История еврейских общин в Западной Азии в XI—XV вв.

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Источники)
(В Турции)
Строка 2: Строка 2:
== В Турции ==
== В Турции ==
{{main|История еврейских общин в Турции в XI—XV вв.}}
{{main|История еврейских общин в Турции в XI—XV вв.}}
-
{{Заготовка_раздела}}
+
Азиатская часть территории Турции ('''Анатолия''') до того, как попала под власть '''турок''', была частью Византии. Евреи были там фактически бесправны и подвергались преследованиям. Численность их в этот период сильно сократилась.
 +
 
 +
Юго-восток был под контролем арабских правителей Сирии.
 +
 
 +
'''Турки''' впервые появились в конце XI века. В течение XII века они вели войны с византийцами и крестоносцами, контролируя болшую часть территории Анатолии.
 +
 
 +
На юго-востоке (район [[Эдесса|Эдессы]]) в конце XI века побывали [[крестоносцы]]. Они изгоняли евреев, которые переселялись в другие районы страны или в соседние страны.
 +
 
 +
Страна испытала на себе также вторжение [[Чингиз-хан|монголов]] в 1243 году. После этого она стала вассалом монгольской империи (впоследствии - ильханов Ирана). В начале XV века напал  [[Тамерлан]].
 +
 
 +
После ухода [[Тамерлан]]а возник Османский султанат, постепенно завоевавший всю страну.
 +
 
 +
 
 +
 
 +
В 1098 город [[Эдесса]] был завоеван [[Крестоносцы|крестоносцами]], и евреи были изгнаны. Существует документ от декабря 1101 в Рузафе (150 км к югу от [[Эдесса|Эдессы]]). В нём упоминаются евреи крепости Рузафа. Вероятно, эти евреи были беженцами из [[Эдесса|Эдессы]].
 +
 
 +
Еврейская община существовала в Мардине со Средних веков.
 +
 +
Нисибус (современный Несиб в юго-восточной Анатолии) долго был процветающим пунктом  торговли на коммерческом маршруте от Дальнего Востока до западных стран. Там жила еврейская община.
 +
 
 +
Сарюй (Сурук), небольшой городок недалеко от южной границы Турции, был процветающим городом в период правления халифов Аббасидов и в период [[Крестоносцы|крестоносцев]]. На протяжении многих лет еврейская община существовала в Сарюе.
 +
 
 +
== Период турок-сельджуков (Конийский султанат) ==
 +
В 1291 Абинадаб бен Саадия Халеви из '''Мардина''' скопировал "'''Море невуким'''" [[Маймонид]]а  ("Наставник растерянных") на арабском языке.
 +
 
 +
Когда '''Имад аль-Дин Зенги''' захватил город [[Эдесса]] в 1144, он поселил там 300 еврейских семей. А в 1191 году, когда '''рабби Самуэль бен Али''', глава [[Багдад]]ской ешивы, направил письмо общинам северной [[Вавилония|Вавилонии]] и [[Сирия|Сирии]], он включил общину "аль-Руха" в число адресатов.
 +
 
 +
Имя '''Сарюй''' появляется среди общин северной [[Вавилония|Вавилонии]] и [[Сирия|Сирии]], в котором глава [[Багдад]]ской ешивы, Самуэль бен Али, направил '''игерет''' ("циркулярное письмо") в 1197 году.
 +
 
 +
Письмо середины XIII века дает имя еврейского купца из Сарюя, которые путешествовали на Сицилию по делу. [[Аль-Харизи|Йеhуда Аль-Харизи]], который посетил город в начале XIII века, сообщил о своей встрече с рабби Елеазаром hа-Бавли (Абу Мансур ибн Аби Ясир), богатым и гостеприимным филантропом, и отметил, что еврейская община была маленькой.<ref>Taḥkemoni, ed. by A. Kaminka (1899), 367</ref>
 +
[[Аль-Харизи]] (XIII в.) также упомянул местную еврейскую общину и отметил, что местные евреи были вежливы и культурны. Он особо отметил, [[хазан]]а Иосифа и еще одного человека, Хасана. Он отметил, что  евреи Рухи происходили из "Аль-Эйна". Может быть, он сослался на поселение 300 еврейских семей в [[Эдесса|Эдессе]] двумя поколениями ранее.
== В Сирии и Ливане ==
== В Сирии и Ливане ==

Версия 10:01, 29 марта 2011


Содержание

В Турции

Азиатская часть территории Турции (Анатолия) до того, как попала под власть турок, была частью Византии. Евреи были там фактически бесправны и подвергались преследованиям. Численность их в этот период сильно сократилась.

Юго-восток был под контролем арабских правителей Сирии.

Турки впервые появились в конце XI века. В течение XII века они вели войны с византийцами и крестоносцами, контролируя болшую часть территории Анатолии.

На юго-востоке (район Эдессы) в конце XI века побывали крестоносцы. Они изгоняли евреев, которые переселялись в другие районы страны или в соседние страны.

Страна испытала на себе также вторжение монголов в 1243 году. После этого она стала вассалом монгольской империи (впоследствии - ильханов Ирана). В начале XV века напал Тамерлан.

После ухода Тамерлана возник Османский султанат, постепенно завоевавший всю страну.


В 1098 город Эдесса был завоеван крестоносцами, и евреи были изгнаны. Существует документ от декабря 1101 в Рузафе (150 км к югу от Эдессы). В нём упоминаются евреи крепости Рузафа. Вероятно, эти евреи были беженцами из Эдессы.

Еврейская община существовала в Мардине со Средних веков.

Нисибус (современный Несиб в юго-восточной Анатолии) долго был процветающим пунктом торговли на коммерческом маршруте от Дальнего Востока до западных стран. Там жила еврейская община.

Сарюй (Сурук), небольшой городок недалеко от южной границы Турции, был процветающим городом в период правления халифов Аббасидов и в период крестоносцев. На протяжении многих лет еврейская община существовала в Сарюе.

Период турок-сельджуков (Конийский султанат)

В 1291 Абинадаб бен Саадия Халеви из Мардина скопировал "Море невуким" Маймонида ("Наставник растерянных") на арабском языке.

Когда Имад аль-Дин Зенги захватил город Эдесса в 1144, он поселил там 300 еврейских семей. А в 1191 году, когда рабби Самуэль бен Али, глава Багдадской ешивы, направил письмо общинам северной Вавилонии и Сирии, он включил общину "аль-Руха" в число адресатов.

Имя Сарюй появляется среди общин северной Вавилонии и Сирии, в котором глава Багдадской ешивы, Самуэль бен Али, направил игерет ("циркулярное письмо") в 1197 году.

Письмо середины XIII века дает имя еврейского купца из Сарюя, которые путешествовали на Сицилию по делу. Йеhуда Аль-Харизи, который посетил город в начале XIII века, сообщил о своей встрече с рабби Елеазаром hа-Бавли (Абу Мансур ибн Аби Ясир), богатым и гостеприимным филантропом, и отметил, что еврейская община была маленькой.[1] Аль-Харизи (XIII в.) также упомянул местную еврейскую общину и отметил, что местные евреи были вежливы и культурны. Он особо отметил, хазана Иосифа и еще одного человека, Хасана. Он отметил, что евреи Рухи происходили из "Аль-Эйна". Может быть, он сослался на поселение 300 еврейских семей в Эдессе двумя поколениями ранее.

В Сирии и Ливане

В это время территория современного Ливана была частью Сирии. На протяжении всего периода страной правили мусульманские власти. С 969 г. - египетская династии Фатимидов. В конце XII в. – первой половине XIII в. правил Салах ад-Дин и его преемники. С 1260 года и до конца периода - египетские мамлюки.

В XI веке в южных районах страны бунтовали бедуинские племена, затем эти районы и Ливан были захвачены крестоностцами. В 1260 году в страну вторглись монголы Чингизхана. В 1400-1401 годах было нашествие Тамерлана. Всё это приводило к многочисленным человеческим потерям и экономическому упадку.

Евреи Сирии занимались главным образом ремеслом. Некоторые из них стали крупными чиновниками, коммерсантами, финансистами.

В 1170-х гг. Биньямин из Туделы побывал в Сирии. Согласно приводимым им сведениям, в Халебе насчитывалось около пяти тысяч евреев, в Дамаске — около трех тысяч (по данным Птахии из Регенсбурга, посетившего страну в это же время, — около десяти тысяч), в том числе несколько сотен караимов; в Тире около 400 евреев, в Бейруте — 50 еврейских семейств, в Сидоне — 20, а также небольшое число евреев (ремесленников и торговцев) в деревнях друзов. Он отметил, что многие евреи Триполи погибли при землетрясениях в середине XII в.

Экономический подъем под властью Салах ад-Дина и его преемников способствовали процветанию еврейских общин. Иехуда Алхаризи встретил в 1217 г. в Дамаске и Халебе немало евреев, занимавших высокие государственные должности. Среди приближенных Айюбидов были также еврейские ученые, поэты, врачи.

В 1291 г. мамлюки отвоевали у крестоносцев прибрежные районы Сирии. Они разрушили там города, включая Тир и убили многих евреев Бейрута. В Сидоне и Триполи число евреев резко сократилось, а община Тира перестала существовать. Жившие там евреи переселились в Дамаск и Халеб.

До начала XIV в. экономическое положение евреев, особенно в Халебе, было сравнительно устойчивым. Среди них насчитывалось немало зажиточных торговцев и ремесленников, влиятельных государственных чиновников, известных ученых.

При нашествия Тамерлана в 1400–1401 гг. многие евреи погибли или потеряли все свое достояние. Лучшие ремесленники были уведены в плен в Среднюю Азию. Несмотря на благоприятную экономическую ситуацию, восстановление еврейских общин страны растянулось почти на столетие. Многие из них так и не были воссозданы.

Даже в конце XV в., согласно сообщениям Мешулама из Вольтерры, рабби Овадии Бертиноро и других путешественников, в Сирии насчитывалось не более 1200 еврейских семей (около семи тысяч человек). В том числе в Дамаске 400–500 семей, не считая караимов и самаритян. Многие евреи жили в нищете, занимались коробейничеством или нелегально продавали мусульманам вино.

Сохранялась общинная автономия. Официальным главой евреев Сирии власти признавали жившего в Дамаске заместителя каирского нагида. Общины сирийских городов поддерживали прочные связи с евреями Египта и с йешивой Иерусалима, являвшейся основным органом еврейского самоуправления в Стране Израиля. После 1071 года место ее пребывания было перенесено в Дамаск.

Главы иешивы, носившие титул гаона стали играть в конце XI - начале XII в. важную роль в жизни сирийского еврейства. Значительным авторитетом пользовались также представители династии вавилонских эксилархов, резиденцией которых также был Дамаск

Периодически власти начинали религиозные преследования. В начале XI в. халиф ал-Хаким приказал насильственно обращать евреев в ислам, разрушать синагоги или превращать их в мечети. Однако уже через несколько лет он отменил свои распоряжения, вернул синагоги евреям и разрешил им строить новые.

Под властью крестоносцев, завоевавших Ливан в первой четверти XII в. еврейские общины продолжали существовать.

В конце XIII в. – начале XIV в. мамлюкские султаны запретили евреям занимать государственные должности (1301). Хотя нехватка опытных администраторов заставила султана отменить это распоряжение, оно способствовало переходу в ислам части евреев, принадлежавших к высшим слоям общества.

В 1321 г. мусульмане разрушили синагогу Дамаска. В 1327 г. синагога Халеба была превращена в мечеть. В 1354 г. власти возобновили действие указа об удалении немусульман с государственных должностей, однако вскоре вновь отменили его. Позднее был возобновлен еще ряд предписаний, ставивших евреев в унизительное положение.

Мусульманские фанатики периодически возводили на евреев наветы, обещая освободить их от наказания в случае перехода в ислам. В 1392 г. евреев обвинили в поджоге центральной мечети Дамаска. Один из обвиняемых был сожжен заживо, руководители общины подверглись пыткам, а синагога была вновь превращена в мечеть (возвращена евреям по распоряжению султана два года спустя).

В Ираке

С 945 г. по 1055 г. Ирак находился под фактической властью персидской шиитской династии Бундов (Бувейхидов), эмиры которой преследовали всех не-шиитов. В 1055–1150 гг. страну захватили турки-сельджуки. Их сменили аббасидские халифы, правившие до 1258 года, когда пришли монголы. Они правили страной до 1335 г. В 1376 г., после краткого правления джелаиридов, Ирак попал под власть турецкой династии Османов. В 1393 г. пришёл Тамерлан, включивший Ирак в свою империю. В 1470 году страну вновь захватили турки-османы.

Большинство евреев Ирака было занято в торговле, поддерживая связи с Турцией, Ираном, Сирией, а также с Индией, Йеменом и другими странами. Остальные были по преимуществу ремесленниками.

В период высокого средневековья торговые пути в Европу были перерезаны крестоносцами. Мусульманские владыки ограничили самоуправление еврейской общины. Периодически наступали периоды религиозных репрессий. В это время евреев обкладывали тяжёлыми поборами, вводили унижающие порядки (ношение отличительных знаков и т.п.), заставляли переходить в ислам.

Время от времени гнёт слабел, и тогда община восстанавливалась. Кратковременное улучшение наступило при переходе власти к сельджукам (1055–1150). Династия Аббасидов, вернувшись к власти в середине XII века, вновь признала за евреями право общинной автономии.

Во времена халифа ал-Муктафи (1136–60). Биньямин из Туделы застал в Багдаде (примерно в 1170 г.) сорок тысяч евреев, а в Басре — десять тысяч (по другой версии — две тысячи евреев). По его словам, «халиф [ал-Мустанджид, 1160–70, или ал-Муста‘ди, 1170–80] благосклонен к евреям и многие из них занимают государственные должности». При монгольском хане Хулагу и его преемниках положение евреев значительно улучшилось, из которых выдвинулись высшие государственные чиновники - пока монгольские ханы не приняли ислам.

Нашествие монголов в XIII веке и Тамерлана в XIV сопровождалось массовыми убийствами, разрушениями, грабежом и угоном людей в рабство. После этого Ирак впал в нищету и хозяйственную стагнацию, продолжающуюся по сей день. На положении евреев это отразилось очень плохо.

Под властью Османской империи (с 1508 года) евреи пользовались относительной свободой и их экономическое положение было устойчивым.

В XI в. иешивы Суры и Пумбедиты, основанные в III в., были вытеснены иешивой Багдада, куда стекались ученики из многих стран.

Мессианские движения XI–XII вв. (Давид Алрои и другие) нарушили нормальное течение жизни еврейства Ирака. Они вызывали раздоры внутри общин, приводили к образованию новых сект, а порою и к отступничеству от иудаизма, отражались на материальном положении евреев.

В Аравии


По свидетельству арабских авторов и документов каирской генизы, многие евреи жили в Центральной Аравии до XI века.[2]

При мусульманских властях евреи Йемена были лишены права владеть землей и (за редким исключением) заниматься земледелием. Они стали в основном ремесленниками, а также торговцами. Из материалов Каирской генизы известно о существовании налаженных торговых связей евреев Адена с Индией. Евреи Йемена оказывали материальную поддержку иешивам вавилонских гаонов.

Религиозные гонения усилились к концу периода Фатимидов и достигли кульминации в указе имама Абд ан-Наби ибн Махди о насильственном обращении евреев Йемена в ислам (1165). В это время усилилось мессианское брожение среди евреев Йемена. Это побудило нагида общины Я‘акова бен Нетан’эля ал-Фаюми обратиться за советом к Маймониду. Он в ответ направил евреям Йемена «Иггерет Тейман» («Йеменское послание», примерно 1172 г.). Послание публично читалось во всех общинах Йемена. Преследованиям евреев был положен конец с установлением власти Айюбидов над большей частью страны (1174–1228).

Появление в 1495 г. в Хадрамауте (крайний восток Йемена) лжемессии вновь вызвало мессианские брожения.

Последние в средние века письменные упоминания о евреях Омана относятся к началу X века. В XIX веке англичане застали в Омане небольшую еврейскую общину, занятую торговлей и ремеслом.[3] Тем самым, следует предположить наличие евреев в Омане и в промежутке между этими периодами.

Биньямин из Туделы записал в XII веке, что почти 500 евреев жили в Кайсе и 5000 в аль-Катифе, на Бахрейне. Он также рассказал, что эти евреи контролировали местную добычу жемчуга.[4]

Источники

Литература

  • S. Assaf, in: Tarbiz, 1 (1930), no. 1, 124; 1 (1930) no. 2, 63;
  • A. Ben-Jacob, Kehillot Yehudei Kurdistan (1961), 139.
  • A. Galanté, Histoire des Juifs d'Anatolie, 2 (1939), 127–42;
  • EIS2, 1 (1960), 782–3 (includes bibliography);
  • M. Gil, Be-Malkhut Ishma'el, 1 (1997), 295–96;
  • Stillman, Norman A. The Jews of Arab Lands. The Jewish Publication Society of America; Philadelphia, 1979;
  • G. Le Strange, Lands of the Eastern Caliphate (1930), 108, 125;
  • P.R. Trebilco, Jewish Communities in Asia Minor (1987).

Примечания

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация