История еврейских общин в Восточной Европе в XI - XV веках

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(В Литве)
 
(67 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
== В Польше ==
+
#redirect [[:ej:История еврейских общин в Восточной Европе в XI - XV веках]]
-
См. [[История еврейских общин в Польше в XI - XV веках]], [[Польша - еврейская община]]
+
-
 
+
-
=== Поселение евреев в Польше ===
+
-
Первые евреи - [[раданиты]] - прибыли на территорию современной Польши в IX-X веках, проходя по торговым путям, ведущим из Испании и Франции к [[Киев]]у и [[Бухара|Бухаре]].
+
-
Некоторые из них оставались надолго.
+
-
Первое реальное упоминание в польской хронике - под XI веком - о евреях в [[Гнезно]], в то время столице Польского королевства. Первая постоянная еврейская община упомянута в 1085 году еврейским ученым [[Йегуда бен Меир|Йегудой hа-Коэном]] в городе Пшемысль.<ref name="PMH-1">[http://books.google.com/books?id=gaU8AAAAIAAJ&pg=PA486 Postan, Miller, Habakkuk. The Cambridge Economic History of Europe]. 1948</ref>
+
-
 
+
-
В 1098 году в Польше поселились евреи из Чехии и других европейских стран, бежавшие от преследований во время первого [[Крестовые походы|крестового похода]]. Король Болеслав III рассчитывал на них для развития экономики страны.
+
-
Евреи образовали средний класс польского общества, состоявшего до того только из крестьян и феодалов.
+
-
[[File:Reception oh Jews in Poland 1096.JPG|thumb|''Приём евреев в Польше в 1096 году''. Картина Яна Матейко|right]]
+
-
В Силезии в XII–XIII вв. можно было встретить евреев-землевладельцев и даже еврейские семьи, владевшие деревнями. В XII–XIII вв. среди польских евреев было много торговцев и чеканщиков монет. Так, в [[Краков]]е евреи управляли монетным двором, и на монетах того времени (короля Мешко III) сохранились различные надписи на [[иврит|иврите]].
+
-
[[File:PolishHebrewCoins1.jpg|thumb|left|Средневековые польские монеты с еврейскими надписями]]
+
-
 
+
-
Польские короли, заинтересованные в развитии экономики, в создании новых городов, особенно после [[Чингисхан|монгольского нашествия]], приглашали переселенцев — немцев и евреев.
+
-
 
+
-
В XIV в. в Польшу приехали большие группы евреев, в основном из [[Германия|Германии]], бежавшие оттуда из-за [[погром]]ов в период «Черной смерти».
+
-
 
+
-
Во многих городах, где было самоуправление, существовали еврейские общины.
+
-
 
+
-
=== Королевские привилегии ===
+
-
Правовое положение евреев Польши было определено в привилегиях князя Болеслава V Благочестивого (так называемый Калишский статут 1264 г.), которые первоначально предназначались только для евреев удельного Калишского княжества.
+
-
 
+
-
Согласно этим привилегиям евреи имели полную свободу передвижения и свободу торговли. Запрещалось притеснять еврейских купцов, осквернять еврейские кладбища, нападать на [[синагоги]]. За нанесение раны еврею налагалось такое же наказание, как за нанесение раны шляхтичу.
+
-
 
+
-
Строго наказывалось похищение еврейских детей с целью их [[Насильственное крещение|насильственного крещения]]. Запрещалось обвинять евреев в [[Кровавый навет|убийстве христианских младенцев]]. Конфликты между евреями были подсудны не городским судам, а только князю или его представителям.
+
-
 
+
-
Казимир III распространил калишские привилегии в расширенном виде на евреев Великой на евреев всей остальной Польши, включавшей завоеванную [[Галиция|Червонную Русь]] и часть Волыни. Казимир, у которого, согласно легенде, была еврейская любовница по имени Эстерка из Опочно,<ref name="opoczno-1">[http://www.opoczno.pl/opoczno/_portal/117189707245d9baf044536/Zabytki.html Официальный портал города Опочно]</ref> был особенно дружен с евреями и был прозван современниками «королём мужиков и евреев». В 1348-1350 годах он не допустил погромов на волне эпидемии чумы и принял еврейских беженцев из соседних стран.<ref>[http://chassidus.ru/library/history/auerbach/3/08.htm  "Чёрная смерть. Эпидемия чумы" на сайте Хасидус по-русски]</ref>
+
-
[[File:Wojciech Gerson-Kazimierz Wielki.jpg|thumb|Войцех Герсон, ''Казимир великий и евреи'']]
+
-
В этот период евреи считались в Польше «''рабами казны''» и в качестве таковых находились под защитой короля. Они платили натуральный и денежный налоги, несли различные повинности.<ref name="Dubnow-1">Simon Dubnow, ''History of the Jews in Russia and Poland'', Varda Books (2001 reprint), Vol. 1, p. 44.([[Дубнов, Семён Маркович|С.М. Дубнов]], ''История евреев в России и Польше'', т.1, стр. 44)</ref>
+
-
 
+
-
Королевские привилегии давали евреям свободe вероисповедания, передвижения и экономической деятельности, могли приобретать земельную собственность (только заложенные и невыкупленные имения), имели общинную автономию.
+
-
 
+
-
Основным занятием евреев были ссудные операции. Большинство заимодавцев-евреев оперировали небольшими суммами, но были и весьма состоятельные, например, банкир Левко из [[Краков]]а (умер в 1395 г.), заведовавший соляными копями и королевским монетным двором.
+
-
 
+
-
=== Антиеврейские действия ===
+
-
Католическая церковь резко выступала против поселения евреев в Польше. Соседние германские государства также ухудшали обстановку.<ref name="Dubnow-2">Simon Dubnow, ''History of the Jews in Russia and Poland'', Varda Books (2001 reprint), Vol. 1, p. 42.([[Дубнов, Семён Маркович|С.М. Дубнов]], ''История евреев в России и Польше'', т. 1, стр.42)</ref> На церковном соборе во Вроцлаве в 1267 г. было постановлено, что евреи должны жить в особых [[Еврейские кварталы|кварталах]], запираться в своих домах во время христианских процессий и постоянно носить ''отличительный знак'' (шапку особой формы).
+
-
 
+
-
Пропаганду против евреев вели также городские жители, в основном выходцы из Германии, чьи экономические интересы постоянно сталкивались с еврейскими.
+
-
 
+
-
Первый [[кровавый навет]] в Польше случился в 1347 году.
+
-
Во время эпидемии чумы в 1350 году король Казимир III не допустил [[погром]]ов.<ref>[http://chassidus.ru/library/history/auerbach/3/08.htm  "Чёрная смерть. Эпидемия чумы" на сайте Хасидус по-русски]</ref>
+
-
 
+
-
Первый [[погром]] произошел в [[Познань|Познани]] в 1367 г. <ref name="Poznan-1">[http://books.google.com/books?id=E5YSAAAAIAAJ&q=1367+pogrom+Poznan&dq=1367+pogrom+Poznan&pgis=1 1367 pogrom Poznan. Google Books]</ref> Позднее погромы произошли в [[Калиш]]е, [[Краков]]е, снова в [[Познань|Познани]] в 1399 г. и других городах, расположенных вдоль германской границы. По оценкам историков, 10 000 евреев были убиты.
+
-
В 1407 г. произошел [[погром]] в [[Краков]]е в результате [[Кровавый навет|кровавого навета]].
+
-
 
+
-
Тем не менее, по сравнению с обстановкой в Западной Европе жизнь в Польше воспринималась как не такая уж плохая, и евреи массово бежали туда из [[Германия|Германии]].
+
-
 
+
-
=== Ранняя ягеллонская эпоха (1385 - 1505) ===
+
-
В 1385 г. образовался польско-литовский союз. В 1388 году действовавшие в Польше права были распространены на [[Литва|литовских евреев]]. В то же время начались первые обширные преследования евреев в Польше, и король не действовал, чтобы остановить их.<ref name="Dubnow-3">Simon Dubnow, ''History of the Jews in Russia and Poland'', Varda Books (2001 reprint), Vol. 1, p. 54-58.([[Дубнов, Семён Маркович|С.М. Дубнов]], ''История евреев в России и Польше'', т. 1, стр.54-58)</ref>
+
-
 
+
-
Снижение статуса евреев было предпринято Казимиром IV Ягеллонским (1447-1492).<ref>[http://www.bartleby.com/67/556.html The Encyclopedia of World History 1447-92. 2001]</ref>
+
-
Среди прочего, он отменил старинные привилегии евреев. Тем не менее, король продолжал предоставлять свою защиту евреям.
+
-
Два года спустя Казимир издал другой документ, заявив, что он не мог лишить евреев своего благоволения на основе "принципа толерантности, который в соответствии с Божьим законом обязывает его защитить их".<ref name=bdw50>[http://books.google.com/books?id=K2DgBdSCQnsC&pg=PA50 Bernard Dov Weinryb "Jews of Poland", p. 50 (Бернард Дов Вейнриб "Евреи Польши")]</ref>
+
-
 
+
-
Сын Казимира IV, Александр Ягеллонский изгнал евреев из [[Литва|Великого княжества Литовского]] в 1495 году, когда он был великим князем литовским, но отменил закон в 1503 году вскоре после того, стал королём Польши.<ref Name=bdw50/>
+
-
 
+
-
В XV в. интенсивная иммиграция евреев в Польшу продолжалась в основном из [[Германия|Германии]] и [[Чехия|Чехии]]. Небольшое число [[сефард]]ов прибыло в Польшу и [[Литва|Литву]] из [[Испания|Испании]] и [[Португалия|Португалии]] после изгнания евреев из этих стран, но они, как правило, не оставались в Польше.
+
-
 
+
-
К концу XV в. в Польше насчитывалось около 45 городов и местечек с еврейским населением, а все еврейское население Польши и [[Литва|Литвы]] составляло 20–30 тыс. человек.
+
-
 
+
-
== В Литве ==
+
-
См. [[История еврейских общин в Литве в XI - XV веках]]
+
-
Пражский епископ Адальберт, посланный в 997 г. насаждать христианство среди литовцев, сообщает о наличии в Литве евреев.
+
-
 
+
-
С присоединением Волыни (первая половина XIV в.) численность еврейского населения Литвы значительно возросла. В конце XIV в. великий князь Витаутас переселил из [[Крым]]а наряду с пленными татарами часть крымских евреев и [[караим]]ов в город Троки (ныне [[Тракай]]), ставший впоследствии [[караим]]ским центром Польско-Литовского государства; [[караим]]ские общины возникли в [[Луцк]]е и [[Владимир-Волынский|Владимире-Волынском]].
+
-
 
+
-
В 1388–89 гг. Витовт даровал евреям ряда городов княжества хартии, гарантировавшие свободу вероисповедания, защиту жизни и имущества и право на занятие торговлей и ремеслами, а также подсудность непосредственно великокняжескому суду или суду старосты-еврея. Запрещалось [[Кровавый навет|обвинение евреев в ритуальном использовании человеческой крови]].
+
-
 
+
-
В 1495 г. великий князь Александр Ягеллон (с 1501 г. — король Польский), очевидно, под влиянием [[Изгнание евреев из Испании|изгнания евреев из Испании (1492)]] издал указ об изгнании евреев и [[караим]]ов из Литвы и конфискации их недвижимости. Большинство евреев юга страны переселилось в [[Крым]] и Турцию (в основном — в [[Константинополь]]), а евреи северных общин нашли убежище в приграничных городах Польши.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/12474 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Литва" на основании КЕЭ, том 4, кол. 864–876]</ref>
+
-
 
+
-
== В Руси ==
+
-
См. [[История еврейских общин в Руси в XI - XV веках]]
+
-
 
+
-
Территория средневековой Руси с XI века стала практически централизованной державой - Киевской Русью, части которой имели разную степень автономии. После [[Чингисхан|нашествия монголов]] в XIII веке юго-западная часть Руси (территория современных Украины и Белоруссии) постепенно вошла в состав Великого княжества Литовского. После этого история еврейских общин этих местностей стала частью истории еврейских общин Литвы.
+
-
 
+
-
В книге "Сефер hа-Диним" (ספר הדינים) [[Йеhуда бен Меир|Йеhуды бен Меира]] упоминаются "ходящие по Руси" торговцы рабами в славянских странах в начале XI века. В этой работе [[Киев]] упоминается в качестве торговой базы в торговой сети [[Раданиты|раданитов]].
+
-
 
+
-
=== В Киеве ===
+
-
В новых городских стенах (закончены в 1037 г.) имелись Жидовские ворота, к которым примыкал [[Еврейские кварталы|еврейский квартал]].
+
-
 
+
-
Летописец Нестор (около 1080 г.) в «Житии... Феодосия» (основателя и игумена Киево-Печерского монастыря) рассказывает, что тот посещал по ночам евреев и вел с ними религиозные споры.
+
-
 
+
-
Члены еврейской общины вели денежные операции и, очевидно, были связаны с княжеским двором. Когда в 1113 г., после смерти князя Святополка восставшие киевляне напали на [[Еврейские кварталы|еврейский квартал]], они грозили князю Владимиру Мономаху «не Путятин [тысяцкий] двор, ни соцьких, но и жиды грабити», что, как видно, должно было сильно ущемить интересы князя.
+
-
 
+
-
[[Биньямин из Туделы]] в 1173 г. назвал [[Киев]] «великим городом». Евреев [[Киев]]а посещали [[Птахия из Регенсбурга]], с родным городом которого они вели интенсивную торговлю, Ицхак бар Дорбело (XII в.) и, возможно, [[Элиэзер бен Натан из Майнца]] (1090? – 1170?) — сподвижники [[Там Яаков бен Меир|Яакова бен Меира Тама]].
+
-
 
+
-
С последним поддерживал связь, а возможно, и учился у него рабби Моше, который жил в Киеве в XII в. и переписывался с Шмуэлем бен Али hа-Леви (умер, по-видимому, в 1194 г.), главой [[иешивы]] в [[Багдад]]е.
+
-
 
+
-
Греческий монах Феодосий писал в 1156 г. о живших в Киеве [[караим]]ах. Значительный ущерб евреям [[Киев]]а нанесли пожар еврейского квартала в 1124 г. и ограбление города дружинами Андрея Боголюбского в 1169 г.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/12072 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Киев" на основании КЕЭ, том 4, кол. 252–258]</ref>
+
-
{{Заготовка_раздела}}
+
-
 
+
-
=== В Причерноморье ===
+
-
==== Генуэзские колонии ====
+
-
Генуя разрешала евреям селиться в своих колониях и даже предоставляла им равные с христианами права (но только на территории колоний).
+
-
 
+
-
Известен '''Захария де Гузольфи''', принц и правитель Тамани в конце XV века. Потомок генуэзского еврея Симеоне де Гузольфи. В результате брака с местной княжной Бихаханым стал в 1479 году правителем полуострова под защитой Генуэзской республики.
+
-
 
+
-
Воевал с турками. Потерпев неудачу, активно искал союзников в Восточной Европе, в том числе в России. В конце  века оказался на службе у крымского хана.
+
-
 
+
-
Из переписки с крымским ханом, валашским господарем и русским великим князем Иваном III видно, что все они воспринимали его как еврея.<ref>
+
-
[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=493&letter=G&search=goths Herman Rosenthal GUIZOLFI (GIEXULFIS), ZACHARIAS DE in Jewish Encyclopedia по материалам "Сборник Императорскаво Русскаво Историческаво Общества", XLI. 40., стр. 71).]</ref>
+
-
 
+
-
== Источники и ссылки ==
+
-
* [http://www.jewishencyclopedia.com/ Jewish Encyclopedia]
+
-
* [http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13274&query=%CF%CE%CB%DC%D8%C0 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Польша" на основании КЕЭ, том 6, кол. 619–669]
+
-
* [http://en.wikipedia.org/wiki/History_of_Polish_Jews#1967.E2.80.931989 Статья "History of the Jews in Poland" в английском разделе Википедии]
+
-
* [http://www.jewishmuseum.org.pl/index.php?miId=2&lang=en Museum of the History of Polish Jews]
+
-
** [http://www.sztetl.org.pl/?lang=en_GB Virtual Shtetl]
+
-
* [http://polishjews.org The Polish Jews Home Page]
+
-
* [http://www.friends-partners.org/partners/beyond-the-pale/index.html Beyond the Pale: A History of the Jews in Russia.]
+
-
** See especially: [http://www.friends-partners.org/partners/beyond-the-pale/english/18.html Jews of Lithuania and Poland]
+
-
* [http://members.core.com/~mikerose/history.html Mike Rose's History of the Jews in Poland before 1794]
+
-
* [http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Poland.html Virtual Jewish History Tour of Poland]
+
-
* [http://www.myjewishlearning.com/history_community/Medieval/TheStory6321666/Expulsion/Poland.htm Early History of the Polish Jewish Community from Medieval Jewish Civilization: An Encyclopedia]
+
-
* [http://www.cyberroad.com/poland/jews.html Jews in Poland from the LNT Travel company.]
+
-
* [http://depts.washington.edu/baltic/papers/judaismmiller.htm Judaism in the Baltic: Vilna as the Spiritual Center of Eastern Europe]
+
-
* [http://www.zydziwpolsce.edu.pl/aindex.html The Jews in Poland. Saving from oblivion - Teaching for the future]
+
-
* [http://jewish.sites.warszawa.um.gov.pl/wstep_a.htm Historical Sites of Jewish Warsaw]
+
-
* [http://krakow.zaprasza.net/fkz/szeroka_street.html Kazimierz in Kraków - History and Jewish Festivals]
+
-
* [http://www.jewishmemory.gliwice.pl/ Jewish presence in the history of Gliwice]
+
-
* [http://www.ce-review.org/00/4/rohozinska4.html A Complicated Coexistence:Polish-Jewish relations through the centuries], Joanna Rohozinska, Central Europe Review, 28 January 2000
+
-
 
+
-
== Литература ==
+
-
* [[Дубнов, Семён Маркович|Simon Dubnow]], History of the Jews in Russia and Poland, Varda Books (2001 reprint), Vol. 2, p. 282.
+
-
* Iwo Cyprian Pogonowski, ''Jews in Poland. A Documentary History'', Hippocrene Books, Inc., 1998, ISBN 0-7818-0604-6.
+
-
* Alvydas Nikžentaitis, Stefan Schreiner, Darius Staliūnas (editors). ''The Vanished World of Lithuanian Jews''. Rodopi, 2004, ISBN 90-420-0850-4 [http://print.google.com/print%3Flr%3D%26q%3DPolish-Lithuanian%2Bcommonwealth%26start%3D20 Google print]
+
-
* {{cite book| year= 2003 | title = After the Holocaust: Polish-Jewish Conflict in the Wake of World War II, East European Monographs | isbn = 0-88033-511-4 | first = Marek Jan | last = Chodakiewicz | authorlink = Marek Jan Chodakiewicz | publisher = Columbia University Press}}
+
-
* Stanisław Krajewski, ''Poland and the Jews: Reflections of a Polish Polish Jew'' ([[Краков|Kraków]]: Austeria P, 2005).
+
-
 
+
-
Примечания
+
-
{{Примечания}}
+
-
 
+
-
[[Категория:История еврейского народа]]
+
-
[[Категория:История евреев в средневековье]]
+
-
[[Категория:Евреи в Европе]]
+
-
[[Категория:История евреев Польши]]
+
-
{{checked_final}}
+

Текущая версия на 21:37, 5 ноября 2013

  1. redirect ej:История еврейских общин в Восточной Европе в XI - XV веках
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация