История еврейских общин вне Страны Израиля от III вв. до н. э. до разрушения Храма

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья



Содержание

Ближайшие страны ("Ближний Восток")

Египет

Евреи стали селиться в Александрии с начала 3 в. до н. э. (по Иосифу Флавию — еще со времен Александра Македонского). Два из пяти кварталов Александрии были населены евреями, и синагоги существовали во всех частях города.

Александрийские евреи занимались ремеслами и торговлей. Некоторые были очень богаты (ростовщики, купцы и сборщики налогов), но основная масса состояла из ремесленников. Евреи составляли автономную общину, возглавлявшуюся вначале наиболее почетными личностями из ее среды, затем — этнархами, а начиная со времен Августа, советом из 71 старейшины. Среди общинных учреждений следует упомянуть бет-дин и архион (то есть ведомство для составления документов).

После образования Египта Птолемеев (301 г. до н.э.) началась массовая иммиграция евреев в Египет: Птолемеи привлекали евреев в страну, предоставляя им благоприятные условия для занятий ремеслом, сельским хозяйством и торговлей и принимая их на государственную службу.

Птолемей I Сотер (323–283 гг. до н. э.) поселил в Египте евреев, взятых им в плен во время войны в Передней Азии; эти евреи несли платную военную службу, помогая держать в повиновении коренное население страны. С отступлением Птолемея I из Передней Азии многие евреи Эрец-Исраэль последовали за ним в Египет.

О роли евреев в экономике эллинистического Египта свидетельствуют папирусы Зенона, архив высокопоставленного египетского чиновника, посетившего также Эрец-Исраэль.

В царствование Птолемея VI Филометора (181–145 гг. до н. э.) евреям была предоставлена земля для строительства в Леонтополисе храма Ониаса.

Основными занятиями евреев были военная и полицейская служба, сбор налогов, служба в административном и финансовом аппарате. Начиная со 2 в. до н. э. происходит быстрая эллинизация еврейского населения Египта: еврейские документы начинают писаться по-гречески (а не по-арамейски, как прежде). Пятикнижие было переведено на греческий язык в Александрии и читалось в синагогах в греческом переводе (см. Септуагинта).

В отличие от греков евреи не обладали «политеей» (полноправным гражданством) и пользовались лишь правом соблюдения законов своих предков.

В эпоху Птолемеев отношения между александрийскими евреями и правительством были обычно хорошими. Только дважды, в 145 г. и 88 г. до н. э., произошли незначительные стычки, очевидно, политического характера. Многие евреи даже приобрели александрийское гражданство.

К концу периода Птолемеев отношения начали постепенно ухудшаться, так как в борьбе греков за укрепление автономии полиса против абсолютистских тенденций монархов евреи приняли сторону последних. Именно в Египте (в 3 в. до н. э.) появился первый в истории антисемитский документ — сочинение эллинизированного египетского жреца Манефона (см. Антисемитизм).

После завоевания Египта Римом была распущена армия Птолемеев и изменена система взимания налогов. Евреи, занятые в этих сферах, потеряли источники доходов.

Новая администрация стремилась опираться на греческое население Египта, что привело к дальнейшему ухудшению отношений между греками и евреями. Население Египта было разделено римлянами на три класса, различавшихся не только статусом, но и размерами налогов. Египетские евреи, вместе с коренным населением страны, были отнесены к низшему классу, что явилось ударом по их престижу и положению в стране.

Евреи стали энергично добиваться гражданских прав. Однако александрийцы противились вступлению евреев в ряды граждан.

В 38 г. н. э. в царствование Калигулы в Александрии вспыхнули антиеврейские беспорядки, отчасти вследствие позиции, занятой римским губернатором. Многие евреи были убиты, их руководители — подвергнуты публичному бичеванию, греки осквернили синагоги и установили в них статуи императора; всем евреям было предписано проживать лишь в одном из кварталов Александрии, их дома были разграблены. К императору была направлена делегация евреев Александрии, однако Калигула с презрением отверг жалобы делегатов.

После убийства Калигулы в 41 г. александрийские евреи вооружились и напали на греков. Бунт был подавлен римлянами. Император Клавдий возвратил александрийским евреям их религиозные и национальные права, но запретил им добиваться расширения гражданских прав. В этот период в Египте был написан целый ряд антиеврейских сочинений, в частности сочинения Апиона (см. Иосиф Флавий).

В 66 г. под влиянием Иудейской войны александрийские евреи восстали против Рима. Их восстание было подавлено, и 50 тыс. евреев были убиты.

Ливан

После распада македонской империи и образования государства Селевкидов (конец IV в. до н.э.) евреи начали селиться в Ливане.[1]

В римское время, согласно Иосифу Флавию, в Тире существовала еврейская община, однако горожане были ярыми врагами евреев (Апион 1:70).[2]

К 1 в. н. э. еврейское население Сидона было столь значительно, что в 66 г., во время антиримского восстания в Иудее, сидоняне боялись напасть на евреев города (Война 2:479).[3]

Сирия

В 3–2 вв. до н. э. в Сирии существовали многочисленные и процветающие еврейские общины, регулярно посылавшие в Иерусалимский храм богатые пожертвования. Самой крупной из них была община города Антиохия (ныне Антакья, Турция) — столицы монархии Селевкидов. Согласно Иосифу Флавию, около 300 г. до н. э. основатель города Селевк I Никатор предоставил евреям Антиохии равные с греками гражданские права (Апион 2:39).

Репрессии против последователей иудаизма, развернутые Антиохом Эпифаном в Эрец-Исраэль, вероятно, затронули и еврейское население Сирии.

В 1 в. до н. э. – 1 в. н. э. еврейское население страны быстро увеличивалось, во многом за счет прозелитов: по свидетельствам современников, значительная часть жителей Сирии, включая даже некоторых римских наместников, находилась под сильным влиянием иудаизма.

Несмотря на это, с началом Иудейской войны I в ряде городов Сирии вспыхнули антиеврейские беспорядки; в Дамаске было вырезано все еврейское население, насчитывавшее, по свидетельству Иосифа Флавия, 10 500 человек (Война 2:561). Жители Антиохии просили императора Тита изгнать евреев из города и уничтожить записи их привилегий, однако эта просьба не была удовлетворена.[4]

Восточная Европа

Западная Европа

Италия

Первое упоминание о евреях в Риме — послах Иехуды Маккавея, заключивших с сенатом Римской республики договор, — относится к 161 г. до н. э.

Вероятно, еще раньше в Риме временно или постоянно проживали еврейские торговцы, приезжавшие сюда из Александрии.

Правители из династии Хасмонеев отправляли свои дипломатические миссии в Рим также в 146, 139 и 133 гг. до н. э.; видимо, в это время там проживало некоторое число евреев.

В 139 г. до н. э. из Рима изгнали всех евреев, не имевших римского гражданства. Следует предположить, что они поселились в ближайших окрестностях вне городской черты.

Ядром еврейской общины Рима стали пленники, которых Гней Помпей увел из завоеванной им в 63 г. до н. э. Страны Израиля. Многих из них выкупили единоверцы или отпустили на волю хозяева, недовольные их работой.

В 59 г. до н. э. Марк Туллий Цицерон говорил о том, что евреи заполняют римские суды.

Юлий Цезарь, считал евреев одним из элементов, связующих Римское государство, и освободил их от ряда ограничений, обязательных для других представителей чужих культов.

В 1 в. до н. э. евреи селились в основном на правом берегу реки Тибр, где образовался еврейский квартал. В 4 г. до н. э. 8 тыс. евреев Рима сопровождали по улицам города делегацию из Страны Израиля, приехавшую после смерти Ирода I просить сенат о низложении Идумейской династии.

В период принципата Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.) в городе существовали синагоги. По распоряжению Августа евреям ежемесячно выдавалось зерно, как и остальным жителям города; если это происходило в субботу, то для евреев выдачу переносили на следующий день.

Император Тиберий в 19 г. распорядился закрыть синагоги и отправить четыре тысячи молодых евреев на военную службу на острове Сардиния; в 30 г. или 31 г. им разрешили вернуться, а синагоги вновь были открыты. В 49 г. император Клавдий распорядился изгнать некоторое число евреев из-за их частых столкновений с христианами, однако им тоже вскоре разрешили вернуться.[5]


Примечания

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация