История еврейских общин вне Страны Израиля от III вв. до н. э. до разрушения Храма

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Вавилония)
(Крым и Приазовье)
Строка 111: Строка 111:
== Восточная Европа ==
== Восточная Европа ==
 +
=== Греция и острова Эгейского моря ===
 +
Появление на острове еврейской общины относится, вероятно, к началу 3 в. до н. э., когда Кипр, как и Страна Израиля, вошел в состав империи [Птолемеи|Птолемеев]. Достоверные данные о еврейской общине Кипра имеются с середины 2 в. до н. э.; Кипр был среди мест, куда в 139 г. до н. э. Рим, поддерживавший Иудею в ее борьбе с эллинистической Сирией, направил ноты с требованием уважать права местного еврейского населения (I Макк. 15:23).
 +
 +
О процветании еврейской общины Кипра gри Иоханане Гиркане I сообщает Иосиф Флавий (Древ. 13:284).
 +
 +
Внучка Ирода I Александра вышла замуж за Тимия, кипрского еврея знатного происхождения (Древ., 18:131). О существовании значительной еврейской общины на острове на рубеже нашей эры свидетельствует письмо Агриппы I к императору Калигуле, в котором Агриппа утверждает, что Иерусалим является столицей не только Иудеи, но и всех евреев, включая '''кипрских'''<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=12084&query=КИПР Электронная еврейская энциклопедия, статья "Кипр"]</ref>.
 +
 +
На существование значительной еврейской общины на Крите во 2 в. до н. э., возможно, указывает сообщение в Первой книге Маккавеев (15:23), что циркуляр римского консула Люция о возобновлении дружественного договора между Римом и Шимоном Хасмонеем был в 142 г. до н. э. направлен и в '''критский''' город Гортина. [[Филон Александрийский]] в I в. н. э. называет Крит в числе стран со значительным еврейским населением (Делегация к Гаю, 281).<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=12240&query=КРИТ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Крит"]</ref>
=== Крым и Приазовье ===
=== Крым и Приазовье ===
Евреи впервые появились на примыкающей к Черному и Азовскому морям территории Восточной Европы не позднее II—I веков до н. э. Они жили в греческих колониях и их разговорным языком был древнегреческий язык. Среди евреев были знатные горожане и воины (надгробная плита воина-еврея I века найдена в Тамани).<ref>[[История евреев в России]]</ref>
Евреи впервые появились на примыкающей к Черному и Азовскому морям территории Восточной Европы не позднее II—I веков до н. э. Они жили в греческих колониях и их разговорным языком был древнегреческий язык. Среди евреев были знатные горожане и воины (надгробная плита воина-еврея I века найдена в Тамани).<ref>[[История евреев в России]]</ref>

Версия 19:28, 28 мая 2010

Тип статьи: Регулярная статья



Содержание

Ближайшие страны ("Ближний Восток")

Египет

Евреи стали селиться в Александрии с начала 3 в. до н. э. (по Иосифу Флавию — еще со времен Александра Македонского). Два из пяти кварталов Александрии были населены евреями, и синагоги существовали во всех частях города.

Александрийские евреи занимались ремеслами и торговлей. Некоторые были очень богаты (ростовщики, купцы и сборщики налогов), но основная масса состояла из ремесленников. Евреи составляли автономную общину, возглавлявшуюся вначале наиболее почетными личностями из ее среды, затем — этнархами, а начиная со времен Августа, советом из 71 старейшины. Среди общинных учреждений следует упомянуть бет-дин и архион (то есть ведомство для составления документов).

После образования Египта Птолемеев (301 г. до н.э.) началась массовая иммиграция евреев в Египет: Птолемеи привлекали евреев в страну, предоставляя им благоприятные условия для занятий ремеслом, сельским хозяйством и торговлей и принимая их на государственную службу.

Птолемей I Сотер (323–283 гг. до н. э.) поселил в Египте евреев, взятых им в плен во время войны в Передней Азии; эти евреи несли платную военную службу, помогая держать в повиновении коренное население страны. С отступлением Птолемея I из Передней Азии многие евреи Эрец-Исраэль последовали за ним в Египет.

О роли евреев в экономике эллинистического Египта свидетельствуют папирусы Зенона, архив высокопоставленного египетского чиновника, посетившего также Страну Израиля.

В царствование Птолемея VI Филометора (181–145 гг. до н. э.) евреям была предоставлена земля для строительства в Леонтополисе храма Ониаса.

Основными занятиями евреев были военная и полицейская служба, сбор налогов, служба в административном и финансовом аппарате. Начиная со 2 в. до н. э. происходит быстрая эллинизация еврейского населения Египта: еврейские документы начинают писаться по-гречески (а не по-арамейски, как прежде). Пятикнижие было переведено на греческий язык в Александрии и читалось в синагогах в греческом переводе (см. Септуагинта).

В отличие от греков евреи не обладали «политеей» (полноправным гражданством) и пользовались лишь правом соблюдения законов своих предков.

В эпоху Птолемеев отношения между александрийскими евреями и правительством были обычно хорошими. Только дважды, в 145 г. и 88 г. до н. э., произошли незначительные стычки, очевидно, политического характера. Многие евреи даже приобрели александрийское гражданство.

К концу периода Птолемеев отношения начали постепенно ухудшаться, так как в борьбе греков за укрепление автономии полиса против абсолютистских тенденций монархов евреи приняли сторону последних. Именно в Египте (в 3 в. до н. э.) появился первый в истории антисемитский документ — сочинение эллинизированного египетского жреца Манефона (см. Антисемитизм).

После завоевания Египта Римом была распущена армия Птолемеев и изменена система взимания налогов. Евреи, занятые в этих сферах, потеряли источники доходов.

По словам еврейско-египетского философа Филона Александрийского, число евреев Египта в период римского владычества достигало миллиона.[1]

Новая администрация стремилась опираться на греческое население Египта, что привело к дальнейшему ухудшению отношений между греками и евреями. Население Египта было разделено римлянами на три класса, различавшихся не только статусом, но и размерами налогов. Египетские евреи, вместе с коренным населением страны, были отнесены к низшему классу, что явилось ударом по их престижу и положению в стране.

Евреи стали энергично добиваться гражданских прав. Однако александрийцы противились вступлению евреев в ряды граждан.

В 38 г. н. э. в царствование Калигулы в Александрии вспыхнули антиеврейские беспорядки, отчасти вследствие позиции, занятой римским губернатором. Многие евреи были убиты, их руководители — подвергнуты публичному бичеванию, греки осквернили синагоги и установили в них статуи императора; всем евреям было предписано проживать лишь в одном из кварталов Александрии, их дома были разграблены. К императору была направлена делегация евреев Александрии, однако Калигула с презрением отверг жалобы делегатов.

После убийства Калигулы в 41 г. александрийские евреи вооружились и напали на греков. Бунт был подавлен римлянами. Император Клавдий возвратил александрийским евреям их религиозные и национальные права, но запретил им добиваться расширения гражданских прав. В этот период в Египте был написан целый ряд антиеврейских сочинений, в частности сочинения Апиона (см. Иосиф Флавий).

В 66 г. под влиянием Иудейской войны александрийские евреи восстали против Рима. Их восстание было подавлено, и 50 тыс. евреев были убиты.

Ливан

После образования государства Селевкидов (конец IV в. до н.э.) евреи начали селиться в Ливане.[2]

В римское время, согласно Иосифу Флавию, в Тире существовала еврейская община, однако горожане были ярыми врагами евреев (Апион 1:70).[3]

К 1 в. н. э. еврейское население Сидона было столь значительно, что в 66 г., во время антиримского восстания в Иудее, сидоняне боялись напасть на евреев города (Война 2:479).[4]

Сирия

В 3–2 вв. до н. э. в Сирии существовали многочисленные и процветающие еврейские общины, регулярно посылавшие в Иерусалимский храм богатые пожертвования. Самой крупной из них была община города Антиохия (ныне Антакья, Турция) — столицы монархии Селевкидов. Согласно Иосифу Флавию, около 300 г. до н. э. основатель города Селевк I Никатор предоставил евреям Антиохии равные с греками гражданские права (Апион 2:39).

Репрессии против последователей иудаизма, развернутые Антиохом Эпифаном в Эрец-Исраэль, вероятно, затронули и еврейское население Сирии.

В 1 в. до н. э. – 1 в. н. э. еврейское население страны быстро увеличивалось, во многом за счет прозелитов: по свидетельствам современников, значительная часть жителей Сирии, включая даже некоторых римских наместников, находилась под сильным влиянием иудаизма.

Несмотря на это, с началом Иудейской войны I в ряде городов Сирии вспыхнули антиеврейские беспорядки; в Дамаске было вырезано все еврейское население, насчитывавшее, по свидетельству Иосифа Флавия, 10 500 человек (Война 2:561). Жители Антиохии просили императора Тита изгнать евреев из города и уничтожить записи их привилегий, однако эта просьба не была удовлетворена.[5]

Вавилония

Иосиф Флавий сообщает, что Александр Македонский подтвердил привилегии, данные евреям персами (Древ. 11:338).

С 323 г. до н. э. династия Селевкидов владела Месопотамией на протяжении двух столетий. Греки считали евреев лояльным меньшинством.

Еврейский отряд (около 220 г. до н. э.) участвовал в обороне Вавилонии против вторгшихся в нее галатов (II Макк. 8:20). Вавилонское еврейство не поддержало восстание Маккавеев в Иудее.

В 120 г. до н. э. Вавилония подпала под власть парфянской династии Аршакидов (250 г. до н. э. – 224 г. н. э.). Парфяне хорошо относились к евреям на протяжении всего периода своего владычества над Вавилонией, поскольку Иудея под властью Хасмонеев и Парфянская держава были союзниками против Селевкидов.

Сведения о евреях Вавилонии под властью Парфии сравнительно скудны. Известно, однако, что имелась верхушка еврейской знати, аккультурировавшаяся в парфянской среде, обладавшая солидными юридическими познаниями и пользовавшаяся уважением всего вавилонского еврейства. О традициях и культурной жизни еврейских масс, занимавшихся земледелием и торговлей, нет достаточно достоверных сведений. Все же есть веские основания полагать, что Иерусалимский храм продолжал быть в их глазах культовым центром.

Имеется много свидетельств о паломниках из Вавилонии в Иерусалим. Евреи Вавилони пользовались еврейским календарем, получаемым из Иерусалима. Иосиф Флавий сообщает (Древ. 18:314 и далее), что два брата-еврея основали «еврейское государство» в Вавилонии, существовавшее приблизительно с 20 до 35 гг. н. э.

По-видимому, евреи Вавилонии не проявляли сочувствия к восстанию евреев Иудеи против Рима в 67–70 гг.[6]

Африка

Еврейское население Киренаики, находившейся обычно под той же, что и Египет, властью, было тесно связано с египетским еврейством. Евреи жили преимущественно в главных городах Киренаики — Кирене и Беренике, но также и в сельских районах страны. Быстрым темпом шел рост еврейской общины в западной Африке.[7]

Западная Азия

Грузия

Упомянутые в "Картлис цховреба" еврейские поселения в Грузии, очевидно, пострадали при нашествии Александра Македонского. Однако пребывание евреев в Грузии продолжилось, что подтверждено археологическими раскопками.

Армения

Средневековый армянский историк Мовсес Хоренаци утверждает, что Тигран II Великий (140-55 гг. до н.э.) поселил многих иудейских пленников в городах Армении.

Среди вассальных царей, назначенных там римлянами, следует упомянуть представителей династии Ирода — Тиграна IV (примерно 6 г. н. э.) и Тиграна V (60–61 гг. н. э.) в Великой Армении и Аристобула в Малой Армении.[8]

Центральная Азия

Иран

В середине III века до н.э. Иран и восточные области империи Селевкидов были отбиты иранским племенем парфян. В новой иранской империи многочисленная еврейская община продолжала благополучно развиваться.

Иосиф Флавий писал в "Иудейских древностях", что «за Евфратом число евреев огромно и не поддается исчислению» (Древ. 11:133).

Бактрия и Согдиана (современные Узбекистан и Таджикистан)

По некоторым данным, евреи жили в Самарканде уже в 1 в. н. э.[9]

Восточная Азия

Индия

Согласно легенде общины индийских евреев Бней-Исраэль, их предки покинули Галилею из-за гонений во времена Антиоха Эпифана (175–164 гг. до н. э.) и потерпели кораблекрушение в Индийском океане. Семеро мужчин и семь женщин спаслись у берегов Конкана, приблизительно в 30 км к югу от Бомбея, и поселились там.

Бней-Исраэль жили в течение столетий в отрыве от других еврейских общин, но продолжали соблюдать некоторые основные еврейские традиции, например, субботний отдых, обряд обрезания, некоторые Посты и праздники, законы о кошерной пище, чтение молитвы Шма и другие.[10]

Также в это время в восточных районах Индии уже находился народ Бней-Менаше, ушедший из китайского плена на грани IV-III веков до н.э.[11]

Китай

По преданиям китайских евреев их единоверцы прибыли в Китай при династии Хань в I в. н. э., что не лишено вероятности, так как к этому времени был проложен торговый (так называемый шелковый) путь через Джунгарию и Восточный Туркестан в страны Средней Азии и Ближнего Востока.[12]

Восточная Европа

Греция и острова Эгейского моря

Появление на острове еврейской общины относится, вероятно, к началу 3 в. до н. э., когда Кипр, как и Страна Израиля, вошел в состав империи [Птолемеи|Птолемеев]. Достоверные данные о еврейской общине Кипра имеются с середины 2 в. до н. э.; Кипр был среди мест, куда в 139 г. до н. э. Рим, поддерживавший Иудею в ее борьбе с эллинистической Сирией, направил ноты с требованием уважать права местного еврейского населения (I Макк. 15:23).

О процветании еврейской общины Кипра gри Иоханане Гиркане I сообщает Иосиф Флавий (Древ. 13:284).

Внучка Ирода I Александра вышла замуж за Тимия, кипрского еврея знатного происхождения (Древ., 18:131). О существовании значительной еврейской общины на острове на рубеже нашей эры свидетельствует письмо Агриппы I к императору Калигуле, в котором Агриппа утверждает, что Иерусалим является столицей не только Иудеи, но и всех евреев, включая кипрских[13].

На существование значительной еврейской общины на Крите во 2 в. до н. э., возможно, указывает сообщение в Первой книге Маккавеев (15:23), что циркуляр римского консула Люция о возобновлении дружественного договора между Римом и Шимоном Хасмонеем был в 142 г. до н. э. направлен и в критский город Гортина. Филон Александрийский в I в. н. э. называет Крит в числе стран со значительным еврейским населением (Делегация к Гаю, 281).[14]

Крым и Приазовье

Евреи впервые появились на примыкающей к Черному и Азовскому морям территории Восточной Европы не позднее II—I веков до н. э. Они жили в греческих колониях и их разговорным языком был древнегреческий язык. Среди евреев были знатные горожане и воины (надгробная плита воина-еврея I века найдена в Тамани).[15]

Царь Агриппа I в письме Калигуле писал о евреях, живущих в греческих колониях Понта (т.е. Чёрного моря).[16]

Болгария (Фракия)

Древнейшие данные о евреях на территории нынешней Болгарии относятся к периоду правления Калигулы (37–41). Известно о наличии в это время еврейского населения в Македонии.[17]

Западная Европа

Италия

Первое упоминание о евреях в Риме — послах Иехуды Маккавея, заключивших с сенатом Римской республики договор, — относится к 161 г. до н. э.

Вероятно, еще раньше в Риме временно или постоянно проживали еврейские торговцы, приезжавшие сюда из Александрии.

Правители из династии Хасмонеев отправляли свои дипломатические миссии в Рим также в 146, 139 и 133 гг. до н. э.; видимо, в это время там проживало некоторое число евреев.

В 139 г. до н. э. из Рима изгнали всех евреев, не имевших римского гражданства. Следует предположить, что они поселились в ближайших окрестностях вне городской черты.

Ядром еврейской общины Рима стали пленники, которых Гней Помпей увел из завоеванной им в 63 г. до н. э. Страны Израиля. Многих из них выкупили единоверцы или отпустили на волю хозяева, недовольные их работой.

В 59 г. до н. э. Марк Туллий Цицерон говорил о том, что евреи заполняют римские суды.

Юлий Цезарь, считал евреев одним из элементов, связующих Римское государство, и освободил их от ряда ограничений, обязательных для других представителей чужих культов.

В 1 в. до н. э. евреи селились в основном на правом берегу реки Тибр, где образовался еврейский квартал. В 4 г. до н. э. 8 тыс. евреев Рима сопровождали по улицам города делегацию из Страны Израиля, приехавшую после смерти Ирода I просить сенат о низложении Идумейской династии.

В период принципата Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.) в городе существовали синагоги. По распоряжению Августа евреям ежемесячно выдавалось зерно, как и остальным жителям города; если это происходило в субботу, то для евреев выдачу переносили на следующий день.

Император Тиберий в 19 г. распорядился закрыть синагоги и отправить четыре тысячи молодых евреев на военную службу на острове Сардиния; в 30 г. или 31 г. им разрешили вернуться, а синагоги вновь были открыты. Часть евреев осталась на Сардинии, положив начало общине города Кальяри.[18]

В 49 г. император Клавдий распорядился изгнать некоторое число евреев из-за их частых столкновений с христианами, однако им тоже вскоре разрешили вернуться.[19]

Франция

Первые упоминания о пребывании евреев на территории Галлии (древнее название Франции) относятся к I в. н. э. Римский император Август отправил в ссылку в город Вьенн этнарха Архелая с несколькими приближенными. В 6 г. н. э. император Калигула послал в Лион Ирода Антипу.[20]


Примечания

  1. Электронная еврейская энциклопедия, статья "ИЗРАИЛЬ — НАРОД В ДИАСПОРЕ. РАННЯЯ ДИАСПОРА"
  2. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Ливан"
  3. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Тир"
  4. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Сидон"
  5. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Сирия"
  6. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Вавилония"
  7. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Израиль — народ в диаспоре. Ранняя диаспора"
  8. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Армения"
  9. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Самарканд"
  10. Электронная еврейская энциклопедия
  11. http://www.spectr.org/2002/044/temple.htm Александр ЛЕВИН Мы построим третий храм, «Спектр», февраль 2002 г.
  12. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Китайские евреи"
  13. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Кипр"
  14. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Крит"
  15. История евреев в России
  16. Herman Rosenthal, Isaac Broydé "BOSPORUS, CIMMERIAN" in A Jewish encyclopedia
  17. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Болгария"
  18. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Сардиния"
  19. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Рим"
  20. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Франция"

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация