История еврейских общин вне Страны Израиля в древности (до III вв. до н. э.)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Регулярная статья | |
Статья-полуфабрикат:
На настоящий момент эта статья является полуфабрикатом для дальнейшей работы. Вы можете помочь проекту, превратив еe в нормальную полноценную статью |
Сведения о еврейских общинах, сформировавшихся в древности вне Страны Израиля, неполны и нуждаются в археологических подтверждениях. Современная наука постоянно находит новые сведения по этой теме.
Еврейские общины за рубежом возникали вследствие массовой эмиграции, депортаций, предпринятых завоевателями и в качестве сообществ людей, прибывших в ту или иную страну по делам.
Страна Израиля всегда была территорией интенсивной транзитной торговли, в которой её жители принимали активное участие. Жители прибрежной полосы активно занимались мореплаванием. Существуют сведения о торговых экспедициях времён царя Шломо (Соломона) на юг вдоль побережья Восточной Африки и на запад - до финикийских колоний в Марокко и Испании.
Содержание |
Древний Египет
Первым примером проживания еврейского народа за пределами Страны Израиля следует считать четырёхсотлетнее (XVII - XIV вв до н.э.)пребывание в Египте, описанное в Торе.
Археологические находки, которыми можно было бы подтвердить эти сведения, маловероятны. Народ кочевых скотоводов, компактно проживавший в Восточной пустыне Египта, не мог оставить каких-либо заметных артефактов. Предметы материальной культуры евреев того времени не могли отличаться от египетских.
Независимым подтверждением этих событий принято считать сведения древних авторов о завоевании Египта гиксосами и папирус Ипувера. В папирусе Ипувера содержится описание событий, явно совпадающих с описанными в Торе "казнями египетскими" и приведшими к краху правившей в Египте династии, анархии и беспорядкам.[1] Природные явления, которыми Б-г осуществлял свой замысел, весьма напоминают извержение вулкана в глубине Восточной Африки, вблизи от истоков Нила.
Фараон Псамметих I (примерно 664–610 гг. до н. э.), основатель XXVI династии, широко привлекая в своё войско еврейских наемных воинов. В его царствование или в царствование его преемника Псамметиха II (приблизительно 595–589 гг. до н. э.) было основано знаменитое военное поселение еврейских наемников в Элефантине, призванное обеспечить защиту южных границ Египта.
В 586 г. до н. э., после захвата Иерусалима Вавилонией, часть населения города избежала угона в Вавилонию, уйдя в Египет. Среди них был пророк Иеремия. Правда, считается, что большинство этих людей погибли при вторжении в Египет вавилонского войска.
Месопотамия
Фара, отец Авраама, умер в Харране по пути в землю Ханаанскую. Этот город находился на территории государства Мари в верхнем течении Евфрата (в районе современной турецко-сирийской границы).[2]
Авраам послал своего управляющего за невестой для Ицхака в город Нахор - в той же местности.
"... пойдёшь в землю мою, на родину мою, и возьмёшь жену сыну моему Исааку... Он встал и пошёл в Месопотамию, в город Нахор" (Быт.24:4,10)
В той же местности Яаков нашёл своих жён и долго жил у их отца.
Эти события происходили, судя по хронологии ТАНАХа, в XVIII веке до н.э.
Город Ур, в котором жила семья Авраама до похода в Ханаан, находился в нижнем течении Евфрата, на территории современного Ирака.
В VIII веке до н.э. ассирийцы угнали часть десяти северных колен Израиля и более 200 тысяч человек из Иудеи на свою территорию. Следы этих людей прослеживаются от южной Аравии до Бирмы.
Однако часть угнанного населения была поселена в южных районах собственно Ассирии, а некоторые в столицах - Нимруде и Ниневии. Через недолгое время всё это стало территорией Нововавилонского царства. Потомки жертв ассирийской депортации встретили тех, кого пригнали вавилоняне и слились с ними. Часть потомков северян вернулась в Израиль с Эзрой, о чём есть записи в Эзра 2:2; Нех. 7:7.[3]
В начале VI века до н.э. царь Нововавилонского царства угнал десятки тысяч евреев в центральные районы своей страны, в том числе собственно в Вавилон. Они были расселены с таким расчётом, чтобы стать самостоятельным населением и платить налоги. Так возникла вавилонская еврейская община, продержавшаяся до XX века.
Поселенцы преуспели в хозяйственной деятельности - от земледелия и ремёсел до создания крупных банков и страховых компаний. У них сохранялось автономное руководство - как на уровне общин и деревень, так и общенародное. Духовные руководители народа - священники и пророки сумели не допустить размывания еврейской религии и массового ухода людей в вавилонские языческие культы. В то же время достижения вавилонской науки и технологии были усвоены евреями.
Во время пребывания в Вавилонии древний ханаанский алфавит в иврите был заменён арамейским. Были приняты вавилонские названия месяцев (вместо прежних порядковых номеров).
После захвата Вавилоии персами часть евреев вернулась в Иудею, но большинство предпочло остаться.[4]
Сирия
С конца 7 в. до н. э. Сирия была частью Нововавилонского царства. По сообщению Иосифа Флавия, в середине 5 в. до н. э. персидский царь Ксеркс приказал Эзре назначить еврейских судей «для всей Сирии и Финикии» (Древ. 11:129). Это свидетельствует о существовании в упомянутых странах еврейских общин таких размеров, что нужны были судьи.[5]
Центральная и Восточная Азия
Иран
Появление израильтян на территории Ирана началось уводом в Ассирию жителей Гилъада и восточной части Галилеи(732 г. до н. э.), и завершилось изгнанием остального населения Израильского царства (722 г. до н. э.) в области верхней Месопотамии «и города Мидии» (II Ц. 15:29; 18:11). В 598–587 гг. до н. э. еврейское население Ирана значительно пополнилось изгнанниками из Иудеи, уведенными в Вавилонию по приказу Навуходоносора (II Ц. 24:10–16; 25:1–11).
Они постепенно распространились из основных центров Вавилонии во внутренние провинции и города Ирана — Экбатану, Сузы (Шушан) и другие. О существовании еврейских общин во всех областях империи говорят как книга Эстер (3:8 и др.), так и книга Эзры (1:4).
Общинные и торговые связи евреев привели к распространению принятых в их среде правовых норм по всей Персидской империи.[6]
Афганистан и Западная Индия
Часть евреев, угнанных ассирийцами из Израильского царства была поселена на восточной границе их империи, проходившей по восточным районам Ирана.
Современный народ Африди, живущий в восточном Афганистане, Пакистане и Индии, ведёт свою родословную от этих евреев. Они называют себя Бане Исраиль.
Генетические исследования, проведённые Тюдором Парфиттoм, профессорoм Еврейских Исследований Лондонской школы Ориентальных и Африканских наук и индийским специалистом по этнической генетике Шанез Али в начале XXI века подтвердили эту легенду. Жители региона, населённого индоевропейцами, генетически родственны семитам Ближнего Востока.[7][8]
Восточная Азия
В XX веке на границе Индии и Бирмы было обнаружено племя, ведущее свой род от колена Менаше. Мифология и обычаи этих "Бней Менаше" доказывала это достоверно.
По легенде, они оказались в районе нынешнего проживания, бежав из плена "северного народа", то есть китайцев.[9] Попасть в такой плен евреи могли только во времена империи Цинь (конец VI в. до н.э.), предпринимавшей походы на запад, на территорию современного Афганистана. Следовательно, часть угнанных ассирийцами евреев в древности попала в Китай.
Африка
Археологические находки в Кирене и Триполитании свидетельствуют о существовании торговых связей между Эрец-Исраэль и Ливией еще до пленения вавилонского.
Первые упоминания о пребывании евреев в Ливии (Кирене) относятся ко времени Птолемеев (конец 4 в. до н. э.), селивших еврейских военных колонистов на царских землях возле важнейших городов страны (Кирена, Теучерий и других).[10]
Согласно легенде, бытовавшей среди североафриканских евреев, первые еврейские семьи поселились на острове Джерба (расположенном у берегов Туниса) во времена царя Соломона; если верить этому преданию, еврейская община Туниса — самая древняя в диаспоре. Многие исследователи полагают, что евреи могли жить в Карфагене — финикийской колонии на территории современного Туниса, однако следы их пребывания в этом городе появляются только после его завоевания римлянами (146 г. до н. э.).
По существующим преданиям, евреи начали селиться на территории Алжира с 320 г. до н. э., когда Птолемей Сотер овладел Иерусалимом и переселил многих евреев в Африку.[11]
Согласно легендам, первые евреи поселились в Марокко в период Первого храма, когда на побережье Марокко был основан ряд финикийских колоний, позднее перешедших под власть Карфагена.[12]
Источники
Библиография
- Вернер Келлер "Библия как история" Москва, "Крон-пресс", 1998 (перевод с Werner Keller "The Bible as history" 1980 by Hodder and Stoughton)
Примечания
- ↑ [Хотя первым обратил на это внимание Великовский, ценность исторических изысканий которого сильно отрицательна, само наблюдение трудно оспорить. К тому же все датировки папируса Ипувера приблизительны, и их авторы не особенно в них уверены. Тем самым, никто не может настаивать на датах, на столетия более ранних, чем исход евреев из Египта. Л.Гроервейдл]
- ↑ Вернер Келлер "Библия как история" Москва, "Крон-пресс", 1998 (перевод с Werner Keller "The Bible as history" 1980 by Hodder and Stoughton), глава 5
- ↑ Электронная еврейская энциклопедия
- ↑ Электронная еврейская энциклопедия
- ↑ Электронная еврейская энциклопедия
- ↑ [Электронная еврейская энциклопедия]
- ↑ http://www.rusamny.com/386/t02(386).htm Русская Америка, NY (по материалам “The Times of India”)
- ↑ http://www.sem40.ru/ourpeople/world/af/13924/ Александр Майстровой "Пуштуны - потерянное колено Израиля?" (По материалам "Новости недели" 11-01-2005)
- ↑ http://forisrael.narod.ru/exodus/return_menashe.htm Александр Майстровой "ВОЗВРАЩЕНИЕ МЕНАШЕ"
- ↑ [Электронная еврейская энциклопедия]
- ↑ Электронная еврейская энциклопедия
- ↑ Электронная еврейская энциклопедия