История еврейских общин в Восточной Европе в XI - XV веках

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Антиеврейские действия)
 
(15 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
Начало периода высокого средневековья в Восточной Европе связано с возникновением новых крупных феодальных государств, принявших христианство и установивших официальные связи со "старыми" цивилизованными странами. Главными из таких стран продолжали оставаться Византия и Германия. В результате стали меняться торговые пути и номенклатура товаров, ходящих по региону.
+
#redirect [[:ej:История еврейских общин в Восточной Европе в XI - XV веках]]
-
 
+
-
Евреи присутствовали в регионе со времён раннего средневековья, а в некоторых местах - с античности. О деятельности [[Раданиты|раданитов]] написано в записях еврейского ученого XI века [[Йегуда бен Меир|Йегуды hа-Коэна]] "ספר הדינים (Сефер hа-Диним)".<ref>[http://books.google.com/books?id=gaU8AAAAIAAJ&pg=PA486 Postan, Miller, Habakkuk. The Cambridge Economic History of Europe. 1948]</ref>
+
-
 
+
-
Начавшиеся [[Крестовые походы]] вынуждали евреев Западной и Центральной Европы, а вскоре и Византии массово бежать. Новые государства нуждались в квалифицированном городском сословии, которое создало бы у них промышленность, торговлю и финансы. Они охотно давали жившим на их территории евреям заниматься всем этим и впускали (а иногда и приглашали) евреев из других стран. Новоприбывшим давались королевские гарантии личных и религиозных прав и экономические привилегии.
+
-
 
+
-
Примерно в течение XII-XIII веков новые еврейские общины стран Восточной Европы жили сравнительно благополучно. Даже в отдельных районах Византии существовали возможности для нормальной жизни, и некоторая часть потока беженцев направлялась туда.
+
-
 
+
-
Центр [[ашкеназ]]ской культуры переместился на восток. Началась интеллектуальная жизнь, появились [[йешивы]] и учёные [[раввин]]ы. [[Караим]]ы составляли тогда немалую часть евреев Восточной Европы.
+
-
 
+
-
В XIII веке в результате войн, действия церкви и горожан-конкурентов обстановка ухудшилась. Начались процессы, обычные для средневековой Европы: наступление на личные и общинные права евреев, религиозные преследования и ухудшение экономического положения.
+
-
Под конец периода дошло и до массовых изгнаний. Однако обстановка в целом не успела ухудшиться до того уровня, на котором она находилась в то же время на Западе.
+
-
 
+
-
Появление в XIV  на юге региона новых хозяев - турок - дало старт новому витку того же процесса. Туркам тоже были нужны еврейские финансисты, купцы, ремесленники и лица свободных профессий. Они тоже предоставляли наилучшие (для того времени) условия. Захваченные турками области Юго-Восточной Европы стали новым адресом для массового переселения евреев. К потоку беженцев из Западной и Центральной Европы в это время добавилась [[Изгнание евреев из Испании|волна евреев из Испании, Португалии и зависимых от Испании регионов Юго-Западной Европы]].
+
-
 
+
-
В Османской империи евреи получили статус [[зимми]]. Они получили значительную автономию, с различными правами, включая право покупать недвижимость, строить [[синагоги]] и вести торговлю по всей [[Турция|Османской империи]].<ref>A. Assa, p.36.</ref>
+
-
 
+
-
На Балканах евреи столкнулись с сильной конкуренцией во всех областях своих традиционных занятий. Хотя некоторые еврейские семьи были приближены ко двору султанов и даже становились их кредиторами, в целом балканские евреи никогда не имели таких сильных экономических позиций, как евреи в других частях Европы.
+
-
 
+
-
Отношения между евреями и местным нееврейским населением, как правило, были хорошие.<ref name="ce-review.org">[http://www.ce-review.org/00/4/daskalovski4.html Remembering the Past - Jewish culture battling for survival in Macedonia, Zhidas Daskalovski]</ref> Свидетельство хороших условий для евреев в Македонии и [[Турция|Османской Европе]] в целом находится в письме 1475 года от [[раввин]]а Исаака Царфати из Эдирне, направленного немецким и венгерским евреям c с уведомлением о благоприятных условиях в Османской империи и советом им иммигрировать на Балканы.<ref>Assa, p.40.</ref>
+
-
 
+
-
== В Польше ==
+
-
См. '''[[История еврейских общин в Польше в XI - XV веках]], [[Польша - еврейская община]]'''
+
-
 
+
-
=== Поселение евреев в Польше ===
+
-
Первые евреи - [[раданиты]] - прибыли на территорию современной Польши в IX-X веках, проходя по торговым путям, ведущим из Испании и Франции к [[Киев]]у и [[Бухара|Бухаре]].
+
-
Некоторые из них оставались надолго.
+
-
Первое реальное упоминание в польской хронике - под XI веком - о евреях в [[Гнезно]], в то время столице Польского королевства. Первая постоянная еврейская община упомянута в 1085 году еврейским ученым [[Йегуда бен Меир|Йегудой hа-Коэном]] в городе Пшемысль.<ref name="PMH-1">[http://books.google.com/books?id=gaU8AAAAIAAJ&pg=PA486 Postan, Miller, Habakkuk. The Cambridge Economic History of Europe]. 1948</ref>
+
-
 
+
-
В 1098 году в Польше поселились евреи из Чехии и других европейских стран, бежавшие от преследований во время первого [[Крестовые походы|крестового похода]]. Король Болеслав III рассчитывал на них для развития экономики страны.
+
-
Евреи образовали средний класс польского общества, состоявшего до того только из крестьян и феодалов.
+
-
[[File:Reception oh Jews in Poland 1096.JPG|thumb|''Приём евреев в Польше в 1096 году''. Картина Яна Матейко|right]]
+
-
В Силезии в XII–XIII вв. можно было встретить евреев-землевладельцев и даже еврейские семьи, владевшие деревнями. В XII–XIII вв. среди польских евреев было много торговцев и чеканщиков монет. Так, в [[Краков]]е евреи управляли монетным двором, и на монетах того времени (короля Мешко III) сохранились различные надписи на [[иврит|иврите]].
+
-
[[File:PolishHebrewCoins1.jpg|thumb|left|Средневековые польские монеты с еврейскими надписями]]
+
-
 
+
-
Польские короли, заинтересованные в развитии экономики, в создании новых городов, особенно после [[Чингисхан|монгольского нашествия]], приглашали переселенцев — немцев и евреев.
+
-
 
+
-
В XIV в. в Польшу приехали большие группы евреев, в основном из [[Германия|Германии]], бежавшие оттуда из-за [[погром]]ов в период «Черной смерти».
+
-
 
+
-
Во многих городах, где было самоуправление, существовали еврейские общины.
+
-
 
+
-
=== Королевские привилегии ===
+
-
Правовое положение евреев Польши было определено в привилегиях князя Болеслава V Благочестивого (так называемый Калишский статут 1264 г.), которые первоначально предназначались только для евреев удельного Калишского княжества.
+
-
 
+
-
Согласно этим привилегиям евреи имели полную свободу передвижения и свободу торговли. Запрещалось притеснять еврейских купцов, осквернять еврейские кладбища, нападать на [[синагоги]]. За нанесение раны еврею налагалось такое же наказание, как за нанесение раны шляхтичу.
+
-
 
+
-
Строго наказывалось похищение еврейских детей с целью их [[Насильственное крещение|насильственного крещения]]. Запрещалось обвинять евреев в [[Кровавый навет|убийстве христианских младенцев]]. Конфликты между евреями были подсудны не городским судам, а только князю или его представителям.
+
-
 
+
-
Казимир III распространил калишские привилегии в расширенном виде на евреев Великой на евреев всей остальной Польши, включавшей завоеванную [[Галиция|Червонную Русь]] и часть Волыни. Казимир, у которого, согласно легенде, была еврейская любовница по имени Эстерка из Опочно,<ref name="opoczno-1">[http://www.opoczno.pl/opoczno/_portal/117189707245d9baf044536/Zabytki.html Официальный портал города Опочно]</ref> был особенно дружен с евреями и был прозван современниками «королём мужиков и евреев». В 1348-1350 годах он не допустил погромов на волне эпидемии чумы и принял еврейских беженцев из соседних стран.<ref>[http://chassidus.ru/library/history/auerbach/3/08.htm  "Чёрная смерть. Эпидемия чумы" на сайте Хасидус по-русски]</ref>
+
-
[[File:Wojciech Gerson-Kazimierz Wielki.jpg|thumb|Войцех Герсон, ''Казимир великий и евреи'']]
+
-
В этот период евреи считались в Польше «''рабами казны''» и в качестве таковых находились под защитой короля. Они платили натуральный и денежный налоги, несли различные повинности.<ref name="Dubnow-1">Simon Dubnow, ''History of the Jews in Russia and Poland'', Varda Books (2001 reprint), Vol. 1, p. 44.([[Дубнов, Семён Маркович|С.М. Дубнов]], ''История евреев в России и Польше'', т.1, стр. 44)</ref>
+
-
 
+
-
Королевские привилегии давали евреям свободe вероисповедания, передвижения и экономической деятельности, могли приобретать земельную собственность (только заложенные и невыкупленные имения), имели общинную автономию.
+
-
 
+
-
Основным занятием евреев были ссудные операции. Большинство заимодавцев-евреев оперировали небольшими суммами, но были и весьма состоятельные, например, банкир Левко из [[Краков]]а (умер в 1395 г.), заведовавший соляными копями и королевским монетным двором.
+
-
 
+
-
=== Антиеврейские действия ===
+
-
Католическая церковь резко выступала против поселения евреев в Польше. Соседние германские государства также ухудшали обстановку.<ref name="Dubnow-2">Simon Dubnow, ''History of the Jews in Russia and Poland'', Varda Books (2001 reprint), Vol. 1, p. 42.([[Дубнов, Семён Маркович|С.М. Дубнов]], ''История евреев в России и Польше'', т. 1, стр.42)</ref> На церковном соборе во Вроцлаве в 1267 г. было постановлено, что евреи должны жить в особых [[Еврейские кварталы|кварталах]], запираться в своих домах во время христианских процессий и постоянно носить ''[[отличительный знак]]'' (шапку особой формы).
+
-
 
+
-
Пропаганду против евреев вели также городские жители, в основном выходцы из Германии, чьи экономические интересы постоянно сталкивались с еврейскими.
+
-
 
+
-
Первый [[кровавый навет]] в Польше случился в 1347 году.
+
-
Во время эпидемии чумы в 1350 году король Казимир III не допустил [[погром]]ов.<ref>[http://chassidus.ru/library/history/auerbach/3/08.htm  "Чёрная смерть. Эпидемия чумы" на сайте Хасидус по-русски]</ref>
+
-
 
+
-
Первый [[погром]] произошел в [[Познань|Познани]] в 1367 г. <ref name="Poznan-1">[http://books.google.com/books?id=E5YSAAAAIAAJ&q=1367+pogrom+Poznan&dq=1367+pogrom+Poznan&pgis=1 1367 pogrom Poznan. Google Books]</ref> Позднее погромы произошли в [[Калиш]]е, [[Краков]]е, снова в [[Познань|Познани]] в 1399 г. и других городах, расположенных вдоль германской границы. По оценкам историков, 10 000 евреев были убиты.
+
-
В 1407 г. произошел [[погром]] в [[Краков]]е в результате [[Кровавый навет|кровавого навета]].
+
-
 
+
-
Тем не менее, по сравнению с обстановкой в Западной Европе жизнь в Польше воспринималась как не такая уж плохая, и евреи массово бежали туда из [[Германия|Германии]].
+
-
 
+
-
=== Ранняя ягеллонская эпоха (1385 - 1505) ===
+
-
В 1385 г. образовался польско-литовский союз. В 1388 году действовавшие в Польше права были распространены на [[Литва|литовских евреев]]. В то же время начались первые обширные преследования евреев в Польше, и король не действовал, чтобы остановить их.<ref name="Dubnow-3">Simon Dubnow, ''History of the Jews in Russia and Poland'', Varda Books (2001 reprint), Vol. 1, p. 54-58.([[Дубнов, Семён Маркович|С.М. Дубнов]], ''История евреев в России и Польше'', т. 1, стр.54-58)</ref>
+
-
 
+
-
Снижение статуса евреев было предпринято Казимиром IV Ягеллонским (1447-1492).<ref>[http://www.bartleby.com/67/556.html The Encyclopedia of World History 1447-92. 2001]</ref>
+
-
Среди прочего, он отменил старинные привилегии евреев. Тем не менее, король продолжал предоставлять свою защиту евреям.
+
-
Два года спустя Казимир издал другой документ, заявив, что он не мог лишить евреев своего благоволения на основе "принципа толерантности, который в соответствии с Божьим законом обязывает его защитить их".<ref name=bdw50>[http://books.google.com/books?id=K2DgBdSCQnsC&pg=PA50 Bernard Dov Weinryb "Jews of Poland", p. 50 (Бернард Дов Вейнриб "Евреи Польши")]</ref>
+
-
 
+
-
Сын Казимира IV, Александр Ягеллонский изгнал евреев из [[Литва|Великого княжества Литовского]] в 1495 году, когда он был великим князем литовским, но отменил закон в 1503 году вскоре после того, стал королём Польши.<ref Name=bdw50/>
+
-
 
+
-
В XV в. интенсивная иммиграция евреев в Польшу продолжалась в основном из [[Германия|Германии]] и [[Чехия|Чехии]]. Небольшое число [[сефард]]ов прибыло в Польшу и [[Литва|Литву]] из [[Испания|Испании]] и [[Португалия|Португалии]] после изгнания евреев из этих стран, но они, как правило, не оставались в Польше.
+
-
 
+
-
К концу XV в. в Польше насчитывалось около 45 городов и местечек с еврейским населением, а все еврейское население Польши и [[Литва|Литвы]] составляло 20–30 тыс. человек.
+
-
 
+
-
== В Литве ==
+
-
См. '''[[История еврейских общин в Литве в XI - XV веках]]'''
+
-
 
+
-
Пражский епископ Адальберт, посланный в 997 г. насаждать христианство среди литовцев, сообщает о наличии в Литве евреев.
+
-
 
+
-
Придя в XI веке в Польшу, [[ашкеназ]]ские евреи пошли через её восточную границу и в Литву. Так, в Вилкавишкисе, в юго-западной Литве, согласно преданию, евреи жили с XIV века.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/judaica/ejud_0002_0020_0_20418.html VILKAVIŠKIS in Jewish Virtual Library]</ref>
+
-
 
+
-
С присоединением Волыни (первая половина XIV в.) численность еврейского населения Литвы значительно возросла. В конце XIV - начале XV в. великий князь Витаутас переселил из [[Крым]]а наряду с пленными татарами часть крымских евреев и [[караим]]ов в город Троки (ныне [[Тракай]]), а также в [[Каунас]]. [[Караим]]ские общины возникли в [[Луцк]]е и [[Владимир-Волынский|Владимире-Волынском]].
+
-
 
+
-
В 1388–89 гг. князь Витаутас даровал евреям ряда городов княжества хартии, гарантировавшие свободу вероисповедания, защиту жизни и имущества и право на занятие торговлей и ремеслами, а также подсудность непосредственно великокняжескому суду или суду старосты-еврея. Запрещалось [[Кровавый навет|обвинение евреев в ритуальном использовании человеческой крови]].
+
-
 
+
-
В 1441 г. указом великого князя Казимира Ягеллона евреи [[Тракай|Тракая]] получили ''магдебургское право'', как и христиане города, то есть отвечали только перед своим войтом (судьей), избираемым ими и утверждаемым воеводой.
+
-
 
+
-
В 1495 г. великий князь Александр Ягеллон (с 1501 г. — король Польский), очевидно, под влиянием [[Изгнание евреев из Испании|изгнания евреев из Испании (1492)]] издал указ об изгнании евреев и [[караим]]ов из Литвы и конфискации их недвижимости. Большинство евреев юга страны переселилось в [[Крым]] и Турцию (в основном — в [[Константинополь]]), а евреи северных общин нашли убежище в приграничных городах Польши.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/12474 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Литва" на основании КЕЭ, том 4, кол. 864–876]</ref>
+
-
 
+
-
== В Латвии ==
+
-
Латвия в начале периода была заселена племенами, находившимися на ранней стадии феодализма. Письменности у них не было, так что о возможных визитах еврейских купцов никаких сведений не сохранилось.
+
-
 
+
-
В XII-XIII веках страну завоевали немецкие военно-духовные ордена. Они запрещали евреям приезжать в Латвию. Тем не менее, близ города [[Елгава]] (Митава) обнаружены еврейские надгробия XIV в.
+
-
 
+
-
== В Руси ==
+
-
См. '''[[История еврейских общин в Руси в XI - XV веках]]'''
+
-
 
+
-
Территория средневековой Руси с XI века стала практически централизованной державой - Киевской Русью, части которой имели разную степень автономии. После [[Чингисхан|нашествия монголов]] в XIII веке юго-западная часть Руси (территория современных Украины и Белоруссии) постепенно вошла в состав Великого княжества Литовского. После этого история еврейских общин этих местностей стала частью истории еврейских общин Литвы.
+
-
 
+
-
В книге "Сефер hа-Диним" (ספר הדינים) [[Йеhуда бен Меир|Йеhуды бен Меира]] упоминаются "ходящие по Русии" торговцы рабами в славянских странах в начале XI века. В этой работе [[Киев]] упоминается в качестве торговой базы в торговой сети [[Раданиты|раданитов]].
+
-
 
+
-
Еврейские поселения уже существовали на берегах Днепра, на востоке и юге современной Украины и в [[Крым]]у в период [[Хазарский каганат|Хазарского царства]]. После его распада эти территории попали под власть русских княжеств.
+
-
 
+
-
Еврейские общины [[Киев]]а и [[Чернигов]]а продолжали процветать и после перехода под власть русских князей. В Киеве был отдельный [[еврейский квартал]], где жили богатые люди и развивалась наука и культура. Хотя в XII веке евреи страдали от пожаров, войн и восстаний, религиозные авторитеты еврейских общин Киева и Чернигова были известны в Западной Европе.
+
-
 
+
-
[[Биньямин из Туделы]] в 1173 г. назвал [[Киев]] «великим городом».<ref>[http://www.eleven.co.il/article/12072 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Киев" на основании КЕЭ, том 4, кол. 252–258]</ref><ref>[http://www.eleven.co.il/article/14668 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Чернигов" на основании КЕЭ, том 9, кол. 1161–1164]</ref>
+
-
 
+
-
Эти общины полностью погибли при нашествии [[Чингисхан|татаро-монголов]].<ref>[http://www.polit.ru/article/2008/01/25/orda/ Лев Усыскин. Повелитель пепелища]</ref>
+
-
 
+
-
На северные окраины Руси, граничащие с Литвой, евреи приходили и с юга, и из Литвы.
+
-
Полагают, что евреи появились в [[Гродно]] в конце XII в.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/11313 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Гродно" на основании КЕЭ, том 2, кол. 228–231]</ref>
+
-
+
-
Древние еврейские общины были созданы на Волыни и "Красной Руси" (восточная Галиция) в XI-XII веках евреями из [[Хазария|Хазарии]]. Из них наиболее старая, видимо, во Владимире-Волынском.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/10945 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Владимир-Волынский" на основании КЕЭ, том 1+Доп.2, кол. 681+285]</ref> Название "Русия", упомянутое в XIII-м веке в раввинской литературе, относится, очевидно, к "Красной Руси". Эти общины растворились в волне еврейской эмиграции из Германии и Чехии в XIV-м и XV-м веках.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/judaica/ejud_0002_0020_0_20168.html UKRAINE in Jewish Virtual Library]</ref>
+
-
 
+
-
Начиная с XI века Литва начала подчинять себе соседние русские земли. После нашествия [[Чингисхан|татаро-монголов]] и владимирского князя Ярослава (в 1238 году разорившего Смоленск)<ref>[http://www.polit.ru/article/2008/01/25/orda/ Лев Усыскин. Повелитель пепелища]</ref> Литва интенсифицировала этот процесс.
+
-
 
+
-
По некоторым данным, евреи жили в Смоленске уже в конце XIII в.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/13861 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Смоленск" на основании КЕЭ, том 8, кол. 65–66]</ref>
+
-
 
+
-
В 1320 году вся Волынь и Белая Русь оказались в составе Великого княжества Литовского, а Галиция (Красная Русь) - в составе Польши. Их еврейские общины развивались как часть еврейских общин этих стран. Поток [[ашкеназ]]ских эмигрантов из Германии и Чехии скоро превысил численность старых общин, и местная еврейская культура стала [[ашкеназ]]ской. 
+
-
 
+
-
С XIV в. [[Брест]] был главным центром евреев Великого княжества Литовского, и община [[Брест]]а играла руководящую роль в жизни еврейства всей Литвы. В 1483 г. евреи Бреста установили торговые связи с Венецией.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/10745 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Брест" на основании КЕЭ, том 1+Доп.2, кол. 534–536+230]</ref>
+
-
 
+
-
Великие князья Литвы давали в XIV-XV веках привилегии еврейским общинам своих городов (Луцка, Бреста, Гродно). Евреи занимались там ремёслами, торговлей и финансами. В городах были отдельные еврейские улицы или кварталы.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/10961 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Волынь" на основании КЕЭ, том 1, кол. 733–735]</ref><ref>[http://www.eleven.co.il/article/11313 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Гродно" на основании КЕЭ, том 2, кол. 228–231]</ref>
+
-
 
+
-
В документах XV в. упоминаются [[киев]]ские евреи — сборщики податей, владевшие значительным имуществом. Имеются сведения о том, что евреи занимались сбором налогов в [[Новогрудок|Новогрудке]] (1445), [[Минск]]е (1489) и [[Смоленск]]е (1489). В 1489 г. литовские власти поручили сбор таможенных пошлин в [[Минск]]е еврею из города [[Тракай]] М. Данилевичу.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/12776 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Минск" на основании КЕЭ, том 5, кол. 358–362]</ref> На действия евреев-фининспекторов в [[Смоленск]]е в конце XV в. жаловался королю Польши русский князь Иван III.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=862&letter=S&search=Smolensk SMOLENSK by Executive Committee of the Editorial Board and Julius Gottlieb in Jewish Encyclopedia]</ref>
+
-
 
+
-
В XV в. в еврейских общинах Литвы и подвластной ей западной Руси уже развилась высокая еврейская культура.
+
-
 
+
-
В 1495 году евреи были изгнаны изо всех литовских владений кроме тех, которые объявил своими польский король. Они вернулись в 1503 году. 
+
-
 
+
-
Евреи [[Крым]]а и соседних областей Причерноморья остались на своих местах и после гибели [[Хазарский каганат|Хазарского каганата]]. Нашествие [[Чингисхан|татаро-монголов]] задело эти районы слабее - очевидно, их хозяева-половцы практически мирно вошли в состав монгольской империи. В доисламский период (до 1258 года) жизнь евреев при татарской власти была неплоха.
+
-
 
+
-
В XIII - начале XIV века [[Генуя]] взяла под свой контроль юго-восточное побережье [[Крым]]а. [[Генуя]] поощряла поселение евреев в своих колониях и давала им (на территории этих колоний) полное равноправие с христианами, вплоть до возможности получить дворянство. С конца XIII в. в генуэзской колонии Кафе (ныне [[Феодосия]]) начали селиться евреи из Византии, Италии и Персии и остатки иудейских общин [[Хазария|хазарского]] периода.
+
-
 
+
-
Известен еврей '''Захария де Гузольфи''', принц и правитель Тамани в конце XV века.  В результате брака с местной княжной Бихаханым стал в 1479 году правителем полуострова под защитой Генуэзской республики.<ref>
+
-
[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=493&letter=G&search=goths Herman Rosenthal GUIZOLFI (GIEXULFIS), ZACHARIAS DE in Jewish Encyclopedia по материалам "Сборник Императорскаво Русскаво Историческаво Общества", XLI. 40., стр. 71).]</ref>
+
-
 
+
-
Генуэзское господство продолжалось до 1475 года, когда турки захватили Крым.<ref>[[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=888&letter=C&search=Crimea CRIMEA by Herman Rosenthal and Isaac Broydé in Jewish Encyclopedia]]</ref>
+
-
 
+
-
В мусульманском Крыму евреи жили, как в других мусульманских странах. При нашествии на [[Киев]] хана Менгли-Гирея в 1482 г. многие взятые в плен евреи были увезены в [[Крым]].
+
-
 
+
-
В свою очередь, литовский великий князь Витаутас, воюя с крымским ханом в конце XIV века, угонял в числе военнопленных евреев в свои города - например, в [[Гродно]] и [[Тракай]].
+
-
 
+
-
== В Болгарии ==
+
-
См. '''[[История еврейских общин в Болгарии в XI - XV веках]]'''
+
-
 
+
-
Во времена Первого болгарского царства основную еврейскую общину в Болгарии составляли [[романиоты]] - евреи из Греции. Они жили в [[Еврейские кварталы|отдельных кварталах]] некоторых больших городов страны. Среди них было много богатых, но были и бедняки, и деклассированные элементы. Известно, например, что палачи в столице - Тырново - были евреи-[[романиоты]].
+
-
 
+
-
Вторая компактная масса евреев, преселившихся в XI веке, были [[ашкеназ]]ы. Во время [[Крестовые походы|крестовых походов]] многие евреи нашли убежище в Болгарии.
+
-
 
+
-
В конце ХІІ века еврейские купцы из Венеции, Генуи и Рагузы (Дубровника) открыли свои конторы в портовых городах Болгарии, особенно в Видине.<ref>Ubicini, "Provinces Danubiennes"</ref> В начале ХІІІ в. число евреев увеличилось.
+
-
 
+
-
Когда татары вторглись в Болгарию около 1290 года, их хан Щока был убит евреем при осаде Тырнова.
+
-
[[Файл:BulgarianTsar.JPG|250px|right|thumb|Царь Иван Александр и его жена.
+
-
Между царём и царицей - их сын Иван Шишман, последний българский владетель. Средневековая миниатюра, ХІV в]]
+
-
По меркам средних веков, отношение болгар к евреям было сравнительно терпимо. В 1335 году
+
-
царь Иван Александр (1331-1371) женился на еврейке Саре из Тырнова.<ref>Jirecek, "Gesch. der Bulgaren," p. 312, Prague, 1876</ref> Перед свадьбой она крестилась и приняла имя Теодора. ''Она была инициатором двух церковных соборов в столице - городе Велико Търново, которые судили иудеев, обвинявшихся в святотатстве над христианскими священными книгами.'' Наказания за это (только высших руководителей общины) - бичевание, позорный столб, изгнание из страны и - в исключительно редких случаях - смерть. 
+
-
 
+
-
Последний болгарский средновековый царь Иван Шишман (1371-1396) в 1376 году принял евреев, которые были изгнаны из [[Венгрия|Венгрии]] и поселились в Никополе, Плевне и Видине. Вероятно, после смерти Ивана Шишмана начались нападки на евреев Тырнова, что привело к их переезду в Никополь.
+
-
 
+
-
Община Софии, основанная византийскими евреямм в конце X века, возвела синагогу, которая до сих пор известна под названием "Кагал де лос грегос". [[Ашкеназ]]ские евреи обосновались в Софии в 1360 году.
+
-
 
+
-
Болгарские евреи были разделены на следующие четыре группы:
+
-
# собственно болгарские евреи,
+
-
# итальянские евреи из Венеции,
+
-
# [[романиоты]], или византийские евреи, и
+
-
# [[ашкеназы]], немецкого происхождения.
+
-
 
+
-
Общины в Филиппополе (1344), в Загоре (1344), в Никополе и Силистрии (1377) существовали в то время, когда Болгария попала в руки турок.
+
-
 
+
-
В 1470 г. в Болгарию прибыли евреи, изгнанные из Баварии. [[Сефарды|Испанские евреи]], по-видимому, попали в Болгарию из [[Салоники|Салоник]] и [[Италия|Италии]] после 1494 г.
+
-
 
+
-
Там они получили статус [[зимми]]. С тех пор [[сефарды]] составляют 90% болгарских евреев. Позднее в Болгарию продолжали прибывать [[ашкеназы]] из германских земель. [[Романиоты]] растворились без остатка среди этих общин.
+
-
 
+
-
== В Македонии ==
+
-
[[Крестоносцы|Участники первого крестового похода]] уничтожили еврейское население в македонских городах Пелагонии и Скопье. Тем не менее, евреи продолжали жить в Македонии. Некоторые из них вошли в историю. Например, Леон Мунг, Философ, обратился в христианство и стал архиепископом Охридским в 1108-1120 гг.<ref>[http://books.google.com/books?ei=az9sTtfcLMvAgQft-I3zBQ&ct=result&id=SlFpAAAAMAAJ&dq=Leon+Mung+Macedonia&q=Leon+Mung#search_anchor]</ref>
+
-
 
+
-
Ведущий еврейский ученый, [[Mocкони, Йеhуда Леон бен Моше|Йеhуда Леон Mocкони]], родившийся в Охриде в 1328 году, написал комментарии о том, что неправильное толкование Священного Писания - часто результат пренебрежения грамматикой.<ref>[books.google.com/books?id=LvVbRrH1QBgC&pg=PA450 The Late Medieval Balkans: A Critical Survey from the Late Twelfth Century p. 450]</ref> Позже он стал врачом короля Майорки, где собрал обширную библиотеку, которая была использована учеными ещё столетия.<ref>[http://books.google.com/books?id=tBwrJjiElr4C&pg=PA143] Daily life of the Jews in the Middle Ages p. 143</ref>
+
-
 
+
-
Первая известная синагога в Скопье, Бейт Аhарон, была построена в 1366 г.<ref>[http://books.google.com/books?id=MtRtAAAAMAAJ&q=Beth+Aharon] Les Juifs d'Espagne:
+
-
histoire d'une diaspora, 1492-1992 p. 274</ref>
+
-
 
+
-
== В Греции ==
+
-
{{main|История еврейских общин в Греции в XI - XV веках}}
+
-
 
+
-
В XI-XII веках практически вся Греция входила в состав Византийской империи.
+
-
В период между [[Крестовые походы|четвертым крестовым походом]] (1199) и началом XVI в. разными частями Греции владели сарацины, крестоносцы, венецианцы, генуэзцы, сельджуки, болгары, куманы, османские турки и другие завоеватели. Участь евреев при любой власти была нелегкой.
+
-
 
+
-
Самая большая община была в Константинополе. В X–XII вв. евреи, как раббаниты, так и [[караим]]ы, не могли стать полноправными гражданами Константинополя. В середине XI в. они были выселены в пригород Перу. В 1043 г. император Михаил V Калафат изгнал часть евреев из города.
+
-
 
+
-
В конце XI в. император Алексей I Комнин (правил в 1081–1118 гг.) освободил [[Салоники|салоникских евреев]] от уплаты налогов.
+
-
 
+
-
В 1096 г. община [[Салоники|Салоник]] была охвачена мессианским движением. Многие евреи забросили повседневные дела и готовились к немедленному возвращению в [[Страна Израиля|Страну Израиля]] (куда в это самое время вторглись [[крестоносцы]]).
+
-
 
+
-
В 1169 г. [[Биньямин из Туделы]] сообщает о существовании еврейских общин во многих городах Греции. Евреи занимались торговлей, земледелием, ремеслами (в том числе ткачеством и крашением), медициной.
+
-
 
+
-
В Константинополе было примерно 2000 человек (или семей) раббанитов, [[караим]]ов — 500.
+
-
Местные евреи регулярно подвергались избиениям и унижениям; им запрещалось ездить верхом. Хотя представители обеих общин жили в одном квартале, какие-либо контакты между ними отсутствовали. Константинопольские раббаниты в основном занимались шелкоткачеством и коммерцией, некоторые из них были весьма зажиточны. Общину возглавляли пять [[раввин]]ов.
+
-
 
+
-
В [[Салоники|Салониках]] проживало 500, а в других городах от 400 до 20 евреев (или ''еврейских семей'').
+
-
 
+
-
Крупнейшая еврейская община (две тысячи человек) находилась в Фивах (Беотия). Она пришла в упадок с занятием города в 1147 г. норманнским королем [[Сицилия|Сицилии]] Рожером II, который увез лучших еврейских ремесленников и шелководов в [[Палермо]] и на остров [[Корфу]]. Однако [[Биньямин из Туделы]], посетивший [[Корфу]] в период между 1160 г. и 1170 г., нашел там ''одного'' еврея, красильщика по профессии. 
+
-
 
+
-
Многие евреи были убиты в ходе погрома католиков, учиненного жителями Константинополя в мае 1182 г.
+
-
 
+
-
На территории Латинской империи (1204–24 г.), созданной [[Крестовые походы|крестоносцами]] и включавшей собственно [[Константинополь]], [[Салоники]] и Фессалию, преследования евреев возобновились.
+
-
 
+
-
Правитель Эпирского государства, существовавшего между 1204 г. и 1336 г., Феодор Ангел (правил в 1215–30 гг.) преследовал евреев и даже объявил [[иудаизм]] вне закона.
+
-
 
+
-
В районах, захваченных [[Венеция|Венецией]] (в разные периоды после 1204 г.) положение евреев было неустойчивым. Оно резко ухудшилось с захватом большей части Греции в 1246 г. Никейской империей (1204–61).
+
-
 
+
-
Под властью императора Михаила VIII Палеолога (1258–82 гг.), восстановившего в 1261 г. Византийскую империю, преследования евреев уменьшились. Ослабление центральной власти в период распада Византийской империи несколько облегчило положение евреев.
+
-
 
+
-
В 1280–1453 гг. евреи Константинополя жили в юго-восточной части города, занимаясь преимущественно выделкой и продажей кож. В 1275–1453 гг. в Константинополе существовали колонии венецианских и генуэзских еврейских купцов, находившихся под юрисдикцией своих государств.
+
-
 
+
-
Наиболее привлекательными для евреев Византии в XIII–XIV вв. были [[Салоники]] и остров [[Корфу]].
+
-
 
+
-
В [[Салоники|Салониках]] еврейские купцы процветали, специализируясь главным образом на международной торговле шелком. Со второй половины XIV в. туда начали стекаться евреи из Центральной, Западной и Южной Европы. Сначала из Венгрии (первые переселенцы в 1376 г.), а затем и из [[Германия|Германии]], [[Франция|Франции]], [[Италия|Италии]]. Вновь прибывшие, как правило, быстро сближались с [[Романиоты|романиотами]], усваивали их язык и обычаи. Исключением были выходцы из области Апулия (в южной части Италии) и Сицилии, создавшие самостоятельные общины.
+
-
 
+
-
На [[Корфу]] византийские власти обязывали евреев служить на галерах, пускать на постой солдат и назначать из своей среды палача. Временами власти были вынуждены защищать еврейское население от нападений черни.
+
-
 
+
-
Некоторая часть евреев все же, видимо, достигла высокого положения в обществе, о чем свидетельствует участие некоего Давида де Семо в делегации, которая вела переговоры с венецианскими властями, когда в 1386 г. остров сдался [[Венеция|Венеции]].
+
-
 
+
-
Декрет 1387 г. подтвердил существующие права евреев, но в 1406 г. им было предписано носить ''отличительный знак'' и запрещено покупать землю. Запрет был снят в 1408 г., но введены ограничения на размеры земельных участков, приобретаемых евреями. Еврейскую общину часто облагали высокими налогами на нужды войны [[Венеция|Венеции]] с [[Турция|Турцией]].
+
-
 
+
-
В 1423 г. под контроль [[Венеция|Венецианской республики]] перешли [[Салоники]]. Правительство обложило евреев города высокими податями. Общине пришлось направить в [[Венеция|Венецию]] специальную делегацию с просьбой об уменьшении налогового бремени.
+
-
 
+
-
Дальнейшее облегчение наступило с завоеванием части Греции [[Турция|османскими турками]] в 1430 году и полного покорения Византии в 1453. Евреи, как и христиане, получили статус [[зимми]], обеспечивавший им, в частности, общинную автономию, свободу вероисповедания и экономической деятельности. Всё это позволило этим районам Греции стать во второй половине XV в. прибежищем для евреев, изгнанных или бежавших из других частей Европы.
+
-
 
+
-
Турецкие власти переселили в Константинополь (при них - Стамбул) многих евреев из других частей Греции, а также из Болгарии, Македонии и Албании. В Стамбуле возникла самоуправляемая еврейская община (''миллет''). В 1460-х годах туда стали прибывать ашкеназские изгнанники из Баварии, затем из других частей Германии и из Венгрии. В конце XV в. в турецкую Грецию стали переселяться тысячи евреев, [[Изгнание евреев из Испании|изгнанных из Испании, Португалии, Прованса, Сицилии, Сардинии и Южной Италии]].
+
-
 
+
-
Выгодное положение [[Салоники|Салоник]] на перекрестке важнейших морских и сухопутных маршрутов международной торговли привлекали в город в XV в. тысячи евреев из разных стран и областей Европы и Северной Африки. В 1470 г. в [[Салоники]] прибыла большая группа переселенцев из Баварии; они положили начало [[ашкеназ]]ской общине города.
+
-
 
+
-
Особенно много изгнанников поселилось в городе в 1492–93 гг. и в 1536 г. Они создали целый ряд новых общин, объединявших уроженцев одной области, острова или города и именовавшихся, в соответствии с этим, Каhал Калабрия, Каhал [[Мальорка|Майорка]], Каhал Сицилия, Каhал Лиссабон и т. п. Члены каждой из этих общин сохраняли собственную литургию, обычаи и обряды.
+
-
 
+
-
Сложившиеся у евреев Византии ([[Романиоты|романиотов]]) [[Литургия|литургические]] и обрядовые традиции по мере ассимиляции греческих евреев новоприбывшими заменялись [[сефард]]скими. Со временем их потомки, как и потомки [[ашкеназ]]ов слились с осевшими в Греции [[сефард]]ами.
+
-
 
+
-
Пос[http://www.eleven.co.il/article/12776 Электронная еврейская энциклопедия, статья ле заселения [[Салоники|Салоников]] многочисленными евреями они стали называть этот город "мать Израиля". Этим периодом датируются и первые еврейские типографии в Стамбуле и [[Салоники|Салониках]], как и первые печатные книги на [[иврит]]е.<ref>[http://mk.wikipedia.org/wiki/Историја_на_Евреите_во_Македонија#cite_ref-2 Статья "Историја на Евреите во Македонија" в македонском разделе Википедии]</ref>
+
-
 
+
-
В средние века развивалась духовная жизнь евреев Греции. Известны [[раввин]]ы и писатели Барух hа-Йевани (XIV в.); Зхария hа-Йевани, автор «Сефер hа-яшар» («Книга праведного», 1340); Доса бен рабби Моше hа-Йевани, автор «Перушим ве-тосафот» («Комментарии и дополнения», XV в.). Славились знанием [[Талмуд]]а евреи Фив. [[Абрабанель, Дон Ицхак|Ицхак Абраванель]], посетивший остров [[Корфу]] в конце XV в., остановился там для завершения комментариев к [[Второзаконие|Второзаконию]] и пользовался местной еврейской библиотекой.
+
-
 
+
-
== В Албании ==
+
-
[[Биньямин из Туделы]], посетивший этот район около 1170 года, отмечал, что некоторые из местных жителей носили еврейские имена и считали себя евреями.
+
-
 
+
-
В 1478 г. турки захватили страну и переселили некоторое число евреев из неё в Стамбул.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/10129 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Албания" на основании КЕЭ, том 1+Доп.2, кол. 73–74+37]</ref><ref>[http://www.eleven.co.il/article/13936 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Стамбул" на основании КЕЭ, том 8, кол. 580–591]</ref>
+
-
 
+
-
После [[Изгнание евреев из Испании|1492 года]] [[сефарды]] начали селиться в морских портах и ​​восстановили еврейскую общину.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/albania.html The Virtual Jewish History Tour, "Albania" By Ariel Scheib]</ref>
+
-
 
+
-
== В Румынии ==
+
-
В документах XII в. упоминается, что евреи жили в графстве Берлац и занимались торговлей.
+
-
 
+
-
Когда господарь ''Раду Негру'' в 1290 г. захватил страну, он следовал за еврейскими переселенцами. Они помогли ему утвердить свою власть в Румынии и осели в разных городах, в которых еврейские общины уже существовали.
+
-
 
+
-
В XIV в. на территории Румынии существовало несколько еврейских общин. В 1349 г., когда образовалось княжество Молдова, его глава пригласил евреев из Польши, предложив им специальные привелегии.
+
-
 
+
-
Большое число евреев, изгнанных из Венгрии в 1367 г. Лайошем I (Людовиком Великим), обосновалось в Румынии, в основном в княжестве Валахия, где власти хорошо относились к ним, а господари ''принимали их на государственную службу''. Среди вновь прибывших было много врачей и торговцев.
+
-
 
+
-
Когда Роман I (1391-94) основал город, которому он дал свое имя, евреи были среди первых поселенцев, а их дома были лучшими в новой столице. Роман I освобождал евреев от военной службы, вместо которой они должны были платить три ''лёвенталера'' с каждого человека.
+
-
 
+
-
Через Молдову проходил торговый путь из Польши в Турцию, и многие польские евреи-торговцы оставались в княжестве.<ref>[[http://www.eleven.co.il/article/13620 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Румыния" на основании КЕЭ, том 7, кол. 451–472]]</ref>
+
-
 
+
-
В Валахии, под властью ''Влада Цепеша (Дракула) (1456-62)'' евреи сильнее всех пострадали от жестокости этого тирана.
+
-
 
+
-
В Молдавии Стефен Вода (1457-1504) относился к евреям с уважением. Исаак бен Беньямин Шор из [[Яссы|Ясс]] был назначен управляющим от этого князя, был впоследствии возведён в ранг "логофет" (канцлер) и продолжал занимать эту почетную должность при Богдане Воде (1504-1517), сыне и преемнике Стефана.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=475&letter=R RUMANIA By Gotthard Deutsch, D. M. Hermalin, Joseph Jacobs in Jewish Encyclopedia]</ref>
+
-
 
+
-
== Источники и ссылки ==
+
-
* [http://www.jewishencyclopedia.com/ Jewish Encyclopedia]
+
-
* [http://www.eleven.co.il/ Электронная еврейская энциклопедия]
+
-
* [http://www.jewishvirtuallibrary.org/ Jewish Virtual Library]
+
-
* [http://en.wikipedia.org/wiki/History_of_Polish_Jews#1967.E2.80.931989 Статья "History of the Jews in Poland" в английском разделе Википедии]
+
-
* [http://www.jewishmuseum.org.pl/index.php?miId=2&lang=en Museum of the History of Polish Jews]
+
-
** [http://www.sztetl.org.pl/?lang=en_GB Virtual Shtetl]
+
-
* [http://polishjews.org The Polish Jews Home Page]
+
-
* [http://www.friends-partners.org/partners/beyond-the-pale/index.html Beyond the Pale: A History of the Jews in Russia.]
+
-
** See especially: [http://www.friends-partners.org/partners/beyond-the-pale/english/18.html Jews of Lithuania and Poland]
+
-
* [http://members.core.com/~mikerose/history.html Mike Rose's History of the Jews in Poland before 1794]
+
-
* [http://www.myjewishlearning.com/history_community/Medieval/TheStory6321666/Expulsion/Poland.htm Early History of the Polish Jewish Community from Medieval Jewish Civilization: An Encyclopedia]
+
-
* [http://www.cyberroad.com/poland/jews.html Jews in Poland from the LNT Travel company.]
+
-
* [http://depts.washington.edu/baltic/papers/judaismmiller.htm Judaism in the Baltic: Vilna as the Spiritual Center of Eastern Europe]
+
-
* [http://www.zydziwpolsce.edu.pl/aindex.html The Jews in Poland. Saving from oblivion - Teaching for the future]
+
-
* [http://jewish.sites.warszawa.um.gov.pl/wstep_a.htm Historical Sites of Jewish Warsaw]
+
-
* [http://krakow.zaprasza.net/fkz/szeroka_street.html Kazimierz in Kraków - History and Jewish Festivals]
+
-
* [http://www.jewishmemory.gliwice.pl/ Jewish presence in the history of Gliwice]
+
-
* [http://www.ce-review.org/00/4/rohozinska4.html A Complicated Coexistence:Polish-Jewish relations through the centuries, Joanna Rohozinska, Central Europe Review, 28 January 2000]
+
-
* [http://www.polit.ru/article/2008/01/25/orda/ Лев Усыскин. Повелитель пепелища]
+
-
* [http://siogodni.at.ua/load/knjazha_doba/pov_st_vremennykh_l_t_ch_9/2-1-0-14 ПОВѢСТЬ ВРЕМЕННЫХЪ ЛѢТ (Ч.9)]
+
-
* [http://bg.wikipedia.org/wiki/Евреи Статья "Евреи" из болгарского раздела Википедии]
+
-
* [http://www.omda.bg/bulg/news/personal/evr_hist.htm#worldwar ИСТОРИЧЕСКА СПРАВКА ЗА ЕВРЕИТЕ В БЪЛГАРИЯ]
+
-
 
+
-
== Литература ==
+
-
* {{книга|автор = A. Assa|часть = |заглавие = Македония и еврейский народ|оригинал = Macedonia and the Jewish people|ссылка = |ответственный = |издание = |место = Skopje|издательство = University of Pittsburgh Press|год = 1992|том = |страницы = |страниц = |серия = |isbn = |тираж = }}
+
-
* [[Дубнов, Семён Маркович|Simon Dubnow]], History of the Jews in Russia and Poland, Varda Books (2001 reprint), Vol. 2, p. 282.
+
-
* Евреите по българските земи. Родова памет и историческа съдба. Съст. и ред. Еми Барух. С., 2000.
+
-
* И.И. Малышевский, Евреи в южной Руси и Киеве в X–XII веках (1878)
+
-
* "Сборник Императорскаво Русскаво Историческаво Общества", XLI. 40.
+
-
* Bianconi, Géographie Commerciale de la Thrace, Paris;
+
-
* Bulletins of the Alliance Israélite Universelle;
+
-
* Franco, Moïse "Essai sur l'Histoire des Israélites de l'Empire Ottoman", A. Durlacher, Paris, 1897
+
-
* Jireçek, Das Fürstenthum Bulgarien, Leipsic, Vienna, 1880;
+
-
* Jirecek, "Gesch. der Bulgaren", Prague, 1876;
+
-
* Stanisław Krajewski, ''Poland and the Jews: Reflections of a Polish Polish Jew'' ([[Краков|Kraków]]: Austeria P, 2005).
+
-
* Alvydas Nikžentaitis, Stefan Schreiner, Darius Staliūnas (editors). ''The Vanished World of Lithuanian Jews''. Rodopi, 2004, ISBN 90-420-0850-4 [http://print.google.com/print%3Flr%3D%26q%3DPolish-Lithuanian%2Bcommonwealth%26start%3D20 Google print]
+
-
* Iwo Cyprian Pogonowski, ''Jews in Poland. A Documentary History'', Hippocrene Books, Inc., 1998, ISBN 0-7818-0604-6.
+
-
* Reinach, Theodore "Histoire des Israélites depuis la ruine de leur indépendance nationale jusqu'à nos jours", Hachette et cie, 1903
+
-
* Schwarzfeld, Anuarul Pentrul Israelitzi, 1888;
+
-
* Gh. Sincat ", Cronica Romanilou", Jassy, 1853
+
-
 
+
-
Примечания
+
-
{{Примечания}}
+
-
 
+
-
[[Категория:История еврейского народа]]
+
-
[[Категория:История евреев в средневековье]]
+
-
[[Категория:Евреи в Европе]]
+
-
[[Категория:История евреев Польши]]
+
-
[[Категория:История евреев Литвы]]
+
-
[[Категория:История евреев России/Украины]]
+
-
[[Категория:История евреев Болгарии]]
+
-
 
+
-
{{checked_final}}
+

Текущая версия на 21:37, 5 ноября 2013

  1. redirect ej:История еврейских общин в Восточной Европе в XI - XV веках
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация