик]], [[Ибн Эзра Аврахам|Аврахам Ибн Эзра]], [[Ибн Эзра Моше Бен Яаков|Моше Ибн Эзра]], [[Маймонид]]).
+
-
 
+
-
В свою очередь, влияние суфизма сказывается в поэзии Ибн Габирола и особенно в сочинении на арабском языке [[Ибн Пакуда Бахья Бен Иосеф|Бахьи Ибн Пакуды]] «Ховот hа-левавот» («Обязанности сердца»), проповедующем аскетизм и в значительной степени построенном по образцу аналогичных мусульманских произведений. Наиболее видным представителем суфизма в иудаизме был сын Маймонида Аврахам бен Моше бен Маймон, автор книги «Кифайят ал-абидин» («Достаточно для набожных»).
+
-
 
+
-
Упомянутые сочинения Бахьи Ибн Пакуды и Аврахама бен Моше оказали особенно большое влияние на еврейские общины на Востоке и сыграли важную роль в некоторых более поздних мистических движениях. Еврейская литература на иврите в странах ислама также развивалась под влиянием арабской поэзии и прозы, плодотворно используя их формы, стихотворный размер, поэтические образы и т. п.
+
-
 
+
-
Сравнительно благоприятное социальное положение евреев в [[Испания|Испании]] под властью ислама обусловило исключительный культурный расцвет испанского еврейства, в котором сочетались эстетическая утонченность с глубиной философской мысли и активной политической и общественной деятельностью. Еврейство мусульманской Испании родило славную плеяду мыслителей и поэтов («золотой век» еврейской поэзии).
+
-
 
+
-
Мусульманская полемика с иудаизмом и евреями представлена сравнительно небольшим количеством произведений. Наличие значительных масс подданных-христиан во владениях ислама и угроза исламу со стороны христианских держав привели к тому, что мусульманская полемика направлялась главным образом против христианства. В общем арабские предания и литература отражают отрицательное отношение к евреям — недоверие и подозрение, презрение и враждебность.
+
-
 
+
-
Евреев обвиняют в том, что со времен Мухаммада они были врагами ислама — либо вступая в прямые военные столкновения с Мухаммадом, либо устраивая заговоры, направленные на подрыв ислама посредством ереси, крамолы и коварной враждебности. Ответы еврейских полемистов на выпады мусульман начали появляться в 10 в., однако специальные трактаты против ислама были редки. Одним из наиболее известных еврейских мыслителей, подвергших критике ислам, был [[Ибн Каммуна Сад Ибн Мансур|Сад Ибн Каммуна]] (13 в.).
+
-
 
+
-
Еврейских полемистов ожесточали унижения и произвол, ставшие участью евреев под мусульманским игом, но они признавали, что ислам стоит ближе к иудаизму, чем христианство, хотя христианство и иудаизм зиждутся на общем библейском основании. Таково, в частности, было мнение Маймонида, несмотря на то, что в «Йеменском послании» («Иггерет Тейман») он писал об исключительно враждебном отношении «племени Исмаила» к евреям.
+
-
 
+
-
В 1980-х – начале 2000-х гг. значительно выросло число сторонников так называемого радикального ислама, как в ортодоксальном исламском течении — суннизме, так и в другом его течении — шиизме. Одним из основных постулатов радикального ислама, общим для обеих его ветвей, является утверждение, что во второй половине 20 – начале 21 вв. ислам оказался перед лицом смертельной опасности: он может быть уничтожен «западной отравой», то есть увлечением современными светскими и материалистическими идеями и соответствующим образом жизни. Главным носителем этих идей исламские теологи объявили [[Соединённые Штаты Америки|Соединенные Штаты Америки]] и его пособника — [[Израиль]], а также многие правительства мусульманских стран, насаждающие идеалы и ценности общества массового потребления со всеми его недостатками, такими как сексуальная свобода, распространение алкоголя, наркотиков. В борьбе с врагами ислама: США, Израилем, местными арабскими режимами — хороши все средства, в том числе и массовый террор, направленный против гражданского населения, гражданских и военных объектов (например, взрыв в зданиях Всемирного торгового центра в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г., теракты на территории Израиля во время «интифады ал-Акса» — см. [[Палестинская Автономия|Палестинская автономия]]).
+
-
 
