История еврейских общин вне Страны Израиля в древности (до III вв. до н. э.)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Сирия)
(Ливан)
Строка 65: Строка 65:
С конца 7 в. до н. э. Сирия была частью Нововавилонского царства. По сообщению Иосифа Флавия, в середине 5 в. до н. э. персидский царь Ксеркс приказал Эзре назначить еврейских судей «для всей Сирии и Финикии» (Древ. 11:129). Это свидетельствует о существовании в упомянутых странах еврейских общин таких размеров, что нужны были судьи.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/13826 Электронная еврейская энциклопедия]</ref>
С конца 7 в. до н. э. Сирия была частью Нововавилонского царства. По сообщению Иосифа Флавия, в середине 5 в. до н. э. персидский царь Ксеркс приказал Эзре назначить еврейских судей «для всей Сирии и Финикии» (Древ. 11:129). Это свидетельствует о существовании в упомянутых странах еврейских общин таких размеров, что нужны были судьи.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/13826 Электронная еврейская энциклопедия]</ref>
-
=== Ливан ===
+
== Ливан ==
В ТАНАХе содержится множество сведений о торговых и политических связях с Финикией во все времена присутствия евреев в Стране Израиля. Во времена царя Соломона и Израильского царства (X - VIII вв до н.э.) не могло не быть еврейских представителей и агентов в Тире - хотя бы эпизодически.  
В ТАНАХе содержится множество сведений о торговых и политических связях с Финикией во все времена присутствия евреев в Стране Израиля. Во времена царя Соломона и Израильского царства (X - VIII вв до н.э.) не могло не быть еврейских представителей и агентов в Тире - хотя бы эпизодически.  
Евреи стали селиться на территории Ливана, видимо, в начале эпохи Селевкидов (конец 4 в. до н. э.).<ref>[http://www.eleven.co.il/article/12441 Электронная еврейская энциклопедия]</ref>
Евреи стали селиться на территории Ливана, видимо, в начале эпохи Селевкидов (конец 4 в. до н. э.).<ref>[http://www.eleven.co.il/article/12441 Электронная еврейская энциклопедия]</ref>
 +
== Йемен ==
== Западная Азия ==
== Западная Азия ==

Версия 12:30, 7 июня 2010

Тип статьи: Регулярная статья


Сведения о еврейских общинах, сформировавшихся в древности вне Страны Израиля, неполны и нуждаются в археологических подтверждениях. Современная наука постоянно находит новые сведения по этой теме.

Еврейские общины за рубежом возникали вследствие массовой эмиграции, депортаций, предпринятых завоевателями и в качестве сообществ людей, прибывших в ту или иную страну по делам.

Страна Израиля всегда была территорией интенсивной транзитной торговли, в которой её жители принимали активное участие. Жители прибрежной полосы активно занимались мореплаванием. Существуют сведения о торговых экспедициях времён царя Шломо (Соломона) на юг вдоль побережья Восточной Африки и на запад - до финикийских колоний в Марокко и Испании.

Содержание

Древний Египет

Первым примером проживания еврейского народа за пределами Страны Израиля следует считать четырёхсотлетнее (XVII - XIV вв до н.э.)пребывание в Египте, описанное в Торе.

Археологические находки, которыми можно было бы подтвердить эти сведения, маловероятны. Народ кочевых скотоводов, компактно проживавший в Восточной пустыне Египта, не мог оставить каких-либо заметных артефактов. Предметы материальной культуры евреев того времени не могли отличаться от египетских.

Независимым подтверждением этих событий принято считать сведения древних авторов о завоевании Египта гиксосами и папирус Ипувера. В папирусе Ипувера содержится описание событий, явно совпадающих с описанными в Торе "казнями египетскими" и приведшими к краху правившей в Египте династии, анархии и беспорядкам.[1] Природные явления, которыми Б-г осуществлял свой замысел, весьма напоминают извержение вулкана в глубине Восточной Африки, вблизи от истоков Нила.

Фараон Псамметих I (примерно 664–610 гг. до н. э.), основатель XXVI династии, широко привлекая в своё войско еврейских наемных воинов. В его царствование или в царствование его преемника Псамметиха II (приблизительно 595–589 гг. до н. э.) было основано знаменитое военное поселение еврейских наемников в Элефантине, призванное обеспечить защиту южных границ Египта.

В 586 г. до н. э., после захвата Иерусалима Вавилонией, часть населения города избежала угона в Вавилонию, уйдя в Египет. Среди них был пророк Иеремия. Правда, считается, что большинство этих людей погибли при вторжении в Египет вавилонского войска.

Месопотамия

Фара, отец Авраама, умер в Харране по пути в землю Ханаанскую. Этот город находился на территории государства Мари в верхнем течении Евфрата (в районе современной турецко-сирийской границы).[2]

Авраам послал своего управляющего за невестой для Ицхака в город Нахор - в той же местности.

"... пойдёшь в землю мою, на родину мою, и возьмёшь жену сыну моему Исааку... Он встал и пошёл в Месопотамию, в город Нахор" (Быт.24:4,10)

В той же местности Яаков нашёл своих жён и долго жил у их отца.

Эти события происходили, судя по хронологии ТАНАХа, в XVIII веке до н.э.

Город Ур, в котором жила семья Авраама до похода в Ханаан, находился в нижнем течении Евфрата, на территории современного Ирака.


В VIII веке до н.э. ассирийцы угнали часть десяти северных колен Израиля и более 200 тысяч человек из Иудеи на свою территорию. Следы этих людей прослеживаются от южной Аравии до Бирмы.

Однако часть угнанного населения была поселена в южных районах собственно Ассирии, а некоторые в столицах - Нимруде и Ниневии. Через недолгое время всё это стало территорией Нововавилонского царства. Потомки жертв ассирийской депортации встретили тех, кого пригнали вавилоняне и слились с ними. Часть потомков северян вернулась в Израиль с Эзрой, о чём есть записи в Эзра 2:2; Нех. 7:7.[3]

В начале VI века до н.э. царь Нововавилонского царства угнал десятки тысяч евреев в центральные районы своей страны, в том числе собственно в Вавилон. Они были расселены с таким расчётом, чтобы стать самостоятельным населением и платить налоги. Так возникла вавилонская еврейская община, продержавшаяся до XX века.

Поселенцы преуспели в хозяйственной деятельности - от земледелия и ремёсел до создания крупных банков и страховых компаний. У них сохранялось автономное руководство - как на уровне общин и деревень, так и общенародное. Духовные руководители народа - священники и пророки сумели не допустить размывания еврейской религии и массового ухода людей в вавилонские языческие культы. В то же время достижения вавилонской науки и технологии были усвоены евреями.

Во время пребывания в Вавилонии древний ханаанский алфавит в иврите был заменён арамейским. Были приняты вавилонские названия месяцев (вместо прежних порядковых номеров).

После захвата Вавилоии персами часть евреев вернулась в Иудею, но большинство предпочло остаться.[4]

Сирия

С конца 7 в. до н. э. Сирия была частью Нововавилонского царства. По сообщению Иосифа Флавия, в середине 5 в. до н. э. персидский царь Ксеркс приказал Эзре назначить еврейских судей «для всей Сирии и Финикии» (Древ. 11:129). Это свидетельствует о существовании в упомянутых странах еврейских общин таких размеров, что нужны были судьи.[5]

Ливан

В ТАНАХе содержится множество сведений о торговых и политических связях с Финикией во все времена присутствия евреев в Стране Израиля. Во времена царя Соломона и Израильского царства (X - VIII вв до н.э.) не могло не быть еврейских представителей и агентов в Тире - хотя бы эпизодически.

Евреи стали селиться на территории Ливана, видимо, в начале эпохи Селевкидов (конец 4 в. до н. э.).[6]

Йемен

Западная Азия

Азербайджан

Упомянутые в книге Царств события — угон ассирийцами населения Шомрона «в города Мидии» (II Царств XVII. 6, XVIII в. 11) могут быть связаны с Азербайджаном. Мидия была северной частью Ирана и включала часть территории современного Азербайджана (как иранских провинций, так и Республики Азербайджан).[7]

Армения

По словам Мовсеса Хоренаци (пятый век), царь Хратчай получил от Навуходоносора группу отборных еврейских пленников, названную «Шамбат» (название, по словам А. Гаркави, совпадает с «Шабат»), которых он принял с почестями. В этой группе был Баграт, от которого пошёл род грузинских и армянских царей.[8]

Грузия

Когда царь Новуходоносор пленил Иерусалим, то бежавшие оттуда иудеи пришли в Картли и попросили у мцхетского домовладыки земельный надел. Выделил им [место] и поселил у реки Арагви, которое называется Занави… ... Спустя несколько лет после этого стал царем в Персии сын Спандиата Барам, известный по имени Ардашир[9], превзошедший всех царей персидских. Он покорил Вавилон и Ассирию, сделал данниками греков и римлян. Тогда же и картлийцы стали данниками его. И были в Картли, таким образом, смешаны все эти племена и говорили здесь на шести языках: армянском, грузинском, хазарском, сирийском, еврейском и греческом.[10] Языки эти знали все цари картлийские, все мужи и женщины. ... После этого усилился Александр и покорил все земли и явился в страну Картлийскую. И нашел он в Картли сильными сии города-крепости: Цунда, Хертвиси на Куре; Одзрхе, воздвигнутую на скале Гадо; Тухариси над рекой Спери, которую называют Чорохи, Урбниси, Каспи и Уплисцихе; город великий Мцхета и окрестности его; Саркине — крепость большую и Занави — местность евреев...

Леонти Мровели. Жизнь картлийских царей.

Таким образом, по данным грузинской летописи "Картлис цховреба", первые евреи поселились в Грузии в VI веке до н.э. и продолжали там жить во время походов Александра Македонского (конец IV века до н.э.).

Центральная и Восточная Азия

Иран

Появление израильтян на территории Ирана началось уводом в Ассирию жителей Гилъада и восточной части Галилеи (732 г. до н. э.), и завершилось изгнанием остального населения Израильского царства (722 г. до н. э.) в области верхней Месопотамии «и города Мидии» (II Ц. 15:29; 18:11). В 598–587 гг. до н. э. еврейское население Ирана значительно пополнилось изгнанниками из Иудеи, уведенными в Вавилонию по приказу Навуходоносора (II Ц. 24:10–16; 25:1–11).

Они постепенно распространились из основных центров Вавилонии во внутренние провинции и города Ирана — Экбатану, Сузы (Шушан) и другие. О существовании еврейских общин во всех областях империи говорят как книга Эстер (3:8 и др.), так и книга Эзры (1:4).

Потомки еврейских пленников Навуходоносора жили в большом количестве в Парфии и Персидских провинциях, прилегающих к Армении. Занимались земледелием и ремеслом, достигли богатства и мирно жили под властью своих автономных правителей, которые должны были быть потомками Давида. (М. Бранн и Д. Хвольсон, в статье "Евреи", в Энциклопедическом словаре, том XI. С.В., Санкт-Петербург, 1894).[11]

Общинные и торговые связи евреев привели к распространению принятых в их среде правовых норм по всей Персидской империи.[12]

Афганистан и Западная Индия

Часть евреев, угнанных ассирийцами из Израильского царства была поселена на восточной границе их империи, проходившей по восточным районам Ирана.

Современный народ Африди, живущий в восточном Афганистане, Пакистане и Индии, ведёт свою родословную от этих евреев. Они называют себя Бане Исраиль.

Генетические исследования, проведённые Тюдором Парфиттoм, профессорoм Еврейских Исследований Лондонской школы Ориентальных и Африканских наук и индийским специалистом по этнической генетике Шанез Али в начале XXI века подтвердили эту легенду. Жители региона, населённого индоевропейцами, генетически родственны семитам Ближнего Востока.[13][14]

Восточная Азия

В XX веке на границе Индии и Бирмы было обнаружено племя, ведущее свой род от колена Менаше. Мифология и обычаи этих "Бней Менаше" доказывала это достоверно.

По легенде, они оказались в районе нынешнего проживания, бежав из плена "северного народа", то есть китайцев.[15] Попасть в такой плен евреи могли только во времена империи Цинь (конец VI в. до н.э.), предпринимавшей походы на запад, на территорию современного Афганистана. Следовательно, часть угнанных ассирийцами евреев в древности попала в Китай.

Африка

Археологические находки в Кирене и Триполитании свидетельствуют о существовании торговых связей между Эрец-Исраэль и Ливией еще до пленения вавилонского.

Первые упоминания о пребывании евреев в Ливии (Кирене) относятся ко времени Птолемеев (конец 4 в. до н. э.), селивших еврейских военных колонистов на царских землях возле важнейших городов страны (Кирена, Теучерий и других).[16]


Согласно легенде, бытовавшей среди североафриканских евреев, первые еврейские семьи поселились на острове Джерба (расположенном у берегов Туниса) во времена царя Соломона; если верить этому преданию, еврейская община Туниса — самая древняя в диаспоре. Многие исследователи полагают, что евреи могли жить в Карфагене — финикийской колонии на территории современного Туниса, однако следы их пребывания в этом городе появляются только после его завоевания римлянами (146 г. до н. э.).


По существующим преданиям, евреи начали селиться на территории Алжира с 320 г. до н. э., когда Птолемей Сотер овладел Иерусалимом и переселил многих евреев в Африку.[17]


Согласно легендам, первые евреи поселились в Марокко в период Первого храма, когда на побережье Марокко был основан ряд финикийских колоний, позднее перешедших под власть Карфагена.[18]

Мавритания, как, впрочем, весь север Африки, как представляется, была заселена еврейскими колонистами еще до разрушения Храма. Неопределенность и сказочные традиции в отношении таких ранних поселений были позаимствованы у берберских евреев Атласа и гор Риф, района Шуши и оазиса Тафилет и многих других оазисов западных районов. Эти евреи могут рассматриваться как потомки тех первых поселенцев. Еврейские колонисты Бориона относят свои первые поселения в стране ко временам Соломона, утверждая, что он сам построил синагогу, которая в шестом веке была превращена в церковь императора Юстиниана (Neubauer, " Where Are the Ten Tribes?" in "JQR" i. 23). Дэвидсон, который путешествовал по всему региону Атласа и познакомился с евреями, говорит, что они утверждают, что их предки все покинули Иерусалим до его уничтожения и не пошли на поселение в Вавилон, и что они делают вид, будто никогда не слышали про Иисуса из Назарета (Andrée, "Zur Volkskunde der Juden", стр. 197). Эта традиция в некоторой степени подтверждается наличием надписи на иврите в провинции Фес ("Ha-Lebanon," iii. 110; Neubauer, l.c.), в Волюбилисе, на крайнем западе Мавритании вблизи того, что потом назвали "Фес" (Schürer, "Gesch." iii. 26; P. Berger, in "Bulletin Archéologique du Comité des Traveaux Historiques et Scientifiques," No. i., pp. 64 et seq., Paris, 1892), в Аль-Хамаде, в южной части провинции Тафилет (Horowitz, "Marokko," p. 205, Leipsic, 1887; Henry S. Morais, "The Daggatouns," p. 9, Philadelphia, 1882), и, как утверждал (Morais, l.c.), в Тементите.

Joseph Jacobs, Max Schloessinger, Gotthard Deutsch, Budgett Meakin MOROCCO from Jewish Encyclopedia

Европа

Греция

В ТАНАХе есть упоминание о событиях 9 в. до н. э.: «И сынов Иехуды и сынов Иерусалима продавали сынам эллинов, чтоб удалить их от пределов их» (Иоэль 4:6).[19] Поскольку в истории континентальной Греции этот век - один из "тёмных веков" (застоя в развитии, без мореплавания и торговли), следует предположить, что иудеи попали на острова Эгейского моря или в греческие города Малой Азии (территория современной Турции).

Восточная Европа

Согласно еврейской легенде, ходившей в Средние века, часть пленников, захваченных ассирийцами и вавилонянами, была послана на побережье Чёрного моря.[20]

Испания

Пророк Иона, живший в VII веке до н.э., убоявшись исполнить поручение Б-га, решил сбежать в Тартес - город на южном побережье Испании. Можно предположить, что там жили евреи - иначе еврейский пророк не захотел бы там поселиться.

Существуют также легенды, что царь Соломон (X век до н.э.) посылал к евреям в Испанию сборщика налогов Адонирама - за положенными взносами.[21]

Источники

Библиография

  • Апакидзе А. Города древней Грузии. Тбилиси. Издательство `Мецниереба`. 1968г.
  • Келлер Вернер "Библия как история" Москва, "Крон-пресс", 1998 (перевод с Werner Keller "The Bible as history" 1980 by Hodder and Stoughton)


Примечания

  1. Хотя первым обратил на это внимание Великовский, ценность исторических изысканий которого сильно отрицательна, само наблюдение трудно оспорить. К тому же все датировки папируса Ипувера приблизительны, и их авторы не особенно в них уверены. Тем самым, никто не может настаивать на датах, на столетия более ранних, чем исход евреев из Египта. Л.Гроервейдл
  2. Вернер Келлер "Библия как история" Москва, "Крон-пресс", 1998 (перевод с Werner Keller "The Bible as history" 1980 by Hodder and Stoughton), глава 5
  3. Электронная еврейская энциклопедия
  4. Электронная еврейская энциклопедия
  5. Электронная еврейская энциклопедия
  6. Электронная еврейская энциклопедия
  7. A Jewish encycloprdia
  8. Jewish encycloprdia
  9. Соответствует греческому Артаксерксу, он же Ахашверош из ТАНАХа. Л.Гроервейдл
  10. В комментариях на сайте Библиотека летописей указано, что археологические раскопки подтвердили наличие в указанном месте еврейского населения. Ссылка на книгу Апакидзе А.И. "Города древней грузии", стр. 274-283
  11. Jewish encycloprdia
  12. Электронная еврейская энциклопедия
  13. Русская Америка, NY (по материалам “The Times of India”)
  14. Александр Майстровой "Пуштуны - потерянное колено Израиля?" (По материалам "Новости недели" 11-01-2005)
  15. Александр Майстровой "ВОЗВРАЩЕНИЕ МЕНАШЕ"
  16. Электронная еврейская энциклопедия
  17. Электронная еврейская энциклопедия
  18. Электронная еврейская энциклопедия
  19. Электронная еврейская энциклопедия
  20. Herman Rosenthal, Isaac Broydé CRIMEA in A Jewish encyclopedia
  21. Ancient Synagogues At Toledo. By Elias H. Lindo, Esq., of London. The Occidant and American Jewish Advocate, Vol. IV, No. 3 Sivan 5606, June 1846
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация