История еврейских общин в Западной Европе в XI - XV веках

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(На Пиренейском полуострове)
 
(95 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
Условия жизни евреев в Западной Европе сильно ухудшились, начиная с X века. Усилились религиозные притеснения. Во всех странах урезались экономические и личные права евреев. Законы всё менее защищали их безопасность и имущество. В моменты социальных и религиозных потрясений евреи становились первыми жертвами насилия.
+
#redirect [[:ej:История еврейских общин в Западной Европе в XI - XV веках]]
-
 
+
-
Массовые убийства евреев, истребление целых общин происходили по пути следования крестоносцев во время Крестовых походов. Часты были случаи насильственного принуждения к крещению отдельных евреев и целых общин.
+
-
 
+
-
<blockquote>
+
-
В Первый крестовый поход армия бедноты, как наиболее воодушевлённая, тронулась первой, и, перебив по пути много евреев, она постепенно распалась и прекратила существование...
+
-
Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 70
+
-
</blockquote>
+
-
 
+
-
Коммунальные революции XI-XII веков в европейских городах сопровождались погромами, изгнанием евреев или сильным ущемлением их прав.
+
-
 
+
-
С развитием экономики Западной Европы евреев стали вытеснять и из тех отраслей, которые до того им оставили.
+
-
 
+
-
<blockquote>
+
-
В течение XI-XII вв., когда недостаточно уже было евреев на роль заимодавцев, которую они до того полностью брали на себя, и когда христианские купцы ещё не перехватили у них её, монастыри, как хорошо показал Робер Жанесталь, выполняли функцию "кредитных касс".
+
-
Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 81
+
-
</blockquote>
+
-
 
+
-
С XIII в. в Западной Европе стали распространяться [[Кровавый навет на евреев|кровавые наветы против евреев]], за которыми последовали дополнительные антиеврейские постановления католической церкви.
+
-
 
+
-
В 1348 году евреев обвинили в распространении эпидемии чумы и истребили во многих городах.
+
-
 
+
-
Под давлением горожан евреям постепенно запретили все виды деятельности, кроме финансовых операций и торговли старьём.<ref>Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002) Стр. 131 В XIV веке в большинстве городов Римской империи еврейским общинам было запрещено заниматься коммерцией.</ref>
+
-
 
+
-
Короли (напр., Филипп II Август и др.) и князья, когда нуждались в деньгах, изгоняли евреев из своих владений, отбирали у них всё имущество и призывали их назад для оживления торговли, давали евреям наживать состояния, чтобы вновь отобрать всё для себя.
+
-
 
+
-
Во многих государствах, владениях и городах евреям было предписано носить особый костюм. Как правило для них отводился отдельный квартал в городе.
+
-
 
+
-
Несмотря на тяжкие экономические условия и постоянные преследования, творческая жизнь не замирала среди евреев. Знакомые по арабским переводам с греческой литературой, они перевели многие классические сочинения на еврейском языке, изучали в подлиннике греческих и латинских авторов. В эпоху возрождения итальянские и нидерландские евреи явились учителями многих гуманистов.
+
-
== На Пиренейском полуострове ==
+
-
{{main|История еврейских общин Пиренейского полуострова в XI-XV веках}}
+
-
=== В Испании ===
+
-
Средневековая испанская община была одной из наиболее успешных как в политико-экономическом, так и в культурном плане.
+
-
 
+
-
В обстановке постоянных мусульманско-христианских войн власти, как правило, не могли себе позволить угнетать евреев и обходиться без сотрудничества с ними.
+
-
 
+
-
Но в момент создания крупного объединённого государства практика религиозных преследований возобновлялась.
+
-
Мусульманские правители выдавили евреев из своих владений в XII веке, христианские - в конце XV.
+
-
==== До альмохадского завоевания ====
+
-
В начале XI в. Кордовский халифат распался на несколько мелких государств. Их правители, как правило, охотно прибегали к их услугам евреев. Для высших слоев еврейского общества в эту эпоху было характерно активное участие в политической деятельности, гармоничное сочетание религиозной и светской культуры и владение как ивритом, так и арабским языком.
+
-
 
+
-
В центре научных интересов еврейских ученых Испании стояли исследования иврита, [[ТАНАХ]]а и [[Талмуд]]а, а также развитие и обогащение стиля религиозной и светской поэзии на иврите. 
+
-
 
+
-
Интерес к поэзии оказал стимулирующее воздействие на развитие грамматики иврита. Теории еврейских грамматиков Испании стали известны и были приняты евреями христианских стран.
+
-
 
+
-
[[Маймонид]] в качестве мыслителя сформировался в Испании и поэтому может рассматриваться как еврейско-испанский ученый.
+
-
 
+
-
Процветающие еврейские общины существовали в этот период в Севилье, Лусене и Сарагосе.
+
-
 
+
-
Рост влияния евреев в Гранаде вызвал враждебность '''мусульман, учинивших в 1066 г. погром, в ходе которого погибла почти вся еврейская община города'''.
+
-
 
+
-
В 1147–72 гг. почти вся мусульманская Испания была захвачена мусульманскими фанатиками [[альмохады|альмохадами]]. Они заставили всех немусульман принять [[ислам]] или эмигрировать. Многие евреи ушли тогда в христианскую часть Испании, проводившую в это время военную экспансию на юг.
+
-
 
+
-
==== В христианской Испании ====
+
-
Тысячи евреев жили в Толедо, захваченном в 1085 г. христианами и в христианской Барселоне.
+
-
 
+
-
В конце XII в. центр испанского еврейства переместился на христианский север. Христианские правители предоставляли евреям свободу вероисповедания и разрешали оставаться в своих кварталах. Там евреи сохраняли административную и судебную автономию под весьма поверхностным наблюдением королевского чиновника, получив также право обращаться в королевский суд.
+
-
 
+
-
Евреи считались '''собственностью короля''', в казну которого они платили налоги и находились под его защитой. Стремясь привлечь поселенцев, короли зачастую '''дарили земли евреям'''. В результате появилось еврейское земледелие и увеличилось число евреев, владевших недвижимым имуществом. По некоторым оценочным данным, в XI–XII вв. около 1/3 сельхозугодий Испании принадлежали евреям.
+
-
 
+
-
Однако горожане-христиане и церковь сопротивлялись предоставлению прав евреям. В случае тяжб с христианами евреи были обязаны приносить особую присягу.
+
-
 
+
-
Христианские правители и феодалы охотно привлекали евреев на придворную службу. Иногда эта служба становилась наследственной. Такие придворные евреи приобретали большое влияние в своих общинах.
+
-
 
+
-
==== Интеллектуальная жизнь ====
+
-
В христианской Испании еврейская община стала проводником арабского культурного влияния. Труд евреев-переводчиков сыграл важную роль во включении в культурный обиход стран Запада многих сочинений еврейских и арабских учёных и поэтов, а также тех памятников древнегреческой культуры, которые сохранились лишь в переводе на арабский язык.
+
-
 
+
-
Евреи продолжали заниматься науками, в частности медициной и астрономией. Много было исследований на религиозно-философские темы.
+
-
 
+
-
==== Организация еврейской жизни ====
+
-
 
+
-
Внутриобщинная жизнь евреев Испании в XII – XV вв. отличалась небывало широкой для стран галута автономией.
+
-
 
+
-
Общины Испании, полное объединение которой началось лишь в 1474 г., не имели координационного центра. Чаще всего короли утверждали уставы общин и содействовали их соблюдению.
+
-
 
+
-
Еврейский сановник при дворе ('''раб де ла корте'''), должность которого стала постоянной лишь в Кастилии, ведал только разверсткой налогов по общинам и разбором апелляций на решения общинных судов.
+
-
 
+
-
По примеру христианского городского управления руководство общины было расширено до рамок совета. Он включал равное число представителей от основных классов еврейского населения (так называемых больших, средних и мелких), что, впрочем, не устраняло олигархический характер руководства общиной.
+
-
 
+
-
'''Берурей-твиот''' (буквально `расследование исков`) рассматривало имущественные претензии еще до суда. Раввины Испании вместе с даянами создали систему '''бейт-дина''' (суда), в юрисдикцию которого входили, с согласия королей, и уголовные дела.
+
-
 
+
-
При общинах существовал ряд благотворительных обществ, братств (хавурот) взаимопомощи и молитвенных объединений.
+
-
 
+
-
==== Христианские преследования ====
+
-
Церковь стремилась изолировать христиан от евреев и постепенно добилась ряда постановлений в этой области, в частности, '''обязательного ношения евреями отличительного знака''' (с начала XIII в.).
+
-
 
+
-
В начале XIII в. в Арагонском королевстве, по примеру Франции, началась широкая кампания по обращению евреев в христианство. Первый в Испании кровавый навет в Сарагосе (1250) породил злобную антиеврейскую пропаганду.
+
-
 
+
-
В 1263 г. в королевском дворце в Барселоне состоялся великий диспут, в центре которого стоял вопрос о природе Мессии. Еврейскую сторону представлял [[Нахманид]], бесстрашно отстаивавший принципы еврейского учения.
+
-
 
+
-
Борьба за власть в 1360-х гг. между королем Педро Жестоким и его сводным братом Энрике Трастамарским привела к упадку еврейских общин Кастилии.
+
-
 
+
-
Но особый ущерб нанесли воззвания Энрике, впервые призвавшие избавить Испанию от «закабаления ее евреями».
+
-
 
+
-
Несмотря на усиливающиеся антиеврейские настроения и гонения, евреи Испании в значительной степени сохраняли свои экономические позиции. В конце XIII в. 22% налоговых поступлений Кастилии выплачивались ее еврейскими подданными.
+
-
 
+
-
'''4 июня 1391 г. в Севилье еврейский квартал был разгромлен, многие евреи убиты, другие подверглись насильственному крещению, многие еврейские женщины и дети были проданы в рабство мусульманам, синагоги были превращены в церкви, а еврейские кварталы заселены христианами.'''
+
-
 
+
-
Беспорядки перекинулись в Андалусию, евреи подвергались нападениям в Толедо, Мадриде, Валенсии, Бургосе, Кордове, Жероне и других городах. Королевская администрация не делала никаких попыток защитить евреев. В июле бесчинства вспыхнули в Арагоне и арагонские еврейские общины были разгромлены.
+
-
 
+
-
В 1413 г. в Тортосе был проведен еврейско-христианский диспут. Еврейские ученые фактически были лишены возможности защищать свою позицию. Диспут, как и ожидалось, закончился триумфом христиан и повлек за собой волну обращений в христианство.
+
-
 
+
-
В конце XIV в. – начале XV в. проявилась тенденция к упадку еврейско-испанской культуры.
+
-
 
+
-
В начале XV в. в Кастилии насчитывалось около тридцати тысяч еврейских семей, а также весьма значительное число [[марраны|марранов]]. Христиане недоверчиво относились к [[марраны|марранам]], догадываясь, что многие из них втайне продолжали соблюдать предписания иудаизма. В 1449 г. толедские бунтовщики выпустили прокламацию, объявлявшую всех обращенных евреев бесчестными и призывавшую '''запретить им занимать любые должности''' в Толедо и зависимых от него землях.
+
-
 
+
-
После брака Фердинанда и Изабеллы (1469) начались преследования [[марраны|марранов]] в объединенном королевстве Кастилии и Арагона. Королевская пара в 1477 г. обратилась к папе с просьбой установить в Испании инквизицию.
+
-
 
+
-
Первый трибунал инквизиции был учрежден в 1481 г. в Севилье, где в том же году несколько [[марраны|марранов]] были осуждены на сожжение. С осени 1483 г., когда испанскую инквизицию возглавил духовник королевы [[Торквемада, Томас|Томас де Торквемада]], её деятельность приобрела необычайно жестокий характер, особенно в преследовании [[марраны|марранов]].
+
-
 
+
-
==== Изгнание из Испании ====
+
-
31 марта 1492 г. был подписан '''эдикт об изгнании евреев из Испании и ее владений''', согласно которому евреи должны были до конца июля покинуть страну.
+
-
 
+
-
Попытки придворных евреев добиться отмены эдикта оказались безуспешными, и подавляющее большинство евреев покинуло Испанию. Лишь немногим удалось вовремя переправить достояние за границу. Общинное имущество конфисковывалось властями и большей частью передавалось муниципалитетам.
+
-
 
+
-
По оценке историков, '''число изгнанников достигло 200 тыс. человек''', огромное количество по демографическим понятиям того времени.
+
-
 
+
-
Большая часть евреев (около 120 тыс.) '''нашла временный приют в Португалии''', где в 1497 г. они были насильственно крещены. Около 50 тыс. направились в Северную Африку. Многие нашли убежище в Турции. Небольшое число переселилось во французское графство Наварра или в Авиньон и папские владения в Италии.
+
-
 
+
-
[[Изгнание из Испании]] 1492 г. положило конец развитию еврейской культуры на территории Испании и привело к перемещению центра еврейской духовной жизни в страны Центральной Европы, Малой Азии и Северной Африки.
+
-
 
+
-
Испанские евреи перенесли свою интеллектуальную активность, как и свой язык [[ладино]], в принявшие их страны, обогатив и зачастую оказав формирующее влияние на культурную жизнь местных общин.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11856&query=%C8%D1%CF%C0%CD%C8%DF Электронная еврейская энциклопедия]</ref>
+
-
 
+
-
=== В Португалии ===
+
-
Королевство Португалия возникло в XII веке на территории, где евреи жили с римских времён. Его политика в отношении евреев не отличалась от политики прочих христианских государств Испании.
+
-
 
+
-
После объединения Испании Португалия оказалась отдельным католическим государством, сохранившим независимость.
+
-
==== Первые века португальской независимости ====
+
-
Ко времени образования королевства (1139) евреи жили в его столице Коимбре и ряде других городов. В 1140–47 гг. под власть португальской короны перешли Лиссабон и Сантарен, где были крупные еврейские общины; в 1249–50 гг. — область Алгарви со значительным еврейским населением.
+
-
 
+
-
К концу XIII в. в Португалии насчитывалось около 40 тыс. евреев.
+
-
 
+
-
Первый король Португалии Афонсу '''гарантировал евреям равные с христианами экономические права и судебную автономию''', ввел практику назначения евреев на высокие государственные посты.
+
-
В XII в. – начале XIV в. короли Португалии продолжали эту политику, неизменно отвергая требования католической церкви удалить евреев с государственных должностей, а также принудить их носить отличительный знак и платить церковную десятину.
+
-
 
+
-
Проживание евреев ограничивалось особыми кварталами — '''жудиариас'''. Общины и отдельные лица, а также заключавшиеся евреями сделки и ритуальный убой скота облагались высокими налогами.
+
-
+
-
==== Устройство еврейской общины ====
+
-
В годы правления Афонсу III (1246–79) в Португалии окончательно сложилась разветвленная система еврейской автономии. Главой и полномочным представителем всех евреев Португалии был '''арраби мор''', назначавшийся королем и считавшийся государственным чиновником. Он объявлял в общинах выборы раввинов и резников (шохетов), утверждал результаты голосования, определял размеры налога, который должны были платить отдельные общины, и проверял их финансовую отчетность.
+
-
 
+
-
В каждую из семи провинций Португалии назначался '''рабби менор''', и на него возлагалось разрешение гражданских и уголовных дел, касавшихся только евреев. Апелляции или жалобы по приговорам, которые выносил рабби менор, рассматривал арраби мор.
+
-
 
+
-
В XI–XIII вв. еврейская община Португалии процветала. Её представители занимали ключевые позиции в экономике страны, прежде всего в торговле и в сфере финансов, играли важную роль при королевском дворе.
+
-
 
+
-
==== Культурная жизнь общины ====
+
-
В отличие от Испании, Португалия не была в средние века крупным центром еврейской учености.
+
-
 
+
-
В 1480-х гг. в Португалии открылись три еврейские типографии. Они просуществовали до 1497 г. и выпустили ряд высококачественных инкунабул.
+
-
 
+
-
==== Давление и гонения на евреев ====
+
-
Король Афонсу IV (правил в 1325–57 гг.) увеличил налоги для евреев и под давлением церкви '''приказал им носить отличительный знак'''. Было ограничено право евреев на выезд из страны. '''В 1350 г. католическое духовенство объявило их виновниками вспыхнувшей в Португалии эпидемии чумы'''.
+
-
 
+
-
При Фернанду I (1367–83) евреям удалось на время вернуть себе утраченное влияние, однако в этот период община сильно пострадала от двух вторжений кастильских войск (1373, 1383), учинивших погромы в захваченных ими городах, включая Лиссабон.
+
-
 
+
-
Жоао  I (1385–1433) '''восстановил ношение отличительного знака и запретил евреям занимать государственные должности''' (сделав исключение для нескольких сборщиков налогов и придворных врачей). В то же время он не допустил распространения на Португалию антиеврейских бесчинств, охвативших в 1391 г. Испанию.
+
-
 
+
-
Король Дуарти I (1433–38) издал указ, запрещавший всякое общение евреев с христианами, но вскоре был вынужден существенно смягчить свое распоряжение. Положение евреев вновь улучшилось при Афонсу V (1438–81).
+
-
 
+
-
Однако уже в 1449 г. городская чернь атаковала один из жудиариас Лиссабона; многие евреи были убиты, их имущество разграблено. Король сурово наказал зачинщиков погрома. Тем не менее, в 1482 г. он повторился.
+
-
 
+
-
Португальские кортесы неоднократно в XV веке требовали принятия ограничительных мер против евреев. Такие меры были введены королем Жоао II (1481–95). Коме того, по королевскому указу '''сын родителей-евреев, принявший христианство, немедленно получал право на их имущество'''. Вместе с тем, Жоао II воспротивился введению в стране инквизиции и отменил в 1487 г. постановления муниципальных советов Лиссабона и ряда других городов об изгнании евреев.
+
-
 
+
-
Когда в 1492 г. евреи были изгнаны из Испании, Жоао II разрешил им переселиться в Португалию, но лишь на восемь месяцев и при условии, что они уплатят подушную подать.
+
-
'''Местная община протестовала против допуска в страну испанских евреев, опасаясь за своё положение.'''
+
-
 
+
-
За короткий срок в страну прибыло около 120 тыс. евреев. Изгнанники были размещены в небольших городах вдоль границы с Испанией. В перенаселенных '''жудиариас''' вскоре вспыхнула эпидемия чумы.
+
-
 
+
-
После этого Жоао II приказал испанским евреям досрочно покинуть страну. Не сумевшие выполнить это распоряжение к установленному сроку (главным образом из-за непомерно высокой платы за проезд на португальских кораблях) были проданы в рабство. Детей в возрасте от трех до десяти лет отделяли от родителей и направляли на малопригодный для жизни остров Сан-Томе в Гвинейском заливе для последующего обращения в христианство.
+
-
 
+
-
Многие из тех, кто успел выехать из страны, были ограблены португальскими моряками и '''высажены на пустынном побережье Африки, где погибли от голода'''. Лишь 600 наиболее состоятельных семейств смогли купить право остаться в Португалии.
+
-
 
+
-
В конце XV в. в Португалии предположительно насчитывалось около 80 тыс. евреев.
+
-
 
+
-
=== Насильственное крещение и ликвидация общины ===
+
-
Мануэл Счастливый (правил в 1495-1521 гг.) на первых порах отменил ограничительные меры против евреев.
+
-
 
+
-
Однако он вступил в брак с дочерью Фердинанда и Изабеллы. По их требованию он издал 4 декабря 1496 г. '''указ, предписывавший всем евреям Португалии в течение десяти месяцев креститься или покинуть страну'''.
+
-
 
+
-
Стремясь по экономическим соображениям удержать часть еврейского населения в Португалии, король велел крестить только детей. Однако это лишь ускорило бегство евреев из страны.
+
-
 
+
-
Изгнанникам разрешили покидать Португалию только через лиссабонский порт. Около двадцати тысяч евреев, собравшихся в столице в ожидании кораблей, были 19 марта 1497 г. согнаны в один из дворцов и подверглись насильственному крещению.
+
-
 
+
-
Одновременно были крещены все оставшиеся евреи Португалии, включая беженцев из Испании. Руководители общины, включая последнего верховного раввина Португалии Шим‘она Маими, предпочли отступничеству мученическую смерть под пытками. Лишь немногим удалось избежать крещения и покинуть страну.
+
-
 
+
-
Королевским указом от 30 мая 1497 г. '''новые христиане''' были объявлены полноправными гражданами Португалии; запрещалось до 1517 г. преследовать их за ересь.
+
-
 
+
-
Тем не менее, евреи продолжали покидать страну. Из экономических соображений 21 апреля 1499 г. Мануэл запретил новым христианам выезжать за пределы Португалии без разрешения властей. Те, кто имел такое разрешение, лишились права продавать свое имущество или взыскивать долги.
+
-
 
+
-
Невзирая на «охранный» указ короля, католическая церковь и большинство португальцев продолжали считать новых христиан евреями. Начались погромы, приведшие в дальнейшем к их массовой эмиграции.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13287&query=%CF%CE%D0%D2%D3%C3%C0%CB%C8%DF Электронная еврейская энциклопедия, статья "Португалия"]</ref>
+
-
 
+
-
== Во Франции ==
+
-
 
+
-
В 1394 евреи были изгнаны из Франции.
+
-
 
+
-
== В Германии ==
+
-
Кровавые преследования евреев начались со времени Первого крестового похода (1096 г.), когда были разгромлены богатые еврейские общины на Рейне, в Трире, Шпейере, Майнце и Кельне. Евреи были истреблены, женщины подверглись насилию, а дети насильно крещены.
+
-
 
+
-
== В Италии ==
+
-
=== В Венеции ===
+
-
Венеция разрешала въезд евреев в свои заморские колонии. Там им можно было стать гражданами конкретной колонии. Это гражданство действовало и в других частях колониальной империи Венеции, но не в самой Венеции. Туда евреев пускали ограниченно и без предоставления гражданских прав.
+
-
 
+
-
В 1313 году был принят новый закон о гражданстве. Можно было стать гражданином Венеции, родившись там и прожив некоторое время. Это распространялось и на евреев, за исключением гражданства «высшего сорта», подразумевавшего полные гражданские права.
+
-
 
+
-
Еврейские ростовщики, чаще всего из Германии, появились в  Венеции после чумы и антисемитских преследований. В 1350-1370 гг. они полностью вытеснили христианские банки на территории Венецианской республики. В собственно Венеции банковская деятельность была невозможна.
+
-
Евреи давали ссуды патрициям на коммерческие нужды. Когда венецианцы не отдавали долги, Коммуна защищала интересы ростовщиков.
+
-
 
+
-
В 1382 году Коммуна пригласила евреев-ростовщиков вместе с семьями. Этот эксперимент длился 15 лет (1382-1397).
+
-
 
+
-
Евреи в Венеции должны были носить жёлтые береты. Кроме них, жёлтое в городе носили (тоже по принуждению) только проститутки и сутенёры.<ref>Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002)</ref>
+
-
 
+
-
== В Англии ==
+
-
 
+
-
В 1290 евреи были изгнаны из Англии.
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
== Источники ==
+
-
* [http://www.eleven.co.il/ Электронная еврейская энциклопедия]
+
-
* [http://www.jewishencyclopedia.com/ Jewish Encyclopedia]
+
-
* [http://www.jewishvirtuallibrary.org/ Jewish Virtual Library]
+
-
 
+
-
Литература
+
-
 
+
-
* Жак ле Гофф. "Цивилизация средневекового Запада". Москва, Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-академия", 1992 (перевод с французского издания Jacques le Goff "La civilisation de l'occident medeival" Paris Arthaud 1977)
+
-
* Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002)
+
-
Примечания
+
-
{{Примечания}}
+

Текущая версия на 23:23, 30 мая 2013

  1. redirect ej:История еврейских общин в Западной Европе в XI - XV веках
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация