История еврейских общин в Восточной Европе в XI - XV веках

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(В Болгарии)
(Источники и ссылки)
Строка 157: Строка 157:
На Балканах евреи столкнулись с сильной конкуренцией во всех областях своих традиционных занятий. Хотя некоторые еврейские семьи были приближены ко двору султанов и даже становились их кредиторами, в целом балканские евреи никогда не имели таких сильных экономических позиций, как евреи в других частях Европы.
На Балканах евреи столкнулись с сильной конкуренцией во всех областях своих традиционных занятий. Хотя некоторые еврейские семьи были приближены ко двору султанов и даже становились их кредиторами, в целом балканские евреи никогда не имели таких сильных экономических позиций, как евреи в других частях Европы.
 +
== В Геции ==
 +
{{main|История еврейских общин в Греции в XI - XV веках}}
 +
В XII в. [[Биньямин из Туделы]] сообщает о существовании еврейских общин во многих городах Греции. Евреи занимались торговлей, земледелием, ремеслами (в том числе ткачеством и крашением), медициной. В [[Салоники|Салониках]] проживало 500, а в других городах от 400 до 20 евреев. Крупнейшая еврейская община (две тысячи человек) находилась в Фивах (Беотия). Она пришла в упадок с занятием города в 1147 г. норманнским королем Сицилии Рожером II (1095?–1154), который увез лучших еврейских мастеров в Палермо и на остров [[Корфу]], где они обучили своим ремеслам норманнов.
 +
{{Заготовка_раздела}}
== Источники и ссылки ==
== Источники и ссылки ==
* [http://www.jewishencyclopedia.com/ Jewish Encyclopedia]
* [http://www.jewishencyclopedia.com/ Jewish Encyclopedia]

Версия 06:17, 14 октября 2011

Содержание

В Польше

См. История еврейских общин в Польше в XI - XV веках, Польша - еврейская община

Поселение евреев в Польше

Первые евреи - раданиты - прибыли на территорию современной Польши в IX-X веках, проходя по торговым путям, ведущим из Испании и Франции к Киеву и Бухаре. Некоторые из них оставались надолго. Первое реальное упоминание в польской хронике - под XI веком - о евреях в Гнезно, в то время столице Польского королевства. Первая постоянная еврейская община упомянута в 1085 году еврейским ученым Йегудой hа-Коэном в городе Пшемысль.[1]

В 1098 году в Польше поселились евреи из Чехии и других европейских стран, бежавшие от преследований во время первого крестового похода. Король Болеслав III рассчитывал на них для развития экономики страны. Евреи образовали средний класс польского общества, состоявшего до того только из крестьян и феодалов.

Файл:Reception oh Jews in Poland 1096.JPG
Приём евреев в Польше в 1096 году. Картина Яна Матейко

В Силезии в XII–XIII вв. можно было встретить евреев-землевладельцев и даже еврейские семьи, владевшие деревнями. В XII–XIII вв. среди польских евреев было много торговцев и чеканщиков монет. Так, в Кракове евреи управляли монетным двором, и на монетах того времени (короля Мешко III) сохранились различные надписи на иврите.

Файл:PolishHebrewCoins1.jpg
Средневековые польские монеты с еврейскими надписями

Польские короли, заинтересованные в развитии экономики, в создании новых городов, особенно после монгольского нашествия, приглашали переселенцев — немцев и евреев.

В XIV в. в Польшу приехали большие группы евреев, в основном из Германии, бежавшие оттуда из-за погромов в период «Черной смерти».

Во многих городах, где было самоуправление, существовали еврейские общины.

Королевские привилегии

Правовое положение евреев Польши было определено в привилегиях князя Болеслава V Благочестивого (так называемый Калишский статут 1264 г.), которые первоначально предназначались только для евреев удельного Калишского княжества.

Согласно этим привилегиям евреи имели полную свободу передвижения и свободу торговли. Запрещалось притеснять еврейских купцов, осквернять еврейские кладбища, нападать на синагоги. За нанесение раны еврею налагалось такое же наказание, как за нанесение раны шляхтичу.

Строго наказывалось похищение еврейских детей с целью их насильственного крещения. Запрещалось обвинять евреев в убийстве христианских младенцев. Конфликты между евреями были подсудны не городским судам, а только князю или его представителям.

Казимир III распространил калишские привилегии в расширенном виде на евреев Великой на евреев всей остальной Польши, включавшей завоеванную Червонную Русь и часть Волыни. Казимир, у которого, согласно легенде, была еврейская любовница по имени Эстерка из Опочно,[2] был особенно дружен с евреями и был прозван современниками «королём мужиков и евреев». В 1348-1350 годах он не допустил погромов на волне эпидемии чумы и принял еврейских беженцев из соседних стран.[3]

Файл:Wojciech Gerson-Kazimierz Wielki.jpg
Войцех Герсон, Казимир великий и евреи

В этот период евреи считались в Польше «рабами казны» и в качестве таковых находились под защитой короля. Они платили натуральный и денежный налоги, несли различные повинности.[4]

Королевские привилегии давали евреям свободe вероисповедания, передвижения и экономической деятельности, могли приобретать земельную собственность (только заложенные и невыкупленные имения), имели общинную автономию.

Основным занятием евреев были ссудные операции. Большинство заимодавцев-евреев оперировали небольшими суммами, но были и весьма состоятельные, например, банкир Левко из Кракова (умер в 1395 г.), заведовавший соляными копями и королевским монетным двором.

Антиеврейские действия

Католическая церковь резко выступала против поселения евреев в Польше. Соседние германские государства также ухудшали обстановку.[5] На церковном соборе во Вроцлаве в 1267 г. было постановлено, что евреи должны жить в особых кварталах, запираться в своих домах во время христианских процессий и постоянно носить отличительный знак (шапку особой формы).

Пропаганду против евреев вели также городские жители, в основном выходцы из Германии, чьи экономические интересы постоянно сталкивались с еврейскими.

Первый кровавый навет в Польше случился в 1347 году. Во время эпидемии чумы в 1350 году король Казимир III не допустил погромов.[6]

Первый погром произошел в Познани в 1367 г. [7] Позднее погромы произошли в Калише, Кракове, снова в Познани в 1399 г. и других городах, расположенных вдоль германской границы. По оценкам историков, 10 000 евреев были убиты. В 1407 г. произошел погром в Кракове в результате кровавого навета.

Тем не менее, по сравнению с обстановкой в Западной Европе жизнь в Польше воспринималась как не такая уж плохая, и евреи массово бежали туда из Германии.

Ранняя ягеллонская эпоха (1385 - 1505)

В 1385 г. образовался польско-литовский союз. В 1388 году действовавшие в Польше права были распространены на литовских евреев. В то же время начались первые обширные преследования евреев в Польше, и король не действовал, чтобы остановить их.[8]

Снижение статуса евреев было предпринято Казимиром IV Ягеллонским (1447-1492).[9] Среди прочего, он отменил старинные привилегии евреев. Тем не менее, король продолжал предоставлять свою защиту евреям. Два года спустя Казимир издал другой документ, заявив, что он не мог лишить евреев своего благоволения на основе "принципа толерантности, который в соответствии с Божьим законом обязывает его защитить их".[10]

Сын Казимира IV, Александр Ягеллонский изгнал евреев из Великого княжества Литовского в 1495 году, когда он был великим князем литовским, но отменил закон в 1503 году вскоре после того, стал королём Польши.[10]

В XV в. интенсивная иммиграция евреев в Польшу продолжалась в основном из Германии и Чехии. Небольшое число сефардов прибыло в Польшу и Литву из Испании и Португалии после изгнания евреев из этих стран, но они, как правило, не оставались в Польше.

К концу XV в. в Польше насчитывалось около 45 городов и местечек с еврейским населением, а все еврейское население Польши и Литвы составляло 20–30 тыс. человек.

В Литве

См. История еврейских общин в Литве в XI - XV веках

Пражский епископ Адальберт, посланный в 997 г. насаждать христианство среди литовцев, сообщает о наличии в Литве евреев.

Придя в XI веке в Польшу, ашкеназские евреи пошли через её восточную границу и в Литву. Так, в Вилкавишкисе, в юго-западной Литве, согласно преданию, евреи жили с XIV века.[11]

С присоединением Волыни (первая половина XIV в.) численность еврейского населения Литвы значительно возросла. В конце XIV - начале XV в. великий князь Витаутас переселил из Крыма наряду с пленными татарами часть крымских евреев и караимов в город Троки (ныне Тракай), а также в Каунас. Караимские общины возникли в Луцке и Владимире-Волынском.

В 1388–89 гг. князь Витаутас даровал евреям ряда городов княжества хартии, гарантировавшие свободу вероисповедания, защиту жизни и имущества и право на занятие торговлей и ремеслами, а также подсудность непосредственно великокняжескому суду или суду старосты-еврея. Запрещалось обвинение евреев в ритуальном использовании человеческой крови.

В 1441 г. указом великого князя Казимира Ягеллона евреи Тракая получили магдебургское право, как и христиане города, то есть отвечали только перед своим войтом (судьей), избираемым ими и утверждаемым воеводой.

В 1495 г. великий князь Александр Ягеллон (с 1501 г. — король Польский), очевидно, под влиянием изгнания евреев из Испании (1492) издал указ об изгнании евреев и караимов из Литвы и конфискации их недвижимости. Большинство евреев юга страны переселилось в Крым и Турцию (в основном — в Константинополь), а евреи северных общин нашли убежище в приграничных городах Польши.[12]

В Руси

См. История еврейских общин в Руси в XI - XV веках

Территория средневековой Руси с XI века стала практически централизованной державой - Киевской Русью, части которой имели разную степень автономии. После нашествия монголов в XIII веке юго-западная часть Руси (территория современных Украины и Белоруссии) постепенно вошла в состав Великого княжества Литовского. После этого история еврейских общин этих местностей стала частью истории еврейских общин Литвы.

В книге "Сефер hа-Диним" (ספר הדינים) Йеhуды бен Меира упоминаются "ходящие по Русии" торговцы рабами в славянских странах в начале XI века. В этой работе Киев упоминается в качестве торговой базы в торговой сети раданитов.

Еврейские поселения уже существовали на берегах Днепра, на востоке и юге современной Украины и в Крыму в период Хазарского царства. После его распада эти территории попали под власть русских княжеств.

Еврейские общины Киева и Чернигова продолжали процветать и после перехода под власть русских князей. В Киеве был отдельный еврейский квартал, где жили богатые люди и развивалась наука и культура. Хотя в XII веке евреи страдали от пожаров, войн и восстаний, религиозные авторитеты еврейских общин Киева и Чернигова были известны в Западной Европе.

Биньямин из Туделы в 1173 г. назвал Киев «великим городом».[13][14]

Эти общины полностью погибли при нашествии татаро-монголов.[15]

На северные окраины Руси, граничащие с Литвой, евреи приходили и с юга, и из Литвы. Полагают, что евреи появились в Гродно в конце XII в.[16]

Древние еврейские общины были созданы на Волыни и "Красной Руси" (восточная Галиция) в XI-XII веках евреями из Хазарии. Из них наиболее старая, видимо, во Владимире-Волынском.[17] Название "Русия", упомянутое в XIII-м веке в раввинской литературе, относится, очевидно, к "Красной Руси". Эти общины растворились в волне еврейской эмиграции из Германии и Чехии в XIV-м и XV-м веках.[18]

Начиная с XI века Литва начала подчинять себе соседние русские земли. После нашествия татаро-монголов и владимирского князя Ярослава (в 1238 году разорившего Смоленск)[19] Литва интенсифицировала этот процесс.

По некоторым данным, евреи жили в Смоленске уже в конце XIII в.[20]

В 1320 году вся Волынь и Белая Русь оказались в составе Великого княжества Литовского, а Галиция (Красная Русь) - в составе Польши. Их еврейские общины развивались как часть еврейских общин этих стран. Поток ашкеназских эмигрантов из Германии и Чехии скоро превысил численность старых общин, и местная еврейская культура стала ашкеназской.

С XIV в. Брест был главным центром евреев Великого княжества Литовского, и община Бреста играла руководящую роль в жизни еврейства всей Литвы. В 1483 г. евреи Бреста установили торговые связи с Венецией.[21]

Великие князья Литвы давали в XIV-XV веках привилегии еврейским общинам своих городов (Луцка, Бреста, Гродно). Евреи занимались там ремёслами, торговлей и финансами. В городах были отдельные еврейские улицы или кварталы.[22][23]

В документах XV в. упоминаются киевские евреи — сборщики податей, владевшие значительным имуществом. Имеются сведения о том, что евреи занимались сбором налогов в Новогрудке (1445), Минске (1489) и Смоленске (1489). В 1489 г. литовские власти поручили сбор таможенных пошлин в Минске еврею из города Тракай М. Данилевичу.[24] На действия евреев-фининспекторов в Смоленске в конце XV в. жаловался королю Польши русский князь Иван III.[25]

В XV в. в еврейских общинах Литвы и подвластной ей западной Руси уже развилась высокая еврейская культура.

В 1495 году евреи были изгнаны изо всех литовских владений кроме тех, которые объявил своими польский король. Они вернулись в 1503 году.

Евреи Крыма и соседних областей Причерноморья остались на своих местах и после гибели Хазарского каганата. Нашествие татаро-монголов задело эти районы слабее - очевидно, их хозяева-половцы практически мирно вошли в состав монгольской империи. В доисламский период (до 1258 года) жизнь евреев при татарской власти была неплоха.

В XIII - начале XIV века Генуя взяла под свой контроль юго-восточное побережье Крыма. Генуя поощряла поселение евреев в своих колониях и давала им (на территории этих колоний) полное равноправие с христианами, вплоть до возможности получить дворянство. С конца XIII в. в генуэзской колонии Кафе (ныне Феодосия) начали селиться евреи из Византии, Италии и Персии и остатки иудейских общин хазарского периода.

Известен еврей Захария де Гузольфи, принц и правитель Тамани в конце XV века. В результате брака с местной княжной Бихаханым стал в 1479 году правителем полуострова под защитой Генуэзской республики.[26]

Генуэзское господство продолжалось до 1475 года, когда турки захватили Крым.[27]

В мусульманском Крыму евреи жили, как в других мусульманских странах. При нашествии на Киев хана Менгли-Гирея в 1482 г. многие взятые в плен евреи были увезены в Крым.

В свою очередь, литовский великий князь Витаутас, воюя с крымским ханом в конце XIV века, угонял в числе военнопленных евреев в свои города - например, в Гродно и Тракай.

В Болгарии

См. История еврейских общин в Болгарии в XI - XV веках

Во времена Первого болгарского царства основную еврейскую общину в Болгарии составляли романиоты - евреи из Греции. Они жили в отдельных кварталах некоторых больших городов страны. Среди них было много богатых, но были и бедняки, и деклассированные элементы. Известно, например, что палачи в столице - Тырново - были евреи-романиоты.

Вторая компактная масса евреев, преселившихся в XI веке, были ашкеназы. Во время крестовых походов многие евреи нашли убежище в Болгарии.

В конце ХІІ века еврейские купцы из Венеции, Генуи и Рагузы (Дубровника) открыли свои конторы в портовых городах Болгарии, особенно в Видине.[28] В начале ХІІІ в. число евреев увеличилось.

Когда татары вторглись в Болгарию около 1290 года, их хан Щока был убит евреем при осаде Тырнова.

Царь Иван Александр и его жена. Между царём и царицей - их сын Иван Шишман, последний българский владетель. Средневековая миниатюра, ХІV в

По меркам средних веков, отношение болгар к евреям было сравнительно терпимо. В 1335 году царь Иван Александр (1331-1371) женился на еврейке Саре из Тырнова.[29] Перед свадьбой она крестилась и приняла имя Теодора. Она была инициатором двух церковных соборов в столице - городе Велико Търново, которые судили иудеев, обвинявшихся в святотатстве над христианскими священными книгами. Наказания за это (только высших руководителей общины) - бичевание, позорный столб, изгнание из страны и - в исключительно редких случаях - смерть.

Последний болгарский средновековый царь Иван Шишман (1371-1396) в 1376 году принял евреев, которые были изгнаны из Венгрии и поселились в Никополе, Плевне и Видине. Вероятно, после смерти Ивана Шишмана начались нападки на евреев Тырнова, что привело к их переезду в Никополь.

Община Софии, основанная византийскими евреямм в конце X века, возвела синагогу, которая до сих пор известна под названием "Кагал де лос грегос". Ашкеназские евреи обосновались в Софии в 1360 году.

Болгарские евреи были разделены на следующие четыре группы:

  1. собственно болгарские евреи,
  2. итальянские евреи из Венеции,
  3. романиоты, или византийские евреи, и
  4. ашкеназы, немецкого происхождения.

Общины в Филиппополе (1344), в Загоре (1344), в Никополе и Силистрии (1377) существовали в то время, когда Болгария попала в руки турок.

В 1470 г. в Болгарию прибыли евреи, изгнанные из Баварии. Испанские евреи, по-видимому, попали в Болгарию из Салоник и Италии после 1494 г.

В Османской империи евреи получили статус зимми. С тех пор сефарды составляют 90% болгарских евреев. Позднее в Болгарию продолжали прибывать ашкеназы из германских земель. Романиоты растворились без остатка среди этих общин.

На Балканах евреи столкнулись с сильной конкуренцией во всех областях своих традиционных занятий. Хотя некоторые еврейские семьи были приближены ко двору султанов и даже становились их кредиторами, в целом балканские евреи никогда не имели таких сильных экономических позиций, как евреи в других частях Европы.

В Геции

В XII в. Биньямин из Туделы сообщает о существовании еврейских общин во многих городах Греции. Евреи занимались торговлей, земледелием, ремеслами (в том числе ткачеством и крашением), медициной. В Салониках проживало 500, а в других городах от 400 до 20 евреев. Крупнейшая еврейская община (две тысячи человек) находилась в Фивах (Беотия). Она пришла в упадок с занятием города в 1147 г. норманнским королем Сицилии Рожером II (1095?–1154), который увез лучших еврейских мастеров в Палермо и на остров Корфу, где они обучили своим ремеслам норманнов.

Источники и ссылки

Литература

  • Simon Dubnow, History of the Jews in Russia and Poland, Varda Books (2001 reprint), Vol. 2, p. 282.
  • Евреите по българските земи. Родова памет и историческа съдба. Съст. и ред. Еми Барух. С., 2000.
  • И.И. Малышевский, Евреи в южной Руси и Киеве в X–XII веках (1878)
  • "Сборник Императорскаво Русскаво Историческаво Общества", XLI. 40.
  • Bianconi, Géographie Commerciale de la Thrace, Paris;
  • Bulletins of the Alliance Israélite Universelle;
  • M. Franco, Histoire des Israélite. D. M. Fr.
  • Iwo Cyprian Pogonowski, Jews in Poland. A Documentary History, Hippocrene Books, Inc., 1998, ISBN 0-7818-0604-6.
  • Jireçek, Das Fürstenthum Bulgarien, Leipsic, Vienna, 1880;
  • Jirecek, "Gesch. der Bulgaren", Prague, 1876;
  • Stanisław Krajewski, Poland and the Jews: Reflections of a Polish Polish Jew (Kraków: Austeria P, 2005).
  • Alvydas Nikžentaitis, Stefan Schreiner, Darius Staliūnas (editors). The Vanished World of Lithuanian Jews. Rodopi, 2004, ISBN 90-420-0850-4 Google print
  • Schwarzfeld, in Anuarul Pentrul Israelitzi, 1888;
  • Gh. Sincat ", Cronica Romanilou", Jassy, 1853

Примечания

  1. Postan, Miller, Habakkuk. The Cambridge Economic History of Europe. 1948
  2. Официальный портал города Опочно
  3. "Чёрная смерть. Эпидемия чумы" на сайте Хасидус по-русски
  4. Simon Dubnow, History of the Jews in Russia and Poland, Varda Books (2001 reprint), Vol. 1, p. 44.(С.М. Дубнов, История евреев в России и Польше, т.1, стр. 44)
  5. Simon Dubnow, History of the Jews in Russia and Poland, Varda Books (2001 reprint), Vol. 1, p. 42.(С.М. Дубнов, История евреев в России и Польше, т. 1, стр.42)
  6. "Чёрная смерть. Эпидемия чумы" на сайте Хасидус по-русски
  7. 1367 pogrom Poznan. Google Books
  8. Simon Dubnow, History of the Jews in Russia and Poland, Varda Books (2001 reprint), Vol. 1, p. 54-58.(С.М. Дубнов, История евреев в России и Польше, т. 1, стр.54-58)
  9. The Encyclopedia of World History 1447-92. 2001
  10. 10,0 10,1 Bernard Dov Weinryb "Jews of Poland", p. 50 (Бернард Дов Вейнриб "Евреи Польши")
  11. VILKAVIŠKIS in Jewish Virtual Library
  12. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Литва" на основании КЕЭ, том 4, кол. 864–876
  13. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Киев" на основании КЕЭ, том 4, кол. 252–258
  14. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Чернигов" на основании КЕЭ, том 9, кол. 1161–1164
  15. Лев Усыскин. Повелитель пепелища
  16. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Гродно" на основании КЕЭ, том 2, кол. 228–231
  17. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Владимир-Волынский" на основании КЕЭ, том 1+Доп.2, кол. 681+285
  18. UKRAINE in Jewish Virtual Library
  19. Лев Усыскин. Повелитель пепелища
  20. [Электронная еврейская энциклопедия, статья "Смоленск" на основании КЕЭ, том 8, кол. 65–66]
  21. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Брест" на основании КЕЭ, том 1+Доп.2, кол. 534–536+230
  22. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Волынь" на основании КЕЭ, том 1, кол. 733–735
  23. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Гродно" на основании КЕЭ, том 2, кол. 228–231
  24. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Минск" на основании КЕЭ, том 5, кол. 358–362
  25. SMOLENSK by Executive Committee of the Editorial Board and Julius Gottlieb in Jewish Encyclopedia
  26. Herman Rosenthal GUIZOLFI (GIEXULFIS), ZACHARIAS DE in Jewish Encyclopedia по материалам "Сборник Императорскаво Русскаво Историческаво Общества", XLI. 40., стр. 71).
  27. [CRIMEA by Herman Rosenthal and Isaac Broydé in Jewish Encyclopedia]
  28. Ubicini, "Provinces Danubiennes"
  29. Jirecek, "Gesch. der Bulgaren," p. 312, Prague, 1876
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация