История еврейских общин вне Страны Израиля в древности (до III вв. до н. э.)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Сирия)
(Африка)
Строка 71: Строка 71:
Согласно легенде, бытовавшей среди североафриканских евреев, первые еврейские семьи поселились на острове [[Джерба]] (расположенном у берегов [[Тунис]]а) во времена царя [[Соломон]]а; если верить этому преданию, еврейская община Туниса — самая древняя в диаспоре. Многие исследователи полагают, что евреи могли жить в [[Карфаген]]е — финикийской колонии на территории современного Туниса, однако следы их пребывания в этом городе появляются только после его завоевания римлянами (146 г. до н. э.).
Согласно легенде, бытовавшей среди североафриканских евреев, первые еврейские семьи поселились на острове [[Джерба]] (расположенном у берегов [[Тунис]]а) во времена царя [[Соломон]]а; если верить этому преданию, еврейская община Туниса — самая древняя в диаспоре. Многие исследователи полагают, что евреи могли жить в [[Карфаген]]е — финикийской колонии на территории современного Туниса, однако следы их пребывания в этом городе появляются только после его завоевания римлянами (146 г. до н. э.).
 +
По существующим преданиям, евреи начали селиться на территории [[Алжир]]а с 320 г. до н. э., когда Птолемей Сотер овладел Иерусалимом и переселил многих евреев в Африку.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10139&query=АЛЖИР Электронная еврейская энциклопедия]</ref>
По существующим преданиям, евреи начали селиться на территории [[Алжир]]а с 320 г. до н. э., когда Птолемей Сотер овладел Иерусалимом и переселил многих евреев в Африку.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10139&query=АЛЖИР Электронная еврейская энциклопедия]</ref>
 +
Согласно легендам, первые евреи поселились в Марокко в период Первого храма, когда на побережье Марокко был основан ряд [[Финикия|финикийских колоний]], позднее перешедших под власть [[Тунис|Карфагена]].<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=12646&query=МАРОККО Электронная еврейская энциклопедия]</ref>
Согласно легендам, первые евреи поселились в Марокко в период Первого храма, когда на побережье Марокко был основан ряд [[Финикия|финикийских колоний]], позднее перешедших под власть [[Тунис|Карфагена]].<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=12646&query=МАРОККО Электронная еврейская энциклопедия]</ref>

Версия 20:08, 15 мая 2010

Тип статьи: Регулярная статья


Сведения о еврейских общинах, сформировавшихся в древности вне Страны Израиля, неполны и нуждаются в археологических подтверждениях. Современная наука постоянно находит новые сведения по этой теме.

Еврейские общины за рубежом возникали вследствие массовой эмиграции, депортаций, предпринятых завоевателями и в качестве сообществ людей, прибывших в ту или иную страну по делам.

Страна Израиля всегда была территорией интенсивной транзитной торговли, в которой её жители принимали активное участие. Жители прибрежной полосы активно занимались мореплаванием. Существуют сведения о торговых экспедициях времён царя Шломо (Соломона) на юг вдоль побережья Восточной Африки и на запад - до финикийских колоний в Марокко и Испании.

Содержание

Древний Египет

Первым примером проживания еврейского народа за пределами Страны Израиля следует считать четырёхсотлетнее (XVII - XIV вв до н.э.)пребывание в Египте, описанное в Торе.

Археологические находки, которыми можно было бы подтвердить эти сведения, маловероятны. Народ кочевых скотоводов, компактно проживавший в Восточной пустыне Египта, не мог оставить каких-либо заметных артефактов. Предметы материальной культуры евреев того времени не могли отличаться от египетских.

Независимым подтверждением этих событий принято считать сведения древних авторов о завоевании Египта гиксосами и папирус Ипувера. В папирусе Ипувера содержится описание событий, явно совпадающих с описанными в Торе "казнями египетскими" и приведшими к краху правившей в Египте династии, анархии и беспорядкам.[1] Природные явления, которыми Б-г осуществлял свой замысел, весьма напоминают извержение вулкана в глубине Восточной Африки, вблизи от истоков Нила.

Фараон Псамметих I (примерно 664–610 гг. до н. э.), основатель XXVI династии, широко привлекая в своё войско еврейских наемных воинов. В его царствование или в царствование его преемника Псамметиха II (приблизительно 595–589 гг. до н. э.) было основано знаменитое военное поселение еврейских наемников в Элефантине, призванное обеспечить защиту южных границ Египта.

В 586 г. до н. э., после захвата Иерусалима Вавилонией, часть населения города избежала угона в Вавилонию, уйдя в Египет. Среди них был пророк Иеремия. Правда, считается, что большинство этих людей погибли при вторжении в Египет вавилонского войска.

Месопотамия

Фара, отец Авраама, умер в Харране по пути в землю Ханаанскую. Этот город находился на территории государства Мари в верхнем течении Евфрата (в районе современной турецко-сирийской границы).[2]

Авраам послал своего управляющего за невестой для Ицхака в город Нахор - в той же местности.

"... пойдёшь в землю мою, на родину мою, и возьмёшь жену сыну моему Исааку... Он встал и пошёл в Месопотамию, в город Нахор" (Быт.24:4,10)

В той же местности Яаков нашёл своих жён и долго жил у их отца.

Эти события происходили, судя по хронологии ТАНАХа, в XVIII веке до н.э.

Город Ур, в котором жила семья Авраама до похода в Ханаан, находился в нижнем течении Евфрата, на территории современного Ирака.


В VIII веке до н.э. ассирийцы угнали часть десяти северных колен Израиля и более 200 тысяч человек из Иудеи на свою территорию. Следы этих людей прослеживаются от южной Аравии до Бирмы.

Однако часть угнанного населения была поселена в южных районах собственно Ассирии, а некоторые в столицах - Нимруде и Ниневии. Через недолгое время всё это стало территорией Нововавилонского царства. Потомки жертв ассирийской депортации встретили тех, кого пригнали вавилоняне и слились с ними. Часть потомков северян вернулась в Израиль с Эзрой, о чём есть записи в Эзра 2:2; Нех. 7:7.[3]

В начале VI века до н.э. царь Нововавилонского царства угнал десятки тысяч евреев в центральные районы своей страны, в том числе собственно в Вавилон. Они были расселены с таким расчётом, чтобы стать самостоятельным населением и платить налоги. Так возникла вавилонская еврейская община, продержавшаяся до XX века.

Поселенцы преуспели в хозяйственной деятельности - от земледелия и ремёсел до создания крупных банков и страховых компаний. У них сохранялось автономное руководство - как на уровне общин и деревень, так и общенародное. Духовные руководители народа - священники и пророки сумели не допустить размывания еврейской религии и массового ухода людей в вавилонские языческие культы. В то же время достижения вавилонской науки и технологии были усвоены евреями.

Во время пребывания в Вавилонии древний ханаанский алфавит в иврите был заменён арамейским. Были приняты вавилонские названия месяцев (вместо прежних порядковых номеров).

После захвата Вавилоии персами часть евреев вернулась в Иудею, но большинство предпочло остаться.[4]

Сирия

С конца 7 в. до н. э. Сирия была частью Нововавилонского царства. По сообщению Иосифа Флавия, в середине 5 в. до н. э. персидский царь Ксеркс приказал Эзре назначить еврейских судей «для всей Сирии и Финикии» (Древ. 11:129). Это свидетельствует о существовании в упомянутых странах еврейских общин таких размеров, что нужны были судьи.[5]

Африка

Археологические находки в Кирене и Триполитании свидетельствуют о существовании торговых связей между Эрец-Исраэль и Ливией еще до пленения вавилонского.

Первые упоминания о пребывании евреев в Ливии (Кирене) относятся ко времени Птолемеев (конец 4 в. до н. э.), селивших еврейских военных колонистов на царских землях возле важнейших городов страны (Кирена, Теучерий и других).[6]


Согласно легенде, бытовавшей среди североафриканских евреев, первые еврейские семьи поселились на острове Джерба (расположенном у берегов Туниса) во времена царя Соломона; если верить этому преданию, еврейская община Туниса — самая древняя в диаспоре. Многие исследователи полагают, что евреи могли жить в Карфагене — финикийской колонии на территории современного Туниса, однако следы их пребывания в этом городе появляются только после его завоевания римлянами (146 г. до н. э.).


По существующим преданиям, евреи начали селиться на территории Алжира с 320 г. до н. э., когда Птолемей Сотер овладел Иерусалимом и переселил многих евреев в Африку.[7]


Согласно легендам, первые евреи поселились в Марокко в период Первого храма, когда на побережье Марокко был основан ряд финикийских колоний, позднее перешедших под власть Карфагена.[8]

Источники

Библиография

  • Вернер Келлер "Библия как история" Москва, "Крон-пресс", 1998 (перевод с Werner Keller "The Bible as history" 1980 by Hodder and Stoughton)


Примечания

  1. [Хотя первым обратил на это внимание Великовский, ценность исторических изысканий которого сильно отрицательна, само наблюдение трудно оспорить. К тому же все датировки папируса Ипувера приблизительны, и их авторы не особенно в них уверены. Тем самым, никто не может настаивать на датах, на столетия более ранних, чем исход евреев из Египта. Л.Гроервейдл]
  2. Вернер Келлер "Библия как история" Москва, "Крон-пресс", 1998 (перевод с Werner Keller "The Bible as history" 1980 by Hodder and Stoughton), глава 5
  3. Электронная еврейская энциклопедия
  4. Электронная еврейская энциклопедия
  5. Электронная еврейская энциклопедия
  6. [Электронная еврейская энциклопедия]
  7. Электронная еврейская энциклопедия
  8. Электронная еврейская энциклопедия
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация