Исторические исследования Хазарского каганата

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(28 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Начало_работы}}
+
#redirect [[:ej:Исторические исследования Хазарского каганата]]
-
Исследования истории хазар начались с изучения письменных источников ещё на заре исторической науки - в XVII - XVIII веках. Корпус письменных источников был существенно пополнен в XX веке в результате поиска в арабских источниках и открытия материалов [[Каирская гениза|Каирской генизы]].
+
-
 
+
-
Лингвистические исследования внесли свою долю в научные знания о происхождении хазар. К сожалению, возникшее в последние годы увлечение [http://www.polit.ru/article/2010/07/01/zalizniak/ любительской лингвистикой] затронуло и хазарскую тематику. Множество работ, трактующих письменные памятники хазар чисто эвристически, игнорируя общепринятые методы лингвистической науки, способствуют возникновению путаницы в общественном сознании. См., например, [http://amkworks113.ru/kzr/ Александр М. Кобринский В стороне от беллетристики (о Хазарском каганате)]
+
-
 
+
-
С конца XIX века археологические раскопки играют всё большую роль в исследованиях истории Хазарского царства. Раскопки [[Саркел]]а на месте затопления Цимлянского водохранилища в 1950-х годах дали решающий материал для хазарских исследований. С тех пор археологические данные регулярно пополняются. В начале XXI века археолгам удалось найти столицу Хазарского царства [[Итиль (город)|Итиль]].
+
-
 
+
-
Идеологическое влияние на исследование хазарской истории всегда было сильным и оказывало негативное влияние на качество результатов. Спекуляции на материале хазарской истории всегда преследовали какие-либо политико-идеологические цели. В последнее время они свелись в основном к обслуживанию антисемитской пропаганды. См., например, [[Занд, Шломо и книга "Кто и как изобрел еврейский народ"]]
+
-
 
+
-
== Основные источники ==
+
-
 
+
-
История хазар отражена в различных письменных источниках, большая часть из которых оставлена соседними с хазарами народами, имевшими устойчивую письменную традицию. Освещение хазарской истории не является равномерным. Источники IV-VI вв. хазар практически не знают, так как те в это время находились в тени более могущественных народов. В более поздних хрониках, сведения о хазарах применительно к данной эпохе есть, но они зачастую анахроничны. В период VII-VIII вв., когда хазарская держава находилась на пике могущества, преобладают сведения, связанные с хазарскими завоеваниями. Многие из этих данных были записаны позднее, не ранее сер. IX века. Во 2-й пол. IX в. с формированием арабской географической науки появились описания внутреннего устройства Хазарии. Самым информативным в источниковедческом плане является X век, так как от него дошли, во-первых, собственно хазарские памятники, а во-вторых, несколько произведений, написанных современниками событий и специально посвящённых описанию иностранных государств, в том числе Хазарии ([[Ибн Фадлан]], [[Константин Багрянородный]]).
+
-
 
+
-
=== Хазарские источники ===
+
-
Текстов на хазарском языке не обнаружено, хотя какие-то хазарские летописи, скорее всего, существовали, так как о них есть упоминания. Тем не менее, собственные хазарские памятники существуют. Они представлены т. н. [[Еврейско-хазарская переписка|Еврейско-хазарской перепиской]], включающей в себя два письма на [[иврит]]е, из которых одно написано хазарским царём Иосифом (ок.961), а другое его подданным — анонимным евреем (ок. 949). В обоих документах приводятся сведения о происхождении хазар, обстоятельствах принятия ими иудаизма, правящих царях и их деятельности, а также географии Хазарии.
+
-
[[Файл:Signature Kiev letter.gif|thumb|Руническая надпись в [[Киевское письмо|письме еврейской общины Киева, X век]] ]]
+
-
Недавно был открыт ещё один источник еврейско-хазарского происхождения — автограф [[Киевское письмо|рекомендательного письма]] из иудейской общины Киева (X в.) Некоторые из его подписантов наряду с еврейскими носили хазарские (тюркские) имена, что стало подтверждением практики прозелитизма в каганате. Последняя фраза в письме написана разновидностью древнетюркских рун. Подобные надписи (очень краткие) обнаружены в ходе археологических исследований. Дешифровать их пока не удаётся.
+
-
 
+
-
=== Арабо-персидские источники ===
+
-
Самый большой и разнообразный массив сведений как в количественном, так и в качественном плане содержится в источниках из стран Халифата. Они представлены двумя жанровыми группами: историческими и географическими произведениями, которые отражают, соответственно, два рода контактов между Хазарией и исламским миром.
+
-
 
+
-
Исторические сочинения посвящены хазаро-иранским и хазаро-арабским столкновениям, а географические — мирному взаимодействию, основанному на торговле. В первом случае речь идёт об эпохе VII — VIII вв., когда арабы сталкивались с хазарами в битвах за Закавказье, во втором — о IX — сер. Х в., когда через Хазарию была налажена торговля и в [[Итиль (город)|Итиле]] возникла мусульманская община.
+
-
 
+
-
Для более раннего периода (VI века) арабы черпали сведения из Сасанидских хроник, которые до наших дней не сохранились. Среди авторов-историков нужно назвать [[Белазури]], [[ал-Йакуби]], [[ат-Табари]], [[ал-Куфи]], [[Халифа ибн Хайата|Халифу ибн Хайата]] и др.
+
-
 
+
-
Сведения о роли хазар на Кавказе в эпоху заката Каганата можно почерпнуть из более поздней по времени становления региональной историографии граничащих с Хазарией прикаспийских областей. К сожалению, она сохранилась плохо. [[Тарих Баб-абваб|Хроники Дербента]] и соседних областей, частично уцелели в составе сочинения турецкого автора [[Мюнаджи-Баши]].
+
-
 
+
-
Многие вопросы хазарской истории было бы невозможно реконструировать без географических произведений. Эта группа источников обладает исключительной источниковедческой ценностью, поскольку сочинения, во-первых, создавались современниками событий, а во-вторых, были специально посвящены описанию внутреннего устройства чужих народов, чего не было в христианской историографии.
+
-
 
+
-
До наших дней эти произведения дошли в поздних и сокращённых редакциях, благодаря тому, что каждое поколение географов воспроизводило в современных работах информацию предшественников. По представлениям арабов, Хазария располагалась в предпоследней из обитаемых областей — шестом климате Земли. Её территория первоначально представлялась страной демонических народов [[Гог и Магог|Гога и Магога]], но по мере развития контактов, на смену фантастическому взгляду пришёл реальный. Именно из арабской географии известны подробности хазарского двоевластия (о лишённом власти кагане и беке), некоторые обстоятельства иудаизации хазар и степень распространения иудаизма, описания хазарских городов, из которых подробнее всего охарактеризована столица.
+
-
 
+
-
Огромную важность имеют прямые и косвенные указания об этнической принадлежности хазар. Среди географических работ наибольшее значение имеют «[[книги путей и стран]]», посвящённые описанию торговых маршрутов. Первым из сохранившихся произведений этого рода является труд [[Ибн Хордадбех]]а (сер. IX в). К этому же времени восходит информация Ибн Русте.
+
-
 
+
-
Обстановка X века отражена у географов т. н. «классической школы»: [[Истахри]], [[Ибн Хаукаль|Ибн Хаукаля]], [[Мукаддиси]]). К этому кругу примыкают труды знаменитых путешественников X века — [[Ибн Фадлан]]а и [[Аль-Масуди|Мас’уди]], которые побывали у границ Хазарии. (Первый в 922 году посетил Волжскую Булгарию, а второй в 940-е гг. Южный Прикаспий).
+
-
 
+
-
В сочинении "Фарс-наме" историка и географа XII века Ибн аль-Балхи повествуется о том, что сасанидский шах Хосров I Аноширван (531-579) поместил около своего трона три других золотых трона - для китайского и византийского императора и ''царя хазар'' на случай их визита.<ref>Голден Питер. Достижения и перспективы хазарских исследований. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне". Том 16 (Jews and slavs, volume 16). Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005</ref>
+
-
 
+
-
=== Византийские источники ===
+
-
Греческие известия о хазарах относительно немногочисленны, поскольку византийская историография этого времени переживала состояние упадка. Для первого периода истории каганата имеют значение два произведения, восходящие к общему источнику: «Летопись [[Феофан Исповедник|Феофана]]», написанная в нач. IX век и «Бревиарий» (Краткая история) патриарха [[Никифор, патриарх Константинопольский|Никифора]], созданный чуть ранее. Византийцы сохранили наиболее чёткое определение момента возвышения хазар, которое они связывали с разгромом Великой Болгарии. Этот взгляд (подкреплённый хазарским преданием в письме Иосифа) перешёл в современную науку. Сведениями о поздней Хазарии мы обязаны императору Константину Багрянородному. В 948—952 он написал в качестве наставления для своего сына Романа трактат «[[Об управлении империей]]». где собрал информацию о народах, окружающих Византию, и дал откровенные советы, как себя с ними вести. Среди сообщений о Хазарии там есть подтверждение арабских данных об иудаизации хазар и двоевластии, уникальные свидетельства о построении Саркела, хазарско-венгерских, хазаро-печенежских и хазаро-аланских отношениях, а также едва ли не единственное упоминание о каких-то смутах в каганате (в связи с мятежом каваров).
+
-
 
+
-
Другой важный источник сведений представлен житийной литературой, герои которой, несмотря на специфику жанра, действуют в реальной политической обстановке. Памятники сохранились как в греческих, так и в славянских редакциях. О Хазарии упоминают Житие [[Иоанн (епископ готский)|Иоанна Готского]] (для событий кон. VIII века), Житие [[Стефан Сурожский|Стефана Сурожского]] (2-я пол. VIII в.) и, особенно Житие [[Кирилл и Мефодий|Константина-Кирилла]] (пространная редакция), где описан визит миссионера в Хазарию в 860—861 и приводится христианская версия хазарской полемики.
+
-
 
+
-
В византийской литературе [[топоним]] Хазария сохранялся дольше всего. Это название закрепилось за Восточным Крымом. Позже оно перешло в итальянские документы и применялось вплоть до XVI века.
+
-
 
+
-
=== Закавказские источники ===
+
-
Важное значение имеют источники на древнеармянском и древнегрузинском языках. Они отражают период VII—VIII вв., когда хазары, которых здесь называли «северными варварами», хозяйничали в Закавказье. Армянская историография оставила наиболее ранние описания хазар, в некоторых из них деятельность хазар переносится в первые века н.э., что является анахронизмом. Незаменимыми источниками по начальной хазарской истории являются «[[Армянская География]]», созданная в кон. VII в. [[Анания Ширакаци|Ананием Ширакаци]], и «[[История страны агван]]» [[Мовсес Каганкатваци|Мовсеса Каланкатваци]], посвящённая истории Кавказской Албании. Также стоит отметить «Историю» [[Гевонд|Левонда]], где с позиции независимого наблюдателя описываются арабо-хазарские войны. Из грузинских источников ценные сведения о хазарских мероприятиях во 2-й пол. VIII в. содержатся в Летописи Картли и в агиографическом сочинении «Мученичество св. [[Або (святой)|Або]] Тбилисского».
+
-
 
+
-
=== Сирийские источники ===
+
-
Считается, что первое бесспорно достоверное известие о хазарах содержится в сирийской хронике [[Захарий Ритор|Псевдо Захария]], 2-й пол. VI в. Событийная история хазар получила отражение в трудах поздних авторов [[Михаил Сириец|Михаила Сирийского]] (XI в.) и [[Бар Гебрей|Бар Гебрея]] (XII в.).
+
-
 
+
-
=== Русские источники ===
+
-
Свидетельств о хазарах восточнославянского происхождения относительно немного. Это связано с тем, что древнерусское летописание началось после падения каганата. Основной источник — «[[Повесть временных лет]]», куда данные о хазарах попали, частично из византийской литературы, а в своей оригинальной части, вероятно, из устной традиции. С точки зрения характеристики русско-хазарских отношений информация предельно лаконична, но она проливает важный свет на систему взаимоотношений хазар с зависимыми народами. А такие данные сами по себе очень редки. После 965 года, которым в летописи датируется разгром хазарского войска Святославом, упоминается посольство хазарских иудеев к Владимиру в 986 году, а затем хазары фигурируют только в связи с событиями в Тмутараканском княжестве. Другим древнерусским источником, упоминающим о хазарах, является «Память и похвала князю Владимиру» [[Иаков Мних|Иакова Мниха]] (вторая половина XI в.), где приводятся неизвестные по летописи подробности хазарской политики Владимира. В древнерусской литературе имеется повесть, сохранившаяся в ''Еллинском летописце'' XV в., «[[О царе Казарине и о жене его]]», являющаяся вариантом византийского произведения о Юстиниане II, женившимся на хазарской принцессе.
+
-
 
+
-
=== Еврейские источники ===
+
-
Отдельные упоминания о хазарах имеются у еврейских авторов. Из современников — у еврейского путешественника [[Эльдад hа-Дани|Эльдада hа-Дани]] (2-я пол. IX в.) и в письмах главы вавилонской диаспоры — [[гаон]]а [[Саадия Гаон|Саадии]] (1-я пол. X в.), а также в итальянском хронографе [[Иосиф бен Горион|Иосиппон]] (Х в.). Из поздних источников самым большим по объёму является книга [[Иеhуда Галеви|Иеhуды hа-Леви]] «[[Кузари]]», имеющая своим сюжетом религиозную полемику при обращении хазар. Автор стремился доказать торжество иудаизма, и построил повествование в форме вымышленных диалогов хазарского царя с еврейским проповедником. Галеви ссылается на хазарские летописи и называет точную дату хазарского обращения.
+
-
 
+
-
=== Западно-европейские источники ===
+
-
Произведения, созданные в христианской Европе, оригинальных известий о хазарах практически не содержат, но представляют определённый интерес с точки зрения подтверждения некоторых фактов и помогают понять, как сведения о хазарах распространялись во внешнем мире. Впервые в латиноязычных сочинениях хазары упоминаются ок. 700 г. в ''Равеннском анониме''. Несколько раз они упомянуты в ''Баварском географе''. Ок. 864 г. аквитанский монах Христиан из Ставелло, отметил, что хазары исповедуют иудаизм.
+
-
 
+
-
== Археологические данные ==
+
-
[[Файл:Sarkel.jpg|thumb|left|250px|Место хазарской крепости [[Саркел]]. Фото раскопок под руководством [[Артамонов, Михаил Илларионович|М. И. Артамонова]] в 1930 г.]]
+
-
{{see also|Распространение иудаизма в Хазарии по данным археологии}}
+
-
До настоящего времени не существует общепринятых критериев для идентификации собственно хазарского этноса, а территория коренной Хазарии (особенно Нижнее Поволжье) обследована недостаточно. Памятники на основной территории каганата (Подонье, Приазовье, Крым) связываются, по господствующей точке зрения, с [[Салтово-маяцкая культура|салтово-маяцкой археологической культурой]]. Её носителями в лесостепной зоне было аланское население, а в степной тюркское.<ref>Археологи часто называют его ''«болгарским»'', имея в виду характерный бракихранный антропологический тип. См. ''Афанасьев Г. Е.'' Где же археологические свидетельства существования Хазарского каганата? // Российская археология 2001. — № 2. — С.43-55.</ref>
+
-
 
+
-
Исследования, начавшиеся в начале XX века, были продолжены в советское и постсоветское время и позволили обнаружить большое количество протогородских центров и укреплений. Из них с городами письменных источников достоверно отождествлены только [[Саркел]] — Левобережное Цимлянское городище (затоплено Цимлянским водохранилищем) и [[Таматарха]] — Таманское городище. Идентификация Беленджера и Семендера среди дагестанских городищ носит дискуссионный характер.
+
-
 
+
-
Что касается столицы [[Итиль (город)|Итиля]], то долгое время предполагалось, что он мог быть затоплен из-за изменения уровня Каспийского моря,<ref>[http://www.kulichki.com/~gumilev/articles/Article39.htm ''Гумилёв Л. Н.'' Хазария и Каспий // Вестник Ленинградского ун-та. — 1964. — N 6. вып. I. — С. 83-95.]</ref> однако к 2008 году у археологов появилось обоснование версии о нахождении [[Итиль (город)|Итиля]] на [[Самосдельское городище|Самосдельском городище]] в [[Астраханская область|Астраханской области]] на месте города времён Золотой Орды. Такая идентификация базируется на открытии городища домонгольских времён, единственного такого рода в Астраханской области. [[Планиграфия]] городища совпадает с тем, что известно о Итиле из письменных источников.<ref>[http://www.rian.ru/science/20080905/150990898.html Интервью агентства РИА Новости с руководителем раскопок на Самосдельском городище Э. Зиливинской, с.н.с. Института этнологии и антропологии РАН]</ref>
+
-
 
+
-
К числу проблем хазарской археологии относится более тесная интеграция полевых данных с письменной историей.
+
-
 
+
-
=== Результаты раскопок второй половины XX века ===
+
-
Раскопки объектов, относящихся к Хазарскому каганату (прежде всего экспедиции под руководством М.И. Артамонова и С.А. Плетнёвой) позволили более или менее уверенно установить следующие факты.
+
-
* Этнические хазары были меньшинством в возглавляемом ими племенном союзе, впоследствии ставшем государством. Погребения собственно хазар сконцентрированы у городов. Другие племена были как тюркского, так и другого происхождения (например, ''аланы'').
+
-
* Завоевание морских портов было предпринято вследствии расцвета экономики и потребности в торговле.
+
-
* Завоевание хазарами городов и областей не приводило к разорению и массовому изгнанию населения. На завоёванной территории Великой Болгарии (степях Тамани и Крыма) продолжали оставаться болгары, ведшие прежний образ жизни.
+
-
* Города Дагестана, завоёванные арабами у хазар, опустели после этого. Население ушло в степи Донского бассейна, где занялось кочевым скотоводством.
+
-
* Хазары захватили районы лесостепи на Днепре, населённые славянами, и создали там в VIII веке военные поселения из алан.
+
-
* Принятие хазарамииудаизма и проживание евреев в хазарских городах оставило слабый (или пока не полностью обнаруженный) след в археологических артефактах. Большинство раскопанных погребений этого периода - языческие. Редкие надгробья евреев в городах иногда несут тюркские знаки (''тамги''), что может означать, что там похоронены [[геры]] - тюрки.
+
-
* Нашествие русов в 960-х годах IX века сопровождалось разрушениями и пожарами, но города были немедленно восстановлены и жизнь в них продолжилась. Однако впоследствии они подверглись опустошительной агрессии ''печенегов'', а потом ''половцев (кипчаков)''. На окраинах государства хазарская культура существовала до конца XI века.<ref>С.А Плетнева. Хазары и Хазарский каганат в сборнике "Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16)". Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005</ref>
+
-
 
+
-
== Основные этапы исследований ==
+
-
На истории о хазарах обращали внимание различные авторы в Средние века и в Новое время. Собственно научные исследования начались в XIX веке.
+
-
 
+
-
=== Ранние исследования в России ==
+
-
В 1830-х годах русский историк В.В. Григорьев собрал всё, что было к этому моменту известно по теме в книге "Россия и Азия". Также обобщающие монографии писали Д.И. Языков и П.В. Голубовский.
+
-
 
+
-
Хазарская тема сразу же попала в фокус идеологических дискуссий того времени (славянофилы против западников, сторонники реформ против абсолютистов). В хазарском влиянии искали истоки русской государственной модели.
+
-
 
+
-
Еврейские учёные [[Бруцкус, Юлий Давидович|Ю.Д. Бруцкус]] и
+
-
 
+
-
=== Исследования в Венгрии ===
+
-
В начале XX века венгерские лингвисты - тюркологи по ходу исследований ранней венгерской истории начали углублённо обрабатывать доступные им материалы по хазарскому языку. К этому времени было известно, что часть хазар (''кабары'') стали частью венгерского народа и внесли свой вклад и в формирование венгерского языка.
+
-
 
+
-
Основной вывод этих исследований: хазары говорили на ''булгарском'' языке (как и булгары - тюркский народ, побеждённый хазарами). Этот язык в некоторых источниках называется ''огурским''. Его отдалённымпотомком является современный ''чувашский''. Оппоненты этой точки зрения считают, что хазары говорили на одном из вариантов стандартного тюркского языка.
+
-
 
+
-
Вопрос о присхождении этнонима "хазар" находится в центре острых дискуссий, где нет ничего похожего на общепринятую точку зрения.<ref>Голден Питер. Достижения и перспективы хазарских исследований. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне". Том 16 (Jews and slavs, volume 16). Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005, стр. 31</ref>
+
-
 
+
-
== Наукообразные и антинаучно-популярные труды на хазарскую тематику ==
+
-
Кажущаяся доступность сведений о хазарах порождает книги, написанные без соблюдения общепринятых в научной литературе правил и ограничений.
+
-
 
+
-
Таковы, например, труды [[Кёстлер, Артур|Артура Кёстлера]] и Бориса Альтшулера.<ref>Голден Питер. Достижения и перспективы хазарских исследований. В сборнике "Хазары. Евреи и славяне". Том 16 (Jews and slavs, volume 16). Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005
+
-
</ref>
+
-
 
+
-
== Литература ==
+
-
* Хазары. Евреи и славяне. Том 16 (Jews and slavs, volume 16). Сборник под ред. В. Петрухина, В. Московича, А. Федорчука, А. Кулика, Д. Шапиро. «Гешарим», Иерусалим – «Мосты культуры», Москва, 2005
+
-
* Альтшулер Б. Последняя тайна России. Пер. С. Маркин, С. Буланин, М., 1996
+
-
* ''Артамонов М. И.'' История хазар. — Л.,1962. 2-е Изд. СПб.,2001. ISBN 5-8114-0377-1
+
-
* Е. Березанский "Евреи, хазары, Русь". Герцлия, "Исрадон", 2006
+
-
* ''Голб Н., Прицак О.'' [http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/X/Chaz_evr_dok_X/index.htm Хазарско-еврейские документы X в.] — М.-Иерусалим, 2000. ISBN 5-93273-126-5
+
-
* В.В. Григорьев. Россия и Азия. СПб., 1876
+
-
* Заходер Б. Н. [http://gumilevica.kulichki.net/Rest/rest0100.htm  Каспийский свод сведений о Восточной Европе: Горган и Поволжье] — М.,1962
+
-
* ''[[Кёстлер, Артур]]'' [http://www.lib.ru/INPROZ/KESTLER/hazary.txt Тринадцатое колено: Крушение империи хазар и её наследие]. — СПб, 2001. ISBN 5-8071-0076-X [http://biblebelievers.org.au/13trindx.htm Английский текст (A. Koestler. The Thirteenth Tribe. The Khazar Empire and its Heritage. London. 1976)]
+
-
* [http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/x.htm Коковцов П. К.'' Еврейско-хазарская переписка X века.] — Л.,1932.
+
-
* ''Магомедов М. Г.''Образование Хазарского каганата: По материалам археологических исследований и письменным данным. — М.,1983.
+
-
* ''Минорский В. Ф.'' [http://www.vostlit.info/Texts/rus13/Sirvan_Derbend/red.htm История Ширвана и Дербента]. — М.,1963.
+
-
* ''[[Москович, Вольф Абрамович|Москович В.]], Петрухин В., Федорчук А.'' Хазары. Khazars. / Сб. статей. Серия Bibliotheca Judaica. Мосты культуры — Гешарим: Москва — Иерусалим, 2005. ISBN 5-93273-196-6
+
-
* ''Новосельцев А. П.'' [http://history.tuad.nsk.ru/Author/Russ/N/NovoselcevAP/haz/index.html Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа]. — М.,1990.
+
-
* ''[[Плетнёва, Светлана Александровна|Плетнева С. А.]] [http://www.russiancity.ru/ybooks/y1.htm '' «Хазары»]. — М.,1976.
+
-
* ''Brook K.A.'' The Jews of Khazaria. 1st edition. — Northvale, NJ: Jason Aronson, 1999.
+
-
* ''Dunlop D. M.'' The History of the Jewish Khazars. — Princeton, 1954.
+
-
* ''Golden P. B.'' Khazar Studies: A Historic-philological Inquiry into the Origins of the Khazares. Budapest, 1980. V. 1-2.
+
-
* ''Ludwig D.'' Struktur und gesellschaft des Chazaren-Reiches im Licht der schriftlichen Quellen. — Berlin, 1982.
+
-
* ''Poliak A. N.'' Kazariyaah. Toldot mamlakha yehudit be-Eiropa (Khazaria. The History of a Jewish Kingdom in Europe) (in Hebrew) — Tel Aviv 1944.
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
* {{ЭЕЭ|14401|Хазария}}
+
-
* Статья [http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00085/79800.htm?text=Хазарский_каганат Хазарский каганат] в [[БСЭ]]
+
-
* Статья [http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/c/cb/1011446.htm?text=Хазарский_каганат Хазарский каганат] в энциклопедии [[Кругосвет]]
+
-
* [http://www.khazaria.com/ Хазарский информационный центр Кевина А. Брука]
+
-
* [http://www.kulichki.com/~gumilev/Rest/rest0600.htm Библиография]
+
-
* [http://www.donnu.edu.ua/hist/archgroup/ru/steppes4/ Степи Европы в эпоху Средневековья Том-4]
+
-
* [http://www.hagahan.narod.ru Хронология хазар и соседних народов]
+
-
* [http://gumilevica.kulichki.net/articles/dk.html Работы о Хазарии Л. Н. Гумилёва].
+
-
* [http://base.ijc.ru/basesite/site.aspx?SECTIONID=215832&IID=215836 Интервью В. Я. Петрухина о хазарах]
+
-
* [http://khorezm.land.ru/russian/kalandas.htm С. П. Толстов Новогодний праздник каландас у хорезмийских христиан]
+
-
* [http://khazar.ru/glossary/view/hh-2.html Хазарский информограф. Сайт об истории хазар]
+
-
* [http://student.km.ru/ref_show_frame.asp?id=DA06F9382D5045E1B2B2C3A7B6D9907F М. В. Талашов Наследие древних тюрков в хазарии: миф или реальность.]
+
-
* [http://archaeology.kiev.ua/journal/020300/komar_sukhobokov.htm А. В. Комар, О. В. Сухобоков, Вооружение и военное дело Хазарского каганата]
+
-
 
+
-
== См. также ==
+
-
* [[Хазары]]
+
-
* [[Хазарский язык]]
+
-
* [[Распространение иудаизма в Хазарии по данным археологии]]
+
-
* [[Pax Chazarica]]
+
-
* [[Хазары в художественной литературе]]
+
-
 
+
-
== Примечания ==
+
-
{{примечания|2|height=200}}
+
-
 
+
-
[[Категория:Хазары]]
+
-
[[Категория:Исторические государства]]
+
-
[[Категория:Иудейские государства]]
+

Текущая версия на 23:23, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Исторические исследования Хазарского каганата
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация