История еврейских общин в Западной Европе в XI - XV веках

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(В Нидерландах (Голландия, Бельгия, Люксембург))
 
(67 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
Условия жизни евреев в Западной Европе сильно ухудшились, начиная с X века. Усилились религиозные притеснения. Во всех странах урезались экономические и личные права евреев. Законы всё менее защищали их безопасность и имущество. В моменты социальных и религиозных потрясений евреи становились первыми жертвами насилия.
+
#redirect [[:ej:История еврейских общин в Западной Европе в XI - XV веках]]
-
 
+
-
Массовые убийства евреев, истребление целых общин происходили по пути следования крестоносцев во время Крестовых походов. Часты были случаи насильственного принуждения к крещению отдельных евреев и целых общин.
+
-
 
+
-
<blockquote>
+
-
В Первый крестовый поход армия бедноты, как наиболее воодушевлённая, тронулась первой, и, перебив по пути много евреев, она постепенно распалась и прекратила существование...
+
-
Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 70
+
-
</blockquote>
+
-
 
+
-
Коммунальные революции XI-XII веков в европейских городах сопровождались погромами, изгнанием евреев или сильным ущемлением их прав.
+
-
 
+
-
С развитием экономики Западной Европы евреев стали вытеснять и из тех отраслей, которые до того им оставили.
+
-
 
+
-
<blockquote>
+
-
В течение XI-XII вв., когда недостаточно уже было евреев на роль заимодавцев, которую они до того полностью брали на себя, и когда христианские купцы ещё не перехватили у них её, монастыри, как хорошо показал Робер Жанесталь, выполняли функцию "кредитных касс".
+
-
Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 81
+
-
</blockquote>
+
-
 
+
-
С XIII в. в Западной Европе стали распространяться [[Кровавый навет на евреев|кровавые наветы против евреев]], за которыми последовали дополнительные антиеврейские постановления католической церкви.
+
-
 
+
-
В 1348 году евреев обвинили в распространении эпидемии чумы и истребили во многих городах.
+
-
 
+
-
Под давлением горожан евреям постепенно запретили все виды деятельности, кроме финансовых операций и торговли старьём.<ref>Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002) Стр. 131 В XIV веке в большинстве городов Римской империи еврейским общинам было запрещено заниматься коммерцией.</ref>
+
-
 
+
-
Короли и князья периодически изгоняли евреев из своих владений, отбирая у них всё имущество, затем впускали их обратно, чтобы вновь обобрать. Появились "королевские евреи" - фактически крепостные.
+
-
 
+
-
Во многих государствах, владениях и городах евреям было предписано носить особый костюм. Как правило для них отводился отдельный квартал в городе.
+
-
 
+
-
Несмотря на тяжкие экономические условия и постоянные преследования, творческая жизнь не замирала среди евреев. Знакомые по арабским переводам с греческой литературой, они перевели многие классические сочинения на еврейском языке, изучали в подлиннике греческих и латинских авторов. В эпоху возрождения итальянские и нидерландские евреи явились учителями многих гуманистов.
+
-
 
+
-
== На Пиренейском полуострове ==
+
-
{{main|История еврейских общин Пиренейского полуострова в XI-XV веках}}
+
-
=== В Испании ===
+
-
Средневековая испанская община была одной из наиболее успешных как в политико-экономическом, так и в культурном плане.
+
-
В обстановке постоянных мусульманско-христианских войн власти, как правило, не могли обходиться без сотрудничества с евреями.
+
-
 
+
-
Но в момент создания крупного объединённого государства практика религиозных преследований возобновлялась.
+
-
Мусульманские правители выдавили евреев из своих владений в XII веке, христианские - в конце XV.
+
-
==== До альмохадского завоевания ====
+
-
С начала XI в. в мусульманских государствах Испании для высших слоев еврейского общества было характерно активное участие в политической деятельности. В еврейской среде процветала наука и литература, влиявшая на общины всей Европы и Сердиземноморья.
+
-
 
+
-
Периодически евреи подвергались притеснениям и нападениям. '''В Гранаде в 1066 г. мусульмане устроили погром, в ходе которого погибла почти вся еврейская община города'''.
+
-
 
+
-
==== В христианской Испании ====
+
-
В 1147–72 гг. почти вся мусульманская Испания была захвачена мусульманскими фанатиками [[альмохады|альмохадами]]. Они заставили всех немусульман принять [[ислам]] или эмигрировать.
+
-
[[Маймонид]] - крупнейший еврейско-испанский ученый - эмигрировал в Африку.
+
-
 
+
-
В конце XII в. центр испанского еврейства переместился на христианский север. Там правители предоставляли евреям свободу вероисповедания и разрешали оставаться в своих кварталах. Евреи сохраняли административную и судебную автономию под весьма поверхностным наблюдением королевского чиновника, получив также право обращаться в королевский суд.
+
-
 
+
-
Евреи считались '''собственностью короля''', в казну которого они платили налоги и находились под его защитой. Стремясь привлечь поселенцев, короли зачастую '''дарили земли евреям'''. В результате появилось еврейское земледелие. По некоторым оценкам, в XI–XII вв. около 1/3 сельхозугодий Испании принадлежали евреям.
+
-
 
+
-
Христианские правители и феодалы охотно привлекали евреев на придворную службу. Иногда эта служба становилась наследственной. Такие придворные евреи приобретали большое влияние в своих общинах.
+
-
 
+
-
Однако горожане-христиане и церковь сопротивлялись предоставлению прав евреям. В случае тяжб с христианами евреи были обязаны приносить особую присягу.
+
-
 
+
-
==== Интеллектуальная жизнь ====
+
-
В христианской Испании евреи-переводчики включили в культурный обиход стран Запада многие сочинений еврейских и арабских учёных и поэтов, а также памятники древнегреческой культуры, которые сохранились лишь в переводе на арабский язык.
+
-
 
+
-
Евреи продолжали заниматься науками, в частности медициной и астрономией. Много было исследований на религиозно-философские темы.
+
-
 
+
-
==== Организация еврейской жизни ====
+
-
Внутриобщинная жизнь евреев Испании в XII – XV вв. '''отличалась небывало широкой для стран галута автономией'''.
+
-
 
+
-
Общины Испании не имели координационного центра. Чаще всего короли утверждали уставы общин и содействовали их соблюдению.
+
-
 
+
-
Еврейский сановник при дворе ведал только разверсткой налогов по общинам и разбором апелляций на решения общинных судов, в юрисдикцию которого входили и уголовные дела.
+
-
 
+
-
По примеру христианского городского управления руководство общины было расширено до рамок совета. Он включал равное число представителей от основных классов еврейского населения (так называемых больших, средних и мелких).
+
-
 
+
-
При общинах существовал ряд благотворительных обществ, братств (хавурот) взаимопомощи и молитвенных объединений.
+
-
 
+
-
==== Христианские преследования ====
+
-
Церковь стремилась изолировать христиан от евреев и постепенно добилась ряда постановлений в этой области, в частности, '''обязательного ношения евреями отличительного знака''' (с начала XIII в.).
+
-
 
+
-
В начале XIII в. в Арагонском королевстве, началась широкая кампания по обращению евреев в христианство. Первый в Испании кровавый навет случился в Сарагосе в 1250 году.
+
-
 
+
-
В 1263 г. в королевском дворце в Барселоне состоялся великий диспут, в центре которого стоял вопрос о природе Мессии. Еврейскую сторону представлял [[Нахманид]], бесстрашно отстаивавший принципы еврейского учения.
+
-
 
+
-
Сводный брат короля в ходе борьбы за власть в 1360-х гг. нанёс большой урон еврейским общинам Кастилии.
+
-
Он издал воззвания, впервые призвавшие избавить Испанию от «закабаления ее евреями».
+
-
 
+
-
Несмотря на усиливающиеся антиеврейские настроения и гонения, евреи Испании в значительной степени сохраняли свои экономические позиции. В конце XIII в. 22% налоговых поступлений Кастилии выплачивались ее еврейскими подданными.
+
-
 
+
-
'''4 июня 1391 г. в Севилье произошёл погром. Многие евреи убиты, другие подверглись насильственному крещению, многие еврейские женщины и дети были проданы в рабство мусульманам, синагоги были превращены в церкви, а еврейские кварталы заселены христианами.'''
+
-
 
+
-
Беспорядки перекинулись в другие города. Королевская администрация не делала никаких попыток защитить евреев. В июле арагонские еврейские общины были разгромлены.
+
-
 
+
-
В 1413 г. в Тортосе был проведен еврейско-христианский диспут. Еврейские ученые фактически были лишены возможности защищать свою позицию. Диспут, как и ожидалось, закончился триумфом христиан и повлек за собой волну обращений в христианство.
+
-
 
+
-
В конце XIV в. – начале XV в. проявилась тенденция к упадку еврейско-испанской культуры.
+
-
 
+
-
В начале XV в. '''в Кастилии насчитывалось около тридцати тысяч еврейских семей''', а также весьма значительное число [[марраны|марранов]]. Христиане недоверчиво относились к [[марраны|марранам]], догадываясь, что многие из них втайне продолжали соблюдать предписания иудаизма. В 1449 г. толедские бунтовщики выпустили прокламацию, объявлявшую всех обращенных евреев бесчестными и призывавшую '''запретить им занимать любые должности''' в Толедо и зависимых от него землях.
+
-
 
+
-
После брака Фердинанда и Изабеллы (1469) начались преследования [[марраны|марранов]] в объединенном королевстве Кастилии и Арагона. Королевская пара в 1477 г. обратилась к папе с просьбой установить в Испании '''инквизицию'''.
+
-
 
+
-
Первый трибунал инквизиции был учрежден в 1481 г. в Севилье, где в том же году несколько [[марраны|марранов]] были осуждены на сожжение. С осени 1483 г., когда испанскую инквизицию возглавил духовник королевы [[Торквемада, Томас|Томас де Торквемада]], её деятельность приобрела необычайно жестокий характер, особенно в преследовании [[марраны|марранов]].
+
-
 
+
-
==== Изгнание из Испании ====
+
-
31 марта 1492 г. был подписан '''эдикт об изгнании евреев из Испании и ее владений''', согласно которому евреи должны были до конца июля покинуть страну.
+
-
 
+
-
Подавляющее большинство евреев ('''по оценке историков, 200 тыс. человек''') покинуло Испанию. Около 120 тыс. '''нашла временный приют в Португалии''', где в 1497 г. они были насильственно крещены. Остальные направились в Северную Африку, Турцию, другие средиземноморские страны.
+
-
 
+
-
Лишь немногим удалось вовремя переправить достояние за границу. Общинное имущество конфисковывалось властями.
+
-
 
+
-
[[Изгнание евреев из Испании]] 1492 г. привело к перемещению центра еврейской духовной жизни в страны Центральной Европы, Малой Азии и Северной Африки.
+
-
Испанские евреи перенесли туда свою интеллектуальную активность, как и свой язык [[ладино]], обогатив и зачастую оказав формирующее влияние на культурную жизнь местных общин.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11856&query=%C8%D1%CF%C0%CD%C8%DF Электронная еврейская энциклопедия]</ref>
+
-
 
+
-
=== В Португалии ===
+
-
Королевство Португалия возникло в XII веке на территории, где евреи жили с римских времён. В XII - XIII веках Португалия расширялась, захватывая у арабов населённые евреями территории. К концу XIII в. в ней жили около 40 тыс. евреев.
+
-
 
+
-
Первый король Португалии Афонсу '''гарантировал евреям равные с христианами экономические права и судебную автономию''', ввел практику назначения евреев на высокие государственные посты.
+
-
В XII в. – начале XIV в. короли Португалии продолжали эту политику, отвергая требования католической церкви начать угнетение евреев.
+
-
 
+
-
Проживание евреев ограничивалось особыми кварталами — '''жудиариас'''. Общины и отдельные лица, а также заключавшиеся евреями сделки и ритуальный убой скота облагались высокими налогами.
+
-
 
+
-
В XI–XIII вв. еврейская община Португалии процветала. Её представители занимали ключевые позиции в экономике страны, прежде всего в торговле и в сфере финансов, играли важную роль при королевском дворе.
+
-
==== Устройство еврейской общины ====
+
-
В годы правления Афонсу III (1246–79) в Португалии  сложилась разветвленная система еврейской автономии. Главой и полномочным представителем всех евреев Португалии был '''арраби мор''', назначавшийся королем и считавшийся государственным чиновником.
+
-
 
+
-
В каждую из семи провинций Португалии назначался '''рабби менор''', и на него возлагалось разрешение гражданских и уголовных дел, касавшихся только евреев. Апелляции или жалобы по приговорам, которые выносил рабби менор, рассматривал арраби мор.
+
-
==== Культурная жизнь общины ====
+
-
В отличие от Испании, Португалия не была в средние века крупным центром еврейской учености.
+
-
 
+
-
В 1480-х гг. в Португалии открылись три еврейские типографии. Они просуществовали до 1497 г. и выпустили ряд высококачественных инкунабул.
+
-
 
+
-
==== Давление и гонения на евреев ====
+
-
В XIV веке начались притеснения, нараставшие (с перерывами на временные улучшения) до конца XV века.
+
-
 
+
-
Были увеличены налоги для евреев и '''введено ношение отличительного знака'''. Было ограничено право евреев на выезд из страны. '''В 1350 г. католическое духовенство объявило их виновниками вспыхнувшей в Португалии эпидемии чумы'''.
+
-
 
+
-
Община сильно пострадала от двух вторжений кастильских войск (1373, 1383).
+
-
 
+
-
В конце XIV века король запретил евреям занимать государственные должности''' (сделав исключение для нескольких сборщиков налогов и придворных врачей). В начале XV века король издал указ, запрещавший всякое общение евреев с христианами.
+
-
 
+
-
В 1449 г. городская чернь атаковала один из жудиариас Лиссабона. Король сурово наказал зачинщиков погрома. Тем не менее, в 1482 г. он повторился.
+
-
 
+
-
В конце XV века были приняты ограничительные меры против евреев.
+
-
 
+
-
В 1492 г. евреям, изгнанным из Испании, король разрешил переселиться в Португалию, но лишь на восемь месяцев и при условии уплаты подушной подати.
+
-
'''Местная община протестовала против допуска в страну испанских евреев, опасаясь за своё положение.'''
+
-
 
+
-
За короткий срок в страну прибыло около 120 тыс. евреев. Изгнанники были размещены в небольших городах вдоль границы с Испанией. В перенаселенных '''жудиариас''' вскоре вспыхнула эпидемия чумы.
+
-
 
+
-
После этого Жоао II приказал испанским евреям досрочно покинуть страну. Не сумевшие выполнить это распоряжение к установленному сроку были проданы в рабство. Детей в возрасте от трех до десяти лет выслали на остров Сан-Томе.
+
-
Многие из тех, кто успел выехать из страны, были ограблены португальскими моряками и '''высажены на пустынном побережье Африки, где погибли от голода'''.
+
-
 
+
-
В конце XV в. в Португалии предположительно насчитывалось около 80 тыс. евреев.
+
-
 
+
-
==== Изгнание ====
+
-
Мануэл Счастливый (правил в 1495-1521 гг.) вступил в брак с дочерью Фердинанда и Изабеллы. По их требованию он издал 4 декабря 1496 г. '''указ, предписывавший всем евреям Португалии в течение десяти месяцев креститься или покинуть страну'''.
+
-
 
+
-
Около двадцати тысяч евреев, собравшихся в Лиссабоне в ожидании кораблей, были 19 марта 1497 г. согнаны в один из дворцов и подверглись насильственному крещению.
+
-
 
+
-
Одновременно были крещены все оставшиеся евреи Португалии, включая беженцев из Испании. Руководители общины предпочли отступничеству мученическую смерть.
+
-
 
+
-
Королевским указом от 30 мая 1497 г. '''новые христиане''' были объявлены полноправными гражданами Португалии; запрещалось до 1517 г. преследовать их за ересь.
+
-
 
+
-
Из экономических соображений 21 апреля 1499 г. Мануэл запретил '''новым христианам''' выезжать за пределы Португалии без разрешения властей. Те, кто имел такое разрешение, лишились права продавать свое имущество или взыскивать долги.
+
-
 
+
-
Католическая церковь и большинство португальцев продолжали считать новых христиан евреями. Начались погромы, приведшие в дальнейшем к их массовой эмиграции.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13287&query=%CF%CE%D0%D2%D3%C3%C0%CB%C8%DF Электронная еврейская энциклопедия, статья "Португалия"]</ref>
+
-
 
+
-
=== На Балеарских островах ===
+
-
Первые документальные сведения о евреях Мальорки восходят к 1135 г.
+
-
 
+
-
В XII - XIII веках владевшие Мальоркой и соседними островами короли в целом покровительствовали евреям. Им отводились участки в городах, разрешалось приобретать недвижимость и иметь своё общинное самоуправление. Евреи быстро включились в международную торговлю Мальорки, а также занялись ювелирным искусством и обувным делом.
+
-
+
-
Хотя имели место ущемления экономических прав евреев в пользу христианских конкурентов и постояннные поборы в пользу королей, экономическое положение евреев Мальорки упрочилось.
+
-
 
+
-
Еврейское население Мальорки заметно увеличилось за счет переселенцев из южной Франции и стран Северной Африки.
+
-
 
+
-
В этот период сложилась '''структура общинного управления'''. Так, с 1296 г. в Пальме общинной жизнью ведали выборные попечители (мукаддамин; вначале их было трое, позже — шестеро) и при них исполнительный совет из восьми нотаблей.
+
-
+
-
На Мальорке жили известные религиозные авторитеты и учёные того времени.
+
-
 
+
-
В течение XIV века непрерывно нарастало давление на евреев Мальорки. Погромы, кровавые наветы, насильственное крещение и репрессии со стороны властей привели к исчезновению общин в малых городах.
+
-
 
+
-
Исходя из экономических соображений, короли пытались противостоять антиеврейской кампании и возвращать евреев после массового бегства. Но, несмотря на временные послабления и предоставление евреям гражданства в 1325 году, к концу века большинство евреев исчезло с Балеарских островов.
+
-
 
+
-
В 1413 г. евреям Мальорки было запрещено жить вне гетто и общаться с христианами.
+
-
Резня 1435 г. в Пальме '''положила конец существованию еврейской общины на Мальорке'''. Около 200 евреев перешли в христианство, большинство бежало в Северную Африку.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=12595&query=%CC%C0%CB%DC%CE%D0%CA%C0 "Мальорка" в Электронной еврейской энциклопедии]</ref>
+
-
 
+
-
== Во Франции ==
+
-
{{main|История евреев во Франции в XI - XV веках}}
+
-
В XI - XV веках веках еврейская община Франции жила в условиях экономических претеснений и полного личного бесправия.
+
-
 
+
-
Евреям были запрещены все виды деятельности, кроме ростовщичества.
+
-
 
+
-
Короли и крупные феодалы грабили евреев при всяком удобном случае. Их арестовывали и изгоняли, конфискуя имущество и отменяя свои долги евреям. Часто долги частных лиц евреям присваивались властями.
+
-
 
+
-
При обострении финансовой ситуации евреев приглашали вернуться.
+
-
 
+
-
Довольно скоро у королей Франции и хозяев крупных регионов возник взгляд на евреев как на источник надёжных доходов, и они объявили евреев своей собственностью. Это привело к фактическому переводу евреев в крепостное состояние - без права смены места жительства. Но "хозяева" почти не обеспечивали евреям защиты от погромов и затей церковников.
+
-
 
+
-
Крестовые походы сопровождались истреблением еврейских общин в городах по пути следования. Во множестве плодились кровавые наветы. Евреев преследовала инквизиция.
+
-
 
+
-
В южной части страны, не входившей напрямую в королевство Франция, положение долго было лучше. Евреи продолжали владеть землёй, занимать государственные должности и заниматься свободными профессиями. Но постепенно положение ухудшилось и там. Крестовые походы, бунты черни и войны привели к исчезновению цветущих общин.
+
-
 
+
-
При всём этом, интеллектуальная деятельность еврейской общины была активной до конца XIII века. Работали ешивы, писали книги учёные и поэты. Во Франции в этот период жил великий [[РАШИ]]. Раввины Прованса вели дискуссию с самим [[РаМБаМ]]ом.
+
-
 
+
-
В 1394 евреи были изгнаны из Франции.
+
-
 
+
-
== В Британии ==
+
-
{{main|История евреев в Британии в XI-XIII веках}}
+
-
Евреи пришли в Англию в XI веке из Нормандии после её завоевания герцогом Уильямом в 1066 году. Немного евреев переселилось туда из Германии, Испании и Италии.
+
-
Евреям было разрешено заниматься в основном финансами и немного - торговлей. Они должны были носить особые остроконечные шляпы для отличия ото всех прочих. Короли объявили евреев своими крепостными и пытались их защищать.
+
-
После начала [[Крестовые походы|третьего крестового похода]] в 1189 году в Англии начались погромы. В течение XIII века еврейские общины были постепенно уничтожены. В 1290 году последние евреи были изгнаны из Англии и утоплены по дороге английскими моряками.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10872&query=%C2%C5%CB%C8%CA%CE%C1%D0%C8%D2%C0%CD%C8%DF Электронная еврейская энциклопедия. На основании КЕЭ, том 1+Доп.2, кол. 628–634+262–267]</ref>
+
-
 
+
-
== В Нидерландах (Голландия, Бельгия, Люксембург) ==
+
-
{{main|История евреев в Нидерландах в XI-XV веках}}
+
-
Первые документальные свидетельства относятся к XII в. (сообщение о еврейских ростовщиках в Лимбурге в 1146 г.).
+
-
 
+
-
Начиная с XIII в. (c 1200 года), имеются более подробные сведения о евреях в провинциях Брабант (современная Бельгия), Гелдерн, Оверэйсел и Лимбург. Евреи переселялись сюда, вероятнее всего, из крупных прирейнских общин.
+
-
 
+
-
Ивритские надписи на надгробиях и названия улиц, как "rue des Juifs" восходят к 1255 году.
+
-
 
+
-
В 1261 г. герцог Генрих II завещал выслать всех евреев из Брабанта, но его вдова разрешила им остаться.
+
-
 
+
-
Примерно в то же время богослов Фома Аквинский предложил, чтобы евреев обложили налогами и заставляли выполнять ручной труд, чтобы помешать им разбогатеть на ростовщичестве.
+
-
 
+
-
Первые сведения о пребывании евреев в Люксембурге относятся к 1276 г.
+
-
 
+
-
В 1306 г. евреи были изгнаны из Франции, и некоторые из них нашли убежище в графстве Эно.
+
-
В 1309 г. в Лувене крестоносцами были убиты евреи, отказавшиеся принять крещение.
+
-
 
+
-
В 1309 г. герцог Иоанн II защитил многих евреев от черни, предоставив им убежище в своем замке Генаппе (Геннеп), однако в Борне было убито 110 евреев.
+
-
Под покровительством герцога Иоанна II еврейская община смогла восстановиться и в 1311 имела своего раввина. Сообщество стало еще больше, когда изгнанные  из Франции евреи стали селиться в различных частях Бельгии.
+
-
+
-
С 1332 г. по 1349 г. группа евреев из Германии (в основном занимавшаяся финансовыми операциями) проживала в Оверэйселе. Как и большинство евреев Нидерландов, они стали жертвами преследований во время «чёрной смерти» 1349–50 гг. Многие евреи были казнены по обвинению в распространении чумы и отравлении колодцев, а другие были убиты в погромах.
+
-
+
-
О жизни евреев в Нидерландах с 1350 г. до конца XVI в. известно немного. В документах герцогов Гелдерланда сообщается, что евреи проживали в различных местах провинции; в провинции Утрехт евреям было разрешено жить только в деревне Маарзен.
+
-
 
+
-
В XIV в. люксембургская община увеличилась за счет иммиграции евреев из [[Трир]]а. Евреи жили в [[гетто]], имели свое кладбище и синагогу. Несмотря на покровительство графа Карла IV многие евреи погибли во время погрома, устроенного в период эпидемии чумы. Оставшиеся в живых были изгнаны из страны (1349). Вскоре евреи вернулись в Люксембург. В 1370 г. и 1391 г. последовали новые изгнания.
+
-
 
+
-
В 1370 г. многие евреи Брюсселя и Лувена были сожжены на кострах по обвинению в осквернении гостии. До конца XV в. число евреев на территории Бельгии было незначительным.
+
-
 
+
-
В начале XV в. (1405 г.) в Люксембург вернулось несколько еврейских семейств. После народного восстания 1478 г., когда дома евреев были разгромлены, в стране остались лишь две еврейские семьи.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=12971&query=%CD%C8%C4%C5%D0%CB%C0%CD%C4%DB Электронная еврейская энциклопедия, статья "Нидерланды" на основании КЕЭ, том 5, кол. 706–717]</ref><ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10489&query=%C1%C5%CB%DC%C3%C8%DF Электронная еврейская энциклопедия, статья "Бельгия" на основании КЕЭ, том 1+Доп.2, кол. 329–331+154–157]</ref><ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=12531&query=%CB%DE%CA%D1%C5%CC%C1%D3%D0%C3 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Люксембург" на основании КЕЭ, том 4, кол. 1002–1003]</ref><ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Belgium.html Alden Oreck. "Belgium" in Jewish Vvirtual Library]</ref>
+
-
 
+
-
== В Германии ==
+
-
Кровавые преследования евреев начались со времени Первого крестового похода (1096 г.), когда были разгромлены богатые еврейские общины на Рейне, в Трире, Шпейере, Майнце и Кельне. Евреи были истреблены, женщины подверглись насилию, а дети насильно крещены.
+
-
 
+
-
== В Италии ==
+
-
=== В Венеции ===
+
-
Венеция разрешала въезд евреев в свои заморские колонии. Там им можно было стать гражданами конкретной колонии. Это гражданство действовало и в других частях колониальной империи Венеции, но не в самой Венеции. Туда евреев пускали ограниченно и без предоставления гражданских прав.
+
-
 
+
-
В 1313 году был принят новый закон о гражданстве. Можно было стать гражданином Венеции, родившись там и прожив некоторое время. Это распространялось и на евреев, за исключением гражданства «высшего сорта», подразумевавшего полные гражданские права.
+
-
 
+
-
Еврейские ростовщики, чаще всего из Германии, появились в  Венеции после чумы и антисемитских преследований. В 1350-1370 гг. они полностью вытеснили христианские банки на территории Венецианской республики. В собственно Венеции банковская деятельность была невозможна.
+
-
Евреи давали ссуды патрициям на коммерческие нужды. Когда венецианцы не отдавали долги, Коммуна защищала интересы ростовщиков.
+
-
 
+
-
В 1382 году Коммуна пригласила евреев-ростовщиков вместе с семьями. Этот эксперимент длился 15 лет (1382-1397).
+
-
 
+
-
Евреи в Венеции должны были носить жёлтые береты. Кроме них, жёлтое в городе носили (тоже по принуждению) только проститутки и сутенёры.<ref>Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002)</ref>
+
-
 
+
-
== В Англии ==
+
-
 
+
-
В 1290 евреи были изгнаны из Англии.
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
== Источники ==
+
-
* [http://www.eleven.co.il/ Электронная еврейская энциклопедия]
+
-
* [http://www.jewishencyclopedia.com/ Jewish Encyclopedia]
+
-
* [http://www.jewishvirtuallibrary.org/ Jewish Virtual Library]
+
-
* [http://www.jewish-world.org.il/ Virtual Jewish World]
+
-
 
+
-
Литература
+
-
 
+
-
* Жак ле Гофф. "Цивилизация средневекового Запада". Москва, Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-академия", 1992 (перевод с французского издания Jacques le Goff "La civilisation de l'occident medeival" Paris Arthaud 1977)
+
-
* Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002)
+
-
* Encyclopedia Judaica. 1995
+
-
 
+
-
Примечания
+
-
{{Примечания}}
+
-
 
+
-
[[Категория:требует категоризации]]{{checked_final}}
+

Текущая версия на 23:23, 30 мая 2013

  1. redirect ej:История еврейских общин в Западной Европе в XI - XV веках
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация