История евреев во Франции в XI - XV веках

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Источники)
Строка 11: Строка 11:
При всём этом, в этот период духовная жизнь евреев Франции переживала период расцвета. Знаменитые иешивы работали в разных городах страны — как во французском королевстве (в Париже, Шартре, Понтуазе, Дре, Корби, Орлеане, Туре, Шиноне), так и на землях, не вошедших еще в его состав (в Провансе и Лангедоке, в Нормандии, в Лотарингии и в других землях).
При всём этом, в этот период духовная жизнь евреев Франции переживала период расцвета. Знаменитые иешивы работали в разных городах страны — как во французском королевстве (в Париже, Шартре, Понтуазе, Дре, Корби, Орлеане, Туре, Шиноне), так и на землях, не вошедших еще в его состав (в Провансе и Лангедоке, в Нормандии, в Лотарингии и в других землях).
 +
 +
В северной Франции и Провансе сформировались самостоятельные школы изучения [[Тора|Торы]] и [[Талмуд]]а, создавались и редактировались [[мидраши]]. На севере и на юге переживала расцвет литургическая поэзия.
== В королевстве Франция ==
== В королевстве Франция ==
Строка 16: Строка 18:
Несмотря на это, евреи Франции вели активную интеллектуальную и духовную жизнь.
Несмотря на это, евреи Франции вели активную интеллектуальную и духовную жизнь.
-
В северной Франции и Провансе сформировались самостоятельные школы изучения [[Тора|Торы]] и [[Талмуд]]а, создавались и редактировались [[мидраши]]. На севере и на юге переживала расцвет литургическая поэзия.
 
=== Религиозный гнёт ===
=== Религиозный гнёт ===
Строка 45: Строка 46:
==== Крестовые походы ====
==== Крестовые походы ====
-
Следующая волна преследований прошла по всей Европе, в том числе и по Франции, во время [[Крестовые походы|крестовых походов]]. Особенно пострадали евреи Франции во время первого крестового похода (1096–99). Отряды крестоносцев, собравшиеся в Руане, уничтожили местную еврейскую общину, оставив в живых немногих согласившихся креститься.  
+
Волна преследований прошла по всей Европе, в том числе и по Франции, во время [[Крестовые походы|крестовых походов]]. Особенно пострадали евреи Франции во время первого крестового похода (1096–99). Отряды крестоносцев, собравшиеся в Руане, уничтожили местную еврейскую общину, оставив в живых немногих согласившихся креститься. Они объявили преследование всех евреев Европы.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/France.html#Middle Ages "France" in Jewish Virtual Library]</ref>
Напуганные бесчинствами крестоносцев во время первого крестового похода, светские и церковные власти старались не допустить погромов во время второго крестового похода (1147–49). Король Людовик VII предпринял ряд мер для защиты еврейского населения. Решительно выступил против преследования евреев идеолог крестоносцев Бернар Клервоский. Несмотря на эти меры, во время второго похода были уничтожены еврейские общины городов Ромерю (Шампань) и Карента. Крестоносцы были освобождены от уплаты долгов евреям.  
Напуганные бесчинствами крестоносцев во время первого крестового похода, светские и церковные власти старались не допустить погромов во время второго крестового похода (1147–49). Король Людовик VII предпринял ряд мер для защиты еврейского населения. Решительно выступил против преследования евреев идеолог крестоносцев Бернар Клервоский. Несмотря на эти меры, во время второго похода были уничтожены еврейские общины городов Ромерю (Шампань) и Карента. Крестоносцы были освобождены от уплаты долгов евреям.  
Строка 74: Строка 75:
Евреи фактически '''превратились в крепостных короля и крупных феодалов'''.  
Евреи фактически '''превратились в крепостных короля и крупных феодалов'''.  
-
В 1219 г. Филипп II Август приказал евреям '''носить отличительный знак''', и многочисленные церковные соборы требовали исполнения королевского приказа.  
+
В 1215 году Четвертый Латеранский Собор потребовал, чтобы евреи носили особый знак в Лангедоке, Нормандии и Провансе. В 1219 г. Филипп II Август приказал евреям '''носить отличительный знак''', и многочисленные церковные соборы требовали исполнения королевского приказа.  
=== Расцвет духовной жизни евреев Франции в XII–XIII вв. ===
=== Расцвет духовной жизни евреев Франции в XII–XIII вв. ===
Строка 92: Строка 93:
Королевская власть была заинтересована, чтобы часть долгов досталась ей. Так, Людовик VIII (1223–1226) постановил, что уплата процентов евреям не обязательна, однако взятые деньги должны быть возвращены евреям в трехдневный срок под контролем крупных феодалов, взимавших определенный процент в свою казну и плативших часть денег королю.  
Королевская власть была заинтересована, чтобы часть долгов досталась ей. Так, Людовик VIII (1223–1226) постановил, что уплата процентов евреям не обязательна, однако взятые деньги должны быть возвращены евреям в трехдневный срок под контролем крупных феодалов, взимавших определенный процент в свою казну и плативших часть денег королю.  
-
Людовик IX Святой (1226–1270) рядом королевских ордонансов запрещал христианам брать деньги у ростовщиков-евреев. В 1234 г. король освободил своих подданных от уплаты евреям одной трети долгов, а евреев обязали вернуть из уже уплаченных сумм одну треть.  
+
Людовик IX Святой (1226–1270) рядом королевских ордонансов запрещал христианам брать деньги у ростовщиков-евреев. В 1234 г. король освободил своих подданных от уплаты евреям одной трети долгов, а евреев обязали вернуть из уже уплаченных сумм одну треть.
 +
 
 +
В 1240 г. евреи были изгнаны из Бретани.
Филипп IV Красивый (1285–1314) считал евреев одним из главных источников дохода. Став королем, он '''потребовал от крупных феодалов, чтобы они признали его права на всех евреев Франции'''.  
Филипп IV Красивый (1285–1314) считал евреев одним из главных источников дохода. Став королем, он '''потребовал от крупных феодалов, чтобы они признали его права на всех евреев Франции'''.  
Строка 100: Строка 103:
Но король прибегал к любым средствам, чтобы заставить евреев платить в королевскую казну все новые и новые налоги. В 1295 г. он в виде принуждения распорядился '''арестовать всех евреев Франции'''.  
Но король прибегал к любым средствам, чтобы заставить евреев платить в королевскую казну все новые и новые налоги. В 1295 г. он в виде принуждения распорядился '''арестовать всех евреев Франции'''.  
-
22 июля 1306 г. король снова приказал '''арестовать всех евреев и конфисковать всю принадлежавшую им собственность'''. Евреев обязали в течение месяца покинуть Францию, они могли взять с собой только 12 су на человека.  
+
22 июля 1306 г. король снова приказал '''арестовать всех евреев и конфисковать всю принадлежавшую им собственность'''. Евреев обязали в течение месяца покинуть Францию, они могли взять с собой только 12 су на человека. Ушли 100,000 евреев.
Эту меру поддержали французские феодалы, многие из которых были должниками евреев. Даже владельцы ряда земель, не входивших в состав Франции, изгнали евреев (Лотарингия, Савойя, Дофине, Франше-Конте). Здания синагог были розданы приближенным короля, парижскую синагогу король подарил своему кучеру.  
Эту меру поддержали французские феодалы, многие из которых были должниками евреев. Даже владельцы ряда земель, не входивших в состав Франции, изгнали евреев (Лотарингия, Савойя, Дофине, Франше-Конте). Здания синагог были розданы приближенным короля, парижскую синагогу король подарил своему кучеру.  
Строка 114: Строка 117:
Королевская власть поддержала эти вздорные обвинения, и '''на евреев Франции был наложен колоссальный штраф'''. Во многих городах, в том числе в Бурже, Туре, Шиноне, евреев публично казнили. Так, в Шиноне 160 евреев живыми сбросили в шахту. Собственность евреев была конфискована, им было приказано покинуть Францию в пятимесячный срок.  
Королевская власть поддержала эти вздорные обвинения, и '''на евреев Франции был наложен колоссальный штраф'''. Во многих городах, в том числе в Бурже, Туре, Шиноне, евреев публично казнили. Так, в Шиноне 160 евреев живыми сбросили в шахту. Собственность евреев была конфискована, им было приказано покинуть Францию в пятимесячный срок.  
 +
В 1338-1347 годах 25 еврейских общин в Эльзасе стали жертвами террора.
 +
Евреи Прованса, Дофине, Эльзаса, Лотарингии, Франше-Конте пострадали от погромов в годы «чёрной смерти» (1348-1351).  
Евреи Прованса, Дофине, Эльзаса, Лотарингии, Франше-Конте пострадали от погромов в годы «чёрной смерти» (1348-1351).  
Строка 250: Строка 255:
=== Жизнь на фоне религиозного гнёта ===
=== Жизнь на фоне религиозного гнёта ===
 +
В 1215 году Четвертый Латеранский Собор заставил евреев носить особый знак в Лангедоке, Нормандии и Провансе.
 +
В середине XIII в. еврейское население Прованса подверглось преследованиям со стороны инквизиции. Евреям предписывалось носить отличительный знак; нередки были случаи, когда их бросали в тюрьмы только ради получения выкупа.  
В середине XIII в. еврейское население Прованса подверглось преследованиям со стороны инквизиции. Евреям предписывалось носить отличительный знак; нередки были случаи, когда их бросали в тюрьмы только ради получения выкупа.  
-
В 1276 г. граф Анжу, Мена и Прованса Карл I (правивший также значительной частью Италии) принял евреев под свое покровительство, гарантировав им равные с христианами экономические права и административную автономию. Подати, которые отдельные общины платили местным феодалам, были заменены совместным ежегодным взносом евреев области в королевскую казну. Порядок его сбора определял совет полномочных представителей общин.  
+
В 1236 году крестоносцы (воевавшие с альбигойцами) напали на еврейские общины Анжу и Пуату и пытались крестить всех евреев. Около 3000 евреев были убиты.
 +
 
 +
В 1276 г. граф Анжу, Мена и Прованса Карл I (правивший также значительной частью Италии) принял евреев под свое покровительство, '''гарантировав им равные с христианами экономические права и административную автономию'''. Подати, которые отдельные общины платили местным феодалам, были заменены совместным ежегодным взносом евреев области в королевскую казну. Порядок его сбора определял совет полномочных представителей общин.  
В 1294 г. Карл II запретил евреям занимать государственные должности и нанимать слуг-христиан; он также вновь ввел ношение отличительного знака — желтого кружка на верхней одежде для мужчин и вуали того же цвета для женщин. Не позднее 1341 г. король Роберт ограничил проживание евреев особыми кварталами.  
В 1294 г. Карл II запретил евреям занимать государственные должности и нанимать слуг-христиан; он также вновь ввел ношение отличительного знака — желтого кружка на верхней одежде для мужчин и вуали того же цвета для женщин. Не позднее 1341 г. король Роберт ограничил проживание евреев особыми кварталами.  
Строка 262: Строка 271:
В 1331 г. и 1340 г. в Провансе разразились антиеврейские беспорядки.  
В 1331 г. и 1340 г. в Провансе разразились антиеврейские беспорядки.  
-
Еврейское население области серьезно пострадало от погромов во время эпидемии чумы. В результате резни в Тулоне (12–13 апреля 1348 г.) погибло около 40 евреев, а община города прекратила свое существование. Погромы произошли также в Апте и Тарасконе (1348), Люке и Форкалькьере (1351). Причиненный погромщиками материальный ущерб был столь велик, что королева Иоанна (Джованна) I была вынуждена на десять лет уменьшить вдвое размер взноса еврейских общин в казну.  
+
Еврейское население области серьезно пострадало от погромов во время эпидемии чумы. В результате резни в Тулоне (12–13 апреля 1348 г.) погибло около 40 евреев, а община города прекратила свое существование. Погромы произошли также в Апте и Тарасконе (1348), Люке и Форкалькьере (1351). Причиненный погромщиками материальный ущерб был столь велик, что королева Иоанна (Джованна) I была вынуждена на десять лет уменьшить вдвое размер взноса еврейских общин в казну.
 +
 
 +
Евреи Авиньона и Конт-Венессен были избавлены от аналогичной судьбы вмешательством папы Римского.
Монархи, правившие Провансом в XV в., в целом благожелательно относились к евреям.  
Монархи, правившие Провансом в XV в., в целом благожелательно относились к евреям.  

Версия 09:21, 17 октября 2010


Становление феодального государства во Франции, усиливавшееся влияние католической церкви, крестовые походы привели к дальнейшему ухудшению положения евреев Франции. В XI в. уменьшилось количество евреев-земледельцев и землевладельцев. В XII в. евреев лишили права владеть землей. На юге, в Провансе, не входившем в состав франкского королевства, это право не было отменено.

Крестовые походы, открывшие новые торговые пути на Восток, а также господство на дорогах банд крестоносцев нанесли тяжелый удар торговле еврейских купцов. С этого периода основным занятием евреев Франции стало ростовщичество.

Открыв для себя способ пополнения казны и приобретения популярности путём ограбления евреев, короли Франции и правители отдельных областей активно его применяли. Впоследствии короли и крупные феодалы превратили евреев в свою собственность, запретив им менять место жительства.

Личная безопасность евреев во Франции была на очень низком уровне. Многочисленные погромы приводили к уничтожению целых общин или их сокращению в несколько раз. Евреев преследовала инквизиция.

В XIV веке короли Франции несколько раз изгоняли евреев из страны, потом разрешая вернуться. В 1394 году изгнали окончательно.

При всём этом, в этот период духовная жизнь евреев Франции переживала период расцвета. Знаменитые иешивы работали в разных городах страны — как во французском королевстве (в Париже, Шартре, Понтуазе, Дре, Корби, Орлеане, Туре, Шиноне), так и на землях, не вошедших еще в его состав (в Провансе и Лангедоке, в Нормандии, в Лотарингии и в других землях).

В северной Франции и Провансе сформировались самостоятельные школы изучения Торы и Талмуда, создавались и редактировались мидраши. На севере и на юге переживала расцвет литургическая поэзия.

Содержание

В королевстве Франция

Почти единственным доступным евреям источником существования во Франции оставалось ростовщичество. Личная безопасность и имущественные права евреев находились на очень низком уровне.

Несмотря на это, евреи Франции вели активную интеллектуальную и духовную жизнь.

Религиозный гнёт

Всё позднее средневековье евреи Франции жили в условиях постоянных нападок церковников, феодалов и простонародья. Притеснения варьировались от поборов и убийств отдельных евреев до погромов и массовых убийств.

Введение в середине XIII в. инквизиции усилило преследования евреев.

Общерелигиозное угнетение

Преследования евреев начались уже при первых королях из династии Капетингов (987–1328). Так, в 1007 г. епископ Лиможа Альдуин потребовал от евреев, проживавших на территории его епархии, немедленно креститься или покинуть Лимож. Большинство евреев уехали из города.

Ультрарелигиозный король Роберт II Благочестивый (996–1031) активно поддерживал духовенство в нападках на евреев. Предлогом для преследования евреев на всей территории французского королевства послужило разрушение мусульманами церкви Гроба Господня в Иерусалиме в 1009 г.

Евреи Орлеана были обвинены в том, что они якобы посоветовали мусульманам разрушить церковь. Евреев топили в реке, спаслись только согласившиеся креститься или бежавшие в соседние земли.

Евреи обратились за помощью к римскому папе Иоанну XVIII, который осудил преследования. В результате его вмешательства беженцы смогли вернуться во Францию, а насильственно крещенные — вернуться в иудаизм.

В 1290 г. евреев Франции впервые обвинили в осквернении гостии. Ультрарелигиозный король Людовик IX Святой неоднократно обвинял евреев в различных преступлениях.

Для того, чтобы добиться расположения короля, феодальные властители вновь присоединенных к Франции земель высылали евреев.

Так, после присоединения к Франции графства Бретань (1236) герцог Ж. Леру в 1240 г. выслал из графства всех евреев. Король всячески покровительствовал евреям, принявшим христианство, у многих выкрестов он лично был крестным отцом.

Чтобы продемонстрировать торжество христианства и его преимущества перед иудаизмом, католическая церковь вынуждала раввинов принимать участие в религиозных диспутах. Публиковались многочисленные трактаты, направленные против иудаизма.

Особенно ожесточенным нападкам подвергался Талмуд. В 1239 г. апостат Николай Донин изложил перед папой обвинения против Талмуда, указывая, что в нем есть нападки на христианство. В результате была разослана папская булла, направленная против Талмуда.

В июне 1240 г. в Париже состоялся диспут о Талмуде. Несмотря на блестящие выступления еврейских ученых, особенно рабби Иехиэля бен Иосефа из Парижа, трибунал вынес постановление о сожжении Талмуда. В 1242 г. Талмуд был запрещен, и было сожжено 24 воза еврейских книг.

Крестовые походы

Волна преследований прошла по всей Европе, в том числе и по Франции, во время крестовых походов. Особенно пострадали евреи Франции во время первого крестового похода (1096–99). Отряды крестоносцев, собравшиеся в Руане, уничтожили местную еврейскую общину, оставив в живых немногих согласившихся креститься. Они объявили преследование всех евреев Европы.[1]

Напуганные бесчинствами крестоносцев во время первого крестового похода, светские и церковные власти старались не допустить погромов во время второго крестового похода (1147–49). Король Людовик VII предпринял ряд мер для защиты еврейского населения. Решительно выступил против преследования евреев идеолог крестоносцев Бернар Клервоский. Несмотря на эти меры, во время второго похода были уничтожены еврейские общины городов Ромерю (Шампань) и Карента. Крестоносцы были освобождены от уплаты долгов евреям.

Кровавые наветы

Усиление религиозного фанатизма привело к кровавым наветам. Во время второго крестового похода крестоносцы неоднократно заявляли, что отомстят евреям за убийства христиан. Они утверждали, что евреи предают христиан распятию, якобы повторяя распятие Иисуса.

Первый кровавый навет во Франции, который повлек за собой человеческие жертвы, был выдвинут против евреев Блуа (1171). Их обвинили в том, что они распяли христианского ребенка; всех отказавшихся креститься сожгли 26 мая того же года. Людовик VII заявил руководителям еврейской общины Парижа, что все обвинения евреев в убийствах с ритуальными целями он считает вымыслом. Однако слухи об убийствах ходили среди представителей всех слоев населения.

В 1247 г. по навету было сожжено десять евреев в Варлеасе (Дофине). В 1288 г. евреи Труа были обвинены в убийстве ребенка, после чего десять наиболее известных членов общины сожгли на костре.

Государственный грабёж

Филипп II Август (1180–1223) сразу же после коронации 14 марта 1181 г. приказал арестовать всех парижских евреев и конфисковать все принадлежавшие им денежные средства. Они были освобождены за колоссальный выкуп. Тогда же король освободил христиан от выплаты всех долгов евреям при условии внесения пятой части от суммы долга в королевскую казну.

В апреле 1182 г. был опубликован королевский указ об изгнании из Франции всех евреев и конфискации принадлежавшей им собственности. Синагоги были превращены в церкви.

Число изгнанников было невелико, так как к этому времени большинство евреев уже покинуло французское королевство и нашло убежище в Шампани, Провансе, графстве Венессен и других территориях. Туда же отправились изгнанники 1182 г.

Однако в 1190 г. королевские войска, захватив часть территории Шампани, уничтожили всё еврейское население одного из городов графства. В целом, однако Филипп II Август был вынужден смириться с фактом проживания евреев на вновь присоединенных территориях, так как христианское население этих земель было настроено против изгнания евреев.

Нуждаясь в деньгах, король в 1198 г. разрешил евреям вернуться во Францию. Вся финансовая деятельность евреев должна была осуществляться под строгим королевским контролем. Все сделки скреплялись королевской печатью, за что евреи должны были платить. Налоги, которыми облагали евреев, все время росли; в бюджете королевства появилась специальная статья «доходы с евреев».

Закрепощение

Король и крупные феодалы стали рассматривать евреев, проживавших на их землях, как свою собственность; в юридических документах они именовались «евреи короля». Опасаясь лишиться денег, которые им платили в виде налогов и всевозможных сборов, феодалы стали заключать между собой договоры в отношении прав на евреев.

Один из первых таких договоров заключили в 1198 г. король и граф Шампани. В соответствии с этим договором ни одна из сторон не могла задерживать на своей территории еврея без согласия другой стороны. Таким образом, евреи не могли покинуть место жительства без согласия своего феодала. Подобные сделки были затем заключены между королем и другими крупными феодалами.

Евреи фактически превратились в крепостных короля и крупных феодалов.

В 1215 году Четвертый Латеранский Собор потребовал, чтобы евреи носили особый знак в Лангедоке, Нормандии и Провансе. В 1219 г. Филипп II Август приказал евреям носить отличительный знак, и многочисленные церковные соборы требовали исполнения королевского приказа.

Расцвет духовной жизни евреев Франции в XII–XIII вв.

Крупнейшим религиозным авторитетом был Раши, составивший классические комментарии к ТАНАХу и Талмуду. Его ученики и последователи во всей средневековой Европе, в основном во Франции, создавали Тосафот.

Крупнейшими тосафистами во Франции в XI–XII вв. были: рабби Йеhуда из Парижа, рабби Яаков бен Меир Там, рабби Ицхак бен Шмуэль (1120?-1185?), зятья Раши рабби Йеhуда бен Натан, рабби Меир бен Шмуэль, внук Раши рабби Шмуэль бен Меир, рабби Элханан (умер в 1184 г.), рабби Шимшон бен Аврахам из Санса.

В этот период часто происходили съезды раввинов из различных районов страны, принимавшие постановления, обязательные для всего еврейского населения Франции.

Так, съезды приняли решения, запрещавшие покупать или брать в залог предметы христианского религиозного культа, возбуждать дела против евреев во французском суде и т. д.

В первой половине XIII в. йешивы на севере и на юге Франции оставались мировыми центрами еврейских знаний. Крупнейшими учеными были рабби Перец из Корбей, рабби Элиэзер из Тука, рабби Ашер бен Иехиэль. Антисемитские преследования, в особенности осуждение Талмуда, привели во второй половине XIII в. к упадку религиозно-духовной жизни евреев Северной Франции; йешивы были закрыты.

Евреи на территории Франции в XIII-XIV вв. - ограбления и изгнания

Католическая церковь резко осуждала любые финансовые сделки с евреями. Множество людей, задолжавших евреям, среди которых были представители всех слоев населения, активно поддерживали требование церкви разрешить христианам не возвращать долги евреям.

Королевская власть была заинтересована, чтобы часть долгов досталась ей. Так, Людовик VIII (1223–1226) постановил, что уплата процентов евреям не обязательна, однако взятые деньги должны быть возвращены евреям в трехдневный срок под контролем крупных феодалов, взимавших определенный процент в свою казну и плативших часть денег королю.

Людовик IX Святой (1226–1270) рядом королевских ордонансов запрещал христианам брать деньги у ростовщиков-евреев. В 1234 г. король освободил своих подданных от уплаты евреям одной трети долгов, а евреев обязали вернуть из уже уплаченных сумм одну треть.

В 1240 г. евреи были изгнаны из Бретани.

Филипп IV Красивый (1285–1314) считал евреев одним из главных источников дохода. Став королем, он потребовал от крупных феодалов, чтобы они признали его права на всех евреев Франции.

В начале своего правления, не желая лишиться источника доходов, он взял под свою защиту евреев, подвергавшихся преследованиям инквизиции. В 1288 г. король приказал, чтобы власти не арестовывали по требованию инквизиции евреев — жертв насильственного крещения, вернувшихся в иудаизм. Он также постановил, чтобы в каждом случае ареста еврея по требованию церковных властей дело разбирали королевские чиновники.

Но король прибегал к любым средствам, чтобы заставить евреев платить в королевскую казну все новые и новые налоги. В 1295 г. он в виде принуждения распорядился арестовать всех евреев Франции.

22 июля 1306 г. король снова приказал арестовать всех евреев и конфисковать всю принадлежавшую им собственность. Евреев обязали в течение месяца покинуть Францию, они могли взять с собой только 12 су на человека. Ушли 100,000 евреев.

Эту меру поддержали французские феодалы, многие из которых были должниками евреев. Даже владельцы ряда земель, не входивших в состав Франции, изгнали евреев (Лотарингия, Савойя, Дофине, Франше-Конте). Здания синагог были розданы приближенным короля, парижскую синагогу король подарил своему кучеру.

Людовик X (1314–16) эдиктом от 28 июля 1315 г. разрешил евреям вернуться во Францию, якобы пойдя навстречу «требованиям народа» (в Париже говорили, что евреи-ростовщики были великодушнее христиан, которые пришли им на смену).

За право вернуться евреи заплатили колоссальный выкуп. Они могли получить деньги по старым долгам, но две трети этих сумм должны были отдать в королевскую казну. Им запрещалось давать деньги взаймы под большие проценты. Синагоги и еврейские кладбища возвращали евреям при условии возмещения владельцам их стоимости.

Конфискованные еврейские книги, за исключением Талмуда, также возвращали. Король взял обязательство не изгонять евреев в течение 12 лет. Филипп V Высокий (1316–22) в отношении евреев продолжал политику своего брата. Он разрешил евреям не носить отличительный знак за пределами городов, в которых они проживали.

Население ряда районов Франции обвинило прокаженных в том, что они хотят уничтожить остальных жителей страны. В Гиене были арестованы местные прокаженные. Некоторых из арестованных заставили под пытками обвинить евреев в том, что они поручили прокаженным отравить реки.

Королевская власть поддержала эти вздорные обвинения, и на евреев Франции был наложен колоссальный штраф. Во многих городах, в том числе в Бурже, Туре, Шиноне, евреев публично казнили. Так, в Шиноне 160 евреев живыми сбросили в шахту. Собственность евреев была конфискована, им было приказано покинуть Францию в пятимесячный срок.

В 1338-1347 годах 25 еврейских общин в Эльзасе стали жертвами террора.

Евреи Прованса, Дофине, Эльзаса, Лотарингии, Франше-Конте пострадали от погромов в годы «чёрной смерти» (1348-1351).

В 1359 г. французская королевская армия была разгромлена англичанами в битве при Пуатье, а король Иоанн II Добрый (1350–64) и многие его приближенные попали в плен. Для их выкупа требовались огромные средства. Регент Карл Нормандский разрешил евреям вернуться во Францию и предоставил им некоторые льготы.

Евреям дали гарантии, что их не будут изгонять из Франции в течение 20 лет, что дела между евреями будет рассматривать только еврейский суд, что они не будут носить отличительный знак. Им разрешили давать деньги под проценты.

Вернувшийся из плена Иоанн II Добрый заявил, что евреи злоупотребляли привилегиями, и отменил их. Новый король Карл V Мудрый (1364–80), однако, возобновил эти привилегии. Были назначены два королевских чиновника, которые должны были следить, чтобы еврейские привилегии не нарушались. Королевские власти защищали евреев от всевозможных нападок.

Особенно отличился главный прево Парижа Гуго Обрио, который строго наказывал за каждое совершенное на евреев нападение. В 1372 г. король распорядился вернуть евреям некоторые из ранее конфискованных книг. В 1374 г. евреям были предоставлены торговые привилегии на ярмарках в Шампани.

Сразу после смерти Карла V Мудрого в Париже вспыхнули народные волнения. Толпа восставших разрушила дома евреев Парижа, уничтожила долговые обязательства, многие еврейские дети были похищены и насильственно крещены. Хотя король Карл VI Безумный (1380–1422) защитил евреев и распорядился вернуть им их собственность, многие покинули Францию.

Попытка Гуго Обрио вернуть крещеных еврейских детей родителям не увенчалась успехом, а он сам был предан суду инквизиции и приговорен к пожизненному тюремному заключению.

В 1382 г. в Париже и Нанте прошли волнения, направленные против евреев. В Нанте разгромом еврейского квартала руководили солдаты местного гарнизона. В 1389 г. король предоставил городским властям привилегию самим решать вопрос о проживании в городах евреев.

В сентябре 1394 г. был опубликован королевский указ об изгнании евреев. Им предоставляли недолгую отсрочку для продажи имущества и получения долгов. Некоторые из беженцев нашли убежище во французских землях, сохранивших определенную независимость от французской короны: Пуатье, Дофине, Провансе, графстве Венессен.

В конце XV в. эти земли были присоединены к Франции, а евреи изгнаны и оттуда.

В Провансе

До конца XV века Прованс (на побережье Средиземного моря) юридически не входил во Францию и был то отдельным королевством, то рядом более мелких владений.

В начале XIII в. положение евреев в Провансе резко отличалось от их положения во всей остальной Франции. Среди евреев Прованса было много купцов, судовладельцев, ремесленников, землевладельцев (в их владении оставались большие участки земли).

Феодальные владельцы Прованса, графы Тулузские, брали евреев на государственную службу. Крупные феодалы, деятели церкви назначали евреев управляющими земель.

В Провансе неоднократно находили убежище евреи, изгнанные или бежавшие из Франции (1306, 1322, 1394 гг.) и из Испании (вторая половина XII в.).

Положение евреев резко изменилось в результате Альбигойских войн (1209–29), приведших к захвату юга Франции северными феодалами. Крестовые походы были направлены на подавление так называемой альбигойской ереси. Евреев обвинили в создании этой ереси.

Среди альбигойцев выделялись группы иудействующих — пассагии (`пасхальники`) и циркумцизи (`обрезанные`); они отрицали божественность Иисуса и чтили Ветхий завет. Однако основное течение альбигойцев было дуалистическим, восходящим к зороастризму и враждебным еврейской религии.

Средневековая еврейско-провансальская культура исторически сложилась на значительной части территории Южной Франции. Помимо собственно Прованса, в неё входили расположенная к западу от Роны область Лангедок (с XIII в. в составе Франции), примыкавшее к ней с юга графство Руссильон (с XII в. принадлежало королевству Арагон; в XIV–XV вв. перешло к Франции) и район Перпиньяна. В раввинской литературе и в ряде трудов современных историков эти области также именуются Провансом.

Общие сведения, экономическая и общественная деятельность

По сведениям Биньямина из Туделы, в 1160-х гг. в Марселе насчитывалось свыше 300 евреев, в Арле — около 200.

Позднее образовались крупные общины в городах Карпантра (XII в.), Авиньон (1178 г.; в 1358 г. — свыше одной тысячи человек), Тараскон (не позднее 1193 г.; в конце XIV в. община включала 100 семей, что составляло 10% населения города), Маноск (не позднее 1240 г.; в середине XIV в. — 30 семей), Экс-ан-Прованс (не позднее 1283 г.; в 1341 г. община насчитывала 1205 человек), а также Тулон, Кавайон, Йер, Апт, Динь, Драгиньян и Иль-сюр-Сорг (все — вторая половина XIII в.).

В середине XIV в. численность евреев Прованса достигла 15 тыс. человек; к этому времени они жили здесь во всех городах и во многих деревнях (всего в области было, по различным оценкам, от 80 до 100 общин). В большинстве городов имелись синагоги, микве и еврейские кладбища. В ряде мест действовали еврейские школы и благотворительные организации. Не позднее середины XII в. в Марселе открылась иешива.

Всюду в Провансе евреи селились в отдельных кварталах, хотя проживание в них до середины XIV в. не было обязательным.

В XII-XV вв. евреи Прованса были банкирами, менялами, маклерами, ростовщиками, судовладельцами, торговцами железом, пшеницей, вином, пряностями, тканями и лошадьми, резчиками по кораллу. Они играли существенную роль в экономической жизни области.

Врачи (в Арле и Драгиньяне они составляли до 5% самодеятельного еврейского населения) лечили не только своих единоверцев, но и христиан, нередко занимая официальную должность городского лекаря. В ряде районов Прованса (например, в окрестностях Диня) евреи занимались также земледелием, главным образом виноградарством и овощеводством.

Люнель

Первое упоминание о евреях в Люнеле (1160-е гг.) принадлежит Биньямину из Туделы, заставшему здесь одну из крупнейших общин Франции, состоявшую из 300 членов (или 300 семей?), среди которых было много ученых и богатых людей.

В XII-XIII вв. славилась местная иешива, превратившая Люнель в центр духовной жизни евреев юга Франции.

Монпелье

Монпелье, город на юге Франции, в исторической области Лангедок, близ Лионского залива. До XIV в. был разделен на две части, одна из которых находилась во владении епископов Магеллона, другая же принадлежала различным феодальным властителям.

Согласно свидетельству Биньямина из Туделы, посетившего Монпелье в 1165 г., в городе было несколько иешив. Евреи, занимаясь главным образом торговлей и предоставлением финансовых ссуд, играли важную роль в экономике Монпелье.

В 1180 г. врачам-евреям было разрешено лечить христиан. В XIII в. евреи основали в Монпелье известную в истории средневековья медицинскую школу, среди руководителей которой был Я‘аков бен Махир ибн Тиббон.

Во время войн евреи помогали защитникам города поставками оружия. Так, по одному из договоров (начало XIII в.) городское войско получило от еврейской общины 20 тысяч стрел.

Король Мальорки Хайме (Яков) II, владевший Монпелье с 1276 г., запретил преследование евреев, основанное на анонимных доносах. Если доносчик не мог доказать своих обвинений, ему грозило наказание.

Нарбонн

Нарбонн находится в 8 км от берега Средиземного моря. С X в. Нарбонн принадлежал местным виконтам, однако вскоре часть города перешла во владение архиепископа Нарбонна.

В XI–XII вв. во главе еврейской общины Нарбонна стояли потомки некоего рабби Махира, носившие титул наси.

В период войн 1134–43 гг. между виконтессой Нарбонна и графом Тулузы многие евреи переселились в другие города Франции (большей частью в области Анжу и Пуату).

В 1143 г. в Нарбонне проживало около двух тысяч евреев. Биньямин из Туделы сообщает о проживании в начале 1160-х гг. в Нарбонне трехсот евреев (вероятно, глав семейств).

Основными занятиями евреев города были торговля, сельское хозяйство, виноделие, добыча соли; евреи владели водяными мельницами, были врачами, маклерами, государственными служащими (в основном сборщиками налогов).

В 1163 г. виконт и архиепископ Нарбонна защитили евреев от вступивших в южную Францию испанских крестоносцев.

В период крестовых походов против «еретиков»-альбигойцев (1209–29) евреи были обвинены в зарождении этой ереси. Нарбоннский церковный собор потребовал принятия репрессивных мер против евреев, однако власти Нарбонна не сделали этого.

В 1236 г. власти остановили еврейский погром, подвергнув суровым наказаниям его главарей (в память об этом община Нарбонна установила праздник). В 1246 г. виконт Амори I открыто осудил антиеврейскую политику короля Франции Людовика IX и продолжал покровительствовать евреям Нарбонна.

В 1276 г. город был четко поделен между архиепископом и виконтом. Теперь евреи относились к юрисдикции того из двух сеньоров, на территории которого проживали. Вследствие этого раздела в Нарбонне, вплоть до изгнания евреев, существовали два еврейских квартала (там, однако, жили и многие христиане): Бельвез возле Еврейской горы (кладбище Мон жюдаик), где проживали «архиепископские» евреи, и квартал во владениях виконта, носивший название Большие еврейские кварталы (Гранд жюивери).

В 1284 г. евреи обеих категорий получили особые привилегии. Еврейские кварталы управлялись избиравшимися из среды евреев консулами. Начиная с 1218 г. виконт не имел права взимать с евреев каких-либо налогов. В 1278 г., во время обсуждения вопроса о благоустройстве улиц в Нарбонне, еврейские консулы фигурируют как члены городской полиции.

Тулуза

Тулуза (в еврейских источниках טוֹלוֹסָה, טוֹלוֹשָׂה — Толоса).

Согласно легенде, евреи жили в там уже в VIII в. и якобы проявили тогда нелояльность по отношению к владевшим городом франкам. За это был установлен обычай в пятницу христианской пасхальной недели публично давать одному из членов еврейской общины пощечину. В легенде упоминается также совет, созванный в Тулузе в 883 г. для обсуждения просьбы евреев отменить этот обычай. Однако первые достоверные сведения о нем восходят к 1020 г. Известно также, что в конце XI в. – начале XII в. пощечину стали заменять крупным денежным взносом.

Община также была обязана ежегодно поставлять в местный католический собор 44 фунта воска и снабжать епископа ладаном. С 1209 г. евреи не могли занимать официальные должности, однако имели право владеть недвижимостью. Принадлежавшую им землю нередко арендовали христианские религиозные учреждения и организации, например, орден тамплиеров.

В конце 1260-х гг. брат короля Людовика IX, управлявший среди прочего Тулузой, обязал евреев населенных пунктов, находившихся под его властью, носить отличительный знак. И обложил их непомерным налогом (3500 ливров в год), прибегнув при его взимании к насильственным мерам.

В конце XIII в. вопрос о том, под чьей судебной и фискальной юрисдикцией находится еврейская община города, стал причиной ряда конфликтов между королевскими чиновниками и местными феодалами.

В XII–XIII вв. евреи Тулузы занимались главным образом торговлей и кредитным делом. Община играла значительную роль в экономической жизни города.

Не позднее XIII в. близ него существовало еврейское кладбище. В 1281 г. участок, на котором оно было расположено, отошел в королевскую казну, и его перенесли на новое место.

В Тулузе работала также еврейская больница, однако во время Альбигойских войн (начало XIII в.) она была разрушена.[2]

Культура провансальских евреев

Еврейское население Прованса пользовалось в быту несколькими диалектами еврейско-провансальского языка. В четырех так называемых «святых общинах» графства Венессен (города Авиньон, Карпантра, Иль-сюр-Сорг, Кавайон) сложился и существовал до начала XIX в. особый молитвенный ритуал, основанный на вавилонской традиции.

Расположенный на стыке трех культурных областей (итальянской, испанской и германо-северофранцузской), средневековый Прованс был крупным центром еврейской учености и литературы. Здесь сформировались самостоятельные школы изучения Торы и Талмуда, составлялись и редактировались поздние мидраши. Галахисты и руководители общин Прованса активно участвовали в полемике об учении Маймонида.

В Монпелье ,sk главный культурный центр средневекового Прованса. В еврейских источниках этого времени Монпелье назывался hа-hар (Гора) и даже hар hа-байт (Храмовая гора). С XIII в. в Монпелье существовал еврейский квартал .

Развивались также естественные науки и филология. Среди выдающихся мыслителей и ученых Прованса — галахисты Ицхак бен Абба Мари (1120–90?), - Гершом бен Соломон и его сын Шмуэль бен Гершом (оба — XIII в.), - философ, проповедник и врач Я‘аков Анатоли (XIII в.), - философ и грамматист Иосеф бен Абба Мари Ибн Каспи, - философ, математик, переводчик и поэт Калонимос бен Калонимос (родился в 1286 г. — умер не ранее 1328 г.), - философ, математик и астроном Леви бен Гершом, - экзегеты Ниссим бен Моше (XIV в.),Я‘аков бен Давид Провансаль (XV в.), Ицхак Натан бен Калонимос (XV в.), - врачи Ицхак бен Тодрос (XIV в.), Иехуда бен Давид (1350?–1420?), Хаим Бендиг из Арля (вторая половина XIV в.; занимался также филологией и астрономией), Я‘аков бен Иммануэль Латтес (середина XV в. – начало XVI в.; занимался также астрономией), - талмудист Меир Бендиг из Арля (вторая половина XV в.).

В Провансе родился историограф, врач и филолог Иосеф ха-Кохен. Здесь долгое время жил Нострадамус. Множество философских трудов и литературных произведений было переведено в Провансе с арабского, греческого и латинского языков на иврит (прежде всего усилиями нескольких поколений Тиббонидов).

В XIII в. в Провансе начала развиваться еврейская поэзия, видным представителем которой был Ицхак ха-Горни (XIII в.). Широкой известностью пользовался стихотворный трактат Калонимоса бен Калонимоса «Эвен бохан» («Пробный камень», 1322).

Среди видных представителей еврейско-провансальской культуры, живших и работавших в Лангедоке, Руссильоне и Перпиньяне, — талмудисты Аврахам бен Давид из Поскьера, Мешуллам бен Я‘аков (умер в 1170?), его сыновья Ахарон бен Мешуллам из Люнеля (умер в 1210? г.) и Ашер бен Мешуллам из Люнеля (конец XII в.), Ионатан бен Давид ха-Кохен (родился, по-видимому, в 1135 г. – умер не ранее 1210 г.), Аврахам бен Натан ха-Ярхи (1155?–1215), Моше бен Иосеф Мерван ха-Леви (XII в.), Аврахам бен Ицхак из Нарбонна (вторая половина XII в.), Элияху бен Ицхак Латтес (первая половина XIII в.), Менахем бен Шломо Меири (1249–1316), Шломо бен Аврахам бен Шмуэль (XIII в.) и другие; галахисты Ицхак бен Я‘аков Алфаси, Мешуллам бен Моше (1175?–1250?), Шломо бен Аврахам Адрет, Ахарон бен Иосеф ха-Леви (1235?–1300), Шломо мин ха-Хар, Иехуда Латтес (оба жили в XIII в.); комментаторы Библии Моше ха-Даршан (первая половина XI в.), Иосеф Кимхи и его потомки; философ, астроном и естествоиспытатель Ицхак Латтес (первая половина XIV в.); врач Элияху Крескас (XIV в.); писатель и философ Абба Мари бен Моше бен Иосеф Астрюк из Люнеля (XIII–XIV вв.); пайтан Иосеф бен Ханан бен Натан (XIII в.); поэты Аврахам бен Ицхак Бедерси (XIII в.) и его сын Иеда‘я бен Аврахам (ха-Пнини) Бедерси; переводчики Шмуэль бен Иехуда (конец XIII в. – начало XIV в.) и Моше бен Шломо (начало XIV в.).

Среди раввинов и ученых, живших в Монпелье, выделялись Аврахам бен Давид из Поскьера; талмудист, противник Маймонида Шломо бен Аврахам бен Шмуэль (XIII в.); Шломо мин ха-Хар (XIII в.) — один из наиболее значительных средневековых галахистов и главный оппонент Маймонида; литургический поэт Арье Иехуда Харари (XIII–XIV вв.); галахист Ахарон бен Иосеф ха-Леви (1235?–1300); Шломо бен Аврахам Адрет; Иона бен Аврахам Геронди; медик и философ А. Авигдор (XIV в.) и кодификатор Ицхак бен Я‘аков Алфаси.

В Нарбонне жили: экзегет и глава иешивы Моше ха-Даршан (первая половина XI в.); известный талмудист Моше бен Иосеф бен Мерван ха-Леви (XII в.); автор комментариев к Талмуду Аврахам бен Ицхак из Нарбонна (вторая половина XII в.), тесть Аврахама бен Давида из Поскьера, также родившегося в Нарбонне; Иосиф Кимхи и его сыновья Моше и Давид; Моше бен Иехошуа Нарбони (мэтр Видаль, конец XIII в.), автор комментариев к «Море невухим» («Наставник колеблющихся») Маймонида; известный провансальский талмудист Меир бен Шим‘он ха-Ме‘или (первая половина XIII в.), автор книги «Милхемет мицва» («Священная война», 1245), и другие. Многие раввины Нарбонна носили древний, но изменивший значение титул гаон.

В Нарбонне, Люнеле, Поскьере, Безье и Монпелье (все — Лангедок) действовали иешивы.

В Лангедоке возникли первые группы каббалистов, которые возглавляли Аврахам бен Давид из Поскьера и его сын Ицхак Сагги Нехор (Ицхак Слепой, 1165–1235).

Жизнь на фоне религиозного гнёта

В 1215 году Четвертый Латеранский Собор заставил евреев носить особый знак в Лангедоке, Нормандии и Провансе.

В середине XIII в. еврейское население Прованса подверглось преследованиям со стороны инквизиции. Евреям предписывалось носить отличительный знак; нередки были случаи, когда их бросали в тюрьмы только ради получения выкупа.

В 1236 году крестоносцы (воевавшие с альбигойцами) напали на еврейские общины Анжу и Пуату и пытались крестить всех евреев. Около 3000 евреев были убиты.

В 1276 г. граф Анжу, Мена и Прованса Карл I (правивший также значительной частью Италии) принял евреев под свое покровительство, гарантировав им равные с христианами экономические права и административную автономию. Подати, которые отдельные общины платили местным феодалам, были заменены совместным ежегодным взносом евреев области в королевскую казну. Порядок его сбора определял совет полномочных представителей общин.

В 1294 г. Карл II запретил евреям занимать государственные должности и нанимать слуг-христиан; он также вновь ввел ношение отличительного знака — желтого кружка на верхней одежде для мужчин и вуали того же цвета для женщин. Не позднее 1341 г. король Роберт ограничил проживание евреев особыми кварталами.

В 1320 г. на юге Франции происходили широкие народные волнения — восстание пастушков, направленное против иноверцев и евреев. Толпы, состоявшие из десятков тысяч человек, часто при содействии местных властей захватывали города на юге Франции и убивали всех евреев, отказывавшихся креститься.

Еврейские общины были уничтожены в Тулузе, Бордо, Арле, Альби и во многих других городах. Королевские власти с трудом подавили восстание. Всем крестившимся евреям было разрешено вернуться в иудаизм.

В 1331 г. и 1340 г. в Провансе разразились антиеврейские беспорядки.

Еврейское население области серьезно пострадало от погромов во время эпидемии чумы. В результате резни в Тулоне (12–13 апреля 1348 г.) погибло около 40 евреев, а община города прекратила свое существование. Погромы произошли также в Апте и Тарасконе (1348), Люке и Форкалькьере (1351). Причиненный погромщиками материальный ущерб был столь велик, что королева Иоанна (Джованна) I была вынуждена на десять лет уменьшить вдвое размер взноса еврейских общин в казну.

Евреи Авиньона и Конт-Венессен были избавлены от аналогичной судьбы вмешательством папы Римского.

Монархи, правившие Провансом в XV в., в целом благожелательно относились к евреям.

В 1400 г. Людовик II освободил общину от налогов, а в 1403 г. Людовик III создал особый институт «опекунов», на которых возлагалась ответственность за беспристрастное рассмотрение судебных дел, касавшихся евреев.

Статутами королевы Иоланды (1423) евреям были гарантированы личная безопасность и защита от клеветы и произвольных арестов.

Король Рене Добрый (1434–80) разрешил евреям занимать некоторые государственные должности, иметь слуг-христиан; размер отличительного знака был уменьшен, и его разрешалось не носить во время путешествий.

В 1474 г. жителям Прованса было строго запрещено обращать евреев в христианство силой или обманом; несколько нарушителей этого указа понесли наказание. В то же время Рене Добрый восстановил в 1446 г. ежегодный коллективный налог на общину.

Начиная с 1420-х гг., в разных городах Прованса неоднократно происходили еврейские погромы (в 1427, 1436, 1457, 1473 и 1480 гг. в Арле; в 1428 г. и 1455 г. в Маноске; в 1430 г. в Экс-ан-Провансе; в 1456 г. в Кавайоне; в 1475 г. в Дине и т. п.).

В 1481 г. Прованс стал владением Франции, из которой евреи были изгнаны еще в 1394 г. Несмотря на то, что в 1482 г. французский король Людовик (Луи) XI подтвердил все права, которыми евреи пользовались в независимом Провансе, их положение существенно осложнилось, и они начали покидать область.

В апреле 1484 г. сезонные сельскохозяйственные рабочие из Дофинэ, Оверни и горных районов Прованса учинили погромы в Арле, Экс-ан-Провансе и Марселе. Несколько евреев погибло, десятки подверглись насильственному крещению. После этого грабежи и убийства евреев значительно участились, а в ряде мест (например, в Марселе) стали регулярными.

Изгнание

В 1494 г. евреи были изгнаны из Арля, в 1496 г. — из Тараскона, в 1498 г. — из Маноска. Сходные решения принимали муниципальные советы других городов, а парламент Прованса обратился к королю с просьбой о введении полного запрета на проживание евреев в области. Соответствующий указ был издан в 1498 г., но не выполнен.

23 мая 1500 г. Людовик XII вновь приказал евреям покинуть Прованс в трехмесячный срок, а 31 августа 1501 г. еще раз подтвердил свое решение. В результате почти все евреи Прованса (за исключением нескольких десятков семей, принявших христианство) были вынуждены переселиться в Италию и на территорию Османской империи (главным образом в Салоники).

Еврейские общины сохранились лишь в графстве Венессен, с 1274 г. принадлежавшем папе римскому (в городах Авиньон, Карпантра, Иль-сюр-Сорг и Кавайон).

В 1306 г. евреи были изгнаны из Франции, в том числе и из Люнеля. Община Люнеля была восстановлена после возвращения евреев во Францию в 1315 г., но уже в 1319 г. евреи вновь были изгнаны из Люнеля (с конфискацией имущества у тех, кто был подозреваем в осквернении креста). С того времени еврейская община в Люнеле не существовала.

В 1292 г. епископ Магеллона продал свою часть города королю Франции Филиппу V, который в 1306 г. изгнал из нее евреев. Евреи нашли убежище в части Монпелье, принадлежавшей королю Мальорки Санчо I. В 1319 г. евреям было разрешено вернуться на французскую территорию Монпелье.

В 1349 г. король Франции Филипп VI купил часть Монпелье, принадлежавшую королю Мальорки, и вскоре весь город был включен в состав королевского домена. Еврейская община Монпелье была обложена большими налогами; в 1362–63 гг. она внесла крупные суммы на оборону города. С 1368 г. евреев обязали носить отличительный знак. В 1394 г. евреи были изгнаны из Франции, и община Монпелье прекратила свое существование.

Архиепископы Нарбонна неоднократно затевали тяжбы с виконтами за право «покровительствовать» евреям ради собираемых с них налогов. С конца XIII в. они объединились в борьбе против попыток королей Франции лишить их этого права. Однако в 1306 г., когда евреи были изгнаны из Франции, ни виконты, ни архиепископы Нарбонна не заступились за них.

После изгнания евреи Нарбонна переселились в область Руссильон (тогда — в составе королевства Мальорка) и в Каталонию. В 1315 г., а затем в 1359 г. немногие евреи вернулись в Нарбонн. Численность евреев в Нарбонне была с тех пор невелика.[3]

В 1306 г., когда король изгнал евреев из Франции, им пришлось покинуть Тулузу. Их недвижимое имущество было продано с аукциона.

В 1315 г. Людовик X разрешил евреям вернуться в страну, и в Тулузе вновь возникла крупная община. В неё входили как семьи, жившие в городе до 1306 г., так и переселенцы из других стран. В документах упоминается, например, Барух Тевтон, то есть выходец из Германии.

В 1320 г. участники 2-го крестового похода пастухов учинили в Тулузе погром. Несмотря на то, что городские власти пытались защитить общину, еврейский квартал был разграблен, многие его обитатели убиты или обращены под страхом смерти в христианство. Впоследствии инквизиция не разрешила новообращенным вернуться в иудаизм.

В результате община Тулузы прекратила свое существование (еще до нового изгнания евреев из страны, последовавшего в 1324 г.). После 1359 г., когда евреям в очередной раз позволили жить во Франции, в Тулузе поселилось около 15 еврейских семей. Они арендовали несколько домов и занимались почти исключительно кредитным делом. На сей раз община просуществовала до изгнания евреев из страны в 1394 г.[4]

В конце XV века Прованс был захвачен королевством Францией. Указ об изгнании евреев из Прованса был подписан 23 мая 1500 г.

Источники

Примечания

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация