История еврейских общин в Западной Европе в XI - XV веках

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(В Португалии)
 
(47 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
Условия жизни евреев в Западной Европе сильно ухудшились, начиная с X века. Усилились религиозные притеснения. Во всех странах урезались экономические и личные права евреев. Законы всё менее защищали их безопасность и имущество. В моменты социальных и религиозных потрясений евреи становились первыми жертвами насилия.
+
#redirect [[:ej:История еврейских общин в Западной Европе в XI - XV веках]]
-
 
+
-
Массовые убийства евреев, истребление целых общин, принуждения к крещению происходили по пути следования [[Крестоносцы|крестоносцев]] во время [[Крестовые походы|крестовых походов]]. Эта практика продолжалась и после них.
+
-
 
+
-
<blockquote>
+
-
В Первый крестовый поход армия бедноты, как наиболее воодушевлённая, тронулась первой, и, перебив по пути много евреев, она постепенно распалась и прекратила существование...
+
-
Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 70
+
-
</blockquote>
+
-
 
+
-
Коммунальные революции XI-XII веков в европейских городах сопровождались погромами, изгнанием евреев или сильным ущемлением их прав. В 1348-49 годах евреев обвинили в распространении эпидемии чумы и истребили во многих городах.
+
-
С XIII в. в Западной Европе стали распространяться [[Кровавый навет на евреев|кровавые наветы против евреев]], за которыми последовали дополнительные антиеврейские постановления католической церкви.
+
-
[[Файл:SozhzhtnieEvreev.JPG|200px|thumb|right|Средневековая (XV век) немецкая гравюра "Сожжение евреев" Из книги Г. Шеделя «Weltchronik», 1493. (из Электронной еврейской энциклопедии)]]
+
-
 
+
-
С развитием экономики Западной Европы евреев стали вытеснять и из тех отраслей, которые до того им оставили. Ремесленные и торговые объединения христиан добивались запрета конкурентам-евреям заниматься своим делом.
+
-
 
+
-
<blockquote>
+
-
В течение XI-XII вв., когда недостаточно уже было евреев на роль заимодавцев, которую они до того полностью брали на себя, и когда христианские купцы ещё не перехватили у них её, монастыри, как хорошо показал Робер Жанесталь, выполняли функцию "кредитных касс".
+
-
Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 81
+
-
</blockquote>
+
-
 
+
-
Под давлением горожан евреям постепенно запретили все виды деятельности, кроме финансовых операций и торговли старьём.<ref>Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002) Стр. 131 В XIV веке в большинстве городов Римской империи еврейским общинам было запрещено заниматься коммерцией.</ref>
+
-
 
+
-
Короли и князья периодически изгоняли евреев из своих владений, отбирая у них всё имущество, затем впускали их обратно, чтобы вновь обобрать. Появились '''"королевские евреи" - фактически крепостные'''.
+
-
 
+
-
Во многих государствах, владениях и городах евреям было предписано носить особый костюм. Как правило для них отводился '''[[Еврейские кварталы|отдельный квартал]]''' в городе.
+
-
 
+
-
Несмотря на тяжкие экономические условия и постоянные преследования, творческая жизнь не замирала среди евреев. Работали великие теологи, поэты и философы, создававшие новые направления еврейской религиозной и светской культуры.
+
-
 
+
-
Знакомые по арабским переводам с греческой литературой, они перевели многие классические сочинения на еврейском языке, изучали в подлиннике греческих и латинских авторов. В '''эпоху возрождения''' итальянские и нидерландские евреи явились учителями многих гуманистов.
+
-
 
+
-
== На Пиренейском полуострове ==
+
-
{{main|История еврейских общин Пиренейского полуострова в XI-XV веках}}
+
-
=== В Испании ===
+
-
Средневековая испанская община была одной из наиболее успешных как в политико-экономическом, так и в культурном плане. В обстановке постоянных мусульманско-христианских войн власти, как правило, не могли обходиться без сотрудничества с евреями.
+
-
 
+
-
С начала XI в. в мусульманских государствах Испании высшие слои еврейского общества активно участвовали в политической деятельности. В еврейской среде процветала наука и литература, влиявшая на общины всей Европы и Сердиземноморья.
+
-
 
+
-
С приходом '''альморавидов''' начались притеснения и погромы. '''В Гранаде в 1066 г. погибла почти вся еврейская община города'''.
+
-
В 1147–72 гг. почти вся мусульманская Испания была захвачена мусульманскими фанатиками [[альмохады|альмохадами]]. Они заставили всех немусульман принять [[ислам]] или эмигрировать.
+
-
 
+
-
В конце XII в. центр испанского еврейства переместился на христианский север. Там правители предоставляли евреям свободу вероисповедания и разрешали оставаться в [Еврейские кварталы|своих кварталах]. Евреи сохраняли '''небывало широкую для стран галута административную и судебную автономию'''.
+
-
 
+
-
Евреи считались '''собственностью короля''', в казну которого они платили налоги и находились под его защитой. Появилось еврейское земледелие. По некоторым оценкам, в XI–XII вв. около 1/3 сельхозугодий Испании принадлежали евреям.
+
-
Христианские правители и феодалы охотно привлекали евреев на придворную службу.
+
-
 
+
-
Однако горожане-христиане и церковь сопротивлялись предоставлению прав евреям.
+
-
 
+
-
В христианской Испании евреи-переводчики включили в культурный обиход стран Запада многие сочинений еврейских и арабских учёных и поэтов, а также памятники древнегреческой культуры, которые сохранились лишь в переводе на арабский язык.
+
-
Евреи продолжали заниматься науками, в частности медициной и астрономией. Много было исследований на религиозно-философские темы.
+
-
 
+
-
Церковь стремилась изолировать христиан от евреев и постепенно добилась ряда постановлений в этой области, в частности, '''обязательного ношения евреями отличительного знака''' (с начала XIII в.). С XIII в. начались кампании по обращению евреев в христианство, [[Кровавый навет|кровавые наветы]] и богословские диспуты с предвзятым арбитражем, за которыми следовали волны обращений в христианство.
+
-
В ходе феодальных войн использовалась антиеврейская пропаганда и действия.
+
-
 
+
-
Несмотря на всё это, евреи Испании в значительной степени сохраняли свои экономические позиции. В конце XIII в. 22% налоговых поступлений Кастилии выплачивались ее еврейскими подданными.
+
-
 
+
-
'''4 июня 1391 г. в Севилье произошёл погром, практически уничтоживший общину города.'''
+
-
Беспорядки перекинулись в другие города. Королевская администрация не делала никаких попыток защитить евреев.
+
-
 
+
-
В конце XIV в. – начале XV в. проявилась тенденция к упадку еврейско-испанской культуры.
+
-
 
+
-
В начале XV в. '''в Кастилии насчитывалось около тридцати тысяч еврейских семей''', а также весьма значительное число [[марраны|марранов]]. Христиане догадывались, что многие из них втайне продолжали соблюдать предписания иудаизма.
+
-
После брака Фердинанда и Изабеллы (1469) начались преследования [[марраны|марранов]] в объединенном королевстве Кастилии и Арагона. Королевская пара в 1477 г. обратилась к папе с просьбой установить в Испании '''инквизицию'''. Её деятельность приобрела необычайно жестокий характер, особенно в преследовании [[марраны|марранов]].
+
-
 
+
-
31 марта 1492 г. был подписан '''эдикт об изгнании евреев из Испании и ее владений''', согласно которому евреи должны были до конца июля покинуть страну.
+
-
Подавляющее большинство евреев ('''по оценке историков, 200 тыс. человек''') покинуло Испанию. Около 120 тыс. '''нашла временный приют в Португалии''', где в 1497 г. они были насильственно крещены. Остальные направились в Северную Африку, Турцию, другие средиземноморские страны.
+
-
Лишь немногим удалось вовремя переправить достояние за границу. Общинное имущество конфисковывалось властями.
+
-
 
+
-
[[Изгнание евреев из Испании]] 1492 г. привело к перемещению центра еврейской духовной жизни в страны Центральной Европы, Малой Азии и Северной Африки.
+
-
Испанские евреи перенесли туда свою интеллектуальную активность, как и свой язык [[ладино]], обогатив и зачастую оказав формирующее влияние на культурную жизнь местных общин.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11856&query=%C8%D1%CF%C0%CD%C8%DF Электронная еврейская энциклопедия]</ref>
+
-
 
+
-
=== В Португалии ===
+
-
Королевство Португалия возникло в XII веке на территории, где евреи жили с римских времён. В XII - XIII веках Португалия расширялась, захватывая у арабов населённые евреями территории. К концу XIII в. в ней жили около 40 тыс. евреев.
+
-
 
+
-
Короли Португалии в XII в. – начале XIV в. '''гарантировали евреям равные с христианами экономические права и судебную автономию''', практиковали назначения евреев на высокие государственные посты, отвергая требования католической церкви начать угнетение евреев.
+
-
 
+
-
Проживание евреев ограничивалось [[Еврейские кварталы|особыми кварталами]] — '''жудиариас'''. Сложилась '''разветвленная система еврейской автономии'''. Общины и отдельные лица, а также заключавшиеся евреями сделки и ритуальный убой скота облагались высокими налогами.
+
-
 
+
-
В XI–XIII вв. еврейская община Португалии процветала. Её представители занимали ключевые позиции в экономике страны, прежде всего в торговле и в сфере финансов, играли важную роль при королевском дворе.
+
-
 
+
-
В отличие от Испании, Португалия не была в средние века крупным центром еврейской учености.
+
-
В 1480-х гг. в Португалии открылись три еврейские типографии. Они просуществовали до 1497 г. и выпустили ряд высококачественных инкунабул.
+
-
 
+
-
В XIV веке начались притеснения, нараставшие (с перерывами на временные улучшения) до конца XV века.
+
-
Были увеличены налоги для евреев и '''введено ношение отличительного знака'''. Было ограничено право евреев на выезд из страны. '''В 1350 г. католическое духовенство объявило их виновниками вспыхнувшей в Португалии эпидемии чумы'''.
+
-
Община сильно пострадала от двух вторжений кастильских войск (1373, 1383).
+
-
 
+
-
В конце XIV века король запретил евреям занимать государственные должности''' (сделав исключение для нескольких сборщиков налогов и придворных врачей). В начале XV века король издал указ, запрещавший всякое общение евреев с христианами.
+
-
'''С 1449 г. начались погромы.'''
+
-
 
+
-
В 1492 г. евреям, изгнанным из Испании, король разрешил переселиться в Португалию, но лишь на восемь месяцев и при условии уплаты подушной подати.
+
-
'''Местная община протестовала против допуска в страну испанских евреев, опасаясь за своё положение.'''
+
-
За короткий срок в страну прибыло около 120 тыс. евреев. Их разместили в небольших городах вдоль границы с Испанией. В перенаселенных '''жудиариас''' вскоре вспыхнула эпидемия чумы.
+
-
 
+
-
После этого Жоао II приказал испанским евреям досрочно покинуть страну. Не сумевшие это сделать к установленному сроку были проданы в рабство. Детей в возрасте от трех до десяти лет выслали на остров Сан-Томе.
+
-
Многие из тех, кто успел выехать из страны, были ограблены португальскими моряками и '''высажены на пустынном побережье Африки, где погибли от голода'''.
+
-
 
+
-
В конце XV в. в Португалии предположительно насчитывалось около 80 тыс. евреев.
+
-
 
+
-
Мануэл Счастливый, зять испанской королевской четы, по её требованию  издал 4 декабря 1496 г. '''указ, предписывавший всем евреям Португалии в течение десяти месяцев креститься или покинуть страну'''.
+
-
 
+
-
Около двадцати тысяч евреев, ожидавшие кораблей в Лиссабоне, были 19 марта 1497 г. подверглись насильственному крещению.
+
-
Одновременно были крещены все оставшиеся евреи Португалии, включая беженцев из Испании. Руководители общины предпочли отступничеству мученическую смерть.
+
-
 
+
-
Из экономических соображений 21 апреля 1499 г. Мануэл запретил '''новым христианам''' выезжать за пределы Португалии без разрешения властей. Те, кто имел такое разрешение, лишились права продавать свое имущество или взыскивать долги.
+
-
 
+
-
Королевским указом от 30 мая 1497 г. '''новые христиане''' были объявлены полноправными гражданами Португалии. Запрещалось до 1517 г. преследовать их за ересь.
+
-
Но католическая церковь и большинство португальцев продолжали считать их евреями. Начались погромы, приведшие в дальнейшем к их массовой эмиграции.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13287&query=%CF%CE%D0%D2%D3%C3%C0%CB%C8%DF Электронная еврейская энциклопедия, статья "Португалия"]</ref>
+
-
 
+
-
=== На Балеарских островах ===
+
-
Первые документальные сведения о евреях Мальорки восходят к 1135 г.
+
-
 
+
-
В XII - XIII веках владевшие Мальоркой и соседними островами короли в целом покровительствовали евреям. Им отводились участки в городах, разрешалось приобретать недвижимость и иметь своё общинное самоуправление. Евреи быстро включились в международную торговлю Мальорки, а также занялись ювелирным искусством и обувным делом.
+
-
+
-
Хотя имели место ущемления экономических прав евреев в пользу христианских конкурентов и постояннные поборы в пользу королей, экономическое положение евреев Мальорки упрочилось.
+
-
 
+
-
Еврейское население Мальорки заметно увеличилось за счет переселенцев из южной Франции и стран Северной Африки.
+
-
 
+
-
В этот период сложилась '''структура общинного управления'''. Так, с 1296 г. в Пальме общинной жизнью ведали выборные попечители (мукаддамин; вначале их было трое, позже — шестеро) и при них исполнительный совет из восьми нотаблей.
+
-
+
-
На Мальорке жили известные религиозные авторитеты и учёные того времени.
+
-
 
+
-
В течение XIV века непрерывно нарастало давление на евреев Мальорки. Погромы, кровавые наветы, насильственное крещение и репрессии со стороны властей привели к исчезновению общин в малых городах.
+
-
 
+
-
Исходя из экономических соображений, короли пытались противостоять антиеврейской кампании и возвращать евреев после массового бегства. Но, несмотря на временные послабления и предоставление евреям гражданства в 1325 году, к концу века большинство евреев исчезло с Балеарских островов.
+
-
 
+
-
В 1413 г. евреям Мальорки было запрещено жить вне гетто и общаться с христианами.
+
-
Резня 1435 г. в Пальме '''положила конец существованию еврейской общины на Мальорке'''. Около 200 евреев перешли в христианство, большинство бежало в Северную Африку.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=12595&query=%CC%C0%CB%DC%CE%D0%CA%C0 "Мальорка" в Электронной еврейской энциклопедии]</ref>
+
-
 
+
-
== Во Франции ==
+
-
{{main|История евреев во Франции в XI - XV веках}}
+
-
В XI - XV веках веках еврейская община Франции жила в условиях экономических претеснений и полного личного бесправия.
+
-
 
+
-
Евреям были запрещены все виды деятельности, кроме ростовщичества.
+
-
 
+
-
Короли и крупные феодалы грабили евреев при всяком удобном случае. Их арестовывали и изгоняли, конфискуя имущество и отменяя свои долги евреям. Часто долги частных лиц евреям присваивались властями.
+
-
 
+
-
При обострении финансовой ситуации евреев приглашали вернуться.
+
-
 
+
-
Довольно скоро у королей Франции и хозяев крупных регионов возник взгляд на евреев как на источник надёжных доходов, и они объявили евреев своей собственностью. Это привело к фактическому переводу евреев в крепостное состояние - без права смены места жительства. Но "хозяева" почти не обеспечивали евреям защиты от погромов и затей церковников.
+
-
 
+
-
Крестовые походы сопровождались истреблением еврейских общин в городах по пути следования. Во множестве плодились кровавые наветы. Евреев преследовала инквизиция.
+
-
[[Файл:FranchRabbies.JPG|200px|thumb|left|Конференция раввинов Франции. XIII век. Миниатюра из Национальной библиотеки, Париж. Источник: [http://www.jewishencyclopedia.com/ Jewish encyclopedia] ]]
+
-
 
+
-
В южной части страны, не входившей напрямую в королевство Франция, положение долго было лучше. Евреи продолжали владеть землёй, занимать государственные должности и заниматься свободными профессиями. Но постепенно положение ухудшилось и там. Крестовые походы, бунты черни и войны привели к исчезновению цветущих общин.
+
-
 
+
-
При всём этом, интеллектуальная деятельность еврейской общины была активной до конца XIII века. Работали ешивы, писали книги учёные и поэты. Во Франции в этот период жил великий [[РАШИ]]. Раввины Прованса вели дискуссию с самим [[РаМБаМ]]ом.
+
-
 
+
-
В 1394 евреи были изгнаны из Франции.
+
-
 
+
-
== В Британии ==
+
-
{{main|История евреев в Британии в XI-XIII веках}}
+
-
Евреи пришли в Англию в XI веке из Нормандии после её завоевания герцогом Уильямом в 1066 году. Немного евреев переселилось туда из Германии, Испании и Италии.
+
-
Евреям было разрешено заниматься в основном финансами и немного - торговлей. Они должны были носить особые остроконечные шляпы для отличия ото всех прочих. Короли объявили евреев своими крепостными и пытались их защищать.
+
-
После начала [[Крестовые походы|третьего крестового похода]] в 1189 году в Англии начались погромы. В течение XIII века еврейские общины были постепенно уничтожены. В 1290 году последние евреи были изгнаны из Англии и утоплены по дороге английскими моряками.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10872&query=%C2%C5%CB%C8%CA%CE%C1%D0%C8%D2%C0%CD%C8%DF Электронная еврейская энциклопедия. На основании КЕЭ, том 1+Доп.2, кол. 628–634+262–267]</ref>
+
-
 
+
-
== В Нидерландах (Голландия, Бельгия, Люксембург) ==
+
-
{{main|История евреев в Нидерландах в XI-XV веках}}
+
-
Первые документальные свидетельства о евреях в Нидерландах в средние века относятся к XII в.
+
-
Начиная с XIII в. (c 1200 года), имеются более подробные сведения о евреях в провинциях Брабант (современная Бельгия), Гелдерн, Оверэйсел и Лимбург. Евреи переселялись сюда, вероятнее всего, из крупных прирейнских общин.
+
-
 
+
-
В 1261 г. герцог Генрих II завещал '''выслать всех евреев из Брабанта''', но его вдова разрешила им остаться.
+
-
 
+
-
Первые сведения о пребывании евреев в Люксембурге относятся к 1276 г.
+
-
 
+
-
В 1306 г. евреи были изгнаны из Франции, и некоторые из них нашли убежище в графстве Эно.
+
-
В 1309 г. в крестоносцами были убиты евреи многих городов, отказавшиеся принять крещение.
+
-
 
+
-
Под покровительством брабантского герцога Иоанна II еврейская община смогла восстановиться и в 1311 имела своего раввина. Сообщество стало еще больше, когда изгнанные  из Франции евреи стали селиться в различных частях Бельгии. В XIV в. люксембургская община увеличилась за счет иммиграции евреев из [[Трир]]а.
+
-
+
-
Большинство евреев Нидерландов были казнены или убиты в погромах во время «чёрной смерти» 1349–50 гг. В Люксембурге оставшиеся в живых евреи были изгнаны из страны, но вскоре вернулись.
+
-
 
+
-
С 1350 г. до конца XVI в. евреи проживали в различных местах провинции Гелдерланд. В провинции Утрехт евреям было разрешено жить только в деревне Маарзен.
+
-
 
+
-
В 1370 г. многие евреи Брюсселя и Лувена были сожжены на кострах по обвинению в [[осквернение гостии|осквернении гостии]]. В 1370 г. и 1391 г. последовали новые изгнания евреев из Люксембурга.
+
-
 
+
-
До конца XV в. число евреев на территории Бельгии было незначительным.
+
-
После народного восстания 1478 г. в Люксембурге в стране остались лишь две еврейские семьи.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=12971&query=%CD%C8%C4%C5%D0%CB%C0%CD%C4%DB Электронная еврейская энциклопедия, статья "Нидерланды" на основании КЕЭ, том 5, кол. 706–717]</ref><ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10489&query=%C1%C5%CB%DC%C3%C8%DF Электронная еврейская энциклопедия, статья "Бельгия" на основании КЕЭ, том 1+Доп.2, кол. 329–331+154–157]</ref><ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=12531&query=%CB%DE%CA%D1%C5%CC%C1%D3%D0%C3 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Люксембург" на основании КЕЭ, том 4, кол. 1002–1003]</ref><ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Belgium.html Alden Oreck. "Belgium" in Jewish Vvirtual Library]</ref>
+
-
 
+
-
== В Германии ==
+
-
{{main|История еврейских общин в Германии в XI - XV веках}}
+
-
 
+
-
До [[Крестовые походы|1-го крестового похода (1096)]] '''евреи Германии не знали преследований''' (за исключением временного изгнания из Майнца в 1012 г.). Они пользовались покровительством императоров и епископов, получая от них льготы и правовую защиту.
+
-
 
+
-
Жестокие преследования и массовые убийства во времена [[Крестовые походы|крестовых походов]] опустошили цветущие еврейские общины прирейнских городов. Эти события известны в еврейской истории как '''гзерот татнав''', то есть резня 4856 г. по [[Календарь еврейский|еврейскому летосчислению]] (1096 г. — начало 1-го крестового похода). Некоторые евреи были вынуждены креститься, многие предпочли мученическую смерть — [[Кидуш ха-Шем]].
+
-
 
+
-
Во времена [[Крестовые походы|крестовых походов]] впервые в истории Германии было выдвинуто против евреев [[Кровавый навет|обвинение в ритуальном убийстве]]. Подобное же обвинение против евреев Фульды (1236) привело к первому в Германии судебному разбирательству, связанному с [[Кровавый навет|кровавым наветом]].
+
-
[[Файл:SozhzhtnieEvreev.JPG|200px|thumb|right|Средневековая (XV век) немецкая гравюра "Сожжение евреев" Из книги Г. Шеделя «Weltchronik», 1493. (из Электронной еврейской энциклопедии)]]
+
-
Погромы, массовые убийства, поголовное истребление целых общин происходили и после окончания основных [[Крестовые походы|крестовых походов]] - вплоть до конца XIV века. XIV в. запечатлелся в еврейской народной памяти как «век мученичества». Евреи были изгнаны из большинства городов Германии или уничтожены.
+
-
 
+
-
В XII – XIII вв. экономическое и социальное положение евреев Германии значительно ухудшилось. Укрепившееся за время [[Крестовые походы|крестовых походов]] '''немецкое купечество вытесняло евреев из сферы торговли'''. Городские цехи и гильдии препятствовали ремесленным занятиям евреев и не допускали их в свою среду. Ограничения в экономической деятельности вынудили евреев заниматься кредитными операциями (ссуда денег в рост и под залог). '''Запрет христианам заниматься ростовщичеством превратил это занятие в одну из главных профессий евреев Германии''', что вело к усилению ненависти к ним со стороны значительной части общества.
+
-
 
+
-
В городах происходило обособление еврейского населения в [[Кварталы еврейские|замкнутых кварталах]].
+
-
Безопасность евреев вне еврейского квартала не была гарантирована. Еврейская община, или '''кагал''', в основном была автономной. Правители окружающих городов иногда [[вводили ограничения на число жителей гетто]] и всегда налагали тяжелое налоговое бремя. Сбор налогов и обеспечение '''квоты населения'''  был возложен на еврейский совет управляющих, '''кеhила'''. Любое взаимодействие с нееврейскими правителями, предпринимателями или соседями было возложено на штадлана (shtadlan), представителя общины.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/germany.html David Shyovitz "Germany" in Jewish Virtual Library по материалам Encyclopedia Judaica]</ref>
+
-
 
+
-
Некоторую защиту от погромов и насилия евреи Германии получали от императорской власти. Привилегии именовали их '''«каммеркнехтами», то есть рабами императорской казны (servi camerae nostrae)'''. Этот статус не был связан с полной личной зависимостью, но обязывал евреев п'''латить за покровительство и охрану жизни и имущества особые налоги'''.
+
-
 
+
-
С XIII в. немецкие короли усвоили взгляд на жизнь и имущество евреев как на свою собственность, запрещая им в некоторых случаях выезд из подвластных им территорий. Светские и духовные феодалы и городские власти также претендовали на покровительство евреям, связывая с этим дополнительные многочисленные поборы и вымогательства.
+
-
 
+
-
Стремление сохранить нравственные ценности иудаизма в эпоху гонений и религиозной нетерпимости, с одной стороны, и пример аскетизма некоторых монашеских орденов, с другой, нашли свое выражение в мировоззрении '''мистического движения''' [[Хасидей Ашкеназ]] (XII в.).
+
-
 
+
-
Однако и в периоды бедствий продолжалась консолидация еврейских общин и упрочение устоев их внутренней жизни, укреплялось общинное руководство. Собираясь в дни ярмарок, руководители общин и раввины издавали [[таканот]] (`установления`), которые регулировали различные аспекты еврейской жизни.
+
-
 
+
-
[[Файл:HatunaAshkenazit.JPG|200px|thumb|left|Еврейская свадьба. Рисунок XV века. Фото Алана Хамма (Alan Humm) из [http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/germany.html статьи Давида Шиовича "Germany" в Jewish Virtual Library  по материалам Encyclopedia Judaica] ]]
+
-
Нужды экономического развития заставили вскоре князей и городские власти вновь пригласить евреев селиться в тех местах, откуда они были изгнаны. В XV в. были восстановлены многие еврейские общины Германии.
+
-
 
+
-
Евреи вернулись к занятиям торговлей и денежными операциями, освоили новые области экономической деятельности (виноторговля в южной Германии, посредничество при торговле сельскохозяйственными продуктами, шерстью и льном).
+
-
 
+
-
На евреев накладывались традиционные ограничения. Вводились отличительные знаки в одежде. Например, в [[Аугсбург]]е предписывалось евреям носить на одежде жёлтый значок.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/judaica/ejud_0002_0002_0_01602.html "Augsburg" in Jewish Virtual Library  по материалам Encyclopedia Judaica]</ref>
+
-
 
+
-
XV в. не знал погромов и массовых убийств предшествующей эпохи, однако травля со стороны церкви, экономическая конкуренция немецкого населения и желание избавиться от еврейских кредиторов часто служили причиной '''изгнания евреев из тех или иных местностей и городов'''.
+
-
 
+
-
== В Австрии ==
+
-
{{main|История еврейских общин в Австрии в XI - XV веках}}
+
-
 
+
-
Австрия на протяжении средних веков представляла собой особую часть Германии.
+
-
О пребывании евреев в Австрии впервые упоминается в документах, относящихся к X в.
+
-
В первой половине XIII в. еврейские общины образовались в [[Вена|Вене]], Кремсе, Винер-Нёйштадте, Гуллене, Костернейбурге. В XIII в. Австрия стала центром еврейской учености для Германии и западных славянских земель.
+
-
 
+
-
В XIII в. евреи играли важную роль в экономической жизни страны, в международной торговле, в сборе налогов, в монетном деле.
+
-
Германский император Фридрих II Штауфен, ведший войну с австрийским герцогом, обещал горожан [[Вена|Вены]] в 1237 г., что '''отныне ни один еврей не будет занимать государственных должностей'''. Следует понимать, что к этому моменту евреям случалось их занимать.
+
-
 
+
-
'''В 1238 г. император объявил венских евреев «каммеркнехтами», то есть слугами императорской казны (servi camerae nostrae), что обязывало евреев платить за покровительство, охрану жизни и имущества особые налоги.'''
+
-
В хартии, данной им в том же году, император предоставил евреям определённые свободы и гарантии личной безопасности.
+
-
'''Во внутренних делах евреям предоставлялась полная автономия.'''
+
-
 
+
-
После того, как '''австрийский герцог Фридрих II''' восстановил власть над [[Вена|Веной]], он подтвердил '''императорский запрет евреям занимать государственные должности и издал специальную грамоту''', где были перечислены основные законы для евреев Австрии. Евреям обеспечивалась защита жизни, имущества и личного достоинства.
+
-
Эти законы были действительны вплоть до изгнания австрийских евреев в 1420 г.
+
-
 
+
-
'''Чешский король, эрцгерцог Австрии Пршемысл II Отокар''' (1251–76) подтвердил 29 марта 1254 г. грамоту Фридриха и добавил пункт, запрещающий выдвигать против евреев кровавые наветы. Запрет принимать евреев на государственную службу соблюдался не очень строго.
+
-
 
+
-
Специальный посланец папы римского Климента IV провел в мае 1267 г. церковный собор в [[Вена|Вене]], принявший ряд антиеврейских решений. В частности, '''вводилось ношение отличительного знака.''' На евреев были наложены многочисленные ограничения в сфере занятости и в быту, но они соблюдались не слишком строго.
+
-
 
+
-
С конца XIII в., после прихода к власти в Австрии династии Габсбургов, положение евреев стало ухудшаться. Антиеврейские настроения, господствовавшие в Германии, распространились и в Австрии. Участились кровавые наветы, обвинения в [[осквернение гостии|осквернении гостии]].
+
-
 
+
-
'''В отдельных случаях герцогская власть защищала евреев.'''
+
-
 
+
-
Зальцбургский архиепископ, получивший власть над евреями, '''запретил заниматься изготовлением и продажей одежды и аннулировал долги австрийских дворян евреям'''.
+
-
 
+
-
В течение XIV века многократно происходили погромы и поголовное истребление целых городских общин, особенно во время эпидемии «черной смерти» 1348–49 гг.
+
-
 
+
-
'''Альбрехт II (правил в 1330–58) пытался подавить антиеврейские беспорядки.'''
+
-
При его преемниках были введены разорительные денежные санкции против евреев, уезжавших из Австрии. Вводились новые ограничения на профессиональную деятельность, проводились грабительские акции против всей общины.
+
-
 
+
-
В 1378 г. '''евреям была пожалована грамота, гарантирующая личные и имущественные права'''. Но ничего не изменилось. В 1380 г. герцоги потребовали от евреев новый колоссальный заём.
+
-
 
+
-
В 1406 г. жители [[Вена|Вены]] разгромили еврейский квартал. В 1420 г. все евреи Австрии были арестованы. '''270 человек были сожжены на костре.''' Все остальные, за исключением согласившихся креститься, '''были высланы из страны''', их собственность конфискована, дети евреев были отданы в монастыри на воспитание.
+
-
В первые десятилетия после изгнания лишь в отдельных австрийских землях оставались некоторые привилегированные евреи.
+
-
+
-
В 1457 г. герцог Фридрих III (император Германии в 1440–93 гг.) добился от папы издания буллы, разрешавшей евреям жить в Каринтии, Штирии, Тироле. '''Сословия требовали от императора подтверждения запрета на проживание евреев в Австрии.''' Но евреи продолжали селиться в землях, откуда они были ранее изгнаны.
+
-
 
+
-
Император добился от папы Павла II издания в 1469 г. буллы, в которой объявлялось, что евреи вправе требовать справедливого обращения. Он защищал евреев от кровавых наветов. '''В Австрии его стали презрительно называть «королем евреев».'''
+
-
 
+
-
Император Максимилиан I (1493–1519), остро нуждаясь в деньгах, покровительствовал евреям, которые были надежным источником доходов.
+
-
Но когда в 1496 г. сословия Каринтии и Штирии выразили согласие регулярно платить императору ту сумму, которую он собирал с евреев, '''он перестал противиться их изгнанию'''.
+
-
Только в Нижней Австрии Максимилиан позволял евреям жить в пограничных городах.
+
-
 
+
-
== В Италии ==
+
-
=== В Венеции ===
+
-
Венеция разрешала въезд евреев в свои заморские колонии. Там им можно было стать гражданами конкретной колонии. Это гражданство действовало и в других частях колониальной империи Венеции, но не в самой Венеции. Туда евреев пускали ограниченно и без предоставления гражданских прав.
+
-
 
+
-
В 1313 году был принят новый закон о гражданстве. Можно было стать гражданином Венеции, родившись там и прожив некоторое время. Это распространялось и на евреев, за исключением гражданства «высшего сорта», подразумевавшего полные гражданские права.
+
-
 
+
-
Еврейские ростовщики, чаще всего из Германии, появились в  Венеции после чумы и антисемитских преследований. В 1350-1370 гг. они полностью вытеснили христианские банки на территории Венецианской республики. В собственно Венеции банковская деятельность была невозможна.
+
-
Евреи давали ссуды патрициям на коммерческие нужды. Когда венецианцы не отдавали долги, Коммуна защищала интересы ростовщиков.
+
-
 
+
-
В 1382 году Коммуна пригласила евреев-ростовщиков вместе с семьями. Этот эксперимент длился 15 лет (1382-1397).
+
-
 
+
-
Евреи в Венеции должны были носить жёлтые береты. Кроме них, жёлтое в городе носили (тоже по принуждению) только проститутки и сутенёры.<ref>Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002)</ref>
+
-
 
+
-
== На Мальте ==
+
-
{{main|История еврейских общин Мальты и Гоцо в XI - XV веках}}
+
-
В 1091–1302 гг. Мальта принадлежала Сицилийскому королевству, ставшему в 1282 году испанскими владениями.
+
-
 
+
-
В 1240 году, согласно докладу аббата Гильберта для императора Фридриха II,  на  острове Мальта было 25 еврейских семей, а Гоцо 8 еврейских семей. Это дает в общей сложности '''около 250 евреев'''.
+
-
 
+
-
В 1370 году, новый епископ обязал евреев носить "Алый знак" на своей одежде, и все еврейские мужчины должны были оставаться небритыми, чтобы отличить их от католиков.
+
-
 
+
-
С 1397 г. общину Мальты возглавлял совет с равным числом представителей богатых и малоимущих семей.
+
-
 
+
-
Король Мартин I симпатизировал евреям, даже пытался выкупать бедных евреев из арабского плена. В 1400 году он помиловал всех евреев на островах и приказал епископу и его инквизитору не вмешиваться в дела евреев на Мальте и Гоцо. При нём евреи достигли благосостояния.
+
-
В 1403 году они были в состоянии одолжить вице-королю 30 унций золота для оснащения новой военной  галеры.
+
-
 
+
-
В том же году (1435) Universita (организация мальтийских горожан) потребовала отмены налога на евреев. Это сильно улучшило отношения между еврейской общиной и мальтийцами.
+
-
 
+
-
Поскольку острова были зависимости от короны Арагона, евреи (около 500 человек) были официально изгнаны с них в 1492 году, а их имущество конфисковано. Многие из них бежали в Италию и страны Северной Африки.
+
-
 
+
-
До сих пор на Мальте и Гоцо сохранилось множество еврейских топонимов.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=12596&query=%CC%C0%CB%DC%D2%C0 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Мальта" на основании КЕЭ, том 5, кол. 67–68]</ref><ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Malta.html "Malta" in Jewish Virtual Library]</ref>
+
-
 
+
-
== Источники ==
+
-
* [http://www.eleven.co.il/ Электронная еврейская энциклопедия]
+
-
* [http://www.jewishencyclopedia.com/ Jewish Encyclopedia]
+
-
* [http://www.jewishvirtuallibrary.org/ Jewish Virtual Library]
+
-
* [http://www.jewish-world.org.il/ Virtual Jewish World]
+
-
 
+
-
Литература
+
-
 
+
-
* Жак ле Гофф. "Цивилизация средневекового Запада". Москва, Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-академия", 1992 (перевод с французского издания Jacques le Goff "La civilisation de l'occident medeival" Paris Arthaud 1977)
+
-
* Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002)
+
-
* Encyclopedia Judaica. 1995
+
-
 
+
-
Примечания
+
-
{{Примечания}}
+
-
 
+
-
[[Категория:требует категоризации]]{{checked_final}}
+

Текущая версия на 23:23, 30 мая 2013

  1. redirect ej:История еврейских общин в Западной Европе в XI - XV веках
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация