История еврейских общин в Чехии в XI - XV веках
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Ariely (Обсуждение | вклад) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | Часть современной Чехии в начале описываемого периода было королевством Богемия (Чехия, до 1085 г. — Пражское княжество), входившим в состав Германии. С 1019 г. или 1029 г. в его состав входила и Моравия. Другая часть - славянское королевство Моравия. | + | Часть современной Чехии в начале описываемого периода было королевством Богемия (Чехия, до 1085 г. — Пражское княжество), входившим в состав Германии. С 1019 г. или 1029 г. в его состав входила и Моравия. Другая часть - славянское королевство Моравия. Впоследствии они объединились и вошли в Германскую империю как единое королевство Чехия (Богемия). |
== До периода крестовых походов == | == До периода крестовых походов == | ||
- | |||
- | В грамоте, датированной 1066 г., но составленной, по всей вероятности, значительно позже, фигурируют еврейские купцы из богемского города Литомержице. | + | В летописи Козьмы Пражского несколько раз говорится о том, что в XI в. в [[Прага|Праге]] жили сказочно богатые евреи. Вероятно, это были ростовщики, кредитовавшие крупных феодалов. В хронике Козьмы рассказывается также о том, что в 1067 г. некий выкрест построил на юге Моравии замок Подивин, а под 1091 г. упоминаются евреи в Брно. |
+ | |||
+ | В грамоте, датированной 1066 г., но составленной, по всей вероятности, значительно позже, фигурируют еврейские купцы из богемского города Литомержице. | ||
== Крестовые походы и притеснения == | == Крестовые походы и притеснения == | ||
- | |||
- | + | Как следует из еврейских и христианских источников, многие богемские евреи были убиты участниками [[Крестовые походы|1-го крестового похода]], вторгшимися в королевство Чехия в 1096 г., или подверглись насильственному крещению. Евреи, вернувшись после ухода [[Крестоносцы|крестоносцев]] в [[иудаизм]], решили покинуть Богемию (1098). В ответ король Вратислав отдал приказ о полной конфискации имущества еврейских семей, вознамерившихся уехать из его страны. По свидетельству Козьмы Пражского, у них было отнято больше богатств, чем греки когда-то награбили в Трое. | |
- | + | Несмотря на эмиграцию части евреев, [[Прага|пражская]] община продолжала существовать и в первой четверти XII в. В это время в городе была построена синагога, где, согласно некоторым сообщениям, еврейские коммерсанты хранили свои капиталы. | |
- | В сочинении Ицхака Дорбело (ученика Яакова бен Меира Тама), написанном в середине 1140-х гг., упоминается еврейская община города Оломоуц (Моравия). Не позднее второй половины XII в. еврейские общины возникли также в богемских городах Хеб и Литомержице. О чешском еврействе говорится и в записках [[Биньямин из Туделы|Биньямина из Туделы]] (1160–70-е гг.). | + | Как утверждает Козьма Пражский, король Владислав (правил в 1109–25 гг.) запретил христианам наниматься в услужение к евреям. Под 1124 г. в хронике Козьмы рассказывается о возвращении в иудаизм Яакова Апеллы, принявшего в свое время (скорее всего, в 1096 г.) христианство и занявшего высокую должность при дворе чешского короля. |
+ | |||
+ | В сочинении Ицхака Дорбело (ученика Яакова бен Меира Тама), написанном в середине 1140-х гг., упоминается еврейская община города Оломоуц (Моравия). Не позднее второй половины XII в. еврейские общины возникли также в богемских городах Хеб и Литомержице. О чешском еврействе говорится и в записках [[Биньямин из Туделы|Биньямина из Туделы]] (1160–70-е гг.). | ||
== В XIII веке == | == В XIII веке == | ||
- | |||
- | Еврейское население Богемии и Моравии сильно пострадало в результате вторжения татар (1241). Однако вскоре все общины обеих областей были восстановлены, во многом благодаря притоку переселенцев из соседних стран. Чехия стала одним из крупнейших центров расселения [[ашкеназ]]ов. | + | В XIII в. положение евреев Чехии было чрезвычайно благоприятным. Они находились под покровительством короля, платили небольшую подушную подать (до 1222 г. — лишь один пфенниг в год). Занимались главным образом кредитным делом и торговлей продовольствием, прежде всего мясом. |
+ | |||
+ | Еврейское население Богемии и Моравии сильно пострадало в результате вторжения татар (1241). Однако вскоре все общины обеих областей были восстановлены, во многом благодаря притоку переселенцев из соседних стран. Чехия стала одним из крупнейших центров расселения [[ашкеназ]]ов. | ||
+ | |||
+ | В 1254 г. Отокар II предоставил евреям жалованную грамоту, которая была основана на аналогичном указе, изданном десятью годами ранее австрийским герцогом Фридрихом II. В грамоте Отокара содержались, в частности, следующие положения: | ||
- | |||
* евреи вправе беспрепятственно передвигаться по всей стране; | * евреи вправе беспрепятственно передвигаться по всей стране; | ||
* убийство еврея наказывается так же, как и убийство христианина, а все имущество виновного отходит в королевскую казну; | * убийство еврея наказывается так же, как и убийство христианина, а все имущество виновного отходит в королевскую казну; | ||
- | * за рану, нанесенную еврею, христианин должен выплатить ему 12 марок серебром (не считая возмещения расходов на лечение), а | + | * за рану, нанесенную еврею, христианин должен выплатить ему 12 марок серебром (не считая возмещения расходов на лечение), а королю—штраф в размере 12 марок золотом; |
- | * похищение еврейского ребенка приравнивается к краже и наказывается как таковая; | + | * похищение еврейского ребенка приравнивается к краже и наказывается как таковая; |
- | * осквернение еврейского кладбища карается смертной казнью, | + | * осквернение еврейского кладбища карается смертной казнью, синагоги—штрафом в пользу «еврейского судьи»; |
* [[Кровавый навет|обвинять евреев в употреблении христианской крови]] запрещается; | * [[Кровавый навет|обвинять евреев в употреблении христианской крови]] запрещается; | ||
* в случае тяжбы между евреем и христианином утверждения последнего считаются голословными, пока их не подтвердил хотя бы один свидетель-еврей; | * в случае тяжбы между евреем и христианином утверждения последнего считаются голословными, пока их не подтвердил хотя бы один свидетель-еврей; | ||
Строка 31: | Строка 35: | ||
* крупные разногласия между евреями может разрешать только король или назначенный им сановник; | * крупные разногласия между евреями может разрешать только король или назначенный им сановник; | ||
* евреям разрешается давать деньги в долг под проценты, принимая в заклад любые вещи, за исключением церковной утвари и окровавленной или мокрой одежды; | * евреям разрешается давать деньги в долг под проценты, принимая в заклад любые вещи, за исключением церковной утвари и окровавленной или мокрой одежды; | ||
- | * евреи могут беспошлинно перевозить покойников из одной местности в другую (пражское еврейское кладбище было в то время единственным в стране). | + | * евреи могут беспошлинно перевозить покойников из одной местности в другую (пражское еврейское кладбище было в то время единственным в стране). |
- | В том же году Отокар II приказал распространить в Чехии буллу папы Иннокентия IV, запрещавшую насильственно крестить евреев, грабить их, наносить им ущерб, заставлять безвозмездно работать и обвинять в ритуальных убийствах, а также разрушать еврейские кладбища и эксгумировать останки евреев. | + | В том же году Отокар II приказал распространить в Чехии буллу папы Иннокентия IV, запрещавшую насильственно крестить евреев, грабить их, наносить им ущерб, заставлять безвозмездно работать и обвинять в ритуальных убийствах, а также разрушать еврейские кладбища и эксгумировать останки евреев. |
- | В 1268 г. Отокар II подтвердил свою грамоту, а между 1273 г. и 1278 г. на год освободил евреев Брно от уплаты налогов. Зная о доброжелательном отношении короля к евреям, епископ города Оломоуц Бруно уклонился в 1267 г. от участия в церковном соборе в Вене, где было принято несколько антиеврейских постановлений. В то же время в 1273 г. он обратился к папе римскому с жалобой на оломоуцких евреев, нанимающих христианок в качестве кормилиц, принимающих в заклад церковную утварь и взимающих по денежным ссудам непомерно высокие проценты. | + | В 1268 г. Отокар II подтвердил свою грамоту, а между 1273 г. и 1278 г. на год освободил евреев Брно от уплаты налогов. Зная о доброжелательном отношении короля к евреям, епископ города Оломоуц Бруно уклонился в 1267 г. от участия в церковном соборе в Вене, где было принято несколько антиеврейских постановлений. В то же время в 1273 г. он обратился к папе римскому с жалобой на оломоуцких евреев, нанимающих христианок в качестве кормилиц, принимающих в заклад церковную утварь и взимающих по денежным ссудам непомерно высокие проценты. |
- | Сын Отокара II, Вацлав II, подтвердил в 1283 г. (сразу после вступления на престол) и в 1305 г. жалованную грамоту 1254 г., а в 1298 г. не допустил в страну сторонников рыцаря Риндфлейша, истребивших большое число евреев в сопредельных с Чехией германских землях. ''За это еврейским общинам пришлось сделать в королевскую казну | + | Сын Отокара II, Вацлав II, подтвердил в 1283 г. (сразу после вступления на престол) и в 1305 г. жалованную грамоту 1254 г., а в 1298 г. не допустил в страну сторонников рыцаря Риндфлейша, истребивших большое число евреев в сопредельных с Чехией германских землях. ''За это еврейским общинам пришлось сделать в королевскую казну особый—и чрезвычайно высокий — «взнос за покровительство».'' |
== Еврейская культура в Чехии XII-XIII вв. == | == Еврейская культура в Чехии XII-XIII вв. == | ||
- | В XII-XIII вв. Чехия (прежде всего Богемия) | + | |
+ | В XII-XIII вв. Чехия (прежде всего Богемия)—один из важных очагов еврейской учености: здесь жили [[Тосафот|тосафисты]] | ||
+ | |||
* Ицхак бен Мордехай из Праги (акроним Рибам), | * Ицхак бен Мордехай из Праги (акроним Рибам), | ||
- | * Яаков hа-Лаван и его сын Ицхак (их прозвище происходит от славянского названия реки | + | * Яаков hа-Лаван и его сын Ицхак (их прозвище происходит от славянского названия реки Эльба—Лаба), |
* Элиэзер бен Ицхак, | * Элиэзер бен Ицхак, | ||
* Моше бен Яаков; | * Моше бен Яаков; | ||
- | [[талмуд]]ист Моше бен Хисдай, комментатор литургических текстов Аврахам бен Азриэль, грамматик Иекутиэль бен Иехуда hа-Кохен (известный также как Залман Накдан, то есть `огласовщик`). | + | [[талмуд]]ист Моше бен Хисдай, комментатор литургических текстов Аврахам бен Азриэль, грамматик Иекутиэль бен Иехуда hа-Кохен (известный также как Залман Накдан, то есть `огласовщик`). |
- | В Богемии родился и учился (у Яакова hа-Лавана и его сына, а также у Аврахама бен Азриэля) Ицхак бен Моше из Вены (Риаз), автор фундаментального [[Ѓалаха|hалахического]] труда «Ор заруа» («Свет рассеиваемый»). Тесные деловые связи с Богемией поддерживал [[Птахия из Регенсбурга]], сын Яакова hа-Лавана. | + | В Богемии родился и учился (у Яакова hа-Лавана и его сына, а также у Аврахама бен Азриэля) Ицхак бен Моше из Вены (Риаз), автор фундаментального [[Ѓалаха|hалахического]] труда «Ор заруа» («Свет рассеиваемый»). Тесные деловые связи с Богемией поддерживал [[Птахия из Регенсбурга]], сын Яакова hа-Лавана. |
- | В 1270 г. в Праге открылась великолепная синагога «Алтнойшул» (старейшая из сохранившихся поныне синагог Европы). | + | В 1270 г. в Праге открылась великолепная синагога «Алтнойшул» (старейшая из сохранившихся поныне синагог Европы). |
== В XIV веке == | == В XIV веке == | ||
- | |||
- | + | После того, как в 1310 г. Богемия и Моравия перешли под власть династии Люксембургов, положение еврейского населения обеих областей начало постепенно ухудшаться. | |
- | В | + | В 1336 г. король Иоганн конфисковал денежные фонды пражской общины, а когда выяснилось, что они составляют лишь две тысячи марок, приказал арестовать всех богемских евреев и не выпускать их, пока они не заплатят выкуп. В 1337 г. еврейские общины Часлава (по-немецки Часлау) и Индржихув-Градеца (по-немецки Нейхауз) подверглись нападению банд «армледеров». |
- | В | + | В 1338 г. евреи ряда богемских и моравских городов погибли в результате резни, спровоцированной известием о [[Осквернение гостии|осквернении гостии]], якобы совершенном в австрийском городке Пулкау. |
- | В | + | В 1345 г. Карл IV (наместник Чехии в 1333–46 гг., король в 1346–78 гг.), предоставил моравским городам Брно (по-немецки Брюнн) и Йиглава (по-немецки Иглау) право выдавать евреям вид на жительство, в 1347 г. назначил сборщиком всех еврейских податей пражского еврея Тростлина, а в 1348 г. разрешил евреям селиться в новой части [[Прага|Праги]] (при условии, что они построят здесь каменные дома) и освободил их от уплаты налогов и податей на 12 лет. |
- | В | + | В период эпидемии «Чёрной смерти» (конец 1340-х – начало 1350-х гг.) в Чехии—в отличие от многих других стран Центральной и Западной Европы—не было массовых убийств и преследований евреев. Единственное исключение составил город Хеб /по-немецки Эгер/, где в 1350 г. погибла вся община. В Чехии обосновались многие еврейские семьи, бежавшие или изгнанные из различных германских земель. |
- | В | + | В 1348 г. Эрнст, архиепископ Чехии, приказал евреям носить ''особую одежду'' и запретил им нанимать христианок в качестве кормилиц. Карл IV отменил это распоряжение, сославшись на то, что евреи Богемии и Моравии являются «каммеркнехтами», буквально «слугами казны», и потому решение вопросов, связанных с их статусом, является исключительной прерогативой короны. |
- | + | В 1356 г. Карл IV подтвердил привилегию 1254 г. (см. выше), а в 1362 г. разрешил еврейским ростовщикам принимать в заклад недвижимость. В то же время он неоднократно освобождал христиан от уплаты долгов евреям (например, в 1361 г.). | |
- | 18 апреля 1389 г. (во время Пасхи) в [[Прага|Праге]], где многие бюргеры задолжали евреям-ростовщикам, произошел крупный [[погром]], в ходе которого погибло около трех тысяч человек. Принадлежавшая им собственность отошла в казну (вес поступившего в нее серебра достиг 5 тонн). Король не только не наказал убийц, но и приказал (на следующий день после погрома) арестовать всех уцелевших евреев и конфисковать их имущество. | + | Такую же политику проводил и его сын Вацлав (1378–1419). Он рассматривая евреев как вассалов короны, он защищал их от феодальной знати и духовенства, но вместе с тем не раз арестовывал все еврейское население страны и конфисковывал имущество евреев, например, в 1384 г. В том же году Вацлав приказал королевским чиновникам помогать евреям взыскивать долги с христиан). |
+ | |||
+ | 18 апреля 1389 г. (во время Пасхи) в [[Прага|Праге]], где многие бюргеры задолжали евреям-ростовщикам, произошел крупный [[погром]], в ходе которого погибло около трех тысяч человек. Принадлежавшая им собственность отошла в казну (вес поступившего в нее серебра достиг 5 тонн). Король не только не наказал убийц, но и приказал (на следующий день после погрома) арестовать всех уцелевших евреев и конфисковать их имущество. | ||
Многие из оставшихся женщин и детей были крещены. Один из немногих оставшихся в живых, раввин Авигдор Кара (жил до 1439; его могила сохранилась на Старом еврейском кладбище), написал [[Кина|кину]] о погроме; её до сих пор читают каждый год в [[Прага|Праге]] в [[Йом Кипур]].<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Prague.html "Prague" By Rebecca Weiner in The Virtual Jewish History Tour]</ref> | Многие из оставшихся женщин и детей были крещены. Один из немногих оставшихся в живых, раввин Авигдор Кара (жил до 1439; его могила сохранилась на Старом еврейском кладбище), написал [[Кина|кину]] о погроме; её до сих пор читают каждый год в [[Прага|Праге]] в [[Йом Кипур]].<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Prague.html "Prague" By Rebecca Weiner in The Virtual Jewish History Tour]</ref> | ||
- | 15 сентября того же года последовало новое распоряжение о содействии евреям при взыскании долгов (предусматривавшее передачу в казну части изъятых у должников денег и ценностей). | + | 15 сентября того же года последовало новое распоряжение о содействии евреям при взыскании долгов (предусматривавшее передачу в казну части изъятых у должников денег и ценностей). |
- | В 1393 г. Вацлав запретил феодалам судить евреев и определил порядок выплаты задолженности еврейским заимодавцам. Евреям было, в частности, разрешено злостных неплательщиков держать под арестом, на хлебе и воде (но только в домах, принадлежавших христианам), а в некоторых | + | В 1393 г. Вацлав запретил феодалам судить евреев и определил порядок выплаты задолженности еврейским заимодавцам. Евреям было, в частности, разрешено злостных неплательщиков держать под арестом, на хлебе и воде (но только в домах, принадлежавших христианам), а в некоторых случаях—присваивать заложенную такими неплательщиками недвижимость. В результате в Чехии на короткий срок возникла группа евреев-землевладельцев. |
Кроме того, король разрешил евреям, насильственно крещенным в 1389 г., вернуться к [[иудаизм]]у и пресек попытку церковных властей наказать их как еретиков. Вступив в затяжной конфликт с феодалами и духовенством, Вацлав обратился за финансовой поддержкой к евреям. Получив от них крупную сумму, он на три года освободил все еврейское население страны от уплаты налогов. | Кроме того, король разрешил евреям, насильственно крещенным в 1389 г., вернуться к [[иудаизм]]у и пресек попытку церковных властей наказать их как еретиков. Вступив в затяжной конфликт с феодалами и духовенством, Вацлав обратился за финансовой поддержкой к евреям. Получив от них крупную сумму, он на три года освободил все еврейское население страны от уплаты налогов. | ||
== В XV веке == | == В XV веке == | ||
- | |||
- | + | Участники гуситского движения, охватившего в 1410–1430-х гг. большую часть Чехии, выступали против католического истеблишмента и декларировали свое стремление следовать моральным нормам [[ТАНАХ|еврейской Библии]], а также соблюдать часть [[Мицвот|заповедей]], отвергнутых христианской церковью, в частности, те из них, которые касаются [[кашрут]]а и [[Ритуальный убой животных|ритуального убоя]]. Поэтому евреи сочувствовали гуситам, а в некоторых случаях помогали им, в том числе деньгами и оружием (несмотря на негативное отношение многих [[раввин]]ов к такого рода вмешательству в конфликты между христианами). | |
- | + | По сообщению одного из летописцев, литургический поэт Авигдор Каро (умер в 1439 г.; ему принадлежит известная [[кина]], в которой описывается пражская резня 1389 г.) составил для гуситов несколько религиозных гимнов. За поддержку движения евреи были изгнаны из Йиглавы (1426) и Хеба (1430). Согласно некоторым источникам, указ об изгнании распространялся на всю Богемию, однако вскоре последовала его отмена. | |
- | + | Вместе с тем, в Хомутове (по-немецки Комотау) табориты (представители радикального крыла гуситов) предложили евреям креститься, а когда они отказались, заживо сожгли их. | |
- | В 1454 г., в результате юдофобских проповедей фанатичного монаха Иоанна (Джованни) ди Капистрано, власти приказали евреям покинуть пять из шести «королевских городов» | + | В годы междуцарствия (1439–52) чешские евреи оказались под юрисдикцией городов и феодалов, в период правления Йиржи Подебрада (1458–71) вновь стали считаться «каммеркнехтами». |
+ | |||
+ | В 1454 г., в результате юдофобских проповедей фанатичного монаха Иоанна (Джованни) ди Капистрано, власти приказали евреям покинуть пять из шести «королевских городов» Моравии—Брно, Йиглаву, Оломоуц (Ольмюц), Зноймо (по-немецки Цнаим) и Нове-Место-на-Мораве (по-немецки Нойштадт), дав на сборы четыре месяца. Изгнанники большей частью поселились в близлежащих деревнях. | ||
В течение этого периода, бюргеры городах стали занимать рабочие места евреев, такие, как банковское дело. | В течение этого периода, бюргеры городах стали занимать рабочие места евреев, такие, как банковское дело. | ||
Строка 95: | Строка 103: | ||
== Культурный подъём == | == Культурный подъём == | ||
- | Во второй половине XV века в Праге была открыта первая еврейская типография. В начале она был небольшой, но начала расти и приобрела добрую репутацию по всей Европе, особенно после издания [[Агады|Агады]] на [[Песах]] , которая стала образцом в Европе для всех последующих [[Агады|агадот]].<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Prague.html "Prague" By Rebecca Weiner in The Virtual Jewish History Tour]</ref> | + | |
+ | Во второй половине XV века в Праге была открыта первая еврейская типография. В начале она был небольшой, но начала расти и приобрела добрую репутацию по всей Европе, особенно после издания [[Агады|Агады]] на [[Песах]], которая стала образцом в Европе для всех последующих [[Агады|агадот]].<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Prague.html "Prague" By Rebecca Weiner in The Virtual Jewish History Tour]</ref> | ||
== Источники и ссылки == | == Источники и ссылки == | ||
+ | |||
* [http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=14681&query=%D7%C5%D5%C8%DF Электронная еврейская энциклопедия, статья "Чехия" на основании КЕЭ, том 9, кол. 1198–1214] | * [http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=14681&query=%D7%C5%D5%C8%DF Электронная еврейская энциклопедия, статья "Чехия" на основании КЕЭ, том 9, кол. 1198–1214] | ||
* [http://www.jewishencyclopedia.com/ Jewish Encyclopedia] | * [http://www.jewishencyclopedia.com/ Jewish Encyclopedia] | ||
Строка 103: | Строка 113: | ||
Примечания | Примечания | ||
+ | |||
{{Примечания}} | {{Примечания}} | ||
Строка 113: | Строка 124: | ||
== Источники == | == Источники == | ||
+ | |||
* [http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=14681&query=%D7%C5%D5%C8%DF Электронная еврейская энциклопедия, статья "Чехия" на основании КЕЭ, том 9, кол. 1198–1214] | * [http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=14681&query=%D7%C5%D5%C8%DF Электронная еврейская энциклопедия, статья "Чехия" на основании КЕЭ, том 9, кол. 1198–1214] | ||
* [http://www.jewishencyclopedia.com/ Jewish Encyclopedia] | * [http://www.jewishencyclopedia.com/ Jewish Encyclopedia] | ||
Строка 125: | Строка 137: | ||
Примечания | Примечания | ||
+ | |||
{{Примечания}} | {{Примечания}} | ||
Версия 10:56, 22 июля 2011
Часть современной Чехии в начале описываемого периода было королевством Богемия (Чехия, до 1085 г. — Пражское княжество), входившим в состав Германии. С 1019 г. или 1029 г. в его состав входила и Моравия. Другая часть - славянское королевство Моравия. Впоследствии они объединились и вошли в Германскую империю как единое королевство Чехия (Богемия).
Содержание |
До периода крестовых походов
В летописи Козьмы Пражского несколько раз говорится о том, что в XI в. в Праге жили сказочно богатые евреи. Вероятно, это были ростовщики, кредитовавшие крупных феодалов. В хронике Козьмы рассказывается также о том, что в 1067 г. некий выкрест построил на юге Моравии замок Подивин, а под 1091 г. упоминаются евреи в Брно.
В грамоте, датированной 1066 г., но составленной, по всей вероятности, значительно позже, фигурируют еврейские купцы из богемского города Литомержице.
Крестовые походы и притеснения
Как следует из еврейских и христианских источников, многие богемские евреи были убиты участниками 1-го крестового похода, вторгшимися в королевство Чехия в 1096 г., или подверглись насильственному крещению. Евреи, вернувшись после ухода крестоносцев в иудаизм, решили покинуть Богемию (1098). В ответ король Вратислав отдал приказ о полной конфискации имущества еврейских семей, вознамерившихся уехать из его страны. По свидетельству Козьмы Пражского, у них было отнято больше богатств, чем греки когда-то награбили в Трое.
Несмотря на эмиграцию части евреев, пражская община продолжала существовать и в первой четверти XII в. В это время в городе была построена синагога, где, согласно некоторым сообщениям, еврейские коммерсанты хранили свои капиталы.
Как утверждает Козьма Пражский, король Владислав (правил в 1109–25 гг.) запретил христианам наниматься в услужение к евреям. Под 1124 г. в хронике Козьмы рассказывается о возвращении в иудаизм Яакова Апеллы, принявшего в свое время (скорее всего, в 1096 г.) христианство и занявшего высокую должность при дворе чешского короля.
В сочинении Ицхака Дорбело (ученика Яакова бен Меира Тама), написанном в середине 1140-х гг., упоминается еврейская община города Оломоуц (Моравия). Не позднее второй половины XII в. еврейские общины возникли также в богемских городах Хеб и Литомержице. О чешском еврействе говорится и в записках Биньямина из Туделы (1160–70-е гг.).
В XIII веке
В XIII в. положение евреев Чехии было чрезвычайно благоприятным. Они находились под покровительством короля, платили небольшую подушную подать (до 1222 г. — лишь один пфенниг в год). Занимались главным образом кредитным делом и торговлей продовольствием, прежде всего мясом.
Еврейское население Богемии и Моравии сильно пострадало в результате вторжения татар (1241). Однако вскоре все общины обеих областей были восстановлены, во многом благодаря притоку переселенцев из соседних стран. Чехия стала одним из крупнейших центров расселения ашкеназов.
В 1254 г. Отокар II предоставил евреям жалованную грамоту, которая была основана на аналогичном указе, изданном десятью годами ранее австрийским герцогом Фридрихом II. В грамоте Отокара содержались, в частности, следующие положения:
- евреи вправе беспрепятственно передвигаться по всей стране;
- убийство еврея наказывается так же, как и убийство христианина, а все имущество виновного отходит в королевскую казну;
- за рану, нанесенную еврею, христианин должен выплатить ему 12 марок серебром (не считая возмещения расходов на лечение), а королю—штраф в размере 12 марок золотом;
- похищение еврейского ребенка приравнивается к краже и наказывается как таковая;
- осквернение еврейского кладбища карается смертной казнью, синагоги—штрафом в пользу «еврейского судьи»;
- обвинять евреев в употреблении христианской крови запрещается;
- в случае тяжбы между евреем и христианином утверждения последнего считаются голословными, пока их не подтвердил хотя бы один свидетель-еврей;
- в дни еврейских праздников евреев не следует вызывать в суд по имущественным делам;
- крупные разногласия между евреями может разрешать только король или назначенный им сановник;
- евреям разрешается давать деньги в долг под проценты, принимая в заклад любые вещи, за исключением церковной утвари и окровавленной или мокрой одежды;
- евреи могут беспошлинно перевозить покойников из одной местности в другую (пражское еврейское кладбище было в то время единственным в стране).
В том же году Отокар II приказал распространить в Чехии буллу папы Иннокентия IV, запрещавшую насильственно крестить евреев, грабить их, наносить им ущерб, заставлять безвозмездно работать и обвинять в ритуальных убийствах, а также разрушать еврейские кладбища и эксгумировать останки евреев.
В 1268 г. Отокар II подтвердил свою грамоту, а между 1273 г. и 1278 г. на год освободил евреев Брно от уплаты налогов. Зная о доброжелательном отношении короля к евреям, епископ города Оломоуц Бруно уклонился в 1267 г. от участия в церковном соборе в Вене, где было принято несколько антиеврейских постановлений. В то же время в 1273 г. он обратился к папе римскому с жалобой на оломоуцких евреев, нанимающих христианок в качестве кормилиц, принимающих в заклад церковную утварь и взимающих по денежным ссудам непомерно высокие проценты.
Сын Отокара II, Вацлав II, подтвердил в 1283 г. (сразу после вступления на престол) и в 1305 г. жалованную грамоту 1254 г., а в 1298 г. не допустил в страну сторонников рыцаря Риндфлейша, истребивших большое число евреев в сопредельных с Чехией германских землях. За это еврейским общинам пришлось сделать в королевскую казну особый—и чрезвычайно высокий — «взнос за покровительство».
Еврейская культура в Чехии XII-XIII вв.
В XII-XIII вв. Чехия (прежде всего Богемия)—один из важных очагов еврейской учености: здесь жили тосафисты
- Ицхак бен Мордехай из Праги (акроним Рибам),
- Яаков hа-Лаван и его сын Ицхак (их прозвище происходит от славянского названия реки Эльба—Лаба),
- Элиэзер бен Ицхак,
- Моше бен Яаков;
талмудист Моше бен Хисдай, комментатор литургических текстов Аврахам бен Азриэль, грамматик Иекутиэль бен Иехуда hа-Кохен (известный также как Залман Накдан, то есть `огласовщик`).
В Богемии родился и учился (у Яакова hа-Лавана и его сына, а также у Аврахама бен Азриэля) Ицхак бен Моше из Вены (Риаз), автор фундаментального hалахического труда «Ор заруа» («Свет рассеиваемый»). Тесные деловые связи с Богемией поддерживал Птахия из Регенсбурга, сын Яакова hа-Лавана.
В 1270 г. в Праге открылась великолепная синагога «Алтнойшул» (старейшая из сохранившихся поныне синагог Европы).
В XIV веке
После того, как в 1310 г. Богемия и Моравия перешли под власть династии Люксембургов, положение еврейского населения обеих областей начало постепенно ухудшаться.
В 1336 г. король Иоганн конфисковал денежные фонды пражской общины, а когда выяснилось, что они составляют лишь две тысячи марок, приказал арестовать всех богемских евреев и не выпускать их, пока они не заплатят выкуп. В 1337 г. еврейские общины Часлава (по-немецки Часлау) и Индржихув-Градеца (по-немецки Нейхауз) подверглись нападению банд «армледеров».
В 1338 г. евреи ряда богемских и моравских городов погибли в результате резни, спровоцированной известием о осквернении гостии, якобы совершенном в австрийском городке Пулкау.
В 1345 г. Карл IV (наместник Чехии в 1333–46 гг., король в 1346–78 гг.), предоставил моравским городам Брно (по-немецки Брюнн) и Йиглава (по-немецки Иглау) право выдавать евреям вид на жительство, в 1347 г. назначил сборщиком всех еврейских податей пражского еврея Тростлина, а в 1348 г. разрешил евреям селиться в новой части Праги (при условии, что они построят здесь каменные дома) и освободил их от уплаты налогов и податей на 12 лет.
В период эпидемии «Чёрной смерти» (конец 1340-х – начало 1350-х гг.) в Чехии—в отличие от многих других стран Центральной и Западной Европы—не было массовых убийств и преследований евреев. Единственное исключение составил город Хеб /по-немецки Эгер/, где в 1350 г. погибла вся община. В Чехии обосновались многие еврейские семьи, бежавшие или изгнанные из различных германских земель.
В 1348 г. Эрнст, архиепископ Чехии, приказал евреям носить особую одежду и запретил им нанимать христианок в качестве кормилиц. Карл IV отменил это распоряжение, сославшись на то, что евреи Богемии и Моравии являются «каммеркнехтами», буквально «слугами казны», и потому решение вопросов, связанных с их статусом, является исключительной прерогативой короны.
В 1356 г. Карл IV подтвердил привилегию 1254 г. (см. выше), а в 1362 г. разрешил еврейским ростовщикам принимать в заклад недвижимость. В то же время он неоднократно освобождал христиан от уплаты долгов евреям (например, в 1361 г.).
Такую же политику проводил и его сын Вацлав (1378–1419). Он рассматривая евреев как вассалов короны, он защищал их от феодальной знати и духовенства, но вместе с тем не раз арестовывал все еврейское население страны и конфисковывал имущество евреев, например, в 1384 г. В том же году Вацлав приказал королевским чиновникам помогать евреям взыскивать долги с христиан).
18 апреля 1389 г. (во время Пасхи) в Праге, где многие бюргеры задолжали евреям-ростовщикам, произошел крупный погром, в ходе которого погибло около трех тысяч человек. Принадлежавшая им собственность отошла в казну (вес поступившего в нее серебра достиг 5 тонн). Король не только не наказал убийц, но и приказал (на следующий день после погрома) арестовать всех уцелевших евреев и конфисковать их имущество.
Многие из оставшихся женщин и детей были крещены. Один из немногих оставшихся в живых, раввин Авигдор Кара (жил до 1439; его могила сохранилась на Старом еврейском кладбище), написал кину о погроме; её до сих пор читают каждый год в Праге в Йом Кипур.[1]
15 сентября того же года последовало новое распоряжение о содействии евреям при взыскании долгов (предусматривавшее передачу в казну части изъятых у должников денег и ценностей).
В 1393 г. Вацлав запретил феодалам судить евреев и определил порядок выплаты задолженности еврейским заимодавцам. Евреям было, в частности, разрешено злостных неплательщиков держать под арестом, на хлебе и воде (но только в домах, принадлежавших христианам), а в некоторых случаях—присваивать заложенную такими неплательщиками недвижимость. В результате в Чехии на короткий срок возникла группа евреев-землевладельцев.
Кроме того, король разрешил евреям, насильственно крещенным в 1389 г., вернуться к иудаизму и пресек попытку церковных властей наказать их как еретиков. Вступив в затяжной конфликт с феодалами и духовенством, Вацлав обратился за финансовой поддержкой к евреям. Получив от них крупную сумму, он на три года освободил все еврейское население страны от уплаты налогов.
В XV веке
Участники гуситского движения, охватившего в 1410–1430-х гг. большую часть Чехии, выступали против католического истеблишмента и декларировали свое стремление следовать моральным нормам еврейской Библии, а также соблюдать часть заповедей, отвергнутых христианской церковью, в частности, те из них, которые касаются кашрута и ритуального убоя. Поэтому евреи сочувствовали гуситам, а в некоторых случаях помогали им, в том числе деньгами и оружием (несмотря на негативное отношение многих раввинов к такого рода вмешательству в конфликты между христианами).
По сообщению одного из летописцев, литургический поэт Авигдор Каро (умер в 1439 г.; ему принадлежит известная кина, в которой описывается пражская резня 1389 г.) составил для гуситов несколько религиозных гимнов. За поддержку движения евреи были изгнаны из Йиглавы (1426) и Хеба (1430). Согласно некоторым источникам, указ об изгнании распространялся на всю Богемию, однако вскоре последовала его отмена.
Вместе с тем, в Хомутове (по-немецки Комотау) табориты (представители радикального крыла гуситов) предложили евреям креститься, а когда они отказались, заживо сожгли их.
В годы междуцарствия (1439–52) чешские евреи оказались под юрисдикцией городов и феодалов, в период правления Йиржи Подебрада (1458–71) вновь стали считаться «каммеркнехтами».
В 1454 г., в результате юдофобских проповедей фанатичного монаха Иоанна (Джованни) ди Капистрано, власти приказали евреям покинуть пять из шести «королевских городов» Моравии—Брно, Йиглаву, Оломоуц (Ольмюц), Зноймо (по-немецки Цнаим) и Нове-Место-на-Мораве (по-немецки Нойштадт), дав на сборы четыре месяца. Изгнанники большей частью поселились в близлежащих деревнях.
В течение этого периода, бюргеры городах стали занимать рабочие места евреев, такие, как банковское дело.
Король Владислав II Ягеллон (1471–1516) благожелательно относился к евреям, однако во многих случаях не мог защитить их от произвола муниципалитетов и феодалов. В 1487 г. чешский сословный сейм обложил еврейское население страны высоким налогом. В 1494 г. он ввел ограничения на ссудно-кредитную деятельность евреев, фактически отменив тем самым часть положения жалованной грамоты 1254 г. Сведений о том, было ли последнее решение выполнено, не сохранилось.
Культурный подъём
Во второй половине XV века в Праге была открыта первая еврейская типография. В начале она был небольшой, но начала расти и приобрела добрую репутацию по всей Европе, особенно после издания Агады на Песах, которая стала образцом в Европе для всех последующих агадот.[2]
Источники и ссылки
- Электронная еврейская энциклопедия, статья "Чехия" на основании КЕЭ, том 9, кол. 1198–1214
- Jewish Encyclopedia
- "Prague" By Rebecca Weiner in The Virtual Jewish History Tour (Jewish virtual library)
Примечания
Источники
- Электронная еврейская энциклопедия, статья "Чехия" на основании КЕЭ, том 9, кол. 1198–1214
- Jewish Encyclopedia
- Jewish Virtual Library
- Virtual Jewish World
Литература
- Жак ле Гофф. "Цивилизация средневекового Запада". Москва, Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-академия", 1992 (перевод с французского издания Jacques le Goff "La civilisation de l'occident medeival" Paris Arthaud 1977)
- Encyclopedia Judaica. 1995
- Abraham J. Karp, From the Ends of the Earth: Judaic Treasures of the Library of Congress, (DC: Library of Congress, 1991).
Примечания