+
-
С точки зрения сторонников концепции «Дар-ал ислам» (буквально «Дом ислама»), утверждающей, что территории, на которых когда-либо господствовали мусульмане и существовали мусульманские государства (в том числе и Испания), являются владениями ислама, неприемлем тот факт, что Палестина, которая расположена в центре исламского мира и в которой находится третий по значению город исламского мира [[Иерусалим]] и святыни ислама — мечети Куббат-ас-Сахра (так называемая мечеть Омара) и Ал-Акса, — продолжает оставаться в руках евреев. Это приводит к резкому усилению антиизраильской и антиеврейской пропаганды в исламских странах, к своеобразной демонизации образа еврея в качестве врага ислама и всего человечества. Исламские ученые объявляют, что евреи — это не нация, а отбросы тех обществ, в контакте с которыми они находились. В многочисленных книгах, статьях, фильмах проводится мысль, что характер евреев не изменился со времен пророка [[Мухаммад|Мухаммада]], так как иудаизм способствует сохранению отрицательных черт. Египетский мусульманский богослов К. Оуэн писал, что вся древняя и современная история Израиля — логический результат «сцен кровосмешения, половых извращений и нарушений указаний пророков, которыми полна Библия». Муфтий [[Ливан|Ливана]] Х. Халед считал, что евреи были наиболее жестокими врагами ислама и мусульман со времен Мухаммада и остаются таковыми в образе сионистов. Согласно современному исламу, евреи порочны по своей природе, подрывают основы морали и развращают народы Ближнего Востока распространением порнографии, алкоголя, наркотиков. Даже для умеренных кругов ислама характерен взгляд, согласно которому евреи — проводники растленной западной культуры.
+
-
 
+
-
Мусульманские богословы, особенно шиитские, пишут о конфликте между «властителями мира» (странами Запада) и «угнетенными» (странами ислама). Основным представителем «властителей мира» на Ближнем Востоке является Израиль. Лидеры ливанской Хизбаллы утверждают, что Израиль — «порождение западного империализма и западного высокомерия», так как Запад — источник «мирового зла» — создал Израиль с целью утвердить свое влияние на Ближнем Востоке и укрепиться в центре арабского мира. На этом основании лидеры Хизбаллы и других организаций делают вывод, что Израиль должен быть уничтожен. Подобные мотивы часто звучат также в проповедях и выступлениях лидеров суннитского Хамаса (Исламское движение сопротивления, см. ниже).
+
-
 
+
-
В феврале 2007 г. на встрече крупнейших суннитских и шиитских ученых, транслировавшейся в прямом эфире катарским телеканалом «Ал-Джазира», бывший президент Ирана А. Н. Рафсанджани призвал к единству двух ветвей ислама, заявив, что сионизм и Израиль — главная опасность. Основная цель священного джихада — борьба с Израилем, уничтожение евреев. Так, в 1994 глава организации «Исламский джихад» Ф. Шакаки заявил: «Продолжение джихада против сионизма — наша святая обязанность и смысл нашей жизни. Мы будем убивать израильтян везде, где бы они ни находились».
+
-
 
+
-
В борьбе с сионистами и «американскими империалистами» активно используют самоубийц (шахидов). Массовый террор смертников становится основным оружием исламистов в борьбе против Израиля, войск союзной коалиции и солдат иракского правительства в Ираке. Хотя ислам запрещает самоубийство, мусульманские духовные лидеры нашли для них теологическое оправдание. Так, один из лидеров Хамаса шейх Ахмад Баха заявил: «Такие убийства не являются самоубийствами. Мы называем их акциями джихада, Коран рекомендует джихад в борьбе против врагов. Аллах разрешает отвечать врагу ударом на удар, это месть Аллаха, а не человека. Именно он выбирает героя, который приносит себя в жертву. Воля Аллаха должна исполниться». Среди своих последователей шиитские и суннитские проповедники насаждают культ смерти. Так, в Ираке в 2000 г. было образовано движение «Взыскующие мученичества». Лидеры движения утверждали, что в 2006 г. в его рядах насчитывается около 20 тыс. человек. Движение принимает как шиитов, так и суннитов, как мужчин, так и женщин. Основными врагами объявлены США и Израиль.
+
-
 
+
-
Насаждение культа смерти начинается с детского сада, ведется на всех стадиях образования и сочетается с пропагандой ненависти к врагам ислама — евреям и христианам. Религиозные деятели, школьные учителя, даже родители воспитывают детей в убеждении, что целью жизни истинного мусульманина является смерть во имя Аллаха, связанная с убийством врагов. Палестинка Умм Нидаль Фархат, два сына которой совершили самоубийственные террористические акты, в феврале 2004 г. заявила, что всегда мечтала стать матерью шахида. Культ смерти воспитывается и у палестинских девочек: в честь шахидок организуются демонстрации, им посвящены теле- и радиопередачи.
+
-
 
+
-
Исламское движение сопротивления (Хамас) разработало программный документ движения «Путь Аллаха». В нем провозглашена основная цель движения: «Мы стремимся водрузить знамя Аллаха над всей территорией Палестины». Главной и единственной целью движения провозглашается уничтожение Израиля: «Израиль существовал и будет существовать до тех пор, пока ислам не уничтожит его, как он уничтожил других своих врагов». Всякий мусульманин, живущий в любой части мира, должен помнить, что «освобождение Палестины — священная обязанность каждого мусульманина». Согласно учению руководителей Хамаса, заключение мирных соглашений с Израилем, участие в мирных конференциях, привлечение руководителей немусульманских стран для посредничества при решении спорных вопросом между исламскими странами — это измена исламу.
+
-
 
+
-
В программных документах Хамаса прямо повторены традиционные обвинения евреев из европейской антисемитской литературы: евреи, якобы, виновны в организации Великой французской революции 1789 г., октябрьского переворота в России 1917 г., они объявлены ответственными за Первую и Вторую мировые войны.
+
-
 
+
-
Для современного ислама вообще характерен радикальный [[Антисемитизм|антисемитизм,]] хотя арабские лидеры всячески отвергают это обвинение под предлогом того, что сами арабы — семитский народ. В 20 – начале 21 вв. мусульмане активно заимствовали догматы европейского антисемитизма. Так, в исламских странах часто используют в качестве документального свидетельства о стремлении евреев к мировому господству [[«Протоколы Сионских Мудрецов»|«Протоколы сионских мудрецов»]]. Даже лидеры светских арабских режимов (например, Г. А. Насер) способствовали распространению антисемитских фальшивок в своих странах и были убеждены в их подлинности. В 2002 г. по каналу государственного египетского телевидения был показан многосерийный фильм «Всадник без лошади», фактически представляющий собой экранизацию «Протоколов». Фильм пользовался успехом в арабских странах, и только после протестов правительства США там отказались от его показа. 
+
-
 
+
-
Мусульманские организации и режимы, в первую очередь Иран, играют ключевую роль в развитии так называемого военно-исторического ревизионизма, псевдонаучной теории, отрицающей [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофу]]. За годы своего правления президент Ирана М. Ахмадинежад неоднократно выступал со скандальными заявлениями такого рода. В одном из выступлений перед журналистами он заявил, что Европа, создавая Израиль в центре арабского мира, преследовала план [[«Окончательное Решение»|«окончательного решения»]] еврейского вопроса. Политику израильских властей президент Ирана охарактеризовал как «идентичную преступлениям германских нацистов и неонацистскую по сути». В другом интервью он заявил, что «Холокост — еврейский миф, никогда не происходивший в действительности».
+
-
 
+
-
В 2006 г. в Тегеране состоялась международная выставка работ художников-карикатуристов, отрицающих Катастрофу и глумящихся над памятью ее жертв. Выставку организовала государственная газета «Хамшахри». Выставка явилась своеобразным ответом на появившиеся в датской газете «Юлланде-постен» сатирические изображения Мухаммада. В том же году иранское правительство организовало в Тегеране международную конференцию «Исследования Холокоста, международный взгляд», в которой участвовали 67 представителей военно-исторического ревизионизма из разных стран. Организаторы конференции заявили, что их цель — представить трибуну для дискуссии по тем вопросам, обсуждение которых запрещено на Западе.
+
-
 
+
-
Среди суннитов отрицание Катастрофы распространено не в меньшей степени. Так, одно из наиболее влиятельных и многочисленных движений мусульман-суннитов [[Великобритания|Великобритании]] «Эмигранты» в 1998 г. развесило в Лондоне и других городах страны  плакаты «Холокост — реальный факт или голливудская фикция?» Один из лидеров «Эмигрантов» заявил: «...еврейский Холокост является фабрикацией и все знают это. Настоящий Холокост — это убийство евреями мусульман в Палестине». Когда в Великобритании 27 января 2007 г. в торжественной обстановке отмечали памятный день Катастрофы, Мусульманский совет Британии заявил, что мусульмане не участвуют в траурных мероприятиях, потому что в их ходе не упоминается об актах «геноцида в Кашмире и Палестине».
+
-
 
+
-
Одно из исламских суннитских течений, резко усилившееся в последнее время, — ваххабизм. Его основоположник — исламский деятель 18 в. Мохаммед бен-Абдулла ал-Ваххаб, живший на территории современной Саудовской Аравии. Он выработал основные положения ваххабизма: все мусульмане — братья независимо от места их проживания; праздность недопустима, вся жизнь правоверного мусульманина должна быть посвящена укреплению и распространению ислама; отступников «необходимо возвращать в лоно истинной религии, в том числе и силой»; с иноверцами и еретиками, следует вести джихад — священную войну. Ваххабиты стоят у власти в Саудовской Аравии и в некоторых других мусульманских странах. Ваххабитом является крупнейший террорист конца 20 в. – начала 21 в. Усама бин Ладен — саудовский мультимиллионер, принимавший активное участие в борьбе против советских войск в Афганистане, куда он прибыл в декабре 1979 г. В ходе боев он был тяжело ранен. В 1983–84 гг. он создал на территории Пакистана две организации: «Исламский фронт спасения» и «Дом последователей», которые занимались сбором средств, закупкой вооружения, вербовкой добровольцев в мусульманских странах, доставкой их в Пакистан и обучением в тренировочных лагерях, действуя в тесном сотрудничестве со спецслужбами США.
+
-
 
+
-
После вывода советских войск из Афганистана бин Ладен создал из афганских ветеранов террористическую организацию Международный исламский фронт джихада «Ал-Каеда». Организация стремится к уничтожению Израиля, изгнанию «христианских крестоносцев» с Аравийского полуострова, нанесению мощных террористических ударов по США; она активно поддерживает крайние исламские группировки в Чечне, Дагестане и других районах России. С начала 1990 г. боевики Усамы бин Ладена осуществили серию атак против американских объектов, крупнейшими из которых были: взрыв комплекса зданий ВВС США близ Дахрана в Саудовской Аравии (1988 г.); взрывы в столице Танзании Дар-эс-Салам и столице Кении Найроби рядом со зданиями американских посольств (1998 г.). «Ал-Каеда» совершила самый кровавый теракт в истории человечества — атаку на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке и здание Пентагона в Вашингтоне 11 сентября 2001 г., во время которой погибли более 3 тыс. человек (см. выше). 
+
-
 
+
-
Мусульманский мир был возмущен решениями 2-го Ватиканского собора (28 октября 1965 г.), снявшими с еврейского народа обвинения в ответственности за распятие [[Иисус|Иисуса]], и вообще политикой католической церкви, направленной на преодоление  антиеврейской традиции и укрепление связи между христианами и евреями. Мусульманские деятели увидели в этом результат влияния евреев на католическую церковь и политическую победу Израиля. В 1979 г. главный советник президента Египта А. Садата А. Мансур заявил: «Ватикан снова продал Христа евреям, но по высокой цене — за деньги и достоинство арабов».
+
-
 
+
-
Умеренные группировки в исламском мире, призывающие к мирному сосуществованию с евреями и Израилем, отказывающиеся от антисемитских стереотипов и мифов, численно незначительны и действуют не в мусульманских странах, а в России, Италии, Канаде, но и там их мнение не преобладает среди мусульманского населения этих стран.
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|11854|ИСЛАМ}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Категории к расформированию:ИУДАИЗМ:Иудаизм и другие религии]]
+

Текущая версия на 23:22, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Ислам (ваимоотношения с иудаизмом)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация