История еврейских общин в Западной Азии в XI—XV вв.

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(В Сирии)
 
(47 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Начало_работы}}
+
#redirect [[:ej:История еврейских общин в Западной Азии в XI—XV вв.]]
-
== В Сирии ==
+
-
В 969 г. Сирия перешла под управление египетской династии Фатимидов (их власть была прочной только в южных и центральных областях страны).
+
-
 
+
-
В начале XI в. халиф ал-Хаким издал несколько указов, предусматривавших насильственное обращение евреев и христиан в ислам. В ряде городов Сирии синагоги были разрушены или превращены в мечети. Однако уже через несколько лет ал-Хаким отменил свои распоряжения, вернул синагоги евреям и разрешил им строить новые.
+
-
 
+
-
Во второй половине X в. – первой половине XI в. евреи Сирии занимались главным образом ремеслом, прежде всего крашением тканей и дублением кожи. В то же время некоторые из них стали крупными чиновниками, коммерсантами, финансистами.
+
-
 
+
-
Общины [[Дамаск]]а, [[Халеб]]а и других городов поддерживали прочные связи с евреями Египта и в особенности с йешивой [[Иерусалим]]а, являвшейся основным органом еврейского самоуправления в Стране Израиля. После завоевания [[Иерусалим]]а турками-сельджуками (1071) место ее пребывания было перенесено в [[Тир (город)|Тир]] (в то время — в составе Сирии; ныне — Ливана); с началом [[Крестовые походы|крестовых походов]] — в Хадрах близ [[Дамаск]]а, а несколько позднее — непосредственно в [[Дамаск]].
+
-
 
+
-
Главы иешивы, носившие титул [[гаон]]а (Шломо hа-Кохен бен Элияху, Аврахам бен Мазхир, его сын Эзра и другие) стали играть в конце XI - начале XII в. важную роль в общественной и духовной жизни сирийского еврейства. Значительным авторитетом пользовались также представители династии [[вавилон]]ских [[эксиларх]]ов. Так, в 1286 г., вмешавшись в дискуссию между сторонниками [[Маймонид]]а и группой [[Каббала|каббалистов]] из [[Акко]], [[эксиларх]] объявил последним [[херем]].
+
-
 
+
-
Некоторые общины Сирии пострадали в период первых [[Крестовые походы|крестовых походов]]. В 1170-х гг. Сирию посетил [[Биньямин из Туделы]]. Он побывал, в частности, в городах [[Антиохия]], [[Дамаск]], [[Хама]], Эмеса, [[Халеб]], Балис (ныне Мескена) и Ракка. Согласно приводимым им сведениям, евреи жили в это время в большинстве городов страны, занимаясь главным образом крашением тканей, а в Антиохии и [[Тир (город)|Тире]] — также производством стеклянных изделий. В [[Халеб]]е насчитывалось около пяти тысяч евреев, в Дамаске — около трех тысяч (по данным [[Птахии из Регенсбурга]], посетившего страну в это же время, — около десяти тысяч), в том числе несколько сотен караимов.
+
-
 
+
-
Экономический подъем под властью Салах ад-Дина в конце XII в. – первой половине XIII в., а также веротерпимость султана и его преемников способствовали процветанию еврейских общин Сирии. Поэт и переводчик [[Алхаризи, Иегуда|Иехуда Алхаризи]] побывал в 1217 г. в [[Дамаск]]е и [[Халеб]]е. Он встретил в этих городах немало евреев, занимавших высокие государственные должности. Среди приближенных Айюбидов были также еврейские ученые, поэты, врачи.
+
-
 
+
-
В 1260 г. при вторжении монголов евреи пострадали меньше, чем мусульмане. Так, в [[Халеб]]е монголы не тронули главную синагогу, где укрылись почти все евреи города. Община [[Дамаск]]а, сдавшегося без боя, также не пострадала.
+
-
 
+
-
В том же году страна перешла под контроль '''мамлюков'''. В 1291 г. мамлюки отвоевали у крестоносцев прибрежные районы Сирии и разрушили там города, включая [[Тир (город)|Тир]]. Жившие в них евреи переселились в [[Дамаск]] и [[Халеб]].
+
-
 
+
-
В конце XIII в. – начале XIV в. мамлюкские султаны издали ряд указов, направленных против немусульман. В частности, запретили евреям и христианам занимать государственные должности (1301). Хотя нехватка опытных администраторов заставила султана отменить последнее распоряжение, оно способствовало '''переходу в ислам части евреев, принадлежавших к высшим слоям общества'''.
+
-
 
+
-
В 1321 г. мусульмане разрушили синагогу [[Дамаск]]а. В 1327 г. синагога [[Халеб]]а была с разрешения султана превращена в мечеть.
+
-
 
+
-
В 1354 г. власти возобновили действие указа об удалении немусульман с государственных должностей, однако вскоре вновь отменили его. Позднее был возобновлен еще ряд предписаний, ставивших евреев в унизительное положение. Еврейкам следовало носить туфли разного цвета (красную и черную), а мужчинам — подавать сигнал свистком при входе в общественные бани.
+
-
 
+
-
Мусульманские фанатики периодически возводили на евреев наветы, обещая освободить их от наказания в случае перехода в ислам. В 1392 г. евреев обвинили в поджоге центральной мечети [[Дамаск]]а. Один из обвиняемых был сожжен заживо, руководители общины подверглись пыткам, а синагога была вновь превращена в мечеть (возвращена евреям по распоряжению султана два года спустя).
+
-
 
+
-
В то же время экономическое положение сирийских евреев, особенно живших в [[Халеб]]е, было до начала XIV в. сравнительно устойчивым. Среди них насчитывалось немало зажиточных торговцев и ремесленников, влиятельных государственных чиновников, известных ученых.
+
-
 
+
-
Сохранялась общинная автономия. Официальным главой евреев Сирии власти признавали жившего в [[Дамаск]]е заместителя каирского [[нагид]]а.
+
-
Значительной властью обладал и [[эксиларх]], резиденцией которого также был [[Дамаск]].
+
-
 
+
-
В 1400–1401 гг. войска Тамерлана устроили резню в [[Халеб]]е и разграбили Хаму и [[Дамаск]], который был подожжен. Многие евреи погибли, многие потеряли все свое достояние. Лучшие ремесленники были уведены в плен в Среднюю Азию.
+
-
 
+
-
Несмотря на благоприятную экономическую ситуацию, восстановление еврейских общин страны растянулось почти на столетие. Многие из них так и не были воссозданы. Даже в конце XV в., согласно сообщениям '''Мешулама из Вольтерры''', рабби '''Овадии Бертиноро''' и других путешественников, в Сирии насчитывалось не более 1200 еврейских семей (около семи тысяч человек). В том числе в '''Дамаск'''е 400–500 семей, не считая [[Караимы|караимов]] и [[Самаритяне|самаритян]]. Многие евреи жили в нищете, занимались коробейничеством или нелегально продавали мусульманам вино.
+
-
 
+
-
== Источники ==
+
-
* [http://www.eleven.co.il/ Электронная еврейская энциклопедия]
+

Текущая версия на 21:38, 5 ноября 2013

  1. redirect ej:История еврейских общин в Западной Азии в XI—XV вв.
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация