История еврейских общин вне Страны Израиля в древности (до III вв. до н. э.)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Месопотамия)
(Месопотамия)
Строка 40: Строка 40:
Он встал и пошёл в Месопотамию, в город Нахор" (Быт.24:4,10)
Он встал и пошёл в Месопотамию, в город Нахор" (Быт.24:4,10)
</blockquote>
</blockquote>
 +
 +
В той же местности [[Яаков]] нашёл своих жён и долго жил у их отца.
Эти события происходили, судя по хронологии [[ТАНАХ]]а, в XVIII веке до н.э.
Эти события происходили, судя по хронологии [[ТАНАХ]]а, в XVIII веке до н.э.
Строка 45: Строка 47:
Город Ур, в котором жила семья [[Авраам]]а до похода в Ханаан, находился в нижнем течении Евфрата, на территории современного [[Ирак]]а.
Город Ур, в котором жила семья [[Авраам]]а до похода в Ханаан, находился в нижнем течении Евфрата, на территории современного [[Ирак]]а.
 +
----
 +
 +
В VIII веке до н.э. ассирийцы угнали часть десяти северных колен Израиля и более 200 тысяч человек из Иудеи на свою территорию. Следы этих людей прослеживаются от южной Аравии до Бирмы.
 +
 +
Однако часть угнанного населения была поселена в южных районах собственно Ассирии, а некоторые в столицах - Нимруде и Ниневии. Через недолгое время всё это стало территорией Нововавилонского царства. Потомки жертв ассирийской депортации встретили
 +
тех, кого пригнали вавилоняне и слились с ними. Часть потомков северян вернулась в Израиль с Эзрой, о чём есть записи в Эзра 2:2; Нех. 7:7.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/13240 Электронная еврейская энциклопедия]</ref>
 +
 +
В начале VI века до н.э. царь Нововавилонского царства угнал десятки тысяч евреев в центральные районы своей страны, в том числе собственно в Вавилон. Они были расселены с таким расчётом, чтобы стать самостоятельным населением и платить налоги. Так возникла вавилонская еврейская община, продержавшаяся до XX века.
 +
 +
Поселенцы преуспели в хозяйственной деятельности - от земледелия и ремёсел до создания крупных банков и '''страховых компаний'''. У них сохранялось автономное руководство - как на уровне общин и деревень, так и общенародное. Духовные руководители народа - священники и [[пророки]] сумели не допустить размывания еврейской религии и массового ухода людей в вавилонские языческие культы. В то же время достижения вавилонской науки и технологии были усвоены евреями.
 +
 +
Во время пребывания в Вавилонии древний ханаанский алфавит в иврите был заменён арамейским. Были приняты вавилонские названия месяцев (вместо прежних порядковых номеров).
 +
 +
После захвата Вавилоии персами часть евреев вернулась в Иудею, но большинство предпочло остаться.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13241&query=ВАВИЛОН Электронная еврейская энциклопедия]</ref>
 +
=== Сирия ===
 +
С конца 7 в. до н. э. Сирия была частью Нововавилонского царства. По сообщению Иосифа Флавия, в середине 5 в. до н. э. персидский царь Ксеркс приказал Эзре назначить еврейских судей «для всей Сирии и Финикии» (Древ. 11:129). Это свидетельствует о существовании в упомянутых странах еврейских общин таких размеров, что нужны были судьи.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/13826 Электронная еврейская энциклопедия]</ref>
== Источники ==
== Источники ==

Версия 14:45, 13 мая 2010

Тип статьи: Регулярная статья


Сведения о еврейских общинах, сформировавшихся в древности вне Страны Израиля, неполны и нуждаются в археологических подтверждениях. Современная наука постоянно находит новые сведения по этой теме.

Еврейские общины за рубежом возникали вследствие массовой эмиграции, депортаций, предпринятых завоевателями и в качестве сообществ людей, прибывших в ту или иную страну по делам.

Страна Израиля всегда была территорией интенсивной транзитной торговли, в которой её жители принимали активное участие. Жители прибрежной полосы активно занимались мореплаванием. Существуют сведения о торговых экспедициях времён царя Шломо (Соломона) на юг вдоль побережья Восточной Африки и на запад - до финикийских колоний в Марокко и Испании.

Содержание

Древний Египет

Первым примером проживания еврейского народа за пределами Страны Израиля следует считать четырёхсотлетнее (XVII - XIV вв до н.э.)пребывание в Египте, описанное в Торе.

Археологические находки, которыми можно было бы подтвердить эти сведения, маловероятны. Народ кочевых скотоводов, компактно проживавший в Восточной пустыне Египта, не мог оставить каких-либо заметных артефактов. Предметы материальной культуры евреев того времени не могли отличаться от египетских.

Независимым подтверждением этих событий принято считать сведения древних авторов о завоевании Египта гиксосами и папирус Ипувера. В папирусе Ипувера содержится описание событий, явно совпадающих с описанными в Торе "казнями египетскими" и приведшими к краху правившей в Египте династии, анархии и беспорядкам.[1] Природные явления, которыми Б-г осуществлял свой замысел, весьма напоминают извержение вулкана в глубине Восточной Африки, вблизи от истоков Нила.

Фараон Псамметих I (примерно 664–610 гг. до н. э.), основатель XXVI династии, широко привлекая в своё войско еврейских наемных воинов. В его царствование или в царствование его преемника Псамметиха II (приблизительно 595–589 гг. до н. э.) было основано знаменитое военное поселение еврейских наемников в Элефантине, призванное обеспечить защиту южных границ Египта.

В 586 г. до н. э., после захвата Иерусалима Вавилонией, часть населения города избежала угона в Вавилонию, уйдя в Египет. Среди них был пророк Иеремия. Правда, считается, что большинство этих людей погибли при вторжении в Египет вавилонского войска.

Месопотамия

Фара, отец Авраама, умер в Харране по пути в землю Ханаанскую. Этот город находился на территории государства Мари в верхнем течении Евфрата (в районе современной турецко-сирийской границы).[2]

Авраам послал своего управляющего за невестой для Ицхака в город Нахор - в той же местности.

"... пойдёшь в землю мою, на родину мою, и возьмёшь жену сыну моему Исааку... Он встал и пошёл в Месопотамию, в город Нахор" (Быт.24:4,10)

В той же местности Яаков нашёл своих жён и долго жил у их отца.

Эти события происходили, судя по хронологии ТАНАХа, в XVIII веке до н.э.

Город Ур, в котором жила семья Авраама до похода в Ханаан, находился в нижнем течении Евфрата, на территории современного Ирака.


В VIII веке до н.э. ассирийцы угнали часть десяти северных колен Израиля и более 200 тысяч человек из Иудеи на свою территорию. Следы этих людей прослеживаются от южной Аравии до Бирмы.

Однако часть угнанного населения была поселена в южных районах собственно Ассирии, а некоторые в столицах - Нимруде и Ниневии. Через недолгое время всё это стало территорией Нововавилонского царства. Потомки жертв ассирийской депортации встретили тех, кого пригнали вавилоняне и слились с ними. Часть потомков северян вернулась в Израиль с Эзрой, о чём есть записи в Эзра 2:2; Нех. 7:7.[3]

В начале VI века до н.э. царь Нововавилонского царства угнал десятки тысяч евреев в центральные районы своей страны, в том числе собственно в Вавилон. Они были расселены с таким расчётом, чтобы стать самостоятельным населением и платить налоги. Так возникла вавилонская еврейская община, продержавшаяся до XX века.

Поселенцы преуспели в хозяйственной деятельности - от земледелия и ремёсел до создания крупных банков и страховых компаний. У них сохранялось автономное руководство - как на уровне общин и деревень, так и общенародное. Духовные руководители народа - священники и пророки сумели не допустить размывания еврейской религии и массового ухода людей в вавилонские языческие культы. В то же время достижения вавилонской науки и технологии были усвоены евреями.

Во время пребывания в Вавилонии древний ханаанский алфавит в иврите был заменён арамейским. Были приняты вавилонские названия месяцев (вместо прежних порядковых номеров).

После захвата Вавилоии персами часть евреев вернулась в Иудею, но большинство предпочло остаться.[4]

Сирия

С конца 7 в. до н. э. Сирия была частью Нововавилонского царства. По сообщению Иосифа Флавия, в середине 5 в. до н. э. персидский царь Ксеркс приказал Эзре назначить еврейских судей «для всей Сирии и Финикии» (Древ. 11:129). Это свидетельствует о существовании в упомянутых странах еврейских общин таких размеров, что нужны были судьи.[5]

Источники

Библиография

  • Вернер Келлер "Библия как история" Москва, "Крон-пресс", 1998 (перевод с Werner Keller "The Bible as history" 1980 by Hodder and Stoughton)


Примечания

  1. [Хотя первым обратил на это внимание Великовский, ценность исторических изысканий которого сильно отрицательна, само наблюдение трудно оспорить. К тому же все датировки папируса Ипувера приблизительны, и их авторы не особенно в них уверены. Тем самым, никто не может настаивать на датах, на столетия более ранних, чем исход евреев из Египта. Л.Гроервейдл]
  2. Вернер Келлер "Библия как история" Москва, "Крон-пресс", 1998 (перевод с Werner Keller "The Bible as history" 1980 by Hodder and Stoughton), глава 5
  3. Электронная еврейская энциклопедия
  4. Электронная еврейская энциклопедия
  5. Электронная еврейская энциклопедия
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация