История еврейских общин вне Страны Израиля от III вв. до н. э. до разрушения Храма

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Западная Европа)
 
(81 промежуточная версия не показана)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье| ТИП СТАТЬИ  = 1
+
#redirect [[:ej:История еврейских общин вне Страны Израиля от III вв. до н. э. до разрушения Храма]]
-
| АВТОР1  =
+
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  =
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}}  {{Полуфабрикат}}
+
-
 
+
-
== Ближайшие страны ("Ближний Восток") ==
+
-
=== Египет ===
+
-
Евреи стали селиться в Александрии с начала 3 в. до н. э. (по [[Иосиф Флавий|Иосифу Флавию]] — еще со времен Александра Македонского). Два из пяти кварталов Александрии были населены евреями, и синагоги существовали во всех частях города.
+
-
 
+
-
Александрийские евреи занимались ремеслами и торговлей. Некоторые были очень богаты (ростовщики, купцы и сборщики налогов), но основная масса состояла из ремесленников. Евреи составляли автономную общину, возглавлявшуюся вначале наиболее почетными личностями из ее среды, затем — этнархами, а начиная со времен Августа, советом из 71 старейшины. Среди общинных учреждений следует упомянуть бет-дин и архион (то есть ведомство для составления документов).
+
-
 
+
-
После образования Египта Птолемеев (301 г. до н.э.) началась массовая иммиграция евреев в Египет: Птолемеи привлекали евреев в страну, предоставляя им благоприятные условия для занятий ремеслом, сельским хозяйством и торговлей и принимая их на государственную службу.
+
-
 
+
-
Птолемей I Сотер (323–283 гг. до н. э.) поселил в Египте евреев, взятых им в плен во время войны в Передней Азии; эти евреи несли платную военную службу, помогая держать в повиновении коренное население страны. С отступлением Птолемея I из Передней Азии многие евреи Эрец-Исраэль последовали за ним в Египет.
+
-
 
+
-
О роли евреев в экономике эллинистического Египта свидетельствуют [[Зенона папирусы|папирусы Зенона]], архив высокопоставленного египетского чиновника, посетившего также Эрец-Исраэль.
+
-
 
+
-
В царствование Птолемея VI Филометора (181–145 гг. до н. э.) евреям была предоставлена земля для строительства в Леонтополисе [[храм Ония|храма Ониаса]].
+
-
 
+
-
Основными занятиями евреев были военная и полицейская служба, сбор налогов, служба в административном и финансовом аппарате. Начиная со 2 в. до н. э. происходит быстрая эллинизация еврейского населения Египта: еврейские документы начинают писаться по-гречески (а не по-арамейски, как прежде). Пятикнижие было переведено на греческий язык в Александрии и читалось в синагогах в греческом переводе (см. [[Септуагинта]]).
+
-
 
+
-
'''В отличие от греков евреи не обладали «политеей» (полноправным гражданством) и пользовались лишь правом соблюдения законов своих предков.'''
+
-
 
+
-
В эпоху Птолемеев отношения между александрийскими евреями и правительством были обычно хорошими. Только дважды, в 145 г. и 88 г. до н. э., произошли незначительные стычки, очевидно, политического характера. Многие евреи даже приобрели александрийское гражданство.
+
-
 
+
-
К концу периода Птолемеев отношения начали постепенно ухудшаться, так как в борьбе греков за укрепление автономии полиса против абсолютистских тенденций монархов евреи приняли сторону последних. Именно в Египте (в 3 в. до н. э.) появился первый в истории антисемитский документ — сочинение эллинизированного египетского жреца [[Манефон]]а (см. [[Антисемитизм]]).
+
-
 
+
-
После завоевания Египта Римом была распущена армия Птолемеев и изменена система взимания налогов. Евреи, занятые в этих сферах, потеряли источники доходов.
+
-
 
+
-
Новая администрация стремилась опираться на греческое население Египта, что привело к дальнейшему ухудшению отношений между греками и евреями. Население Египта было разделено римлянами на три класса, различавшихся не только статусом, но и размерами налогов. Египетские евреи, вместе с коренным населением страны, были отнесены к низшему классу, что явилось ударом по их престижу и положению в стране.
+
-
 
+
-
Евреи стали энергично добиваться гражданских прав. Однако александрийцы противились вступлению евреев в ряды граждан.
+
-
 
+
-
В 38 г. н. э. в царствование Калигулы в Александрии вспыхнули антиеврейские беспорядки, отчасти вследствие позиции, занятой римским губернатором. Многие евреи были убиты, их руководители — подвергнуты публичному бичеванию, греки осквернили синагоги и установили в них статуи императора; всем евреям было предписано проживать лишь в одном из кварталов Александрии, их дома были разграблены. К императору была направлена делегация евреев Александрии, однако Калигула с презрением отверг жалобы делегатов.
+
-
 
+
-
После убийства Калигулы в 41 г. александрийские евреи вооружились и напали на греков. Бунт был подавлен римлянами. Император Клавдий возвратил александрийским евреям их религиозные и национальные права, но запретил им добиваться расширения гражданских прав. В этот период в Египте был написан целый ряд антиеврейских сочинений, в частности сочинения Апиона (см. [[Иосиф Флавий]]).
+
-
 
+
-
В 66 г. под влиянием Иудейской войны александрийские евреи восстали против Рима. Их восстание было подавлено, и 50 тыс. евреев были убиты.
+
-
 
+
-
=== Ливан ===
+
-
После распада македонской империи и образования государства Селевкидов (конец IV в. до н.э.) евреи начали селиться в Ливане.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=12441&query=ЛИВАН Электронная еврейская энциклопедия, статья "Ливан"]</ref>
+
-
 
+
-
В римское время, согласно Иосифу Флавию, в Тире существовала еврейская община, однако горожане были ярыми врагами евреев (Апион 1:70).<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=14106&query=ТИР Электронная еврейская энциклопедия, статья "Тир"]</ref>
+
-
 
+
-
К 1 в. н. э. еврейское население Сидона было столь значительно, что в 66 г., во время антиримского восстания в Иудее, сидоняне боялись напасть на евреев города (Война 2:479).<ref>[http://www.eleven.co.il/article/13792 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Сидон"]</ref>
+
-
 
+
-
=== Сирия ===
+
-
В 3–2 вв. до н. э. в Сирии существовали многочисленные и процветающие еврейские общины, регулярно посылавшие в Иерусалимский храм богатые пожертвования. Самой крупной из них была община города '''Антиохия''' (ныне Антакья, Турция) — столицы монархии Селевкидов. Согласно Иосифу Флавию, около 300 г. до н. э. основатель города Селевк I Никатор предоставил евреям Антиохии равные с греками гражданские права (Апион 2:39).
+
-
 
+
-
Репрессии против последователей иудаизма, развернутые Антиохом Эпифаном в Эрец-Исраэль, вероятно, затронули и еврейское население Сирии.
+
-
 
+
-
В 1 в. до н. э. – 1 в. н. э. еврейское население страны быстро увеличивалось, во многом за счет прозелитов: по свидетельствам современников, значительная часть жителей Сирии, включая даже некоторых римских наместников, находилась под сильным влиянием иудаизма.
+
-
 
+
-
Несмотря на это, с началом Иудейской войны I в ряде городов Сирии вспыхнули антиеврейские беспорядки; в Дамаске было вырезано все еврейское население, насчитывавшее, по свидетельству Иосифа Флавия, 10 500 человек (Война 2:561). Жители Антиохии просили императора Тита изгнать евреев из города и уничтожить записи их привилегий, однако эта просьба не была удовлетворена.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13826&query=СИРИЯ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Сирия"]</ref>
+
-
 
+
-
== Восточная Европа ==
+
-
 
+
-
== Западная Европа ==
+
-
=== Италия ===
+
-
Первое упоминание о евреях в Риме — послах Иехуды Маккавея, заключивших с сенатом Римской республики договор, — относится к 161 г. до н. э.
+
-
 
+
-
Вероятно, еще раньше в Риме временно или постоянно проживали еврейские торговцы, приезжавшие сюда из Александрии.
+
-
 
+
-
Правители из династии Хасмонеев отправляли свои дипломатические миссии в Рим также в 146, 139 и 133 гг. до н. э.; видимо, в это время там проживало некоторое число евреев.
+
-
 
+
-
В 139 г. до н. э.  из Рима изгнали всех евреев, не имевших римского гражданства. Следует предположить, что они поселились в ближайших окрестностях вне городской черты.
+
-
 
+
-
Ядром еврейской общины Рима стали пленники, которых Гней Помпей увел из завоеванной им в 63 г. до н. э. Страны Израиля. Многих из них выкупили единоверцы или отпустили на волю хозяева, недовольные их работой.
+
-
 
+
-
В 59 г. до н. э. Марк Туллий Цицерон говорил о том, что евреи заполняют римские суды.
+
-
 
+
-
Юлий Цезарь, считал евреев одним из элементов, связующих Римское государство, и освободил их от ряда ограничений, обязательных для других представителей чужих культов.
+
-
 
+
-
В 1 в. до н. э. евреи селились в основном на правом берегу реки Тибр, где образовался еврейский квартал. В 4 г. до н. э. 8 тыс. евреев Рима сопровождали по улицам города делегацию из Страны Израиля, приехавшую после смерти Ирода I просить сенат о низложении Идумейской династии.
+
-
 
+
-
В период принципата Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.) в городе существовали синагоги. По распоряжению Августа евреям ежемесячно выдавалось зерно, как и остальным жителям города; если это происходило в субботу, то для евреев выдачу переносили на следующий день.
+
-
 
+
-
Император  Тиберий в 19 г. распорядился закрыть синагоги и отправить четыре тысячи молодых евреев на военную службу на острове Сардиния; в 30 г. или 31 г. им разрешили вернуться, а синагоги вновь были открыты. В 49 г. император Клавдий распорядился изгнать некоторое число евреев из-за их частых столкновений с христианами, однако им тоже вскоре разрешили вернуться.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13523&query=РИМ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Рим"]</ref>
+
-
 
+
-
 
+
-
Примечания
+
-
{{Примечания}}
+
-
 
+
-
{{WikiCopyRight}}
+

Текущая версия на 21:38, 5 ноября 2013

  1. redirect ej:История еврейских общин вне Страны Израиля от III вв. до н. э. до разрушения Храма
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация