Исраэли, Ицхак бен Шломо

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «{{Остатье\ЭЕЭ |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР= |КАЧЕСТВО= |УРОВЕНЬ= |НАЗВАНИЕ= |ПОДЗАГОЛОВОК= |СТАТЬ…»)
Строка 17: Строка 17:
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
}}  
}}  
-
КЕЭ, том 3, кол. 916–917
+
{{Персона
 +
|имя              = Ицхак бен Шломо Исраэли
 +
|оригинал имени  = <big>יצחק בן שלמה ישראלי</big>
 +
|портрет          =
 +
|размер          =
 +
|описание        =
 +
|имя при рождении =
 +
|род деятельности = Врач, еврейский философ
 +
|дата рождения    = 855
 +
|место рождения  = [[Египет]]
 +
|гражданство      =
 +
|подданство      = Держава Фатимидов
 +
|дата смерти      = 955
 +
|место смерти    = [[Кайруан]], [[Тунис]]
 +
|отец            =
 +
|мать            =
 +
|супруг          =
 +
|супруга          =
 +
|дети            =
 +
|награды и премии =
 +
|сайт            =
 +
}}
 +
'''Исраэли''' (точнее Исреэли) Ицхак бен Шломо (855?, [[Египет]], – 955, [[Кайруан]]), врач и философ.  
 +
== Медицина ==
 +
Был врачом-окулистом примерно до 50-летнего возраста, когда оставил [[Египет]] и переехал в Кайруан. Там Исраэли изучил другие отрасли медицины, а затем стал придворным врачом Убайд Аллаха ал-Махди, первого халифа из династии Фатимидов.
-
ИСРАЭЛИ́ (точнее Исреэли) Ицхак БЕН Шломо (855?, Египет, – 955, Кайруан), врач и философ. Был врачом-окулистом примерно до 50-летнего возраста, когда оставил Египет и переехал в Кайруан. Там Исраэли изучил другие отрасли медицины, а затем стал придворным врачом Убайд Аллаха ал-Махди, первого халифа из династии Фатимидов.  
+
Исраэли считался одним из великих врачей средневековья, был основоположником медицинской школы, из которой вышли Дунаш ибн Тамим (родился, по-видимому, в 890 г. умер не ранее 955 г.) и известный арабский врач Абу ал-Джаззар, и первым евреем — автором медицинских трудов на арабском языке.  
-
Исраэли считался одним из великих врачей средневековья, был основоположником медицинской школы, из которой вышли Дунаш ибн Тамим (родился, по-видимому, в 890 г. – умер не ранее 955 г.) и известный арабский врач Абу ал-Джаззар, и первым евреем — автором медицинских трудов на арабском языке. Его лекции привлекали множество слушателей, а труды о лихорадочных заболеваниях (пять книг), о лекарствах и пищевых продуктах (в четырех частях), о моче и противоядиях, о пульсе и другие переведены на иврит (сохранились лишь в списках) и латинский язык. В Западной Европе, где некоторые университеты включили труды Исраэли в переводе на латинский язык в курс медицинского обучения, его авторство стало известно лишь в 16 в. (до тех пор их автором считался переводчик, монах 11 в. Константин Африканский).  
+
Его лекции привлекали множество слушателей, а труды о лихорадочных заболеваниях (пять книг), о лекарствах и пищевых продуктах (в четырех частях), о моче и противоядиях, о пульсе и другие переведены на [[иврит]] (сохранились лишь в списках) и [[латинский язык]].  
-
Исраэли является также родоначальником неоплатонизма в еврейской философии. Из его философских трудов, большинство которых переведено с арабского на иврит и латинский язык, наиболее известен «Китаб ал-худуд» (на иврите «Сефер ха-гвулим» — «Книга определений»), в котором автор рассматривает аристотелевские «четыре причины сущего» и дает определение 56 философским понятиям. Об этом труде, а также о всеобъемлющем философском сочинении Исраэли «Китаб ал-устукусат» (на иврите «Сефер ха-иесодот» — «Книга о первоэлементах») Маймонид отзывается пренебрежительно, как, впрочем, и о произведениях других неоплатоников. Среди сочинений Исраэли имеются труды по метафизике, логике, о различии между духом и душою, и другие. Философия Исраэли связывает мистицизм неоплатоников с еврейской эсхатологией. Исраэли считает, что различные ступени реальности — это ряд эманаций интеллекта — результата соединения созданных Богом первичной материи и первобытной формы (автор называет ее также «мудрость»). Душе человека присуще стремление соединиться с высшим сиянием мудрости. Достигая этой ступени, душа испытывает блаженство рая, в ад же попадает душа, не сумевшая возвыситься над силами зла и тьмой нижнего мира.  
+
В Западной Европе, где некоторые университеты включили труды Исраэли в переводе на латинский язык в курс медицинского обучения, его авторство стало известно лишь в XVI в. (до тех пор их автором считался переводчик, монах XI в. Константин Африканский).  
-
Исраэли вел интенсивную научную переписку с Са‘адией Гаоном. Влияние мировоззрения Исраэли можно обнаружить у Ш. Ибн Габирола, у И. Ибн Цаддика, а также у ранних каббалистов Жероны. Некоторые исследователи приписывают Исраэли философский комментарий к книге Бытие.
+
== Философич  ==
 +
Исраэли является также родоначальником неоплатонизма в еврейской философии. Из его философских трудов, большинство которых переведено с арабского на [[иврит]] и [[латинский язык]], наиболее известен «Китаб ал-худуд» (на иврите «Сефер hа-гвулим» — «Книга определений»). В нём автор рассматривает аристотелевские «четыре причины сущего» и дает определение 56 философским понятиям.
 +
 
 +
Об этом труде, а также о всеобъемлющем философском сочинении Исраэли «Китаб ал-устукусат» (на иврите «Сефер hа-иесодот» — «Книга о первоэлементах») [[Маймонид]] отзывается пренебрежительно, как, впрочем, и о произведениях других неоплатоников.
 +
 
 +
Среди сочинений Исраэли имеются труды по метафизике, логике, о различии между духом и душою, и другие. Философия Исраэли связывает мистицизм неоплатоников с еврейской эсхатологией. Исраэли считает, что различные ступени реальности — это ряд эманаций интеллекта — результата соединения созданных [[Бог]]ом первичной материи и первобытной формы (автор называет ее также «мудрость»).
 +
 
 +
Душе человека присуще стремление соединиться с высшим сиянием мудрости. Достигая этой ступени, душа испытывает блаженство рая, в ад же попадает душа, не сумевшая возвыситься над силами зла и тьмой нижнего мира.
 +
 
 +
Исраэли вел интенсивную научную переписку с [[Саадия Гаон|Са‘адией Гаоном]]. Влияние мировоззрения Исраэли можно обнаружить у [[Ибн Габирол Шломо Бен Иеhуда|Ш. Ибн Габирола]], у [[Ибн Цаддик Иосеф Бен Яаков|И. Ибн Цаддика]], а также у ранних [[Каббала|каббалистов]] Жероны. Некоторые исследователи приписывают Исраэли философский комментарий к [[Книга Бытие|книге Бытие]].
== Источники ==
== Источники ==

Версия 08:25, 26 апреля 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья
Ицхак бен Шломо Исраэли
יצחק בן שלמה ישראלי
Род деятельности:

Врач, еврейский философ

Дата рождения:

855 год(0855)

Место рождения:

Египет

Подданство:

Держава Фатимидов

Дата смерти:

955 год(0955)

Место смерти:

Кайруан, Тунис

Исраэли (точнее Исреэли) Ицхак бен Шломо (855?, Египет, – 955, Кайруан), врач и философ.

Медицина

Был врачом-окулистом примерно до 50-летнего возраста, когда оставил Египет и переехал в Кайруан. Там Исраэли изучил другие отрасли медицины, а затем стал придворным врачом Убайд Аллаха ал-Махди, первого халифа из династии Фатимидов.

Исраэли считался одним из великих врачей средневековья, был основоположником медицинской школы, из которой вышли Дунаш ибн Тамим (родился, по-видимому, в 890 г. – умер не ранее 955 г.) и известный арабский врач Абу ал-Джаззар, и первым евреем — автором медицинских трудов на арабском языке.

Его лекции привлекали множество слушателей, а труды о лихорадочных заболеваниях (пять книг), о лекарствах и пищевых продуктах (в четырех частях), о моче и противоядиях, о пульсе и другие переведены на иврит (сохранились лишь в списках) и латинский язык.

В Западной Европе, где некоторые университеты включили труды Исраэли в переводе на латинский язык в курс медицинского обучения, его авторство стало известно лишь в XVI в. (до тех пор их автором считался переводчик, монах XI в. Константин Африканский).

Философич

Исраэли является также родоначальником неоплатонизма в еврейской философии. Из его философских трудов, большинство которых переведено с арабского на иврит и латинский язык, наиболее известен «Китаб ал-худуд» (на иврите «Сефер hа-гвулим» — «Книга определений»). В нём автор рассматривает аристотелевские «четыре причины сущего» и дает определение 56 философским понятиям.

Об этом труде, а также о всеобъемлющем философском сочинении Исраэли «Китаб ал-устукусат» (на иврите «Сефер hа-иесодот» — «Книга о первоэлементах») Маймонид отзывается пренебрежительно, как, впрочем, и о произведениях других неоплатоников.

Среди сочинений Исраэли имеются труды по метафизике, логике, о различии между духом и душою, и другие. Философия Исраэли связывает мистицизм неоплатоников с еврейской эсхатологией. Исраэли считает, что различные ступени реальности — это ряд эманаций интеллекта — результата соединения созданных Богом первичной материи и первобытной формы (автор называет ее также «мудрость»).

Душе человека присуще стремление соединиться с высшим сиянием мудрости. Достигая этой ступени, душа испытывает блаженство рая, в ад же попадает душа, не сумевшая возвыситься над силами зла и тьмой нижнего мира.

Исраэли вел интенсивную научную переписку с Са‘адией Гаоном. Влияние мировоззрения Исраэли можно обнаружить у Ш. Ибн Габирола, у И. Ибн Цаддика, а также у ранних каббалистов Жероны. Некоторые исследователи приписывают Исраэли философский комментарий к книге Бытие.

Источники

  • КЕЭ, том 3, кол. 916–917
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Исраэли Ицхак бен Шломо в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация