|
|
(84 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | Условия жизни евреев в Западной Европе сильно ухудшились, начиная с X века. Усилились религиозные притеснения. Во всех странах урезались экономические и личные права евреев. Законы всё менее защищали их безопасность и имущество. В моменты социальных и религиозных потрясений евреи становились первыми жертвами насилия.
| + | #redirect [[:ej:История еврейских общин в Западной Европе в XI - XV веках]] |
- | | + | |
- | Массовые убийства евреев, истребление целых общин происходили по пути следования крестоносцев во время Крестовых походов. Часты были случаи насильственного принуждения к крещению отдельных евреев и целых общин.
| + | |
- | | + | |
- | <blockquote>
| + | |
- | В Первый крестовый поход армия бедноты, как наиболее воодушевлённая, тронулась первой, и, перебив по пути много евреев, она постепенно распалась и прекратила существование...
| + | |
- | Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 70
| + | |
- | </blockquote>
| + | |
- | | + | |
- | Коммунальные революции XI-XII веков в европейских городах сопровождались погромами, изгнанием евреев или сильным ущемлением их прав.
| + | |
- | | + | |
- | С развитием экономики Западной Европы евреев стали вытеснять и из тех отраслей, которые до того им оставили.
| + | |
- | | + | |
- | <blockquote>
| + | |
- | В течение XI-XII вв., когда недостаточно уже было евреев на роль заимодавцев, которую они до того полностью брали на себя, и когда христианские купцы ещё не перехватили у них её, монастыри, как хорошо показал Робер Жанесталь, выполняли функцию "кредитных касс".
| + | |
- | Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 81
| + | |
- | </blockquote>
| + | |
- | | + | |
- | С XIII в. в Западной Европе стали распространяться [[Кровавый навет на евреев|кровавые наветы против евреев]], за которыми последовали дополнительные антиеврейские постановления католической церкви.
| + | |
- | | + | |
- | В 1348 году евреев обвинили в распространении эпидемии чумы и истребили во многих городах.
| + | |
- | | + | |
- | Под давлением горожан евреям постепенно запретили все виды деятельности, кроме финансовых операций и торговли старьём.<ref>Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002) Стр. 131 В XIV веке в большинстве городов Римской империи еврейским общинам было запрещено заниматься коммерцией.</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Короли и князья периодически изгоняли евреев из своих владений, отбирая у них всё имущество, затем впускали их обратно, чтобы вновь обобрать. Появились "королевские евреи" - фактически крепостные.
| + | |
- | | + | |
- | Во многих государствах, владениях и городах евреям было предписано носить особый костюм. Как правило для них отводился отдельный квартал в городе.
| + | |
- | | + | |
- | Несмотря на тяжкие экономические условия и постоянные преследования, творческая жизнь не замирала среди евреев. Знакомые по арабским переводам с греческой литературой, они перевели многие классические сочинения на еврейском языке, изучали в подлиннике греческих и латинских авторов. В эпоху возрождения итальянские и нидерландские евреи явились учителями многих гуманистов.
| + | |
- | | + | |
- | == На Пиренейском полуострове ==
| + | |
- | {{main|История еврейских общин Пиренейского полуострова в XI-XV веках}}
| + | |
- | === В Испании ===
| + | |
- | Средневековая испанская община была одной из наиболее успешных как в политико-экономическом, так и в культурном плане.
| + | |
- | В обстановке постоянных мусульманско-христианских войн власти, как правило, не могли обходиться без сотрудничества с евреями.
| + | |
- | | + | |
- | Но в момент создания крупного объединённого государства практика религиозных преследований возобновлялась.
| + | |
- | Мусульманские правители выдавили евреев из своих владений в XII веке, христианские - в конце XV.
| + | |
- | ==== До альмохадского завоевания ====
| + | |
- | С начала XI в. правители мусульманских государств Испании, как правило, охотно прибегали к их услугам евреев. Для высших слоев еврейского общества в эту эпоху было характерно активное участие в политической деятельности.
| + | |
- | | + | |
- | В центре научных интересов еврейских ученых Испании стояли исследования иврита, [[ТАНАХ]]а и [[Талмуд]]а, а также развитие и обогащение стиля религиозной и светской поэзии на иврите. Теории еврейских грамматиков Испании стали известны и были приняты евреями христианских стран.
| + | |
- | | + | |
- | [[Маймонид]] в качестве мыслителя сформировался в Испании и поэтому может рассматриваться как еврейско-испанский ученый.
| + | |
- | | + | |
- | Процветающие еврейские общины существовали в этот период в Севилье, Лусене и Сарагосе.
| + | |
- | | + | |
- | '''В Гранаде в 1066 г. мусульмане устроили погром, в ходе которого погибла почти вся еврейская община города'''.
| + | |
- | | + | |
- | В 1147–72 гг. почти вся мусульманская Испания была захвачена мусульманскими фанатиками [[альмохады|альмохадами]]. Они заставили всех немусульман принять [[ислам]] или эмигрировать. Многие евреи ушли в христианскую часть Испании.
| + | |
- | | + | |
- | ==== В христианской Испании ====
| + | |
- | Тысячи евреев жили в Толедо, захваченном в 1085 г. христианами и в христианской Барселоне.
| + | |
- | | + | |
- | В конце XII в. центр испанского еврейства переместился на христианский север. Христианские правители предоставляли евреям свободу вероисповедания и разрешали оставаться в своих кварталах. Там евреи сохраняли административную и судебную автономию под весьма поверхностным наблюдением королевского чиновника, получив также право обращаться в королевский суд.
| + | |
- | | + | |
- | Евреи считались '''собственностью короля''', в казну которого они платили налоги и находились под его защитой. Стремясь привлечь поселенцев, короли зачастую '''дарили земли евреям'''. В результате появилось еврейское земледелие и увеличилось число евреев, владевших недвижимым имуществом. По некоторым оценочным данным, в XI–XII вв. около 1/3 сельхозугодий Испании принадлежали евреям.
| + | |
- | | + | |
- | Однако горожане-христиане и церковь сопротивлялись предоставлению прав евреям. В случае тяжб с христианами евреи были обязаны приносить особую присягу.
| + | |
- | | + | |
- | Христианские правители и феодалы охотно привлекали евреев на придворную службу. Иногда эта служба становилась наследственной. Такие придворные евреи приобретали большое влияние в своих общинах.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Интеллектуальная жизнь ====
| + | |
- | В христианской Испании евреи-переводчики включили в культурный обиход стран Запада многие сочинений еврейских и арабских учёных и поэтов, а также памятники древнегреческой культуры, которые сохранились лишь в переводе на арабский язык.
| + | |
- | | + | |
- | Евреи продолжали заниматься науками, в частности медициной и астрономией. Много было исследований на религиозно-философские темы.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Организация еврейской жизни ====
| + | |
- | | + | |
- | Внутриобщинная жизнь евреев Испании в XII – XV вв. отличалась небывало широкой для стран галута автономией.
| + | |
- | | + | |
- | Общины Испании, полное объединение которой началось лишь в 1474 г., не имели координационного центра. Чаще всего короли утверждали уставы общин и содействовали их соблюдению.
| + | |
- | | + | |
- | Еврейский сановник при дворе ('''раб де ла корте''') ведал только разверсткой налогов по общинам и разбором апелляций на решения общинных судов.
| + | |
- | | + | |
- | По примеру христианского городского управления руководство общины было расширено до рамок совета. Он включал равное число представителей от основных классов еврейского населения (так называемых больших, средних и мелких), что, впрочем, не устраняло олигархический характер руководства общиной.
| + | |
- | | + | |
- | '''Берурей-твиот''' (буквально `расследование исков`) рассматривало имущественные претензии еще до суда. Раввины Испании вместе с даянами создали систему '''бейт-дина''' (суда), в юрисдикцию которого входили, с согласия королей, и уголовные дела.
| + | |
- | | + | |
- | При общинах существовал ряд благотворительных обществ, братств (хавурот) взаимопомощи и молитвенных объединений.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Христианские преследования ====
| + | |
- | Церковь стремилась изолировать христиан от евреев и постепенно добилась ряда постановлений в этой области, в частности, '''обязательного ношения евреями отличительного знака''' (с начала XIII в.).
| + | |
- | | + | |
- | В начале XIII в. в Арагонском королевстве, по примеру Франции, началась широкая кампания по обращению евреев в христианство. Первый в Испании кровавый навет в Сарагосе (1250) породил злобную антиеврейскую пропаганду.
| + | |
- | | + | |
- | В 1263 г. в королевском дворце в Барселоне состоялся великий диспут, в центре которого стоял вопрос о природе Мессии. Еврейскую сторону представлял [[Нахманид]], бесстрашно отстаивавший принципы еврейского учения.
| + | |
- | | + | |
- | Борьба за власть в 1360-х гг. между королем Педро Жестоким и его сводным братом Энрике Трастамарским привела к упадку еврейских общин Кастилии.
| + | |
- | | + | |
- | Но особый ущерб нанесли воззвания Энрике, впервые призвавшие избавить Испанию от «закабаления ее евреями».
| + | |
- | | + | |
- | Несмотря на усиливающиеся антиеврейские настроения и гонения, евреи Испании в значительной степени сохраняли свои экономические позиции. В конце XIII в. 22% налоговых поступлений Кастилии выплачивались ее еврейскими подданными.
| + | |
- | | + | |
- | '''4 июня 1391 г. в Севилье еврейский квартал был разгромлен, многие евреи убиты, другие подверглись насильственному крещению, многие еврейские женщины и дети были проданы в рабство мусульманам, синагоги были превращены в церкви, а еврейские кварталы заселены христианами.'''
| + | |
- | | + | |
- | Беспорядки перекинулись в Андалусию, евреи подвергались нападениям в Толедо, Мадриде, Валенсии, Бургосе, Кордове, Жероне и других городах. Королевская администрация не делала никаких попыток защитить евреев. В июле бесчинства вспыхнули в Арагоне и арагонские еврейские общины были разгромлены.
| + | |
- | | + | |
- | В 1413 г. в Тортосе был проведен еврейско-христианский диспут. Еврейские ученые фактически были лишены возможности защищать свою позицию. Диспут, как и ожидалось, закончился триумфом христиан и повлек за собой волну обращений в христианство.
| + | |
- | | + | |
- | В конце XIV в. – начале XV в. проявилась тенденция к упадку еврейско-испанской культуры.
| + | |
- | | + | |
- | В начале XV в. в Кастилии насчитывалось около тридцати тысяч еврейских семей, а также весьма значительное число [[марраны|марранов]]. Христиане недоверчиво относились к [[марраны|марранам]], догадываясь, что многие из них втайне продолжали соблюдать предписания иудаизма. В 1449 г. толедские бунтовщики выпустили прокламацию, объявлявшую всех обращенных евреев бесчестными и призывавшую '''запретить им занимать любые должности''' в Толедо и зависимых от него землях.
| + | |
- | | + | |
- | После брака Фердинанда и Изабеллы (1469) начались преследования [[марраны|марранов]] в объединенном королевстве Кастилии и Арагона. Королевская пара в 1477 г. обратилась к папе с просьбой установить в Испании инквизицию.
| + | |
- | | + | |
- | Первый трибунал инквизиции был учрежден в 1481 г. в Севилье, где в том же году несколько [[марраны|марранов]] были осуждены на сожжение. С осени 1483 г., когда испанскую инквизицию возглавил духовник королевы [[Торквемада, Томас|Томас де Торквемада]], её деятельность приобрела необычайно жестокий характер, особенно в преследовании [[марраны|марранов]].
| + | |
- | | + | |
- | ==== Изгнание из Испании ====
| + | |
- | 31 марта 1492 г. был подписан '''эдикт об изгнании евреев из Испании и ее владений''', согласно которому евреи должны были до конца июля покинуть страну.
| + | |
- | | + | |
- | Подавляющее большинство евреев покинуло Испанию. Лишь немногим удалось вовремя переправить достояние за границу. Общинное имущество конфисковывалось властями и большей частью передавалось муниципалитетам.
| + | |
- | | + | |
- | По оценке историков, '''число изгнанников достигло 200 тыс. человек'''.
| + | |
- | | + | |
- | Большая часть евреев (около 120 тыс.) '''нашла временный приют в Португалии''', где в 1497 г. они были насильственно крещены. Около 50 тыс. направились в Северную Африку. Многие нашли убежище в Турции. Небольшое число переселилось во французское графство Наварра или в Авиньон и папские владения в Италии.
| + | |
- | | + | |
- | [[Изгнание евреев из Испании]] 1492 г. привело к перемещению центра еврейской духовной жизни в страны Центральной Европы, Малой Азии и Северной Африки.
| + | |
- | | + | |
- | Испанские евреи перенесли свою интеллектуальную активность, как и свой язык [[ладино]], в принявшие их страны, обогатив и зачастую оказав формирующее влияние на культурную жизнь местных общин.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11856&query=%C8%D1%CF%C0%CD%C8%DF Электронная еврейская энциклопедия]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | === В Португалии ===
| + | |
- | Королевство Португалия возникло в XII веке на территории, где евреи жили с римских времён. В XII - XIII веках Португалия расширялась, захватывая у арабов населённые евреями территории. К концу XIII в. в ней жили около 40 тыс. евреев.
| + | |
- | | + | |
- | Первый король Португалии Афонсу '''гарантировал евреям равные с христианами экономические права и судебную автономию''', ввел практику назначения евреев на высокие государственные посты.
| + | |
- | В XII в. – начале XIV в. короли Португалии продолжали эту политику, отвергая требования католической церкви начать угнетение евреев.
| + | |
- | | + | |
- | Проживание евреев ограничивалось особыми кварталами — '''жудиариас'''. Общины и отдельные лица, а также заключавшиеся евреями сделки и ритуальный убой скота облагались высокими налогами.
| + | |
- | | + | |
- | В XI–XIII вв. еврейская община Португалии процветала. Её представители занимали ключевые позиции в экономике страны, прежде всего в торговле и в сфере финансов, играли важную роль при королевском дворе.
| + | |
- | ==== Устройство еврейской общины ====
| + | |
- | В годы правления Афонсу III (1246–79) в Португалии сложилась разветвленная система еврейской автономии. Главой и полномочным представителем всех евреев Португалии был '''арраби мор''', назначавшийся королем и считавшийся государственным чиновником.
| + | |
- | | + | |
- | В каждую из семи провинций Португалии назначался '''рабби менор''', и на него возлагалось разрешение гражданских и уголовных дел, касавшихся только евреев. Апелляции или жалобы по приговорам, которые выносил рабби менор, рассматривал арраби мор.
| + | |
- | ==== Культурная жизнь общины ====
| + | |
- | В отличие от Испании, Португалия не была в средние века крупным центром еврейской учености.
| + | |
- | | + | |
- | В 1480-х гг. в Португалии открылись три еврейские типографии. Они просуществовали до 1497 г. и выпустили ряд высококачественных инкунабул.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Давление и гонения на евреев ====
| + | |
- | В XIV веке начались притеснения, нараставшие (с перерывами на временные улучшения) до конца XV века.
| + | |
- | | + | |
- | Были увеличены налоги для евреев и '''введено ношение отличительного знака'''. Было ограничено право евреев на выезд из страны. '''В 1350 г. католическое духовенство объявило их виновниками вспыхнувшей в Португалии эпидемии чумы'''.
| + | |
- | | + | |
- | Община сильно пострадала от двух вторжений кастильских войск (1373, 1383).
| + | |
- | | + | |
- | В конце XIV века король запретил евреям занимать государственные должности''' (сделав исключение для нескольких сборщиков налогов и придворных врачей). В начале XV века король издал указ, запрещавший всякое общение евреев с христианами.
| + | |
- | | + | |
- | В 1449 г. городская чернь атаковала один из жудиариас Лиссабона. Король сурово наказал зачинщиков погрома. Тем не менее, в 1482 г. он повторился.
| + | |
- | | + | |
- | В конце XV века были приняты ограничительные меры против евреев.
| + | |
- | | + | |
- | В 1492 г. евреям, изгнанным из Испании, король разрешил переселиться в Португалию, но лишь на восемь месяцев и при условии уплаты подушной подати.
| + | |
- | '''Местная община протестовала против допуска в страну испанских евреев, опасаясь за своё положение.'''
| + | |
- | | + | |
- | За короткий срок в страну прибыло около 120 тыс. евреев. Изгнанники были размещены в небольших городах вдоль границы с Испанией. В перенаселенных '''жудиариас''' вскоре вспыхнула эпидемия чумы.
| + | |
- | | + | |
- | После этого Жоао II приказал испанским евреям досрочно покинуть страну. Не сумевшие выполнить это распоряжение к установленному сроку были проданы в рабство. Детей в возрасте от трех до десяти лет выслали на остров Сан-Томе.
| + | |
- | Многие из тех, кто успел выехать из страны, были ограблены португальскими моряками и '''высажены на пустынном побережье Африки, где погибли от голода'''.
| + | |
- | | + | |
- | В конце XV в. в Португалии предположительно насчитывалось около 80 тыс. евреев.
| + | |
- | | + | |
- | Мануэл Счастливый (правил в 1495-1521 гг.) вступил в брак с дочерью Фердинанда и Изабеллы. По их требованию он издал 4 декабря 1496 г. '''указ, предписывавший всем евреям Португалии в течение десяти месяцев креститься или покинуть страну'''.
| + | |
- | | + | |
- | Около двадцати тысяч евреев, собравшихся в Лиссабоне в ожидании кораблей, были 19 марта 1497 г. согнаны в один из дворцов и подверглись насильственному крещению.
| + | |
- | | + | |
- | Одновременно были крещены все оставшиеся евреи Португалии, включая беженцев из Испании. Руководители общины предпочли отступничеству мученическую смерть.
| + | |
- | | + | |
- | Королевским указом от 30 мая 1497 г. '''новые христиане''' были объявлены полноправными гражданами Португалии; запрещалось до 1517 г. преследовать их за ересь.
| + | |
- | | + | |
- | Из экономических соображений 21 апреля 1499 г. Мануэл запретил '''новым христианам''' выезжать за пределы Португалии без разрешения властей. Те, кто имел такое разрешение, лишились права продавать свое имущество или взыскивать долги.
| + | |
- | | + | |
- | Католическая церковь и большинство португальцев продолжали считать новых христиан евреями. Начались погромы, приведшие в дальнейшем к их массовой эмиграции.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13287&query=%CF%CE%D0%D2%D3%C3%C0%CB%C8%DF Электронная еврейская энциклопедия, статья "Португалия"]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == Во Франции ==
| + | |
- | {{main|История евреев во Франции в XI - XV веках}}
| + | |
- | В XI - XV веках веках еврейская община Франции жила в условиях экономических претеснений и полного личного бесправия.
| + | |
- | | + | |
- | Евреям были запрещены все виды деятельности, кроме ростовщичества.
| + | |
- | | + | |
- | Короли и крупные феодалы грабили евреев при всяком удобном случае. Их арестовывали и изгоняли, конфискуя имущество и отменяя свои долги евреям. Часто долги частных лиц евреям присваивались властями.
| + | |
- | | + | |
- | При обострении финансовой ситуации евреев приглашали вернуться.
| + | |
- | | + | |
- | Довольно скоро у королей Франции и хозяев крупных регионов возник взгляд на евреев как на источник надёжных доходов, и они объявили евреев своей собственностью. Это привело к фактическому переводу евреев в крепостное состояние - без права смены места жительства. Но "хозяева" почти не обеспечивали евреям защиты от погромов и затей церковников.
| + | |
- | | + | |
- | Крестовые походы сопровождались истреблением еврейских общин в городах по пути следования. Во множестве плодились кровавые наветы. Евреев преследовала инквизиция.
| + | |
- | | + | |
- | В южной части страны, не входившей напрямую в королевство Франция, положение долго было лучше. Евреи продолжали владеть землёй, занимать государственные должности и заниматься свободными профессиями. Но постепенно положение ухудшилось и там. Крестовые походы, бунты черни и войны привели к исчезновению цветущих общин.
| + | |
- | | + | |
- | При всём этом, интеллектуальная деятельность еврейской общины была активной до конца XIII века. Работали ешивы, писали книги учёные и поэты. Во Франции в этот период жил великий [[РАШИ]]. Раввины Прованса вели дискуссию с самим [[РаМБаМ]]ом.
| + | |
- | | + | |
- | В 1394 евреи были изгнаны из Франции.
| + | |
- | | + | |
- | == В Германии ==
| + | |
- | Кровавые преследования евреев начались со времени Первого крестового похода (1096 г.), когда были разгромлены богатые еврейские общины на Рейне, в Трире, Шпейере, Майнце и Кельне. Евреи были истреблены, женщины подверглись насилию, а дети насильно крещены.
| + | |
- | | + | |
- | == В Италии ==
| + | |
- | === В Венеции ===
| + | |
- | Венеция разрешала въезд евреев в свои заморские колонии. Там им можно было стать гражданами конкретной колонии. Это гражданство действовало и в других частях колониальной империи Венеции, но не в самой Венеции. Туда евреев пускали ограниченно и без предоставления гражданских прав.
| + | |
- | | + | |
- | В 1313 году был принят новый закон о гражданстве. Можно было стать гражданином Венеции, родившись там и прожив некоторое время. Это распространялось и на евреев, за исключением гражданства «высшего сорта», подразумевавшего полные гражданские права.
| + | |
- | | + | |
- | Еврейские ростовщики, чаще всего из Германии, появились в Венеции после чумы и антисемитских преследований. В 1350-1370 гг. они полностью вытеснили христианские банки на территории Венецианской республики. В собственно Венеции банковская деятельность была невозможна.
| + | |
- | Евреи давали ссуды патрициям на коммерческие нужды. Когда венецианцы не отдавали долги, Коммуна защищала интересы ростовщиков.
| + | |
- | | + | |
- | В 1382 году Коммуна пригласила евреев-ростовщиков вместе с семьями. Этот эксперимент длился 15 лет (1382-1397).
| + | |
- | | + | |
- | Евреи в Венеции должны были носить жёлтые береты. Кроме них, жёлтое в городе носили (тоже по принуждению) только проститутки и сутенёры.<ref>Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002)</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == В Англии ==
| + | |
- | | + | |
- | В 1290 евреи были изгнаны из Англии.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | * [http://www.eleven.co.il/ Электронная еврейская энциклопедия]
| + | |
- | * [http://www.jewishencyclopedia.com/ Jewish Encyclopedia]
| + | |
- | * [http://www.jewishvirtuallibrary.org/ Jewish Virtual Library]
| + | |
- | | + | |
- | Литература
| + | |
- | | + | |
- | * Жак ле Гофф. "Цивилизация средневекового Запада". Москва, Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-академия", 1992 (перевод с французского издания Jacques le Goff "La civilisation de l'occident medeival" Paris Arthaud 1977)
| + | |
- | * Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002)
| + | |
- | Примечания
| + | |
- | {{Примечания}}
| + | |