История еврейских общин в Западной Азии в XI—XV вв.

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(В Сирии и Ливане)
 
(37 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Начало_работы}}
+
#redirect [[:ej:История еврейских общин в Западной Азии в XI—XV вв.]]
-
== В Сирии и Ливане ==
+
-
{{main|История еврейских общин в Сирии и Ливане в XI—XV вв.}}
+
-
 
+
-
В это время '''территория современного Ливана была частью [[Сирия|Сирии]]'''.
+
-
На протяжении всего периода страной правили мусульманские власти.
+
-
С 969 г. - египетская династии Фатимидов (их власть была прочной только в южных и центральных областях страны). В конце XII в. – первой половине XIII в. правил [[Салах ад-Дин]] и его преемники. С 1260 года и до конца периода - египетские мамлюки.
+
-
 
+
-
В XI веке в южных районах страны бунтовали бедуинские племена, затем эти районы и [[Ливан]]  были захвачены [[Крестовые походы|крестоностцами]]. В 1260 году в страну вторглись монголы [[Чингизхан]]а. В 1400-1401 годах было нашествие [[Тамерлан]]а. Всё это приводило к многочисленным человеческим потерям и экономическому упадку.
+
-
 
+
-
Евреи Сирии занимались главным образом ремеслом. В то же время некоторые из них стали крупными чиновниками, коммерсантами, финансистами.
+
-
 
+
-
В 1170-х гг. [[Биньямин из Туделы]] побывал в [[Сирия|Сирии]]. Согласно приводимым им сведениям, в [[Халеб]]е насчитывалось около пяти тысяч евреев, в [[Дамаск]]е — около трех тысяч (по данным [[Птахия из Регенсбурга|Птахии из Регенсбурга]], посетившего страну в это же время, — около десяти тысяч), в том числе несколько сотен [[караимы|караимов]]; в [[Тир]]е около 400 евреев, в [[Бейрут]]е — 50 еврейских семейств, в [[Сидон]]е — 20, а также небольшое число евреев (ремесленников и торговцев) в деревнях друзов. Он отметил, что многие евреи Триполи погибли при землетрясениях в середине XII в.
+
-
 
+
-
Экономический подъем под властью Салах ад-Дина и его преемников способствовали процветанию еврейских общин. [[Алхаризи, Иегуда|Иехуда Алхаризи]] встретил в 1217 г. в [[Дамаск]]е и [[Халеб]]е немало евреев, занимавших высокие государственные должности. Среди приближенных Айюбидов были также еврейские ученые, поэты, врачи.
+
-
 
+
-
В 1291 г. мамлюки отвоевали у крестоносцев прибрежные районы Сирии. Они разрушили там города, включая [[Тир]] и убили многих евреев [[Бейрут]]а. В [[Сидон]]е и Триполи число евреев резко сократилось, а община [[Тир]]а перестала существовать. Жившие там евреи переселились в [[Дамаск]] и [[Халеб]].
+
-
 
+
-
До начала XIV в. экономическое положение евреев, особенно в [[Халеб]]е, было сравнительно устойчивым. Среди них насчитывалось немало зажиточных торговцев и ремесленников, влиятельных государственных чиновников, известных ученых.
+
-
 
+
-
При нашествия [[Тамерлан]]а в 1400–1401 гг. многие евреи погибли или потеряли все свое достояние. '''Лучшие ремесленники были уведены в плен в Среднюю Азию'''.
+
-
Несмотря на благоприятную экономическую ситуацию, восстановление еврейских общин страны растянулось почти на столетие. Многие из них так и не были воссозданы.
+
-
 
+
-
Даже в конце XV в., согласно сообщениям '''Мешулама из Вольтерры''', рабби '''Овадии Бертиноро''' и других путешественников, в Сирии насчитывалось не более 1200 еврейских семей (около семи тысяч человек). В том числе в [[Дамаск]]е 400–500 семей, не считая [[Караимы|караимов]] и [[Самаритяне|самаритян]]. Многие евреи жили в нищете, занимались коробейничеством или нелегально продавали мусульманам вино.
+
-
 
+
-
Сохранялась общинная автономия. Официальным главой евреев Сирии власти признавали жившего в [[Дамаск]]е заместителя каирского [[нагид]]а.
+
-
Общины [[Дамаск]]а, [[Халеб]]а и других городов поддерживали прочные связи с евреями Египта и в особенности с йешивой [[Иерусалим]]а, являвшейся основным органом еврейского самоуправления в Стране Израиля. После завоевания [[Иерусалим]]а турками-сельджуками (1071) место ее пребывания было перенесено в [[Сирия|Сирию]] (в конце пути - в [[Дамаск]]).
+
-
 
+
-
Главы иешивы, носившие титул [[гаон]]а стали играть в конце XI - начале XII в. важную роль в общественной и духовной жизни сирийского еврейства. Значительным авторитетом пользовались также представители династии [[вавилон]]ских [[эксиларх]]ов, резиденцией которых также был [[Дамаск]]
+
-
 
+
-
Периодически власти начинали религиозные преследования. В начале XI в. халиф ал-Хаким издал несколько указов, предусматривавших насильственное обращение евреев в ислам. В ряде городов синагоги были разрушены или превращены в мечети. Однако уже через несколько лет ал-Хаким отменил свои распоряжения, вернул синагоги евреям и разрешил им строить новые.
+
-
 
+
-
Под властью [[Крестовые походы|крестоносцев]], завоевавших [[Ливан]] в первой четверти XII в. еврейские общины продолжали существовать.
+
-
 
+
-
В конце XIII в. – начале XIV в. мамлюкские султаны запретили евреям занимать государственные должности (1301). Хотя нехватка опытных администраторов заставила султана отменить последнее распоряжение, оно способствовало '''переходу в ислам части евреев, принадлежавших к высшим слоям общества'''.
+
-
 
+
-
В 1321 г. мусульмане разрушили синагогу [[Дамаск]]а. В 1327 г. синагога [[Халеб]]а была превращена в мечеть.
+
-
В 1354 г. власти возобновили действие указа об удалении немусульман с государственных должностей, однако вскоре вновь отменили его. Позднее был возобновлен еще ряд предписаний, ставивших евреев в унизительное положение.
+
-
 
+
-
Мусульманские фанатики периодически возводили на евреев '''наветы''', обещая освободить их от наказания в случае перехода в ислам. В 1392 г. евреев обвинили в поджоге центральной мечети [[Дамаск]]а. Один из обвиняемых был сожжен заживо, руководители общины подверглись пыткам, а синагога была вновь превращена в мечеть (возвращена евреям по распоряжению султана два года спустя).
+
-
 
+
-
== В Ираке ==
+
-
{{main|История еврейских общин в Ираке в XI—XV вв.}}
+
-
С 945 г. по 1055 г. [[Ирак]] находился под фактической властью персидской шиитской династии Бундов (Бувейхидов), '''эмиры которой преследовали всех не-шиитов'''.
+
-
В 1055–1150 гг. страну захватили турки-'''сельджуки'''.
+
-
Их сменили аббасидские халифы, правившие до 1258 года, когда пришли монголы. Они правили страной до 1335 г.
+
-
В 1376 г., после краткого правления '''джелаиридов''', [[Ирак]] попал под власть турецкой династии Османов. В 1393 г. пришёл Тамерлан, включивший [[Ирак]] в свою империю. В 1470 году страну вновь захватили турки-'''османы'''.
+
-
 
+
-
Большинство евреев Ирака было занято в торговле, поддерживая связи с Турцией, Ираном, Сирией, а также с Индией, Йеменом и другими странами. Остальные были по преимуществу ремесленниками.
+
-
+
-
В период высокого средневековья торговые пути в Европу были перерезаны [[Крестоносцы|крестоносцами]]. Мусульманские владыки ограничили самоуправление еврейской общины. Периодически наступали периоды религиозных репрессий. В это время евреев обкладывали тяжёлыми поборами, вводили унижающие порядки (ношение отличительных знаков и т.п.), заставляли переходить в ислам.
+
-
 
+
-
Нашествие монголов в XIII веке и [[Тамерлан]]а в XIV сопровождалось массовыми убийствами, разрушениями, грабежом и угоном людей в рабство. После этого Ирак впал в нищету и хозяйственную стагнацию, продолжающуюся по сей день. На положении евреев это отразилось очень плохо.
+
-
 
+
-
Время от времени гнёт слабел, и тогда община восстанавливалась.
+
-
Кратковременное улучшение наступило при переходе власти к '''сельджукам''' (1055–1150).
+
-
Династия Аббасидов, вернувшись к власти в середине XII века, вновь '''признала за евреями право общинной автономии'''.
+
-
 
+
-
Во времена халифа ал-Муктафи (1136–60). [[Биньямин из Туделы]] застал в [[Багдад]]е (примерно в 1170 г.) сорок тысяч евреев, а в [[Басра|Басре]] — десять тысяч (по другой версии — две тысячи евреев). По его словам, «халиф [ал-Мустанджид, 1160–70, или ал-Муста‘ди, 1170–80] благосклонен к евреям и многие из них занимают государственные должности».
+
-
При монгольском хане Хулагу и его преемниках положение евреев значительно улучшилось, из которых выдвинулись высшие государственные чиновники - пока монгольские ханы не приняли ислам.
+
-
Под властью Османской империи (с 1508 года) евреи пользовались относительной свободой и их экономическое положение было устойчивым.
+
-
 
+
-
В XI в. '''[[иешива|иешивы]] [[Сура|Суры]] и [[Пумбедита|Пумбедиты]], основанные в III в., были вытеснены [[иешива|иешивой]] [[Багдад]]а''', куда стекались ученики из многих стран.
+
-
 
+
-
Мессианские движения XI–XII вв. ('''Давид Алрои''' и другие) нарушили нормальное течение жизни еврейства [[Ирак]]а. Они вызывали раздоры внутри общин, приводили к образованию новых сект, а порою и к отступничеству от иудаизма, отражались на материальном положении евреев.
+
-
 
+
-
== В Аравии ==
+
-
{{Заготовка_раздела}}
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
== Источники ==
+
-
* [http://www.eleven.co.il/ Электронная еврейская энциклопедия]
+
-
 
+
-
Примечания
+
-
{{Примечания}}
+

Текущая версия на 21:38, 5 ноября 2013

  1. redirect ej:История еврейских общин в Западной Азии в XI—XV вв.
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация