История еврейских общин Италии в XI - XV веках

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Культурная жизнь еврейской общины)
(Культурная жизнь еврейской общины)
Строка 36: Строка 36:
Многие из них занимались также врачебной деятельностью. Долгое время жил в Италии Аврахам Ибн Эзра. Библейскому экзегету Менахему бен Шломо (первая половина XII в.) приписывается окончательное оформление молитвенного ритуала итальянских евреев, так называемый '''минхаг роми''' (римский уклад), который восходил к традиции Страны Израиля и был принят в большинстве общин Италии. '''Еврейско-итальянский язык''', вошедший в употребление в Южной и Центральной Италии в период раннего средневековья, в XIV-XVI вв. распространился среди евреев всей Италии.
Многие из них занимались также врачебной деятельностью. Долгое время жил в Италии Аврахам Ибн Эзра. Библейскому экзегету Менахему бен Шломо (первая половина XII в.) приписывается окончательное оформление молитвенного ритуала итальянских евреев, так называемый '''минхаг роми''' (римский уклад), который восходил к традиции Страны Израиля и был принят в большинстве общин Италии. '''Еврейско-итальянский язык''', вошедший в употребление в Южной и Центральной Италии в период раннего средневековья, в XIV-XVI вв. распространился среди евреев всей Италии.
-
Among the early Jews of Italy who left behind them traces of their literary activity was Shabbethai Donnolo (died 982). Two centuries later (1150) there became known as poets Shabbethai ben Moses of Rome; his son Jehiel Kalonymus, once regarded as a Talmudic authority even beyond Italy; and Rabbi Jehiel of the Mansi (Anaw) family, also of Rome. Their compositions are full of thought, but their diction is rather crude. Nathan, son of the above-mentioned Rabbi Jehiel, was the author of a Talmudic lexicon ("'Aruk") which became the key to the study of the Talmud.
+
Два века спустя (1150) там стали известны как поэты Шабтай бен Моше из Рима, его сын Иехиэль Калонимус, который считался талмудическим авторитетом даже за пределами Италии, и рабби Иехиэль из семьи Манси (Aнав), также из Рима. Их композиции полны мысли, но их стиль довольно сырой. Натан, сын вышеупомянутого рабби Иехиэля, был автором талмудического лексикона ("Aрух"), который стал ключом к изучению [[Талмуд]]а.
 +
 
 +
Two centuries later (1150) there became known as poets Shabbethai ben Moses of Rome; his son Jehiel Kalonymus, once regarded as a Talmudic authority even beyond Italy; and Rabbi Jehiel of the Mansi (Anaw) family, also of Rome. Their compositions are full of thought, but their diction is rather crude. Nathan, son of the above-mentioned Rabbi Jehiel, was the author of a Talmudic lexicon ("'Aruk") which became the key to the study of the Talmud.
Solomon Parḥon compiled during his residence at Salerno a Hebrew dictionary which fostered the study of Biblical exegesis among the Italian Jews. On the whole, however, Hebrew culture was not in a flourishing condition. The only liturgical author of merit was Joab ben Solomon, some of whose compositions are extant.
Solomon Parḥon compiled during his residence at Salerno a Hebrew dictionary which fostered the study of Biblical exegesis among the Italian Jews. On the whole, however, Hebrew culture was not in a flourishing condition. The only liturgical author of merit was Joab ben Solomon, some of whose compositions are extant.
Строка 44: Строка 46:
About this period Frederick II., the last of the Hohenstaufen, employed Jews to translate from the Arabic philosophical and astronomical treatises; among these writers were Judah Kohen of Toledo, later of Tuscany, and Jacob Anatolio of Provence. This encouragement naturally led to the study of the works of Maimonides—particularly of the "Moreh Nebukim"—the favorite writer of Hillel of Verona (1220-95). This last-named litterateur and philosopher practised medicine at Rome and in other Italian cities, and translated into Hebrew severalmedical works. The liberal spirit of the writings of Maimonides had other votaries in Italy; e.g., Shabbethai ben Solomon of Rome and Zerahiah Ḥen of Barcelona, who migrated to Rome and contributed much to spread the knowledge of his works. The effect of this on the Italian Jews was apparent in their love of freedom of thought and their esteem for literature, as well as in their adherence to the literal rendering of the Biblical texts and their opposition to fanatical cabalists and mystic theories. Among other devotees of these theories was Immanuel b. Solomon of Rome, the celebrated friend of Dante. The discord between the followers of Maimonides and his opponents wrought most serious damage to the interests of Judais
About this period Frederick II., the last of the Hohenstaufen, employed Jews to translate from the Arabic philosophical and astronomical treatises; among these writers were Judah Kohen of Toledo, later of Tuscany, and Jacob Anatolio of Provence. This encouragement naturally led to the study of the works of Maimonides—particularly of the "Moreh Nebukim"—the favorite writer of Hillel of Verona (1220-95). This last-named litterateur and philosopher practised medicine at Rome and in other Italian cities, and translated into Hebrew severalmedical works. The liberal spirit of the writings of Maimonides had other votaries in Italy; e.g., Shabbethai ben Solomon of Rome and Zerahiah Ḥen of Barcelona, who migrated to Rome and contributed much to spread the knowledge of his works. The effect of this on the Italian Jews was apparent in their love of freedom of thought and their esteem for literature, as well as in their adherence to the literal rendering of the Biblical texts and their opposition to fanatical cabalists and mystic theories. Among other devotees of these theories was Immanuel b. Solomon of Rome, the celebrated friend of Dante. The discord between the followers of Maimonides and his opponents wrought most serious damage to the interests of Judais
-
Среди ранних евреев Италии, которые оставили после себя следы своей литературной деятельности был Шавфай Donnolo (умер в 982). Два века спустя (1150) там стали известны как поэты Шавфай бен Моисей Рима, его сын Иехиил Kalonymus, который некогда считался талмудической власти даже за пределами Италии, и рабби Иехиил из манси (Anaw) семьи, а также в Риме. Их композиции полны мысли, но их стиль довольно сырой. Натан, сын вышеупомянутого рабби Иехиил, был автором талмудической лексики ("Aruk"), которая стала ключом к изучению Талмуда.
+
 
Соломон Parḥon собранные во время его проживания в Салерно иврит словарь, который способствовал изучению библейских толкований среди итальянских евреев. В целом, однако, иврит культуры не в цветущем состоянии. Только литургические автор заслуги был Иоав Бен Соломон, некоторые из которых композиции не сохранилось.
Соломон Parḥon собранные во время его проживания в Салерно иврит словарь, который способствовал изучению библейских толкований среди итальянских евреев. В целом, однако, иврит культуры не в цветущем состоянии. Только литургические автор заслуги был Иоав Бен Соломон, некоторые из которых композиции не сохранилось.

Версия 12:51, 24 декабря 2010


В Высоком средневековье в разных частях Италии условия жизни существенно различались. Север страны контролировался германскими императорами. Там существовали многочисленные торговые города, владевшие прилегающими областями (например, Венеция, Геную, Флоренция). Центральная Италия находилась во владении риского папы (Папская область). На юге бывшие византийские владения постепенно перешли под власть Королевства обеих Сицилий (Неаполитанского).

Содержание

Социально-экономическая ситуация в начале периода

В конце XI в. немногочисленное еврейское население Северной и Центральной Италии сосредоточилось главным образом в Вероне, Павии и Лукке. Основное ядро еврейского населения проживало в Риме, на юге страны и в Сицилии. В Сицилии под властью сарацин (до 1061 года) положение еврейского населения было значительно лучше, чем в других областях Италии.

Из весьма скудных данных, восходящих к этому времени, известно, что евреи Италии занимались торговлей и ремеслами, в частности красильным делом и шелкопрядением (главным образом на юге страны), а также земледелием. Более подробные сведения сохранились об их религиозной и культурной жизни.

В Риме, Лукке, Веносе, Бари, Отранто и Сипонто существовали иешивы. Среди наиболее выдающихся еврейских ученых и писателей того времени был Калонимус бен Шабтай из Рима (XI в.), впоследствии переселившейся (видимо, по приглашению императора Оттона II) в Германию.

На протяжении XII и XIII вв. евреи Италии в общем жили зажиточно, вели интенсивную интеллектуальную деятельность. Когда позволяла политика правящих пап, поддерживали хорошие отношения с христианской средой, в том числе и с представителями высших слоев общества.

По словам Биньямина из Туделы, еврейское население Палермо насчитывало во второй половине XII в. около 1500 человек; столько же евреев жили и в городах Апулии и Кампании.

Эти общины достигли значительного расцвета при императоре Священной Римской империи Фридрихе II, который в своих владениях лично покровительствовал евреям и обеспечил им монополию на шелкопрядение, красильное дело и внешнюю торговлю. Покровительствующей евреям политике Каликста II (первая четверть XII в.) следовал ряд глав католической церкви.

В 1172 году евреев изгнали из Болоньи, но вскоре разрешили вернуться.

Племянник рабби Натана бен Иехиеля служил администратором собственности Александра III, который проявил дружественные чувства к евреям на Латернском Соборе 1179 года. Там он разбил построения враждебных прелатов, выступавших за ограничительные и одиозно-антиеврейские законы.

Под норманнским правлением евреи Южной Италии и Сицилии пользовались еще большей свободой. Они считались равными христианам, им было разрешено заниматься любым делом, они даже обладали юрисдикцией над своими собственными делами.

Действительно, ни в одной стране были канонических законов против евреев так часто не отменялись, как в Италии. Позже у папы (то ли Николая IV (1288-92), то ли Бонифация VIII (1294-1303)), был личный врач - еврей, Исаак бен Мордехай, прозванный Маэстро Жайо.

Культурная жизнь еврейской общины

Из итальянских евреев, прославившихся в XII–XIII вв. трудами в области Галахи и философии, а также переводами с арабского на иврит и латинский язык, наиболее известны:

  • галахист и философ Хиллел бен Шмуэль из Вероны (1220? — 1295?),
  • комментатор Мишны Ицхак бен Малкицедек из Сипонто (1090?—1160),
  • комментатор Талмуда и посек Иеша‘яху бен Мали (Старший) из Трани (родился, по-видимому, в 1200 г. – умер не позднее 1260 г.),
  • его внук, талмудист и толкователь ТАНАХа Иеша‘яху бен Элияху из Трани (Младший; умер, по-видимому, в 1280 г.),
  • проповедник Я‘аков бен Абба Мари Анатоли из Неаполя,
  • галахист и философ Ахитув бен Ицхак из Палермо,
  • философ Зрахия бен Ицхак бен Шалтиэль Грациан (Хен),
  • Фарадж бен Шломо из Агридженто.

Многие из них занимались также врачебной деятельностью. Долгое время жил в Италии Аврахам Ибн Эзра. Библейскому экзегету Менахему бен Шломо (первая половина XII в.) приписывается окончательное оформление молитвенного ритуала итальянских евреев, так называемый минхаг роми (римский уклад), который восходил к традиции Страны Израиля и был принят в большинстве общин Италии. Еврейско-итальянский язык, вошедший в употребление в Южной и Центральной Италии в период раннего средневековья, в XIV-XVI вв. распространился среди евреев всей Италии.

Два века спустя (1150) там стали известны как поэты Шабтай бен Моше из Рима, его сын Иехиэль Калонимус, который считался талмудическим авторитетом даже за пределами Италии, и рабби Иехиэль из семьи Манси (Aнав), также из Рима. Их композиции полны мысли, но их стиль довольно сырой. Натан, сын вышеупомянутого рабби Иехиэля, был автором талмудического лексикона ("Aрух"), который стал ключом к изучению Талмуда.

Two centuries later (1150) there became known as poets Shabbethai ben Moses of Rome; his son Jehiel Kalonymus, once regarded as a Talmudic authority even beyond Italy; and Rabbi Jehiel of the Mansi (Anaw) family, also of Rome. Their compositions are full of thought, but their diction is rather crude. Nathan, son of the above-mentioned Rabbi Jehiel, was the author of a Talmudic lexicon ("'Aruk") which became the key to the study of the Talmud.

Solomon Parḥon compiled during his residence at Salerno a Hebrew dictionary which fostered the study of Biblical exegesis among the Italian Jews. On the whole, however, Hebrew culture was not in a flourishing condition. The only liturgical author of merit was Joab ben Solomon, some of whose compositions are extant.

Toward the second half of the thirteenth century signs appeared of a better Hebrew culture and of a more profound study of the Talmud. Isaiah di Trani the Elder (1232-79), a high Talmudic authority, was the author of many celebrated responsa. David, his son, and Isaiah di Trani the Younger, his nephew, followed in his footsteps, as did their descendants until the end of the seventeenth century. Meïr ben Moses presided over an important Talmudic school in Rome, and Abraham ben Joseph over one in Pesaro. In Rome two famous physicians, Abraham and Jehiel, descendants of Nathan ben Jehiel, taught the Talmud. One of the women of this gifted family, Paola dei Mansi, also attained distinction; her Biblical and Talmudic knowledge was considerable, and she transcribed Biblical commentaries in a notably beautiful handwriting (see Jew. Encyc. i. 567, s.v. Paola Anaw).

About this period Frederick II., the last of the Hohenstaufen, employed Jews to translate from the Arabic philosophical and astronomical treatises; among these writers were Judah Kohen of Toledo, later of Tuscany, and Jacob Anatolio of Provence. This encouragement naturally led to the study of the works of Maimonides—particularly of the "Moreh Nebukim"—the favorite writer of Hillel of Verona (1220-95). This last-named litterateur and philosopher practised medicine at Rome and in other Italian cities, and translated into Hebrew severalmedical works. The liberal spirit of the writings of Maimonides had other votaries in Italy; e.g., Shabbethai ben Solomon of Rome and Zerahiah Ḥen of Barcelona, who migrated to Rome and contributed much to spread the knowledge of his works. The effect of this on the Italian Jews was apparent in their love of freedom of thought and their esteem for literature, as well as in their adherence to the literal rendering of the Biblical texts and their opposition to fanatical cabalists and mystic theories. Among other devotees of these theories was Immanuel b. Solomon of Rome, the celebrated friend of Dante. The discord between the followers of Maimonides and his opponents wrought most serious damage to the interests of Judais


Соломон Parḥon собранные во время его проживания в Салерно иврит словарь, который способствовал изучению библейских толкований среди итальянских евреев. В целом, однако, иврит культуры не в цветущем состоянии. Только литургические автор заслуги был Иоав Бен Соломон, некоторые из которых композиции не сохранилось.

К второй половине тринадцатого века появились признаки лучшего еврейской культуры и более глубокое изучение Талмуда. Исайя ди Трани старший (1232-79), высокой талмудической власти, был автором многих известных Респонсов. Давид, сын его, и Исайя ди Трани Младший, его племянник, пошел по его стопам, как и их потомки до конца семнадцатого века. Моисей Меира Бен председательством важно талмудической школе в Риме, и Авраам бен Иосиф более в Пезаро. В Риме два известных врачей, Авраам и Иехиил, потомки Натан бен Иехиил, учили Талмуд. Одна из женщин этой одаренной семьи, Паола деи манси, также достигается различия; ее библейские и талмудические знания были значительными, и она транскрибируется Библейские комментарии в частности красивый почерк (см. еврей Encyc I. 567, С. В. Паола Anaw..).

. Про этот период Фридрих II, последний из Гогенштауфенов, занятых евреев переводить с арабского философские и астрономические трактаты, среди этих писателей были Иудеи Коэн из Толедо, позже в Тоскане, и Иакова Anatolio Прованса. Это поощрение, естественно, привело к изучению работы Маймонида, особенно из "Море Nebukim" любимого писателя Гилеля в Вероне (1220-95). Последнее название литератор и философ занимался медицинской практикой в Риме и в других итальянских городах, и перевод на иврит severalmedical работ. Либеральном духе сочинений Маймонида были и другие приверженцы в Италии, например, Шавтай Бен Соломон Рима и Захарии курица Барселоны, которые переселились в Рим и большой вклад в распространение знаний о своих работах. Последствия этого для итальянских евреев было видно в их любви к свободе мысли, и их уважение к литературе, а также в их присоединения к буквальном оказание библейских текстов и свое несогласие с фанатичным каббалистов и мистических теорий. Среди других преданных из этих теорий был Иммануил b. Соломон Рима, знаменитый друг Данте. Раздор между последователями Маймонида и его противники кованого наиболее серьезный ущерб интересам Judais

Период притеснений

С правления Иннокентия III в первой четверти XIII в. началась полоса преследования евреев.

С переходом в 1265 г. южных областей Италии под власть Анжуйской династии, зависимой от папского престола, положение евреев на юге Италии крайне ухудшилось. Неоднократные кровавые наветы в городе Трани повлекли за собой кампанию за обращение всех евреев юга Италии (двенадцать–пятнадцать тысяч человек) в христианство. К 1294 г. половина еврейского населения была вынуждена отступиться от иудаизма, и ряд еврейских общин был уничтожен. Большинство не принявших христианство евреев бежали в другие области страны.

Еще в 30-х гг. XIII в. инквизиция стала преследовать иудаизм в Италии, а разыгравшаяся в 1240 г. во Франции неистовая борьба церковных властей против изучения Талмуда вскоре распространилась и на Италию. С 1278 г. евреев Ломбардии принуждали присутствовать на миссионерских проповедях.

Изменение экономической ситуации

Наличие капитала у бежавших из южных областей Италии евреев и наложенный на христиан церковными властями запрет давать деньги в рост к началу XIV в. в городах Северной и Центральной Италии побудили евреев заняться мелкими денежными ссудами. Этим занялось и значительное число евреев, бежавших в Италию от гонений из Германии и Франции.

Деятельность банкиров-евреев всячески поощряли государства и отдельные города Италии, заинтересованные в обеспечении кредитов малосостоятельным классам населения (например, Реджо-нель-Эмилия, Падуя). Приглашая еврейских финансистов открывать конторы на их территориях, они заключали с ними особые договоры (так называемые кондотты). Евреям гарантировали как удовлетворительную прибыль, так и возмещение убытков в случае нападения на них черни.

Культурная жизнь евреев в эпоху Возрождения

XIV–XV вв. были периодом расцвета принадлежавших евреям ссудных банков. Еврейские банкиры стремились подражать образу жизни «людей Ренессанса», увлекались литературой и искусством.

Небывалого расцвета достигла и духовная жизнь евреев Италии. В это время здесь жили:

  • известный каббалист Менахем бен Биньямин Реканати (конец XIII в. – начало XIV в.);
  • поэт Иммануэль Римский;
  • философ и переводчик Иехуда бен Моше Романо;
  • Калонимус бен Калонимус (родился в 1286 г. – умер в период после 1328 г.), автор сатир «Массехет Пурим» («Трактат Пурим») и «Эвен бохан» («Пробный камень»);
  • Шмарья бен Элияху (1275–1355), автор философского комментария к ТАНАХу;
  • поэт и медик Моше бен Ицхак Риети (родился в 1388 г. – умер в период после 1460 г.), автор «Микдаш ме‘ат» («Святилище малое») — поэмы на иврите по образцу «Божественной комедии» Данте;
  • Овадия Бертиноро, комментатор Мишны;
  • философ Ицхак Абраванель,
  • его сын, поэт Иехуда Абраванель;
  • философ и талмудист Элияху Дельмедиго и гуманист Иоханан Алемано (родился, возможно, в 1435 г. – умер в период после 1504 г.), близкие к кружку итальянского философа-гуманиста Пико делла Мирандола, глубоко интересовавшегося и еврейским мистицизмом;
  • галахист Иосеф бен Шломо Колон (1420?–1480);
  • философы Иехуда бен Иехиэль (XV в.) и его сын Давид бен Иехуда Мессер Леон (1470?–1526?);
  • путешественник Мешулам бен Менахем из Вольтерры (XV в.).

Танцмейстером при дворах Л. Медичи и Изабеллы д’Эсте был Гульельмо да Пезара (Гульельмо Эбрео), принявший после 1475 г. христианство.

Изгнания

Нападкам на евреев, особенно на ростовщиков, со стороны проповедников-францисканцев, требовавших их изгнания, в XV в., как правило, противостояла защита гражданских властей. Однако возглавляемая монахом Бернардино да Фельтре кампания антиеврейской пропаганды францисканцев (которая инспирировала обвинение в 1475 г. евреев Тренто в ритуальном убийстве) вызвала ряд временных изгнаний евреев из Бреши (1463), Бассано (1468 г. или 1481 г.), Пармы (1488) и других городов.

Эдикт 1492 г. об изгнании евреев из Испании распространялся также на ее владения в Италии — Сардинию и Сицилию. Большинство изгнанников перебралось в материковую Италию, главным образом на территорию Неаполитанского королевства, часть переселилась в Северную Африку, Грецию, Турцию и Левант. В Неаполитанское королевство прибыло также около девяти тысяч изгнанников из Испании.

Их хорошо принимали и в других государствах Италии, в том числе и в Папской области. Евреи Папской области, не хотевшие принимать изгнанников из Испании, получили строгий выговор от папы Александра VI (Борджиа).

В Венеции

Венеция разрешала въезд евреев в свои заморские колонии. Там им можно было стать гражданами конкретной колонии. Это гражданство действовало и в других частях колониальной империи Венеции, но не в самой Венеции. Туда евреев пускали ограниченно и без предоставления гражданских прав.

В 1313 году был принят новый закон о гражданстве. Можно было стать гражданином Венеции, родившись там и прожив некоторое время. Это распространялось и на евреев, за исключением гражданства «высшего сорта», подразумевавшего полные гражданские права.

Еврейские ростовщики, чаще всего из Германии, появились в Венеции после чумы и антисемитских преследований. В 1350-1370 гг. они полностью вытеснили христианские банки на территории Венецианской республики. В собственно Венеции банковская деятельность была невозможна. Евреи давали ссуды патрициям на коммерческие нужды. Когда венецианцы не отдавали долги, Коммуна защищала интересы ростовщиков.

В 1382 году Коммуна пригласила евреев-ростовщиков вместе с семьями. Этот эксперимент длился 15 лет (1382-1397).

Евреи в Венеции должны были носить жёлтые береты. Кроме них, жёлтое в городе носили (тоже по принуждению) только проститутки и сутенёры.[1]

Источники

Примечания

  1. Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация