История еврейских общин в Чехии в XI - XV веках

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 13: Строка 13:
Поскольку участники гуситского движения, охватившего в 1410–1430-х гг. большую часть Чехии, выступали против католического истеблишмента и декларировали свое стремление следовать моральным нормам еврейской Библии, а также соблюдать часть заповедей (см. Мицвот), отвергнутых христианской церковью, в частности, те из них, которые касаются кашрута и убоя ритуального, евреи сочувствовали гуситам, а в некоторых случаях помогали им, в том числе деньгами и оружием (несмотря на негативное отношение многих раввинов к такого рода вмешательству в конфликты между христианами). По сообщению одного из летописцев, литургический поэт Авигдор Каро (умер в 1439 г.; ему принадлежит известная кина, в которой описывается пражская резня 1389 г.) составил для гуситов несколько религиозных гимнов. За поддержку движения евреи были изгнаны из Йиглавы (1426) и Хеба (1430; согласно некоторым источникам, указ об изгнании распространялся на всю Богемию, однако вскоре последовала его отмена); вместе с тем, в Хомутове (по-немецки Комотау) табориты (представители радикального крыла гуситов) предложили евреям креститься, а когда они отказались, заживо сожгли их.  
Поскольку участники гуситского движения, охватившего в 1410–1430-х гг. большую часть Чехии, выступали против католического истеблишмента и декларировали свое стремление следовать моральным нормам еврейской Библии, а также соблюдать часть заповедей (см. Мицвот), отвергнутых христианской церковью, в частности, те из них, которые касаются кашрута и убоя ритуального, евреи сочувствовали гуситам, а в некоторых случаях помогали им, в том числе деньгами и оружием (несмотря на негативное отношение многих раввинов к такого рода вмешательству в конфликты между христианами). По сообщению одного из летописцев, литургический поэт Авигдор Каро (умер в 1439 г.; ему принадлежит известная кина, в которой описывается пражская резня 1389 г.) составил для гуситов несколько религиозных гимнов. За поддержку движения евреи были изгнаны из Йиглавы (1426) и Хеба (1430; согласно некоторым источникам, указ об изгнании распространялся на всю Богемию, однако вскоре последовала его отмена); вместе с тем, в Хомутове (по-немецки Комотау) табориты (представители радикального крыла гуситов) предложили евреям креститься, а когда они отказались, заживо сожгли их.  
-
В годы междуцарствия (1439–52) чешские евреи оказались под юрисдикцией городов и феодалов, в период правления Йиржи Подебрада (1458–71) вновь стали считаться «каммеркнехтами». В 1454 г., в результате юдофобских проповедей фанатичного монаха Иоанна (Джованни) ди Капистрано, власти приказали евреям покинуть пять из шести «королевских городов» Моравии — Брно, Йиглаву, Оломоуц (Ольмюц), Зноймо (по-немецки Цнаим) и Нове-Место-на-Мораве (по-немецки Нойштадт), дав на сборы четыре месяца; изгнанники большей частью поселились в близлежащих деревнях. Король Владислав II Ягеллон (1471–1516) благожелательно относился к евреям, однако во многих случаях не мог защитить их от произвола муниципалитетов и феодалов. В 1487 г. чешский сословный сейм обложил еврейское население страны высоким налогом, а в 1494 г. ввел ограничения на ссудно-кредитную деятельность евреев, фактически отменив тем самым часть положения жалованной грамоты 1254 г. (сведений о том, было ли последнее решение выполнено, не сохранилось)
+
В годы междуцарствия (1439–52) чешские евреи оказались под юрисдикцией городов и феодалов, в период правления Йиржи Подебрада (1458–71) вновь стали считаться «каммеркнехтами». В 1454 г., в результате юдофобских проповедей фанатичного монаха Иоанна (Джованни) ди Капистрано, власти приказали евреям покинуть пять из шести «королевских городов» Моравии — Брно, Йиглаву, Оломоуц (Ольмюц), Зноймо (по-немецки Цнаим) и Нове-Место-на-Мораве (по-немецки Нойштадт), дав на сборы четыре месяца; изгнанники большей частью поселились в близлежащих деревнях. Король Владислав II Ягеллон (1471–1516) благожелательно относился к евреям, однако во многих случаях не мог защитить их от произвола муниципалитетов и феодалов. В 1487 г. чешский сословный сейм обложил еврейское население страны высоким налогом, а в 1494 г. ввел ограничения на ссудно-кредитную деятельность евреев, фактически отменив тем самым часть положения жалованной грамоты 1254 г. (сведений о том, было ли последнее решение выполнено, не сохранилось).
 +
 
 +
== Источники и ссылки ==
 +
* [http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=14681&query=%D7%C5%D5%C8%DF Электронная еврейская энциклопедия, статья "Чехия" на основании КЕЭ, том 9, кол. 1198–1214]
 +
* [http://www.jewishencyclopedia.com/ Jewish Encyclopedia]
 +
* [http://www.jewishvirtuallibrary.org/ Jewish virtual library]
 +
 
 +
Примечания
 +
{{Примечания}}
 +
 
 +
[[Категория:История еврейского народа]]
 +
[[Категория:История евреев в средневековье]]
 +
[[Категория:Еврейские общины]]
 +
[[Категория:История евреев по периодам]]
 +
[[Категория:История евреев по странам]]
== Источники ==
== Источники ==

Версия 07:18, 22 июля 2011

В летописи Козьмы Пражского несколько раз говорится о том, что в 11 в. в Праге жили сказочно богатые евреи; вероятно, это были ростовщики (см. Ссуда денежная), кредитовавшие крупных феодалов. В хронике Козьмы рассказывается также о том, что в 1067 г. некий выкрест построил на юге Моравии замок Подивин, а под 1091 г. упоминаются евреи в Брно; в грамоте, датированной 1066 г., но составленной, по всей вероятности, значительно позже, фигурируют еврейские купцы из богемского города Литомержице.

Как следует из еврейских и христианских источников, многие богемские евреи были убиты участниками 1-го крестового похода, вторгшимися в королевство Чехия (до 1085 г. — Пражское княжество; с 1019 г. или 1029 г. в его состав входила и Моравия) в 1096 г., или подверглись насильственному крещению. Евреи, вернувшись после ухода крестоносцев в иудаизм, решили покинуть Богемию (1098); в ответ король Вратислав отдал приказ о полной конфискации имущества еврейских семей, вознамерившихся уехать из его страны (по свидетельству Козьмы Пражского, у них было отнято больше богатств, чем греки когда-то награбили в Трое). Несмотря на эмиграцию части евреев, пражская община продолжала существовать и в первой четверти 12 в.; в это время в городе была построена синагога, где, согласно некоторым сообщениям, еврейские коммерсанты хранили свои капиталы. Как утверждает Козьма Пражский, король Владислав (правил в 1109–25 гг.) запретил христианам наниматься в услужение к евреям; под 1124 г. в хронике Козьмы рассказывается о возвращении в иудаизм Я‘акова Апеллы, принявшего в свое время (скорее всего, в 1096 г.) христианство и занявшего высокую должность при дворе чешского короля. В сочинении Ицхака Дорбело (ученика Я‘акова бен Меира Тама), написанном в середине 1140-х гг., упоминается еврейская община города Оломоуц (Моравия); не позднее второй половины 12 в. еврейские общины возникли также в богемских городах Хеб и Литомержице. О чешском еврействе говорится и в записках Биньямина из Туделы (1160–70-е гг.).

В 13 в. положение евреев Чехии было чрезвычайно благоприятным. Они находились под покровительством короля, платили небольшую подушную подать (до 1222 г. — лишь один пфенниг в год) и занимались главным образом кредитным делом и торговлей продовольствием, прежде всего мясом. Еврейское население Богемии и Моравии сильно пострадало в результате вторжения татар (1241), однако вскоре все общины обеих областей были восстановлены, во многом благодаря притоку переселенцев из соседних стран; Чехия стала одним из крупнейших центров расселения ашкеназов. В 1254 г. Отокар II предоставил евреям жалованную грамоту, которая была основана на аналогичном указе, изданном десятью годами ранее австрийским герцогом Фридрихом II. В грамоте Отокара содержались, в частности, следующие положения: евреи вправе беспрепятственно передвигаться по всей стране; убийство еврея наказывается так же, как и убийство христианина, а все имущество виновного отходит в королевскую казну; за рану, нанесенную еврею, христианин должен выплатить ему 12 марок серебром (не считая возмещения расходов на лечение), а королю — штраф в размере 12 марок золотом; похищение еврейского ребенка приравнивается к краже и наказывается как таковая; осквернение еврейского кладбища карается смертной казнью, синагоги — штрафом в пользу «еврейского судьи»; обвинять евреев в употреблении христианской крови (см. Кровавый навет) запрещается; в случае тяжбы между евреем и христианином утверждения последнего считаются голословными, пока их не подтвердил хотя бы один свидетель-еврей; в дни еврейских праздников евреев не следует вызывать в суд по имущественным делам; крупные разногласия между евреями может разрешать только король или назначенный им сановник; евреям разрешается давать деньги в долг под проценты, принимая в заклад любые вещи, за исключением церковной утвари и окровавленной или мокрой одежды; евреи могут беспошлинно перевозить покойников из одной местности в другую (пражское еврейское кладбище было в то время единственным в стране). В том же году Отокар II приказал распространить в Чехии буллу папы Иннокентия IV, запрещавшую насильственно крестить евреев (см. Крещение насильственное), грабить их, наносить им ущерб, заставлять безвозмездно работать и обвинять в ритуальных убийствах, а также разрушать еврейские кладбища и эксгумировать останки евреев. В 1268 г. Отокар II подтвердил свою грамоту, а между 1273 г. и 1278 г. на год освободил евреев Брно от уплаты налогов. Зная о доброжелательном отношении короля к евреям, епископ города Оломоуц Бруно уклонился в 1267 г. от участия в Соборе церковном в Вене, где было принято несколько антиеврейских постановлений (в то же время в 1273 г. он обратился к папе римскому с жалобой на оломоуцких евреев, нанимающих христианок в качестве кормилиц, принимающих в заклад церковную утварь и взимающих по денежным ссудам непомерно высокие проценты). Сын Отокара II, Вацлав II, подтвердил в 1283 г. (сразу после вступления на престол) и в 1305 г. жалованную грамоту 1254 г., а в 1298 г. не допустил в страну сторонников рыцаря Риндфлейша, истребивших большое число евреев в сопредельных с Чехией германских землях (за это еврейским общинам пришлось сделать в королевскую казну особый — и чрезвычайно высокий — «взнос за покровительство»).

В 12–13 вв. Чехия (прежде всего Богемия) — один из важных очагов еврейской учености: здесь жили тосафисты (см. Тосафот) Ицхак бен Мордехай из Праги (акроним Рибам), Я‘аков ха-Лаван и его сын Ицхак (их прозвище происходит от славянского названия реки Эльба — Лаба), Эли‘эзер бен Ицхак, Моше бен Я‘аков, талмудист Моше бен Хисдай, комментатор литургических текстов Аврахам бен Азриэль, грамматик Иекутиэль бен Иехуда ха-Кохен (известный также как Залман Накдан, то есть `огласовщик`). В Богемии родился и учился (у Я‘акова ха-Лавана и его сына, а также у Аврахама бен Азриэля) Ицхак бен Моше из Вены (Риаз), автор фундаментального галахического труда «Ор заруа» («Свет рассеиваемый»). Тесные деловые связи с Богемией поддерживал Птахия из Регенсбурга, сын Я‘акова ха-Лавана. В 1270 г. в Праге открылась великолепная синагога «Алтнойшул» (старейшая из сохранившихся поныне синагог Европы).

После того, как в 1310 г. Богемия и Моравия перешли под власть династии Люксембургов, положение еврейского населения обеих областей начало постепенно ухудшаться. В 1336 г. король Иоганн конфисковал денежные фонды пражской общины, а когда выяснилось, что они составляют лишь две тысячи марок, приказал арестовать всех богемских евреев и не выпускать их, пока они не заплатят выкуп. В 1337 г. еврейские общины Часлава (по-немецки Часлау) и Индржихув-Градеца (по-немецки Нейхауз) подверглись нападению банд «армледеров» (см. Германия); в 1338 г. евреи ряда богемских и моравских городов погибли в результате резни, спровоцированной известием о гостии осквернении, якобы совершенном в австрийском городке Пулкау. В 1345 г. Карл IV (наместник Чехии в 1333–46 гг., король в 1346–78 гг.), предоставил моравским городам Брно (по-немецки Брюнн) и Йиглава (по-немецки Иглау) право выдавать евреям вид на жительство, в 1347 г. назначил сборщиком всех еврейских податей пражского еврея Тростлина, а в 1348 г. разрешил евреям селиться в новой части Праги (при условии, что они построят здесь каменные дома) и освободил их от уплаты налогов и податей на 12 лет.

В период эпидемии «Чёрной смерти» (конец 1340-х – начало 1350-х гг.) в Чехии — в отличие от многих других стран Центральной и Западной Европы — не было массовых убийств и преследований евреев (единственное исключение составил город Хеб /по-немецки Эгер/, где в 1350 г. погибла вся община), и потому здесь обосновались многие еврейские семьи, бежавшие или изгнанные из различных германских земель. В 1348 г., когда Эрнст, архиепископ Чехии, приказал евреям носить особую одежду (см. Отличительный знак) и запретил им нанимать христианок в качестве кормилиц, Карл IV отменил это распоряжение, сославшись на то, что евреи Богемии и Моравии являются «каммеркнехтами», буквально «слугами казны», и потому решение вопросов, связанных с их статусом, является исключительной прерогативой короны. В 1356 г. Карл IV подтвердил привилегию 1254 г. (см. выше), а в 1362 г. разрешил еврейским ростовщикам принимать в заклад недвижимость; в то же время он неоднократно освобождал христиан от уплаты долгов евреям (например, в 1361 г.). Такую же политику проводил и его сын Вацлав (1378–1419): рассматривая евреев как вассалов короны, он защищал их от феодальной знати и духовенства, но вместе с тем не раз арестовывал все еврейское население страны и конфисковывал имущество евреев (например, в 1384 г.; в том же году Вацлав приказал королевским чиновникам помогать евреям взыскивать долги с христиан). 18 апреля 1389 г. в Праге, где многие бюргеры задолжали евреям-ростовщикам, произошел крупный погром, в ходе которого погибло около трех тысяч человек; принадлежавшая им собственность отошла в казну (вес поступившего в нее серебра достиг 5 тонн). Король не только не наказал убийц, но и приказал (на следующий день после погрома) арестовать всех уцелевших евреев и конфисковать их имущество; 15 сентября того же года последовало новое распоряжение о содействии евреям при взыскании долгов (предусматривавшее передачу в казну части изъятых у должников денег и ценностей). В 1393 г. Вацлав запретил феодалам судить евреев и определил порядок выплаты задолженности еврейским заимодавцам: евреям было, в частности, разрешено злостных неплательщиков держать под арестом, на хлебе и воде (но только в домах, принадлежавших христианам), а в некоторых случаях — присваивать заложенную такими неплательщиками недвижимость (в результате в Чехии на короткий срок возникла группа евреев-землевладельцев). Кроме того, король разрешил евреям, насильственно крещенным в 1389 г., вернуться к иудаизму и пресек попытку церковных властей наказать их как еретиков. Вступив в затяжной конфликт с феодалами и духовенством, Вацлав обратился за финансовой поддержкой к евреям; получив от них крупную сумму, он на три года освободил все еврейское население страны от уплаты налогов.

Поскольку участники гуситского движения, охватившего в 1410–1430-х гг. большую часть Чехии, выступали против католического истеблишмента и декларировали свое стремление следовать моральным нормам еврейской Библии, а также соблюдать часть заповедей (см. Мицвот), отвергнутых христианской церковью, в частности, те из них, которые касаются кашрута и убоя ритуального, евреи сочувствовали гуситам, а в некоторых случаях помогали им, в том числе деньгами и оружием (несмотря на негативное отношение многих раввинов к такого рода вмешательству в конфликты между христианами). По сообщению одного из летописцев, литургический поэт Авигдор Каро (умер в 1439 г.; ему принадлежит известная кина, в которой описывается пражская резня 1389 г.) составил для гуситов несколько религиозных гимнов. За поддержку движения евреи были изгнаны из Йиглавы (1426) и Хеба (1430; согласно некоторым источникам, указ об изгнании распространялся на всю Богемию, однако вскоре последовала его отмена); вместе с тем, в Хомутове (по-немецки Комотау) табориты (представители радикального крыла гуситов) предложили евреям креститься, а когда они отказались, заживо сожгли их.

В годы междуцарствия (1439–52) чешские евреи оказались под юрисдикцией городов и феодалов, в период правления Йиржи Подебрада (1458–71) вновь стали считаться «каммеркнехтами». В 1454 г., в результате юдофобских проповедей фанатичного монаха Иоанна (Джованни) ди Капистрано, власти приказали евреям покинуть пять из шести «королевских городов» Моравии — Брно, Йиглаву, Оломоуц (Ольмюц), Зноймо (по-немецки Цнаим) и Нове-Место-на-Мораве (по-немецки Нойштадт), дав на сборы четыре месяца; изгнанники большей частью поселились в близлежащих деревнях. Король Владислав II Ягеллон (1471–1516) благожелательно относился к евреям, однако во многих случаях не мог защитить их от произвола муниципалитетов и феодалов. В 1487 г. чешский сословный сейм обложил еврейское население страны высоким налогом, а в 1494 г. ввел ограничения на ссудно-кредитную деятельность евреев, фактически отменив тем самым часть положения жалованной грамоты 1254 г. (сведений о том, было ли последнее решение выполнено, не сохранилось).

Источники и ссылки

Примечания

Источники

Литература

  • Жак ле Гофф. "Цивилизация средневекового Запада". Москва, Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-академия", 1992 (перевод с французского издания Jacques le Goff "La civilisation de l'occident medeival" Paris Arthaud 1977)
  • Encyclopedia Judaica. 1995
  • Abraham J. Karp, From the Ends of the Earth: Judaic Treasures of the Library of Congress, (DC: Library of Congress, 1991).

Примечания

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация