История еврейских общин в Западной Европе в XI - XV веках

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(В Нидерландах (Голландия, Бельгия, Люксембург))
(В Нидерландах (Голландия, Бельгия, Люксембург))
Строка 207: Строка 207:
== В Нидерландах (Голландия, Бельгия, Люксембург) ==
== В Нидерландах (Голландия, Бельгия, Люксембург) ==
 +
{{main|История евреев в Нидерландах в XI-XV веках}}
Первые документальные свидетельства относятся к XII в. (сообщение о еврейских ростовщиках в Лимбурге в 1146 г.).  
Первые документальные свидетельства относятся к XII в. (сообщение о еврейских ростовщиках в Лимбурге в 1146 г.).  

Версия 18:17, 4 декабря 2010

Условия жизни евреев в Западной Европе сильно ухудшились, начиная с X века. Усилились религиозные притеснения. Во всех странах урезались экономические и личные права евреев. Законы всё менее защищали их безопасность и имущество. В моменты социальных и религиозных потрясений евреи становились первыми жертвами насилия.

Массовые убийства евреев, истребление целых общин происходили по пути следования крестоносцев во время Крестовых походов. Часты были случаи насильственного принуждения к крещению отдельных евреев и целых общин.

В Первый крестовый поход армия бедноты, как наиболее воодушевлённая, тронулась первой, и, перебив по пути много евреев, она постепенно распалась и прекратила существование... Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 70

Коммунальные революции XI-XII веков в европейских городах сопровождались погромами, изгнанием евреев или сильным ущемлением их прав.

С развитием экономики Западной Европы евреев стали вытеснять и из тех отраслей, которые до того им оставили.

В течение XI-XII вв., когда недостаточно уже было евреев на роль заимодавцев, которую они до того полностью брали на себя, и когда христианские купцы ещё не перехватили у них её, монастыри, как хорошо показал Робер Жанесталь, выполняли функцию "кредитных касс". Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 81

С XIII в. в Западной Европе стали распространяться кровавые наветы против евреев, за которыми последовали дополнительные антиеврейские постановления католической церкви.

В 1348 году евреев обвинили в распространении эпидемии чумы и истребили во многих городах.

Под давлением горожан евреям постепенно запретили все виды деятельности, кроме финансовых операций и торговли старьём.[1]

Короли и князья периодически изгоняли евреев из своих владений, отбирая у них всё имущество, затем впускали их обратно, чтобы вновь обобрать. Появились "королевские евреи" - фактически крепостные.

Во многих государствах, владениях и городах евреям было предписано носить особый костюм. Как правило для них отводился отдельный квартал в городе.

Несмотря на тяжкие экономические условия и постоянные преследования, творческая жизнь не замирала среди евреев. Знакомые по арабским переводам с греческой литературой, они перевели многие классические сочинения на еврейском языке, изучали в подлиннике греческих и латинских авторов. В эпоху возрождения итальянские и нидерландские евреи явились учителями многих гуманистов.

Содержание

На Пиренейском полуострове

В Испании

Средневековая испанская община была одной из наиболее успешных как в политико-экономическом, так и в культурном плане. В обстановке постоянных мусульманско-христианских войн власти, как правило, не могли обходиться без сотрудничества с евреями.

Но в момент создания крупного объединённого государства практика религиозных преследований возобновлялась. Мусульманские правители выдавили евреев из своих владений в XII веке, христианские - в конце XV.

До альмохадского завоевания

С начала XI в. в мусульманских государствах Испании для высших слоев еврейского общества было характерно активное участие в политической деятельности. В еврейской среде процветала наука и литература, влиявшая на общины всей Европы и Сердиземноморья.

Периодически евреи подвергались притеснениям и нападениям. В Гранаде в 1066 г. мусульмане устроили погром, в ходе которого погибла почти вся еврейская община города.

В христианской Испании

В 1147–72 гг. почти вся мусульманская Испания была захвачена мусульманскими фанатиками альмохадами. Они заставили всех немусульман принять ислам или эмигрировать. Маймонид - крупнейший еврейско-испанский ученый - эмигрировал в Африку.

В конце XII в. центр испанского еврейства переместился на христианский север. Там правители предоставляли евреям свободу вероисповедания и разрешали оставаться в своих кварталах. Евреи сохраняли административную и судебную автономию под весьма поверхностным наблюдением королевского чиновника, получив также право обращаться в королевский суд.

Евреи считались собственностью короля, в казну которого они платили налоги и находились под его защитой. Стремясь привлечь поселенцев, короли зачастую дарили земли евреям. В результате появилось еврейское земледелие. По некоторым оценкам, в XI–XII вв. около 1/3 сельхозугодий Испании принадлежали евреям.

Христианские правители и феодалы охотно привлекали евреев на придворную службу. Иногда эта служба становилась наследственной. Такие придворные евреи приобретали большое влияние в своих общинах.

Однако горожане-христиане и церковь сопротивлялись предоставлению прав евреям. В случае тяжб с христианами евреи были обязаны приносить особую присягу.

Интеллектуальная жизнь

В христианской Испании евреи-переводчики включили в культурный обиход стран Запада многие сочинений еврейских и арабских учёных и поэтов, а также памятники древнегреческой культуры, которые сохранились лишь в переводе на арабский язык.

Евреи продолжали заниматься науками, в частности медициной и астрономией. Много было исследований на религиозно-философские темы.

Организация еврейской жизни

Внутриобщинная жизнь евреев Испании в XII – XV вв. отличалась небывало широкой для стран галута автономией.

Общины Испании не имели координационного центра. Чаще всего короли утверждали уставы общин и содействовали их соблюдению.

Еврейский сановник при дворе ведал только разверсткой налогов по общинам и разбором апелляций на решения общинных судов, в юрисдикцию которого входили и уголовные дела.

По примеру христианского городского управления руководство общины было расширено до рамок совета. Он включал равное число представителей от основных классов еврейского населения (так называемых больших, средних и мелких).

При общинах существовал ряд благотворительных обществ, братств (хавурот) взаимопомощи и молитвенных объединений.

Христианские преследования

Церковь стремилась изолировать христиан от евреев и постепенно добилась ряда постановлений в этой области, в частности, обязательного ношения евреями отличительного знака (с начала XIII в.).

В начале XIII в. в Арагонском королевстве, началась широкая кампания по обращению евреев в христианство. Первый в Испании кровавый навет случился в Сарагосе в 1250 году.

В 1263 г. в королевском дворце в Барселоне состоялся великий диспут, в центре которого стоял вопрос о природе Мессии. Еврейскую сторону представлял Нахманид, бесстрашно отстаивавший принципы еврейского учения.

Сводный брат короля в ходе борьбы за власть в 1360-х гг. нанёс большой урон еврейским общинам Кастилии. Он издал воззвания, впервые призвавшие избавить Испанию от «закабаления ее евреями».

Несмотря на усиливающиеся антиеврейские настроения и гонения, евреи Испании в значительной степени сохраняли свои экономические позиции. В конце XIII в. 22% налоговых поступлений Кастилии выплачивались ее еврейскими подданными.

4 июня 1391 г. в Севилье произошёл погром. Многие евреи убиты, другие подверглись насильственному крещению, многие еврейские женщины и дети были проданы в рабство мусульманам, синагоги были превращены в церкви, а еврейские кварталы заселены христианами.

Беспорядки перекинулись в другие города. Королевская администрация не делала никаких попыток защитить евреев. В июле арагонские еврейские общины были разгромлены.

В 1413 г. в Тортосе был проведен еврейско-христианский диспут. Еврейские ученые фактически были лишены возможности защищать свою позицию. Диспут, как и ожидалось, закончился триумфом христиан и повлек за собой волну обращений в христианство.

В конце XIV в. – начале XV в. проявилась тенденция к упадку еврейско-испанской культуры.

В начале XV в. в Кастилии насчитывалось около тридцати тысяч еврейских семей, а также весьма значительное число марранов. Христиане недоверчиво относились к марранам, догадываясь, что многие из них втайне продолжали соблюдать предписания иудаизма. В 1449 г. толедские бунтовщики выпустили прокламацию, объявлявшую всех обращенных евреев бесчестными и призывавшую запретить им занимать любые должности в Толедо и зависимых от него землях.

После брака Фердинанда и Изабеллы (1469) начались преследования марранов в объединенном королевстве Кастилии и Арагона. Королевская пара в 1477 г. обратилась к папе с просьбой установить в Испании инквизицию.

Первый трибунал инквизиции был учрежден в 1481 г. в Севилье, где в том же году несколько марранов были осуждены на сожжение. С осени 1483 г., когда испанскую инквизицию возглавил духовник королевы Томас де Торквемада, её деятельность приобрела необычайно жестокий характер, особенно в преследовании марранов.

Изгнание из Испании

31 марта 1492 г. был подписан эдикт об изгнании евреев из Испании и ее владений, согласно которому евреи должны были до конца июля покинуть страну.

Подавляющее большинство евреев (по оценке историков, 200 тыс. человек) покинуло Испанию. Около 120 тыс. нашла временный приют в Португалии, где в 1497 г. они были насильственно крещены. Остальные направились в Северную Африку, Турцию, другие средиземноморские страны.

Лишь немногим удалось вовремя переправить достояние за границу. Общинное имущество конфисковывалось властями.

Изгнание евреев из Испании 1492 г. привело к перемещению центра еврейской духовной жизни в страны Центральной Европы, Малой Азии и Северной Африки. Испанские евреи перенесли туда свою интеллектуальную активность, как и свой язык ладино, обогатив и зачастую оказав формирующее влияние на культурную жизнь местных общин.[2]

В Португалии

Королевство Португалия возникло в XII веке на территории, где евреи жили с римских времён. В XII - XIII веках Португалия расширялась, захватывая у арабов населённые евреями территории. К концу XIII в. в ней жили около 40 тыс. евреев.

Первый король Португалии Афонсу гарантировал евреям равные с христианами экономические права и судебную автономию, ввел практику назначения евреев на высокие государственные посты. В XII в. – начале XIV в. короли Португалии продолжали эту политику, отвергая требования католической церкви начать угнетение евреев.

Проживание евреев ограничивалось особыми кварталами — жудиариас. Общины и отдельные лица, а также заключавшиеся евреями сделки и ритуальный убой скота облагались высокими налогами.

В XI–XIII вв. еврейская община Португалии процветала. Её представители занимали ключевые позиции в экономике страны, прежде всего в торговле и в сфере финансов, играли важную роль при королевском дворе.

Устройство еврейской общины

В годы правления Афонсу III (1246–79) в Португалии сложилась разветвленная система еврейской автономии. Главой и полномочным представителем всех евреев Португалии был арраби мор, назначавшийся королем и считавшийся государственным чиновником.

В каждую из семи провинций Португалии назначался рабби менор, и на него возлагалось разрешение гражданских и уголовных дел, касавшихся только евреев. Апелляции или жалобы по приговорам, которые выносил рабби менор, рассматривал арраби мор.

Культурная жизнь общины

В отличие от Испании, Португалия не была в средние века крупным центром еврейской учености.

В 1480-х гг. в Португалии открылись три еврейские типографии. Они просуществовали до 1497 г. и выпустили ряд высококачественных инкунабул.

Давление и гонения на евреев

В XIV веке начались притеснения, нараставшие (с перерывами на временные улучшения) до конца XV века.

Были увеличены налоги для евреев и введено ношение отличительного знака. Было ограничено право евреев на выезд из страны. В 1350 г. католическое духовенство объявило их виновниками вспыхнувшей в Португалии эпидемии чумы.

Община сильно пострадала от двух вторжений кастильских войск (1373, 1383).

В конце XIV века король запретил евреям занимать государственные должности (сделав исключение для нескольких сборщиков налогов и придворных врачей). В начале XV века король издал указ, запрещавший всякое общение евреев с христианами.

В 1449 г. городская чернь атаковала один из жудиариас Лиссабона. Король сурово наказал зачинщиков погрома. Тем не менее, в 1482 г. он повторился.

В конце XV века были приняты ограничительные меры против евреев.

В 1492 г. евреям, изгнанным из Испании, король разрешил переселиться в Португалию, но лишь на восемь месяцев и при условии уплаты подушной подати. Местная община протестовала против допуска в страну испанских евреев, опасаясь за своё положение.

За короткий срок в страну прибыло около 120 тыс. евреев. Изгнанники были размещены в небольших городах вдоль границы с Испанией. В перенаселенных жудиариас вскоре вспыхнула эпидемия чумы.

После этого Жоао II приказал испанским евреям досрочно покинуть страну. Не сумевшие выполнить это распоряжение к установленному сроку были проданы в рабство. Детей в возрасте от трех до десяти лет выслали на остров Сан-Томе. Многие из тех, кто успел выехать из страны, были ограблены португальскими моряками и высажены на пустынном побережье Африки, где погибли от голода.

В конце XV в. в Португалии предположительно насчитывалось около 80 тыс. евреев.

Изгнание

Мануэл Счастливый (правил в 1495-1521 гг.) вступил в брак с дочерью Фердинанда и Изабеллы. По их требованию он издал 4 декабря 1496 г. указ, предписывавший всем евреям Португалии в течение десяти месяцев креститься или покинуть страну.

Около двадцати тысяч евреев, собравшихся в Лиссабоне в ожидании кораблей, были 19 марта 1497 г. согнаны в один из дворцов и подверглись насильственному крещению.

Одновременно были крещены все оставшиеся евреи Португалии, включая беженцев из Испании. Руководители общины предпочли отступничеству мученическую смерть.

Королевским указом от 30 мая 1497 г. новые христиане были объявлены полноправными гражданами Португалии; запрещалось до 1517 г. преследовать их за ересь.

Из экономических соображений 21 апреля 1499 г. Мануэл запретил новым христианам выезжать за пределы Португалии без разрешения властей. Те, кто имел такое разрешение, лишились права продавать свое имущество или взыскивать долги.

Католическая церковь и большинство португальцев продолжали считать новых христиан евреями. Начались погромы, приведшие в дальнейшем к их массовой эмиграции.[3]

На Балеарских островах

Первые документальные сведения о евреях Мальорки восходят к 1135 г.

В XII - XIII веках владевшие Мальоркой и соседними островами короли в целом покровительствовали евреям. Им отводились участки в городах, разрешалось приобретать недвижимость и иметь своё общинное самоуправление. Евреи быстро включились в международную торговлю Мальорки, а также занялись ювелирным искусством и обувным делом.

Хотя имели место ущемления экономических прав евреев в пользу христианских конкурентов и постояннные поборы в пользу королей, экономическое положение евреев Мальорки упрочилось.

Еврейское население Мальорки заметно увеличилось за счет переселенцев из южной Франции и стран Северной Африки.

В этот период сложилась структура общинного управления. Так, с 1296 г. в Пальме общинной жизнью ведали выборные попечители (мукаддамин; вначале их было трое, позже — шестеро) и при них исполнительный совет из восьми нотаблей.

На Мальорке жили известные религиозные авторитеты и учёные того времени.

В течение XIV века непрерывно нарастало давление на евреев Мальорки. Погромы, кровавые наветы, насильственное крещение и репрессии со стороны властей привели к исчезновению общин в малых городах.

Исходя из экономических соображений, короли пытались противостоять антиеврейской кампании и возвращать евреев после массового бегства. Но, несмотря на временные послабления и предоставление евреям гражданства в 1325 году, к концу века большинство евреев исчезло с Балеарских островов.

В 1413 г. евреям Мальорки было запрещено жить вне гетто и общаться с христианами. Резня 1435 г. в Пальме положила конец существованию еврейской общины на Мальорке. Около 200 евреев перешли в христианство, большинство бежало в Северную Африку.[4]

Во Франции

В XI - XV веках веках еврейская община Франции жила в условиях экономических претеснений и полного личного бесправия.

Евреям были запрещены все виды деятельности, кроме ростовщичества.

Короли и крупные феодалы грабили евреев при всяком удобном случае. Их арестовывали и изгоняли, конфискуя имущество и отменяя свои долги евреям. Часто долги частных лиц евреям присваивались властями.

При обострении финансовой ситуации евреев приглашали вернуться.

Довольно скоро у королей Франции и хозяев крупных регионов возник взгляд на евреев как на источник надёжных доходов, и они объявили евреев своей собственностью. Это привело к фактическому переводу евреев в крепостное состояние - без права смены места жительства. Но "хозяева" почти не обеспечивали евреям защиты от погромов и затей церковников.

Крестовые походы сопровождались истреблением еврейских общин в городах по пути следования. Во множестве плодились кровавые наветы. Евреев преследовала инквизиция.

В южной части страны, не входившей напрямую в королевство Франция, положение долго было лучше. Евреи продолжали владеть землёй, занимать государственные должности и заниматься свободными профессиями. Но постепенно положение ухудшилось и там. Крестовые походы, бунты черни и войны привели к исчезновению цветущих общин.

При всём этом, интеллектуальная деятельность еврейской общины была активной до конца XIII века. Работали ешивы, писали книги учёные и поэты. Во Франции в этот период жил великий РАШИ. Раввины Прованса вели дискуссию с самим РаМБаМом.

В 1394 евреи были изгнаны из Франции.

В Британии

Евреи пришли в Англию в XI веке из Нормандии после её завоевания герцогом Уильямом в 1066 году. Немного евреев переселилось туда из Германии, Испании и Италии. Евреям было разрешено заниматься в основном финансами и немного - торговлей. Они должны были носить особые остроконечные шляпы для отличия ото всех прочих. Короли объявили евреев своими крепостными и пытались их защищать. После начала третьего крестового похода в 1189 году в Англии начались погромы. В течение XIII века еврейские общины были постепенно уничтожены. В 1290 году последние евреи были изгнаны из Англии и утоплены по дороге английскими моряками.[5]

В Нидерландах (Голландия, Бельгия, Люксембург)

Первые документальные свидетельства относятся к XII в. (сообщение о еврейских ростовщиках в Лимбурге в 1146 г.).

Начиная с XIII в. (c 1200 года), имеются более подробные сведения о евреях в провинциях Брабант (современная Бельгия), Гелдерн, Оверэйсел и Лимбург. Евреи переселялись сюда, вероятнее всего, из крупных прирейнских общин.

Ивритские надписи на надгробиях и названия улиц, как "rue des Juifs" восходят к 1255 году.

В 1261 г. герцог Генрих II завещал выслать всех евреев из Брабанта, но его вдова разрешила им остаться.

Примерно в то же время богослов Фома Аквинский предложил, чтобы евреев обложили налогами и заставляли выполнять ручной труд, чтобы помешать им разбогатеть на ростовщичестве.

Первые сведения о пребывании евреев в Люксембурге относятся к 1276 г.

В 1306 г. евреи были изгнаны из Франции, и некоторые из них нашли убежище в графстве Эно. В 1309 г. в Лувене крестоносцами были убиты евреи, отказавшиеся принять крещение.

В 1309 г. герцог Иоанн II защитил многих евреев от черни, предоставив им убежище в своем замке Генаппе (Геннеп), однако в Борне было убито 110 евреев. Под покровительством герцога Иоанна II еврейская община смогла восстановиться и в 1311 имела своего раввина. Сообщество стало еще больше, когда изгнанные из Франции евреи стали селиться в различных частях Бельгии.

С 1332 г. по 1349 г. группа евреев из Германии (в основном занимавшаяся финансовыми операциями) проживала в Оверэйселе. Как и большинство евреев Нидерландов, они стали жертвами преследований во время «чёрной смерти» 1349–50 гг. Многие евреи были казнены по обвинению в распространении чумы и отравлении колодцев, а другие были убиты в погромах.

О жизни евреев в Нидерландах с 1350 г. до конца XVI в. известно немного. В документах герцогов Гелдерланда сообщается, что евреи проживали в различных местах провинции; в провинции Утрехт евреям было разрешено жить только в деревне Маарзен.

В XIV в. люксембургская община увеличилась за счет иммиграции евреев из Трира. Евреи жили в гетто, имели свое кладбище и синагогу. Несмотря на покровительство графа Карла IV многие евреи погибли во время погрома, устроенного в период эпидемии чумы. Оставшиеся в живых были изгнаны из страны (1349). Вскоре евреи вернулись в Люксембург. В 1370 г. и 1391 г. последовали новые изгнания.

В 1370 г. многие евреи Брюсселя и Лувена были сожжены на кострах по обвинению в осквернении гостии. До конца XV в. число евреев на территории Бельгии было незначительным.

В начале XV в. (1405 г.) в Люксембург вернулось несколько еврейских семейств. После народного восстания 1478 г., когда дома евреев были разгромлены, в стране остались лишь две еврейские семьи.[6][7][8][9]

В Германии

Кровавые преследования евреев начались со времени Первого крестового похода (1096 г.), когда были разгромлены богатые еврейские общины на Рейне, в Трире, Шпейере, Майнце и Кельне. Евреи были истреблены, женщины подверглись насилию, а дети насильно крещены.

В Италии

В Венеции

Венеция разрешала въезд евреев в свои заморские колонии. Там им можно было стать гражданами конкретной колонии. Это гражданство действовало и в других частях колониальной империи Венеции, но не в самой Венеции. Туда евреев пускали ограниченно и без предоставления гражданских прав.

В 1313 году был принят новый закон о гражданстве. Можно было стать гражданином Венеции, родившись там и прожив некоторое время. Это распространялось и на евреев, за исключением гражданства «высшего сорта», подразумевавшего полные гражданские права.

Еврейские ростовщики, чаще всего из Германии, появились в Венеции после чумы и антисемитских преследований. В 1350-1370 гг. они полностью вытеснили христианские банки на территории Венецианской республики. В собственно Венеции банковская деятельность была невозможна. Евреи давали ссуды патрициям на коммерческие нужды. Когда венецианцы не отдавали долги, Коммуна защищала интересы ростовщиков.

В 1382 году Коммуна пригласила евреев-ростовщиков вместе с семьями. Этот эксперимент длился 15 лет (1382-1397).

Евреи в Венеции должны были носить жёлтые береты. Кроме них, жёлтое в городе носили (тоже по принуждению) только проститутки и сутенёры.[10]

В Англии

В 1290 евреи были изгнаны из Англии.


Источники

Литература

  • Жак ле Гофф. "Цивилизация средневекового Запада". Москва, Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-академия", 1992 (перевод с французского издания Jacques le Goff "La civilisation de l'occident medeival" Paris Arthaud 1977)
  • Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002)
  • Encyclopedia Judaica. 1995

Примечания

  1. Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002) Стр. 131 В XIV веке в большинстве городов Римской империи еврейским общинам было запрещено заниматься коммерцией.
  2. Электронная еврейская энциклопедия
  3. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Португалия"
  4. "Мальорка" в Электронной еврейской энциклопедии
  5. Электронная еврейская энциклопедия. На основании КЕЭ, том 1+Доп.2, кол. 628–634+262–267
  6. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Нидерланды" на основании КЕЭ, том 5, кол. 706–717
  7. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Бельгия" на основании КЕЭ, том 1+Доп.2, кол. 329–331+154–157
  8. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Люксембург" на основании КЕЭ, том 4, кол. 1002–1003
  9. Alden Oreck. "Belgium" in Jewish Vvirtual Library
  10. Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация