История еврейских общин в Восточной Европе в XI - XV веках

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(В Руси)
Строка 80: Строка 80:
Территория средневековой Руси с XI века стала практически централизованной державой - Киевской Русью, части которой имели разную степень автономии. После [[Чингисхан|нашествия монголов]] в XIII веке юго-западная часть Руси (территория современных Украины и Белоруссии) постепенно вошла в состав Великого княжества Литовского. После этого история еврейских общин этих местностей стала частью истории еврейских общин Литвы.
Территория средневековой Руси с XI века стала практически централизованной державой - Киевской Русью, части которой имели разную степень автономии. После [[Чингисхан|нашествия монголов]] в XIII веке юго-западная часть Руси (территория современных Украины и Белоруссии) постепенно вошла в состав Великого княжества Литовского. После этого история еврейских общин этих местностей стала частью истории еврейских общин Литвы.
-
В книге "Сефер hа-Диним" (ספר הדינים) [[Йеhуда бен Меир|Йеhуды бен Меира]] упоминаются "ходящие по Руси" торговцы рабами в славянских странах в начале XI века. В этой работе [[Киев]] упоминается в качестве торговой базы в торговой сети [[Раданиты|раданитов]].
+
В книге "Сефер hа-Диним" (ספר הדינים) [[Йеhуда бен Меир|Йеhуды бен Меира]] упоминаются "ходящие по Русии" торговцы рабами в славянских странах в начале XI века. В этой работе [[Киев]] упоминается в качестве торговой базы в торговой сети [[Раданиты|раданитов]].
-
Еврейские поселения уже существовали на берегах Днепра, на востоке и юге современной Украины и в Крыму в период [[Хазарский каганат|Хазарского царства]]. После его распада  
+
Еврейские поселения уже существовали на берегах Днепра, на востоке и юге современной Украины и в [[Крым]]у в период [[Хазарский каганат|Хазарского царства]]. После его распада эти территории попали под власть русских княжеств.
-
эти территории попали под власть русских княжеств.
+
-
Древние еврейские общины были созданы только на западе, на Волыни и "Красной Руси "(восточная Галиция), в XII веке. Из них наиболее древняя, видимо, во Владимире-Волынском.  
+
Еврейские общины [[Киев]]а и [[Чернигов]]а продолжали процветать и после перехода под власть русских князей. В Киеве был отдельный [[еврейский квартал]], где жили богатые люди и развивалась наука и культура. Хотя в XII веке евреи страдали от пожаров, войн и восстаний, религиозные авторитеты еврейских общин Киева и Чернигова были известны в Западной Европе.
-
Видимо, название "Русия", упомянутое в XIII-м веке в раввинской литературе, относится к "Красной Руси". Эти общины растворились в волне еврейской эмиграции из Германии и Чехии в XIV-м и XV-м веках.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/judaica/ejud_0002_0020_0_20168.html UKRAINE in Jewish Virtual Library]</ref>
+
[[Биньямин из Туделы]] в 1173 г. назвал [[Киев]] «великим городом».<ref>[http://www.eleven.co.il/article/12072 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Киев" на основании КЕЭ, том 4, кол. 252–258]</ref><ref>[http://www.eleven.co.il/article/14668 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Чернигов" на основании КЕЭ, том 9, кол. 1161–1164]</ref>
-
== В Киеве ==
+
Эти общины полностью погибли при нашествии [[Чингисхан|татаро-монголов]].<ref>[http://www.polit.ru/article/2008/01/25/orda/ Лев Усыскин. Повелитель пепелища]</ref>
-
В новых городских стенах (закончены в 1037 г.) имелись Жидовские ворота, к которым примыкал [[Еврейские кварталы|еврейский квартал]].  
+
-
Летописец Нестор (около 1080 г.) в «Житии... Феодосия» (основателя и игумена Киево-Печерского монастыря) рассказывает, что тот посещал по ночам евреев и вел с ними религиозные споры.  
+
На северные окраины Руси, граничащие с Литвой, евреи приходили и с юга, и из Литвы.  
 +
Полагают, что евреи появились в [[Гродно]] в конце XII в.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/11313 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Гродно" на основании КЕЭ, том 2, кол. 228–231]</ref>
 +
 +
Древние еврейские общины были созданы на Волыни и "Красной Руси" (восточная Галиция) в XI-XII веках евреями из [[Хазария|Хазарии]]. Из них наиболее старая, видимо, во Владимире-Волынском.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/10945 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Владимир-Волынский" на основании КЕЭ, том 1+Доп.2, кол. 681+285]</ref> Название "Русия", упомянутое в XIII-м веке в раввинской литературе, относится, очевидно, к "Красной Руси". Эти общины растворились в волне еврейской эмиграции из Германии и Чехии в XIV-м и XV-м веках.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/judaica/ejud_0002_0020_0_20168.html UKRAINE in Jewish Virtual Library]</ref>
-
Члены еврейской общины вели денежные операции и, очевидно, были связаны с княжеским двором. Когда в 1113 г., после смерти князя Святополка восставшие киевляне напали на [[Еврейские кварталы|еврейский квартал]], они грозили князю Владимиру Мономаху «не Путятин [тысяцкий] двор, ни соцьких, но и жиды грабити», что, как видно, должно было сильно ущемить интересы князя.  
+
Начиная с XI века Литва начала подчинять себе соседние русские земли. После нашествия [[Чингисхан|татаро-монголов]] и владимирского князя Ярослава (в 1238 году разорившего Смоленск)<ref>[http://www.polit.ru/article/2008/01/25/orda/ Лев Усыскин. Повелитель пепелища]</ref> Литва интенсифицировала этот процесс.  
-
[[Биньямин из Туделы]] в 1173 г. назвал [[Киев]] «великим городом». Евреев [[Киев]]а посещали [[Птахия из Регенсбурга]], с родным городом которого они вели интенсивную торговлю, Ицхак бар Дорбело (XII в.) и, возможно, [[Элиэзер бен Натан из Майнца]] (1090? – 1170?) — сподвижники [[Там Яаков бен Меир|Яакова бен Меира Тама]].
+
По некоторым данным, евреи жили в Смоленске уже в конце XIII в.<ref>[[http://www.eleven.co.il/article/13861 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Смоленск" на основании КЕЭ, том 8, кол. 65–66]]</ref>
-
С последним поддерживал связь, а возможно, и учился у него рабби Моше, который жил в Киеве в XII в. и переписывался с Шмуэлем бен Али hа-Леви (умер, по-видимому, в 1194 г.), главой [[иешивы]] в [[Багдад]]е.  
+
В 1320 году вся Волынь и Белая Русь оказались в составе Великого княжества Литовского, а Галиция (Красная Русь) - в составе Польши. Их еврейские общины развивались как часть еврейских общин этих стран. Поток [[ашкеназ]]ских эмигрантов из Германии и Чехии скоро превысил численность старых общин, и местная еврейская культура стала [[ашкеназ]]ской.
-
Греческий монах Феодосий писал в 1156 г. о живших в Киеве [[караим]]ах. Значительный ущерб евреям [[Киев]]а нанесли пожар еврейского квартала в 1124 г. и ограбление города дружинами Андрея Боголюбского в 1169 г.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/12072 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Киев" на основании КЕЭ, том 4, кол. 252–258]</ref>
+
С XIV в. [[Брест]] был главным центром евреев Великого княжества Литовского, и община [[Брест]]а играла руководящую роль в жизни еврейства всей Литвы. В 1483 г. евреи Бреста установили торговые связи с Венецией.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/10745 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Брест" на основании КЕЭ, том 1+Доп.2, кол. 534–536+230]</ref>
-
В 1240 году город взяли [[Чингисхан|татаро-монголы]] и уничтожили почти всё население, составлявшее около 50 тысяч. По свидетельству посетившего город в 1245-1246 году итальянца Джованни Карпини, там оставалось не более двухсот обитаемых домов.<ref>[http://www.polit.ru/article/2008/01/25/orda/ Лев Усыскин. Повелитель пепелища]</ref> Очевидно, еврейская община погибла практически вся.
+
Великие князья Литвы давали в XIV-XV веках привилегии еврейским общинам своих городов (Луцка, Бреста, Гродно). Евреи занимались там ремёслами, торговлей и финансами. В городах были отдельные еврейские улицы или кварталы.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/10961 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Волынь" на основании КЕЭ, том 1, кол. 733–735]</ref><ref>[http://www.eleven.co.il/article/11313 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Гродно" на основании КЕЭ, том 2, кол. 228–231]</ref>  
-
О положении евреев Киева в период татаро-монгольского ига и после занятия города в 1320 г. литовскими князьями достоверных сведений не сохранилось.  
+
В документах XV в. упоминаются [[киев]]ские евреи — сборщики податей, владевшие значительным имуществом. Имеются сведения о том, что евреи занимались сбором налогов в [[Новогрудок|Новогрудке]] (1445), [[Минск]]е (1489) и [[Смоленск]]е (1489). В 1489 г. литовские власти поручили сбор таможенных пошлин в [[Минск]]е еврею из города [[Тракай]] М. Данилевичу.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/12776 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Минск" на основании КЕЭ, том 5, кол. 358–362]</ref> На действия евреев-фининспекторов в [[Смоленск]]е в конце XV в. жаловался королю Польши русский князь Иван III.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=862&letter=S&search=Smolensk SMOLENSK by Executive Committee of the Editorial Board and Julius Gottlieb in Jewish Encyclopedia]</ref>
-
В документах XV в. упоминаются киевские евреи — сборщики податей, владевшие значительным имуществом.  
+
В XV в. в еврейских общинах Литвы и подвластной ей западной Руси уже развилась высокая еврейская культура.
-
В это время еврейская община прославилась ученостью, чему немало способствовала деятельность рабби [[Моше бен Яаков|Моше бен Яакова]] из [[Киев]]а. Процветала и современная ему община [[караим]]ов.  
+
В 1495 году евреи были изгнаны изо всех литовских владений кроме тех, которые объявил своими польский король. Они вернулись в 1503 году.
-
В 1470 г. из [[Киев]]а в Новгород выехал ''Схария Жидовин'', с которым русские источники связывают зарождение «ереси жидовствующих».  
+
Евреи [[Крым]]а и соседних областей Причерноморья остались на своих местах и после гибели [[Хазарский каганат|Хазарского каганата]]. Нашествие [[Чингисхан|татаро-монголов]] задело эти районы слабее - очевидно, их хозяева-половцы практически мирно вошли в состав монгольской империи. В доисламский период (до 1258 года) жизнь евреев при татарской власти была неплоха.
-
При нашествии на [[Киев]] хана Менгли-Гирея в 1482 г. многие взятые в плен евреи были увезены в [[Крым]]. При изгнании евреев из Литвы в 1495 г. они были изгнаны и из [[Киева]].
+
В XIII - начале XIV века [[Генуя]] взяла под свой контроль юго-восточное побережье [[Крым]]а. [[Генуя]] поощряла поселение евреев в своих колониях и давала им (на территории этих колоний) полное равноправие с христианами, вплоть до возможности получить дворянство. С конца XIII в. в генуэзской колонии Кафе (ныне [[Феодосия]]) начали селиться евреи из Византии, Италии и Персии и остатки иудейских общин [[Хазария|хазарского]] периода.  
-
== В Чернигове ==
+
Известен еврей '''Захария де Гузольфи''', принц и правитель Тамани в конце XV века. В результате брака с местной княжной Бихаханым стал в 1479 году правителем полуострова под защитой Генуэзской республики.<ref>  
-
В первой половине X в. Чернигов входил в состав земель, плативших дань [[Хазарский каганат|Хазарскому каганату]]. В этот период в городе поселились хазарские евреи. Чернигов был одним из конечных пунктов для [[Раданиты|раданитов]]. После распада [[Хазарский каганат|Хазарского каганата]] его земли достались Тмутараканскому княжеству, объединившемуся впоследствии с Черниговским.
+
-
 
+
-
В XI в. в Чернигове была создана еврейская община. В 1117 г. хазары из [[Саркел|Белой Вежи (Саркел)]], в прошлом одного из крупнейших центров Хазарии, переселились в Черниговское княжество и основали под Черниговом поселение Белая Вежа.
+
-
 
+
-
Во время существования Черниговского княжества (1054–1239) Чернигов, по всей вероятности, был центром еврейской учености. Так, в ряде еврейских источников XIII в., например, респонсах галахиста рабби Ицхака (Англия, XIII в.) содержится ссылка на «рабби Ицхе [рабби Ицхак] из Чернигова».
+
-
 
+
-
В 1239 г. город был разрушен [[Чингисхан|татаро-монголами]], всё уцелевшее население угнано в рабство в неизвестном направлении.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/14668 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Чернигов" на основании КЕЭ, том 9, кол. 1161–1164]</ref>
+
-
<ref>[http://www.polit.ru/article/2008/01/25/orda/ Лев Усыскин. Повелитель пепелища]</ref>
+
-
 
+
-
== На Волыни ==
+
-
В XII в. евреи из [[Киев]]а, [[Хазарский каганат|Хазарии]] и других восточных общин поселились во Владимире-Волынском. Благодаря их деятельности этот город, находившийся на торговом пути между Восточной и Западной Европой, стал важным пунктом, который впоследствии посещали еврейские купцы из [[Германия|Германии]].
+
-
 
+
-
В архиве города Штральзунд (порт на Балтийском море, [[Германия]]) до [[Вторая мировая война|Второй мировой войны]] хранилось письмо, датируемое XI–XII в., еврейской общины Владимира-Волынского общине Штральзунда об обмене товарами.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/10945 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Владимир-Волынский" на основании КЕЭ, том 1+Доп.2, кол. 681+285]</ref>
+
-
 
+
-
Евреи продолжали жить на Волыни после ее присоединения к Великому княжеству Литовскому в XIV в. Они занимались главным образом торговлей, но были среди них и ремесленники (портные, меховщики).<ref>[http://www.eleven.co.il/article/10961 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Волынь" на основании КЕЭ, том 1, кол. 733–735]</ref>
+
-
 
+
-
Еврейская община [[Луцк]]а одна из старейших на Волыни. Первоначально евреи поселились в соседнем с Луцком селе Жидячин. С 1392 г. в Луцке поселились [[караим]]ы. Впервые еврейская община Луцка упоминается в привилегиях, дарованных луцким евреям наместником Литвы, будущим великим князем Витаутасом в 1388 г.
+
-
 
+
-
В 1432 г. польский король Владислав II Ягелло (Ягайло) объявил некоторые районы Литвы частью своих владений, предоставил населению Луцка магдебургское право, но под влиянием католического духовенства отказал в нем евреям и армянам и наложил на них ограничения, аналогичные введенным в Польше.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/12517 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Луцк" на основании КЕЭ, том 4, кол. 976–978]</ref>
+
-
 
+
-
== В Причерноморье ==
+
-
В 1016 году [[хазары]] были вытеснены из [[Крым]]а русскими и византийцами, которых изгнали ''печенеги'', которых сменили ''кипчаки (половцы)''. В 1240 году Крым стал провинцией империи [[Чингисхан|татар]]. Новые хозяева - язычники были безразличны к религии своих подданных. Многочисленное еврейское население под их властью продолжало нормальную жизнь.
+
-
 
+
-
Изменение, однако, произошли в 1258 году, когда правитель крымских татар принял ислам, и отношения между новообращенными мусульманами и евреями стали напряженными.
+
-
 
+
-
Около 1263 генуэзцы утвердились в Каффе ([[Феодосия]]), и побережье, известное как Готия, простиравшееся до Чембало (Балаклава), было передано им в 1315 году. Период генуэзского господства продолжался до 1475 года, когда турки захватили Крым и поработили генуэзских и других христиан.<ref>[[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=888&letter=C&search=Crimea CRIMEA by Herman Rosenthal and Isaac Broydé in Jewish Encyclopedia]]</ref>
+
-
 
+
-
=== Генуэзские колонии ===
+
-
С конца XIII в. в Кафе (ныне [[Феодосия]]) начали селиться евреи из Византии, Италии и Персии, а также остатки иудейских общин Боспора, которые сформировались в [[Хазария|хазарский]] период. В 1309 г. в Кафе строится большая [[синагога]] (датировка ее постройки в 909 г., по всей видимости, ошибочна), в генизе которой [[Фиркович, Авраам Самуилович|А. Фирковичем]] были обнаружены многочисленные еврейские рукописи.
+
-
 
+
-
На деревянной доске ковчега синагоги находилась надпись от 1404 г. о пожертвовании, сделанном азовскими [[караим]]ами, а на ее стене была прибита мраморная доска, датированная 1460 г., с надписью на [[иврит]]е: «Со знанием построй дом и с разумом подготовь; пошли Спасителя собирать изгнанников Израиля». В XIV–XV вв. Кафа наряду с Солхатом (ныне Старый Крым) была основным центром распространения еврейской диаспоры в [[Крым]]у.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/14263 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Феодосия" на основании КЕЭ, том 9, кол. 26–30]</ref>
+
-
 
+
-
[[Генуя]] разрешала евреям селиться в своих колониях и даже предоставляла им равные с христианами права (но только на территории колоний).
+
-
 
+
-
Известен '''Захария де Гузольфи''', принц и правитель Тамани в конце XV века. Потомок генуэзского еврея Симеоне де Гузольфи. В результате брака с местной княжной Бихаханым стал в 1479 году правителем полуострова под защитой Генуэзской республики.
+
-
 
+
-
Воевал с турками. Потерпев неудачу, активно искал союзников в Восточной Европе, в том числе в России. В конце  века оказался на службе у крымского хана.
+
-
 
+
-
Из переписки с крымским ханом, валашским господарем и русским великим князем Иваном III видно, что все они воспринимали его как еврея.<ref>  
+
[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=493&letter=G&search=goths Herman Rosenthal GUIZOLFI (GIEXULFIS), ZACHARIAS DE in Jewish Encyclopedia по материалам "Сборник Императорскаво Русскаво Историческаво Общества", XLI. 40., стр. 71).]</ref>
[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=493&letter=G&search=goths Herman Rosenthal GUIZOLFI (GIEXULFIS), ZACHARIAS DE in Jewish Encyclopedia по материалам "Сборник Императорскаво Русскаво Историческаво Общества", XLI. 40., стр. 71).]</ref>
-
== В Белой Руси ==
+
Генуэзское господство продолжалось до 1475 года, когда турки захватили Крым.<ref>[[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=888&letter=C&search=Crimea CRIMEA by Herman Rosenthal and Isaac Broydé in Jewish Encyclopedia]]</ref>
-
Первые упоминания о евреях Белоруссии (на [[идиш]] ''Райсн'') относятся к XIV в.: особыми грамотами великий князь литовский Витаутас даровал привилегии евреям [[Брест]]а в 1388 г., [[Гродно]] — в 1389 г.
+
-
С XIV в. [[Брест]] был главным центром евреев княжества, и община [[Брест]]а играла руководящую роль в жизни еврейства всей Литвы. Уже с XV в. евреи [[Брест]]а играли важную роль в торговле Литвы. Они вели крупные финансовые операции и получили на откуп пошлины, налоги и другие государственные обложения. Некоторые из них владели земельными наделами. Торговые связи евреев Бреста распространялись по всему княжеству и за его пределами. В 1483 г. евреи Бреста установили торговые связи с Венецией.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/10745 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Брест" на основании КЕЭ, том 1+Доп.2, кол. 534–536+230]</ref>
+
В мусульманском Крыму евреи жили, как в других мусульманских странах. При нашествии на [[Киев]] хана Менгли-Гирея в 1482 г. многие взятые в плен евреи были увезены в [[Крым]].
-
Полагают, что евреи появились в [[Гродно]] в конце XII в. Первые достоверные сведения относятся к концу XIV в. Когда еврейская община в Гродно получила в 1389 г. привилегию великого князя литовского Витаутаса, в городе уже существовали [[синагога]] и еврейское кладбище. В XV в. еврейская община Гродно была незначительна. Евреи жили на особой улице и занимались торговлей.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/11313 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Гродно" на основании КЕЭ, том 2, кол. 228–231]</ref>
+
В свою очередь, литовский великий князь Витаутас, воюя с крымским ханом в конце XIV века, угонял в числе военнопленных евреев в свои города - например, в [[Гродно]] и [[Тракай]].
-
 
+
-
Имеются сведения о том, что евреи занимались сбором налогов в [[Новогрудок|Новогрудке]] (1445), [[Минск]]е (1489) и [[Смоленск]]е (1489). В 1489 г. литовские власти поручили сбор таможенных пошлин в [[Минск]]е еврею из города [[Тракай]] М. Данилевичу.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/12776 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Минск" на основании КЕЭ, том 5, кол. 358–362]</ref>
+
-
 
+
-
По некоторым данным, евреи начали селиться в Полоцке во второй половине XV в.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/13270 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Полоцк" на основании КЕЭ, том 6, кол. 604–605]</ref>
+
-
В 1495 г. евреи Белоруссии были изгнаны вместе с литовскими евреями и вернулись в 1503 г.
+
-
 
+
-
По некоторым данным, евреи жили в Смоленске уже в конце XIII в.<ref>[[http://www.eleven.co.il/article/13861 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Смоленск" на основании КЕЭ, том 8, кол. 65–66]]</ref>
+
-
 
+
-
Евреи проживали там как минимум с 1489 года, судя по письму от этого года от Ивана III королю Казимиру с жалобой, что ''еврейские сборщики налогов'' Шемяк, Новар и Давид вымогали сумму в 63 рубля у купца Игната Верблюда.
+
-
 
+
-
По всей вероятности, евреи прибыли в Смоленск в начале XV века, когда князь Литвы Витаутас захватил город (1404) и предоставил ему магдебургское право и другие привилегии.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=862&letter=S&search=Smolensk SMOLENSK by Executive Committee of the Editorial Board and Julius Gottlieb in Jewish Encyclopedia]</ref>
+
== Источники и ссылки ==
== Источники и ссылки ==
Строка 193: Строка 143:
* [http://www.jewishmemory.gliwice.pl/ Jewish presence in the history of Gliwice]
* [http://www.jewishmemory.gliwice.pl/ Jewish presence in the history of Gliwice]
* [http://www.ce-review.org/00/4/rohozinska4.html A Complicated Coexistence:Polish-Jewish relations through the centuries], Joanna Rohozinska, Central Europe Review, 28 January 2000
* [http://www.ce-review.org/00/4/rohozinska4.html A Complicated Coexistence:Polish-Jewish relations through the centuries], Joanna Rohozinska, Central Europe Review, 28 January 2000
 +
* [http://www.eleven.co.il/article/12072 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Киев" на основании КЕЭ, том 4, кол. 252–258]
 +
* [http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=493&letter=G&search=goths Herman Rosenthal GUIZOLFI (GIEXULFIS), ZACHARIAS DE in Jewish Encyclopedia]
 +
* [http://www.polit.ru/article/2008/01/25/orda/ Лев Усыскин. Повелитель пепелища]
 +
* [http://siogodni.at.ua/load/knjazha_doba/pov_st_vremennykh_l_t_ch_9/2-1-0-14 ПОВѢСТЬ ВРЕМЕННЫХЪ ЛѢТ (Ч.9)]
== Литература ==
== Литература ==
* [[Дубнов, Семён Маркович|Simon Dubnow]], History of the Jews in Russia and Poland, Varda Books (2001 reprint), Vol. 2, p. 282.
* [[Дубнов, Семён Маркович|Simon Dubnow]], History of the Jews in Russia and Poland, Varda Books (2001 reprint), Vol. 2, p. 282.
 +
* И.И. Малышевский, Евреи в южной Руси и Киеве в X–XII веках (1878)
 +
* "Сборник Императорскаво Русскаво Историческаво Общества", XLI. 40.
* Iwo Cyprian Pogonowski, ''Jews in Poland. A Documentary History'', Hippocrene Books, Inc., 1998, ISBN 0-7818-0604-6.
* Iwo Cyprian Pogonowski, ''Jews in Poland. A Documentary History'', Hippocrene Books, Inc., 1998, ISBN 0-7818-0604-6.
* Alvydas Nikžentaitis, Stefan Schreiner, Darius Staliūnas (editors). ''The Vanished World of Lithuanian Jews''. Rodopi, 2004, ISBN 90-420-0850-4 [http://print.google.com/print%3Flr%3D%26q%3DPolish-Lithuanian%2Bcommonwealth%26start%3D20 Google print]
* Alvydas Nikžentaitis, Stefan Schreiner, Darius Staliūnas (editors). ''The Vanished World of Lithuanian Jews''. Rodopi, 2004, ISBN 90-420-0850-4 [http://print.google.com/print%3Flr%3D%26q%3DPolish-Lithuanian%2Bcommonwealth%26start%3D20 Google print]
Строка 208: Строка 164:
[[Категория:Евреи в Европе]]
[[Категория:Евреи в Европе]]
[[Категория:История евреев Польши]]
[[Категория:История евреев Польши]]
 +
[[Категория:История евреев Литвы]]
 +
[[Категория:История евреев России/Украины]]
 +
{{checked_final}}
{{checked_final}}

Версия 13:57, 30 сентября 2011

Содержание

В Польше

См. История еврейских общин в Польше в XI - XV веках, Польша - еврейская община

Поселение евреев в Польше

Первые евреи - раданиты - прибыли на территорию современной Польши в IX-X веках, проходя по торговым путям, ведущим из Испании и Франции к Киеву и Бухаре. Некоторые из них оставались надолго. Первое реальное упоминание в польской хронике - под XI веком - о евреях в Гнезно, в то время столице Польского королевства. Первая постоянная еврейская община упомянута в 1085 году еврейским ученым Йегудой hа-Коэном в городе Пшемысль.[1]

В 1098 году в Польше поселились евреи из Чехии и других европейских стран, бежавшие от преследований во время первого крестового похода. Король Болеслав III рассчитывал на них для развития экономики страны. Евреи образовали средний класс польского общества, состоявшего до того только из крестьян и феодалов.

Файл:Reception oh Jews in Poland 1096.JPG
Приём евреев в Польше в 1096 году. Картина Яна Матейко

В Силезии в XII–XIII вв. можно было встретить евреев-землевладельцев и даже еврейские семьи, владевшие деревнями. В XII–XIII вв. среди польских евреев было много торговцев и чеканщиков монет. Так, в Кракове евреи управляли монетным двором, и на монетах того времени (короля Мешко III) сохранились различные надписи на иврите.

Файл:PolishHebrewCoins1.jpg
Средневековые польские монеты с еврейскими надписями

Польские короли, заинтересованные в развитии экономики, в создании новых городов, особенно после монгольского нашествия, приглашали переселенцев — немцев и евреев.

В XIV в. в Польшу приехали большие группы евреев, в основном из Германии, бежавшие оттуда из-за погромов в период «Черной смерти».

Во многих городах, где было самоуправление, существовали еврейские общины.

Королевские привилегии

Правовое положение евреев Польши было определено в привилегиях князя Болеслава V Благочестивого (так называемый Калишский статут 1264 г.), которые первоначально предназначались только для евреев удельного Калишского княжества.

Согласно этим привилегиям евреи имели полную свободу передвижения и свободу торговли. Запрещалось притеснять еврейских купцов, осквернять еврейские кладбища, нападать на синагоги. За нанесение раны еврею налагалось такое же наказание, как за нанесение раны шляхтичу.

Строго наказывалось похищение еврейских детей с целью их насильственного крещения. Запрещалось обвинять евреев в убийстве христианских младенцев. Конфликты между евреями были подсудны не городским судам, а только князю или его представителям.

Казимир III распространил калишские привилегии в расширенном виде на евреев Великой на евреев всей остальной Польши, включавшей завоеванную Червонную Русь и часть Волыни. Казимир, у которого, согласно легенде, была еврейская любовница по имени Эстерка из Опочно,[2] был особенно дружен с евреями и был прозван современниками «королём мужиков и евреев». В 1348-1350 годах он не допустил погромов на волне эпидемии чумы и принял еврейских беженцев из соседних стран.[3]

Файл:Wojciech Gerson-Kazimierz Wielki.jpg
Войцех Герсон, Казимир великий и евреи

В этот период евреи считались в Польше «рабами казны» и в качестве таковых находились под защитой короля. Они платили натуральный и денежный налоги, несли различные повинности.[4]

Королевские привилегии давали евреям свободe вероисповедания, передвижения и экономической деятельности, могли приобретать земельную собственность (только заложенные и невыкупленные имения), имели общинную автономию.

Основным занятием евреев были ссудные операции. Большинство заимодавцев-евреев оперировали небольшими суммами, но были и весьма состоятельные, например, банкир Левко из Кракова (умер в 1395 г.), заведовавший соляными копями и королевским монетным двором.

Антиеврейские действия

Католическая церковь резко выступала против поселения евреев в Польше. Соседние германские государства также ухудшали обстановку.[5] На церковном соборе во Вроцлаве в 1267 г. было постановлено, что евреи должны жить в особых кварталах, запираться в своих домах во время христианских процессий и постоянно носить отличительный знак (шапку особой формы).

Пропаганду против евреев вели также городские жители, в основном выходцы из Германии, чьи экономические интересы постоянно сталкивались с еврейскими.

Первый кровавый навет в Польше случился в 1347 году. Во время эпидемии чумы в 1350 году король Казимир III не допустил погромов.[6]

Первый погром произошел в Познани в 1367 г. [7] Позднее погромы произошли в Калише, Кракове, снова в Познани в 1399 г. и других городах, расположенных вдоль германской границы. По оценкам историков, 10 000 евреев были убиты. В 1407 г. произошел погром в Кракове в результате кровавого навета.

Тем не менее, по сравнению с обстановкой в Западной Европе жизнь в Польше воспринималась как не такая уж плохая, и евреи массово бежали туда из Германии.

Ранняя ягеллонская эпоха (1385 - 1505)

В 1385 г. образовался польско-литовский союз. В 1388 году действовавшие в Польше права были распространены на литовских евреев. В то же время начались первые обширные преследования евреев в Польше, и король не действовал, чтобы остановить их.[8]

Снижение статуса евреев было предпринято Казимиром IV Ягеллонским (1447-1492).[9] Среди прочего, он отменил старинные привилегии евреев. Тем не менее, король продолжал предоставлять свою защиту евреям. Два года спустя Казимир издал другой документ, заявив, что он не мог лишить евреев своего благоволения на основе "принципа толерантности, который в соответствии с Божьим законом обязывает его защитить их".[10]

Сын Казимира IV, Александр Ягеллонский изгнал евреев из Великого княжества Литовского в 1495 году, когда он был великим князем литовским, но отменил закон в 1503 году вскоре после того, стал королём Польши.[10]

В XV в. интенсивная иммиграция евреев в Польшу продолжалась в основном из Германии и Чехии. Небольшое число сефардов прибыло в Польшу и Литву из Испании и Португалии после изгнания евреев из этих стран, но они, как правило, не оставались в Польше.

К концу XV в. в Польше насчитывалось около 45 городов и местечек с еврейским населением, а все еврейское население Польши и Литвы составляло 20–30 тыс. человек.

В Литве

См. История еврейских общин в Литве в XI - XV веках

Пражский епископ Адальберт, посланный в 997 г. насаждать христианство среди литовцев, сообщает о наличии в Литве евреев.

Придя в XI веке в Польшу, ашкеназские евреи пошли через её восточную границу и в Литву. Так, в Вилкавишкисе, в юго-западной Литве, согласно преданию, евреи жили с XIV века.[11]

С присоединением Волыни (первая половина XIV в.) численность еврейского населения Литвы значительно возросла. В конце XIV - начале XV в. великий князь Витаутас переселил из Крыма наряду с пленными татарами часть крымских евреев и караимов в город Троки (ныне Тракай), а также в Каунас. Караимские общины возникли в Луцке и Владимире-Волынском.

В 1388–89 гг. князь Витаутас даровал евреям ряда городов княжества хартии, гарантировавшие свободу вероисповедания, защиту жизни и имущества и право на занятие торговлей и ремеслами, а также подсудность непосредственно великокняжескому суду или суду старосты-еврея. Запрещалось обвинение евреев в ритуальном использовании человеческой крови.

В 1441 г. указом великого князя Казимира Ягеллона евреи Тракая получили магдебургское право, как и христиане города, то есть отвечали только перед своим войтом (судьей), избираемым ими и утверждаемым воеводой.

В 1495 г. великий князь Александр Ягеллон (с 1501 г. — король Польский), очевидно, под влиянием изгнания евреев из Испании (1492) издал указ об изгнании евреев и караимов из Литвы и конфискации их недвижимости. Большинство евреев юга страны переселилось в Крым и Турцию (в основном — в Константинополь), а евреи северных общин нашли убежище в приграничных городах Польши.[12]

В Руси

См. История еврейских общин в Руси в XI - XV веках

Территория средневековой Руси с XI века стала практически централизованной державой - Киевской Русью, части которой имели разную степень автономии. После нашествия монголов в XIII веке юго-западная часть Руси (территория современных Украины и Белоруссии) постепенно вошла в состав Великого княжества Литовского. После этого история еврейских общин этих местностей стала частью истории еврейских общин Литвы.

В книге "Сефер hа-Диним" (ספר הדינים) Йеhуды бен Меира упоминаются "ходящие по Русии" торговцы рабами в славянских странах в начале XI века. В этой работе Киев упоминается в качестве торговой базы в торговой сети раданитов.

Еврейские поселения уже существовали на берегах Днепра, на востоке и юге современной Украины и в Крыму в период Хазарского царства. После его распада эти территории попали под власть русских княжеств.

Еврейские общины Киева и Чернигова продолжали процветать и после перехода под власть русских князей. В Киеве был отдельный еврейский квартал, где жили богатые люди и развивалась наука и культура. Хотя в XII веке евреи страдали от пожаров, войн и восстаний, религиозные авторитеты еврейских общин Киева и Чернигова были известны в Западной Европе.

Биньямин из Туделы в 1173 г. назвал Киев «великим городом».[13][14]

Эти общины полностью погибли при нашествии татаро-монголов.[15]

На северные окраины Руси, граничащие с Литвой, евреи приходили и с юга, и из Литвы. Полагают, что евреи появились в Гродно в конце XII в.[16]

Древние еврейские общины были созданы на Волыни и "Красной Руси" (восточная Галиция) в XI-XII веках евреями из Хазарии. Из них наиболее старая, видимо, во Владимире-Волынском.[17] Название "Русия", упомянутое в XIII-м веке в раввинской литературе, относится, очевидно, к "Красной Руси". Эти общины растворились в волне еврейской эмиграции из Германии и Чехии в XIV-м и XV-м веках.[18]

Начиная с XI века Литва начала подчинять себе соседние русские земли. После нашествия татаро-монголов и владимирского князя Ярослава (в 1238 году разорившего Смоленск)[19] Литва интенсифицировала этот процесс.

По некоторым данным, евреи жили в Смоленске уже в конце XIII в.[20]

В 1320 году вся Волынь и Белая Русь оказались в составе Великого княжества Литовского, а Галиция (Красная Русь) - в составе Польши. Их еврейские общины развивались как часть еврейских общин этих стран. Поток ашкеназских эмигрантов из Германии и Чехии скоро превысил численность старых общин, и местная еврейская культура стала ашкеназской.

С XIV в. Брест был главным центром евреев Великого княжества Литовского, и община Бреста играла руководящую роль в жизни еврейства всей Литвы. В 1483 г. евреи Бреста установили торговые связи с Венецией.[21]

Великие князья Литвы давали в XIV-XV веках привилегии еврейским общинам своих городов (Луцка, Бреста, Гродно). Евреи занимались там ремёслами, торговлей и финансами. В городах были отдельные еврейские улицы или кварталы.[22][23]

В документах XV в. упоминаются киевские евреи — сборщики податей, владевшие значительным имуществом. Имеются сведения о том, что евреи занимались сбором налогов в Новогрудке (1445), Минске (1489) и Смоленске (1489). В 1489 г. литовские власти поручили сбор таможенных пошлин в Минске еврею из города Тракай М. Данилевичу.[24] На действия евреев-фининспекторов в Смоленске в конце XV в. жаловался королю Польши русский князь Иван III.[25]

В XV в. в еврейских общинах Литвы и подвластной ей западной Руси уже развилась высокая еврейская культура.

В 1495 году евреи были изгнаны изо всех литовских владений кроме тех, которые объявил своими польский король. Они вернулись в 1503 году.

Евреи Крыма и соседних областей Причерноморья остались на своих местах и после гибели Хазарского каганата. Нашествие татаро-монголов задело эти районы слабее - очевидно, их хозяева-половцы практически мирно вошли в состав монгольской империи. В доисламский период (до 1258 года) жизнь евреев при татарской власти была неплоха.

В XIII - начале XIV века Генуя взяла под свой контроль юго-восточное побережье Крыма. Генуя поощряла поселение евреев в своих колониях и давала им (на территории этих колоний) полное равноправие с христианами, вплоть до возможности получить дворянство. С конца XIII в. в генуэзской колонии Кафе (ныне Феодосия) начали селиться евреи из Византии, Италии и Персии и остатки иудейских общин хазарского периода.

Известен еврей Захария де Гузольфи, принц и правитель Тамани в конце XV века. В результате брака с местной княжной Бихаханым стал в 1479 году правителем полуострова под защитой Генуэзской республики.[26]

Генуэзское господство продолжалось до 1475 года, когда турки захватили Крым.[27]

В мусульманском Крыму евреи жили, как в других мусульманских странах. При нашествии на Киев хана Менгли-Гирея в 1482 г. многие взятые в плен евреи были увезены в Крым.

В свою очередь, литовский великий князь Витаутас, воюя с крымским ханом в конце XIV века, угонял в числе военнопленных евреев в свои города - например, в Гродно и Тракай.

Источники и ссылки

Литература

  • Simon Dubnow, History of the Jews in Russia and Poland, Varda Books (2001 reprint), Vol. 2, p. 282.
  • И.И. Малышевский, Евреи в южной Руси и Киеве в X–XII веках (1878)
  • "Сборник Императорскаво Русскаво Историческаво Общества", XLI. 40.
  • Iwo Cyprian Pogonowski, Jews in Poland. A Documentary History, Hippocrene Books, Inc., 1998, ISBN 0-7818-0604-6.
  • Alvydas Nikžentaitis, Stefan Schreiner, Darius Staliūnas (editors). The Vanished World of Lithuanian Jews. Rodopi, 2004, ISBN 90-420-0850-4 Google print
  • Marek Jan Chodakiewicz After the Holocaust: Polish-Jewish Conflict in the Wake of World War II, East European Monographs. — Columbia University Press, 2003. — ISBN 0-88033-511-4
  • Stanisław Krajewski, Poland and the Jews: Reflections of a Polish Polish Jew (Kraków: Austeria P, 2005).

Примечания

  1. Postan, Miller, Habakkuk. The Cambridge Economic History of Europe. 1948
  2. Официальный портал города Опочно
  3. "Чёрная смерть. Эпидемия чумы" на сайте Хасидус по-русски
  4. Simon Dubnow, History of the Jews in Russia and Poland, Varda Books (2001 reprint), Vol. 1, p. 44.(С.М. Дубнов, История евреев в России и Польше, т.1, стр. 44)
  5. Simon Dubnow, History of the Jews in Russia and Poland, Varda Books (2001 reprint), Vol. 1, p. 42.(С.М. Дубнов, История евреев в России и Польше, т. 1, стр.42)
  6. "Чёрная смерть. Эпидемия чумы" на сайте Хасидус по-русски
  7. 1367 pogrom Poznan. Google Books
  8. Simon Dubnow, History of the Jews in Russia and Poland, Varda Books (2001 reprint), Vol. 1, p. 54-58.(С.М. Дубнов, История евреев в России и Польше, т. 1, стр.54-58)
  9. The Encyclopedia of World History 1447-92. 2001
  10. 10,0 10,1 Bernard Dov Weinryb "Jews of Poland", p. 50 (Бернард Дов Вейнриб "Евреи Польши")
  11. VILKAVIŠKIS in Jewish Virtual Library
  12. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Литва" на основании КЕЭ, том 4, кол. 864–876
  13. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Киев" на основании КЕЭ, том 4, кол. 252–258
  14. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Чернигов" на основании КЕЭ, том 9, кол. 1161–1164
  15. Лев Усыскин. Повелитель пепелища
  16. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Гродно" на основании КЕЭ, том 2, кол. 228–231
  17. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Владимир-Волынский" на основании КЕЭ, том 1+Доп.2, кол. 681+285
  18. UKRAINE in Jewish Virtual Library
  19. Лев Усыскин. Повелитель пепелища
  20. [Электронная еврейская энциклопедия, статья "Смоленск" на основании КЕЭ, том 8, кол. 65–66]
  21. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Брест" на основании КЕЭ, том 1+Доп.2, кол. 534–536+230
  22. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Волынь" на основании КЕЭ, том 1, кол. 733–735
  23. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Гродно" на основании КЕЭ, том 2, кол. 228–231
  24. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Минск" на основании КЕЭ, том 5, кол. 358–362
  25. SMOLENSK by Executive Committee of the Editorial Board and Julius Gottlieb in Jewish Encyclopedia
  26. Herman Rosenthal GUIZOLFI (GIEXULFIS), ZACHARIAS DE in Jewish Encyclopedia по материалам "Сборник Императорскаво Русскаво Историческаво Общества", XLI. 40., стр. 71).
  27. [CRIMEA by Herman Rosenthal and Isaac Broydé in Jewish Encyclopedia]
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация