История еврейских общин вне Страны Израиля от III вв. до н. э. до разрушения Храма

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 8.10.2010


Содержание

Ближайшие страны ("Ближний Восток")

Египет

Евреи стали селиться в Александрии с начала III в. до н. э. (по Иосифу Флавию — еще со времен Александра Македонского). Два из пяти кварталов Александрии были населены евреями, и синагоги существовали во всех частях города.

Александрийские евреи занимались ремеслами и торговлей. Некоторые были очень богаты (ростовщики, купцы и сборщики налогов), но основная масса состояла из ремесленников. Евреи составляли автономную общину, возглавлявшуюся вначале наиболее почетными личностями из ее среды, затем — этнархами, а начиная со времен Августа, советом из 71 старейшины. Среди общинных учреждений следует упомянуть бет-дин и архион (то есть ведомство для составления документов).

После образования Египта Птолемеев (301 г. до н.э.) началась массовая иммиграция евреев в Египет: Птолемеи привлекали евреев в страну, предоставляя им благоприятные условия для занятий ремеслом, сельским хозяйством и торговлей и принимая их на государственную службу.

Птолемей I Сотер (323–283 гг. до н. э.) поселил в Египте евреев, взятых им в плен во время войны в Передней Азии; эти евреи несли платную военную службу, помогая держать в повиновении коренное население страны. С отступлением Птолемея I из Передней Азии многие евреи Страны Израиля последовали за ним в Египет.

О роли евреев в экономике эллинистического Египта свидетельствуют папирусы Зенона, архив высокопоставленного египетского чиновника, посетившего также Страну Израиля.

В царствование Птолемея VI Филометора (181–145 гг. до н. э.) евреям была предоставлена земля для строительства в Леонтополисе храма Ониаса.

Основными занятиями евреев были военная и полицейская служба, сбор налогов, служба в административном и финансовом аппарате. Начиная со 2 в. до н. э. происходит быстрая эллинизация еврейского населения Египта: еврейские документы начинают писаться по-гречески (а не по-арамейски, как прежде). Тора была переведена на греческий язык в Александрии и читалась в синагогах в греческом переводе.

В отличие от греков евреи не обладали «политеей» (полноправным гражданством) и пользовались лишь правом соблюдения законов своих предков.

В эпоху Птолемеев отношения между александрийскими евреями и правительством были обычно хорошими. Только дважды, в 145 г. и 88 г. до н. э., произошли незначительные стычки, очевидно, политического характера. Многие евреи даже приобрели александрийское гражданство.

К концу периода Птолемеев отношения начали постепенно ухудшаться, так как в борьбе греков за укрепление автономии полиса против абсолютистских тенденций монархов евреи приняли сторону последних. Именно в Египте (в 3 в. до н. э.) появился первый в истории антисемитский документ — сочинение эллинизированного египетского жреца Манефона (см. Антисемитизм).

После завоевания Египта Римом была распущена армия Птолемеев и изменена система взимания налогов. Евреи, занятые в этих сферах, потеряли источники доходов.

По словам еврейско-египетского философа Филона Александрийского, число евреев Египта в период римского владычества достигало миллиона.[1]

Новая администрация стремилась опираться на греческое население Египта, что привело к дальнейшему ухудшению отношений между греками и евреями. Население Египта было разделено римлянами на три класса, различавшихся не только статусом, но и размерами налогов. Египетские евреи, вместе с коренным населением страны, были отнесены к низшему классу, что явилось ударом по их престижу и положению в стране.

Евреи стали энергично добиваться гражданских прав. Однако александрийцы противились вступлению евреев в ряды граждан.

В 38 г. н. э. в царствование Калигулы в Александрии вспыхнули антиеврейские беспорядки, отчасти вследствие позиции, занятой римским губернатором. Многие евреи были убиты, их руководители — подвергнуты публичному бичеванию, греки осквернили синагоги и установили в них статуи императора. Всем евреям было предписано проживать лишь в одном из кварталов Александрии, их дома были разграблены. К императору была направлена делегация евреев Александрии, однако Калигула с презрением отверг жалобы делегатов.

После убийства Калигулы в 41 г. александрийские евреи вооружились и напали на греков. Бунт был подавлен римлянами. Император Клавдий возвратил александрийским евреям их религиозные и национальные права, но запретил им добиваться расширения гражданских прав. В этот период в Египте был написан целый ряд антиеврейских сочинений, в частности сочинения Апиона (см. Иосиф Флавий).

В 66 г. под влиянием Иудейской войны александрийские евреи восстали против Рима. Их восстание было подавлено, и 50 тыс. евреев были убиты.

Ливан

После образования государства Селевкидов (конец IV в. до н.э.) евреи начали селиться в Ливане.[2]

В римское время, согласно Иосифу Флавию, в Тире существовала еврейская община, однако горожане были ярыми врагами евреев (Апион 1:70).[3]

К I в. н. э. еврейское население Сидона было столь значительно, что в 66 г., во время антиримского восстания в Иудее, сидоняне боялись напасть на евреев города (Война 2:479).[4]

Сирия

В III–II вв. до н. э. в Сирии существовали многочисленные и процветающие еврейские общины, регулярно посылавшие в Иерусалимский Храм богатые пожертвования. Самой крупной из них была община города Антиохия (ныне Антакья, Турция) — столицы монархии Селевкидов. Согласно Иосифу Флавию, около 300 г. до н. э. основатель города Селевк I Никатор предоставил евреям Антиохии равные с греками гражданские права (Апион 2:39).

Репрессии против последователей иудаизма, развернутые Антиохом Эпифаном в Стране Израиля, вероятно, затронули и еврейское население Сирии.

В I в. до н. э. – I в. н. э. еврейское население страны быстро увеличивалось, во многом за счет прозелитов: по свидетельствам современников, значительная часть жителей Сирии, включая даже некоторых римских наместников, находилась под сильным влиянием иудаизма.

Благодаря переходу в иудаизм в I в. н. э. правителей Адиабены удельный вес еврейского населения в районе Евфрата еще более увеличился.[5]

Несмотря на это, с началом Иудейской войны в ряде городов Сирии вспыхнули антиеврейские беспорядки. В Дамаске было вырезано все еврейское население, насчитывавшее, по свидетельству Иосифа Флавия, 10 500 человек (Война 2:561). Жители Антиохии просили императора Тита изгнать евреев из города и уничтожить записи их привилегий, однако эта просьба не была удовлетворена.[6]

Вавилония

Иосиф Флавий сообщает, что Александр Македонский подтвердил привилегии, данные евреям персами (Древ. 11:338).

С 323 г. до н. э. династия Селевкидов владела Месопотамией на протяжении двух столетий. Греки считали евреев лояльным меньшинством.

Еврейский отряд (около 220 г. до н. э.) участвовал в обороне Вавилонии против вторгшихся в нее галатов (II Макк. 8:20). Вавилонское еврейство не поддержало восстание Маккавеев в Иудее.

В 120 г. до н. э. Вавилония подпала под власть парфянской династии Аршакидов (250 г. до н. э. – 224 г. н. э.). Парфяне хорошо относились к евреям на протяжении всего периода своего владычества над Вавилонией, поскольку Иудея под властью Хасмонеев и Парфянская держава были союзниками против Селевкидов.

Сведения о евреях Вавилонии под властью Парфии сравнительно скудны. Известно, однако, что имелась верхушка еврейской знати, аккультурировавшаяся в парфянской среде, обладавшая солидными юридическими познаниями и пользовавшаяся уважением всего вавилонского еврейства. О традициях и культурной жизни еврейских масс, занимавшихся земледелием и торговлей, нет достаточно достоверных сведений. Все же есть веские основания полагать, что Иерусалимский Храм продолжал быть в их глазах культовым центром.

Имеется много свидетельств о паломниках из Вавилонии в Иерусалим. Евреи Вавилонии пользовались еврейским календарем, получаемым из Иерусалима. Иосиф Флавий сообщает (Древ. 18:314 и далее), что два брата-еврея основали «еврейское государство» в Вавилонии, существовавшее приблизительно с 20 до 35 гг. н. э.

По-видимому, евреи Вавилонии не проявляли сочувствия к восстанию евреев Иудеи против Рима в 67–70 гг.[7]

Аравия

О существовании здесь еврейских поселений на рубеже н. э. и в первые вв. н. э. говорят еврейские имена собственные и обозначение ряда упоминаемых лиц как евреев в арамейских, набатейских и лихьянских надписях этого периода, обнаруженных в местностях Хиджре (Мада‘ин Салих), Дедан (ал-Ула) и Тайма.

Существование еврейского поселения в Хиджре в I в. до н. э. подтверждается и тем, что римский полководец Марк Элий Галл нашел в этом городе евреев, когда он остановился в нем во время своего похода на Йемен в 25 г. до н. э. Еврейский отряд, который Ирод послал Галлу, должен был служить в этом походе связующим звеном между римским войском и еврейскими общинами Аравийского полуострова.[8]

После разгрома в Наджране экспедиционного корпуса Марка Элия Галла там обосновались уцелевшие воины еврейского отряда (500 человек из личной гвардии Ирода I; Флавий, Древ. 15:317).[9]

Они присоединились к еврейской общине, уже присутствовавшей в Йемене.

Согласно талмудической литературе, евреи жили в Бахрейне с древних времен.[10]

Африка

Еврейское население Киренаики, находившейся обычно под той же, что и Египет, властью, было тесно связано с египетским еврейством. Евреи жили преимущественно в главных городах Киренаики — Кирене и Беренике, но также и в сельских районах страны. Быстрым темпом шел рост еврейской общины в западной Африке.[11]

Киренаика (Ливия)

Первые упоминания о пребывании евреев в Ливии (Кирене) относятся ко времени Птолемеев (конец IV в. до н. э.), селивших еврейских военных колонистов на царских землях возле важнейших городов страны (Кирена, Теучерий и других). В 88 г. до н. э. евреи Кирены вслед за общинами Александрии и Антиохии были втянуты в конфликт с греческими общинами.

В первое столетие после присоединения Кирены к Риму (74 г. до н. э.) евреи Ливии достигли значительного материального процветания. Они были главным образом крестьянами, гончарами, каменотесами, литейщиками, а также купцами и моряками в портовых городах Береника (Бенгази), Аполлония и Птолемаида. Евреи Ливии поддерживали тесные религиозные, культурные и торговые связи с Иудеей, некоторые из них участвовали в Иудейской войне.

Хотя еврейская аристократия Ливии подвергалась усиленной эллинизации, основная масса евреев имела юридический статус иностранцев, и их взаимоотношения с греками были напряженными. Например, евреи обращались к Августу за подтверждением права жертвования в пользу Иерусалимского храма, так как этому противились греческие городские власти.[12]

Тунис

Древнейшая в Северной Африке еврейская община на острове Джерба существовала со времён финикийской колонизации. В позднеантичное время она вела нормальное существование.

Археологи находят следы пребывания евреев в городе Тунисе после его завоевания римлянами (146 г. до н. э.) и последующего восстановления после смерти Юлия Цезаря в I в. до н.э.[13]

Алжир

Продолжали существовать еврейские колонии, основанные Птолемеем Сотером.[14]

Марокко

Евреи жили в Марокко ещё в финикийских колониях, в период Первого Храма. При господстве римлян (со II в. до н. э.) численность евреев Марокко увеличилась, выросло их благосостояние.[15]

Археологические находки позволяют предположить, что евреи жили в Танжере еще в античные времена.

Эфиопия

Со II в. до н. э. в Северной Эфиопии существовала крупная Аксумская держава, на территории которой было распространено влияние иудаизма.[16]

Время поселения эфиопских евреев в Эфиопии не установлено. Согласно эфиопской легенде, основателем правившей в Эфиопии «Соломоновой династии» был Менелик I, сын царя Соломона и царицы Савской Меакеды. Когда Менелик после помазания на царство в Иерусалимском храме отбыл на родину (Саба располагалась на юге Аравийского полуострова, а в Эфиопии находились лишь ее колонии), его сопровождали Азария, сын первосвященника Цадока, и 12 старейшин с семьями. Эфиопские евреи считают себя потомками этих знатных людей Иерусалима.

Согласно научным теориям, разделяемым большей частью этнографов и историков, еврейская религия распространялась в Эфиопии евреями — жителями Южной Аравии, хотя она могла дойти до них и через Египет, или даже благодаря евреям, осевшим в Эфиопии и со временем ассимилировавшимся среди местного населения.[17]

Западная Азия

Малая Азия (Анатолия)

В конце третьего века до н.э. Антиох III приказал переселить 2000 еврейских семей из Вавилонии во Фригию и Лидию с тем чтобы расселить их в укрепленных городах как гарнизоны. Первые синагоги в Малой Азии, по-видимому, построены в то время.

В 107 году до н.э. часть еврейской общины Мерсина, города на южном побережье Малой Азии, была переселена в район Босфора понтийским царём Митридатом IV.[18]

Важные данные о распределении евреев в Малой Азии сохранились в римской циркуляр от 139 г. до н.э. эллинистическим городам и государствам. Он упоминает Карию, Памфилию и Ликию в качестве мест еврейского поселения(I МАКК. 15:23). Отчет Цицерона о конфискации денег, которые евреи Пергама, Адрамитиона, Лаодикии и Апамеи собрали для Храма в Иерусалиме во время губернаторства Л. Валерия Флакка, предоставляет дополнительные данные о распространении евреев в Малой Азии.

Филон Александрийский свидетельствует, что в свое время в Малой Азии, как и в Сирии, было много евреев.

Но наиболее обширная и подробная информация о еврейских поселений в Малой Азии содержится в многочисленных надписях и документах, содержащихся у Иосифа Флавия в "Иудейских древностях" (книга 14), и в перечислении еврейских общин в Новом Завете - в Деяниях и Посланиях Павла. В соответствии с этими записями, евреи поселились в следующих регионах Малой Азии: Ионии, Мизии, Лидии, Карии, Ликии, Фригии, Ликаонии, Каппадокии, Галатии, Вифинии, Пафлагонии, Писидии, Киликии и других местностях.

Можно предположить, что евреи в городах Малой Азии не обладали всей полнотой гражданства, хотя, возможно, многие люди пользовались особым статусом. Иосиф Флавий утверждает, что Селевк I Никатор(305-280 до н.э.) уже дал евреям равные права. Но, когда еврейское население выросло в городах Ионии и в других регионах, враждебность греков возросла. В 14 г. до н.э. евреи Ионии обратились к Марку Випсанию Агриппе с просьбой подтвердить их особые привилегии. В результате заступничества Ирода, который гостил у Агриппы в то время, эти права были подтверждены. В связи с этим многочисленные документы, собранные в "Иудейских древностях" Иосифа Флавия имеют большое значение. Они включают в себя защиту еврейской религии от нападок со стороны не-евреев в диаспоре, а также резолюции греческих городов (Сарды, Галикарнас) о необходимости гарантировать евреям их религиозные права.

Существует основание полагать, что еврейское влияние в Малой Азии был значительным. Иудаизм привлекал массы язычников. Существует убедительное доказательство этого в Арамее, жители которой соединяли библейскую историю о всемирном потопе с легендой, связанной с их городом, и чеканили Ноев ковчег на монетах. Еврейские обычаи стали популярны во всем городах Малой Азии. Иосиф Флавий сообщает, что зажигание субботних огней было обычным среди язычников. Многие посещали синагоги по субботам и праздникам. Движение верующих в Верховного Бога "богобоязненных" (σεβόμενοι, φοβούμενοι τὸν θεόν) было очень популярно в Малой Азии, и многие группы язычников практиковали культ "Всевышнего Бога", не отказываясь от своей религии. Тот факт, что евреи были также заметно активны в муниципальных органах власти свидетельствует об их крепком экономическом и социальном положении в Малой Азии.[19]

Грузия

Упомянутые в "Картлис цховреба" еврейские поселения в Грузии, очевидно, пострадали при нашествии Александра Македонского. Однако пребывание евреев в Грузии продолжилось, что подтверждено археологическими раскопками.

Армения

Средневековый армянский историк Мовсес Хоренаци утверждает, что Тигран II Великий (140-55 гг. до н.э.) поселил многих иудейских пленников в городах Армении.

Среди вассальных царей, назначенных там римлянами, следует упомянуть представителей династии Ирода — Тиграна IV (примерно 6 г. н. э.) и Тиграна V (60–61 гг. н. э.) в Великой Армении и Аристобула в Малой Армении.[20]

Центральная Азия

Иран

В середине III века до н.э. Иран и восточные области империи Селевкидов были отбиты иранским племенем парфян. В новой иранской империи многочисленная еврейская община продолжала благополучно развиваться.

Иосиф Флавий писал в "Иудейских древностях", что «за Евфратом число евреев огромно и не поддается исчислению» (Древ. 11:133).

Бактрия и Согдиана (современные Узбекистан и Таджикистан)

По некоторым данным, евреи жили в Самарканде уже в 1 в. н. э.[21]

Восточная Азия

Индия

Согласно легенде общины индийских евреев Бней-Исраэль, их предки покинули Галилею из-за гонений во времена Антиоха Эпифана (175–164 гг. до н. э.) и потерпели кораблекрушение в Индийском океане. Семеро мужчин и семь женщин спаслись у берегов Конкана, приблизительно в 30 км к югу от Бомбея, и поселились там.

Бней-Исраэль жили в течение столетий в отрыве от других еврейских общин, но продолжали соблюдать некоторые основные еврейские традиции, например, субботний отдых, обряд обрезания, некоторые Посты и праздники, законы о кошерной пище, чтение молитвы Шма и другие.[22]

Также в это время в восточных районах Индии уже находился народ Бней-Менаше, ушедший из китайского плена на грани IV-III веков до н.э.[23]

Китай

Китайцы называют евреев "Tяо Киу Kьяоу" ("Секта которая удаляет жилы", по Gen. xxxii. 33), и это название само, как характеристика евреев, свидетельствует о глубокой древности. Раввинский иудаизм предложил бы китайцам более отличительные особенности евреев.

Множество доказательств древности еврейских поселений в Китае можно найти в своеобразных обрядах, сохранившийся в их синагогах.

Действительно, все факты свидетельствуют о долгом и своеобразном развитии религиозной и общественной жизни евреев в Китае, начало которой вряд ли было позднее первого века.

По преданиям китайских евреев, собранных отцом Бротье (Brotier),[24] их единоверцы впервые прибыли в Китай при императоре Хань Мин-ди (58-76 гг н. э.).[25]

Некий Сулейман (еврейский путешественник девятого века) также утверждал, что они пришли в 65 году н. э.[26]

Это не лишено вероятности, так как к этому времени был проложен торговый (так называемый шелковый) путь через Джунгарию и Восточный Туркестан в страны Средней Азии и Ближнего Востока.[27]

Восточная Европа

Греция (материковая, острова Эгейского моря и Малая Азия)

Появление на острове еврейской общины относится, вероятно, к началу III в. до н. э., когда Кипр, как и Страна Израиля, вошел в состав империи [Птолемеи|Птолемеев]. Достоверные данные о еврейской общине Кипра имеются с середины II в. до н. э.; Кипр был среди мест, куда в 139 г. до н. э. Рим, поддерживавший Иудею в ее борьбе с эллинистической Сирией, направил ноты с требованием уважать права местного еврейского населения (I Макк. 15:23).

О процветании еврейской общины Кипра при Иоханане Гиркане I сообщает Иосиф Флавий (Древ. 13:284).

По некоторым данным, уже в 140 г. до н. э., когда город находился под властью римлян, в Салониках жили евреи, главным образом выходцы из Александрии.[28]

По данным приблизительно 142 г. до н. э., еврейские общины в Греции существовали во многих центрах страны (Спарта, Сикион, острова Самос, Делос, Родос, Кос, Крит; I Макк. 15:23). Из этих общин вышли еврейско-греческие историки Евполемий (II в. до н. э.), Аристей (II в. – начало I в. до н. э.), Деметрий (III в. до н. э.), Артапан (II в. до н. э.), автор греческих трагедий на библейские темы Иехезкель (II в. до н. э.), философ Аристобул Панейский (первая половина II в. до н. э.). В перечне еврейских общин Греции, составленной Филоном Александрийским, упоминаются Фессалия, Беотия, Македония, Этолия, Аттика, Аргос и Коринф.[29]

На существование значительной еврейской общины на Крите во II в. до н. э., возможно, указывает сообщение в Первой книге Маккавеев (15:23), что циркуляр римского консула Люция о возобновлении дружественного договора между Римом и Шимоном Хасмонеем был в 142 г. до н. э. направлен и в критский город Гортина. Филон Александрийский в I в. н. э. называет Крит в числе стран со значительным еврейским населением (Делегация к Гаю, 281).[30]

В начале н.э. существовали еврейской общины на Саламине, в Коринфе, Афинах, на Делосе и т.д.; в Антиохии (Писидийской), Иконии, Смирне, Эфесе и других известных городах на средиземноморском побережье и в Малой Азии.[31]

Внучка Ирода I Александра вышла замуж за Тимия, кипрского еврея знатного происхождения (Древ., 18:131). О существовании значительной еврейской общины на острове на рубеже н.э. свидетельствует письмо Агриппы I к императору Калигуле, в котором Агриппа утверждает, что Иерусалим является столицей не только Иудеи, но и всех евреев, включая кипрских[32].

Наиболее ранние данные о еврейской общине Афин относятся к началу I в. н. э. Это были богатые купцы, поселившиеся в городе.[33]

По некоторым данным, уже в 140 г. до н. э., когда город находился под властью римлян, в Салониках жили евреи, главным образом выходцы из Александрии.[34]

Селевк Никатор (356(?) — 281 до н. э.) предоставил евреям привилегию натурализации во всех его новых колоний, с правами граждан; ... Антиох Великий (241 — 187 до н. э.) определил их плантаторами и сборщиками налогов в Лидии и Фригии с предоставлением свободы осуществления ими своих обычаев ("Ant. XII. 3, § 4 [сомнительно]). Существует основание полагать, что цари Пергама руководствовались аналогичными принципами, в противном случае было бы трудно объяснить быстрый рост еврейских общин в городах Ионии.[35]

Крым и Приазовье

Территория вокруг Керченского пролива (Босфора Киммерийского, не путать с Босфором Фракийским между Чёрным и Мраморным морями) в древности называлась Босфорским царством, или Босфором (Боспором).

Евреи впервые появились в Босфоре в начале IV века до н.э.. Они жили в греческих колониях и их разговорным языком был древнегреческий язык. Это было установлено археологом А.Л. Погодиным в ходе раскопок и доложено 12 января 1901 в Императорском Русском Географическом обществе.

Другие надписи, найденные им, показывают, что в I веке до н.э. евреи основали в Босфоре колонии самостоятельно. В документах и надгробных надписях III века н.э. найдены еврейские религиозные символы. [36]

Царь Агриппа I в письме Калигуле писал о евреях, живущих в греческих колониях Понта (т.е. Чёрного моря) (Philo, "Legatio ad Cajum").

Среди греческих надписей, найденных в 1830 году на берегах Босфора, были два особо важные для истории еврейского поселения в этой греческие колонии.

Одно из них, найденное в Пантикапее (современная Керчь), датированное 377 годом Босфорского летоисчисления (81 год н.э.), является декларацией об освобождении еврейкой по имени имени Креста её раба Ираклия. Документ, вероятно, был составлен в синагоге Пантикапея.

Второй, найденный в Горгиппии и датированный 338 годом Босфорского летоисчисления (41 год н.э.), явно написан язычником, но использование имени библейского Бога в заголовке показывает степень влияния евреев на своих сограждан.[37]

Среди евреев были знатные горожане и воины (надгробная плита воина-еврея I века найдена в Тамани).[38]

Болгария (Фракия)

Древнейшие данные о евреях на территории нынешней Болгарии относятся к периоду правления Калигулы (37–41). Известно о наличии в это время еврейского населения в Македонии.[39]

Западная Европа

Италия

Первое упоминание о евреях в Риме — послах Иехуды Маккавея, заключивших с сенатом Римской республики договор, — относится к 161 г. до н. э.

Вероятно, еще раньше в Риме временно или постоянно проживали еврейские торговцы, приезжавшие сюда из Александрии.

Правители из династии Хасмонеев отправляли свои дипломатические миссии в Рим также в 146, 139 и 133 гг. до н. э.; видимо, в это время там проживало некоторое число евреев.

В 139 г. до н. э. из Рима изгнали всех евреев, не имевших римского гражданства. Следует предположить, что они поселились в ближайших окрестностях вне городской черты.

Ядром еврейской общины Рима стали пленники, которых Гней Помпей увел из завоеванной им в 63 г. до н. э. Страны Израиля. Многих из них выкупили единоверцы или отпустили на волю хозяева, недовольные их работой.

В 59 г. до н. э. Марк Туллий Цицерон говорил о том, что евреи заполняют римские суды.

Юлий Цезарь, считал евреев одним из элементов, связующих Римское государство, и освободил их от ряда ограничений, обязательных для других представителей чужих культов.

В I в. до н. э. евреи селились в основном на правом берегу реки Тибр, где образовался еврейский квартал. В 4 г. до н. э. 8 тыс. евреев Рима сопровождали по улицам города делегацию из Страны Израиля, приехавшую после смерти Ирода I просить сенат о низложении Идумейской династии.

В период принципата Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.) в городе существовали синагоги. По распоряжению Августа евреям ежемесячно выдавалось зерно, как и остальным жителям города; если это происходило в субботу, то для евреев выдачу переносили на следующий день.

Император Тиберий в 19 г. распорядился закрыть синагоги и отправить четыре тысячи молодых евреев на военную службу на острове Сардиния; в 30 г. или 31 г. им разрешили вернуться, а синагоги вновь были открыты. Часть евреев осталась на Сардинии, положив начало общине города Кальяри.[40]

В 49 г. император Клавдий распорядился изгнать некоторое число евреев из-за их частых столкновений с христианами, однако им тоже вскоре разрешили вернуться.[41]

По археологическим данным, евреи жили на Сицилии (в частности, в городах Палермо, Катания и Сиракузы) уже в I в. н. э., когда остров входил в состав Римской империи. Здесь родился выдающийся литературный критик, ритор и историк Цецилий из Калакте (I в. н. э.).[42]

Мальта

В Рабате и Табье найдены резные изображения меноры и надписи на греческом языке, характерные для периода эллинизма. Это свидетельствует о существовании там еврейской общины в греческие и римские времена.[43]

Франция

Первые упоминания о пребывании евреев на территории Галлии (древнее название Франции) относятся к I в. н. э. Римский император Август отправил в ссылку в город Вьенн этнарха Архелая с несколькими приближенными. В 6 г. н. э. император Калигула послал в Лион Ирода Антипу.[44]

Испания

Надгробные и другие надписи свидетельствуют о присутствии евреев в Испании, возможно, уже в I в. н. э. или ранее того.[45]

Северо-Западная Европа

Евреи пришли в Бельгию по пути римских легионов в 53-57 годах н.э.[46]

Источники

  • Электронная еврейская энциклопедия
  • Jewish Virtual Library
  • Jewish Encyclopedia
  • Ашик, Босфорское царство, стр. 92-93;
  • "Будущность", 1901, № 3
  • Гаркави А.Я., Об языке евреев, etc., стр. 51-53;
  • Grätz, Gesch. der Juden, 3d ed., v. 188, 189.H. R.
  • idem, Gesch. 3d ed., iii. 18;
  • idem, in Ha-Karmel, iv., Nos. 31, 43; v., Nos. 2, 3, 9, 10;
  • Jerome, Opera, vi. 143;
  • Latyschew, Inscriptiones Antiquœ Orœ Septentrionalis Ponti Euxini Grœcœ et Latinœ, 1890, ii., No. 52;
  • Schürer, Die Juden im Bosporanischen Reiche, in Sitzungsberichte der Berliner Akademie, 1897, pp. 200-225;

Примечания

  1. Электронная еврейская энциклопедия, статья "ИЗРАИЛЬ — НАРОД В ДИАСПОРЕ. РАННЯЯ ДИАСПОРА"
  2. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Ливан"
  3. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Тир"
  4. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Сидон"
  5. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Израиль — народ в диаспоре. Ранняя диаспора"
  6. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Сирия"
  7. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Вавилония"
  8. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Аравийский полуостров"
  9. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Йемен"
  10. Ariel Scheib "Bahrain" in Jewish Virtual Library на основании “The Jews of Bahrain”
  11. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Израиль — народ в диаспоре. Ранняя диаспора"
  12. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Ливия"
  13. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Тунис"
  14. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Алжир"
  15. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Марокко"
  16. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Эфиопия"
  17. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Эфиопские евреи"
  18. "MERSIN" in Jewish Virtual Library
  19. "ASIA MINOR" in Jewish Virtual Library
  20. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Армения"
  21. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Самарканд"
  22. Электронная еврейская энциклопедия
  23. Александр ЛЕВИН Мы построим третий храм, «Спектр», февраль 2002 г.
  24. Tobar, "Inscrip. Juives de Kai-Fung-Fu," стр. 90
  25. Möllendorf, в "Monatsschrift", 1895, стр. 329
  26. Kaufmann Kohler, Richard Gottheil, Henri Cordier, Executive Committee of the Editorial Board. China in Jewish Encyclopedia
  27. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Китайские евреи"
  28. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Салоники"
  29. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Греция"
  30. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Крит"
  31. Cyrus Adler, M. Grunwald, Louis Ginzberg, Lewis N. Dembitz, Richard Gottheil COMMUNITY, ORGANIZATION OF. From Jewish Encyclopedia
  32. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Кипр"
  33. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Афины"
  34. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Салоники"
  35. Richard Gottheil, Théodore Reinach DIASPORA. From Jewish Encyclopedia
  36. ("Будущность", 1901, № 3, стр. 46)
  37. Herman Rosenthal, Isaac Broydé "BOSPORUS, CIMMERIAN" in A Jewish encyclopedia
  38. История евреев в России
  39. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Болгария"
  40. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Сардиния"
  41. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Рим"
  42. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Сицилия"
  43. The Virtual Jewish History Tour Malta
  44. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Франция"
  45. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Испания"
  46. Jewish Virtual Library, "Belgium" by Alden Oreck на основании Encyclopedia Judaica

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация