История еврейских общин в Восточной Европе в XI - XV веках

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(В Литве)
(В Руси)
Строка 72: Строка 72:
== В Руси ==
== В Руси ==
-
См. [[История еврейских общин в Руси в XI - XV веках]]  
+
См. '''[[История еврейских общин в Руси в XI - XV веках]]'''
Территория средневековой Руси с XI века стала практически централизованной державой - Киевской Русью, части которой имели разную степень автономии. После [[Чингисхан|нашествия монголов]] в XIII веке юго-западная часть Руси (территория современных Украины и Белоруссии) постепенно вошла в состав Великого княжества Литовского. После этого история еврейских общин этих местностей стала частью истории еврейских общин Литвы.
Территория средневековой Руси с XI века стала практически централизованной державой - Киевской Русью, части которой имели разную степень автономии. После [[Чингисхан|нашествия монголов]] в XIII веке юго-западная часть Руси (территория современных Украины и Белоруссии) постепенно вошла в состав Великого княжества Литовского. После этого история еврейских общин этих местностей стала частью истории еврейских общин Литвы.

Версия 09:48, 30 сентября 2011

Содержание

В Польше

См. История еврейских общин в Польше в XI - XV веках, Польша - еврейская община

Поселение евреев в Польше

Первые евреи - раданиты - прибыли на территорию современной Польши в IX-X веках, проходя по торговым путям, ведущим из Испании и Франции к Киеву и Бухаре. Некоторые из них оставались надолго. Первое реальное упоминание в польской хронике - под XI веком - о евреях в Гнезно, в то время столице Польского королевства. Первая постоянная еврейская община упомянута в 1085 году еврейским ученым Йегудой hа-Коэном в городе Пшемысль.[1]

В 1098 году в Польше поселились евреи из Чехии и других европейских стран, бежавшие от преследований во время первого крестового похода. Король Болеслав III рассчитывал на них для развития экономики страны. Евреи образовали средний класс польского общества, состоявшего до того только из крестьян и феодалов.

Файл:Reception oh Jews in Poland 1096.JPG
Приём евреев в Польше в 1096 году. Картина Яна Матейко

В Силезии в XII–XIII вв. можно было встретить евреев-землевладельцев и даже еврейские семьи, владевшие деревнями. В XII–XIII вв. среди польских евреев было много торговцев и чеканщиков монет. Так, в Кракове евреи управляли монетным двором, и на монетах того времени (короля Мешко III) сохранились различные надписи на иврите.

Файл:PolishHebrewCoins1.jpg
Средневековые польские монеты с еврейскими надписями

Польские короли, заинтересованные в развитии экономики, в создании новых городов, особенно после монгольского нашествия, приглашали переселенцев — немцев и евреев.

В XIV в. в Польшу приехали большие группы евреев, в основном из Германии, бежавшие оттуда из-за погромов в период «Черной смерти».

Во многих городах, где было самоуправление, существовали еврейские общины.

Королевские привилегии

Правовое положение евреев Польши было определено в привилегиях князя Болеслава V Благочестивого (так называемый Калишский статут 1264 г.), которые первоначально предназначались только для евреев удельного Калишского княжества.

Согласно этим привилегиям евреи имели полную свободу передвижения и свободу торговли. Запрещалось притеснять еврейских купцов, осквернять еврейские кладбища, нападать на синагоги. За нанесение раны еврею налагалось такое же наказание, как за нанесение раны шляхтичу.

Строго наказывалось похищение еврейских детей с целью их насильственного крещения. Запрещалось обвинять евреев в убийстве христианских младенцев. Конфликты между евреями были подсудны не городским судам, а только князю или его представителям.

Казимир III распространил калишские привилегии в расширенном виде на евреев Великой на евреев всей остальной Польши, включавшей завоеванную Червонную Русь и часть Волыни. Казимир, у которого, согласно легенде, была еврейская любовница по имени Эстерка из Опочно,[2] был особенно дружен с евреями и был прозван современниками «королём мужиков и евреев». В 1348-1350 годах он не допустил погромов на волне эпидемии чумы и принял еврейских беженцев из соседних стран.[3]

Файл:Wojciech Gerson-Kazimierz Wielki.jpg
Войцех Герсон, Казимир великий и евреи

В этот период евреи считались в Польше «рабами казны» и в качестве таковых находились под защитой короля. Они платили натуральный и денежный налоги, несли различные повинности.[4]

Королевские привилегии давали евреям свободe вероисповедания, передвижения и экономической деятельности, могли приобретать земельную собственность (только заложенные и невыкупленные имения), имели общинную автономию.

Основным занятием евреев были ссудные операции. Большинство заимодавцев-евреев оперировали небольшими суммами, но были и весьма состоятельные, например, банкир Левко из Кракова (умер в 1395 г.), заведовавший соляными копями и королевским монетным двором.

Антиеврейские действия

Католическая церковь резко выступала против поселения евреев в Польше. Соседние германские государства также ухудшали обстановку.[5] На церковном соборе во Вроцлаве в 1267 г. было постановлено, что евреи должны жить в особых кварталах, запираться в своих домах во время христианских процессий и постоянно носить отличительный знак (шапку особой формы).

Пропаганду против евреев вели также городские жители, в основном выходцы из Германии, чьи экономические интересы постоянно сталкивались с еврейскими.

Первый кровавый навет в Польше случился в 1347 году. Во время эпидемии чумы в 1350 году король Казимир III не допустил погромов.[6]

Первый погром произошел в Познани в 1367 г. [7] Позднее погромы произошли в Калише, Кракове, снова в Познани в 1399 г. и других городах, расположенных вдоль германской границы. По оценкам историков, 10 000 евреев были убиты. В 1407 г. произошел погром в Кракове в результате кровавого навета.

Тем не менее, по сравнению с обстановкой в Западной Европе жизнь в Польше воспринималась как не такая уж плохая, и евреи массово бежали туда из Германии.

Ранняя ягеллонская эпоха (1385 - 1505)

В 1385 г. образовался польско-литовский союз. В 1388 году действовавшие в Польше права были распространены на литовских евреев. В то же время начались первые обширные преследования евреев в Польше, и король не действовал, чтобы остановить их.[8]

Снижение статуса евреев было предпринято Казимиром IV Ягеллонским (1447-1492).[9] Среди прочего, он отменил старинные привилегии евреев. Тем не менее, король продолжал предоставлять свою защиту евреям. Два года спустя Казимир издал другой документ, заявив, что он не мог лишить евреев своего благоволения на основе "принципа толерантности, который в соответствии с Божьим законом обязывает его защитить их".[10]

Сын Казимира IV, Александр Ягеллонский изгнал евреев из Великого княжества Литовского в 1495 году, когда он был великим князем литовским, но отменил закон в 1503 году вскоре после того, стал королём Польши.[10]

В XV в. интенсивная иммиграция евреев в Польшу продолжалась в основном из Германии и Чехии. Небольшое число сефардов прибыло в Польшу и Литву из Испании и Португалии после изгнания евреев из этих стран, но они, как правило, не оставались в Польше.

К концу XV в. в Польше насчитывалось около 45 городов и местечек с еврейским населением, а все еврейское население Польши и Литвы составляло 20–30 тыс. человек.

В Литве

См. История еврейских общин в Литве в XI - XV веках

Пражский епископ Адальберт, посланный в 997 г. насаждать христианство среди литовцев, сообщает о наличии в Литве евреев.

С присоединением Волыни (первая половина XIV в.) численность еврейского населения Литвы значительно возросла. В конце XIV в. великий князь Витаутас переселил из Крыма наряду с пленными татарами часть крымских евреев и караимов в город Троки (ныне Тракай), ставший впоследствии караимским центром Польско-Литовского государства; караимские общины возникли в Луцке и Владимире-Волынском.

В 1388–89 гг. Витовт даровал евреям ряда городов княжества хартии, гарантировавшие свободу вероисповедания, защиту жизни и имущества и право на занятие торговлей и ремеслами, а также подсудность непосредственно великокняжескому суду или суду старосты-еврея. Запрещалось обвинение евреев в ритуальном использовании человеческой крови.

В 1495 г. великий князь Александр Ягеллон (с 1501 г. — король Польский), очевидно, под влиянием изгнания евреев из Испании (1492) издал указ об изгнании евреев и караимов из Литвы и конфискации их недвижимости. Большинство евреев юга страны переселилось в Крым и Турцию (в основном — в Константинополь), а евреи северных общин нашли убежище в приграничных городах Польши.[11]

В Руси

См. История еврейских общин в Руси в XI - XV веках

Территория средневековой Руси с XI века стала практически централизованной державой - Киевской Русью, части которой имели разную степень автономии. После нашествия монголов в XIII веке юго-западная часть Руси (территория современных Украины и Белоруссии) постепенно вошла в состав Великого княжества Литовского. После этого история еврейских общин этих местностей стала частью истории еврейских общин Литвы.

В книге "Сефер hа-Диним" (ספר הדינים) Йеhуды бен Меира упоминаются "ходящие по Руси" торговцы рабами в славянских странах в начале XI века. В этой работе Киев упоминается в качестве торговой базы в торговой сети раданитов.

В Киеве

В новых городских стенах (закончены в 1037 г.) имелись Жидовские ворота, к которым примыкал еврейский квартал.

Летописец Нестор (около 1080 г.) в «Житии... Феодосия» (основателя и игумена Киево-Печерского монастыря) рассказывает, что тот посещал по ночам евреев и вел с ними религиозные споры.

Члены еврейской общины вели денежные операции и, очевидно, были связаны с княжеским двором. Когда в 1113 г., после смерти князя Святополка восставшие киевляне напали на еврейский квартал, они грозили князю Владимиру Мономаху «не Путятин [тысяцкий] двор, ни соцьких, но и жиды грабити», что, как видно, должно было сильно ущемить интересы князя.

Биньямин из Туделы в 1173 г. назвал Киев «великим городом». Евреев Киева посещали Птахия из Регенсбурга, с родным городом которого они вели интенсивную торговлю, Ицхак бар Дорбело (XII в.) и, возможно, Элиэзер бен Натан из Майнца (1090? – 1170?) — сподвижники Яакова бен Меира Тама.

С последним поддерживал связь, а возможно, и учился у него рабби Моше, который жил в Киеве в XII в. и переписывался с Шмуэлем бен Али hа-Леви (умер, по-видимому, в 1194 г.), главой иешивы в Багдаде.

Греческий монах Феодосий писал в 1156 г. о живших в Киеве караимах. Значительный ущерб евреям Киева нанесли пожар еврейского квартала в 1124 г. и ограбление города дружинами Андрея Боголюбского в 1169 г.[12]

В Причерноморье

Генуэзские колонии

Генуя разрешала евреям селиться в своих колониях и даже предоставляла им равные с христианами права (но только на территории колоний).

Известен Захария де Гузольфи, принц и правитель Тамани в конце XV века. Потомок генуэзского еврея Симеоне де Гузольфи. В результате брака с местной княжной Бихаханым стал в 1479 году правителем полуострова под защитой Генуэзской республики.

Воевал с турками. Потерпев неудачу, активно искал союзников в Восточной Европе, в том числе в России. В конце века оказался на службе у крымского хана.

Из переписки с крымским ханом, валашским господарем и русским великим князем Иваном III видно, что все они воспринимали его как еврея.[13]

Источники и ссылки

Литература

  • Simon Dubnow, History of the Jews in Russia and Poland, Varda Books (2001 reprint), Vol. 2, p. 282.
  • Iwo Cyprian Pogonowski, Jews in Poland. A Documentary History, Hippocrene Books, Inc., 1998, ISBN 0-7818-0604-6.
  • Alvydas Nikžentaitis, Stefan Schreiner, Darius Staliūnas (editors). The Vanished World of Lithuanian Jews. Rodopi, 2004, ISBN 90-420-0850-4 Google print
  • Marek Jan Chodakiewicz After the Holocaust: Polish-Jewish Conflict in the Wake of World War II, East European Monographs. — Columbia University Press, 2003. — ISBN 0-88033-511-4
  • Stanisław Krajewski, Poland and the Jews: Reflections of a Polish Polish Jew (Kraków: Austeria P, 2005).

Примечания

  1. Postan, Miller, Habakkuk. The Cambridge Economic History of Europe. 1948
  2. Официальный портал города Опочно
  3. "Чёрная смерть. Эпидемия чумы" на сайте Хасидус по-русски
  4. Simon Dubnow, History of the Jews in Russia and Poland, Varda Books (2001 reprint), Vol. 1, p. 44.(С.М. Дубнов, История евреев в России и Польше, т.1, стр. 44)
  5. Simon Dubnow, History of the Jews in Russia and Poland, Varda Books (2001 reprint), Vol. 1, p. 42.(С.М. Дубнов, История евреев в России и Польше, т. 1, стр.42)
  6. "Чёрная смерть. Эпидемия чумы" на сайте Хасидус по-русски
  7. 1367 pogrom Poznan. Google Books
  8. Simon Dubnow, History of the Jews in Russia and Poland, Varda Books (2001 reprint), Vol. 1, p. 54-58.(С.М. Дубнов, История евреев в России и Польше, т. 1, стр.54-58)
  9. The Encyclopedia of World History 1447-92. 2001
  10. 10,0 10,1 Bernard Dov Weinryb "Jews of Poland", p. 50 (Бернард Дов Вейнриб "Евреи Польши")
  11. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Литва" на основании КЕЭ, том 4, кол. 864–876
  12. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Киев" на основании КЕЭ, том 4, кол. 252–258
  13. Herman Rosenthal GUIZOLFI (GIEXULFIS), ZACHARIAS DE in Jewish Encyclopedia по материалам "Сборник Императорскаво Русскаво Историческаво Общества", XLI. 40., стр. 71).
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация