История еврейских общин вне Страны Израиля в древности (до III вв. до н. э.)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 30.11.2010

Сведения о еврейских общинах, сформировавшихся в древности вне Страны Израиля, неполны и нуждаются в археологических подтверждениях. Современная наука постоянно находит новые сведения по этой теме.

Еврейские общины за рубежом возникали вследствие массовой эмиграции, депортаций, предпринятых завоевателями и в качестве сообществ людей, прибывших в ту или иную страну по делам.

Страна Израиля всегда была территорией интенсивной транзитной торговли, в которой её жители принимали активное участие. Жители прибрежной полосы активно занимались мореплаванием. Существуют сведения о торговых экспедициях времён царя Шломо (Соломона) на юг вдоль побережья Восточной Африки и на запад - до финикийских колоний в Марокко и Испании.

Содержание

Древний Египет

Первым примером проживания еврейского народа за пределами Страны Израиля следует считать четырёхсотлетнее (XVII - XIV вв до н.э.)пребывание в Египте, описанное в Торе.

Археологические находки, которыми можно было бы подтвердить эти сведения, маловероятны. Народ кочевых скотоводов, компактно проживавший в Восточной пустыне Египта, не мог оставить каких-либо заметных артефактов. Предметы материальной культуры евреев того времени не могли отличаться от египетских.

Независимым подтверждением этих событий принято считать сведения древних авторов о завоевании Египта гиксосами и папирус Ипувера. В папирусе Ипувера содержится описание событий, явно совпадающих с описанными в Торе "казнями египетскими" и приведшими к краху правившей в Египте династии, анархии и беспорядкам.[1] Природные явления, которыми Б-г осуществлял свой замысел, весьма напоминают извержение вулкана в глубине Восточной Африки, вблизи от истоков Нила.

Фараон Псамметих I (примерно 664–610 гг. до н. э.), основатель XXVI династии, широко привлекая в своё войско еврейских наемных воинов. В его царствование или в царствование его преемника Псамметиха II (приблизительно 595–589 гг. до н. э.) было основано знаменитое военное поселение еврейских наемников в Элефантине, призванное обеспечить защиту южных границ Египта.

В 586 г. до н. э., после захвата Иерусалима Вавилонией, часть населения города избежала угона в Вавилонию, уйдя в Египет. Среди них был пророк Иеремия. Правда, считается, что большинство этих людей погибли при вторжении в Египет вавилонского войска.

Месопотамия

Фара, отец Авраама, умер в Харране по пути в землю Ханаанскую. Этот город находился на территории государства Мари в верхнем течении Евфрата (в районе современной турецко-сирийской границы).[2]

Авраам послал своего управляющего за невестой для Ицхака в город Нахор - в той же местности.

"... пойдёшь в землю мою, на родину мою, и возьмёшь жену сыну моему Исааку... Он встал и пошёл в Месопотамию, в город Нахор" (Быт.24:4,10)

В той же местности Яаков нашёл своих жён и долго жил у их отца.

Эти события происходили, судя по хронологии ТАНАХа, в XVIII веке до н.э.

Город Ур, в котором жила семья Авраама до похода в Ханаан, находился в нижнем течении Евфрата, на территории современного Ирака.


В VIII веке до н.э. ассирийцы угнали часть десяти северных колен Израиля и более 200 тысяч человек из Иудеи на свою территорию. Следы этих людей прослеживаются от южной Аравии до Бирмы.

Однако часть угнанного населения была поселена в южных районах собственно Ассирии, а некоторые в столицах - Нимруде и Ниневии. Через недолгое время всё это стало территорией Нововавилонского царства. Потомки жертв ассирийской депортации встретили тех, кого пригнали вавилоняне и слились с ними. Часть потомков северян вернулась в Израиль с Эзрой, о чём есть записи в Эзра 2:2; Нех. 7:7.[3]

В начале VI века до н.э. царь Нововавилонского царства угнал десятки тысяч евреев в центральные районы своей страны, в том числе собственно в Вавилон. Они были расселены с таким расчётом, чтобы стать самостоятельным населением и платить налоги. Так возникла вавилонская еврейская община, продержавшаяся до XX века.

Поселенцы преуспели в хозяйственной деятельности - от земледелия и ремёсел до создания крупных банков и страховых компаний. У них сохранялось автономное руководство - как на уровне общин и деревень, так и общенародное. Духовные руководители народа - священники и пророки сумели не допустить размывания еврейской религии и массового ухода людей в вавилонские языческие культы. В то же время достижения вавилонской науки и технологии были усвоены евреями.

Во время пребывания в Вавилонии древний ханаанский алфавит в иврите был заменён арамейским. Были приняты вавилонские названия месяцев (вместо прежних порядковых номеров).

После захвата Вавилонии персами часть евреев вернулась в Иудею, но большинство предпочло остаться.[4]

Сирия

С конца 7 в. до н. э. Сирия была частью Нововавилонского царства. По сообщению Иосифа Флавия, в середине 5 в. до н. э. персидский царь Ксеркс приказал Эзре назначить еврейских судей «для всей Сирии и Финикии» (Древ. 11:129). Это свидетельствует о существовании в упомянутых странах еврейских общин таких размеров, что нужны были судьи.[5]

Ливан

В ТАНАХе содержится множество сведений о торговых и политических связях с Финикией во все времена присутствия евреев в Стране Израиля. Во времена царя Соломона и Израильского царства (X - VIII вв до н.э.) не могло не быть еврейских представителей и агентов в Тире - хотя бы эпизодически.

Евреи стали селиться на территории Ливана, видимо, в начале эпохи Селевкидов (конец 4 в. до н. э.).[6]

Аравия

Из надписей вавилонского царя Набонида (555–539 гг. до н. э.) и так называемой «Молитвы Набонида» (найденной среди свитков Мёртвого моря) явствует, что некоторые из евреев, находившихся в изгнании в Вавилонии, переселились в Хиджаз в VI в. до н. э.[7]

По преданию йеменских евреев, они осели там незадолго до разрушения в 586 г. до н. э. Первого храма. Возможно, что начало их поселению положили ставшие колониями торговые миссии еврейских купцов Вавилона и Персии периода Второго храма.[8]

Согласно легендам, бытовавшим среди евреев района Наджран (цепь оазисов и гор, ныне поделенных между Саудовской Аравией и Йеменской Арабской Республикой), они являются потомками исчезнувших колен.[9]

Западная Азия

Малая Азия (Анатолия)

Нет конкретной информации о том, когда евреи впервые достигли Малой Азии, но, вероятно, не позднее шестого века до нашей эры.

Доказательство можно найти в Йоэль(4:4-6), что, по-видимому, относится к работорговцам из финикийских прибрежных городов. У Исаии(66:19) тоже есть некоторые доказательства, что евреи проживали в определенных районах Малой Азии в то время. "Sepharad" Овадии(1:20)- это, по-видимому, Сард в Малой Азии.

По рассказу Клеарха из Соли, ученика Аристотеля (середина четвертого века до н.э.), Аристотель встретил в Малой Азии еврея, который был "греком не только по речи, но и по духу".[10]

Азербайджан

Упомянутые в книге Царств события — угон ассирийцами населения Шомрона «в города Мидии» (II Царств XVII. 6, XVIII в. 11) могут быть связаны с Азербайджаном. Мидия была северной частью Ирана и включала часть территории современного Азербайджана (как иранских провинций, так и Республики Азербайджан).[11]

Армения

По словам Мовсеса Хоренаци (пятый век), царь Хратчай получил от Навуходоносора группу отборных еврейских пленников, названную «Шамбат» (название, по словам А. Гаркави, совпадает с «Шабат»), которых он принял с почестями. В этой группе был Баграт, от которого пошёл род грузинских и армянских царей.[12]

Грузия

Когда царь Новуходоносор пленил Иерусалим, то бежавшие оттуда иудеи пришли в Картли и попросили у мцхетского домовладыки земельный надел. Выделил им [место] и поселил у реки Арагви, которое называется Занави… ... Спустя несколько лет после этого стал царем в Персии сын Спандиата Барам, известный по имени Ардашир[13], превзошедший всех царей персидских. Он покорил Вавилон и Ассирию, сделал данниками греков и римлян. Тогда же и картлийцы стали данниками его. И были в Картли, таким образом, смешаны все эти племена и говорили здесь на шести языках: армянском, грузинском, хазарском, сирийском, еврейском и греческом.[14] Языки эти знали все цари картлийские, все мужи и женщины. ... После этого усилился Александр и покорил все земли и явился в страну Картлийскую. И нашел он в Картли сильными сии города-крепости: Цунда, Хертвиси на Куре; Одзрхе, воздвигнутую на скале Гадо; Тухариси над рекой Спери, которую называют Чорохи, Урбниси, Каспи и Уплисцихе; город великий Мцхета и окрестности его; Саркине — крепость большую и Занави — местность евреев...

Леонти Мровели. Жизнь картлийских царей.

Таким образом, по данным грузинской летописи "Картлис цховреба", первые евреи поселились в Грузии в VI веке до н.э. и продолжали там жить во время походов Александра Македонского (конец IV века до н.э.).

Центральная и Восточная Азия

Иран

Появление израильтян на территории Ирана началось уводом в Ассирию жителей Гилъада и восточной части Галилеи (732 г. до н. э.), и завершилось изгнанием остального населения Израильского царства (722 г. до н. э.) в области верхней Месопотамии «и города Мидии» (II Ц. 15:29; 18:11). В 598–587 гг. до н. э. еврейское население Ирана значительно пополнилось изгнанниками из Иудеи, уведенными в Вавилонию по приказу Навуходоносора (II Ц. 24:10–16; 25:1–11).

Они постепенно распространились из основных центров Вавилонии во внутренние провинции и города Ирана — Экбатану, Сузы (Шушан) и другие. О существовании еврейских общин во всех областях империи говорят как книга Эстер (3:8 и др.), так и книга Эзры (1:4).

Потомки еврейских пленников Навуходоносора жили в большом количестве в Парфии и Персидских провинциях, прилегающих к Армении. Занимались земледелием и ремеслом, достигли богатства и мирно жили под властью своих автономных правителей, которые должны были быть потомками Давида. (М. Бранн и Д. Хвольсон, в статье "Евреи", в Энциклопедическом словаре, том XI. С.В., Санкт-Петербург, 1894).[15]

Общинные и торговые связи евреев привели к распространению принятых в их среде правовых норм по всей Персидской империи.[16]

Афганистан и Западная Индия

Часть евреев, угнанных ассирийцами из Израильского царства была поселена на восточной границе их империи, проходившей по восточным районам Ирана.

Современный народ Африди, живущий в восточном Афганистане, Пакистане и Индии, ведёт свою родословную от этих евреев. Они называют себя Бани-Исраиль.

Ранние библейские комментаторы считали Хорасан местом нахождения десяти потерянных колен.

Десятки пуштунских имен и названий предметов звучат по-еврейскм, от названий пуштунских племён Ашери и Нафтали до названия пуштунской свадьбы chupah и обрезания сыновей на восьмой день после рождения. Пуштуны утверждают, что Кабул означает "Каин и Авель", и "Афганистан" происходит от имени "Afghana", внука царя Саула из колена Бенъямина..[17]

Генетические исследования, проведённые Тюдором Парфиттoм, профессорoм Еврейских Исследований Лондонской школы Ориентальных и Африканских наук и индийским специалистом по этнической генетике Шанез Али в начале XXI века подтвердили эту легенду. Жители региона, населённого индоевропейцами, генетически родственны семитам Ближнего Востока.[18][19]

Восточная Азия

В XX веке на границе Индии и Бирмы было обнаружено племя, ведущее свой род от колена Менаше. Мифология и обычаи этих "Бней Менаше" доказывала это достоверно.

По легенде, они оказались в районе нынешнего проживания, бежав из плена "северного народа", то есть китайцев.[20] Попасть в такой плен евреи могли только во времена империи Цинь (конец VI в. до н.э.), предпринимавшей походы на запад, на территорию современного Афганистана. Следовательно, часть угнанных ассирийцами евреев в древности попала в Китай.

Африка

Археологические находки в Кирене и Триполитании свидетельствуют о существовании торговых связей между Эрец-Исраэль и Ливией еще до пленения вавилонского.

Первые упоминания о пребывании евреев в Ливии (Кирене) относятся ко времени Птолемеев (конец 4 в. до н. э.), селивших еврейских военных колонистов на царских землях возле важнейших городов страны (Кирена, Теучерий и других).[21]


Согласно легенде, бытовавшей среди североафриканских евреев, первые еврейские семьи поселились на острове Джерба (расположенном у берегов Туниса) во времена царя Соломона; если верить этому преданию, еврейская община Туниса — самая древняя в диаспоре. Многие исследователи полагают, что евреи могли жить в Карфагене — финикийской колонии на территории современного Туниса, однако следы их пребывания в этом городе появляются только после его завоевания римлянами (146 г. до н. э.).


По существующим преданиям, евреи начали селиться на территории Алжира с 320 г. до н. э., когда Птолемей Сотер овладел Иерусалимом и переселил многих евреев в Африку.[22]


Согласно легендам, первые евреи поселились в Марокко в период Первого храма, когда на побережье Марокко был основан ряд финикийских колоний, позднее перешедших под власть Карфагена.[23]

Мавритания, как, впрочем, весь север Африки, как представляется, была заселена еврейскими колонистами еще до разрушения Храма. Неопределенность и сказочные традиции в отношении таких ранних поселений были позаимствованы у берберских евреев Атласа и гор Риф, района Шуши и оазиса Тафилет и многих других оазисов западных районов. Эти евреи могут рассматриваться как потомки тех первых поселенцев. Еврейские колонисты Бориона относят свои первые поселения в стране ко временам Соломона, утверждая, что он сам построил синагогу, которая в шестом веке была превращена в церковь императора Юстиниана (Neubauer, "Where Are the Ten Tribes?" in "Jewish Quarterly Review" i. 23). Дэвидсон, который путешествовал по всему региону Атласа и познакомился с евреями, говорит, что они утверждают, что их предки все покинули Иерусалим до его уничтожения и не пошли на поселение в Вавилон, и что они делают вид, будто никогда не слышали про Иисуса из Назарета (Andrée, "Zur Volkskunde der Juden", стр. 197). Эта традиция в некоторой степени подтверждается наличием надписи на иврите в провинции Фес ("Ha-Lebanon," iii. 110; Neubauer, l.c.), в Волюбилисе, на крайнем западе Мавритании вблизи того, что потом назвали "Фес" (Schürer, "Gesch." iii. 26; P. Berger, in "Bulletin Archéologique du Comité des Traveaux Historiques et Scientifiques," No. 1., pp. 64 et seq., Paris, 1892), в Аль-Хамаде, в южной части провинции Тафилет (Horowitz, "Marokko," p. 205, Leipsic, 1887; Henry S. Morais, "The Daggatouns," p. 9, Philadelphia, 1882), и, как утверждал (Morais, l.c.), в Тементите.

Joseph Jacobs, Max Schloessinger, Gotthard Deutsch, Budgett Meakin MOROCCO from Jewish Encyclopedia

Европа

Греция

В ТАНАХе есть упоминание о событиях 9 в. до н. э.: «И сынов Иехуды и сынов Иерусалима продавали сынам эллинов, чтоб удалить их от пределов их» (Иоэль 4:6).[24] Поскольку в истории континентальной Греции этот век - один из "тёмных веков" (застоя в развитии, без мореплавания и торговли), следует предположить, что иудеи попали на острова Эгейского моря или в греческие города Малой Азии (территория современной Турции).

Восточная Европа

Согласно еврейской легенде, ходившей в Средние века, часть пленников, захваченных ассирийцами и вавилонянами, была послана на побережье Чёрного моря.[25]

Керченский пролив назывался греками Босфор Киммерийский (не путать с Босфором Фракийским - проливом между Чёрным и Мраморным морями).

12 января 1901 года в Императорском Русском Географическом обществе археолог А. Л. Погодин доложил об обнаруженных и расшифрованных надписях в районе Керчи и в других местах на юге России, из которых ясно видно, что евреи поселились на Боспоре Киммерийском в начале четвертого века до нашей эры и были важной составной частью греческой колонии. У них были свои кладбища, синагоги и другие общественные институты. В торговле, а также в общественной жизни они смешались свободно с греками, о чем свидетельствует тот факт, что язык надписей - греческий.[26]

Мальта

Считается, что первые евреи прибыли на Мальту вместе с финикийцами в конце X века до н.э. во времена тирско-израильского союза при царе Ахаве. Тогда моряки из колен Звулуна и Ашера участвовали в финикийской колонизации Западного Средиземноморья.

Существует доказательство, что во время финикийской колонизации Мальты первые евреи высадились на острове Гозо (рядом с Мальтой) и оставили там признаки своего присутствия. Их можно найти вблизи внутренней апсиды южной церкви Грантийа в Ксагре. Там на земле под ногами поцарапан первый еврейский знак на Гозо.

Это еврейская надпись финикийскими буквами, обнаруженная и опубликованная в 1912 году г-жой Н. Эриксон и г-жой Р. Кливленд. В надписи две строки и десять слов: семь в первой линии и три во втором. Перевод этой надписи гласит: "Для любви Отца нашего [השס]".[27]

Испания

Пророк Иона, живший в VII веке до н.э., убоявшись исполнить поручение Б-га, решил сбежать в Тартес - город на южном побережье Испании. Можно предположить, что там жили евреи - иначе еврейский пророк не захотел бы там поселиться.

Существуют также легенды, что царь Соломон (X век до н.э.) посылал к евреям в Испанию сборщика налогов Адонирама - за положенными взносами.[28]

Источники

Библиография

  • Апакидзе А. Города древней Грузии. Тбилиси. Издательство `Мецниереба`. 1968г.
  • Ашик, Босфорское царство, i. 92-93;
  • Гаркави А.Я., Об языке евреев, etc., стр. 51-53;
  • Келлер Вернер "Библия как история" Москва, "Крон-пресс", 1998 (перевод с Werner Keller "The Bible as history" 1980 by Hodder and Stoughton)
  • Grätz, Gesch. der Juden, 3d ed., v. 188, 189.H. R. I. Br. H. R.
  • idem, Gesch. 3d ed., iii. 18;
  • idem, in Ha-Karmel, iv., Nos. 31, 43; v., Nos. 2, 3, 9, 10;
  • Jerome, Opera, vi. 143;
  • Latyschew, Inscriptiones Antiquœ Orœ Septentrionalis Ponti Euxini Grœcœ et Latinœ, 1890, ii., No. 52;
  • Schürer, Die Juden im Bosporanischen Reiche, in Sitzungsberichte der Berliner Akademie, 1897, pp. 200-225;
  • Cecil Roth, The Jews of Malta

Примечания

  1. Хотя первым обратил на это внимание Великовский, ценность исторических изысканий которого сильно отрицательна, само наблюдение трудно оспорить. К тому же все датировки папируса Ипувера приблизительны, и их авторы не особенно в них уверены. Тем самым, никто не может настаивать на датах, на столетия более ранних, чем исход евреев из Египта. Л.Гроервейдл
  2. Вернер Келлер "Библия как история" Москва, "Крон-пресс", 1998 (перевод с Werner Keller "The Bible as history" 1980 by Hodder and Stoughton), глава 5
  3. Электронная еврейская энциклопедия
  4. Электронная еврейская энциклопедия
  5. Электронная еврейская энциклопедия
  6. Электронная еврейская энциклопедия
  7. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Аравийский полуостров"
  8. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Йемен"
  9. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Йеменские евреи"
  10. Jewish Virtual Library, "ASIA MINOR"
  11. A Jewish encycloprdia
  12. Jewish encycloprdia
  13. Соответствует греческому Артаксерксу, он же Ахашверош из ТАНАХа. Л.Гроервейдл
  14. В комментариях на сайте Библиотека летописей указано, что археологические раскопки подтвердили наличие в указанном месте еврейского населения. Ссылка на книгу Апакидзе А.И. "Города древней грузии", стр. 274-283
  15. Jewish encycloprdia
  16. Электронная еврейская энциклопедия
  17. Jewish Virtual Library, статья "Afghanistan" на основании Encyclopedia Judaica
  18. Русская Америка, NY (по материалам “The Times of India”)
  19. Александр Майстровой "Пуштуны - потерянное колено Израиля?" (По материалам "Новости недели" 11-01-2005)
  20. Александр Майстровой "ВОЗВРАЩЕНИЕ МЕНАШЕ"
  21. Электронная еврейская энциклопедия
  22. Электронная еврейская энциклопедия
  23. Электронная еврейская энциклопедия
  24. Электронная еврейская энциклопедия
  25. Herman Rosenthal, Isaac Broydé CRIMEA in A Jewish encyclopedia
  26. Herman Rosenthal, Isaac Broydé BOSPORUS, CIMMERIAN in Jewish Encyclopedia
  27. [The Virtual Jewish History Tour, Malta]
  28. Ancient Synagogues At Toledo. By Elias H. Lindo, Esq., of London. The Occidant and American Jewish Advocate, Vol. IV, No. 3 Sivan 5606, June 1846
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация