История еврейских общин в Западной Европе в XI - XV веках

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Культурная жизнь еврейской общины)
(Изгнания)
Строка 345: Строка 345:
Танцмейстером при дворах Л. Медичи и Изабеллы д’Эсте был Гульельмо да Пезара (Гульельмо Эбрео), принявший после 1475 г. христианство.
Танцмейстером при дворах Л. Медичи и Изабеллы д’Эсте был Гульельмо да Пезара (Гульельмо Эбрео), принявший после 1475 г. христианство.
-
== Изгнания ==
+
 
Нападкам на евреев, особенно на ростовщиков, со стороны проповедников-францисканцев, требовавших их изгнания, в XV в., как правило, противостояла защита гражданских властей. Однако возглавляемая монахом Бернардино да Фельтре кампания антиеврейской пропаганды францисканцев (которая инспирировала обвинение в 1475 г. евреев Тренто в ритуальном убийстве) вызвала ряд временных изгнаний евреев из Бреши (1463), Бассано (1468 г. или 1481 г.), Пармы (1488) и других городов.  
Нападкам на евреев, особенно на ростовщиков, со стороны проповедников-францисканцев, требовавших их изгнания, в XV в., как правило, противостояла защита гражданских властей. Однако возглавляемая монахом Бернардино да Фельтре кампания антиеврейской пропаганды францисканцев (которая инспирировала обвинение в 1475 г. евреев Тренто в ритуальном убийстве) вызвала ряд временных изгнаний евреев из Бреши (1463), Бассано (1468 г. или 1481 г.), Пармы (1488) и других городов.  

Версия 14:54, 1 января 2011

Условия жизни евреев в Западной Европе сильно ухудшились, начиная с X века. Усилились религиозные притеснения. Во всех странах урезались экономические и личные права евреев. Законы всё менее защищали их безопасность и имущество. В моменты социальных и религиозных потрясений евреи становились первыми жертвами насилия.

Массовые убийства евреев, истребление целых общин, принуждения к крещению происходили по пути следования крестоносцев во время крестовых походов. Эта практика продолжалась и после них.

В Первый крестовый поход армия бедноты, как наиболее воодушевлённая, тронулась первой, и, перебив по пути много евреев, она постепенно распалась и прекратила существование... Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 70

Коммунальные революции XI-XII веков в европейских городах сопровождались погромами, изгнанием евреев или сильным ущемлением их прав. В 1348-49 годах евреев обвинили в распространении эпидемии чумы и истребили во многих городах. С XIII в. в Западной Европе стали распространяться кровавые наветы против евреев, за которыми последовали дополнительные антиеврейские постановления католической церкви.

Средневековая (XV век) немецкая гравюра "Сожжение евреев" Из книги Г. Шеделя «Weltchronik», 1493. (из Электронной еврейской энциклопедии)

С развитием экономики Западной Европы евреев стали вытеснять и из тех отраслей, которые до того им оставили. Ремесленные и торговые объединения христиан добивались запрета конкурентам-евреям заниматься своим делом.

В течение XI-XII вв., когда недостаточно уже было евреев на роль заимодавцев, которую они до того полностью брали на себя, и когда христианские купцы ещё не перехватили у них её, монастыри, как хорошо показал Робер Жанесталь, выполняли функцию "кредитных касс". Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 81

Под давлением горожан евреям постепенно запретили все виды деятельности, кроме финансовых операций и торговли старьём.[1]

Короли и князья периодически изгоняли евреев из своих владений, отбирая у них всё имущество, затем впускали их обратно, чтобы вновь обобрать. Появились "королевские евреи" - фактически крепостные.

Во многих государствах, владениях и городах евреям было предписано носить особый костюм. Как правило для них отводился отдельный квартал в городе.

Несмотря на тяжкие экономические условия и постоянные преследования, творческая жизнь не замирала среди евреев. Работали великие теологи, поэты и философы, создававшие новые направления еврейской религиозной и светской культуры.

Знакомые по арабским переводам с греческой литературой, они перевели многие классические сочинения на еврейском языке, изучали в подлиннике греческих и латинских авторов. В эпоху возрождения итальянские и нидерландские евреи явились учителями многих гуманистов.

Содержание

На Пиренейском полуострове

В Испании

Средневековая испанская община была одной из наиболее успешных как в политико-экономическом, так и в культурном плане. В обстановке постоянных мусульманско-христианских войн власти, как правило, не могли обходиться без сотрудничества с евреями.

С начала XI в. в мусульманских государствах Испании высшие слои еврейского общества активно участвовали в политической деятельности. В еврейской среде процветала наука и литература, влиявшая на общины всей Европы и Сердиземноморья.

С приходом альморавидов начались притеснения и погромы. В Гранаде в 1066 г. погибла почти вся еврейская община города. В 1147–72 гг. почти вся мусульманская Испания была захвачена мусульманскими фанатиками альмохадами. Они заставили всех немусульман принять ислам или эмигрировать.

В конце XII в. центр испанского еврейства переместился на христианский север. Там правители предоставляли евреям свободу вероисповедания и разрешали оставаться в своих кварталах, где они сохраняли небывало широкую для стран галута административную и судебную автономию.

Евреи считались собственностью короля, в казну которого они платили налоги и находились под его защитой. Появилось еврейское земледелие. По некоторым оценкам, в XI–XII вв. около 1/3 сельхозугодий Испании принадлежали евреям. Христианские правители и феодалы охотно привлекали евреев на придворную службу.

Однако горожане-христиане и церковь сопротивлялись предоставлению прав евреям.

В христианской Испании евреи-переводчики включили в культурный обиход стран Запада многие сочинений еврейских и арабских учёных и поэтов, а также памятники древнегреческой культуры, которые сохранились лишь в переводе на арабский язык. Евреи продолжали заниматься науками, в частности медициной и астрономией. Много было исследований на религиозно-философские темы.

Церковь стремилась изолировать христиан от евреев и постепенно добилась ряда постановлений в этой области, в частности, обязательного ношения евреями отличительного знака (с начала XIII в.). С XIII в. начались кампании по обращению евреев в христианство, кровавые наветы и богословские диспуты с предвзятым арбитражем, за которыми следовали волны обращений в христианство. В ходе феодальных войн использовалась антиеврейская пропаганда и действия.

Несмотря на всё это, евреи Испании в значительной степени сохраняли свои экономические позиции. В конце XIII в. 22% налоговых поступлений Кастилии выплачивались ее еврейскими подданными.

4 июня 1391 г. в Севилье произошёл погром, практически уничтоживший общину города. Беспорядки перекинулись в другие города. Королевская администрация не делала никаких попыток защитить евреев.

В конце XIV в. – начале XV в. проявилась тенденция к упадку еврейско-испанской культуры.

В начале XV в. в Кастилии насчитывалось около тридцати тысяч еврейских семей, а также весьма значительное число марранов. Христиане догадывались, что многие из них втайне продолжали соблюдать предписания иудаизма. После брака Фердинанда и Изабеллы (1469) начались преследования марранов в объединенном королевстве Кастилии и Арагона. Королевская пара в 1477 г. обратилась к папе с просьбой установить в Испании инквизицию. Её деятельность приобрела необычайно жестокий характер, особенно в преследовании марранов.

31 марта 1492 г. был подписан эдикт об изгнании евреев из Испании и ее владений, согласно которому евреи должны были до конца июля покинуть страну. Подавляющее большинство евреев (по оценке историков, 200 тыс. человек) покинуло Испанию. Около 120 тыс. нашла временный приют в Португалии, где в 1497 г. они были насильственно крещены. Остальные направились в Северную Африку, Турцию, другие средиземноморские страны. Лишь немногим удалось вовремя переправить достояние за границу. Общинное имущество конфисковывалось властями.

Изгнание евреев из Испании 1492 г. привело к перемещению центра еврейской духовной жизни в страны Центральной Европы, Малой Азии и Северной Африки. Испанские евреи перенесли туда свою интеллектуальную активность, как и свой язык ладино, обогатив и зачастую оказав формирующее влияние на культурную жизнь местных общин.[2]

В Португалии

Астрономические таблицы астронома и раввина Авраама Закуто, опубликованные последним из еврейских пречатников в Португалии, Авраамом Орта, за год до изгнания евреев. Этой книге придаёт особое историческое значение то, что Христофор Колумб использовал астрономические таблицы Закуто в своих путешествиях в Америку. Abraham Zacuto, Tabulae astronomicae, Leiria, 1496. Отдел редких книг и специальных коллекций Библиотеки Конгресса США.

Королевство Португалия возникло в XII веке на территории, где евреи жили с римских времён. В XII - XIII веках Португалия расширялась, захватывая у арабов населённые евреями территории. К концу XIII в. в ней жили около 40 тыс. евреев.

Короли Португалии в XII в. – начале XIV в. гарантировали евреям равные с христианами экономические права и судебную автономию, практиковали назначения евреев на высокие государственные посты, отвергая требования католической церкви начать угнетение евреев.

Проживание евреев ограничивалось особыми кварталамижудиариас. Сложилась разветвленная система еврейской автономии. Общины и отдельные лица, а также заключавшиеся евреями сделки и ритуальный убой скота облагались высокими налогами.

В XI–XIII вв. еврейская община Португалии процветала. Её представители занимали ключевые позиции в экономике страны, прежде всего в торговле и в сфере финансов, играли важную роль при королевском дворе.

В отличие от Испании, Португалия не была в средние века крупным центром еврейской учености. В 1480-х гг. в Португалии открылись три еврейские типографии. Они просуществовали до 1497 г. и выпустили ряд высококачественных инкунабул.

В XIV веке начались притеснения, нараставшие (с перерывами на временные улучшения) до конца XV века. Были увеличены налоги для евреев и введено ношение отличительного знака. Было ограничено право евреев на выезд из страны. В 1350 г. католическое духовенство объявило их виновниками вспыхнувшей в Португалии эпидемии чумы. Община сильно пострадала от двух вторжений кастильских войск (1373, 1383).

В конце XIV века король запретил евреям занимать государственные должности (сделав исключение для нескольких сборщиков налогов и придворных врачей). В начале XV века король издал указ, запрещавший всякое общение евреев с христианами. С 1449 г. начались погромы.

В 1492 г. евреям, изгнанным из Испании, король разрешил переселиться в Португалию, но лишь на восемь месяцев и при условии уплаты подушной подати. Местная община протестовала против допуска в страну испанских евреев, опасаясь за своё положение. За короткий срок в страну прибыло около 120 тыс. евреев. Их разместили в небольших городах вдоль границы с Испанией. В перенаселенных жудиариас вскоре вспыхнула эпидемия чумы.

После этого Жоао II приказал испанским евреям досрочно покинуть страну. Не сумевшие это сделать к установленному сроку были проданы в рабство. Детей в возрасте от трех до десяти лет выслали на остров Сан-Томе. Многие из тех, кто успел выехать из страны, были ограблены португальскими моряками и высажены на пустынном побережье Африки, где погибли от голода.

В конце XV в. в Португалии предположительно насчитывалось около 80 тыс. евреев.

Мануэл Счастливый, зять испанской королевской четы, по её требованию издал 4 декабря 1496 г. указ, предписывавший всем евреям Португалии в течение десяти месяцев креститься или покинуть страну.

Около двадцати тысяч евреев, ожидавшие кораблей в Лиссабоне, 19 марта 1497 г. подверглись насильственному крещению. Одновременно были крещены все оставшиеся евреи Португалии, включая беженцев из Испании. Руководители общины предпочли отступничеству мученическую смерть.

Из экономических соображений 21 апреля 1499 г. Мануэл запретил новым христианам выезжать за пределы Португалии без разрешения властей. Те, кто имел такое разрешение, лишились права продавать свое имущество или взыскивать долги.

Королевским указом от 30 мая 1497 г. новые христиане были объявлены полноправными гражданами Португалии. Запрещалось до 1517 г. преследовать их за ересь. Но католическая церковь и большинство португальцев продолжали считать их евреями. Начались погромы, приведшие в дальнейшем к их массовой эмиграции.[3]

На Балеарских островах

Первые документальные сведения о евреях Мальорки восходят к 1135 г.

В XII - XIII веках владевшие Балеарскими островами короли в целом покровительствовали евреям. Им отводились участки в городах, разрешалось приобретать недвижимость и иметь своё общинное самоуправление. Евреи быстро включились в международную торговлю Мальорки, а также занялись ювелирным искусством и обувным делом.

Хотя имели место ущемления экономических прав евреев в пользу христианских конкурентов и постояннные поборы в пользу королей, экономическое положение евреев Мальорки упрочилось. Еврейское население Мальорки заметно увеличилось за счет переселенцев из южной Франции и стран Северной Африки. На Мальорке жили известные религиозные авторитеты и учёные того времени.

В течение XIV века непрерывно нарастало давление на евреев Мальорки. Погромы, кровавые наветы, насильственное крещение и репрессии со стороны властей привели к исчезновению общин в малых городах.

Исходя из экономических соображений, короли пытались противостоять антиеврейской кампании и возвращать евреев после массового бегства. Но, несмотря на временные послабления и предоставление евреям гражданства в 1325 году, к концу века большинство евреев исчезло с Балеарских островов.

В 1413 г. евреям Мальорки было запрещено жить вне гетто и общаться с христианами. Резня 1435 г. в Пальме положила конец существованию еврейской общины на Мальорке. Около 200 евреев перешли в христианство, большинство бежало в Северную Африку.[4]

Во Франции

В XI - XV веках веках еврейская община Франции жила в условиях экономических притеснений и полного личного бесправия.

Евреям были запрещены все виды деятельности, кроме ростовщичества. Короли и крупные феодалы грабили евреев при всяком удобном случае. Их арестовывали и изгоняли, конфискуя имущество и отменяя свои долги евреям. Часто долги частных лиц евреям присваивались властями. При обострении финансовой ситуации евреев приглашали вернуться.

Довольно скоро у королей Франции и хозяев крупных регионов возник взгляд на евреев как на источник надёжных доходов, и они объявили евреев своей собственностью. Это привело к фактическому переводу евреев в крепостное состояние - без права смены места жительства. Но "хозяева" почти не обеспечивали евреям защиты от погромов и затей церковников.

Крестовые походы сопровождались истреблением еврейских общин в городах по пути следования. Во множестве плодились кровавые наветы. Евреев преследовала инквизиция.

Конференция раввинов Франции. XIII век. Миниатюра из Национальной библиотеки, Париж. Источник: Jewish encyclopedia

В 1394 евреи были изгнаны из Франции.

В южной части страны, не входившей напрямую в королевство Франция, положение долго было лучше. Евреи продолжали владеть землёй, занимать государственные должности и заниматься свободными профессиями. Но постепенно положение ухудшилось и там. Крестовые походы, бунты черни и войны привели к исчезновению цветущих общин.

В Эльзасе, входившем тогда в состав Священной Римской империи, положение евреев было несколько лучше, хотя там происходило почти всё, что и в других частях Германии. Тем не менее, там до конца XV века существовала еврейская занятость не только в финансовой области, евреи сохраняли определённые права. Изгнанные из городов Эльзаса евреи могли поселиться в деревнях.

При всём этом, интеллектуальная деятельность еврейской общины была активной до конца XIII века. Работали ешивы, писали книги учёные и поэты. Во Франции в этот период жил великий РАШИ. Раввины Прованса вели дискуссию с самим РаМБаМом.

В Британии

Евреи пришли в Англию в XI веке из Нормандии после её завоевания герцогом Уильямом в 1066 году. Немного евреев переселилось туда из Германии, Испании и Италии. Евреям было разрешено заниматься в основном финансами и немного - торговлей. Они должны были носить особые остроконечные шляпы для отличия ото всех прочих. Короли объявили евреев своими крепостными и пытались их защищать. После начала третьего крестового похода в 1189 году в Англии начались погромы. В течение XIII века еврейские общины были постепенно уничтожены. В 1290 году последние евреи были изгнаны из Англии и утоплены по дороге английскими моряками.[5]

В Нидерландах (Голландия, Бельгия, Люксембург)

Первые документальные свидетельства о евреях в Нидерландах в средние века относятся к XII в. Начиная с (c 1200 года), имеются более подробные сведения о евреях в провинциях Брабант (современная Бельгия), Гелдерн, Оверэйсел и Лимбург. Евреи переселялись сюда, вероятнее всего, из крупных прирейнских общин. Первые сведения о пребывании евреев в Люксембурге относятся к 1276 г.

Еврейские общины нидерландских графств росли за счёт беженцев из Германии и Франции в XIV в.

Уже в XIII в. начались первые попытки изгнания евреев.

В 1309 г. в крестоносцами были убиты евреи многих городов, отказавшиеся принять крещение. Еврейская община смогла восстановиться. В течение XIV в. происходили многочисленные погромы и казни евреев в разных частях Нидерландов (особенно - во время «чёрной смерти» 1349–50 гг.).

Выживших изгоняли, но вскоре разрешали вернуться, определяя для жительства ограниченные места. До конца XV в. число евреев на территории Нидерландов было незначительным.[6][7][8][9]

В Германии

До 1-го крестового похода (1096) евреи Германии не знали преследований (за исключением временного изгнания из Майнца в 1012 г.). Они пользовались покровительством императоров и епископов, получая от них льготы и правовую защиту.

В XII – XIII вв. экономическое и социальное положение евреев Германии значительно ухудшилось. Укрепившееся за время крестовых походов немецкое купечество вытесняло евреев из сферы торговли. Городские цехи и гильдии препятствовали ремесленным занятиям евреев и не допускали их в свою среду. Ограничения в экономической деятельности вынудили евреев заниматься кредитными операциями, запрещёнными христианам, что вело к усилению ненависти к ним со стороны значительной части общества.

С XIII в. немецкие короли усвоили взгляд на жизнь и имущество евреев как на свою собственность, запрещая им в некоторых случаях выезд из подвластных им территорий. Светские и духовные феодалы и городские власти также претендовали на покровительство евреям, связывая с этим дополнительные многочисленные поборы и вымогательства.

В городах происходило обособление еврейского населения в замкнутых кварталах. Безопасность евреев вне еврейского квартала не была гарантирована. Еврейская община, или кагал, в основном была автономной. Правители окружающих городов иногда вводили ограничения на число жителей гетто и всегда налагали тяжелое налоговое бремя. Сбор налогов и обеспечение квоты населения был возложен на еврейский совет управляющих, кеhила. Любое взаимодействие с нееврейскими правителями, предпринимателями или соседями было возложено на штадлана (shtadlan), представителя общины.[10]

Массовые убийства во времена крестовых походов опустошили еврейские общины прирейнских городов. Эти события известны в еврейской истории как гзерот татнав, то есть резня 4856 г. по еврейскому летосчислению (1096 г. — начало 1-го крестового похода). Тогда же Германии началась практика обвинений в ритуальном убийстве.

Средневековая (XV век) немецкая гравюра "Сожжение евреев" Из книги Г. Шеделя «Weltchronik», 1493. (из Электронной еврейской энциклопедии)

Погромы, массовые убийства, поголовное истребление целых общин и насильственные крещения происходили и после окончания основных крестовых походов - вплоть до конца XIV века. XIV век запечатлелся в еврейской народной памяти как «век мученичества». Евреи были изгнаны из большинства городов Германии или уничтожены.

Некоторую защиту от погромов и насилия евреи Германии получали от императорской власти. Привилегии именовали их «каммеркнехтами», то есть рабами императорской казны (servi camerae nostrae). Этот статус не был связан с полной личной зависимостью, но обязывал евреев платить за покровительство и охрану жизни и имущества особые налоги.

Стремление сохранить нравственные ценности иудаизма в эпоху гонений и религиозной нетерпимости, с одной стороны, и пример аскетизма некоторых монашеских орденов, с другой, нашли свое выражение в мировоззрении мистического движения Хасидей Ашкеназ (XII в.).

И в периоды бедствий продолжалась консолидация еврейских общин, укреплялось общинное руководство. Собираясь в дни ярмарок, руководители общин и раввины издавали таканот (`установления`), которые регулировали различные аспекты еврейской жизни.

Еврейская свадьба. Рисунок XV века. Фото Алана Хамма (Alan Humm) из статьи Давида Шиовича "Germany" в Jewish Virtual Library по материалам Encyclopedia Judaica

В XV в. нужда в деньгах князей и городские власти вновь пригласить евреев. Они вернулись к занятиям торговлей и денежными операциями, освоили торговлю сельскохозяйственными продуктами, вином в южной Германии.

Были восстановлены многие еврейские общины Германии. На евреев накладывались традиционные ограничения. Вводились отличительные знаки в одежде. Например, в Аугсбурге предписывалось евреям носить на одежде жёлтый значок.[11]

XV в. не знал погромов и массовых убийств предшествующей эпохи. Однако травля со стороны церкви, экономическая конкуренция немецкого населения и желание избавиться от еврейских кредиторов часто служили причиной изгнания евреев из тех или иных местностей и городов.

В Швейцарии

Первое известие о евреях на территории современной Швейцарии - это упоминание о том, что в 1213 г. епископ Базеля силой отобрал у еврея-ростовщика свои долговые расписки.

Базель значится также в перечне наиболее крупных еврейских общин Священной Римской империи, плативших в 1214 г. налоги в императорскую казну. В XIII веке впервые упоминаются евреи в Люцерне, Берне, Санкт-Галлене, Винтертуре, Цюрихе, Шаффхаузене, Женеве, Цофингене, Бишофсцелле, Райнфельдене. В конце XIII в. – начале XIV в. еврейское население появилось также в Шийоне, Монтрё, Лозанне, Невшателе, Биле, Вёве.

К середине XIV в. в германоязычных районах будущей Швейцарии насчитывалось около 30 еврейских общин, во франкоязычных — 14. По всей видимости, евреи переселялись сюда из Южной Германии, Эльзаса и Франции. Они занимались главным образом кредитным делом, предоставляя ссуды феодальной знати, горожанам, крестьянам, муниципалитетам и церкви.

Общины были сравнительно невелики (еврейские кладбища имелись лишь в Берне и Цюрихе). В тех районах, которые входили в состав Священной Римской империи, евреям, как правило, приходилось платить налоги и императору, и городам. В большинстве городов евреев обязывали носить отличительный знак, а также селиться в особых кварталах и не покидать их во время христианских пасхальных праздников.

Уже в 1287 г. в Берне произошел погром. В середине 1290-х гг. на евреев этого города был возведен кровавый навет; некоторых из них казнили, остальным пришлось покинуть город.

В 1348 г., когда началась эпидемия чумы, городские власти Шийона арестовали нескольких евреев и пытками вынудили их сознаться в том, что они отравили колодцы и таким образом вызвали болезнь. Это положило начало массовому истреблению евреев по всей Швейцарии и за ее пределами — в Германии, Эльзасе и во Франции.

Несколько лет спустя во многих городах Швейцарии вновь возникли еврейские общины (в Цюрихе — в 1352 г., в Базеле — в 1361 г.). В некоторые места евреям не было позволено вернуться.

Со второй половины XIV в. в стране начали активно действовать ростовщики-христиане. Города перестали нуждаться в еврейском кредите. С конца XIV по конец XV века евреям было запрещено проживание во всех городах Швейцарии (в отдельных случаях исключение делалось для врачей).

В Австрии

Австрия на протяжении средних веков представляла собой особую часть Германии. О пребывании евреев в Австрии впервые упоминается в документах, относящихся к X в. В первой половине XIII в. еврейские общины образовались в Вене, Кремсе, Винер-Нёйштадте, Гуллене, Костернейбурге. В XIII в. евреи играли важную роль в экономической жизни страны, в международной торговле, в сборе налогов, в монетном деле. В XIII в. Австрия стала центром еврейской учености для Германии и западных славянских земель.

Германский император Фридрих II Штауфен, захватив Вену в 1237 г., запретил евреям занимать государственные должности. Следует понимать, что к этому моменту евреям случалось их занимать. В 1238 г. император объявил венских евреев «каммеркнехтами», то есть слугами императорской казны (servi camerae nostrae), что обязывало евреев платить за покровительство, охрану жизни и имущества особые налоги. В хартии, данной им в том же году, император предоставил евреям определённые свободы и гарантии личной безопасности. Во внутренних делах евреям предоставлялась полная автономия.

Австрийский герцог Фридрих II, восстановив власть над Веной, подтвердил императорский запрет евреям занимать государственные должности и издал специальную грамоту, где были перечислены основные законы для евреев Австрии. Евреям обеспечивалась защита жизни, имущества и личного достоинства. Эти законы были действительны вплоть до изгнания австрийских евреев в 1420 г.

Чешский король, эрцгерцог Австрии Пршемысл II Отокар (1251–76) подтвердил 29 марта 1254 г. грамоту Фридриха и добавил пункт, запрещающий выдвигать против евреев кровавые наветы. Запрет принимать евреев на государственную службу соблюдался не очень строго.

В мае 1267 г. церковный собор в Вене принял ряд антиеврейских решений. В частности, вводилось ношение отличительного знака. На евреев были наложены многочисленные ограничения в сфере занятости и в быту, но они соблюдались не слишком строго.

С конца XIII в. положение евреев стало ухудшаться. Антиеврейские настроения, господствовавшие в Германии, распространились и в Австрии. Участились кровавые наветы, обвинения в осквернении гостии.

Зальцбургский архиепископ, получивший власть над евреями, запретил заниматься изготовлением и продажей одежды и аннулировал долги австрийских дворян евреям.

В течение XIV века многократно происходили погромы и поголовное истребление целых городских общин, особенно во время эпидемии «черной смерти» 1348–49 гг.

В отдельных случаях герцогская власть защищала евреев. После 1358 года были введены разорительные денежные санкции против евреев, уезжавших из Австрии. Вводились новые ограничения на профессиональную деятельность, проводились грабительские акции против всей общины.

В 1378 г. евреям была пожалована грамота, гарантирующая личные и имущественные права. Но ничего не изменилось. В 1380 г. герцоги потребовали от евреев новый колоссальный заём.

В 1406 г. жители Вены разгромили еврейский квартал. В 1420 г. все евреи Австрии были арестованы. 270 человек были сожжены на костре. Все остальные, за исключением согласившихся креститься, были высланы из страны, их собственность конфискована, дети евреев были отданы в монастыри на воспитание.

В 1457 г. герцог Фридрих III (император Германии в 1440–93 гг.) добился от папы издания буллы, разрешавшей евреям жить в Каринтии, Штирии, Тироле. Сословия требовали от императора подтверждения запрета на проживание евреев в Австрии. Но евреи продолжали селиться в землях, откуда они были ранее изгнаны. Император добился от папы издания в 1469 г. буллы, в которой объявлялось, что евреи вправе требовать справедливого обращения. Он защищал евреев от кровавых наветов. В Австрии его стали презрительно называть «королем евреев».

Император Максимилиан I (1493–1519), остро нуждаясь в деньгах, покровительствовал евреям - надежному источнику доходов. Но в 1496 г. сословия Каринтии и Штирии выразили согласие регулярно платить императору ту сумму, которую он собирал с евреев. Он перестал противиться их изгнанию и только в Нижней Австрии позволил евреям жить в пограничных городах.

В Италии

Крестовые походы задели итальянскую общину слабее, чем общины других стран. В конце XI в. немногочисленное еврейское население Северной и Центральной Италии сосредоточилось главным образом в Вероне, Павии и Лукке. Основное ядро еврейского населения проживало в Риме, на юге страны и в Сицилии. В Сицилии под властью сарацин (до 1061 года) положение еврейского населения было значительно лучше, чем в других областях Италии.

Известно, что евреи Италии занимались торговлей и ремеслами, в частности красильным делом и шелкопрядением (главным образом на юге страны), а также земледелием. В Риме, Лукке, Веносе, Бари, Отранто и Сипонто существовали иешивы.

На протяжении XII и XIII вв. евреи Италии в общем жили зажиточно, вели интенсивную интеллектуальную деятельность. Когда позволяла политика правящих пап, поддерживали хорошие отношения с христианской средой, в том числе и с представителями высших слоев общества.

Торговые государства на севере Италии предоставляли евреям ограниченные права. Их то приглашали в те или иные области, то изгоняли - в меру экономической заинтересованности.

Император Священной Римской империи Фридрихе II (XII век)в своих владениях лично покровительствовал евреям. Покровительствующей евреям политике Каликста II (первая четверть XII в.) следовал ряд глав католической церкви.

Под норманнским правлением евреи Южной Италии и Сицилии пользовались еще большей свободой. Они считались равными христианам, им было разрешено заниматься любым делом, они даже обладали юрисдикцией над своими собственными делами.

С правления Иннокентия III (1198-1216) в первой четверти XIII в. началась полоса преследования евреев по всей западной Европе. Он требовал увольнения всех евреев с государственной службы и ввёл ношение евреями отличительного знака в одежде. С 30-х гг. XIII в. инквизиция стала преследовать иудаизм в Италии, туда распространилась борьба церковных властей против изучения Талмуд.

С 1265 г. (при Анжуйской династии) положение евреев на юге Италии крайне ухудшилось. К 1294 г. половина еврейского населения была вынуждена отступиться от иудаизма, и ряд еврейских общин был уничтожен. Большинство евреев бежали в другие области страны.

С 1278 г. евреев Ломбардии принуждали присутствовать на миссионерских проповедях.

Параллельно с этим евреев вытесняли из различных сфер занятости, запрещали заниматься ремёслами и торговлей, отбирали землю. К началу XIV в. в городах Северной и Центральной Италии евреи занялись в основном банковским делом, заменив христианских ростовщиков, которым это запретила церковь. Деятельность банкиров-евреев всячески поощряли государства и отдельные города Италии, заинтересованные в обеспечении кредитов малосостоятельным классам населения. Приглашая еврейских финансистов, они заключали с ними особые договоры (так называемые кондотты). Евреям гарантировали как удовлетворительную прибыль, так и возмещение убытков в случае нападения на них черни.


Среди наиболее выдающихся еврейских ученых и писателей того времени был Калонимус бен Шабтай из Рима (XI в.), впоследствии переселившейся (видимо, по приглашению императора Оттона II) в Германию.

Из итальянских евреев, прославившихся в XII–XIV вв. трудами в области Галахи и философии, а также переводами с арабского на иврит и латинский язык, наиболее известны:

  • галахист и философ Хилель бен Шмуэль из Вероны (1220? — 1295?),
  • комментатор Мишны Ицхак бен Малкицедек из Сипонто (1090?—1160),
  • комментатор Талмуда и посек Йеша‘яhу бен Мали (Старший) из Трани (родился, по-видимому, в 1200 г. – умер не позднее 1260 г.),
  • его племянник, талмудист и толкователь ТАНАХа Йеша‘яhу бен Элияhу из Трани (Младший; умер, по-видимому, в 1280 г.),
  • проповедник Я‘аков бен Абба Мари Анатоли из Неаполя,
  • галахист и философ Ахитув бен Ицхак из Палермо,
  • философ Зрахия бен Ицхак бен Шалтиэль Грациан (Хен),
  • Фарадж бен Шломо из Агридженто,
  • известный каббалист Менахем бен Биньямин Реканати (конец XIII в. – начало XIV в.);
  • философ и переводчик Иехуда бен Моше Романо;
  • Калонимус бен Калонимус (родился в 1286 г. – умер в период после 1328 г.), автор сатир «Массехет Пурим» («Трактат Пурим») и «Эвен бохан» («Пробный камень»);
  • Шмарья бен Элияху (1275–1355), автор философского комментария к ТАНАХу;
  • поэт Иммануэль из Рима, современник и друг Данте Алигьери.
Средневековые итальянские евреи. Фото Митчелла Барда (Mitchell Bard) с сайта Jewish Virtual Library

Многие из них занимались также врачебной деятельностью. Долгое время жил в Италии Аврахам Ибн Эзра. Библейскому экзегету Менахему бен Шломо (первая половина XII в.) приписывается окончательное оформление молитвенного ритуала итальянских евреев, так называемый минхаг роми (римский уклад), который восходил к традиции Страны Израиля и был принят в большинстве общин Италии. Еврейско-итальянский язык, вошедший в употребление в Южной и Центральной Италии в период раннего средневековья, в XIV-XVI вв. распространился среди евреев всей Италии.

К 1150 году в Италии стали известны как поэты Шабтай бен Моше из Рима, его сын Иехиэль Калонимус, который считался талмудическим авторитетом даже за пределами Италии, и рабби Иехиэль из семьи Манси (Aнав), также из Рима. Их композиции полны мысли, но их стиль довольно сырой. Натан, сын вышеупомянутого рабби Иехиэля, был автором талмудического лексикона ("Aрух"), который стал ключом к изучению Талмуда.

Соломон Пархон составил во время своего проживания в Салерно словарь иврита, который способствовал изучению толкований ТАНАХа среди итальянских евреев. В целом, однако, ивритская культура не была в цветущем состоянии. Единственным заметным литургическим автором был Йоав бен Соломон, некоторые из сочинений которого сохранилось.

Ко второй половине тринадцатого века появились признаки улучшения ивритской культуры и более глубокого изучения Талмуда. Йеша‘яhу бен Мали ди Трани старший (1232-79), высокий авторитет в Талмуде, был автором многих известных респонсов. Давид, сын его, и Йеша‘яhу бен Элияhу ди Трани Младший, его племянник, пошел по его стопам, как и их потомки до конца семнадцатого века.

Меир бен Моше руководил важной талмудической школой в Риме, и Авраам бен Йосеф - ещё одной, в Пезаро. В Риме два известных врача, Авраам и Йехиэль, потомки Натана бен Йехиэля, преподавали Талмуд. Одна из женщин этой одаренной семьи, Паола деи Манси, также достигла известности; её знания ТАНАХа и Талмуда были значительными, и она переписывала комментарии к Танаху великолепным почерком.[12]

В этот период Фридрих II нанимал евреев переводить с арабского философские и астрономические трактаты. Среди этих писателей были Йуда Коэн из Толедо, позднее из Тоскане, и Якоб Анатолио из Прованса.

Это поощрение, естественно, привело к изучению работ Маймонида (особенно "Море небуким") - любимого писателя Гилеля из Вероны (1220-95). Этот литератор и философ занимался медицинской практикой в Риме и в других итальянских городах и перевёл на иврит многие медицинские труды.

По инициативе римской общины был сделан перевод на иврит арабских Комментариев Маймонида к Мишне.

Свободный дух сочинений Маймонида имел и других приверженцев в Италии. Например, Шабтая бен Соломона из Рима и Захарии Хена из Барселоны, который переселился в Рим и внёс большой вклад в распространение знаний о трудах РаМБаМа. Последствия этого для итальянских евреев видны в их любви к свободе мысли и их уважение к литературе, а также в их приверженности к буквальному пониманию библейских текстов и их несогласию с фанатичными каббалистами и мистическими теориями.

Среди приверженцев этих теорий был Иммануэль Римский|Иммануэль бен Соломон из Рима, знаменитый друг Данте. Раздор между последователями Маймонида и его противники нанёс наиболее серьезный ущерб интересам иудаизма.

Подъем поэзии в Италии во время Данте вдохновлял и евреев. Богатые и влиятельные люди, отчасти по причине искреннего интереса, отчасти следуя духу времени, стали покровителями еврейских писателей, тем самым вызывая наибольшую активность с их стороны.

Эта активность была особенно заметна в Риме, где возникла новая еврейская поэзия. Наиболее заметными авторами были Лео Романо, переводчик трудов Фомы Аквинского и автор отличных экзегетических трудов; Йуды Сицилиано, писавший ритмическую прозу; Калонимус бен Калонимус, известный поэт-сатирик, и особенно вышеупомянутый Иммануэль.

В это время папа Иоанн XXII собирался изгнать евреев Рима. Евреи устроили день общественного поста и молитвы для призыва к божественной помощи. Король Роберт Сицилийский, который заступался за евреев, послал к папе в Авиньон посланника, которому удалось предотвратить эту большую угрозу. Иммануэль описал этого посланника как человека высоких достоинств и большой культуры.

Этот период еврейской литературы в Италии действительно является одним из большим великолепием. После Иммануэля не было других значительных еврейских писателей до Моисея да Риети (1388), писавшего на иврита так же элегантно, как по-итальянски. Но несмотря на это, его изнурительный и неестественный стиль не может сравниться с приятными и энергичными творениями Иммануэля.

XIV–XV вв. были периодом расцвета принадлежавших евреям ссудных банков. Еврейские банкиры стремились подражать образу жизни «людей Ренессанса», увлекались литературой и искусством.

Небывалого расцвета достигла и духовная жизнь евреев Италии. В это время здесь жили:

  • поэт и медик Моше бен Ицхак Риети (родился в 1388 г. – умер в период после 1460 г.), автор «Микдаш ме‘ат» («Святилище малое») — поэмы на иврите по образцу «Божественной комедии» Данте;
  • Овадия Бертиноро, комментатор Мишны;
  • философ Ицхак Абраванель,
  • его сын, поэт Иехуда Абраванель;
  • философ и талмудист Элияху Дельмедиго и гуманист Иоханан Алемано (родился, возможно, в 1435 г. – умер в период после 1504 г.), близкие к кружку итальянского философа-гуманиста Пико делла Мирандола, глубоко интересовавшегося и еврейским мистицизмом;
  • галахист Иосеф бен Шломо Колон (1420?–1480);
  • философы Иехуда бен Иехиэль (XV в.) и его сын Давид бен Иехуда Мессер Леон (1470?–1526?);
  • путешественник Мешулам бен Менахем из Вольтерры (XV в.).

Танцмейстером при дворах Л. Медичи и Изабеллы д’Эсте был Гульельмо да Пезара (Гульельмо Эбрео), принявший после 1475 г. христианство.


Нападкам на евреев, особенно на ростовщиков, со стороны проповедников-францисканцев, требовавших их изгнания, в XV в., как правило, противостояла защита гражданских властей. Однако возглавляемая монахом Бернардино да Фельтре кампания антиеврейской пропаганды францисканцев (которая инспирировала обвинение в 1475 г. евреев Тренто в ритуальном убийстве) вызвала ряд временных изгнаний евреев из Бреши (1463), Бассано (1468 г. или 1481 г.), Пармы (1488) и других городов.

Эдикт 1492 г. об изгнании евреев из Испании распространялся также на ее владения в Италии — Сардинию и Сицилию. Большинство изгнанников перебралось в материковую Италию, главным образом на территорию Неаполитанского королевства, часть переселилась в Северную Африку, Грецию, Турцию и Левант. В Неаполитанское королевство прибыло также около девяти тысяч изгнанников из Испании.

Их хорошо принимали и в других государствах Италии, в том числе и в Папской области. Евреи Папской области, не хотевшие принимать изгнанников из Испании, получили строгий выговор от папы Александра VI (Борджиа). Он приказал устроить временный лагерь для испанских евреев около Рима.

В Риме (Папской области)

Среди римских евреев вплоть до XII вв. было много состоятельных людей: торговцев, финансистов, встречались даже землевладельцы. Они имели тесную связь с папским двором и ходатайствовали за своих единоверцев в других странах.

В X–XIII вв. Рим был крупным центром еврейской учености. В раввинистических источниках этого периода упоминаются имена известных раввинов, группировавшихся вокруг римской иешивы.

В Риме в этот период окончательно сложился молитвенный ритуал итальянских евреев, так называемый минхаг роми (`римский уклад`). Там развивалась еврейская поэзия. Римские евреи изучали светские науки, в том числе философию, медицину, математику. Богатые евреи стремились во всем подражать итальянской знати и даже занимались меценатством.

Биньямин из Туделы, побывав в Риме примерно в 1159 г., писал, что в городе много евреев, живущих на обоих берегах Тибра, а не только в старом еврейском районе. Многие члены римской еврейской общины имели вес в обществе, были освобождены от особых еврейских налогов, некоторые состояли на папской службе. Папа Александр III (1159–81), испытывавший постоянную нужду в деньгах, благожелательно относился к евреям. Некоторые из них были его финансовыми агентами.

Племянник рабби Натана бен Иехиеля служил администратором собственности Александра III, который проявил дружественные чувства к евреям на Латернском Соборе 1179 года. Там он разбил построения враждебных прелатов, выступавших за ограничительные и одиозно-антиеврейские законы.

После того, как IV Латеранский собор (1215) принял по инициативе папы Иннокентия III антиеврейское законодательство, положение евреев начало ухудшаться. В папской столице это законодательство выполнялось менее строго, чем в других местах.

В общину Рима не принимались евреи из других городов. При папе Гонории III (1216–27) была разрушена новая синагога. После осуждения Талмуда в Париже в 1270 г. все экземпляры этой книги, обнаруженные в Риме, были сожжены.

В 1257 г. евреям было предписано носить отличительный знак. Видимо, это постановление соблюдалось не очень строго, и в 1360 г. городские статуты вновь предписали всем еврейским мужчинам носить красный плащ, а женщинам — красное платье. От ношения отличительного знака были освобождены только врачи.

Папа Николай IV (1288–92) под влиянием своего врача Ицхака бен Мордехая защищал евреев от произвола римского духовенства, но после смерти папы гонения возобновились. Евреев обязали участвовать в ежегодных карнавалах в римских цирках, во время которых их подвергали грубым издевательствам. С 1312 г. участие в карнавалах было заменено специальным налогом.

С 1305 г. по 1378 г. папской резиденцией был французский город Авиньон. Авиньонские папы не были заинтересованы в услугах евреев Рима, и гонения усилились. В 1320 г. был издан декрет об изгнании всех евреев из Рима. Делегации римских евреев во главе с членом известной римско-еврейской семьи Калонимус удалось добиться отмены декрета. Но пока новый приказ был получен, часть евреев уже изгнали. В 1322 г. по требованию папы был вновь публично сожжен Талмуд. Вслед за этим в городе произошел погром. В числе убитых был тесть поэта Иммануэля Римского Шмуэль.

Папа Бонифаций IX (1389–1409), стремясь укрепить папскую власть в Италии, был заинтересован в финансовой помощи римских евреев. В 1402 г. он издал буллу, защищавшую евреев Рима от власти инквизиции, благодаря чему в городе поселились многие французские евреи, изгнанные из Франции в 1394 г.

Преемник Бонифация IX, Мартин V (1417–31), продолжал его политику вопреки антиеврейским постановлениям церковного собора в Констанце (в 1414–18 гг.). В 1429 г. была издана булла, в которой объявлялось, что римские евреи состоят под защитой законов, а евреи-ремесленники освобождаются от ношения отличительного знака.

Однако папа Евгений IV (1431–47) начал выполнять антиеврейские решения Констанцинского церковного собора: запретил евреям изучать гражданское право, заниматься ремеслами, упразднял еврейские суды. Запреты соблюдались с такой строгостью, что многие евреи покинули Рим и переселились в Мантую. Евреям Рима за большие деньги удалось добиться отмены большинства статей буллы, но статья о специальном налоге на римскую еврейскую общину оставалась в силе. Община была вынуждена обратиться за денежной помощью к другим еврейским общинам Италии.

При Николае V (1447–55) антисемитизм сеяли проповеди монаха-францисканца Джованни Капистрано, которого почитатели прозвали «бичом евреев». Эти проповеди часто вызывали различные антисемитские беспорядки. При Павле II (1464–71) молодых евреев заставляли участвовать в позорных забегах во время карнавалов для развлечения папы, причем еврейская община платила специальный налог на их организацию.

В XIV–XV вв. среди римских евреев было много богатых финансистов. Евреи занимались производством тканей, в том числе шелковых.

В конце XV в., в эпоху так называемого Высокого Возрождения, положение евреев Рима несколько улучшилось. Папы были достаточно сильны и могли противостоять антиеврейски настроенным церковным кругам и руководствоваться собственными экономическими и политическими интересами. В Италии большим авторитетом пользовались еврейские врачи, и каждый папа имел врача-еврея. Папы без ограничений допускали в Рим еврейских банкиров.

В Риме селились еврейские беженцы из других стран. Чувствуя в этом угрозу своему положению, римские евреи предложили папе Александру VI (1492–1503) 1000 дукатов, чтобы он не впускал в Рим еврейских беженцев из Испании. Однако папа относился к изгнанникам доброжелательно и разрешал им жить в Риме, несмотря на просьбу Фердинанда и Изабеллы изгонять их.[13]

В Северной Италии

В Генуе

Евреи в Генуе пострадали, хотя не настолько, как их единоверцы в северных землях, от рук крестоносцев, которые обнаружили крупный морской порт - удобное место сбора. С 1134 года евреи, которые приехали в Геную, должны были платить за освещение кафедрального собора - это, очевидно, препятствовало их поселению. Вскоре они были либо изгнаны, либо эмигрировали добровольно в результате организованного преследования. Биньямин из Туделы около 1165 года нашёл в Генуе только двух евреев (братьев), красильщиков из Северной Африки. Совершенно очевидно, что позже евреям было запрещено оставаться дольше чем три дня в Генуе. Нотариальные документы 1250-74 показывают на некоторое количество евреев, живших там или проезжавших.

В 1492 беженцам из Испании, прибывавшим в Геную в переполненных судах было разрешено сходить на берег на три дня, чтобы восстановить свои суда, который был нанесен большой ущерб, и чтобы оправиться от рейса. "И пока они готовились к дальнейшему путешествию, пришла зима, и многие из них погибли на пристани". Таков был отчёт, представленный Бартоломео Сенарега, секретарём республики, и его доклад подтверждает описание, данное Иосифом hа-Коэн в своем "Эмек hа-Бака" (изд. Letteris, стр. 85). 31 января 1493 года это разрешение было отменено из страха, что евреи завезут чуму. Двадцать одной из семей, которые высадились в Генуе было разрешено поселиться в Ферраре.

В последующие годы некоторым хорошо обеспеченным еврееям было разрешено остаться в Генуе под контролем "Управления евреев".[14][15]

С XIII века Генуя создавала колонии в Крыму. В Конституции генуэзских колоний на Черном море, изданной в Генуе 28 февраля 1449, епископам Каффы приказано не угнетать греков, армян, евреев и людей других конфессий и не вмешиваться в дела других конфессий, но довольствоваться надзором за моральным состоянием своих общин. В случае отказа епископов соблюдать решения консулов и совета старейшин, когда оно объявлено, будет необходимо предоставить евреям, грекам и армянам защиту от грабежа и от несправедливых поборов.[16]

В Венеции

Еврейский квартал Венеции впервые упомянут в документах, относящихся к 1090 г. В 1152 г. в нем было 1,3 тыс. жителей. После XII в. в Венецию переселилось значительное число евреев из Леванта и Германии. Многие евреи и марраны, изгнанные из Испании (1492) и из Португалии (1497), нашли убежище в Венеции (последние, впрочем, были затем изгнаны).[17]

Венеция разрешала въезд евреев в свои заморские колонии. Там им можно было стать гражданами конкретной колонии. Это гражданство действовало и в других частях колониальной империи Венеции, но не в самой Венеции. Туда евреев пускали ограниченно и без предоставления гражданских прав.

В 1313 году был принят новый закон о гражданстве. Можно было стать гражданином Венеции, родившись там и прожив некоторое время. Это распространялось и на евреев, за исключением гражданства «высшего сорта», подразумевавшего полные гражданские права.

Еврейские похороны в Венеции. XIV век. Из Электронной еврейской энциклопедии.

Еврейские ростовщики, чаще всего из Германии, появились в Венеции после чумы и антисемитских преследований. В 1350-1370 гг. они полностью вытеснили христианские банки на территории Венецианской республики. В собственно Венеции банковская деятельность была невозможна. Евреи давали ссуды патрициям на коммерческие нужды. Когда венецианцы не отдавали долги, Коммуна защищала интересы ростовщиков.

В 1382 году Коммуна пригласила евреев-ростовщиков вместе с семьями. Этот эксперимент длился 15 лет (1382-1397).

Евреи в Венеции должны были носить жёлтые береты. Кроме них, жёлтое в городе носили (тоже по принуждению) только проститутки и сутенёры.[18]

Сенат Венеции на протяжении XV в. сильно преследовал евреев.[19]

В Падуе

Известно, что в 1300 г. небольшая еврейская община Падуи открыла свою синагогу. Еврейские семьи, переселялись в Падую в 1360-х гг. из Пизы, Болоньи, Анконы и Рима, а в 1380-х гг. и 1390-х гг. — из Германии. Они основали в ней несколько ссудных контор или банков. Городские власти, заинтересованные в кредитах, предоставляли евреям полную свободу денежных операций и зачастую давали им гражданство.

В 1405 г., с присоединением Падуи к Венецианской республике, евреев лишили гражданства и права на постоянное проживание, заменив так называемой привилегией на определенный срок (кондотта), гарантировавшей им также минимальную прибыль, а в случае нападений толпы — возмещение убытков.

Евреям запрещено было заниматься земледелием, они подвергались также ограничениям в торговле.

В 1415 г. евреи закрыли свои банки, отказавшись выполнить требование городского совета снизить процент на ссуду. На стороне евреев (как и неоднократно впоследствии) выступил Падуанский университет, пользовавшийся их финансовой поддержкой. Городские власти вынуждены были уступить.

В 1450 г. в Падуе было открыто еврейское кладбище, где похоронены и некоторые евреи из Венеции (в том числе Ицхак Абраванель). Отношения между евреями и христианами продолжали ухудшаться под влиянием проповедей монахов, которые в 1456 г. добились временного изгнания из Падуи банкиров-евреев.[20]

В Мантуе

Мантуя, город в Северной Италии в области Ломбардия. Первое упоминание о пребывании евреев в Мантуе относится к 1145 г. и связано с недолгим проживанием здесь Авраhама Ибн Эзры. Немногочисленная еврейская община существовала в Мантуе в период ее расцвета как города-государства (XII–XIII вв.).

В конце XIV в. правители Мантуи из династии Гонзага разрешили еврейским банкирам селиться в городе. Правовое положение евреев Мантуи определялось привилегиями и охранными грамотами, пожалованными им в различное время правителями города и римскими папами. Евреи играли ведущую роль в банковском деле. Значителен был их вклад в развитие ремесел и торговли, в том числе международной.

Община Мантуи сложилась из итальянских, сефардских (в том числе марранов) и ашкеназских евреев.

В результате антиеврейской пропаганды католического духовенства и по причинам экономической конкуренции в XV–XVI вв. в Мантуе неоднократно происходили уличные беспорядки, приводившие к жертвам среди евреев. В 1478 г. имел место первый в Мантуе случай кровавого навета.

Под влиянием католической церкви и экономических требований христианского населения правители Мантуи — Франческо II Гонзага и его жена Изабелла д’Эсте — ввели ряд антиеврейских мероприятий. Евреи были обязаны присутствовать на христианских проповедях (с 1465 г.). В 1486 г. был основан христианский кредитный банк Монте ди пьета, не обслуживавший евреев. В 1496 г. введено обязательное ношение отличительного знака; евреям было запрещено иметь слуг-христиан.[21]

В Сицилии

В период арабского владычества евреи Сицилии имели статус зимми и должны были платить подушную подать и налог на недвижимость, а также носить отличительный знак с изображением обезьяны. Им разрешалось владеть недвижимостью, но запрещалось строить новые синагоги.

В 1072 г., когда Сицилию завоевали норманны, евреи перешли под покровительство короны, получили судебную автономию. Став полноправными гражданами, они обрели возможность владеть любой собственностью, исключая рабов-христиан, и заниматься всеми видами хозяйственной деятельности. В то же время новые правители острова (создавшие в 1130 г. Сицилийское королевство) продолжили сбор подушной подати, добавив к ней налог в пользу христианской церкви.

В XII–XIII вв. еврейские общины существовали в Палермо, Катании (где было два еврейских квартала), Сиракузах и Мессине. По сообщению Биньямина из Туделы, в начале 1170-х гг. в Палермо жили полторы тысячи евреев (или еврейских семей), в Мессине — двести.

Король (впоследствии — император Священной Римской империи) Фридрих II Гогенштауфен (правил Сицилией в 1197–1250 гг.) предоставил евреям монополию на крашение тканей, а также на шелкоткачество. Зачинателями шелкоткачества в Сицилии и во всей Италии стали еврейские мастера, вывезенные норманнским королем Роджером II из Греции в 1147 г.

В 1239 г. Фридрих II разрешил евреям, захваченным в плен на острове Джерба и привезенным в 1223 г. на Сицилию, создать свою общину, назначить раввина и выстроить синагогу. Выходцам с Джербы была отдана в аренду королевская пальмовая плантация и предоставлена концессия на выращивание хны, индиго и других тропических растений.

При дворе Фридриха II высокие должности казначея и лейб-медика занимали сицилийские евреи. Вместе с тем, король время от времени отдавал распоряжения, направленные против евреев: в 1211 г. он передал общину Палермо под юрисдикцию церкви, а позднее приказал евреям Сицилии носить особую одежду, которая отличала бы их от христиан.

Король Сицилии Карл I Анжуйский (правил в 1268–82 гг.) поддерживал контакты с еврейскими учеными, например, с Фараджем бен Шломо из Агридженто и с Моше из Палермо. Это не помешало ему, однако, отдать в 1270 г. приказ о конфискации и сожжении всех экземпляров Талмуда, имевшихся на острове.

В конце XIII – начале XIV в., когда власть на Сицилии перешла к младшей ветви Арагонской династии, положение евреев ухудшилось. Король Федерико II (правил в 1296–1337 гг.) предписал им носить отличительный знак и запретил поступать на государственную службу, лечить христиан и нанимать их в качестве слуг, строить новые синагоги. Евреи были вынуждены жить в обособленных кварталах, платить особые налоги (помимо податей, взимавшихся со всех жителей острова), а в некоторых городах (например, в Палермо и в Марсале) — слушать проповеди христианских священников, призывавших их креститься.

Антиеврейская пропаганда, которую вели католические проповедники, неоднократно приводила к погромам (например, в Палермо в 1339 г.). В 1347 г. на общину Мессины был возведен кровавый навет; несколько евреев были казнены. С середины XIV в. на Сицилии действовала инквизиция, однако в 1375 г. король Федерико III (правил в 1355–77 гг.) запретил содержать евреев в ее тюрьмах и проводить судебные процессы над евреями без участия представителей светской власти. При Федерико III многие антиеврейские установления Федерико II были существенно смягчены, а запрет на строительство синагог отменен. В то же время Федерико III восстановил ношение отличительного знака (кружка из красного сукна).

В XIV–XV вв. еврейское население Сицилии постепенно увеличивалось. Почти во всех городах возникли общины, каждая из которых имела свою синагогу, микве, кладбище, странноприимный дом и больницу. В Сиракузах в начале XV в. жили свыше 5600 евреев (около 40% всего населения), в Мессине в 1453 г. — 180 еврейских семей, в Палермо в 1478 г. — 850 семей (по сообщению рабби Овадии Бертиноро).

Евреи Сицилии занимались торговлей, ремеслом (крашением тканей, шелкоткачеством, обработкой железа и меди), рыболовством, земледелием, а также работали по найму (в частности, носильщиками).

Они пользовались широкой автономией. Во главе каждой общины стояло выборное правление, число членов которого колебалось от 3 до 12 человек. Текущими административными, финансовыми и религиозными делами в больших городах ведал исполнительный совет, в который в Палермо входили три члена правления (проти по-итальянски, мемуним на иврите), избиравшиеся на три месяца. Только с их санкции проводилась служба в синагоге, заключались и расторгались браки, осуществлялся убой ритуальный. Проти имели право конфисковывать имущество злостных неплательщиков налогов, особенно государственных, за своевременную уплату которых община несла коллективную ответственность. Для решения вопросов особой важности время от времени созывалось собрание всех членов общины. Гражданские дела, касавшиеся только евреев, и религиозные преступления были подсудны даянам, которые могли приговорить виновного к телесному наказанию, тюремному заключению, и, по сообщению рабби Овадии Бертиноро, — к смертной казни.

В 1393 г. король Мартин V (правил в 1392–1410 гг.) предоставил бейт-дину Палермо полномочия высшей апелляционной инстанции для всех еврейских общин Сицилии, а в 1395 г. учредил должность верховного еврейского судьи острова (дьенкелеле), назначив на нее своего лейб-медика Иосифа Абенафию (умер в 1408 г.). В 1447 г., уступая настойчивым просьбам руководителей общин, которые считали, что само существование института дьенкелеле наносит ущерб их прерогативам, власти упразднили эту должность.

Мартин V защищал евреев от произвола христианского духовенства и нападений черни. Вскоре после вступления на престол он наказал зачинщиков массового насильственного крещения в Монте-Сан-Джулиано, в ходе которого погибли несколько евреев, и разрешил всем, кто был силой обращен в христианство, вернуться к иудаизму. Позднее были предотвращены погромы в Сиракузах и Марсале.

Вместе с тем, многим общинам приходилось покупать покровительство королевской власти, делая значительные одноразовые взносы в государственную казну. Евреи городов Палермо, Трапани и Шакка сделали такой взнос в 1406 г., евреи Катании — в 1408 г. Не увенчалась успехом попытка короля освободить евреев Марсалы от унизительной обязанности два раза в год являться в церковь со свитками Торы, дабы слушать там проповедь, подвергаясь насмешкам толпы. Мартин V неоднократно использовал евреев как дипломатических агентов, например, во время переговоров с правителем Туниса в 1403 г. и 1409 г.

Пребывание на престоле арагонского короля Альфонса V (на Сицилии — Альфонсо I в 1416–58 гг.) ознаменовалось отменой большинства ограничительных законов, введенных в XIV в. Евреи получили право приобретать недвижимость и сдавать ее в аренду, жить вне отведенных для них кварталов, строить синагоги и школы, открывать кладбища. Еврейским врачам было вновь разрешено лечить христиан. Насильственные крещения и принуждение евреев к прослушиванию проповедей строго запрещались.

В 1455 г. несколько евреев, пытавшихся тайно уехать из Сиракуз и Катании в Страну Израиля, были арестованы и брошены в тюрьму, однако позднее король разрешил им покидать остров небольшими группами.

Во второй половине XV в. отношения между евреями и христианами резко обострились. Начались нападения на еврейские общины: 360 человек, среди них женщины и дети, были убиты в 1474 г. в Модике, в городе Ното погибли около 500 евреев. Власти, как правило, наказывали организаторов и участников нападений, что, однако, не предотвращало новые (в 1483 г. — в Марсале, в 1487 г. — в Сиракузах, в 1488 г. — в Корлеоне и других городах). Непрерывные погромы привели к обнищанию евреев Сицилии, так что королю пришлось даже снизить взимавшиеся с них налоги.

В 1489 г., когда евреи острова пожертвовали значительную сумму на снаряжение королевской армии, Фернандо Арагонский пожаловал им ряд льгот. Но уже через три года, 31 мая 1492 г., издал указ, предписывавший всем евреям покинуть Сицилию в течение трех месяцев (позднее срок был продлен до 12 января 1493 г.). Просьбы представителей общин и ходатайства приближенных короля, указывавших, что изгнание нанесет непоправимый ущерб экономике острова, не возымели действия. К 31 декабря 1492 г. почти все евреи, жившие на Сицилии (около 37 тысяч человек, в том числе по пять тысяч из Палермо и Сиракуз, 2400 – из Мессины), уехали с острова. Лишь немногие приняли христианство.

Большинство переселилось в Неаполитанское королевство (откуда их также изгнали в 1510 г.) и в Рим, другие — в Стамбул, Салоники и другие города Османской империи. Почти во всех этих местах возникли самостоятельные общины сицилийских евреев.

В XI–XV вв. Сицилия была одним из центров еврейской культуры. Среди выдающихся ученых и писателей Сицилии:

  • талмудист Мацлиах бен Элияху ибн ал-Базак (XI в.; учитель Натана бен Иехиэля Римского),
  • врач и переводчик Фарадж (Моше) бен Шломо из Агридженто (XIII в.),
  • переводчик Моше из Палермо (вторая половина XIII в.),
  • врач, поэт и переводчик Ахитув бен Ицхак (конец XIII в.),
  • экзегет и полемист Ахарон Абульраби (родился, по-видимому, в 1376 г. – умер не ранее 1430 г.),
  • астроном и поэт Ицхак бен Шломо бен Цаддик Алхадиб (1396?–1429?),
  • поэт и врач Моше бен Ицхак Ремос (1406?–1430?; был приговорен к смерти по ложному обвинению в отравлении пациента-христианина и казнен после отказа креститься в обмен на помилование).

Евреи Сицилии поддерживали духовные связи с единоверцами в Италии, Испании, Провансе, Египте и Эрец-Исраэль. В 1279–82 гг. в Мессине жил каббалист Авраhам бен Шмуэль Абул‘афия. В 1487–88 гг. рабби Овадия Бертиноро провел несколько месяцев в Палермо и Мессине.[22]

В Сардинии

В VIII–XIII вв. положение евреев Сардинии было в целом благоприятным. Общины существовали во всех частях острова, за исключением области Арборея, которую евреям пришлось покинуть после кровавых столкновений с христианами.

После 1326 г., когда Сардиния перешла под власть королевства Арагон, евреи острова получили дополнительные привилегии. Их число начало быстро увеличиваться, главным образом за счет притока переселенцев из Барселоны и с острова Мальорка.

Общины Сардинии (крупнейшие из них находились в Кальяри, Альгеро и Сассари) пользовались широкой внутренней автономией, в том числе и судебной. Управлявшие ими выборные должностные лица рассматривали все дела, касавшиеся только евреев, а также мелкие имущественные тяжбы между евреями и христианами, если спорная сумма не превышала пяти лир. Среди евреев Сардинии с XIV–XV вв. преобладали торговцы и ремесленники (ткачи, кузнецы, серебряных дел мастера). Ростовщиков было сравнительно немного. Широкой известностью пользовались жившие на острове еврейские врачи и ученые.

Во второй половине XIV – первой половине XV в. резко возросло экономическое и политическое значение общины Альгеро. Принадлежавшие к ней богатые коммерсанты, особенно из семейства Каракасонна, играли важную роль в экономике острова и королевства Арагон в целом. Они неоднократно финансировали снаряжение армии.

В 1430 г. власти Сардинии начали вводить законы, направленные против евреев. Им предписывалось носить в качестве отличительного знака шапки особой формы и жить в отдельных кварталах, запрещалось вновь селиться на острове, носить обувь любого цвета, кроме черного, и ювелирные украшения, торговать по христианским праздникам, нанимать работников-христиан. Но община Альгеро была освобождена от этих ограничений и продолжала пользоваться широкими привилегиями. В 1438 г. она получила разрешение расширить синагогу, в 1454 г. — поместить на ее фасаде королевский герб. Евреи города занимали официальные должности: так, в 1467 г. Моше Софер стал сборщиком налогов, а Моше Каракасонна — главным судьей Альгеро.

К 1458 г. король Арагона Фернандо объявил евреев Сардинии своей собственностью (что соответствовало законам страны) и подчинил их юрисдикции специально назначенного правительственного чиновника. Весной 1492 г. Фернандо подписал указ об изгнании с Сардинии всех евреев, не принявших крещения. Ответственным за выполнение этого указа был назначен губернатор острова Х. Дусай. Ему поручалось составить полный список евреев Сардинии и обеспечить передачу казне принадлежавшей им недвижимости. Таким образом король стремился компенсировать потерю налоговых поступлений от евреев. Х. Дусай обратился к Фернандо с просьбой отсрочить изгнание, но король не удовлетворил ее. Тем не менее, опубликование указа было задержано до 28 сентября 1492 г.

Узнав о нем, некоторые евреи (среди них семейство Каракасонна) перешли в христианство, однако большинство предпочло покинуть остров и переселиться в Неаполитанское королевство, страны Северной Африки и в города Османской империи. Синагоги Сардинии были превращены в церкви. С 1492 г. в Кальяри начал действовать трибунал инквизиции, однако его активность была невысока.[23]

Источники

На Мальте

В 1091–1302 гг. Мальта принадлежала Сицилийскому королевству, ставшему в 1282 году испанскими владениями.

В 1240 году, согласно докладу аббата Гильберта для императора Фридриха II, на острове Мальта было 25 еврейских семей, а Гоцо 8 еврейских семей. Это дает в общей сложности около 250 евреев.

В 1370 году, новый епископ обязал евреев носить "Алый знак" на своей одежде, и все еврейские мужчины должны были оставаться небритыми, чтобы отличить их от католиков.

С 1397 г. общину Мальты возглавлял совет с равным числом представителей богатых и малоимущих семей.

Король Мартин I симпатизировал евреям, даже пытался выкупать бедных евреев из арабского плена. В 1400 году он помиловал всех евреев на островах и приказал епископу и его инквизитору не вмешиваться в дела евреев на Мальте и Гоцо. При нём евреи достигли благосостояния. В 1403 году они были в состоянии одолжить вице-королю 30 унций золота для оснащения новой военной галеры.

В том же году (1435) Universita (организация мальтийских горожан) потребовала отмены налога на евреев. Это сильно улучшило отношения между еврейской общиной и мальтийцами.

Поскольку острова были зависимости от короны Арагона, евреи (около 500 человек) были официально изгнаны с них в 1492 году, а их имущество конфисковано. Многие из них бежали в Италию и страны Северной Африки.

До сих пор на Мальте и Гоцо сохранилось множество еврейских топонимов.[24][25]

Источники

Литература

  • Жак ле Гофф. "Цивилизация средневекового Запада". Москва, Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-академия", 1992 (перевод с французского издания Jacques le Goff "La civilisation de l'occident medeival" Paris Arthaud 1977)
  • Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002)
  • Encyclopedia Judaica. 1995
  • * Abraham J. Karp, From the Ends of the Earth: Judaic Treasures of the Library of Congress, (DC: Library of Congress, 1991).

Примечания

  1. Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002) Стр. 131 В XIV веке в большинстве городов Римской империи еврейским общинам было запрещено заниматься коммерцией.
  2. Электронная еврейская энциклопедия
  3. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Португалия"
  4. "Мальорка" в Электронной еврейской энциклопедии
  5. Электронная еврейская энциклопедия. На основании КЕЭ, том 1+Доп.2, кол. 628–634+262–267
  6. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Нидерланды" на основании КЕЭ, том 5, кол. 706–717
  7. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Бельгия" на основании КЕЭ, том 1+Доп.2, кол. 329–331+154–157
  8. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Люксембург" на основании КЕЭ, том 4, кол. 1002–1003
  9. Alden Oreck. "Belgium" in Jewish Vvirtual Library
  10. David Shyovitz "Germany" in Jewish Virtual Library по материалам Encyclopedia Judaica
  11. "Augsburg" in Jewish Virtual Library по материалам Encyclopedia Judaica
  12. Jewish Encyclopedia, i. 567, s.v. Paola Anaw
  13. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Рим"
  14. "Genoa" in Jewish Virtual Library
  15. Gotthard Deutsch, Ismar Elbogen. "Genoa" in Jewish Encyclopedia
  16. Herman Rosenthal, J. G. Lipman. "Kaffa" in Jewish Encyclopedia
  17. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Венеция" на основании КЕЭ, том 1, кол. 646–648
  18. Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002)
  19. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Венеция" на основании КЕЭ, том 1, кол. 646–648
  20. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Падуя" на основании КЕЭ, том 6, кол. 255–257
  21. http://www.eleven.co.il/article/12617 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Мантуя" на основании КЕЭ, том 5, кол. 91–94
  22. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Сицилия" на основании КЕЭ, том 8, кол. 17–20
  23. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Сардиния" на основании КЕЭ, том 7, кол. 680–682
  24. Электронная еврейская энциклопедия, статья "Мальта" на основании КЕЭ, том 5, кол. 67–68
  25. "Malta" in Jewish Virtual Library
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация