История еврейских общин в Центральной Европе в XI - XV веках

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(В Венгрии)
 
(10 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
Центральная Европа (современные Австрия, Венгия, Чехия, Словакия, страны бывшей Югославии) находились в несколько иной ситуации, нежели страны Западной Европы. По ним прежде всего били нашествия с востока. На их территории происходила борьба между экспансией германских феодалов и возникшими местными феодальными государствами.
+
#redirect [[:ej:История еврейских общин в Центральной Европе в XI - XV веках]]
-
 
+
-
Во всём этом активно участвовала католическая церковь, соперничавшая со своими конкурентами.
+
-
 
+
-
Частые войны причиняли несчастья еврейским общинам. Но потребность местных феодалов в экономически активных людях открывала перед евреями некоторые возможности для улучшения жизни.
+
-
 
+
-
== В Австрии и Словении ==
+
-
{{main|История еврейских общин в Австрии и Словении в XI - XV веках}}
+
-
 
+
-
Австрия на протяжении средних веков представляла собой особую часть Германии.
+
-
О пребывании евреев в Австрии впервые упоминается в документах, относящихся к X в.
+
-
В первой половине XIII в. еврейские общины образовались в [[Вена|Вене]], Кремсе, Винер-Нёйштадте, Гуллене, Костернейбурге. В XIII в. евреи играли важную роль в экономической жизни страны, в международной торговле, в сборе налогов, в монетном деле.
+
-
В XIII в. Австрия стала центром еврейской учености для Германии и западных славянских земель.
+
-
 
+
-
Германский император Фридрих II Штауфен, захватив [[Вена|Вену]] в 1237 г., запретил евреям занимать государственные должности. Следует понимать, что к этому моменту евреям случалось их занимать.
+
-
В 1238 г. император объявил венских евреев ''«каммеркнехтами», то есть слугами императорской казны (servi camerae nostrae)'', что обязывало евреев платить за покровительство, охрану жизни и имущества особые налоги.
+
-
В хартии, данной им в том же году, император предоставил евреям определённые свободы и гарантии личной безопасности. Во внутренних делах евреям предоставлялась полная автономия.
+
-
 
+
-
Австрийский герцог Фридрих II, восстановив власть над [[Вена|Веной]], подтвердил императорский запрет евреям занимать государственные должности и издал специальную грамоту, где были перечислены основные законы для евреев Австрии. Евреям обеспечивалась защита жизни, имущества и личного достоинства.
+
-
 
+
-
Эти законы были действительны вплоть до изгнания австрийских евреев в 1420 г.
+
-
 
+
-
''Чешский король, эрцгерцог Австрии Пршемысл II Отокар'' (1251–76) подтвердил 29 марта 1254 г. грамоту Фридриха и '''добавил пункт, запрещающий выдвигать против евреев [[Кровавый навет|кровавые наветы]]'''. Запрет принимать евреев на государственную службу соблюдался не очень строго.
+
-
 
+
-
В мае 1267 г. церковный собор в [[Вена|Вене]] принял ряд антиеврейских решений. В частности, ''вводилось ношение отличительного знака.'' На евреев были наложены многочисленные ограничения в сфере занятости и в быту, но они соблюдались не слишком строго.
+
-
 
+
-
С конца XIII в. положение евреев стало ухудшаться. Антиеврейские настроения, господствовавшие в Германии, распространились и в Австрии. Участились [[Кровавый навет|кровавые наветы]], обвинения в [[осквернение гостии|осквернении гостии]].
+
-
 
+
-
Зальцбургский архиепископ, получивший власть над евреями, '''запретил заниматься изготовлением и продажей одежды и аннулировал долги австрийских дворян евреям'''.
+
-
 
+
-
В течение XIV века многократно происходили погромы и поголовное истребление целых городских общин, особенно во время эпидемии «черной смерти» 1348–49 гг.
+
-
 
+
-
''В отдельных случаях герцогская власть защищала евреев.'' После 1358 года были введены разорительные денежные санкции против евреев, уезжавших из Австрии. Вводились новые ограничения на профессиональную деятельность, проводились грабительские акции против всей общины.
+
-
 
+
-
В 1378 г. ''евреям была пожалована грамота, гарантирующая личные и имущественные права''. Но ничего не изменилось. В 1380 г. герцоги потребовали от евреев новый колоссальный заём.
+
-
 
+
-
В 1406 г. жители [[Вена|Вены]] разгромили еврейский квартал. В 1420 г. все евреи Австрии были арестованы. ''270 человек были сожжены на костре.'' Все остальные, за исключением согласившихся креститься, ''были высланы из страны'', их собственность конфискована, дети евреев были отданы в монастыри на воспитание.
+
-
+
-
В 1457 г. герцог Фридрих III (император Германии в 1440–93 гг.) добился от папы издания буллы, разрешавшей евреям жить в Каринтии, Штирии, Тироле. ''Сословия требовали от императора подтверждения запрета на проживание евреев в Австрии.'' Но евреи продолжали селиться в землях, откуда они были ранее изгнаны.
+
-
Император добился от папы издания в 1469 г. буллы, в которой объявлялось, что евреи вправе требовать справедливого обращения. Он защищал евреев от кровавых наветов. ''В Австрии его стали презрительно называть «королем евреев».''
+
-
 
+
-
=== В Словении ===
+
-
Территория современной Словении с VIII века входила в сферу влияния Германской империи. Она состояла из трёх исторических провинций: Штирии, Каринтии (север) и Крайны (юг). С XIV века страна была частью австрийского королевства.
+
-
 
+
-
В XII в. в Словении поселилось значительное число евреев, бежавших из Германии, Австрии и Чехии от [[Крестоносцы|крестоносцев]]. Евреи также прибыли из стран Западной Европы, таких как Италия (в том числе из Венеции), чтобы избежать экономической депрессии в этом районе.
+
-
 
+
-
В XIII в. – первой половине XV в. общины Словении переживали период расцвета. Основными занятиями живших в стране евреев были виноградарство, торговля вином, лошадьми и скотом, а также кредитное дело; они владели домами и мельницами.
+
-
 
+
-
В XIV веке было несколько волн религиозных преследований.
+
-
 
+
-
Во второй половине XV в. положение словенских евреев заметно ухудшилось. Им было запрещено заниматься сельским хозяйством, ремеслом и коммерцией (за исключением виноторговли). Многим пришлось распродать свое имущество. Власти провинций отказались возвращать долги еврейским ростовщикам.
+
-
 
+
-
Император Максимилиан I (1493–1519), остро нуждаясь в деньгах, покровительствовал евреям - надежному источнику доходов.
+
-
 
+
-
Но в 1496 г. сословия Каринтии и Штирии выразили согласие регулярно платить императору ту сумму, которую он собирал с евреев. ''Он перестал противиться их изгнанию'' и только в Нижней Австрии позволил евреям жить в пограничных городах.
+
-
 
+
-
== В Чехии ==
+
-
{{main|История еврейских общин в Чехии в XI - XV веках}}
+
-
 
+
-
Часть современной Чехии в начале описываемого периода было королевством Богемия (Чехия, до 1085 г. — Пражское княжество), входившим в состав Германии. С 1019 г. или 1029 г. в его состав входила и Моравия. Другая часть - славянское королевство Моравия.  Впоследствии они объединились и вошли в Германскую империю как единое королевство Чехия (Богемия).
+
-
 
+
-
В летописи Козьмы Пражского несколько раз говорится о том, что в XI в. в [[Прага|Праге]] жили сказочно богатые евреи. Вероятно, это были ростовщики, кредитовавшие крупных феодалов.
+
-
 
+
-
Многие богемские евреи были убиты [[Крестоносцы|участниками 1-го крестового похода]], вторгшимися в королевство Чехия  в 1096 г., или подверглись насильственному крещению. Евреи, вернувшись после их ухода в [[иудаизм]], решили покинуть Богемию (1098). В ответ король Вратислав отдал приказ о полной конфискации их имущества.
+
-
 
+
-
Несмотря на эмиграцию части евреев, общины в Чехии продолжала существовать и в первой четверти XII в. В это время в Праге была построена синагога. Различные хроники XII века упоминают еврейские общины в разных городах Чехии.
+
-
+
-
В XIII в. евреи Чехии находились под покровительством короля, платили небольшую подушную подать (до 1222 г. — лишь один пфенниг в год). Занимались главным образом кредитным делом и торговлей продовольствием, прежде всего мясом.
+
-
 
+
-
Еврейское население Богемии и Моравии сильно пострадало в результате вторжения татар (1241). Однако вскоре все общины обеих областей были восстановлены, во многом благодаря притоку переселенцев из соседних стран. Чехия стала одним из крупнейших центров расселения [[ашкеназ]]ов.
+
-
 
+
-
В 1254 г. Отокар II предоставил евреям жалованную грамоту, которая была основана на аналогичном указе, изданном десятью годами ранее австрийским герцогом Фридрихом II. В грамоте Отокара евреям давались права, в ряде случаев аналогичные правам христиан и гарантии личной и имущественной безопасности.
+
-
 
+
-
В том же году Отокар II приказал распространить в Чехии буллу папы Иннокентия IV, запрещавшую насильственно крестить евреев, грабить их, наносить им ущерб, заставлять безвозмездно работать и обвинять в ритуальных убийствах, а также разрушать еврейские кладбища и эксгумировать останки евреев.
+
-
 
+
-
В 1268 г. Отокар II подтвердил свою грамоту, а между 1273 г. и 1278 г. на год освободил евреев Брно от уплаты налогов.
+
-
 
+
-
Сын Отокара II, Вацлав II, подтвердил в 1283 г. и в 1305 г. жалованную грамоту 1254 г., а в 1298 г. не допустил в страну сторонников рыцаря Риндфлейша, истребивших большое число евреев в сопредельных с Чехией германских землях. ''За это еврейским общинам пришлось сделать в королевскую казну чрезвычайно высокий «взнос за покровительство».''
+
-
 
+
-
После того, как в 1310 г. Богемия и Моравия перешли под власть династии Люксембургов, положение еврейского населения обеих областей начало постепенно ухудшилось.
+
-
 
+
-
Еврейские общины подвергались ограблению королём и местными феодалами, нападению банд из Германии и местных погромщиков. Погибали целые общины.
+
-
 
+
-
В 1345 г. Карл IV (наместник Чехии в 1333–46 гг., король в 1346–78 гг.), предоставил моравским городам Брно и Йиглава право выдавать евреям вид на жительство, в 1347 г. назначил сборщиком всех еврейских податей пражского еврея Тростлина, а в 1348 г. разрешил евреям селиться в новой части [[Прага|Праги]] (при условии, что они построят здесь каменные дома) и освободил их от уплаты налогов и податей на 12 лет.
+
-
 
+
-
В период эпидемии «Чёрной смерти» (конец 1340-х – начало 1350-х гг.) в Чехии — в отличие от многих других стран Европы — не было массовых убийств и преследований евреев, за исключением город Хеб (Эгер), где в 1350 г. погибла вся община.
+
-
 
+
-
В Чехии обосновались многие еврейские семьи, бежавшие или изгнанные из различных германских земель.
+
-
 
+
-
В 1348 г. Карл IV объявил евреев Богемии и Моравии «каммеркнехтами», буквально «слугами казны», а решение вопросов, связанных с их статусом - исключительной прерогативой короны.
+
-
 
+
-
В 1356 г. он подтвердил привилегию 1254 г., а в 1362 г. разрешил еврейским ростовщикам принимать в заклад недвижимость. В то же время он неоднократно освобождал христиан от уплаты долгов евреям (например, в 1361 г.).
+
-
 
+
-
Такую же политику проводил и его сын Вацлав (1378–1419). Он рассматривая евреев как вассалов короны, защищал их от феодальной знати и духовенства, но вместе с тем не раз арестовывал все еврейское население страны и конфисковывал имущество евреев.
+
-
 
+
-
18 апреля 1389 г. (во время Пасхи) в [[Прага|Праге]] произошел крупный [[погром]], в ходе которого погибло около трех тысяч человек. Принадлежавшая им собственность отошла в казну (вес поступившего в нее серебра достиг 5 тонн). Король не только не наказал убийц, но и приказал (на следующий день после погрома) арестовать всех уцелевших евреев и конфисковать их имущество.
+
-
 
+
-
Многие из оставшихся женщин и детей были крещены. Один из немногих оставшихся в живых, раввин Авигдор Кара  написал [[Кина|кину]] о погроме; её до сих пор читают каждый год в [[Прага|Праге]] в [[Йом Кипур]].<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Prague.html "Prague" By Rebecca Weiner in The Virtual Jewish History Tour]</ref>
+
-
 
+
-
В 1393 г. Вацлав запретил феодалам судить евреев и определил порядок выплаты задолженности еврейским заимодавцам. Евреям было разрешено злостных неплательщиков держать под арестом,а в некоторых случаях — присваивать заложенную такими неплательщиками недвижимость.
+
-
 
+
-
Кроме того, король разрешил евреям, насильственно крещенным в 1389 г., вернуться к [[иудаизм]]у и пресек попытку церковных властей наказать их как еретиков. Вступив в затяжной конфликт с феодалами и духовенством, Вацлав обратился за финансовой поддержкой к евреям. Получив от них крупную сумму, он на три года освободил все еврейское население страны от уплаты налогов.
+
-
 
+
-
Участники гуситского движения, охватившего в 1410–1430-х гг. большую часть Чехии, выступали против католического истеблишмента и декларировали свое стремление следовать моральным нормам [[ТАНАХ|еврейской Библии]]. Поэтому евреи сочувствовали гуситам, а в некоторых случаях помогали им, в том числе деньгами и оружием.
+
-
 
+
-
По сообщению одного из летописцев, литургический поэт Авигдор Каро (умер в 1439 г.) составил для гуситов несколько религиозных гимнов. За поддержку движения евреи были изгнаны из Йиглавы (1426) и Хеба (1430).
+
-
 
+
-
Вместе с тем, в Хомутове табориты (представители радикального крыла гуситов) ''предложили евреям креститься, а когда они отказались, заживо сожгли их''.
+
-
 
+
-
В 1439–52 гг. чешские евреи оказались под юрисдикцией городов и феодалов, в 1458–71 гг. вновь стали считаться «каммеркнехтами».
+
-
 
+
-
В 1454 г. власти приказали евреям покинуть пять из шести «королевских городов» Моравии. Изгнанники большей частью поселились в близлежащих деревнях. В течение этого периода, бюргеры городах стали занимать рабочие места евреев, такие, как банковское дело.
+
-
 
+
-
Король Владислав II Ягеллон (1471–1516) благожелательно относился к евреям, однако во многих случаях не мог защитить их от произвола муниципалитетов и феодалов. В 1487 г. чешский сословный сейм обложил еврейское население страны высоким налогом. В 1494 г. он ввел ограничения на ссудно-кредитную деятельность евреев, фактически отменив тем самым часть положения жалованной грамоты 1254 г.
+
-
 
+
-
В XII-XIII вв. Чехия (прежде всего Богемия) была одним из важных очагов еврейской учености: там жили знаманитые [[Тосафот|тосафисты]], [[талмуд]]исты и [[Ѓалаха|hалахисты]].
+
-
 
+
-
В 1270 г. в Праге открылась великолепная синагога «Алтнойшул» (старейшая из сохранившихся поныне синагог Европы).
+
-
 
+
-
Во второй половине XV века в Праге была открыта первая еврейская типография. Вначале она был небольшой, но начала расти и приобрела добрую репутацию по всей Европе, особенно после издания [[Агады|Агады]] на [[Песах]], которая стала образцом в Европе для всех последующих [[Агады|агадот]].<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Prague.html "Prague" By Rebecca Weiner in The Virtual Jewish History Tour]</ref>
+
-
 
+
-
== В Венгрии, Хорватии и Словакии ==
+
-
{{main|История еврейских общин в Венгрии, Хорватии и Словакии в XI - XV веках}}
+
-
 
+
-
Территория Венгрии (в древности - Паннония) была завоёвана кочевниками-венграми в конце IX века. По ней проходил важный маршрут [[Раданиты|раданитов]]. В конце X века венгры приняли католичество и осели, создав феодальное государство западноевропейского типа.
+
-
Под их властью были территории современных Словакии, Словении, Хорватии.
+
-
 
+
-
Хорватское королевство состояло в династической унии с Венгрией с начала XI века.
+
-
В середине XV века север страны (вместе с частью Венгрии) был завоёван турками, а юг (Далмация, побережье Адриатического моря) присоединился к Венецианской республике. В городе Дубровник возникла полунезависимая Дубровницкая республика.
+
-
 
+
-
=== В Венгрии ===
+
-
В письме 960 года [[Хазары|хазарскому]] царю  Иосифу от [[Хасдай ибн Шафрут|Хасдая ибн Шафрута]] упомянуты евреи, живущим в "стране Унгарин".<ref>Jew. Encyc. iv. 3, s.v. Chazars</ref> Примерно в то же время [[Ибн Якуб, Ибрагим|Ибрагим ибн Якуб]] записал, что евреи пришли из Венгрии в Прагу по торговым делам.
+
-
 
+
-
Еврейская традиция датирует поселение евреев в Венгрии лишь второй половине XI в., когда в Венгрию начали переселяться евреи из Германии, Богемии и Моравии. Они вначале селились в небольших населенных пунктах, и не имели учёных [[раввин]]ов, но строго соблюдали все еврейские религиозные законы и обычаи.
+
-
 
+
-
В 1092 венгерская церковь запретила браки между евреями и христианами, работу в христианские праздники и покупку евреями рабов.
+
-
 
+
-
Король Коломан защитил евреев на своей территории в конце XI-го века, когда остатки армии [[Крестоносцы|крестоносцев]] пытались напасть на них. Уцелевшие евреи из Чехии ушли в Венгрию. Коломан издал указ о правилах деловых взаимоотношений между евреями и христианами.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=970&letter=H&search=Pannonia#2584 Gotthard Deutsch, Alexander Büchler. "Hungary" in Jewish Encyclopedia]</ref>
+
-
 
+
-
Евреи проживали только в городах, которыми правили епископы: в Трнаве и Эстергоме (к середине XI века), [[Будапешт|Буде]] с XII-го века, [[Братислава|Братиславе]] - впервые упоминается в 1251 году.
+
-
 
+
-
В течение XII-го века евреи Венгрии заняли важные позиции в экономической жизни.
+
-
Во время правления короля Андрея II (1205-35) и Белы IV (1235-70) существовали евреи-придворные, чиновники монетного двора, соляного и налогового ведомства, секретари суда. Был еврей Вольфель, арендовавший замок со всеми его угодьями. Дворяне сочли необходимым ограничить это развитие, и в "Золотую буллу" (1222) была включена статья, запрещающая евреям занятие государственных должностей и ''получение дворянских титулов''. Позднее были введены ношение отличительного знака и запрет иметь рабов-христиан.
+
-
 
+
-
Во время вторжения татар в 1241 году евреи понесли большие потери.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=970&letter=H&search=Hungary#2584 "HUNGARY" By Gotthard Deutsch & Alexander Büchler in jewishencyclopedia]</ref>
+
-
 
+
-
Право на проживание евреев в Венгрии было гарантировано, и правовой статус евреев определён королём Бела IV в ''привилегии'' от 1251 года, которая была составлена по образцу аналогичных документов в соседних странах.
+
-
 
+
-
В 1279 году евреям было запрещено арендовать землю и приказано носить еврейский отличительный знак. На практике, эти указы не применялись строго из-за возражений короля.
+
-
 
+
-
Эпидемия чумы стала причиной первого изгнания евреев из Венгрии (1349). В 1360 г. евреи были снова изгнаны, но в 1364 г. им разрешили (хотя и с некоторыми ограничениями) вернуться.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10884&query=%C2%C5%CD%C3%D0%C8%DF Электронная еврейская энциклопедия, статья "Венгрия" на основании КЕЭ, том 1+Доп.2, кол. 640–645+269–273]</ref>
+
-
 
+
-
В 1365 году король учредил должность "судьи евреев", выбиравшегося из числа магнатов, который был ответственным за вопросы, касающиеся евреев.
+
-
 
+
-
В правления Матяша Корвина (1458-90) отмечены изменения в пользу статуса евреев, хотя жители городов к ним как к опасным соперникам.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/judaica/ejud_0002_0009_0_09319.html HUNGARY in Jewish Virtual Library]</ref>
+
-
 
+
-
=== В Хорватии ===
+
-
В XIV–XV  вв., когда основная часть страны находилась под властью венгерских королей, в Загребе, а также, предположительно, и в некоторых других городах Хорватии жили евреи. В 1456 г. последовало их изгнание.
+
-
 
+
-
В 1368 г. впервые упоминаются еврейские коммерсанты в Дубровнике (Рагузе, в то время — независимом городе-государстве на побережье Адриатического моря). В конце XV в. там осела часть [[сефард]]ов, [[Изгнание евреев из Испании|изгнанных из Испании, Португалии и Южной Италии]].
+
-
 
+
-
В Задаре (Зара) евреи жили с конца XIV в., однако их число было, по всей видимости, невелико. Среди далматинских евреев преобладали коммерсанты (как крупные, действовавшие в международных масштабах, так и мелкие), финансисты и врачи. Кроме того, многие занимались ремеслом.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=14548&query=%D5%CE%D0%C2%C0%D2%C8%DF Электронная еврейская энциклопедия, статья "Хорватия" на оснновании КЕЭ, том 9, кол. 872–876]</ref>
+
-
 
+
-
=== В Словакии ===
+
-
С 1251 г. известна община Братиславы, с 1373 г. (возможно, с 1340 г.) — Тирнау (Трнавы). В XIII–XIV вв. евреи жили также в городах Нойтра (Нитра), Пёзинг (Пезинок), Сеница, Тренчин.
+
-
 
+
-
Евреи Словакии занимались в основном торговлей и кредитным делом. Некоторые из них владели участками земли, где главным образом выращивали виноград.
+
-
 
+
-
В 1392 г. король Сигизмунд (Жигмонд) освободил христиан на год от выплаты процентов по ссудам, взятым у еврейских ростовщиков, а в 1441 г. и 1450 г. все долги евреям были аннулированы. С 1475 г. ростовщикам-евреям запрещалось принимать недвижимость в качестве залога.
+
-
 
+
-
В 1494 г. на евреев Трнавы был возведен [[кровавый навет]]; 16 человек погибли на костре, и в городе вспыхнул погром.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13842&query=%D1%CB%CE%C2%C0%CA%C8%DF Электронная еврейская энциклопедия, статья "Словакия" на основании КЕЭ, том 8, кол. 32–39]</ref>
+
-
 
+
-
== В Сербии ==
+
-
Сохранились свидетельства пребывания евреев в Белграде и в других населенных пунктах на берегах реки Дунай в X в., когда Сербия стала независимым княжеством.
+
-
 
+
-
В XII–XIV вв. в страну переселялись отдельные семьи [[ашкеназ]]ов из Венгрии и Германии. Евреи упоминаются в двух грамотах сербского царя Стефана Душана, датированных 1337 г. и 1361 г. В XIV в. основным занятием евреев Сербии, живших главным образом в Белграде, была торговля солью.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=13768&query=%D1%C5%D0%C1%C8%DF Электронная еврейская энциклопедия, статья "Сербия" на основании КЕЭ, том 7, кол. 761–765]</ref>
+
-
 
+
-
== Источники и ссылки ==
+
-
* [http://www.eleven.co.il/ Электронная еврейская энциклопедия]
+
-
* [http://www.jewishencyclopedia.com/ Jewish Encyclopedia]
+
-
* [http://www.jewishvirtuallibrary.org/ Jewish Virtual Library]
+
-
* [http://www.jewish-world.org.il/ Virtual Jewish World]
+
-
 
+
-
== Литература ==
+
-
* Жак ле Гофф. "Цивилизация средневекового Запада". Москва, Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-академия", 1992 (перевод с французского издания Jacques le Goff "La civilisation de l'occident medeival" Paris Arthaud 1977)
+
-
* Encyclopedia Judaica. 1995
+
-
* Abraham J. Karp, From the Ends of the Earth: Judaic Treasures of the Library of Congress, (DC: Library of Congress, 1991).
+
-
 
+
-
Примечания
+
-
{{Примечания}}
+
-
 
+
-
[[Категория:История еврейского народа]]
+
-
[[Категория:История евреев в средневековье]]
+
-
[[Категория:Еврейские общины]]
+
-
[[Категория:Евреи и иудаизм по странам]]
+
-
[[Категория:Еврейские суб-этносы]]
+
-
[[Категория:Евреи в Европе]]
+
-
[[Категория:История евреев Австро-Венгрии]]
+
-
[[Категория:История евреев Чехии]]
+

Текущая версия на 21:38, 5 ноября 2013

  1. redirect ej:История еврейских общин в Центральной Европе в XI - XV веках
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация