|
|
(45 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье| ТИП СТАТЬИ = 1
| + | #redirect [[:ej:История еврейских общин вне Страны Израиля в древности (до III вв. до н. э.)]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }} {{Полуфабрикат}}
| + | |
- | Сведения о еврейских общинах, сформировавшихся в древности вне Страны Израиля, неполны и нуждаются в археологических подтверждениях. Современная наука постоянно находит новые сведения по этой теме.
| + | |
- | | + | |
- | Еврейские общины за рубежом возникали вследствие массовой эмиграции, депортаций, предпринятых завоевателями и в качестве сообществ людей, прибывших в ту или иную страну по делам.
| + | |
- | | + | |
- | Страна Израиля всегда была территорией интенсивной транзитной торговли, в которой её жители принимали активное участие. Жители прибрежной полосы активно занимались мореплаванием. Существуют сведения о торговых экспедициях времён [[Царь Шломо|царя Шломо]] (Соломона) на юг вдоль побережья Восточной Африки и на запад - до финикийских колоний в Марокко и Испании.
| + | |
- | | + | |
- | == Древний Египет ==
| + | |
- | Первым примером проживания еврейского народа за пределами Страны Израиля следует считать четырёхсотлетнее (XVII - XIV вв до н.э.)пребывание в [[Египет|Египте]], описанное в Торе.
| + | |
- | | + | |
- | Археологические находки, которыми можно было бы подтвердить эти сведения, маловероятны. Народ кочевых скотоводов, компактно проживавший в Восточной пустыне Египта, не мог оставить каких-либо заметных артефактов. Предметы материальной культуры евреев того времени не могли отличаться от египетских.
| + | |
- | | + | |
- | Независимым подтверждением этих событий принято считать сведения древних авторов о завоевании Египта [[Гиксосы|гиксосами]] и [[папирус Ипувера]].
| + | |
- | В папирусе Ипувера содержится описание событий, явно совпадающих с описанными в Торе "казнями египетскими" и приведшими к краху правившей в Египте династии, анархии и беспорядкам.<ref>Хотя первым обратил на это внимание Великовский, ценность исторических изысканий которого сильно отрицательна, само наблюдение трудно оспорить. К тому же все датировки [[папирус Ипувера|папируса Ипувера]] приблизительны, и их авторы не особенно в них уверены. Тем самым, '''никто не может настаивать''' на датах, на столетия более ранних, чем исход евреев из Египта. Л.Гроервейдл</ref> Природные явления, которыми Б-г осуществлял свой замысел, весьма напоминают извержение вулкана в глубине Восточной Африки, вблизи от истоков Нила.
| + | |
- | | + | |
- | Фараон Псамметих I (примерно 664–610 гг. до н. э.), основатель XXVI династии, широко привлекая в своё войско еврейских наемных воинов. В его царствование или в царствование его преемника Псамметиха II (приблизительно 595–589 гг. до н. э.) было основано знаменитое военное поселение еврейских наемников в [[Элефантина|Элефантине]], призванное обеспечить защиту южных границ Египта.
| + | |
- | | + | |
- | В 586 г. до н. э., после захвата Иерусалима [[Вавилония|Вавилонией]], часть населения города избежала угона в Вавилонию, уйдя в Египет.
| + | |
- | Среди них был [[пророк Иеремия]]. Правда, считается, что большинство этих людей погибли при вторжении в Египет вавилонского войска.
| + | |
- | | + | |
- | == Месопотамия ==
| + | |
- | Фара, отец [[Авраам]]а, умер в Харране по пути в землю Ханаанскую. Этот город находился на территории государства [[Мари]] в верхнем течении Евфрата (в районе современной турецко-сирийской границы).<ref>Вернер Келлер "Библия как история" Москва, "Крон-пресс", 1998 (перевод с Werner Keller "The Bible as history" 1980 by Hodder and Stoughton), глава 5</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Авраам послал своего управляющего за невестой для [[Ицхак]]а в город Нахор - в той же местности.
| + | |
- | | + | |
- | <blockquote>
| + | |
- | "... пойдёшь в землю мою, на родину мою, и возьмёшь жену сыну моему Исааку...
| + | |
- | Он встал и пошёл в Месопотамию, в город Нахор" (Быт.24:4,10)
| + | |
- | </blockquote>
| + | |
- | | + | |
- | В той же местности [[Яаков]] нашёл своих жён и долго жил у их отца.
| + | |
- | | + | |
- | Эти события происходили, судя по хронологии [[ТАНАХ]]а, в XVIII веке до н.э.
| + | |
- | | + | |
- | Город Ур, в котором жила семья [[Авраам]]а до похода в Ханаан, находился в нижнем течении Евфрата, на территории современного [[Ирак]]а.
| + | |
- | | + | |
- | ----
| + | |
- | | + | |
- | В VIII веке до н.э. ассирийцы угнали часть десяти северных колен Израиля и более 200 тысяч человек из Иудеи на свою территорию. Следы этих людей прослеживаются от южной Аравии до Бирмы.
| + | |
- | | + | |
- | Однако часть угнанного населения была поселена в южных районах собственно Ассирии, а некоторые в столицах - Нимруде и Ниневии. Через недолгое время всё это стало территорией Нововавилонского царства. Потомки жертв ассирийской депортации встретили
| + | |
- | тех, кого пригнали вавилоняне и слились с ними. Часть потомков северян вернулась в Израиль с Эзрой, о чём есть записи в Эзра 2:2; Нех. 7:7.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/13240 Электронная еврейская энциклопедия]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | В начале VI века до н.э. царь Нововавилонского царства угнал десятки тысяч евреев в центральные районы своей страны, в том числе собственно в Вавилон. Они были расселены с таким расчётом, чтобы стать самостоятельным населением и платить налоги. Так возникла вавилонская еврейская община, продержавшаяся до XX века.
| + | |
- | | + | |
- | Поселенцы преуспели в хозяйственной деятельности - от земледелия и ремёсел до создания крупных банков и '''страховых компаний'''. У них сохранялось автономное руководство - как на уровне общин и деревень, так и общенародное. Духовные руководители народа - священники и [[пророки]] сумели не допустить размывания еврейской религии и массового ухода людей в вавилонские языческие культы. В то же время достижения вавилонской науки и технологии были усвоены евреями.
| + | |
- | | + | |
- | Во время пребывания в Вавилонии древний ханаанский алфавит в иврите был заменён арамейским. Были приняты вавилонские названия месяцев (вместо прежних порядковых номеров).
| + | |
- | | + | |
- | После захвата Вавилоии персами часть евреев вернулась в Иудею, но большинство предпочло остаться.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13241&query=ВАВИЛОН Электронная еврейская энциклопедия]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == Сирия ==
| + | |
- | С конца 7 в. до н. э. Сирия была частью Нововавилонского царства. По сообщению Иосифа Флавия, в середине 5 в. до н. э. персидский царь Ксеркс приказал Эзре назначить еврейских судей «для всей Сирии и Финикии» (Древ. 11:129). Это свидетельствует о существовании в упомянутых странах еврейских общин таких размеров, что нужны были судьи.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/13826 Электронная еврейская энциклопедия]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == Ливан ==
| + | |
- | В ТАНАХе содержится множество сведений о торговых и политических связях с Финикией во все времена присутствия евреев в Стране Израиля. Во времена царя Соломона и Израильского царства (X - VIII вв до н.э.) не могло не быть еврейских представителей и агентов в Тире - хотя бы эпизодически.
| + | |
- | | + | |
- | Евреи стали селиться на территории Ливана, видимо, в начале эпохи Селевкидов (конец 4 в. до н. э.).<ref>[http://www.eleven.co.il/article/12441 Электронная еврейская энциклопедия]</ref>
| + | |
- | == Аравия ==
| + | |
- | Из надписей вавилонского царя Набонида (555–539 гг. до н. э.) и так называемой «Молитвы Набонида» (найденной среди [[Свитки Мёртвого моря|свитков Мёртвого моря]]) явствует, что некоторые из евреев, находившихся в изгнании в Вавилонии, переселились в Хиджаз в VI в. до н. э.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/10261 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Аравийский полуостров"]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | По преданию йеменских евреев, они осели там незадолго до разрушения в 586 г. до н. э. Первого храма. Возможно, что начало их поселению положили ставшие колониями торговые миссии еврейских купцов Вавилона и Персии периода Второго храма.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11893&query=ЙЕМЕН Электронная еврейская энциклопедия, статья "Йемен"]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Согласно легендам, бытовавшим среди евреев района Наджран (цепь оазисов и гор, ныне поделенных между Саудовской Аравией и Йеменской Арабской Республикой), они являются потомками исчезнувших колен.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11894&query=ЙЕМЕН Электронная еврейская энциклопедия, статья "Йеменские евреи"]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == Западная Азия ==
| + | |
- | === Малая Азия (Анатолия) ===
| + | |
- | Нет конкретной информации о том, когда евреи впервые достигли Малой Азии, но, вероятно, не позднее шестого века до нашей эры.
| + | |
- | | + | |
- | Доказательство можно найти в Йоэль(4:4-6), что, по-видимому, относится к работорговцам из финикийских прибрежных городов. У Исаии(66:19) тоже есть некоторые доказательства, что евреи проживали в определенных районах Малой Азии в то время.
| + | |
- | "Sepharad" Овадии(1:20)- это, по-видимому, '''Сард''' в Малой Азии.
| + | |
- | | + | |
- | По рассказу Клеарха из Соли, ученика Аристотеля (середина четвертого века до н.э.), Аристотель встретил в Малой Азии еврея, который был "греком не только по речи, но и по духу".<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/judaica/ejud_0002_0002_0_01496.html Jewish Virtual Library, "ASIA MINOR"]</ref>
| + | |
- | === Азербайджан ===
| + | |
- | Упомянутые в книге Царств события — угон ассирийцами населения Шомрона «в города Мидии» (II Царств XVII. 6, XVIII в. 11) могут быть связаны с Азербайджаном. Мидия была северной частью Ирана и включала часть территории современного Азербайджана (как иранских провинций, так и Республики Азербайджан).<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=323&letter=M&search=Azerbaijan A Jewish encycloprdia]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | === Армения ===
| + | |
- | По словам Мовсеса Хоренаци (пятый век), царь Хратчай получил от Навуходоносора группу отборных еврейских пленников, названную «Шамбат» (название, по словам А. Гаркави, совпадает с «Шабат»), которых он принял с почестями. В этой группе был Баграт, от которого пошёл род грузинских и армянских царей.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=1787&letter=A Jewish encycloprdia]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | === Грузия ===
| + | |
- | <blockquote>
| + | |
- | Когда царь Новуходоносор пленил Иерусалим, то бежавшие оттуда иудеи пришли в Картли и попросили у мцхетского домовладыки земельный надел. Выделил им [место] и поселил у реки Арагви, '''которое называется Занави…'''
| + | |
- | | + | |
- | ...
| + | |
- | | + | |
- | Спустя несколько лет после этого стал царем в Персии сын Спандиата Барам, известный по имени Ардашир<ref>Соответствует греческому Артаксерксу, он же Ахашверош из ТАНАХа. Л.Гроервейдл</ref>, превзошедший всех царей персидских. Он покорил Вавилон и Ассирию, сделал данниками греков и римлян. Тогда же и картлийцы стали данниками его. И были в Картли, таким образом, смешаны все эти племена и говорили здесь на шести языках: армянском, грузинском, хазарском, сирийском, '''еврейском''' и греческом.<ref>В комментариях на сайте [http://scriptorium.iberica.org/ Библиотека летописей] указано, что археологические раскопки подтвердили наличие в указанном месте еврейского населения. Ссылка на книгу Апакидзе А.И. "Города древней грузии", стр. 274-283</ref> Языки эти знали все цари картлийские, все мужи и женщины.
| + | |
- | | + | |
- | ...
| + | |
- | | + | |
- | После этого усилился Александр и покорил все земли и явился в страну Картлийскую. И нашел он в Картли сильными сии города-крепости: Цунда, Хертвиси на Куре; Одзрхе, воздвигнутую на скале Гадо; Тухариси над рекой Спери, которую называют Чорохи, Урбниси, Каспи и Уплисцихе; город великий Мцхета и окрестности его; Саркине — крепость большую и '''Занави — местность евреев...'''
| + | |
- | </blockquote>
| + | |
- | [http://scriptorium.iberica.org/kc/mepeta-cxovreba Леонти Мровели. Жизнь картлийских царей.]
| + | |
- | | + | |
- | Таким образом, по данным грузинской летописи "Картлис цховреба", первые евреи поселились в Грузии в VI веке до н.э. и продолжали там жить во время походов Александра Македонского (конец IV века до н.э.).
| + | |
- | == Центральная и Восточная Азия ==
| + | |
- | === Иран ===
| + | |
- | Появление израильтян на территории Ирана началось уводом в Ассирию жителей Гилъада и восточной части Галилеи (732 г. до н. э.), и завершилось изгнанием остального населения Израильского царства (722 г. до н. э.) в области верхней Месопотамии «и города Мидии» (II Ц. 15:29; 18:11). В 598–587 гг. до н. э. еврейское население Ирана значительно пополнилось изгнанниками из Иудеи, уведенными в Вавилонию по приказу Навуходоносора (II Ц. 24:10–16; 25:1–11).
| + | |
- | | + | |
- | Они постепенно распространились из основных центров Вавилонии во внутренние провинции и города Ирана — Экбатану, [[Сузы]] (Шушан) и другие. О существовании еврейских общин во всех областях империи говорят как книга [[Эстер]] (3:8 и др.), так и книга [[Эзра|Эзры]] (1:4).
| + | |
- | | + | |
- | Потомки еврейских пленников Навуходоносора жили в большом количестве в Парфии и Персидских провинциях, прилегающих к Армении. Занимались земледелием и ремеслом, достигли богатства и мирно жили под властью своих автономных правителей, которые должны были быть потомками Давида. (М. Бранн и Д. Хвольсон, в статье "Евреи", в Энциклопедическом словаре, том XI. С.В., Санкт-Петербург, 1894).<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=1787&letter=A Jewish encycloprdia]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Общинные и торговые связи евреев привели к распространению принятых в их среде правовых норм по всей Персидской империи.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11843&query=ИРАН Электронная еврейская энциклопедия]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | === Афганистан и Западная Индия ===
| + | |
- | | + | |
- | Часть евреев, угнанных ассирийцами из Израильского царства была поселена на восточной границе их империи, проходившей по восточным районам Ирана.
| + | |
- | | + | |
- | Современный народ Африди, живущий в восточном Афганистане, Пакистане и Индии, ведёт свою родословную от этих евреев. Они называют себя Бани-Исраиль.
| + | |
- | | + | |
- | Ранние библейские комментаторы считали Хорасан местом нахождения десяти потерянных колен.
| + | |
- | | + | |
- | Десятки пуштунских имен и названий предметов звучат по-еврейскм, от названий пуштунских племён Ашери и Нафтали до названия пуштунской свадьбы chupah и обрезания сыновей на восьмой день после рождения. Пуштуны утверждают, что Кабул означает "Каин и Авель", и "Афганистан" происходит от имени "Afghana", внука царя Саула из колена Бенъямина..<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Afghanistan.html Jewish Virtual Library, статья "Afghanistan" на основании Encyclopedia Judaica]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Генетические исследования, проведённые Тюдором Парфиттoм, профессорoм Еврейских Исследований Лондонской школы Ориентальных и Африканских наук и индийским специалистом по этнической генетике Шанез Али в начале XXI века '''подтвердили эту легенду'''. Жители региона, населённого индоевропейцами, генетически родственны семитам Ближнего Востока.<ref>[http://www.rusamny.com/386/t02(386).htm Русская Америка, NY (по материалам “The Times of India”)]</ref><ref>[http://www.sem40.ru/ourpeople/world/af/13924/ Александр Майстровой "Пуштуны - потерянное колено Израиля?" (По материалам "Новости недели" 11-01-2005)]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | === Восточная Азия ===
| + | |
- | | + | |
- | В XX веке на границе Индии и Бирмы было обнаружено племя, ведущее свой род от колена Менаше. Мифология и обычаи этих "Бней Менаше" доказывала это достоверно.
| + | |
- | | + | |
- | По легенде, они оказались в районе нынешнего проживания, бежав из плена "северного народа", то есть китайцев.<ref>[http://forisrael.narod.ru/exodus/return_menashe.htm Александр Майстровой "ВОЗВРАЩЕНИЕ МЕНАШЕ"]</ref> Попасть в такой плен евреи могли только во времена империи Цинь (конец VI в. до н.э.), предпринимавшей походы на запад, на территорию современного Афганистана. '''Следовательно, часть угнанных ассирийцами евреев в древности попала в Китай'''.
| + | |
- | | + | |
- | == Африка ==
| + | |
- | Археологические находки в Кирене и Триполитании свидетельствуют о существовании торговых связей между Эрец-Исраэль и [[Ливия|Ливией]] еще до пленения вавилонского.
| + | |
- | | + | |
- | Первые упоминания о пребывании евреев в Ливии (Кирене) относятся ко времени [[Птолемеи|Птолемеев]] (конец 4 в. до н. э.), селивших еврейских военных колонистов на царских землях возле важнейших городов страны (Кирена, Теучерий и других).<ref>[http://www.eleven.co.il/article/12444 Электронная еврейская энциклопедия]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | Согласно легенде, бытовавшей среди североафриканских евреев, первые еврейские семьи поселились на острове [[Джерба]] (расположенном у берегов [[Тунис]]а) во времена царя [[Соломон]]а; если верить этому преданию, еврейская община Туниса — самая древняя в диаспоре. Многие исследователи полагают, что евреи могли жить в [[Карфаген]]е — финикийской колонии на территории современного Туниса, однако следы их пребывания в этом городе появляются только после его завоевания римлянами (146 г. до н. э.).
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | По существующим преданиям, евреи начали селиться на территории [[Алжир]]а с 320 г. до н. э., когда Птолемей Сотер овладел Иерусалимом и переселил многих евреев в Африку.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10139&query=АЛЖИР Электронная еврейская энциклопедия]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | Согласно легендам, первые евреи поселились в Марокко в период Первого храма, когда на побережье Марокко был основан ряд [[Финикия|финикийских колоний]], позднее перешедших под власть [[Карфаген|Карфагена]].<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=12646&query=МАРОККО Электронная еврейская энциклопедия]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | <blockquote>
| + | |
- | Мавритания, как, впрочем, весь север Африки, как представляется, была заселена еврейскими колонистами еще до разрушения Храма. Неопределенность и сказочные традиции в отношении таких ранних поселений были позаимствованы у берберских евреев Атласа и гор Риф, района Шуши и оазиса Тафилет и многих других оазисов западных районов. Эти евреи могут рассматриваться как потомки тех первых поселенцев. Еврейские колонисты Бориона относят свои первые поселения в стране ко временам Соломона, утверждая, что он сам построил синагогу, которая в шестом веке была превращена в церковь императора Юстиниана (Neubauer, " Where Are the Ten Tribes?" in "JQR" i. 23). Дэвидсон, который путешествовал по всему региону Атласа и познакомился с евреями, говорит, что они утверждают, что их предки все покинули Иерусалим до его уничтожения и не пошли на поселение в Вавилон, и что они делают вид, будто никогда не слышали про Иисуса из Назарета (Andrée, "Zur Volkskunde der Juden", стр. 197). Эта традиция в некоторой степени подтверждается наличием надписи на иврите в провинции Фес ("Ha-Lebanon," iii. 110; Neubauer, l.c.), в Волюбилисе, на крайнем западе Мавритании вблизи того, что потом назвали "Фес" (Schürer, "Gesch." iii. 26; P. Berger, in "Bulletin Archéologique du Comité des Traveaux Historiques et Scientifiques," No. i., pp. 64 et seq., Paris, 1892), в Аль-Хамаде, в южной части провинции Тафилет (Horowitz, "Marokko," p. 205, Leipsic, 1887; Henry S. Morais, "The Daggatouns," p. 9, Philadelphia, 1882), и, как утверждал (Morais, l.c.), в Тементите.
| + | |
- | </blockquote> [http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=801&letter=M&search=Morocco#2734 Joseph Jacobs, Max Schloessinger, Gotthard Deutsch, Budgett Meakin MOROCCO from Jewish Encyclopedia]
| + | |
- | | + | |
- | == Европа ==
| + | |
- | === Греция ===
| + | |
- | В ТАНАХе есть упоминание о событиях 9 в. до н. э.: «И сынов Иехуды и сынов Иерусалима продавали сынам эллинов, чтоб удалить их от пределов их» (Иоэль 4:6).<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11302&query=ГРЕЦИЯ Электронная еврейская энциклопедия]</ref> Поскольку в истории континентальной Греции этот век - один из "тёмных веков" (застоя в развитии, без мореплавания и торговли), следует предположить, что иудеи попали на острова Эгейского моря или в греческие города Малой Азии (территория современной Турции).
| + | |
- | | + | |
- | === Восточная Европа ===
| + | |
- | Согласно еврейской легенде, ходившей в Средние века, часть пленников, захваченных ассирийцами и вавилонянами, была послана на побережье Чёрного моря.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=888&letter=C&search=Crimea Herman Rosenthal, Isaac Broydé CRIMEA in A Jewish encyclopedia]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Керченский пролив назывался греками Босфор Киммерийский (не путать с Босфором Фракийским - проливом между Чёрным и Мраморным морями).
| + | |
- | | + | |
- | 12 января 1901 года в Императорском Русском Географическом обществе археолог А. Л. Погодин доложил об обнаруженных и расшифрованных надписях в районе Керчи и в других местах на юге России, из которых ясно видно, что евреи поселились на Боспоре Киммерийском в начале четвертого века до нашей эры и были важной составной частью греческой колонии. У них были свои кладбища, синагоги и другие общественные институты. В торговле, а также в общественной жизни они смешались свободно с греками, о чем свидетельствует тот факт, что язык надписей - греческий.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=1360&letter=B Herman Rosenthal, Isaac Broydé BOSPORUS, CIMMERIAN in Jewish Encyclopedia]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | === Мальта ===
| + | |
- | Считается, что первые евреи прибыли на Мальту вместе с финикийцами в конце X века до н.э. во времена тирско-израильского союза при царе [[Ахав]]е. Тогда моряки из колен Звулуна и Ашера участвовали в финикийской колонизации Западного Средиземноморья.<ref>[[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Malta.html The Virtual Jewish History Tour, Malta]]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | === Испания ===
| + | |
- | Пророк Иона, живший в VII веке до н.э., убоявшись исполнить поручение Б-га, решил сбежать в Тартес - город на южном побережье Испании. Можно предположить, что там жили евреи - иначе еврейский пророк не захотел бы там поселиться.
| + | |
- | | + | |
- | Существуют также легенды, что царь Соломон (X век до н.э.) посылал к евреям в Испанию сборщика налогов Адонирама - за положенными взносами.<ref>[http://www.jewish-history.com/Occident/volume4/jun1846/toledo.html Ancient Synagogues At Toledo. By Elias H. Lindo, Esq., of London. The Occidant and American Jewish Advocate, Vol. IV, No. 3 Sivan 5606, June 1846]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | | + | |
- | * [http://www.eleven.co.il/ Электронная еврейская энциклопедия]
| + | |
- | | + | |
- | * [http://www.jewish-history.com/ Jewish history]
| + | |
- | | + | |
- | * [http://www.jewishencyclopedia.com/ A Jewish encyclopedia]
| + | |
- | | + | |
- | * [http://toldot.ru/tora/articles/articles_487.html?template=83 Археология подтверждает Тору]
| + | |
- | | + | |
- | * [http://www.jewishvirtuallibrary.org Jewish Virtual Library]
| + | |
- | | + | |
- | * [http://scriptorium.iberica.org/kc/mepeta-cxovreba/ Леонти Мровели. Жизнь картлийских царей - Библиотека летописей]
| + | |
- | | + | |
- | Библиография
| + | |
- | | + | |
- | * Апакидзе А. Города древней Грузии. Тбилиси. Издательство `Мецниереба`. 1968г.
| + | |
- | | + | |
- | * Ашик, Босфорское царство, i. 92-93;
| + | |
- | | + | |
- | * [[Гаркави, Авраам Яковлевич|Гаркави А.Я.]], Об языке евреев, etc., стр. 51-53;
| + | |
- | | + | |
- | * Келлер Вернер "Библия как история" Москва, "Крон-пресс", 1998 (перевод с Werner Keller "The Bible as history" 1980 by Hodder and Stoughton)
| + | |
- | | + | |
- | * Grätz, Gesch. der Juden, 3d ed., v. 188, 189.H. R. I. Br. H. R.
| + | |
- | | + | |
- | * idem, Gesch. 3d ed., iii. 18;
| + | |
- | | + | |
- | * idem, in Ha-Karmel, iv., Nos. 31, 43; v., Nos. 2, 3, 9, 10;
| + | |
- | | + | |
- | * Jerome, Opera, vi. 143;
| + | |
- | | + | |
- | * Latyschew, Inscriptiones Antiquœ Orœ Septentrionalis Ponti Euxini Grœcœ et Latinœ, 1890, ii., No. 52;
| + | |
- | | + | |
- | * Schürer, Die Juden im Bosporanischen Reiche, in Sitzungsberichte der Berliner Akademie, 1897, pp. 200-225;
| + | |
- | | + | |
- | * Cecil Roth, The Jews of Malta
| + | |
- | | + | |
- | Примечания
| + | |
- | {{Примечания}}
| + | |