История евреев во Франции в XI - XV веках

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(В Провансе)
 
(45 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
Становление феодального государства во Франции, усиливавшееся влияние католической церкви, крестовые походы привели к дальнейшему ухудшению положения евреев Франции. В 11 в. уменьшилось количество евреев-земледельцев и землевладельцев. В 12 в. евреев лишили права владеть землей (на юге, в Провансе, не входившем в состав франкского королевства, это право не было отменено; подробнее о евреях юга Франции см. Прованс). Крестовые походы, открывшие новые торговые пути на Восток, а также господство на дорогах банд крестоносцев нанесли тяжелый удар торговле еврейских купцов. С этого периода основным занятием евреев Франции стало ростовщичество (см. Ссуда денежная), что способствовало росту антиеврейских настроений.
+
#redirect [[:ej:История евреев во Франции в XI - XV веках]]
-
 
+
-
Преследования евреев начались уже при первых королях из династии Капетингов (987–1328). Так, в 1007 г. епископ Лиможа Альдуин потребовал от евреев, проживавших на территории его епархии, немедленно креститься или покинуть Лимож. Большинство евреев уехали из города.
+
-
 
+
-
Ультрарелигиозный король Роберт II Благочестивый (996–1031) активно поддерживал духовенство в нападках на евреев. Предлогом для преследования евреев на всей территории французского королевства послужило разрушение мусульманами церкви Гроба Господня в Иерусалиме в 1009 г. Евреи Орлеана были обвинены в том, что они якобы посоветовали мусульманам разрушить церковь. Евреев топили в реке, спаслись только согласившиеся креститься или бежавшие в соседние земли. Евреи обратились за помощью к римскому папе Иоанну XVIII, который осудил преследования; в результате его вмешательства беженцы смогли вернуться во Францию, а насильственно крещенные — вернуться в иудаизм.
+
-
 
+
-
Следующая волна преследований прошла по всей Европе, в том числе и по Франции, во время крестовых походов. Особенно пострадали евреи Франции во время первого крестового похода (1096–99). Отряды крестоносцев, собравшиеся в Руане, уничтожили местную еврейскую общину, оставив в живых немногих согласившихся креститься (см. подробнее Крестовые походы).
+
-
 
+
-
Напуганные бесчинствами крестоносцев во время первого крестового похода, светские и церковные власти старались не допустить погромов во время второго крестового похода (1147–49). Король Людовик VII предпринял ряд мер для защиты еврейского населения. Решительно выступил против преследования евреев идеолог крестоносцев Бернар Клервоский. Несмотря на эти меры, во время второго похода были уничтожены еврейские общины городов Ромерю (Шампань) и Карента. Крестоносцы были освобождены от уплаты долгов евреям.
+
-
 
+
-
Усиление религиозного фанатизма привело к кровавым наветам. Во время второго крестового похода крестоносцы неоднократно заявляли, что отомстят евреям за убийства христиан; они утверждали, что евреи предают христиан распятию, якобы повторяя распятие Иисуса. Первый кровавый навет во Франции, который повлек за собой человеческие жертвы, был выдвинут против евреев Блуа (1171). Их обвинили в том, что они распяли христианского ребенка; всех отказавшихся креститься сожгли 26 мая того же года. Людовик VII заявил руководителям еврейской общины Парижа, что все обвинения евреев в убийствах с ритуальными целями он считает вымыслом, однако слухи об убийствах ходили среди представителей всех слоев населения.
+
-
 
+
-
Филипп II Август (1180–1223) сразу же после коронации 14 марта 1181 г. приказал арестовать всех парижских евреев и конфисковать все принадлежавшие им денежные средства. Они были освобождены за колоссальный выкуп. Тогда же король освободил христиан от выплаты всех долгов евреям при условии внесения пятой части от суммы долга в королевскую казну. В апреле 1182 г. был опубликован королевский указ об изгнании из Франции всех евреев и конфискации принадлежавшей им собственности. Синагоги были превращены в церкви. Число изгнанников было невелико, так как к этому времени большинство евреев уже покинуло французское королевство и нашло убежище в Шампани, Провансе, графстве Венессен и других территориях. Туда же отправились изгнанники 1182 г. Однако преследования продолжались; так, в 1190 г. королевские войска, захватив часть территории Шампани, уничтожили все еврейское население одного из городов графства. В целом, однако, активно расширяя территорию королевства, Филипп II Август был вынужден смириться с фактом проживания евреев на вновь присоединенных территориях, так как христианское население этих земель было настроено против изгнания евреев.
+
-
 
+
-
Нуждаясь в деньгах, король в 1198 г. разрешил евреям вернуться во Францию. Вся финансовая деятельность евреев должна была осуществляться под строгим королевским контролем: все сделки скреплялись королевской печатью, за что евреи должны были платить. Налоги, которыми облагали евреев, все время росли; в бюджете королевства появилась специальная статья «доходы с евреев». Король и крупные феодалы стали рассматривать евреев, проживавших на их землях, как свою собственность; в юридических документах они именовались «евреи короля». Опасаясь лишиться денег, которые им платили в виде налогов и всевозможных сборов, феодалы стали заключать между собой договоры в отношении прав на евреев. Один из первых таких договоров заключили в 1198 г. король и граф Шампани; в соответствии с этим договором ни одна из сторон не могла задерживать на своей территории еврея без согласия другой стороны (то есть евреи не могли покинуть место жительства без согласия своего феодала). Подобные сделки были затем заключены между королем и другими крупными феодалами.
+
-
 
+
-
4. Расцвет духовной жизни евреев Франции в 12–13 вв. В этот период духовная жизнь евреев Франции переживала период расцвета. Знаменитые иешивы работали в разных городах страны — как во французском королевстве (в Париже, Шартре, Понтуазе, Дре, Корби, Орлеане, Туре, Шиноне), так и на землях, не вошедших еще в его состав (в Провансе и Лангедоке — в Люнеле, Монпелье, Арле, Марселе, Бере, Нарбонне, Бокере; в Нормандии — Эвре, Руане; Лотарингии — Вердене, Меце, Туле и в других землях).
+
-
 
+
-
В северной Франции и Провансе сформировались самостоятельные школы изучения Торы и Талмуда, создавались и редактировались мидраши. На севере и на юге переживала расцвет литургическая (см. Литургия) поэзия. Крупнейшим религиозным авторитетом был Раши, составивший классические комментарии к Библии и Талмуду. Его ученики и последователи во всей средневековой Европе, в основном во Франции, создавали Тосафот. Крупнейшими тосафистами во Франции в 11–12 вв. были: рабби Иехуда из Парижа, рабби Я‘аков бен Меир Там, рабби Ицхак бен Шмуэль (1120?-1185?), зятья Раши рабби Иехуда бен Натан, рабби Меир бен Шмуэль, внук Раши рабби Шмуэль бен Меир, рабби Элханан (умер в 1184 г.), рабби Шимшон бен Аврахам из Санса (подробнее см. Тосафот).
+
-
 
+
-
Центрами еврейской учености были многие города Прованса, где создавались выдающиеся произведения по еврейской философии, грамматике, экзегетике, литургии, а также астрономии и медицине. На иврит переводили многочисленные труды по философии, астрономии, математике, литературные произведения с греческого, латинского и арабского (подробнее о жизни евреев юга Франции см. Прованс).
+
-
 
+
-
В этот период часто происходили съезды раввинов из различных районов страны, принимавшие постановления, обязательные для всего еврейского населения Франции. Так, съезды приняли решения, запрещавшие покупать или брать в залог предметы христианского религиозного культа, возбуждать дела против евреев во французском суде и т. д.
+
-
 
+
-
5. Евреи на территории Франции в 13–14 вв. (до изгнания в 1394 г.). Почти единственным доступным евреям источником существования во Франции оставалось ростовщичество. Евреи фактически превратились в крепостных короля и крупных феодалов: они могли менять место жительства только с согласия феодала, владельца земель, на которых они проживали. Католическая церковь резко осуждала любые финансовые сделки с евреями. Множество людей, задолжавших евреям, среди которых были представители всех слоев населения, активно поддерживали требование церкви разрешить христианам не возвращать долги евреям. Королевская власть была заинтересована, чтобы часть долгов досталась ей. Так, Людовик VIII (1223–1226) постановил, что уплата процентов евреям не обязательна, однако взятые деньги должны быть возвращены евреям в трехдневный срок под контролем крупных феодалов, взимавших определенный процент в свою казну и плативших часть денег королю. Людовик IX Святой (1226–1270) рядом королевских ордонансов запрещал христианам брать деньги у ростовщиков-евреев. В 1234 г. король освободил своих подданных от уплаты евреям одной трети долгов, а евреев обязали вернуть из уже уплаченных сумм одну треть.
+
-
 
+
-
Введение в середине 13 в. инквизиции усилило преследования евреев. В 1219 г. Филипп II Август приказал евреям носить отличительный знак, и многочисленные церковные соборы требовали исполнения королевского приказа. Во Франции и в соседних землях, тогда еще не входивших в состав французского королевства, против евреев выдвигали кровавые наветы: так, в 1247 г. по навету было сожжено десять евреев в Варлеасе (Дофине); в 1288 г. евреи Труа были обвинены в убийстве ребенка, после чего десять наиболее известных членов общины сожгли на костре. В 1290 г. евреев Франции впервые обвинили в гостии осквернении. Ультрарелигиозный король Людовик IX Святой неоднократно обвинял евреев в различных преступлениях. Для того, чтобы добиться расположения короля, феодальные властители вновь присоединенных к Франции земель высылали евреев. Так, после присоединения к Франции графства Бретань (1236) герцог Ж. Леру в 1240 г. выслал из графства всех евреев. Король всячески покровительствовал евреям, принявшим христианство, у многих выкрестов он лично был крестным отцом.
+
-
 
+
-
Чтобы продемонстрировать торжество христианства и его преимущества перед иудаизмом, католическая церковь вынуждала раввинов принимать участие в религиозных диспутах. Публиковались многочисленные трактаты, направленные против иудаизма, особенно ожесточенным нападкам подвергался Талмуд. В 1239 г. апостат Николай Донин изложил перед папой обвинения против Талмуда, указывая, что в нем есть нападки на христианство. В результате была разослана папская булла, направленная против Талмуда. В июне 1240 г. в Париже состоялся диспут о Талмуде, и, несмотря на блестящие выступления еврейских ученых, особенно рабби Иехиэля бен Иосефа из Парижа, трибунал вынес постановление о сожжении Талмуда. В 1242 г. Талмуд был запрещен, и было сожжено 24 воза еврейских книг (см. также Талмуд. Антиталмудическая полемика. Сожжение Талмуда).
+
-
 
+
-
В начале 13 в. положение евреев на юге Франции (в Провансе) резко отличалось от их положения во всей остальной Франции. Среди евреев Прованса было много купцов, судовладельцев, ремесленников, землевладельцев (в их владении оставались большие участки земли). Феодальные владельцы Прованса, графы Тулузские, брали евреев на государственную службу. Крупные феодалы, деятели церкви назначали евреев управляющими земель. Положение евреев резко изменилось в результате Альбигойских войн (1209–29). Крестовые походы были направлены на подавление так называемой альбигойской ереси. Среди альбигойцев выделялись группы иудействующих — пассагии (`пасхальники`) и циркумцизи (`обрезанные`); они отрицали божественность Иисуса и чтили Ветхий завет (подробнее см. Иудействующие).
+
-
 
+
-
Филипп IV Красивый (1285–1314) считал основными целями своей политики укрепление королевской власти во Франции и расширение границ королевства. Для проведения своей политики он все время нуждался в деньгах и считал евреев одним из главных источников дохода. Став королем, он потребовал от крупных феодалов, чтобы они признали его права на всех евреев Франции. В начале своего правления, не желая лишиться источника доходов, он взял под свою защиту евреев, подвергавшихся преследованиям инквизиции. В 1288 г. король приказал, чтобы власти не арестовывали по требованию инквизиции евреев — жертв насильственного крещения, вернувшихся в иудаизм. Он также постановил, чтобы в каждом случае ареста еврея по требованию церковных властей дело разбирали королевские чиновники. Но король прибегал к любым средствам, чтобы заставить евреев платить в королевскую казну все новые и новые налоги; так, в 1295 г. он в виде принуждения распорядился арестовать всех евреев Франции. 22 июля 1306 г. король снова приказал арестовать всех евреев и конфисковать всю принадлежавшую им собственность. Евреев обязали в течение месяца покинуть Францию, они могли взять с собой только 12 су на человека. Эту меру поддержали французские феодалы, многие из которых были должниками евреев. Даже владельцы ряда земель, не входивших в состав Франции, изгнали евреев (Лотарингия, Савойя, Дофине, Франше-Конте). Здания синагог были розданы приближенным короля, парижскую синагогу король подарил своему кучеру.
+
-
 
+
-
Людовик X (1314–16) эдиктом от 28 июля 1315 г. разрешил евреям вернуться во Францию, якобы пойдя навстречу «требованиям народа» (в Париже говорили, что евреи-ростовщики были великодушнее христиан, которые пришли им на смену). За право вернуться евреи заплатили колоссальный выкуп; они могли получить деньги по старым долгам, но две трети этих сумм должны были отдать в королевскую казну. Им запрещалось давать деньги взаймы под большие проценты. Синагоги и еврейские кладбища возвращали евреям при условии возмещения владельцам их стоимости. Конфискованные еврейские книги, за исключением Талмуда, также возвращали. Король взял обязательство не изгонять евреев в течение 12 лет. Филипп V Высокий (1316–22) в отношении евреев продолжал политику своего брата. Он разрешил евреям не носить отличительный знак за пределами городов, в которых они проживали.
+
-
 
+
-
В 1320 г. на юге Франции происходили широкие народные волнения — восстание пастушков, направленное против иноверцев и евреев. Толпы, состоявшие из десятков тыс. человек, часто при содействии местных властей захватывали города на юге Франции и убивали всех евреев, отказывавшихся креститься. Еврейские общины были уничтожены в Тулузе, Бордо, Арле, Альби и во многих других городах. Королевские власти с трудом подавили восстание. Всем крестившимся евреям было разрешено вернуться в иудаизм.
+
-
 
+
-
Усиливавшаяся религиозная нетерпимость, всеобщее невежество широких слоев населения порождали самые дикие слухи и обвинения. Так, население ряда районов Франции обвинило прокаженных в том, что они хотят уничтожить остальных жителей страны. В Гиене были арестованы местные прокаженные, и у них под пытками было вырвано признание, что они отравили реки и колодцы. Некоторых из арестованных заставили под пытками обвинить евреев в том, что они поручили прокаженным отравить реки. Королевская власть поддержала эти вздорные обвинения, и на евреев Франции был наложен колоссальный штраф. Во многих городах, в том числе в Бурже, Туре, Шиноне, евреев публично казнили. Так, в Шиноне 160 евреев живыми сбросили в шахту. Собственность евреев была конфискована, им было приказано покинуть Францию в пятимесячный срок.
+
-
 
+
-
Евреи Прованса, Дофине, Эльзаса, Лотарингии, Франше-Конте пострадали от погромов в годы «чёрной смерти».
+
-
 
+
-
В 1359 г., после того, как французская королевская армия была разгромлена англичанами в битве при Пуатье во время Столетней войны (1337–1453), а король Иоанн II Добрый (1350–64) и многие его приближенные попали в плен, и для их выкупа требовались огромные средства, регент Карл Нормандский (будущий Карл V Мудрый; см. ниже) разрешил евреям вернуться во Францию и предоставил им некоторые льготы. Евреям дали гарантии, что их не будут изгонять из Франции в течение 20 лет, что дела между евреями будет рассматривать только еврейский суд, что они не будут носить отличительный знак. Им разрешили давать деньги под проценты. Вернувшийся из плена Иоанн II Добрый заявил, что евреи злоупотребляли привилегиями, и отменил их. Новый король Карл V Мудрый (1364–80), однако, возобновил эти привилегии. Были назначены два королевских чиновника, которые должны были следить, чтобы еврейские привилегии не нарушались. Королевские власти защищали евреев от всевозможных нападок. Особенно отличился главный прево Парижа Гуго Обрио, который строго наказывал за каждое совершенное на евреев нападение. В 1372 г. король распорядился вернуть евреям некоторые из ранее конфискованных книг. В 1374 г. евреям были предоставлены торговые привилегии на ярмарках в Шампани.
+
-
 
+
-
Сразу после смерти Карла V Мудрого в Париже вспыхнули народные волнения. Толпа восставших разрушила дома евреев Парижа, уничтожила долговые обязательства, многие еврейские дети были похищены и насильственно крещены. Хотя король Карл VI Безумный (1380–1422) защитил евреев и распорядился вернуть им их собственность, многие покинули Францию. Попытка Гуго Обрио вернуть крещеных еврейских детей родителям не увенчалась успехом, а он сам был предан суду инквизиции и приговорен к пожизненному тюремному заключению. В 1382 г. в Париже и Нанте прошли волнения, направленные против евреев. В Нанте разгромом еврейского квартала руководили солдаты местного гарнизона. В 1389 г. король предоставил городским властям привилегию самим решать вопрос о проживании в городах евреев.
+
-
 
+
-
В сентябре 1394 г. был опубликован королевский указ об изгнании евреев, им предоставляли недолгую отсрочку для продажи имущества и получения долгов. Некоторые из беженцев нашли убежище во французских землях, сохранивших определенную независимость от французской короны: Пуатье, Дофине, Провансе, графстве Венессен. В конце 15 в. эти земли были присоединены к Франции, а евреи изгнаны и оттуда (указ об изгнании евреев из Прованса, например, был подписан 23 мая 1500 г.).
+
-
 
+
-
В первой половине 13 в. религиозно-духовная жизнь французского еврейства не прерывалась. Иешивы на севере и на юге Франции оставались мировыми центрами еврейских знаний. Крупнейшими учеными были рабби Перец из Корбей, рабби Эли‘эзер из Тука, рабби Ашер бен Иехиэль. Антисемитские преследования, в особенности осуждение Талмуда (см. ниже), привели во второй половине 13 в. к упадку религиозно-духовной жизни евреев Северной Франции; иешивы были закрыты. (О религиозной жизни евреев Южной Франции см. Прованс).
+
-
 
+
-
== В Провансе ==
+
-
До конца XV века Прованс (на побережье Средиземного моря) юридически не входил во Францию и был то отдельным королевством, то рядом более мелких владений.
+
-
 
+
-
В Провансе неоднократно находили убежище евреи, изгнанные или бежавшие из Франции (1306, 1322, 1394 гг.) и из Испании (вторая половина XII в.).
+
-
 
+
-
Средневековая еврейско-провансальская культура исторически сложилась на значительной части территории Южной Франции. Помимо собственно Прованса, в неё входили  расположенная к западу от Роны область Лангедок (с XIII в. в составе Франции), примыкавшее к ней с юга графство Руссильон (с XII в. принадлежало королевству Арагон; в XIV–XV вв. перешло к Франции) и район Перпиньяна. В раввинской литературе и в ряде трудов современных историков эти области также именуются Провансом.
+
-
 
+
-
=== Общие сведения, экономическая и общественная деятельность ===
+
-
По сведениям [[Биньямин из Туделы|Биньямина из Туделы]], в 1160-х гг. в Марселе насчитывалось свыше 300 евреев, в Арле — около 200.
+
-
 
+
-
Позднее образовались крупные общины в городах Карпантра (XII в.), Авиньон (1178 г.; в 1358 г. — свыше одной тысячи человек), Тараскон (не позднее 1193 г.; в конце XIV в. община включала 100 семей, что составляло 10% населения города), Маноск (не позднее 1240 г.; в середине XIV в. — 30 семей), Экс-ан-Прованс (не позднее 1283 г.; в 1341 г. община насчитывала 1205 человек), а также Тулон, Кавайон, Йер, Апт, Динь, Драгиньян и Иль-сюр-Сорг (все — вторая половина XIII в.).
+
-
 
+
-
'''В середине XIV в. численность евреев Прованса достигла 15 тыс. человек'''; к этому времени они жили здесь во всех городах и во многих деревнях (всего в области было, по различным оценкам, от 80 до 100 общин). В большинстве городов имелись синагоги, микве и еврейские кладбища. В ряде мест действовали еврейские школы и благотворительные организации. Не позднее середины XII в. в Марселе открылась иешива.
+
-
 
+
-
Всюду в Провансе евреи селились в отдельных кварталах, хотя проживание в них до середины XIV в. не было обязательным.
+
-
 
+
-
В XII-XV вв. евреи Прованса были банкирами, менялами, маклерами, ростовщиками, судовладельцами, торговцами железом, пшеницей, вином, пряностями, тканями и лошадьми, резчиками по кораллу. Они играли существенную роль в экономической жизни области.
+
-
 
+
-
Врачи (в Арле и Драгиньяне они составляли до 5% самодеятельного еврейского населения) лечили не только своих единоверцев, но и христиан, нередко занимая официальную должность городского лекаря. '''В ряде районов Прованса (например, в окрестностях Диня) евреи занимались также земледелием, главным образом виноградарством и овощеводством.'''
+
-
 
+
-
Первое упоминание о евреях в Люнеле (1160-е гг.) принадлежит [[Биньямин из Туделы|Биньямину из Туделы]], заставшему здесь одну из крупнейших общин Франции, состоявшую из 300 членов (или 300 семей?), среди которых было много ученых и богатых людей.
+
-
 
+
-
В XII-XIII вв. славилась местная иешива, превратившая Люнель в центр духовной жизни евреев юга Франции.
+
-
 
+
-
 
+
-
=== Культура провансальских евреев ===
+
-
Еврейское население Прованса пользовалось в быту несколькими диалектами еврейско-провансальского языка. В четырех так называемых «святых общинах» графства Венессен (города Авиньон, Карпантра, Иль-сюр-Сорг, Кавайон) сложился и существовал до начала XIX в. особый молитвенный ритуал, основанный на вавилонской традиции.
+
-
 
+
-
Расположенный на стыке трех культурных областей (итальянской, испанской и германо-северофранцузской), средневековый Прованс был крупным центром еврейской учености и литературы. Здесь сформировались самостоятельные школы изучения [[Тора|Торы]] и [[Талмуд]]а, составлялись и редактировались поздние мидраши. [[Галаха|Галахисты]] и руководители общин Прованса активно участвовали в полемике об учении [[Маймонид]]а.
+
-
 
+
-
Развивались также естественные науки и филология. Среди выдающихся мыслителей и ученых Прованса
+
-
— [[Галаха|галахисты]] Ицхак бен Абба Мари (1120–90?),
+
-
- Гершом бен Соломон и его сын Шмуэль бен Гершом (оба — XIII в.),
+
-
- философ, проповедник и врач Я‘аков Анатоли (XIII в.),
+
-
- философ и грамматист Иосеф бен Абба Мари Ибн Каспи,
+
-
- философ, математик, переводчик и поэт Калонимос бен Калонимос (родился в 1286 г. — умер не ранее 1328 г.),
+
-
- философ, математик и астроном Леви бен Гершом,
+
-
- экзегеты Ниссим бен Моше (XIV в.),Я‘аков бен Давид Провансаль (XV в.), Ицхак Натан бен Калонимос (XV в.),
+
-
- врачи Ицхак бен Тодрос (XIV в.), Иехуда бен Давид (1350?–1420?), Хаим Бендиг из Арля (вторая половина XIV в.; занимался также филологией и астрономией), Я‘аков бен Иммануэль Латтес (середина XV в. – начало XVI в.; занимался также астрономией),
+
-
- [[талмуд]]ист Меир Бендиг из Арля (вторая половина XV в.).
+
-
 
+
-
В Провансе родился историограф, врач и филолог Иосеф ха-Кохен. Здесь долгое время жил Нострадамус. Множество философских трудов и литературных произведений было переведено  в Провансе с арабского, греческого и латинского языков на иврит (прежде всего усилиями нескольких поколений Тиббонидов).
+
-
 
+
-
В XIII в. в Провансе начала развиваться еврейская поэзия, видным представителем которой был Ицхак ха-Горни (XIII в.). Широкой известностью пользовался стихотворный трактат Калонимоса бен Калонимоса «Эвен бохан» («Пробный камень», 1322).
+
-
 
+
-
Среди видных представителей еврейско-провансальской культуры, живших и работавших в Лангедоке, Руссильоне и Перпиньяне, — талмудисты Аврахам бен Давид из Поскьера, Мешуллам бен Я‘аков (умер в 1170?), его сыновья Ахарон бен Мешуллам из Люнеля (умер в 1210? г.) и Ашер бен Мешуллам из Люнеля (конец XII в.), Ионатан бен Давид ха-Кохен (родился, по-видимому, в 1135 г. – умер не ранее 1210 г.), Аврахам бен Натан ха-Ярхи (1155?–1215), Моше бен Иосеф Мерван ха-Леви (12 в.), Аврахам бен Ицхак из Нарбонна (вторая половина XII в.), Элияху бен Ицхак Латтес (первая половина XIII в.), Менахем бен Шломо Меири (1249–1316), Шломо бен Аврахам бен Шмуэль (XIII в.) и другие; галахисты Ицхак бен Я‘аков Алфаси, Мешуллам бен Моше (1175?–1250?), Шломо бен Аврахам Адрет, Ахарон бен Иосеф ха-Леви (1235?–1300), Шломо мин ха-Хар, Иехуда Латтес (оба жили в XIII в.); комментаторы Библии Моше ха-Даршан (первая половина XI в.), Иосеф Кимхи и его потомки; философ, астроном и естествоиспытатель Ицхак Латтес (первая половина XIV в.); врач Элияху Крескас (XIV в.); писатель и философ Абба Мари бен Моше бен Иосеф Астрюк из Люнеля (XIII–XIV вв.); '''пайтан''' Иосеф бен Ханан бен Натан (XIII в.); поэты Аврахам бен Ицхак Бедерси (XIII в.) и его сын Иеда‘я бен Аврахам (ха-Пнини) Бедерси; переводчики Шмуэль бен Иехуда (конец XIII в. – начало XIV в.) и Моше бен Шломо (начало XIV в.).
+
-
 
+
-
В Нарбонне, Люнеле, Поскьере, Безье и Монпелье (все — Лангедок) действовали иешивы.
+
-
 
+
-
В Лангедоке возникли первые группы [[Каббала|каббалистов]], которые возглавляли Аврахам бен Давид из Поскьера и его сын Ицхак Сагги Нехор (Ицхак Слепой, 1165–1235).
+
-
 
+
-
=== Жизнь на фоне религиозного гнёта ===
+
-
В середине XIII в. еврейское население Прованса подверглось преследованиям со стороны инквизиции. Евреям предписывалось носить отличительный знак; нередки были случаи, когда их бросали в тюрьмы только ради получения выкупа.
+
-
 
+
-
В 1276 г. граф Анжу, Мена и Прованса Карл I (правивший также значительной частью Италии) принял евреев под свое покровительство, гарантировав им равные с христианами экономические права и административную автономию. Подати, которые отдельные общины платили местным феодалам, были заменены совместным ежегодным взносом евреев области в королевскую казну. Порядок его сбора определял совет полномочных представителей общин.
+
-
 
+
-
В 1294 г. Карл II запретил евреям занимать государственные должности и нанимать слуг-христиан; он также вновь ввел ношение отличительного знака — желтого кружка на верхней одежде для мужчин и вуали того же цвета для женщин. Не позднее 1341 г. король Роберт ограничил проживание евреев особыми кварталами.
+
-
 
+
-
В 1331 г. и 1340 г. в Провансе разразились первые антиеврейские беспорядки. Еврейское население области серьезно пострадало от погромов во время эпидемии чумы. В результате резни в Тулоне (12–13 апреля 1348 г.) погибло около 40 евреев, а община города прекратила свое существование. Погромы произошли также в Апте и Тарасконе (1348), Люке и Форкалькьере (1351). Причиненный погромщиками материальный ущерб был столь велик, что королева Иоанна (Джованна) I была вынуждена на десять лет уменьшить вдвое размер взноса еврейских общин в казну.
+
-
 
+
-
Монархи, правившие Провансом в XV в., в целом благожелательно относились к евреям.
+
-
 
+
-
В 1400 г. Людовик II освободил общину от налогов, а в 1403 г. Людовик III создал особый институт «опекунов», на которых возлагалась ответственность за беспристрастное рассмотрение судебных дел, касавшихся евреев.
+
-
 
+
-
Статутами королевы Иоланды (1423) евреям были гарантированы личная безопасность и защита от клеветы и произвольных арестов.
+
-
 
+
-
Король Рене Добрый (1434–80) разрешил евреям занимать некоторые государственные должности, иметь слуг-христиан; размер отличительного знака был уменьшен, и его разрешалось не носить во время путешествий.
+
-
 
+
-
В 1474 г. жителям Прованса было строго запрещено обращать евреев в христианство силой или обманом; несколько нарушителей этого указа понесли наказание. В то же время Рене Добрый восстановил в 1446 г. ежегодный коллективный налог на общину.
+
-
 
+
-
Начиная с 1420-х гг., в разных городах Прованса неоднократно происходили еврейские погромы (в 1427, 1436, 1457, 1473 и 1480 гг. в Арле; в 1428 г. и 1455 г. в Маноске; в 1430 г. в Экс-ан-Провансе; в 1456 г. в Кавайоне; в 1475 г. в Дине и т. п.).
+
-
 
+
-
В 1481 г. Прованс стал владением Франции, из которой евреи были изгнаны еще в 1394 г. Несмотря на то, что в 1482 г. французский король Людовик (Луи) XI подтвердил все права, которыми евреи пользовались в независимом Провансе, их положение существенно осложнилось, и они начали покидать область.
+
-
 
+
-
В апреле 1484 г. сезонные сельскохозяйственные рабочие из Дофинэ, Оверни и горных районов Прованса учинили погромы в Арле, Экс-ан-Провансе и Марселе. Несколько евреев погибло, десятки подверглись насильственному крещению. После этого грабежи и убийства евреев значительно участились, а в ряде мест (например, в Марселе) стали регулярными.
+
-
 
+
-
=== Изгнание ===
+
-
В 1494 г. евреи были изгнаны из Арля, в 1496 г. — из Тараскона, в 1498 г. — из Маноска. Сходные решения принимали муниципальные советы других городов, а парламент Прованса обратился к королю с просьбой о введении полного запрета на проживание евреев в области. Соответствующий указ был издан в 1498 г., но не выполнен.
+
-
 
+
-
23 мая 1500 г. Людовик XII вновь приказал евреям покинуть Прованс в трехмесячный срок, а 31 августа 1501 г. еще раз подтвердил свое решение. В результате почти все евреи Прованса (за исключением нескольких десятков семей, принявших христианство) были вынуждены переселиться в Италию и на территорию Османской империи (главным образом в Салоники).
+
-
 
+
-
Еврейские общины сохранились лишь в графстве Венессен, с 1274 г. принадлежавшем папе римскому (в городах Авиньон, Карпантра, Иль-сюр-Сорг и Кавайон).
+
-
 
+
-
В 1306 г. евреи были изгнаны из Франции, в том числе и из Люнеля. Община Люнеля была восстановлена после возвращения евреев во Францию в 1315 г., но уже в 1319 г. евреи вновь были изгнаны из Люнеля (с конфискацией имущества у тех, кто был подозреваем в осквернении креста). С того времени еврейская община в Люнеле не существовала.
+
-
 
+
-
МОНПЕЛЬЕ́, город на юге Франции, в исторической области Лангедок, близ Лионского залива, административный центр департамента Эро. До 14 в. был разделен на две части, одна из которых находилась во владении епископов Магеллона, другая же принадлежала различным феодальным властителям. Согласно свидетельству Биньямина из Туделы, посетившего Монпелье в 1165 г., в городе было несколько иешив. Евреи, занимаясь главным образом торговлей и предоставлением финансовых ссуд (см. Ссуда денежная), играли важную роль в экономике Монпелье. В 1180 г. врачам-евреям было разрешено лечить христиан. В 13 в. евреи основали в Монпелье известную в истории средневековья медицинскую школу, среди руководителей которой был Я‘аков бен Махир ибн Тиббон (см. Тиббониды).
+
-
 
+
-
Во время войн евреи помогали защитникам города поставками оружия. Так, по одному из договоров (начало 13 в.) городское войско получило от еврейской общины 20 тысяч стрел. Король Мальорки Хайме (Яков) II, владевший Монпелье с 1276 г., запретил преследование евреев, основанное на анонимных доносах. Если доносчик не мог доказать своих обвинений, ему грозило наказание.
+
-
 
+
-
В 12–13 вв. Прованс был наряду с Испанией важнейшим центром еврейской учености, а еврейское население Монпелье составляло его главнейшую общину. В еврейских источниках этого времени Монпелье назывался Ха-хар (Гора) и даже Хар ха-баит (Храмовая гора). С 13 в. в Монпелье существовал квартал еврейский.
+
-
 
+
-
Среди раввинов и ученых, живших в Монпелье, выделялись Аврахам бен Давид из Поскьера; талмудист, противник Маймонида Шломо бен Аврахам бен Шмуэль (13 в.); Шломо мин ха-Хар (13 в.) — один из наиболее значительных средневековых галахистов (см. Галаха) и главный оппонент Маймонида; литургический поэт Арье Иехуда Харари (13–14 вв.); галахист Ахарон бен Иосеф ха-Леви (1235?–1300); Шломо бен Аврахам Адрет; Иона бен Аврахам Геронди; медик и философ А. Авигдор (14 в.) и кодификатор Ицхак бен Я‘аков Алфаси.
+
-
 
+
-
В 1292 г. епископ Магеллона продал свою часть города королю Франции Филиппу V, который в 1306 г. изгнал из нее евреев. Евреи нашли убежище в части Монпелье, принадлежавшей королю Мальорки Санчо I. В 1319 г. евреям было разрешено вернуться на французскую территорию Монпелье. В 1349 г. король Франции Филипп VI купил часть Монпелье, принадлежавшую королю Мальорки, и вскоре весь город был включен в состав королевского домена. Еврейская община Монпелье была обложена большими налогами; в 1362–63 гг. она внесла крупные суммы на оборону города. С 1368 г. евреев обязали носить отличительный знак. В 1394 г. евреи были изгнаны из Франции, и община Монпелье прекратила свое существование.
+

Текущая версия на 23:23, 30 мая 2013

  1. redirect ej:История евреев во Франции в XI - XV веках
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация