|
|
(9 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Начало_работы}}
| + | #redirect [[:ej:История еврейских общин в Западной Азии в XI—XV вв.]] |
- | == В Грузии ==
| + | |
- | {{main|История еврейских общин в Грузии в XI—XV вв.}}
| + | |
- | | + | |
- | Еврейские путешественники XII в. ([[Биньямин из Туделы]], [[Птахия из Регенсбурга]] видели в Грузии нормально живущую еврейскую общину, имевшую связи с экзилархами Вавилона. Ошущалось духовное влияние евреев на соседнее население. Наряду с раввинистами существовали заметные [[Караимы|караимские]] общины.
| + | |
- | | + | |
- | После [[Чингисхан|монгольского нашествия]] еврейская община сильно уменьшилась и обеднела. Часть её бежала в горы и в районы, оставшиеся незахваченными монголами, и в другие страны.
| + | |
- | | + | |
- | Бедственное положение грузинских евреев после монгольского нашествия способствовало '''превращению их в крепостных'''. Ещё сильнее этот процесс пошёл после разорения страны [[Тамерлан]]ом. Крепостное состояние грузинских евреев сохранялось на протяжении почти 500 лет.
| + | |
- | | + | |
- | Евреи-беженцы вынуждены были идти в крепостные к феодалам, монастырям или царю. Они выплачивали своим господам годичный оброк.
| + | |
- | '''Одним из условий принятия крепостного состояния евреями было обязательство господина не принуждать их к переходу в христианство'''. Крепостные евреи занимались в основном сельским хозяйством, ткачеством и крашением, торговлей вразнос и другими отхожими промыслами.
| + | |
- | | + | |
- | Крепостные грузинские евреи жили оторванными друг от друга небольшими группами. '''Единого религиозно-духовного центра не было'''. Это привело к снижению уровня религиозных знаний грузинского еврейства.
| + | |
- | | + | |
- | Грузинская церковь переманивала евреев, '''выкупая из крепости перешедших в христианство'''. Были случаи принуждения к крещению со стороны хозяев, в нарушение обязятельств.
| + | |
- | | + | |
- | В городах оставалась неболшая группа евреев, сумевших сохранить свободу или выкупиться. Они несколько лучше сохраняли еврейские знания.
| + | |
- | | + | |
- | В течение всего периода крепостного состояния грузинских евреев продолжались добровольные и насильственные (угоны завоевателями) миграции еврейского населения.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/11322 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Грузинские евреи" на основании КЕЭ, том 2, кол. 235–245]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == В Азербайджане ==
| + | |
- | {{main|История еврейских общин в Азербайджане в XI—XV вв.}}
| + | |
- | | + | |
- | == В Турции ==
| + | |
- | {{main|История еврейских общин в Турции в XI—XV вв.}}
| + | |
- | Азиатская часть территории Турции ('''Анатолия''') до того, как попала под власть '''турок''', была частью Византии. Евреи ([[романиоты]] и [[караимы]]) были там фактически бесправны и подвергались преследованиям. Численность их в этот период сильно сократилась.
| + | |
- | | + | |
- | Юго-восток (район [[Эдесса|Эдессы]]) был под контролем арабских правителей Сирии.
| + | |
- | Его в конце XI века захватили [[крестоносцы]]. Они изгоняли евреев, которые переселялись в другие районы страны или в соседние страны. В XII веке этот район захватили мамелюки, и он стал частью Сирии.
| + | |
- | | + | |
- | '''Турки''' впервые появились в конце XI века. В течение XII века они вели войны с византийцами и крестоносцами, контролируя болшую часть территории Анатолии.
| + | |
- | | + | |
- | Под властью турок-сельджуков условия жизни были намного благоприятнее, чем при византийцах. Евреи начали заниматься международной торговлей на дальних расстояниях. Возникла интеллектуальная активность в сфере религии и литературы.
| + | |
- | | + | |
- | Страна испытала на себе также вторжение [[Чингиз-хан|монголов]] в 1243 году. После этого она стала вассалом монгольской империи (впоследствии - ильханов Ирана). В начале XV века напал [[Тамерлан]]. После его ухода в первой четверти XIV века возник '''Османский''' султанат, постепенно завоевавший всю страну.
| + | |
- | | + | |
- | Это завоевание, сопровождавшееся резней, насилием и грабежами, было поначалу воспринято евреями как бедствие. Однако вскоре выяснилось, что османы готовы предоставить евреям общинную автономию и свободу экономической деятельности. Евреям были предоставлены [[Еврейские кварталы|отдельные кварталы]]. Султан Орхан '''особым указом разрешил''' построить в [[Бурса|Бурсе]] (вопреки Омаровым законам) новую синагогу. В середине XIV века еврей из Мардина по имени Наджиб аль-Даула Авраам бен Ешуа занимал государственную должность.<ref>Neubauer, Cat, nos. 180, 1249</ref>
| + | |
- | | + | |
- | В Турцию в конце XIV в. – начале XV в. переселялись ашкеназы из Венгрии, Франции и германских земель, а также итальянские евреи.
| + | |
- | | + | |
- | В 1453 г. турки захватили остаток Византии - Константинополь ([[Стамбул]]), '''не тронув евреев'''. Они переселили туда ('''насильно и грубо''') множество евреев из Малой Азии и из Греции (главным образом из Салоник), Болгарии, Македонии и Албании.
| + | |
- | Те, кого переселяли таким образом в Стамбул, получили статус '''сюргюн''' (`изгнанные`), утрачивая тем самым некоторые права. В частности, им и их потомкам категорически запрещалось покидать город.
| + | |
- | | + | |
- | Вскоре, однако, в [[Стамбул]] начали добровольно съезжаться [[ашкеназы]] из Баварии, Австрии и других германских государств, а также из Венгрии и Италии. Прибыли [[сефарды]] из Испании и Португалии (в том числе [[марраны]]), бежавшие от преследований инквизиции, [[караимы]] из [[Эдирне]].
| + | |
- | Османские власти приветствовали их прибытие и выделили им большие участки земли в одном из предместий города. Значительную помощь оказывала единоверцам [[Романиоты|романиотская]] община [[Стамбул]]а.
| + | |
- | | + | |
- | В 1492 г. и в последующие годы в Османской империи обосновалось чрезвычайно большое число сефардов, [[Изгнание евреев из Испании|изгнанных из Испании]]. Изгнанникам был оказан благожелательный в целом прием. Почти все они прибыли морским путем в [[Стамбул]] и [[Салоники]]. Оттуда [[сефарды]] переселялись в другие города.
| + | |
- | | + | |
- | == В Сирии и Ливане ==
| + | |
- | {{main|История еврейских общин в Сирии и Ливане в XI—XV вв.}}
| + | |
- | | + | |
- | В это время '''территория современного Ливана была частью [[Сирия|Сирии]]'''.
| + | |
- | На протяжении всего периода страной правили мусульманские власти.
| + | |
- | С 969 г. - египетская династии Фатимидов. В конце XII в. – первой половине XIII в. правил [[Салах ад-Дин]] и его преемники. С 1260 года и до конца периода - египетские мамлюки.
| + | |
- | | + | |
- | В XI веке в южных районах страны бунтовали бедуинские племена, затем эти районы и [[Ливан]] были захвачены [[Крестовые походы|крестоностцами]]. В 1260 году в страну вторглись монголы [[Чингизхан]]а. В 1400-1401 годах было нашествие [[Тамерлан]]а. Всё это приводило к многочисленным человеческим потерям и экономическому упадку.
| + | |
- | | + | |
- | Евреи Сирии занимались главным образом ремеслом. Некоторые из них стали крупными чиновниками, коммерсантами, финансистами.
| + | |
- | | + | |
- | В 1170-х гг. [[Биньямин из Туделы]] побывал в [[Сирия|Сирии]]. Согласно приводимым им сведениям, в [[Халеб]]е насчитывалось около пяти тысяч евреев, в [[Дамаск]]е — около трех тысяч (по данным [[Птахия из Регенсбурга|Птахии из Регенсбурга]], посетившего страну в это же время, — около десяти тысяч), в том числе несколько сотен [[караимы|караимов]]; в [[Тир]]е около 400 евреев, в [[Бейрут]]е — 50 еврейских семейств, в [[Сидон]]е — 20, а также небольшое число евреев (ремесленников и торговцев) в деревнях друзов. Он отметил, что многие евреи Триполи погибли при землетрясениях в середине XII в.
| + | |
- | | + | |
- | Экономический подъем под властью Салах ад-Дина и его преемников способствовали процветанию еврейских общин. [[Алхаризи, Иегуда|Иехуда Алхаризи]] встретил в 1217 г. в [[Дамаск]]е и [[Халеб]]е немало евреев, занимавших высокие государственные должности. Среди приближенных Айюбидов были также еврейские ученые, поэты, врачи.
| + | |
- | | + | |
- | В 1291 г. мамлюки отвоевали у крестоносцев прибрежные районы Сирии. Они разрушили там города, включая [[Тир]] и убили многих евреев [[Бейрут]]а. В [[Сидон]]е и Триполи число евреев резко сократилось, а община [[Тир]]а перестала существовать. Жившие там евреи переселились в [[Дамаск]] и [[Халеб]].
| + | |
- | | + | |
- | До начала XIV в. экономическое положение евреев, особенно в [[Халеб]]е, было сравнительно устойчивым. Среди них насчитывалось немало зажиточных торговцев и ремесленников, влиятельных государственных чиновников, известных ученых.
| + | |
- | | + | |
- | При нашествия [[Тамерлан]]а в 1400–1401 гг. многие евреи погибли или потеряли все свое достояние. '''Лучшие ремесленники были уведены в плен в Среднюю Азию'''.
| + | |
- | Несмотря на благоприятную экономическую ситуацию, восстановление еврейских общин страны растянулось почти на столетие. Многие из них так и не были воссозданы.
| + | |
- | | + | |
- | Даже в конце XV в., согласно сообщениям '''Мешулама из Вольтерры''', рабби '''Овадии Бертиноро''' и других путешественников, в Сирии насчитывалось не более 1200 еврейских семей (около семи тысяч человек). В том числе в [[Дамаск]]е 400–500 семей, не считая [[Караимы|караимов]] и [[Самаритяне|самаритян]]. Многие евреи жили в нищете, занимались коробейничеством или нелегально продавали мусульманам вино.
| + | |
- | | + | |
- | Сохранялась общинная автономия. Официальным главой евреев Сирии власти признавали жившего в [[Дамаск]]е заместителя каирского [[нагид]]а.
| + | |
- | Общины сирийских городов поддерживали прочные связи с евреями Египта и с йешивой [[Иерусалим]]а, являвшейся основным органом еврейского самоуправления в Стране Израиля. После 1071 года место ее пребывания было перенесено в [[Дамаск]].
| + | |
- | | + | |
- | Главы иешивы, носившие титул [[гаон]]а стали играть в конце XI - начале XII в. важную роль в жизни сирийского еврейства. Значительным авторитетом пользовались также представители династии [[вавилон]]ских [[эксиларх]]ов, резиденцией которых также был [[Дамаск]]
| + | |
- | | + | |
- | Периодически власти начинали религиозные преследования. В начале XI в. халиф ал-Хаким приказал насильственно обращать евреев в ислам, разрушать синагоги или превращать их в мечети. Однако уже через несколько лет он отменил свои распоряжения, вернул синагоги евреям и разрешил им строить новые.
| + | |
- | | + | |
- | Под властью [[Крестовые походы|крестоносцев]], завоевавших [[Ливан]] в первой четверти XII в. еврейские общины продолжали существовать.
| + | |
- | | + | |
- | В конце XIII в. – начале XIV в. мамлюкские султаны запретили евреям занимать государственные должности (1301). Хотя нехватка опытных администраторов заставила султана отменить это распоряжение, оно способствовало '''переходу в ислам части евреев, принадлежавших к высшим слоям общества'''.
| + | |
- | | + | |
- | В 1321 г. мусульмане разрушили синагогу [[Дамаск]]а. В 1327 г. синагога [[Халеб]]а была превращена в мечеть.
| + | |
- | В 1354 г. власти возобновили действие указа об удалении немусульман с государственных должностей, однако вскоре вновь отменили его. Позднее был возобновлен еще ряд предписаний, ставивших евреев в унизительное положение.
| + | |
- | | + | |
- | Мусульманские фанатики периодически возводили на евреев '''наветы''', обещая освободить их от наказания в случае перехода в ислам. В 1392 г. евреев обвинили в поджоге центральной мечети [[Дамаск]]а. Один из обвиняемых был сожжен заживо, руководители общины подверглись пыткам, а синагога была вновь превращена в мечеть (возвращена евреям по распоряжению султана два года спустя).
| + | |
- | | + | |
- | == В Ираке ==
| + | |
- | {{main|История еврейских общин в Ираке в XI—XV вв.}}
| + | |
- | С 945 г. по 1055 г. [[Ирак]] находился под фактической властью персидской шиитской династии Бундов (Бувейхидов), '''эмиры которой преследовали всех не-шиитов'''.
| + | |
- | В 1055–1150 гг. страну захватили турки-'''сельджуки'''.
| + | |
- | Их сменили аббасидские халифы, правившие до 1258 года, когда пришли монголы. Они правили страной до 1335 г.
| + | |
- | В 1376 г., после краткого правления '''джелаиридов''', [[Ирак]] попал под власть турецкой династии Османов. В 1393 г. пришёл Тамерлан, включивший [[Ирак]] в свою империю. В 1470 году страну вновь захватили турки-'''османы'''.
| + | |
- | | + | |
- | Большинство евреев Ирака было занято в торговле, поддерживая связи с Турцией, Ираном, Сирией, а также с Индией, Йеменом и другими странами. Остальные были по преимуществу ремесленниками.
| + | |
- |
| + | |
- | В период высокого средневековья торговые пути в Европу были перерезаны [[Крестоносцы|крестоносцами]]. Мусульманские владыки ограничили самоуправление еврейской общины. Периодически наступали периоды религиозных репрессий. В это время евреев обкладывали тяжёлыми поборами, вводили унижающие порядки (ношение отличительных знаков и т.п.), заставляли переходить в ислам.
| + | |
- | | + | |
- | Время от времени гнёт слабел, и тогда община восстанавливалась.
| + | |
- | Кратковременное улучшение наступило при переходе власти к '''сельджукам''' (1055–1150).
| + | |
- | Династия Аббасидов, вернувшись к власти в середине XII века, вновь '''признала за евреями право общинной автономии'''.
| + | |
- | | + | |
- | Во времена халифа ал-Муктафи (1136–60). [[Биньямин из Туделы]] застал в [[Багдад]]е (примерно в 1170 г.) сорок тысяч евреев, а в [[Басра|Басре]] — десять тысяч (по другой версии — две тысячи евреев). По его словам, «халиф [ал-Мустанджид, 1160–70, или ал-Муста‘ди, 1170–80] благосклонен к евреям и многие из них занимают государственные должности».
| + | |
- | При монгольском хане Хулагу и его преемниках положение евреев значительно улучшилось, из которых выдвинулись высшие государственные чиновники - пока монгольские ханы не приняли ислам.
| + | |
- | | + | |
- | Нашествие монголов в XIII веке и [[Тамерлан]]а в XIV сопровождалось массовыми убийствами, разрушениями, грабежом и угоном людей в рабство. После этого Ирак впал в нищету и хозяйственную стагнацию, продолжающуюся по сей день. На положении евреев это отразилось очень плохо.
| + | |
- | | + | |
- | Под властью Османской империи (с 1508 года) евреи пользовались относительной свободой и их экономическое положение было устойчивым.
| + | |
- | | + | |
- | В XI в. '''[[иешива|иешивы]] [[Сура|Суры]] и [[Пумбедита|Пумбедиты]], основанные в III в., были вытеснены [[иешива|иешивой]] [[Багдад]]а''', куда стекались ученики из многих стран.
| + | |
- | | + | |
- | Мессианские движения XI–XII вв. ('''Давид Алрои''' и другие) нарушили нормальное течение жизни еврейства [[Ирак]]а. Они вызывали раздоры внутри общин, приводили к образованию новых сект, а порою и к отступничеству от иудаизма, отражались на материальном положении евреев.
| + | |
- | | + | |
- | == В Аравии ==
| + | |
- | {{main|История еврейских общин в Аравии в XI—XV вв.}}
| + | |
- | | + | |
- | По свидетельству арабских авторов и документов [[Каирская гениза|каирской генизы]], многие евреи жили в Центральной Аравии до XI века.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/judaica/ejud_0002_0002_0_01214.html "Arabia" in Jewish Virtual Library]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | При мусульманских властях евреи [[Йемен]]а были лишены права владеть землей и (за редким исключением) заниматься земледелием. Они стали в основном ремесленниками, а также торговцами.
| + | |
- | Из материалов [[Каирская гениза|Каирской генизы]] известно о существовании налаженных торговых связей евреев [[Аден]]а с Индией.
| + | |
- | Евреи [[Йемен]]а оказывали материальную поддержку иешивам [[вавилон]]ских [[гаон]]ов.
| + | |
- | | + | |
- | Религиозные гонения усилились к концу периода Фатимидов и достигли кульминации в '''указе имама Абд ан-Наби ибн Махди о насильственном обращении евреев [[Йемен]]а в ислам (1165)'''.
| + | |
- | В это время усилилось мессианское брожение среди евреев [[Йемен]]а. Это побудило [[нагид]]а общины Я‘акова бен Нетан’эля ал-Фаюми обратиться за советом к [[Маймонид]]у. Он в ответ направил евреям [[Йемен]]а «Иггерет Тейман» («Йеменское послание», примерно 1172 г.). Послание публично читалось во всех общинах [[Йемен]]а.
| + | |
- | Преследованиям евреев был положен конец с установлением власти Айюбидов над большей частью страны (1174–1228).
| + | |
- | | + | |
- | Появление в 1495 г. в Хадрамауте (крайний восток [[Йемен]]а) лжемессии вновь вызвало мессианские брожения.
| + | |
- | | + | |
- | Последние в средние века письменные упоминания о евреях '''Омана''' относятся к началу X века. В XIX веке англичане застали в Омане небольшую еврейскую общину, занятую торговлей и ремеслом.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/anti-semitism/omanjews.html "The Jews of Oman" in Jewish Virtual Library] на основании [http://www.oman.org/ Oman Studies Centre for Documentation and Research on Oman and the Arabian Gulf]</ref> Тем самым, следует предположить наличие евреев в Омане и в промежутке между этими периодами.
| + | |
- | | + | |
- | [[Биньямин из Туделы]] записал в XII веке, что почти 500 евреев жили в Кайсе и 5000 в аль-Катифе, на '''Бахрейне'''. Он также рассказал, что эти евреи контролировали местную добычу жемчуга.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/bahrain.html Ariel Scheib "Bahrain" in Jewish Virtual Library] на основании [http://www.internationalspecialreports.com/middleeast/00/bahrain/23.html “The Jews of Bahrain”]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | * [http://www.eleven.co.il/ Электронная еврейская энциклопедия]
| + | |
- | * [http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/judaica/ejud_0002_0002_0_01214.html "Arabia" in Jewish Virtual Library]
| + | |
- | * [http://www.georgianjews.org/stat.php?id=239&lang=en Gershon Ben Oren. THE HISTORY OF THE JEWS OF GEORGIA. World congress of georgian jews]
| + | |
- | * [http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/anti-semitism/omanjews.html "The Jews of Oman" in Jewish Virtual Library] на основании [http://www.oman.org/ Oman Studies Centre for Documentation and Research on Oman and the Arabian Gulf]
| + | |
- | * [http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/bahrain.html Ariel Scheib "Bahrain" in Jewish Virtual Library] на основании [http://www.internationalspecialreports.com/middleeast/00/bahrain/23.html “The Jews of Bahrain”]
| + | |
- | * [http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Turkeytoc.html "Turkey" in Jewish Virtual Library]
| + | |
- | | + | |
- | Литература
| + | |
- | * S. Assaf, in: Tarbiz, 1 (1930), no. 1, 124; 1 (1930) no. 2, 63;
| + | |
- | * A. Ben-Jacob, Kehillot Yehudei Kurdistan (1961), 139.
| + | |
- | * A. Galanté, Histoire des Juifs d'Anatolie, 2 (1939), 127–42;
| + | |
- | * EIS2, 1 (1960), 782–3 (includes bibliography);
| + | |
- | * M. Gil, Be-Malkhut Ishma'el, 1 (1997), 295–96;
| + | |
- | * Stillman, Norman A. [http://www.amazon.com/exec/obidos/tg/detail/-/0827601980/qid=1089297538/sr=1-4/ref=sr_1_4/103-6800785-8013401?v=glance&s=books The Jews of Arab Lands]. The Jewish Publication Society of America; Philadelphia, 1979;
| + | |
- | * G. Le Strange, Lands of the Eastern Caliphate (1930), 108, 125;
| + | |
- | * P.R. Trebilco, Jewish Communities in Asia Minor (1987).
| + | |
- | | + | |
- | Примечания
| + | |
- | {{Примечания}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Еврейские общины]]
| + | |
- | [[Категория:История еврейского народа]]
| + | |
- | [[Категория:История евреев в средневековье]]
| + | |
- | [[Категория:История евреев по периодам]]
| + | |
- | [[Категория:История евреев по странам]]
| + | |
- | [[Категория:Евреи в Азии]]
| + | |
- | [[Категория:История евреев Грузии]]
| + | |
- | [[Категория:История евреев Турции]]
| + | |
- | [[Категория:История евреев Сирии]]
| + | |
- | [[Категория:История евреев Ирака]]
| + | |
- | [[Категория:История евреев Аравии]]
| + | |
- | [[Категория:Караимы]]
| + | |