История еврейских общин в Чехии в XI - XV веках

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Крестовые походы и притеснения)
Строка 33: Строка 33:
Как следует из еврейских и христианских источников, многие богемские евреи были убиты участниками [[Крестовые походы|1-го крестового похода]], вторгшимися в королевство Чехия в 1096 г., или подверглись насильственному крещению. Евреи, вернувшись после ухода [[Крестоносцы|крестоносцев]] в [[иудаизм]], решили покинуть Богемию (1098).<ref name="Žemlička"/> В ответ король Вратислав отдал приказ о полной конфискации имущества еврейских семей, вознамерившихся уехать из его страны. По свидетельству Козьмы Пражского, у них было отнято больше богатств, чем греки когда-то награбили в Трое.
Как следует из еврейских и христианских источников, многие богемские евреи были убиты участниками [[Крестовые походы|1-го крестового похода]], вторгшимися в королевство Чехия в 1096 г., или подверглись насильственному крещению. Евреи, вернувшись после ухода [[Крестоносцы|крестоносцев]] в [[иудаизм]], решили покинуть Богемию (1098).<ref name="Žemlička"/> В ответ король Вратислав отдал приказ о полной конфискации имущества еврейских семей, вознамерившихся уехать из его страны. По свидетельству Козьмы Пражского, у них было отнято больше богатств, чем греки когда-то награбили в Трое.
 +
 +
Хотя еврейские кварталы были уничтожены, еврейские финансисты довольно скоро стали возвращаться и даже занимать высокие должности при дворе.  Под 1124 г. в хронике Козьмы рассказывается о возвращении в иудаизм Яакова Апеллы, принявшего в свое время (скорее всего, в 1096 г.) христианство и занявшего высокую должность при дворе чешского короля.
Несмотря на эмиграцию части евреев, [[Прага|пражская]] община продолжала существовать и в первой четверти XII в. В это время в городе была построена синагога, где, согласно некоторым сообщениям, еврейские коммерсанты хранили свои капиталы.
Несмотря на эмиграцию части евреев, [[Прага|пражская]] община продолжала существовать и в первой четверти XII в. В это время в городе была построена синагога, где, согласно некоторым сообщениям, еврейские коммерсанты хранили свои капиталы.
-
Как утверждает Козьма Пражский, король Владислав (правил в 1109–25 гг.) запретил христианам наниматься в услужение к евреям. Под 1124 г. в хронике Козьмы рассказывается о возвращении в иудаизм Яакова Апеллы, принявшего в свое время (скорее всего, в 1096 г.) христианство и занявшего высокую должность при дворе чешского короля.
+
Как утверждает Козьма Пражский, король Владислав (правил в 1109–25 гг.) запретил христианам наниматься в услужение к евреям.
-
В сочинении Ицхака Дорбело (ученика Яакова бен Меира Тама), написанном в середине 1140-х гг., упоминается еврейская община города Оломоуц (Моравия). Не позднее второй половины XII в. еврейские общины возникли также в богемских городах Хеб и Литомержице. О чешском еврействе говорится и в записках [[Биньямин из Туделы|Биньямина из Туделы]] (1160–70-е гг.).
+
В сочинении Ицхака Дорбело (ученика [[Там Яаков бен Меир|Яакова бен Меира Тама]]), написанном в середине 1140-х гг., упоминается еврейская община города Оломоуц (Моравия). Не позднее второй половины XII в. еврейские общины возникли также в богемских городах Хеб и Литомержице. О чешском еврействе говорится и в записках [[Биньямин из Туделы|Биньямина из Туделы]] (1160–70-е гг.).
 +
 
 +
Однако экономическая свобода стала исчезать. Изгнание евреев было способом конкуренции для немецких купцов, которые на рубеже X - XI веков сместили фокус внешней торговли.<ref name="Žemlička"/>
 +
<!--
 +
 
 +
 
 +
=== Характеру и культуре еврейского поселения ===
 +
 
 +
Евреи поселились в основном в крупных торговых центрах, в то время Устава евреев были установлены только в [[Праге | Прага]] (время в [[Старый Город (Прага) | Старый город]]), но и в [[Брно | Брно]] [[Оломоуц]] я, [[Jihlava | Jihlava]] [[Зноймо | Зноймо]] [[Litomerice | Lito]] или [[Прибрам]] я <ref> Ницце (2001 ). P </ ссылка> В число евреев было незначительным, хотя население, бизнес и финансовую деятельность, однако, это составляет небольшая группа очень важна, который показывает процент по своим суверенным защиты. Евреи, как правило, закрытые поселения, которые обусловлены отчасти естественное желание для религиозных и культурных общин, а также по соображениям безопасности. Концентрированные урегулирования также облегчить надзор за царя "собственностью камеры". <ref Name="Zemlicka210nn" />
 +
 
 +
В то время основными центрами еврейской учености находились, кроме [[Евреи в Испании | Испания]] в [[Рейн]]. Чешские земли, лежащие в стороне от основных центров еврейского поселения и образования, время от времени, но даже здесь французские интеллектуалы и Рейна [[ешивы | иешивы]] посетили, которые передаются их дальнейшего образования. Среди наиболее важных ученых, которые в Чешской Республике в течение некоторого времени проживали включают [[Ицхак ха-Лаван]] [[Иаков бен Petachja]] или [[Исаак бен Моше.]] <ref> Ницце (2001 г.). Стр 427-431 </ Ref> Рейн и французские влияния, также подписавших вид Праги [[Готический | готический.]]. [[Корабль (архитектура) | проходе]] [[Старо-новая синагога | Старо-новая синагога.]] <ref> {{Цитата мемуары | Kuthan фамилия = | имя = Георгий | ссылка на автора Иржи Kuthan = | название = чешской архитектуры во время последнего Пршемысловичей | выпуск = 1 | Vimperk место = | издатель = ТИНА | год = 1994 | ISBN = 80-85618 -14-1 | комментарий = | партия = 347-352 | язык =}} </ ссылка>
 +
 
 +
Взаимодействие с нееврейской среде проявляется не только в архитектуре, но и в языке. В [[иврит | еврейской литературе]], написанной в Чехии документально чешский [[комментарий | глоссы]] (например, в старых сохранившихся еврейских рукописей в Чехии, называется [[Хеб Библия | Библия Cheb]]), который дают возможность предположить, что если евреи могут общаться на чешском языке. Надгробие надписи показывают, что даже евреи иногда используются чешские имена. <ref> Ницце (2001 г.). .. Стр 482-487 </ Ref> было нормально, но и в дополнение к ивриту и немецких диалектов <ref> Монография {{Цитата |. Имя = Landmark | Ярослав название = | ссылка = Ярослав Landmark автор | название = Люксембург
 +
 
 +
=== Charakter a kultura židovského osídlení ===
 +
 
 +
Židé se usazovali zejména ve významných obchodních centrech, v době vydání Statut tak byli Židé usazeni nejen v [[Praha|Praze]] (tentokrát ve [[Staré Město (Praha)|Starém Městě]]), ale také například v [[Brno|Brně]], [[Olomouc]]i, [[Jihlava|Jihlavě]], [[Znojmo|Znojmě]], [[Litoměřice|Litoměřicích]] či v [[Příbram]]i.<ref>Pěkný (2001). Str. </ref> Co do počtu byli Židé sice zanedbatelnou skupinou obyvatelstva, jejich obchodní a finanční aktivity však tuto malou skupinu činilo velmi důležitou, což ukazuje i zájem panovníka na její ochraně. Židé tvořili zpravidla uzavřené osady, což pramenilo jednak z přirozené touhy po náboženské a kulturní pospolitosti, zároveň však také z bezpečnostních důvodů. Koncentrované osídlení rovněž usnadňovalo panovníkovi dohled nad „majetkem své komory“.<ref name="Zemlicka210nn" />
 +
 
 +
Tehdejší hlavní centra židovské vzdělanosti se nacházela krom [[Židé ve Španělsku|Španělska]] také v [[Porýní]]. České země tak ležely stranou od hlavních středisek židovského osídlení i vzdělanosti, čas od času však i sem vzdělanci z francouzských a porýnských [[ješiva|ješiv]] zavítali, aby zde předávali své vzdělání dále. Mezi nejvýznamnější učence, kteří v českých zemích nějakou dobu pobývali patří zejména [[Jicchak ha-Lavan]], [[Petachja ben Jakob]] či [[Jicchak ben Moše]].<ref>Pěkný (2001). Str. 427-431.</ref> Francouzské a porýnské vlivy se podepsaly také na vzhledu pražské [[gotika|gotické]] [[loď (architektura)|dvoulodní]] [[Staronová synagoga|Staronové synagogy]].<ref>{{Citace monografie|příjmení=Kuthan|jméno=Jiří|odkaz na autora=Jiří Kuthan|titul=Česká architektura v době posledních Přemyslovců|vydání=1|místo=Vimperk|vydavatel=TINA|rok=1994|isbn=80-85618-14-1|poznámka= |strany=347-352|jazyk=}}</ref>
 +
 
 +
Interakce s nežidovským okolím se projevoval nejen v oblasti architektury, ale také v jazyce. V [[hebrejština|hebrejské literatuře]] psané na území českých zemích jsou doloženy české [[glosa|glosy]] (např. v nejstarším dochovaném hebrejském rukopisu v českých zemích, tzv. [[Chebská bible|Chebské bibli]]), které naznačují možnost, že se tehdy židé mohli dorozumívat česky. Náhrobní nápisy svědčí o tom, že židé dokonce někdy užívali česká jména.<ref>Pěkný (2001). Str. 482-487.</ref> Běžná však byla zřejmě také vedle dialektů hebrejštiny i němčina.<ref>{{Citace monografie|příjmení=Mezník|jméno=Jaroslav|odkaz na autora=Jaroslav Mezník|titul=Lucemburská Morava|vydání=1|místo=Praha|vydavatel=NLN|rok=1999|isbn=80-7106-363-0|poznámka=|strany=154|jazyk=}}</ref>
 +
-->
== В XIII веке ==
== В XIII веке ==
[[Файл:Praha Staronova Synagoga.jpg|250px|right|thumb|Староновая синагога в Праге, одна из старейших в Европе (впервые построена в XIII веке)]]
[[Файл:Praha Staronova Synagoga.jpg|250px|right|thumb|Староновая синагога в Праге, одна из старейших в Европе (впервые построена в XIII веке)]]
В XIII в. положение евреев Чехии было чрезвычайно благоприятным. Они находились под покровительством короля, платили небольшую подушную подать (до 1222 г. — лишь один пфенниг в год). Занимались главным образом кредитным делом и торговлей продовольствием, прежде всего мясом.
В XIII в. положение евреев Чехии было чрезвычайно благоприятным. Они находились под покровительством короля, платили небольшую подушную подать (до 1222 г. — лишь один пфенниг в год). Занимались главным образом кредитным делом и торговлей продовольствием, прежде всего мясом.
 +
 +
Ситуация изменилась в худшую сторону, когда Третий Латеранский собор (1179) и Четвёртый Латеранский собор (1215) решили установить сегрегацию евреев от христианского населения, приказали евреям носить [[отличительный знак]] (в основном жёлтый круг на одежде или желтую шляпу), а также уменьшили их средства к существованию, так что вне [[гетто]] можно было работать только в торговле и финансах. Напряженность в отношениях между еврейским и христианским населением, вызванная этими мерами, продолжала расти, пока папа Иннокентий IV (1243-1254) не выпустила две ''буллы'', которые запрещали любое насилие в отношении евреев.<ref>Pěkný (2001). Str. 19-22.</ref>
Еврейское население Богемии и Моравии сильно пострадало в результате вторжения татар (1241). Однако вскоре все общины обеих областей были восстановлены, во многом благодаря притоку переселенцев из соседних стран. Чехия стала одним из крупнейших центров расселения [[ашкеназ]]ов.
Еврейское население Богемии и Моравии сильно пострадало в результате вторжения татар (1241). Однако вскоре все общины обеих областей были восстановлены, во многом благодаря притоку переселенцев из соседних стран. Чехия стала одним из крупнейших центров расселения [[ашкеназ]]ов.
-
В 1254 г. Отокар II предоставил евреям жалованную грамоту, которая была основана на аналогичном указе, изданном десятью годами ранее австрийским герцогом Фридрихом II. В грамоте Отокара содержались, в частности, следующие положения:
+
Евреям стало ясно, что просто торговые правила или папские указы не обеспечивают их безопасность, и поэтому попросили защиты у самого суверена<ref>{{книга|автор = Haim Hillel a kol Ben-Sason|часть = |заглавие = История еврейского народа|оригинал = History of Jewish People|ссылка = |ответственный = |издание = |место = Cambridge, Massachussets|издательство = Harvard University Press|год = 1976|том = |страницы = 418-420 |страниц = |серия = |isbn = 0-674-39731-2|тираж = }}</ref> - чешского короля. Первым дал евреям привилегию Вацлав I, её содержание остается неизвестным.
 +
 
 +
В период с 1254 по 1262 гг. Пржемысл Отокар II предоставил евреям жалованную грамоту под названием ''Statuta Iudaeorum'' (Еврейский устав), которая была основана на аналогичном указе, изданном десятью годами ранее австрийским герцогом Фридрихом II. Евреи получили статус ''королевских дворцовых слуг'', поэтому любое нападение на евреев рассматривалось как нанесение ущерба королевскому имуществу - и наказывалось соответственно. Под королевской защитой, однако, евреи должны были  исправно платить налоги и охотно предоставлять суверену займы.<ref>Pěkný (2001). Str. 23-25.</ref>
 +
 
 +
В грамоте Отокара содержались, в частности, следующие положения:
* евреи вправе беспрепятственно передвигаться по всей стране;
* евреи вправе беспрепятственно передвигаться по всей стране;

Версия 13:58, 14 июля 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья
Л.Гроервейдл
Дата создания: 22.07.2011

Часть современной Чехии в начале описываемого периода была славянским королевством Моравия, другая - королевством Богемия (до 1085 г. — Пражское княжество), входившим в состав Германии. С 1019 г. или 1029 г. в его состав вошла и Моравия.

Содержание

До периода крестовых походов

Еврейские купцы и в конце концов создали свои поселения в Пражском замке (на месте нынешнего Уезда) и в Вышеграде. Эти поселения пользуются определенной степенью автономии, но правовая защита евреев, все еще была весьма неопределенна.

Хотя еврейские торговцы проходили по Чехии ещё на грани IX-го и X века, первое письменное упоминание еврейского населения датировано 1091 годом.[1]

В летописи Козьмы Пражского несколько раз говорится о том, что в XI в. в Праге жили сказочно богатые евреи. Вероятно, это были ростовщики, кредитовавшие крупных феодалов. В хронике Козьмы рассказывается также о том, что в 1067 г. некий выкрест построил на юге Моравии замок Подивин, а под 1091 г. упоминаются евреи в Брно.

В грамоте, датированной 1066 г., но составленной, по всей вероятности, значительно позже, фигурируют еврейские купцы из богемского города Литомержице.

Крестовые походы и притеснения

Как следует из еврейских и христианских источников, многие богемские евреи были убиты участниками 1-го крестового похода, вторгшимися в королевство Чехия в 1096 г., или подверглись насильственному крещению. Евреи, вернувшись после ухода крестоносцев в иудаизм, решили покинуть Богемию (1098).[1] В ответ король Вратислав отдал приказ о полной конфискации имущества еврейских семей, вознамерившихся уехать из его страны. По свидетельству Козьмы Пражского, у них было отнято больше богатств, чем греки когда-то награбили в Трое.

Хотя еврейские кварталы были уничтожены, еврейские финансисты довольно скоро стали возвращаться и даже занимать высокие должности при дворе. Под 1124 г. в хронике Козьмы рассказывается о возвращении в иудаизм Яакова Апеллы, принявшего в свое время (скорее всего, в 1096 г.) христианство и занявшего высокую должность при дворе чешского короля.

Несмотря на эмиграцию части евреев, пражская община продолжала существовать и в первой четверти XII в. В это время в городе была построена синагога, где, согласно некоторым сообщениям, еврейские коммерсанты хранили свои капиталы.

Как утверждает Козьма Пражский, король Владислав (правил в 1109–25 гг.) запретил христианам наниматься в услужение к евреям.

В сочинении Ицхака Дорбело (ученика Яакова бен Меира Тама), написанном в середине 1140-х гг., упоминается еврейская община города Оломоуц (Моравия). Не позднее второй половины XII в. еврейские общины возникли также в богемских городах Хеб и Литомержице. О чешском еврействе говорится и в записках Биньямина из Туделы (1160–70-е гг.).

Однако экономическая свобода стала исчезать. Изгнание евреев было способом конкуренции для немецких купцов, которые на рубеже X - XI веков сместили фокус внешней торговли.[1]

В XIII веке

Файл:Praha Staronova Synagoga.jpg
Староновая синагога в Праге, одна из старейших в Европе (впервые построена в XIII веке)

В XIII в. положение евреев Чехии было чрезвычайно благоприятным. Они находились под покровительством короля, платили небольшую подушную подать (до 1222 г. — лишь один пфенниг в год). Занимались главным образом кредитным делом и торговлей продовольствием, прежде всего мясом.

Ситуация изменилась в худшую сторону, когда Третий Латеранский собор (1179) и Четвёртый Латеранский собор (1215) решили установить сегрегацию евреев от христианского населения, приказали евреям носить отличительный знак (в основном жёлтый круг на одежде или желтую шляпу), а также уменьшили их средства к существованию, так что вне гетто можно было работать только в торговле и финансах. Напряженность в отношениях между еврейским и христианским населением, вызванная этими мерами, продолжала расти, пока папа Иннокентий IV (1243-1254) не выпустила две буллы, которые запрещали любое насилие в отношении евреев.[2]

Еврейское население Богемии и Моравии сильно пострадало в результате вторжения татар (1241). Однако вскоре все общины обеих областей были восстановлены, во многом благодаря притоку переселенцев из соседних стран. Чехия стала одним из крупнейших центров расселения ашкеназов.

Евреям стало ясно, что просто торговые правила или папские указы не обеспечивают их безопасность, и поэтому попросили защиты у самого суверена[3] - чешского короля. Первым дал евреям привилегию Вацлав I, её содержание остается неизвестным.

В период с 1254 по 1262 гг. Пржемысл Отокар II предоставил евреям жалованную грамоту под названием Statuta Iudaeorum (Еврейский устав), которая была основана на аналогичном указе, изданном десятью годами ранее австрийским герцогом Фридрихом II. Евреи получили статус королевских дворцовых слуг, поэтому любое нападение на евреев рассматривалось как нанесение ущерба королевскому имуществу - и наказывалось соответственно. Под королевской защитой, однако, евреи должны были исправно платить налоги и охотно предоставлять суверену займы.[4]

В грамоте Отокара содержались, в частности, следующие положения:

  • евреи вправе беспрепятственно передвигаться по всей стране;
  • убийство еврея наказывается так же, как и убийство христианина, а все имущество виновного отходит в королевскую казну;
  • за рану, нанесенную еврею, христианин должен выплатить ему 12 марок серебром (не считая возмещения расходов на лечение), а королю—штраф в размере 12 марок золотом;
  • похищение еврейского ребенка приравнивается к краже и наказывается как таковая;
  • осквернение еврейского кладбища карается смертной казнью, синагоги—штрафом в пользу «еврейского судьи»;
  • обвинять евреев в употреблении христианской крови запрещается;
  • в случае тяжбы между евреем и христианином утверждения последнего считаются голословными, пока их не подтвердил хотя бы один свидетель-еврей;
  • в дни еврейских праздников евреев не следует вызывать в суд по имущественным делам;
  • крупные разногласия между евреями может разрешать только король или назначенный им сановник;
  • евреям разрешается давать деньги в долг под проценты, принимая в заклад любые вещи, за исключением церковной утвари и окровавленной или мокрой одежды;
  • евреи могут беспошлинно перевозить покойников из одной местности в другую (пражское еврейское кладбище было в то время единственным в стране).

В том же году Отокар II приказал распространить в Чехии буллу папы Иннокентия IV, запрещавшую насильственно крестить евреев, грабить их, наносить им ущерб, заставлять безвозмездно работать и обвинять в ритуальных убийствах, а также разрушать еврейские кладбища и эксгумировать останки евреев.

В 1268 г. Отокар II подтвердил свою грамоту, а между 1273 г. и 1278 г. на год освободил евреев Брно от уплаты налогов. Зная о доброжелательном отношении короля к евреям, епископ города Оломоуц Бруно уклонился в 1267 г. от участия в церковном соборе в Вене, где было принято несколько антиеврейских постановлений. В то же время в 1273 г. он обратился к папе римскому с жалобой на оломоуцких евреев, нанимающих христианок в качестве кормилиц, принимающих в заклад церковную утварь и взимающих по денежным ссудам непомерно высокие проценты.

Сын Отокара II, Вацлав II, подтвердил в 1283 г. (сразу после вступления на престол) и в 1305 г. жалованную грамоту 1254 г., а в 1298 г. не допустил в страну сторонников рыцаря Риндфлейша, истребивших большое число евреев в сопредельных с Чехией германских землях. За это еврейским общинам пришлось сделать в королевскую казну особый—и чрезвычайно высокий — «взнос за покровительство».

Еврейская культура в Чехии XII-XIII вв.

В XII-XIII вв. Чехия (прежде всего Богемия)—один из важных очагов еврейской учености: здесь жили тосафисты

  • Ицхак бен Мордехай из Праги (акроним Рибам),
  • Яаков hа-Лаван и его сын Ицхак (их прозвище происходит от славянского названия реки Эльба—Лаба),
  • Элиэзер бен Ицхак,
  • Моше бен Яаков;

талмудист Моше бен Хисдай, комментатор литургических текстов Аврахам бен Азриэль, грамматик Иекутиэль бен Иехуда hа-Кохен (известный также как Залман Накдан, то есть `огласовщик`).

В Богемии родился и учился (у Яакова hа-Лавана и его сына, а также у Аврахама бен Азриэля) Ицхак бен Моше из Вены (Риаз), автор фундаментального hалахического труда «Ор заруа» («Свет рассеиваемый»). Тесные деловые связи с Богемией поддерживал Птахия из Регенсбурга, сын Яакова hа-Лавана.

В 1270 г. в Праге открылась великолепная синагога «Алтнойшул» (старейшая из сохранившихся поныне синагог Европы).

В XIV веке

После того, как в 1310 г. Богемия и Моравия перешли под власть династии Люксембургов, положение еврейского населения обеих областей начало постепенно ухудшаться.

В 1336 г. король Иоганн конфисковал денежные фонды пражской общины, а когда выяснилось, что они составляют лишь две тысячи марок, приказал арестовать всех богемских евреев и не выпускать их, пока они не заплатят выкуп. В 1337 г. еврейские общины Часлава (по-немецки Часлау) и Индржихув-Градеца (по-немецки Нейхауз) подверглись нападению банд «армледеров».

В 1338 г. евреи ряда богемских и моравских городов погибли в результате резни, спровоцированной известием о осквернении гостии, якобы совершенном в австрийском городке Пулкау.

Файл:Statuta judaeorum.jpg
"Statuta Judaeorum", подписанная Карлом IV (XIV век)

В 1345 г. Карл IV (наместник Чехии в 1333–46 гг., король в 1346–78 гг.), предоставил моравским городам Брно (по-немецки Брюнн) и Йиглава (по-немецки Иглау) право выдавать евреям вид на жительство, в 1347 г. назначил сборщиком всех еврейских податей пражского еврея Тростлина, а в 1348 г. разрешил евреям селиться в новой части Праги (при условии, что они построят здесь каменные дома) и освободил их от уплаты налогов и податей на 12 лет.

В период эпидемии «Чёрной смерти» (конец 1340-х – начало 1350-х гг.) в Чехии—в отличие от многих других стран Центральной и Западной Европы—не было массовых убийств и преследований евреев. Единственное исключение составил город Хеб /по-немецки Эгер/, где в 1350 г. погибла вся община. В Чехии обосновались многие еврейские семьи, бежавшие или изгнанные из различных германских земель.

В 1348 г. Эрнст, архиепископ Чехии, приказал евреям носить особую одежду и запретил им нанимать христианок в качестве кормилиц. Карл IV отменил это распоряжение, сославшись на то, что евреи Богемии и Моравии являются «каммеркнехтами», буквально «слугами казны», и потому решение вопросов, связанных с их статусом, является исключительной прерогативой короны.

В 1356 г. Карл IV подтвердил привилегию 1254 г. (см. выше), а в 1362 г. разрешил еврейским ростовщикам принимать в заклад недвижимость. В то же время он неоднократно освобождал христиан от уплаты долгов евреям (например, в 1361 г.).

Такую же политику проводил и его сын Вацлав (1378–1419). Он рассматривая евреев как вассалов короны, он защищал их от феодальной знати и духовенства, но вместе с тем не раз арестовывал все еврейское население страны и конфисковывал имущество евреев, например, в 1384 г. В том же году Вацлав приказал королевским чиновникам помогать евреям взыскивать долги с христиан).

18 апреля 1389 г. (во время Пасхи) в Праге, где многие бюргеры задолжали евреям-ростовщикам, произошел крупный погром, в ходе которого погибло около трех тысяч человек. Принадлежавшая им собственность отошла в казну (вес поступившего в нее серебра достиг 5 тонн). Король не только не наказал убийц, но и приказал (на следующий день после погрома) арестовать всех уцелевших евреев и конфисковать их имущество.

Многие из оставшихся женщин и детей были крещены. Один из немногих оставшихся в живых, раввин Авигдор Кара (жил до 1439; его могила сохранилась на Старом еврейском кладбище), написал кину о погроме; её до сих пор читают каждый год в Праге в Йом Кипур.[5]

15 сентября того же года последовало новое распоряжение о содействии евреям при взыскании долгов (предусматривавшее передачу в казну части изъятых у должников денег и ценностей).

В 1393 г. Вацлав запретил феодалам судить евреев и определил порядок выплаты задолженности еврейским заимодавцам. Евреям было, в частности, разрешено злостных неплательщиков держать под арестом, на хлебе и воде (но только в домах, принадлежавших христианам), а в некоторых случаях—присваивать заложенную такими неплательщиками недвижимость. В результате в Чехии на короткий срок возникла группа евреев-землевладельцев.

Кроме того, король разрешил евреям, насильственно крещенным в 1389 г., вернуться к иудаизму и пресек попытку церковных властей наказать их как еретиков. Вступив в затяжной конфликт с феодалами и духовенством, Вацлав обратился за финансовой поддержкой к евреям. Получив от них крупную сумму, он на три года освободил все еврейское население страны от уплаты налогов.

В XV веке

Участники гуситского движения, охватившего в 1410–1430-х гг. большую часть Чехии, выступали против католического истеблишмента и декларировали свое стремление следовать моральным нормам еврейской Библии, а также соблюдать часть заповедей, отвергнутых христианской церковью, в частности, те из них, которые касаются кашрута и ритуального убоя. Поэтому евреи сочувствовали гуситам, а в некоторых случаях помогали им, в том числе деньгами и оружием (несмотря на негативное отношение многих раввинов к такого рода вмешательству в конфликты между христианами).

По сообщению одного из летописцев, литургический поэт Авигдор Каро (умер в 1439 г.; ему принадлежит известная кина, в которой описывается пражская резня 1389 г.) составил для гуситов несколько религиозных гимнов. За поддержку движения евреи были изгнаны из Йиглавы (1426) и Хеба (1430). Согласно некоторым источникам, указ об изгнании распространялся на всю Богемию, однако вскоре последовала его отмена.

Вместе с тем, в Хомутове (по-немецки Комотау) табориты (представители радикального крыла гуситов) предложили евреям креститься, а когда они отказались, заживо сожгли их.

В годы междуцарствия (1439–52) чешские евреи оказались под юрисдикцией городов и феодалов, в период правления Йиржи Подебрада (1458–71) вновь стали считаться «каммеркнехтами».

В 1454 г., в результате юдофобских проповедей фанатичного монаха Иоанна (Джованни) ди Капистрано, власти приказали евреям покинуть пять из шести «королевских городов» Моравии—Брно, Йиглаву, Оломоуц (Ольмюц), Зноймо (по-немецки Цнаим) и Нове-Место-на-Мораве (по-немецки Нойштадт), дав на сборы четыре месяца. Изгнанники большей частью поселились в близлежащих деревнях.

В течение этого периода, бюргеры городах стали занимать рабочие места евреев, такие, как банковское дело.

Король Владислав II Ягеллон (1471–1516) благожелательно относился к евреям, однако во многих случаях не мог защитить их от произвола муниципалитетов и феодалов. В 1487 г. чешский сословный сейм обложил еврейское население страны высоким налогом. В 1494 г. он ввел ограничения на ссудно-кредитную деятельность евреев, фактически отменив тем самым часть положения жалованной грамоты 1254 г. Сведений о том, было ли последнее решение выполнено, не сохранилось.

Культурный подъём

Во второй половине XV века в Праге была открыта первая еврейская типография. Вначале она была небольшой, но начала расти и приобрела добрую репутацию по всей Европе, особенно после издания Агады на Песах, которая стала образцом в Европе для всех последующих агадот.[6]

Источники и ссылки

Литература

  • Жак ле Гофф. "Цивилизация средневекового Запада". Москва, Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-академия", 1992 (перевод с французского издания Jacques le Goff "La civilisation de l'occident medeival" Paris Arthaud 1977)
  • Encyclopedia Judaica. 1995
  • Abraham J. Karp, From the Ends of the Earth: Judaic Treasures of the Library of Congress, (DC: Library of Congress, 1991).

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 Josef Žemlička Чехи в эпоху княжества (1034-1198) = Čechy v době knížecí (1034-1198). — 2. — Praha: NLN, 1998. — С. 210-218. — 40n с. — ISBN 80-7106-196-4
  2. Pěkný (2001). Str. 19-22.
  3. Haim Hillel a kol Ben-Sason История еврейского народа = History of Jewish People. — Cambridge, Massachussets: Harvard University Press, 1976. — С. 418-420. — ISBN 0-674-39731-2
  4. Pěkný (2001). Str. 23-25.
  5. "Prague" By Rebecca Weiner in The Virtual Jewish History Tour
  6. "Prague" By Rebecca Weiner in The Virtual Jewish History Tour
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация