История еврейских общин в Западной Европе в XI - XV веках

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(В Ирландии)
(В Ирландии)
Строка 182: Строка 182:
[http://en.wikipedia.org/wiki/History_of_the_Jews_in_Ireland Статья "History of the Jews in Ireland" в английском разделе Википедии]</ref> Однако точных сведений об этом нет.
[http://en.wikipedia.org/wiki/History_of_the_Jews_in_Ireland Статья "History of the Jews in Ireland" в английском разделе Википедии]</ref> Однако точных сведений об этом нет.
-
С 1496 г. в Ирландии селились евреи, [[Изгнание евреев из Испании|изгнанные из Испании и Португалии]].<ref>[http://www.eleven.co.il/article/11845 Статья "Ирландия" в ЭЕЭ на основании КЕЭ, том 3, кол. 818–820]</ref>
+
С 1496 г. на южном побережье Ирландии поселились евреи, [[Изгнание евреев из Испании|изгнанные из Испании и Португалии]].<ref>[http://www.eleven.co.il/article/11845 Статья "Ирландия" в ЭЕЭ на основании КЕЭ, том 3, кол. 818–820]</ref>
== В Нидерландах (Голландия, Бельгия, Люксембург) ==
== В Нидерландах (Голландия, Бельгия, Люксембург) ==

Версия 17:48, 9 июля 2012

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 1.01.2011


Условия жизни евреев в Западной Европе сильно ухудшились, начиная с X века. Усилились религиозные притеснения. Во всех странах урезались экономические и личные права евреев. Законы всё менее защищали их безопасность и имущество. В моменты социальных и религиозных потрясений евреи становились первыми жертвами насилия.

Массовые убийства евреев, истребление целых общин, принуждения к крещению происходили по пути следования крестоносцев во время крестовых походов. Эта практика продолжалась и после них.

В Первый крестовый поход армия бедноты, как наиболее воодушевлённая, тронулась первой, и, перебив по пути много евреев, она постепенно распалась и прекратила существование... Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 70

Коммунальные революции XI-XII веков в европейских городах сопровождались погромами, изгнанием евреев или сильным ущемлением их прав. В 1348-49 годах евреев обвинили в распространении эпидемии чумы и истребили во многих городах. С XIII в. в Западной Европе стали распространяться кровавые наветы против евреев, за которыми последовали дополнительные антиеврейские постановления католической церкви.

Файл:French Jews executed by burning.jpg
Сожжение евреев во Франции в 1410 году (средневековая картина)

С развитием экономики Западной Европы евреев стали вытеснять и из тех отраслей, которые до того им оставили. Ремесленные и торговые объединения христиан добивались запрета конкурентам-евреям заниматься своим делом.

В течение XI-XII вв., когда недостаточно уже было евреев на роль заимодавцев, которую они до того полностью брали на себя, и когда христианские купцы ещё не перехватили у них её, монастыри, как хорошо показал Робер Жанесталь, выполняли функцию "кредитных касс". Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 81

Под давлением горожан евреям постепенно запретили все виды деятельности, кроме финансовых операций и торговли старьём.[1]

Короли и князья периодически изгоняли евреев из своих владений, отбирая у них всё имущество, затем впускали их обратно, чтобы вновь обобрать. Появились "королевские евреи" - фактически крепостные.

Во многих государствах, владениях и городах евреям было предписано носить особый костюм. Как правило для них отводился отдельный квартал в городе.

Несмотря на тяжкие экономические условия и постоянные преследования, творческая жизнь не замирала среди евреев. Работали великие теологи, поэты и философы, создававшие новые направления еврейской религиозной и светской культуры.

Знакомые по арабским переводам с греческой литературой, они перевели многие классические сочинения на еврейском языке, изучали в подлиннике греческих и латинских авторов. В эпоху возрождения итальянские и нидерландские евреи явились учителями многих гуманистов.

Содержание

На Пиренейском полуострове

В Испании

Файл:Sarejevohagadah.gif
Иллюстрация из Сараевской hагады, написанной в XIV веке в Испании

Средневековая испанская община была одной из наиболее успешных как в политико-экономическом, так и в культурном плане. В обстановке постоянных мусульманско-христианских войн власти, как правило, не могли обходиться без сотрудничества с евреями.

С начала XI в. в мусульманских государствах Испании высшие слои еврейского общества активно участвовали в политической деятельности. В еврейской среде процветала наука и литература, влиявшая на общины всей Европы и Сердиземноморья.

С приходом альморавидов начались притеснения и погромы. В Гранаде в 1066 г. погибла почти вся еврейская община города. В 1147–72 гг. почти вся мусульманская Испания была захвачена мусульманскими фанатиками альмохадами. Они заставили всех немусульман принять ислам или эмигрировать.

В конце XII в. центр испанского еврейства переместился на христианский север. Там правители предоставляли евреям свободу вероисповедания и разрешали оставаться в своих кварталах, где они сохраняли небывало широкую для стран галута административную и судебную автономию.

Евреи считались собственностью короля, в казну которого они платили налоги и находились под его защитой. Появилось еврейское земледелие. По некоторым оценкам, в XI–XII вв. около 1/3 сельхозугодий Испании принадлежали евреям. Христианские правители и феодалы охотно привлекали евреев на придворную службу.

Однако горожане-христиане и церковь сопротивлялись предоставлению прав евреям.

В христианской Испании евреи-переводчики включили в культурный обиход стран Запада многие сочинений еврейских и арабских учёных и поэтов, а также памятники древнегреческой культуры, которые сохранились лишь в переводе на арабский язык. Евреи продолжали заниматься науками, в частности медициной и астрономией. Много было исследований на религиозно-философские темы.

Церковь стремилась изолировать христиан от евреев и постепенно добилась ряда постановлений в этой области, в частности, обязательного ношения евреями отличительного знака (с начала XIII в.). С XIII в. начались кампании по обращению евреев в христианство, кровавые наветы и богословские диспуты с предвзятым арбитражем, за которыми следовали волны обращений в христианство. В ходе феодальных войн использовалась антиеврейская пропаганда и действия.

Несмотря на всё это, евреи Испании в значительной степени сохраняли свои экономические позиции. В конце XIII в. 22% налоговых поступлений Кастилии выплачивались ее еврейскими подданными.

4 июня 1391 г. в Севилье произошёл погром, практически уничтоживший общину города. Беспорядки перекинулись в другие города. Королевская администрация не делала никаких попыток защитить евреев.

В конце XIV в. – начале XV в. проявилась тенденция к упадку еврейско-испанской культуры.

В начале XV в. в Кастилии насчитывалось около тридцати тысяч еврейских семей, а также весьма значительное число марранов. Христиане догадывались, что многие из них втайне продолжали соблюдать предписания иудаизма. После брака Фердинанда и Изабеллы (1469) начались преследования марранов в объединенном королевстве Кастилии и Арагона. Королевская пара в 1477 г. обратилась к папе с просьбой установить в Испании инквизицию. Её деятельность приобрела необычайно жестокий характер, особенно в преследовании марранов.

31 марта 1492 г. был подписан эдикт об изгнании евреев из Испании и ее владений, согласно которому евреи должны были до конца июля покинуть страну. Подавляющее большинство евреев (по оценке историков, 200 тыс. человек) покинуло Испанию. Около 120 тыс. нашла временный приют в Португалии, где в 1497 г. они были насильственно крещены. Остальные направились в Северную Африку, Турцию, другие средиземноморские страны. Лишь немногим удалось вовремя переправить достояние за границу. Общинное имущество конфисковывалось властями.

Изгнание евреев из Испании 1492 г. привело к перемещению центра еврейской духовной жизни в страны Центральной Европы, Малой Азии и Северной Африки. Испанские евреи перенесли туда свою интеллектуальную активность, как и свой язык ладино, обогатив и зачастую оказав формирующее влияние на культурную жизнь местных общин.[2]

В Португалии

Астрономические таблицы астронома и раввина Авраама Закуто, опубликованные последним из еврейских пречатников в Португалии, Авраамом Орта, за год до изгнания евреев. Этой книге придаёт особое историческое значение то, что Христофор Колумб использовал астрономические таблицы Закуто в своих путешествиях в Америку. Abraham Zacuto, Tabulae astronomicae, Leiria, 1496. Отдел редких книг и специальных коллекций Библиотеки Конгресса США.

Королевство Португалия возникло в XII веке на территории, где евреи жили с римских времён. В XII - XIII веках Португалия расширялась, захватывая у арабов населённые евреями территории. К концу XIII в. в ней жили около 40 тыс. евреев.

Короли Португалии в XII в. – начале XIV в. гарантировали евреям равные с христианами экономические права и судебную автономию, практиковали назначения евреев на высокие государственные посты, отвергая требования католической церкви начать угнетение евреев.

Проживание евреев ограничивалось особыми кварталамижудиариас. Сложилась разветвленная система еврейской автономии. Общины и отдельные лица, а также заключавшиеся евреями сделки и ритуальный убой скота облагались высокими налогами.

В XI–XIII вв. еврейская община Португалии процветала. Её представители занимали ключевые позиции в экономике страны, прежде всего в торговле и в сфере финансов, играли важную роль при королевском дворе.

В отличие от Испании, Португалия не была в средние века крупным центром еврейской учености. В 1480-х гг. в Португалии открылись три еврейские типографии. Они просуществовали до 1497 г. и выпустили ряд высококачественных инкунабул.

В XIV веке начались притеснения, нараставшие (с перерывами на временные улучшения) до конца XV века. Были увеличены налоги для евреев и введено ношение отличительного знака. Было ограничено право евреев на выезд из страны. В 1350 г. католическое духовенство объявило их виновниками вспыхнувшей в Португалии эпидемии чумы. Община сильно пострадала от двух вторжений кастильских войск (1373, 1383).

В конце XIV века король запретил евреям занимать государственные должности (сделав исключение для нескольких сборщиков налогов и придворных врачей). В начале XV века король издал указ, запрещавший всякое общение евреев с христианами. С 1449 г. начались погромы.

В 1492 г. евреям, изгнанным из Испании, король разрешил переселиться в Португалию, но лишь на восемь месяцев и при условии уплаты подушной подати. Местная община протестовала против допуска в страну испанских евреев, опасаясь за своё положение. За короткий срок в страну прибыло около 120 тыс. евреев. Их разместили в небольших городах вдоль границы с Испанией. В перенаселенных жудиариас вскоре вспыхнула эпидемия чумы.

После этого Жоао II приказал испанским евреям досрочно покинуть страну. Не сумевшие это сделать к установленному сроку были проданы в рабство. Детей в возрасте от трех до десяти лет выслали на остров Сан-Томе. Многие из тех, кто успел выехать из страны, были ограблены португальскими моряками и высажены на пустынном побережье Африки, где погибли от голода.

В конце XV в. в Португалии предположительно насчитывалось около 80 тыс. евреев.

Мануэл Счастливый, зять испанской королевской четы, по её требованию издал 4 декабря 1496 г. указ, предписывавший всем евреям Португалии в течение десяти месяцев креститься или покинуть страну.

Около двадцати тысяч евреев, ожидавшие кораблей в Лиссабоне, 19 марта 1497 г. подверглись насильственному крещению. Одновременно были крещены все оставшиеся евреи Португалии, включая беженцев из Испании. Руководители общины предпочли отступничеству мученическую смерть.

Из экономических соображений 21 апреля 1499 г. Мануэл запретил новым христианам выезжать за пределы Португалии без разрешения властей. Те, кто имел такое разрешение, лишились права продавать свое имущество или взыскивать долги.

Королевским указом от 30 мая 1497 г. новые христиане были объявлены полноправными гражданами Португалии. Запрещалось до 1517 г. преследовать их за ересь. Но католическая церковь и большинство португальцев продолжали считать их евреями. Начались погромы, приведшие в дальнейшем к их массовой эмиграции.[3]

На Балеарских островах

Первые документальные сведения о евреях Мальорки восходят к 1135 г.

В XII - XIII веках владевшие Балеарскими островами короли в целом покровительствовали евреям. Им отводились участки в городах, разрешалось приобретать недвижимость и иметь своё общинное самоуправление. Евреи быстро включились в международную торговлю Мальорки, а также занялись ювелирным искусством и обувным делом.

Хотя имели место ущемления экономических прав евреев в пользу христианских конкурентов и постояннные поборы в пользу королей, экономическое положение евреев Мальорки упрочилось. Еврейское население Мальорки заметно увеличилось за счет переселенцев из южной Франции и стран Северной Африки. На Мальорке жили известные религиозные авторитеты и учёные того времени.

В течение XIV века непрерывно нарастало давление на евреев Мальорки. Погромы, кровавые наветы, насильственное крещение и репрессии со стороны властей привели к исчезновению общин в малых городах.

Исходя из экономических соображений, короли пытались противостоять антиеврейской кампании и возвращать евреев после массового бегства. Но, несмотря на временные послабления и предоставление евреям гражданства в 1325 году, к концу века большинство евреев исчезло с Балеарских островов.

В 1413 г. евреям Мальорки было запрещено жить вне гетто и общаться с христианами. Резня 1435 г. в Пальме положила конец существованию еврейской общины на Мальорке. Около 200 евреев перешли в христианство, большинство бежало в Северную Африку.[4]

Во Франции

В XI - XV веках веках еврейская община Франции жила в условиях экономических притеснений и полного личного бесправия.

Евреям были запрещены все виды деятельности, кроме ростовщичества. Короли и крупные феодалы грабили евреев при всяком удобном случае. Их арестовывали и изгоняли, конфискуя имущество и отменяя свои долги евреям. Часто долги частных лиц евреям присваивались властями. При обострении финансовой ситуации евреев приглашали вернуться.

Довольно скоро у королей Франции и хозяев крупных регионов возник взгляд на евреев как на источник надёжных доходов, и они объявили евреев своей собственностью. Это привело к фактическому переводу евреев в крепостное состояние - без права смены места жительства. Но "хозяева" почти не обеспечивали евреям защиты от погромов и затей церковников.

Крестовые походы сопровождались истреблением еврейских общин в городах по пути следования. Во множестве плодились кровавые наветы. Евреев преследовала инквизиция.

Конференция раввинов Франции. XIII век. Миниатюра из Национальной библиотеки, Париж. Источник: Jewish encyclopedia

В 1394 евреи были изгнаны из Франции.

В южной части страны, не входившей напрямую в королевство Франция, положение долго было лучше. Евреи продолжали владеть землёй, занимать государственные должности и заниматься свободными профессиями. Но постепенно положение ухудшилось и там. Крестовые походы, бунты черни и войны привели к исчезновению цветущих общин.

В Эльзасе, входившем тогда в состав Священной Римской империи, положение евреев было несколько лучше, хотя там происходило почти всё, что и в других частях Германии. Тем не менее, там до конца XV века существовала еврейская занятость не только в финансовой области, евреи сохраняли определённые права. Изгнанные из городов Эльзаса евреи могли поселиться в деревнях.

При всём этом, интеллектуальная деятельность еврейской общины была активной до конца XIII века. Работали ешивы, писали книги учёные и поэты. Во Франции в этот период жил великий РАШИ. Раввины Прованса вели дискуссию с самим РаМБаМом.

В Британии

Евреи пришли в Англию в XI веке из Нормандии после её завоевания герцогом Уильямом в 1066 году. Немного евреев переселилось туда из Германии, Испании и Италии. Евреям было разрешено заниматься в основном финансами и немного - торговлей. Они должны были носить особые остроконечные шляпы для отличия ото всех прочих. Короли объявили евреев своими крепостными и пытались их защищать.

После начала третьего крестового похода в 1189 году в Англии начались погромы. В течение XIII века еврейские общины были постепенно уничтожены. В 1290 году последние евреи были изгнаны из Англии и утоплены по дороге английскими моряками.[5]

В Ирландии

В 1079 г. делегация из пяти евреев прибыла в Ирландию с подарками к королю Мюнстера (возможно, хлопотать о праве евреев на въезд), но была выдворена с острова.[6]

К 1232 году, вероятно, еврейская община была в Ирландии. В гранте от 28 июля 1232 король Генри III дал Питеру де Ривелю должность казначея и канцлера ирландского казначейства, королевских портов и побережья, а также «хранителя королевского еврейства в Ирландии".[7] Этот грант содержит дополнительное указание, что "все евреи в Ирландии должны быть под наблюдением и ответственны перед Питером как их содержателем во всём, что касается короля".[8]

В XII-XIII вв. в Ирландии осели немногие еврейские купцы и ростовщики, но они, видимо, покинули остров в 1290 г. при изгнании евреев из Англии.

Евреи в этот период, вероятно, проживали в пределах или вблизи Дублина. В Дублинской Белой книге 1241 г. есть дарственная на участок земли, содержащая различные запреты на его продажи или отчуждения. Часть запрет гласит: "vel in Judaismo ponere" (латынь, означает примерно "или к еврейству").

Последнее упоминание евреев в «Календарь документов, относящиеся к Ирландии" появляется около 1286. Когда в 1290 году король Англии изгнал евреев, они должны были покинуть его владения в Ирландии, но легко могли остаться в той части страны, которую Англия не контролировала.[9] Однако точных сведений об этом нет.

С 1496 г. на южном побережье Ирландии поселились евреи, изгнанные из Испании и Португалии.[10]

В Нидерландах (Голландия, Бельгия, Люксембург)

Первые документальные свидетельства о евреях в Нидерландах в средние века относятся к XII в. Начиная с (c 1200 года), имеются более подробные сведения о евреях в провинциях Брабант (современная Бельгия), Гелдерн, Оверэйсел и Лимбург. Евреи переселялись сюда, вероятнее всего, из крупных прирейнских общин. Первые сведения о пребывании евреев в Люксембурге относятся к 1276 г.

Еврейские общины нидерландских графств росли за счёт беженцев из Германии и Франции в XIV в.

Уже в XIII в. начались первые попытки изгнания евреев.

В 1309 г. в крестоносцами были убиты евреи многих городов, отказавшиеся принять крещение. Еврейская община смогла восстановиться. В течение XIV в. происходили многочисленные погромы и казни евреев в разных частях Нидерландов (особенно - во время «чёрной смерти» 1349–50 гг.).

Выживших изгоняли, но вскоре разрешали вернуться, определяя для жительства ограниченные места. До конца XV в. число евреев на территории Нидерландов было незначительным.[11][12][13][14]

В Германии

До 1-го крестового похода (1096) евреи Германии не знали преследований (за исключением временного изгнания из Майнца в 1012 г.). Они пользовались покровительством императоров и епископов, получая от них льготы и правовую защиту.

В XII – XIII вв. экономическое и социальное положение евреев Германии значительно ухудшилось. Укрепившееся за время крестовых походов немецкое купечество вытесняло евреев из сферы торговли. Городские цехи и гильдии препятствовали ремесленным занятиям евреев и не допускали их в свою среду. Ограничения в экономической деятельности вынудили евреев заниматься кредитными операциями, запрещёнными христианам, что вело к усилению ненависти к ним со стороны значительной части общества.

С XIII в. немецкие короли усвоили взгляд на жизнь и имущество евреев как на свою собственность, запрещая им в некоторых случаях выезд из подвластных им территорий. Светские и духовные феодалы и городские власти также претендовали на покровительство евреям, связывая с этим дополнительные многочисленные поборы и вымогательства.

В городах происходило обособление еврейского населения в замкнутых кварталах. Безопасность евреев вне еврейского квартала не была гарантирована. Еврейская община, или кагал, в основном была автономной. Правители окружающих городов иногда вводили ограничения на число жителей гетто и всегда налагали тяжелое налоговое бремя. Сбор налогов и обеспечение квоты населения был возложен на еврейский совет управляющих, кеhила. Любое взаимодействие с нееврейскими правителями, предпринимателями или соседями было возложено на штадлана (shtadlan), представителя общины.[15]

Массовые убийства во времена крестовых походов опустошили еврейские общины прирейнских городов. Эти события известны в еврейской истории как гзерот татнав, то есть резня 4856 г. по еврейскому летосчислению (1096 г. — начало 1-го крестового похода). Тогда же Германии началась практика обвинений в ритуальном убийстве.

Средневековая (XV век) немецкая гравюра "Сожжение евреев" Из книги Г. Шеделя «Weltchronik», 1493. (из Электронной еврейской энциклопедии)

Погромы, массовые убийства, поголовное истребление целых общин и насильственные крещения происходили и после окончания основных крестовых походов - вплоть до конца XIV века. XIV век запечатлелся в еврейской народной памяти как «век мученичества». Евреи были изгнаны из большинства городов Германии или уничтожены.

Некоторую защиту от погромов и насилия евреи Германии получали от императорской власти. Привилегии именовали их «каммеркнехтами», то есть рабами императорской казны (servi camerae nostrae). Этот статус не был связан с полной личной зависимостью, но обязывал евреев платить за покровительство и охрану жизни и имущества особые налоги.

Стремление сохранить нравственные ценности иудаизма в эпоху гонений и религиозной нетерпимости, с одной стороны, и пример аскетизма некоторых монашеских орденов, с другой, нашли свое выражение в мировоззрении мистического движения Хасидей Ашкеназ (XII в.).

И в периоды бедствий продолжалась консолидация еврейских общин, укреплялось общинное руководство. Собираясь в дни ярмарок, руководители общин и раввины издавали таканот (`установления`), которые регулировали различные аспекты еврейской жизни.

Еврейская свадьба. Рисунок XV века. Фото Алана Хамма (Alan Humm) из статьи Давида Шиовича "Germany" в Jewish Virtual Library по материалам Encyclopedia Judaica

В XV в. нужда в деньгах князей и городские власти вновь пригласить евреев. Они вернулись к занятиям торговлей и денежными операциями, освоили торговлю сельскохозяйственными продуктами, вином в южной Германии.

Были восстановлены многие еврейские общины Германии. На евреев накладывались традиционные ограничения. Вводились отличительные знаки в одежде. Например, в Аугсбурге предписывалось евреям носить на одежде жёлтый значок.[16]

XV в. не знал погромов и массовых убийств предшествующей эпохи. Однако травля со стороны церкви, экономическая конкуренция немецкого населения и желание избавиться от еврейских кредиторов часто служили причиной изгнания евреев из тех или иных местностей и городов.

В Швейцарии

Первое известие о евреях на территории современной Швейцарии - это упоминание о том, что в 1213 г. епископ Базеля силой отобрал у еврея-ростовщика свои долговые расписки.

Базель значится также в перечне наиболее крупных еврейских общин Священной Римской империи, плативших в 1214 г. налоги в императорскую казну. В XIII веке впервые упоминаются евреи в Люцерне, Берне, Санкт-Галлене, Винтертуре, Цюрихе, Шаффхаузене, Женеве, Цофингене, Бишофсцелле, Райнфельдене. В конце XIII в. – начале XIV в. еврейское население появилось также в Шийоне, Монтрё, Лозанне, Невшателе, Биле, Вёве.

К середине XIV в. в германоязычных районах будущей Швейцарии насчитывалось около 30 еврейских общин, во франкоязычных — 14. По всей видимости, евреи переселялись сюда из Южной Германии, Эльзаса и Франции. Они занимались главным образом кредитным делом, предоставляя ссуды феодальной знати, горожанам, крестьянам, муниципалитетам и церкви.

Общины были сравнительно невелики (еврейские кладбища имелись лишь в Берне и Цюрихе). В тех районах, которые входили в состав Священной Римской империи, евреям, как правило, приходилось платить налоги и императору, и городам. В большинстве городов евреев обязывали носить отличительный знак, а также селиться в особых кварталах и не покидать их во время христианских пасхальных праздников.

Уже в 1287 г. в Берне произошел погром. В середине 1290-х гг. на евреев этого города был возведен кровавый навет; некоторых из них казнили, остальным пришлось покинуть город.

В 1348 г., когда началась эпидемия чумы, городские власти Шийона арестовали нескольких евреев и пытками вынудили их сознаться в том, что они отравили колодцы и таким образом вызвали болезнь. Это положило начало массовому истреблению евреев по всей Швейцарии и за ее пределами — в Германии, Эльзасе и во Франции.

Несколько лет спустя во многих городах Швейцарии вновь возникли еврейские общины (в Цюрихе — в 1352 г., в Базеле — в 1361 г.). В некоторые места евреям не было позволено вернуться.

Со второй половины XIV в. в стране начали активно действовать ростовщики-христиане. Города перестали нуждаться в еврейском кредите. С конца XIV по конец XV века евреям было запрещено проживание во всех городах Швейцарии (в отдельных случаях исключение делалось для врачей).

В Италии

Крестовые походы задели итальянскую общину слабее, чем общины других стран. В конце XI в. немногочисленное еврейское население Северной и Центральной Италии сосредоточилось главным образом в Вероне, Павии и Лукке. Основное ядро еврейского населения проживало в Риме, на юге страны и в Сицилии. В Сицилии под властью сарацин (до 1061 года) положение еврейского населения было значительно лучше, чем в других областях Италии.

Известно, что евреи Италии занимались торговлей и ремеслами, в частности красильным делом и шелкопрядением (главным образом на юге страны), а также земледелием. В Риме, Лукке, Веносе, Бари, Отранто и Сипонто существовали иешивы.

На протяжении XII и XIII вв. евреи Италии в общем жили зажиточно, вели интенсивную интеллектуальную деятельность. Когда позволяла политика правящих пап, поддерживали хорошие отношения с христианской средой, в том числе и с представителями высших слоев общества. Среди римских евреев вплоть до XII вв. было много состоятельных людей: торговцев, финансистов, встречались даже землевладельцы. Они имели тесную связь с папским двором и ходатайствовали за своих единоверцев в других странах.

Торговые государства на севере Италии предоставляли евреям ограниченные права. Их то приглашали в те или иные области, то изгоняли - в меру экономической заинтересованности.

Император Священной Римской империи Фридрихе II (рубеж XII-XIII веков) в своих владениях лично покровительствовал евреям. Покровительствующей евреям политике Каликста II (первая четверть XII в.) следовал ряд глав католической церкви.

Под норманнским правлением евреи Южной Италии и Сицилии пользовались еще большей свободой. Они считались равными христианам, им было разрешено заниматься любым делом, они даже обладали юрисдикцией над своими собственными делами.

С правления Иннокентия III (1198-1216) в первой четверти XIII в. началась полоса преследования евреев по всей западной Европе. Он требовал увольнения всех евреев с государственной службы и ввёл ношение евреями отличительного знака в одежде. С 30-х гг. XIII в. инквизиция стала преследовать иудаизм в Италии, туда распространилась борьба церковных властей против изучения Талмуд. В XIII-XIV веках по всей Италии происходили погромы, кровавые наветы и изгнания евреев из различных городов.

С 1265 г. (при Анжуйской династии) положение евреев на юге Италии крайне ухудшилось. К 1294 г. половина еврейского населения была вынуждена отступиться от иудаизма, и ряд еврейских общин был уничтожен. Большинство евреев бежали в другие области страны.

С 1278 г. евреев Ломбардии принуждали присутствовать на миссионерских проповедях.

Средневековые итальянские евреи. Фото Митчелла Барда (Mitchell Bard) с сайта Jewish Virtual Library

Параллельно с этим евреев вытесняли из различных сфер занятости, запрещали заниматься ремёслами и торговлей, отбирали землю. К началу XIV в. в городах Северной и Центральной Италии евреи занялись в основном банковским делом, заменив христианских ростовщиков, которым это запретила церковь.

Деятельность банкиров-евреев всячески поощряли государства и отдельные города Италии, заинтересованные в обеспечении кредитов. Приглашая еврейских финансистов, они заключали с ними особые договоры (так называемые кондотты). Евреям гарантировали как удовлетворительную прибыль, так и возмещение убытков в случае нападения на них черни.

В некоторых государствах Северной Италии евреи могли в эти времена получить гражданство (полное или частичное). В колониальных владениях Венеции и Генуи евреи могли получить равные с христианами права и поступить на государственную службу.

В XV веке в ряде местностей Италии евреям снова стало возможно заниматься ремеслами. В Италии большим авторитетом пользовались еврейские врачи, и каждый папа имел врача-еврея.

Нападкам на евреев, особенно на ростовщиков, в XV в., как правило, противостояла защита гражданских властей. Однако кампания антиеврейской пропаганды францисканцев вызвала ряд временных изгнаний евреев из разных городов.

Файл:Hebrew Inscription in Gerace Italy.jpg
Еврейская надпись на доме XIV века в Калабрии, южная Италия

Эдикт 1492 г. об изгнании евреев из Испании распространялся также на ее владения в Италии — Сардинию и Сицилию. Большинство изгнанников перебралось в материковую Италию, главным образом на территорию Неаполитанского королевства, часть переселилась в Северную Африку, Грецию, Турцию и Левант. В Неаполитанское королевство прибыло также около девяти тысяч изгнанников из Испании.

Их хорошо принимали и в других государствах Италии, в том числе и в Папской области. Евреи Папской области, не хотевшие принимать изгнанников из Испании, получили строгий выговор от папы Александра VI (Борджиа).[17] Он приказал устроить временный лагерь для испанских евреев около Рима.

При всём том интеллектуальная деятельность итальянских евреев была весьма интенсивной. Один из наиболее выдающихся еврейских ученых и писателей того времени Калонимус бен Шабтай из Рима (XI в.), впоследствии переселился в Германию и стал одним из руководителей ашкеназской общины.

В первой половине XII в. окончательно оформился молитвенный ритуал итальянских евреев, так называемый минхаг роми (римский уклад), который восходил к традиции Страны Израиля и был принят в большинстве общин Италии. Еврейско-итальянский язык, вошедший в употребление в Южной и Центральной Италии в период раннего средневековья, в XIV-XVI вв. распространился среди евреев всей Италии.

По инициативе римской общины был сделан перевод на иврит арабских Комментариев Маймонида к Мишне. Последствия этого для итальянских евреев видны в их любви к свободе мысли и их уважение к литературе, а также в их приверженности к буквальному пониманию библейских текстов и их несогласию с фанатичными каббалистами и мистическими теориями.

Среди приверженцев этих теорий был великий поэт и комментатор ТАНАХа Иммануэль бен Соломон из Рима, знаменитый друг Данте.

На Мальте

В 1091–1302 гг. Мальта принадлежала Сицилийскому королевству, ставшему в 1282 году испанскими владениями.

В 1240 году, согласно докладу аббата Гильберта для императора Фридриха II, на острове Мальта было 25 еврейских семей, а Гоцо 8 еврейских семей. Это дает в общей сложности около 250 евреев.

В 1370 году, новый епископ обязал евреев носить "Алый знак" на своей одежде, и все еврейские мужчины должны были оставаться небритыми, чтобы отличить их от католиков.

С 1397 г. общину Мальты возглавлял совет с равным числом представителей богатых и малоимущих семей.

Король Мартин I симпатизировал евреям, даже пытался выкупать бедных евреев из арабского плена. В 1400 году он помиловал всех евреев на островах и приказал епископу и его инквизитору не вмешиваться в дела евреев на Мальте и Гоцо. При нём евреи достигли благосостояния. В 1403 году они были в состоянии одолжить вице-королю 30 унций золота для оснащения новой военной галеры.

В том же году (1435) Universita (организация мальтийских горожан) потребовала отмены налога на евреев. Это сильно улучшило отношения между еврейской общиной и мальтийцами.

Поскольку острова были зависимости от короны Арагона, евреи (около 500 человек) были официально изгнаны с них в 1492 году, а их имущество конфисковано. Многие из них бежали в Италию и страны Северной Африки.

До сих пор на Мальте и Гоцо сохранилось множество еврейских топонимов.[18][19]

Источники

Литература

  • Жак ле Гофф. "Цивилизация средневекового Запада". Москва, Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-академия", 1992 (перевод с французского издания Jacques le Goff "La civilisation de l'occident medeival" Paris Arthaud 1977)
  • Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002)
  • Encyclopedia Judaica. 1995
  • Abraham J. Karp, From the Ends of the Earth: Judaic Treasures of the Library of Congress, (DC: Library of Congress, 1991).

Примечания

  1. Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002) Стр. 131 В XIV веке в большинстве городов Римской империи еврейским общинам было запрещено заниматься коммерцией.
  2. Электронная еврейская энциклопедия
  3. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Португалия"
  4. "Мальорка" в Электронной еврейской энциклопедии
  5. Электронная еврейская энциклопедия. На основании КЕЭ, том 1+Доп.2, кол. 628–634+262–267
  6. The Annals of Inisfallen, author unknown, translated by Seán Mac Airt 1951
  7. Don Gifford, Ulysses annotated: notes for James Joyce's Ulysses. — 2nd. — University of California Press, 1989. — С. 40. — ISBN 978-0-520-06745-5
  8. Seán Duffy, Medieval Ireland: an encyclopedia. — CRC Press, 2005. — С. 546. — ISBN 978-0-415-94052-8
  9. Статья "History of the Jews in Ireland" в английском разделе Википедии
  10. Статья "Ирландия" в ЭЕЭ на основании КЕЭ, том 3, кол. 818–820
  11. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Нидерланды" на основании КЕЭ, том 5, кол. 706–717
  12. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Бельгия" на основании КЕЭ, том 1+Доп.2, кол. 329–331+154–157
  13. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Люксембург" на основании КЕЭ, том 4, кол. 1002–1003
  14. Alden Oreck. "Belgium" in Jewish Vvirtual Library
  15. David Shyovitz "Germany" in Jewish Virtual Library по материалам Encyclopedia Judaica
  16. "Augsburg" in Jewish Virtual Library по материалам Encyclopedia Judaica
  17. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Рим"
  18. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Мальта" на основании КЕЭ, том 5, кол. 67–68
  19. "Malta" in Jewish Virtual Library
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация