История еврейских общин Италии в XI - XV веках

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(В Венеции)
(Социально-экономическая ситуация в начале периода)
Строка 4: Строка 4:
== Социально-экономическая ситуация в начале периода ==
== Социально-экономическая ситуация в начале периода ==
В конце XI в. немногочисленное еврейское население Северной и Центральной Италии сосредоточилось главным образом в Вероне, Павии и Лукке. Основное ядро еврейского населения проживало в Риме, на юге страны и в Сицилии. В Сицилии под властью сарацин (до 1061 года) положение еврейского населения было значительно лучше, чем в других областях Италии.
В конце XI в. немногочисленное еврейское население Северной и Центральной Италии сосредоточилось главным образом в Вероне, Павии и Лукке. Основное ядро еврейского населения проживало в Риме, на юге страны и в Сицилии. В Сицилии под властью сарацин (до 1061 года) положение еврейского населения было значительно лучше, чем в других областях Италии.
 +
 +
Среди римских евреев вплоть до XII вв. было много состоятельных людей: торговцев, финансистов, '''встречались даже землевладельцы'''. Они имели тесную связь с папским двором и ходатайствовали за своих единоверцев в других странах.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/13523 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Рим"]</ref>
Из весьма скудных данных, восходящих к этому времени, известно, что евреи Италии занимались торговлей и ремеслами, в частности красильным делом и шелкопрядением (главным образом на юге страны), а также земледелием. Более подробные сведения сохранились об их религиозной и культурной жизни.  
Из весьма скудных данных, восходящих к этому времени, известно, что евреи Италии занимались торговлей и ремеслами, в частности красильным делом и шелкопрядением (главным образом на юге страны), а также земледелием. Более подробные сведения сохранились об их религиозной и культурной жизни.  

Версия 08:46, 27 декабря 2010


В Высоком средневековье в разных частях Италии условия жизни существенно различались. Север страны контролировался германскими императорами. Там существовали многочисленные торговые города, владевшие прилегающими областями (например, Венеция, Геную, Флоренция). Центральная Италия находилась во владении риского папы (Папская область). На юге бывшие византийские владения постепенно перешли под власть Королевства обеих Сицилий (Неаполитанского).

Содержание

Социально-экономическая ситуация в начале периода

В конце XI в. немногочисленное еврейское население Северной и Центральной Италии сосредоточилось главным образом в Вероне, Павии и Лукке. Основное ядро еврейского населения проживало в Риме, на юге страны и в Сицилии. В Сицилии под властью сарацин (до 1061 года) положение еврейского населения было значительно лучше, чем в других областях Италии.

Среди римских евреев вплоть до XII вв. было много состоятельных людей: торговцев, финансистов, встречались даже землевладельцы. Они имели тесную связь с папским двором и ходатайствовали за своих единоверцев в других странах.[1]

Из весьма скудных данных, восходящих к этому времени, известно, что евреи Италии занимались торговлей и ремеслами, в частности красильным делом и шелкопрядением (главным образом на юге страны), а также земледелием. Более подробные сведения сохранились об их религиозной и культурной жизни. В Риме, Лукке, Веносе, Бари, Отранто и Сипонто существовали иешивы.

На протяжении XII и XIII вв. евреи Италии в общем жили зажиточно, вели интенсивную интеллектуальную деятельность. Когда позволяла политика правящих пап, поддерживали хорошие отношения с христианской средой, в том числе и с представителями высших слоев общества.

По словам Биньямина из Туделы, еврейское население Палермо насчитывало во второй половине XII в. около 1500 человек; столько же евреев жили и в городах Апулии и Кампании.

Эти общины достигли значительного расцвета при императоре Священной Римской империи Фридрихе II, который в своих владениях лично покровительствовал евреям и обеспечил им монополию на шелкопрядение, красильное дело и внешнюю торговлю. Покровительствующей евреям политике Каликста II (первая четверть XII в.) следовал ряд глав католической церкви.

В 1172 году евреев изгнали из Болоньи, но вскоре разрешили вернуться.

Племянник рабби Натана бен Иехиеля служил администратором собственности Александра III, который проявил дружественные чувства к евреям на Латернском Соборе 1179 года. Там он разбил построения враждебных прелатов, выступавших за ограничительные и одиозно-антиеврейские законы.

Под норманнским правлением евреи Южной Италии и Сицилии пользовались еще большей свободой. Они считались равными христианам, им было разрешено заниматься любым делом, они даже обладали юрисдикцией над своими собственными делами.

Действительно, ни в одной стране были канонических законов против евреев так часто не отменялись, как в Италии. Позже у папы (то ли Николая IV (1288-92), то ли Бонифация VIII (1294-1303)), был личный врач - еврей, Исаак бен Мордехай, прозванный Маэстро Жайо.

Культурная жизнь еврейской общины

Среди наиболее выдающихся еврейских ученых и писателей того времени был Калонимус бен Шабтай из Рима (XI в.), впоследствии переселившейся (видимо, по приглашению императора Оттона II) в Германию.

Из итальянских евреев, прославившихся в XII–XIII вв. трудами в области Галахи и философии, а также переводами с арабского на иврит и латинский язык, наиболее известны:

  • галахист и философ Хилель бен Шмуэль из Вероны (1220? — 1295?),
  • комментатор Мишны Ицхак бен Малкицедек из Сипонто (1090?—1160),
  • комментатор Талмуда и посек Йеша‘яhу бен Мали (Старший) из Трани (родился, по-видимому, в 1200 г. – умер не позднее 1260 г.),
  • его племянник, талмудист и толкователь ТАНАХа Йеша‘яhу бен Элияhу из Трани (Младший; умер, по-видимому, в 1280 г.),
  • проповедник Я‘аков бен Абба Мари Анатоли из Неаполя,
  • галахист и философ Ахитув бен Ицхак из Палермо,
  • философ Зрахия бен Ицхак бен Шалтиэль Грациан (Хен),
  • Фарадж бен Шломо из Агридженто.
Средневековые итальянские евреи. Фото Митчелла Барда (Mitchell Bard) с сайта Jewish Virtual Library

Многие из них занимались также врачебной деятельностью. Долгое время жил в Италии Аврахам Ибн Эзра. Библейскому экзегету Менахему бен Шломо (первая половина XII в.) приписывается окончательное оформление молитвенного ритуала итальянских евреев, так называемый минхаг роми (римский уклад), который восходил к традиции Страны Израиля и был принят в большинстве общин Италии. Еврейско-итальянский язык, вошедший в употребление в Южной и Центральной Италии в период раннего средневековья, в XIV-XVI вв. распространился среди евреев всей Италии.

К 1150 году в Италии стали известны как поэты Шабтай бен Моше из Рима, его сын Иехиэль Калонимус, который считался талмудическим авторитетом даже за пределами Италии, и рабби Иехиэль из семьи Манси (Aнав), также из Рима. Их композиции полны мысли, но их стиль довольно сырой. Натан, сын вышеупомянутого рабби Иехиэля, был автором талмудического лексикона ("Aрух"), который стал ключом к изучению Талмуда.

Соломон Пархон составил во время своего проживания в Салерно словарь иврита, который способствовал изучению толкований ТАНАХа среди итальянских евреев. В целом, однако, ивритская культура не была в цветущем состоянии. Единственным заметным литургическим автором был Йоав бен Соломон, некоторые из сочинений которого сохранилось.

Ко второй половине тринадцатого века появились признаки улучшения ивритской культуры и более глубокого изучения Талмуда. Йеша‘яhу бен Мали ди Трани старший (1232-79), высокий авторитет в Талмуде, был автором многих известных респонсов. Давид, сын его, и Йеша‘яhу бен Элияhу ди Трани Младший, его племянник, пошел по его стопам, как и их потомки до конца семнадцатого века.

Меир бен Моше руководил важной талмудической школой в Риме, и Авраам бен Йосеф - ещё одной, в Пезаро. В Риме два известных врача, Авраам и Йехиэль, потомки Натана бен Йехиэля, преподавали Талмуд. Одна из женщин этой одаренной семьи, Паола деи Манси, также достигла известности; её знания ТАНАХа и Талмуда были значительными, и она переписывала комментарии к Танаху великолепным почерком.[2]

В этот период Фридрих II нанимал евреев переводить с арабского философские и астрономические трактаты. Среди этих писателей были Йуда Коэн из Толедо, позднее из Тоскане, и Якоб Анатолио из Прованса.

Это поощрение, естественно, привело к изучению работ Маймонида (особенно "Море небуким") - любимого писателя Гилеля из Вероны (1220-95). Этот литератор и философ занимался медицинской практикой в Риме и в других итальянских городах и перевёл на иврит многие медицинские труды.

По инициативе римской общины был сделан перевод на иврит арабских Комментариев Маймонида к Мишне.

Свободный дух сочинений Маймонида имел и других приверженцев в Италии. Например, Шабтая бен Соломона из Рима и Захарии Хена из Барселоны, который переселился в Рим и внёс большой вклад в распространение знаний о трудах РаМБаМа. Последствия этого для итальянских евреев видны в их любви к свободе мысли и их уважение к литературе, а также в их приверженности к буквальному пониманию библейских текстов и их несогласию с фанатичными каббалистами и мистическими теориями.

Среди приверженцев этих теорий был Иммануэль бен Соломон из Рима, знаменитый друг Данте. Раздор между последователями Маймонида и его противники нанёс наиболее серьезный ущерб интересам иудаизма.

Подъем поэзии в Италии во время Данте вдохновлял и евреев. Богатые и влиятельные люди, отчасти по причине искреннего интереса, отчасти следуя духу времени, стали покровителями еврейских писателей, тем самым вызывая наибольшую активность с их стороны.

Эта активность была особенно заметна в Риме, где возникла новая еврейская поэзия. Наиболее заметными авторами были Лео Романо, переводчик трудов Фомы Аквинского и автор отличных экзегетических трудов; Йуды Сицилиано, писавший ритмическую прозу; Калонимус бен Калонимус, известный поэт-сатирик, и особенно вышеупомянутый Иммануэль.

В это время папа Иоанн XXII собирался изгнать евреев Рима. Евреи устроили день общественного поста и молитвы для призыва к божественной помощи. Король Роберт Сицилийский, который заступался за евреев, послал к папе в Авиньон посланника, которому удалось предотвратить эту большую угрозу. Иммануэль описал этого посланника как человека высоких достоинств и большой культуры.

Этот период еврейской литературы в Италии действительно является одним из большим великолепием. После Иммануэля не было других значительных еврейских писателей до Моисея да Риети (1388), писавшего на иврита так же элегантно, как по-итальянски. Но несмотря на это, его изнурительный и неестественный стиль не может сравниться с приятными и энергичными работы Иммануэля.

Период притеснений

С правления Иннокентия III (1198-1216) в первой четверти XIII в. началась полоса преследования евреев по всей западной Европе. Этот папа предпринял наибольшие усилия для делигитимации евреев. Он угрожал отлучением от церкви тем правителям, которые ставили евреев на общественные должности и требовал увольнения всех евреев. Он ввёл ношение евреями отличительного знака в одежде.

С переходом в 1265 г. южных областей Италии под власть Анжуйской династии, зависимой от папского престола, положение евреев на юге Италии крайне ухудшилось. Неоднократные кровавые наветы в городе Трани повлекли за собой кампанию за обращение всех евреев юга Италии (двенадцать–пятнадцать тысяч человек) в христианство. К 1294 г. половина еврейского населения была вынуждена отступиться от иудаизма, и ряд еврейских общин был уничтожен. Большинство не принявших христианство евреев бежали в другие области страны.

Еще в 30-х гг. XIII в. инквизиция стала преследовать иудаизм в Италии, а разыгравшаяся в 1240 г. во Франции неистовая борьба церковных властей против изучения Талмуда вскоре распространилась и на Италию. С 1278 г. евреев Ломбардии принуждали присутствовать на миссионерских проповедях.

В 1235 папа Григорий IX опубликовал первую буллу против кровавого навета. Другие папы последовали его примеру, особенно Иннокентий IV в 1247 году, Григорий X в 1272 году, Климент VI В 1348 году Григорий XI в 1371 году, Мартин V в 1422 году, Николай V в 1447 году, Сикст V в 1475 году, Павел III в 1540 году, а позже Александр VII, Климент XIII и Климент XIV.

Изменение экономической ситуации

Наличие капитала у бежавших из южных областей Италии евреев и наложенный на христиан церковными властями запрет давать деньги в рост к началу XIV в. в городах Северной и Центральной Италии побудили евреев заняться мелкими денежными ссудами. Этим занялось и значительное число евреев, бежавших в Италию от гонений из Германии и Франции.

Деятельность банкиров-евреев всячески поощряли государства и отдельные города Италии, заинтересованные в обеспечении кредитов малосостоятельным классам населения (например, Реджо-нель-Эмилия, Падуя). Приглашая еврейских финансистов открывать конторы на их территориях, они заключали с ними особые договоры (так называемые кондотты). Евреям гарантировали как удовлетворительную прибыль, так и возмещение убытков в случае нападения на них черни.

Культурная жизнь евреев в эпоху Возрождения

XIV–XV вв. были периодом расцвета принадлежавших евреям ссудных банков. Еврейские банкиры стремились подражать образу жизни «людей Ренессанса», увлекались литературой и искусством.

Небывалого расцвета достигла и духовная жизнь евреев Италии. В это время здесь жили:

  • известный каббалист Менахем бен Биньямин Реканати (конец XIII в. – начало XIV в.);
  • поэт Иммануэль Римский;
  • философ и переводчик Иехуда бен Моше Романо;
  • Калонимус бен Калонимус (родился в 1286 г. – умер в период после 1328 г.), автор сатир «Массехет Пурим» («Трактат Пурим») и «Эвен бохан» («Пробный камень»);
  • Шмарья бен Элияху (1275–1355), автор философского комментария к ТАНАХу;
  • поэт и медик Моше бен Ицхак Риети (родился в 1388 г. – умер в период после 1460 г.), автор «Микдаш ме‘ат» («Святилище малое») — поэмы на иврите по образцу «Божественной комедии» Данте;
  • Овадия Бертиноро, комментатор Мишны;
  • философ Ицхак Абраванель,
  • его сын, поэт Иехуда Абраванель;
  • философ и талмудист Элияху Дельмедиго и гуманист Иоханан Алемано (родился, возможно, в 1435 г. – умер в период после 1504 г.), близкие к кружку итальянского философа-гуманиста Пико делла Мирандола, глубоко интересовавшегося и еврейским мистицизмом;
  • галахист Иосеф бен Шломо Колон (1420?–1480);
  • философы Иехуда бен Иехиэль (XV в.) и его сын Давид бен Иехуда Мессер Леон (1470?–1526?);
  • путешественник Мешулам бен Менахем из Вольтерры (XV в.).

Танцмейстером при дворах Л. Медичи и Изабеллы д’Эсте был Гульельмо да Пезара (Гульельмо Эбрео), принявший после 1475 г. христианство.

Изгнания

Нападкам на евреев, особенно на ростовщиков, со стороны проповедников-францисканцев, требовавших их изгнания, в XV в., как правило, противостояла защита гражданских властей. Однако возглавляемая монахом Бернардино да Фельтре кампания антиеврейской пропаганды францисканцев (которая инспирировала обвинение в 1475 г. евреев Тренто в ритуальном убийстве) вызвала ряд временных изгнаний евреев из Бреши (1463), Бассано (1468 г. или 1481 г.), Пармы (1488) и других городов.

Эдикт 1492 г. об изгнании евреев из Испании распространялся также на ее владения в Италии — Сардинию и Сицилию. Большинство изгнанников перебралось в материковую Италию, главным образом на территорию Неаполитанского королевства, часть переселилась в Северную Африку, Грецию, Турцию и Левант. В Неаполитанское королевство прибыло также около девяти тысяч изгнанников из Испании.

Их хорошо принимали и в других государствах Италии, в том числе и в Папской области. Евреи Папской области, не хотевшие принимать изгнанников из Испании, получили строгий выговор от папы Александра VI (Борджиа).

В Венеции

Еврейский квартал Венеции впервые упомянут в документах, относящихся к 1090 г. В 1152 г. в нем было 1,3 тыс. жителей. После XII в. в Венецию переселилось значительное число евреев из Леванта и Германии. Многие евреи и марраны, изгнанные из Испании (1492) и из Португалии (1497), нашли убежище в Венеции (последние, впрочем, были затем изгнаны).[3]

Венеция разрешала въезд евреев в свои заморские колонии. Там им можно было стать гражданами конкретной колонии. Это гражданство действовало и в других частях колониальной империи Венеции, но не в самой Венеции. Туда евреев пускали ограниченно и без предоставления гражданских прав.

В 1313 году был принят новый закон о гражданстве. Можно было стать гражданином Венеции, родившись там и прожив некоторое время. Это распространялось и на евреев, за исключением гражданства «высшего сорта», подразумевавшего полные гражданские права.

Еврейские ростовщики, чаще всего из Германии, появились в Венеции после чумы и антисемитских преследований. В 1350-1370 гг. они полностью вытеснили христианские банки на территории Венецианской республики. В собственно Венеции банковская деятельность была невозможна. Евреи давали ссуды патрициям на коммерческие нужды. Когда венецианцы не отдавали долги, Коммуна защищала интересы ростовщиков.

В 1382 году Коммуна пригласила евреев-ростовщиков вместе с семьями. Этот эксперимент длился 15 лет (1382-1397).

Еврейские похороны в Венеции. XIV век. Из Электронной еврейской энциклопедии.

Евреи в Венеции должны были носить жёлтые береты. Кроме них, жёлтое в городе носили (тоже по принуждению) только проститутки и сутенёры.[4]

Источники

Примечания

  1. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Рим"
  2. Jewish Encyclopedia, i. 567, s.v. Paola Anaw
  3. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Венеция" на основании КЕЭ, том 1, кол. 646–648
  4. Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация