История еврейских общин в Западной Азии в XI—XV вв.

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(В Сирии)
(В Сирии)
Строка 1: Строка 1:
{{Начало_работы}}
{{Начало_работы}}
== В Сирии ==
== В Сирии ==
-
{{Заготовка_раздела}}
+
В 969 г. Сирия перешла под управление египетской династии Фатимидов (их власть была прочной только в южных и центральных областях страны).
 +
В начале XI в. халиф ал-Хаким издал несколько указов, предусматривавших насильственное обращение евреев и христиан в ислам. В ряде городов Сирии синагоги были разрушены или превращены в мечети. Однако уже через несколько лет ал-Хаким отменил свои распоряжения, вернул синагоги евреям и разрешил им строить новые.
 +
 +
Во второй половине X в. – первой половине XI в. евреи Сирии занимались главным образом ремеслом, прежде всего крашением тканей и дублением кожи. В то же время некоторые из них стали крупными чиновниками, коммерсантами, финансистами.
 +
 +
Общины [[Дамаск]]а, [[Халеб]]а и других городов поддерживали прочные связи с евреями Египта и в особенности с йешивой [[Иерусалим]]а, являвшейся основным органом еврейского самоуправления в Стране Израиля. После завоевания [[Иерусалим]]а турками-сельджуками (1071) место ее пребывания было перенесено в [[Тир (город)|Тир]] (в то время — в составе Сирии; ныне — Ливана); с началом [[Крестовые походы|крестовых походов]] — в Хадрах близ [[Дамаск]]а, а несколько позднее — непосредственно в [[Дамаск]].
 +
 +
Главы иешивы, носившие титул [[гаон]]а (Шломо hа-Кохен бен Элияху, Аврахам бен Мазхир, его сын Эзра и другие) стали играть в конце XI - начале XII в. важную роль в общественной и духовной жизни сирийского еврейства. Значительным авторитетом пользовались также представители династии [[вавилон]]ских [[эксиларх]]ов.
 +
 +
Некоторые общины Сирии пострадали в период первых [[Крестовые походы|крестовых походов]]. В 1170-х гг. Сирию посетил [[Биньямин из Туделы]]. Он побывал, в частности, в городах [[Антиохия]], [[Дамаск]], [[Хама]], Эмеса, [[Халеб]], Балис (ныне Мескена) и Ракка. Согласно приводимым им сведениям, евреи жили в это время в большинстве городов страны, занимаясь главным образом крашением тканей, а в Антиохии и [[Тир (город)|Тире]] — также производством стеклянных изделий. В [[Халеб]]е насчитывалось около пяти тысяч евреев, в Дамаске — около трех тысяч (по данным [[Птахии из Регенсбурга]], посетившего страну в это же время, — около десяти тысяч), в том числе несколько сотен караимов.
 +
 +
Экономический подъем под властью Салах ад-Дина в конце XII в. – первой половине XIII в., а также веротерпимость султана и его преемников способствовали процветанию еврейских общин Сирии. Поэт и переводчик [[Алхаризи, Иегуда|Иехуда Алхаризи]] побывал в 1217 г. в [[Дамаск]]е и [[Халеб]]е. Он встретил в этих городах немало евреев, занимавших высокие государственные должности. Среди приближенных Айюбидов были также еврейские ученые, поэты, врачи.
 +
 +
В 1260 г. при вторжении монголов евреи пострадали меньше, чем мусульмане. Так, в [[Халеб]]е монголы не тронули главную синагогу, где укрылись почти все евреи города. Община [[Дамаск]]а, сдавшегося без боя, также не пострадала.
 +
 +
В том же году страна перешла под контроль '''мамлюков'''. В 1291 г. мамлюки отвоевали у крестоносцев прибрежные районы Сирии и разрушили там города, включая [[Тир (город)|Тир]]. Жившие в них евреи переселились в [[Дамаск]] и [[Халеб]].
 +
 +
Некоторые общины Сирии пострадали в период первых крестовых походов (конец 11 в. – первая половина 12 в.). В 1170-х гг. Сирию посетил Биньямин из Туделы; он побывал, в частности, в городах Антиохия, Дамаск, Хама, Эмеса, Халеб, Балис (ныне Мескена) и Ракка. Согласно приводимым им сведениям, евреи жили в это время в большинстве городов страны, занимаясь главным образом крашением тканей, а в Антиохии и Тире — также производством стеклянных изделий. В Халебе насчитывалось около пяти тысяч евреев, в Дамаске — около трех тысяч (по данным Птахии из Регенсбурга, посетившего страну в это же время, — около десяти тысяч), в том числе несколько сотен караимов.
 +
{{Заготовка_раздела}}
== Источники ==
== Источники ==
* [http://www.eleven.co.il/ Электронная еврейская энциклопедия]
* [http://www.eleven.co.il/ Электронная еврейская энциклопедия]

Версия 20:15, 19 февраля 2011


В Сирии

В 969 г. Сирия перешла под управление египетской династии Фатимидов (их власть была прочной только в южных и центральных областях страны).

В начале XI в. халиф ал-Хаким издал несколько указов, предусматривавших насильственное обращение евреев и христиан в ислам. В ряде городов Сирии синагоги были разрушены или превращены в мечети. Однако уже через несколько лет ал-Хаким отменил свои распоряжения, вернул синагоги евреям и разрешил им строить новые.

Во второй половине X в. – первой половине XI в. евреи Сирии занимались главным образом ремеслом, прежде всего крашением тканей и дублением кожи. В то же время некоторые из них стали крупными чиновниками, коммерсантами, финансистами.

Общины Дамаска, Халеба и других городов поддерживали прочные связи с евреями Египта и в особенности с йешивой Иерусалима, являвшейся основным органом еврейского самоуправления в Стране Израиля. После завоевания Иерусалима турками-сельджуками (1071) место ее пребывания было перенесено в Тир (в то время — в составе Сирии; ныне — Ливана); с началом крестовых походов — в Хадрах близ Дамаска, а несколько позднее — непосредственно в Дамаск.

Главы иешивы, носившие титул гаона (Шломо hа-Кохен бен Элияху, Аврахам бен Мазхир, его сын Эзра и другие) стали играть в конце XI - начале XII в. важную роль в общественной и духовной жизни сирийского еврейства. Значительным авторитетом пользовались также представители династии вавилонских эксилархов.

Некоторые общины Сирии пострадали в период первых крестовых походов. В 1170-х гг. Сирию посетил Биньямин из Туделы. Он побывал, в частности, в городах Антиохия, Дамаск, Хама, Эмеса, Халеб, Балис (ныне Мескена) и Ракка. Согласно приводимым им сведениям, евреи жили в это время в большинстве городов страны, занимаясь главным образом крашением тканей, а в Антиохии и Тире — также производством стеклянных изделий. В Халебе насчитывалось около пяти тысяч евреев, в Дамаске — около трех тысяч (по данным Птахии из Регенсбурга, посетившего страну в это же время, — около десяти тысяч), в том числе несколько сотен караимов.

Экономический подъем под властью Салах ад-Дина в конце XII в. – первой половине XIII в., а также веротерпимость султана и его преемников способствовали процветанию еврейских общин Сирии. Поэт и переводчик Иехуда Алхаризи побывал в 1217 г. в Дамаске и Халебе. Он встретил в этих городах немало евреев, занимавших высокие государственные должности. Среди приближенных Айюбидов были также еврейские ученые, поэты, врачи.

В 1260 г. при вторжении монголов евреи пострадали меньше, чем мусульмане. Так, в Халебе монголы не тронули главную синагогу, где укрылись почти все евреи города. Община Дамаска, сдавшегося без боя, также не пострадала.

В том же году страна перешла под контроль мамлюков. В 1291 г. мамлюки отвоевали у крестоносцев прибрежные районы Сирии и разрушили там города, включая Тир. Жившие в них евреи переселились в Дамаск и Халеб.

Некоторые общины Сирии пострадали в период первых крестовых походов (конец 11 в. – первая половина 12 в.). В 1170-х гг. Сирию посетил Биньямин из Туделы; он побывал, в частности, в городах Антиохия, Дамаск, Хама, Эмеса, Халеб, Балис (ныне Мескена) и Ракка. Согласно приводимым им сведениям, евреи жили в это время в большинстве городов страны, занимаясь главным образом крашением тканей, а в Антиохии и Тире — также производством стеклянных изделий. В Халебе насчитывалось около пяти тысяч евреев, в Дамаске — около трех тысяч (по данным Птахии из Регенсбурга, посетившего страну в это же время, — около десяти тысяч), в том числе несколько сотен караимов.

Источники

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация