История еврейского народа вне Страны Израиля в Новое время (XVI—XVIII вв.)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(В Европе)
Строка 12: Строка 12:
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
}} {{Начало_работы}}
}} {{Начало_работы}}
 +
Новое время началось с эпохи великих географических открытий, сделавших европейские страны лидерамимирового развития. Одновременно возникла религиозная реформация в Европе и некоторые похожие движения в других частях света.
== В Европе ==
== В Европе ==
{{main|История еврейского народа в Европе в Новое время (XVI—XVIII вв.)}}
{{main|История еврейского народа в Европе в Новое время (XVI—XVIII вв.)}}
[[Файл:Expulsión judíos.svg|right|thumb|475px|Расселение евреев в Европе (XII - XVI век)]]
[[Файл:Expulsión judíos.svg|right|thumb|475px|Расселение евреев в Европе (XII - XVI век)]]
-
{{Заготовка_раздела}}
 
-
=== В Западной Европе ===
 
Новое время в Европе началось после открытия Америки и морского пути в Южную и Восточную Азию. Началась эпоха колонизации, полностью изменившая карту торговых путей, технологию и номенклатуру мирового рынка.
Новое время в Европе началось после открытия Америки и морского пути в Южную и Восточную Азию. Началась эпоха колонизации, полностью изменившая карту торговых путей, технологию и номенклатуру мирового рынка.
-
В то же время в Северо-западной Европе началась религиозная реформация, а из Юго-Западной Европы евреев изгнали. В католических странах набрала силу [[инквизиция]]. Южной Европе угрожали турки,
+
В то же время в Северо-западной Европе началась религиозная реформация, а из Юго-Западной Европы евреев изгнали. В католических странах набрала силу [[инквизиция]]. Южной , Центральной и Восточной Европе угрожала Османская империя.
-
Новая экономическая и политическая обстановка создала новые возможности для евреев. Многие [[Анусим|насильственно крещёные евреи]] устремились в колонии, пытаясь скрыться от преследований инквизиции.
+
Новая экономическая и политическая обстановка создала новые возможности для евреев. Евреи массово переселялись из Западной и Центральной Европы на территории тех стран, которые создали им благоприятные условия ради своих экономических и политических интересов. Такими странами были прежде всего Османская империя и Польско-литовское объединённое государство.
-
Усиление религиозного противостояния между разными ветвями христианства вызвало повышенный интерес к [[ТАНАХ]]у и многочисленные случаи [[Прозелиты|перехода христиан в иудаизм]].
+
Также множество евреев устремились в новооткрытые земли, поселяясь в колониях европейских стран. Евреи появились в Америке и Южной Африке. Многие [[Анусим|насильственно крещёные евреи]] устремились в колонии, пытаясь скрыться от преследований [[Инквизиция|инквизиции]].
 +
 
 +
В некоторых протестантских странах, на волне враждебности к католицизму, возникли возможности еврейской жизни - полулегальной, а вскоре и полностью легальной. В течение XVI-XVII веков еврейские общины возникли в Дании, Нидерландах, Англии.
 +
 
 +
В Западной Европе развитие протестантизма вызвало повышенный интерес к [[ТАНАХ]]у и многочисленные случаи [[Прозелиты|перехода христиан в иудаизм]].
Однако в ходе религиозных войн еврейские общины страдали от всех их сторон. Реакция правителей и духовенства европейских стран на рост благосостояния евреев была резко антиеврейской.
Однако в ходе религиозных войн еврейские общины страдали от всех их сторон. Реакция правителей и духовенства европейских стран на рост благосостояния евреев была резко антиеврейской.
-
==== В Нидерландах ====
+
Официальное духовенство противилось расширению свободы евреев и принимало контрмеры. [[Инквизиция]] в католических странах и её аналоги в некоторых протестантских, мусульманские проповедники в странах [[ислам]]а преследовали евреев. Их экономические успехи вызывали враждебные действия конкурентов-горожан и должников. В ходе войн и восстаний происходили массовые убийства евреев, крупнейшим из которых стала резня во время [[Хмельничина|Хмельничины]] в Украине.
-
По освобождении Нидерландов от испанского гнёта там расцвела еврейская община, из среды которой вышел [[Барух Спиноза]].
+
-
{{Заготовка_раздела}}
+
-
==== В Великобритании ====
+
Это вызывало появление [[Мессианские Движения|мессианских сект]] и религиозные споры в [[иудаизм]]е. [[Саббатианство]] появилось в XVII веке, [[Франк, Яков|франкизм]] и [[хасидизм]] - почти одновременно, на грани XVII - XVIII веков.  
-
Гражданская война XVII века практически уничтожила английскую экономику, и [[Кромвель, Оливер|Кромвель]] пытался отыскать выход из экономического кризиса. Лидер амстердамской еврейской общины раввин [[Менаше Бен-Исраэль]] решил использовать возможности страны и в сентябре 1655 года прибыл в Лондон, где 31 октября обратился к Государственному совету с петицией из семи пунктов, в которой призвал разрешить возвращение евреев в Англию.
+
-
Этот вопрос обсуждался на созванной [[Кромвель, Оливер|Кромвелем]] в Уайтхолле с 4 по 18 декабря конференции. Многие английские торговцы подвергли идеи [[Кромвель, Оливер|Кромвеля]] сомнению, и лорду-протектору пришлось распустил собрание и разрешить евреям вернуться в Англию неофициально. В 1656 году, благодаря устным гарантиям [[Кромвель, Оливер|Кромвеля]] и с одобрения Государственного совета, евреи в Англии получили право открыто исповедовать иудаизм.
+
К концу периода евреи присутствовали практически во всех регионах мира, заняв новые экономические и общественные позиции. Идеи религиозной свободы, секуляризма и либерализма привели к расширению прав евреев в цивилизованных странах, вплоть до предпосылок полного равноправия. Одновременно на смену религиозному [[антисемитизм]]у возник секулярный.
-
После прибытия евреев из Голландии, Испании и Португалии в 1657 году в Англии была открыта первая синагога. В 1664-м Карл II издал официальный указ, обещавший евреям защиту, а в 1674 и 1685 годах монаршей рукой были подписаны дополнительные документы, подтверждающие эти заявления. В 1698 году закон о запрещении богохульства гарантировал признание законности исповедованию иудаизма в Англии.
+
В то же время в прошедших период развития Османской империи и Польше обстановка стала ухудшаться. Части территории этих стран к концу XVIII века оказались захвачены Россией вместе с евреями, чьи права были немедленно ущемлены.
-
<ref>[http://www.jewish.ru/theme/world/2005/10/prn_news994226468.php Станислав Шустерман, Jewish.ru]</ref>
+
-
{{Заготовка_раздела}}
+
-
=== В Польше и России ===
+
<!-- === В Польше и России ===
В XVII в. во время казацких набегов в польские области евреи сильно пострадали особенно в эпоху [[Богдан Хмельницкий|Богдана Хмельницкого]] и гайдамачины. Разорение евреев в юго-западной части польского государства создало благоприятную почву для мистических движений и сектантства. Сильное впечатление не только на польских евреев, но и евреев Западной Европы произвело появление в [[Смирна|Смирне]] [[лже-мессия|лже-мессии]] [[Шабтай Цви|Шабтая Цви]] (1668). В средине XVIII в. среди евреев [[Галиция|Галиции]], [[Подолия|Подолии]] и [[Волынь|Волыни]] распространилось мистическое учение [[хасидизм]]а, в котором выразилось искание удручённого гонениями еврейства утешения в восторженной вере и протест против сухого формализма [[ортодоксальный иудаизм|ортодоксального иудаизма]]. В половине XVIII в. в Подолии и Галиции появилась полу-христианская секта [[Франк, Яков|франкистов]].
В XVII в. во время казацких набегов в польские области евреи сильно пострадали особенно в эпоху [[Богдан Хмельницкий|Богдана Хмельницкого]] и гайдамачины. Разорение евреев в юго-западной части польского государства создало благоприятную почву для мистических движений и сектантства. Сильное впечатление не только на польских евреев, но и евреев Западной Европы произвело появление в [[Смирна|Смирне]] [[лже-мессия|лже-мессии]] [[Шабтай Цви|Шабтая Цви]] (1668). В средине XVIII в. среди евреев [[Галиция|Галиции]], [[Подолия|Подолии]] и [[Волынь|Волыни]] распространилось мистическое учение [[хасидизм]]а, в котором выразилось искание удручённого гонениями еврейства утешения в восторженной вере и протест против сухого формализма [[ортодоксальный иудаизм|ортодоксального иудаизма]]. В половине XVIII в. в Подолии и Галиции появилась полу-христианская секта [[Франк, Яков|франкистов]].
   
   
Строка 47: Строка 45:
После первого польского раздела евреям было обещано в указах Екатерины II (1772 и 1785 г.) — пользование выгодами и правами «без различия закона и народа», наравне с лицами других состояний, принятых под скипетр российской державы. Тем не менее, вскоре евреи стали подвергаться разнообразным ограничениям.
После первого польского раздела евреям было обещано в указах Екатерины II (1772 и 1785 г.) — пользование выгодами и правами «без различия закона и народа», наравне с лицами других состояний, принятых под скипетр российской державы. Тем не менее, вскоре евреи стали подвергаться разнообразным ограничениям.
-
{{Заготовка_раздела}}
 
 +
-->
== В Азии ==
== В Азии ==
-
{{Заготовка_раздела}}
+
{{main|История евреев в Азии в Новое время}}
 +
В Южной и Восточной Азии евреи из Европы вступали в контакт с местными общинами. Иногда местные государства давали убежище европейским евреям, которых преследовала [[инквизиция]].
 +
В ряде стран Ближнего Востока европейские евреи возродили еврейскую жизнь, задавленную местными бедствиями.
== В Африке ==
== В Африке ==
-
{{Заготовка_раздела}}
+
{{main|История евреев в Африке в Новое время}}
-
=== В Египте ===
+
В Новое время евреи из Европы (прежде всего [[марраны]]) массово прибывали в Северную Африку. В ходе колонизации европейские евреи появились в Южной Африке.
-
 
+
-
'''В конце XV в. в Египте насчитывалось около пяти тысяч евреев'''.
+
-
 
+
-
Прибывшие вскоре изгнанники из Испании увеличили еврейское население страны. Среди них были выдающиеся ученые-раввины Шмуэль бен Сид (родился, по-видимому, в 1530 г.), Яаков Берав, Шмуэль hа-Леви Хаким (1480?–1547?), [[Радбаз|Давид бен Шломо Ибн Зимра]], которые внесли значительный вклад в духовную жизнь египетского еврейства.
+
-
 
+
-
В 1517 г. Египет был завоеван турками, религиозная терпимость которых открыла перед евреями широкие экономические возможности и позволила им занять ключевые позиции в финансовой администрации Египта.
+
-
 
+
-
Однако расцвет еврейской общины Египта был сравнительно кратковременным, и уже к концу 16 в. стал обнаруживаться экономический и политический упадок. В 1560 г. турецкие власти упразднили должность нагида, и главой еврейской общины Египта с этого времени считался еврей-казначей при турецком губернаторе Египта; ему был присвоен турецкий титул '''челеби''' (`благородный`). Эта должность была упразднена в конце 17 в.
+
-
 
+
-
По мере того, как турецкая власть становилась все более деспотической, челеби все чаще становились ее жертвами, подвергаясь заточению и казням. От участи челеби нередко зависела судьба всего еврейского населения страны, делившегося в турецкий период на три общины, между которыми зачастую существовала неприязнь, временами переходившая в открытую вражду, — '''муста‘араби''' (`арабоязычные` — коренное еврейство Египта), '''сефарды''' (испанские изгнанники и их потомки) и '''муграби''' (переселенцы из Магриба).
+
-
 
+
-
Мессианские движения находили живой отклик среди евреев Египта. [[Реувени, Давид|Давид Реувени]], по-видимому, некоторое время жил в Египте, [[Шабтай Цви|Шабтай Цви]] дважды посетил Египет. Один из челеби, Рефаэль бен Иосеф Хин (назначен на пост в 1661 г.), был горячим приверженцем Шабтая.
+
-
Саббатианская секта существовала в Египте продолжительное время после крушения этого движения. В 1703 г. в Египте поселился один из виднейших вождей саббатианской секты Михаэль Аврахам Кардозо.
+
В это же время эфиопская община подверглась разгрому со стороны христианского царства, утратила автономию и понесла огромные человеческие потери.  
-
В 1768 г. губернатор Каира Али Бей провозгласил себя независимым правителем Египта и наложил на евреев тяжелые денежные поборы.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&amp;id=11539&amp;query=ЕГИПЕТ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Египет"]</ref>
+
Еврейская община в регионе Западного Судана была ликвидирована в результате мусульманских репрессий, а её остатки рассеялись по побережью Гвинейского залива.
 +
<!--
=== В Западной Африке ===
=== В Западной Африке ===
{{main|Евреи Биляд-эль-Судан}}
{{main|Евреи Биляд-эль-Судан}}
Строка 78: Строка 67:
"Этот король (Тимбукту) - непримиримый враг иудеев. Он не желает, чтобы хотя бы один из них жил в его городе. Если он услышит, какой-либо из барбарийских купцов водит с ними знакомство или ведёт торговлю, то конфискует его имущество". Лев Африканский, XVI век.<ref>"История Африки". Хрестоматия. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979, стр. 346</ref>
"Этот король (Тимбукту) - непримиримый враг иудеев. Он не желает, чтобы хотя бы один из них жил в его городе. Если он услышит, какой-либо из барбарийских купцов водит с ними знакомство или ведёт торговлю, то конфискует его имущество". Лев Африканский, XVI век.<ref>"История Африки". Хрестоматия. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979, стр. 346</ref>
</blockquote>
</blockquote>
-
{{Заготовка_раздела}}
+
{{Заготовка_раздела}} -->
=== В Америке ===
=== В Америке ===
Строка 90: Строка 79:
Евреи принимали участие во всех военно-политических событиях Нового времени в Америке. Известны еврейские каперы, воевавшие с Испанией<ref>[http://judaism.about.com/b/2009/06/20/jewish-pirates-of-the-caribbean-ahoy-vey.htm Ariela Pelaia. Jewish Pirates of the Caribbean. Ahoy Vey?]</ref> и еврейские участники американской революции.
Евреи принимали участие во всех военно-политических событиях Нового времени в Америке. Известны еврейские каперы, воевавшие с Испанией<ref>[http://judaism.about.com/b/2009/06/20/jewish-pirates-of-the-caribbean-ahoy-vey.htm Ariela Pelaia. Jewish Pirates of the Caribbean. Ahoy Vey?]</ref> и еврейские участники американской революции.
-
В 17-18 в. в Америке был распространён прозилитизм. Евреи-рабовладельцы обращали своих рабов в иудаизм. А некоторые христиане переходили в еврейство сами, по религиозным соображениям.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/13324 Электронная еврейская энциклопедия]</ref>
+
В XVII-XVIII в. в Америке был распространён прозилитизм. Евреи-рабовладельцы обращали своих рабов в иудаизм. А некоторые христиане переходили в еврейство сами, по религиозным соображениям.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/13324 Электронная еврейская энциклопедия]</ref>
-
{{Заготовка_раздела}}
+
== Источники ==
== Источники ==

Версия 09:07, 11 января 2012

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 12.09.2010


Новое время началось с эпохи великих географических открытий, сделавших европейские страны лидерамимирового развития. Одновременно возникла религиозная реформация в Европе и некоторые похожие движения в других частях света.

Содержание

В Европе

Файл:Expulsión judíos.svg
Расселение евреев в Европе (XII - XVI век)

Новое время в Европе началось после открытия Америки и морского пути в Южную и Восточную Азию. Началась эпоха колонизации, полностью изменившая карту торговых путей, технологию и номенклатуру мирового рынка.

В то же время в Северо-западной Европе началась религиозная реформация, а из Юго-Западной Европы евреев изгнали. В католических странах набрала силу инквизиция. Южной , Центральной и Восточной Европе угрожала Османская империя.

Новая экономическая и политическая обстановка создала новые возможности для евреев. Евреи массово переселялись из Западной и Центральной Европы на территории тех стран, которые создали им благоприятные условия ради своих экономических и политических интересов. Такими странами были прежде всего Османская империя и Польско-литовское объединённое государство.

Также множество евреев устремились в новооткрытые земли, поселяясь в колониях европейских стран. Евреи появились в Америке и Южной Африке. Многие насильственно крещёные евреи устремились в колонии, пытаясь скрыться от преследований инквизиции.

В некоторых протестантских странах, на волне враждебности к католицизму, возникли возможности еврейской жизни - полулегальной, а вскоре и полностью легальной. В течение XVI-XVII веков еврейские общины возникли в Дании, Нидерландах, Англии.

В Западной Европе развитие протестантизма вызвало повышенный интерес к ТАНАХу и многочисленные случаи перехода христиан в иудаизм.

Однако в ходе религиозных войн еврейские общины страдали от всех их сторон. Реакция правителей и духовенства европейских стран на рост благосостояния евреев была резко антиеврейской.

Официальное духовенство противилось расширению свободы евреев и принимало контрмеры. Инквизиция в католических странах и её аналоги в некоторых протестантских, мусульманские проповедники в странах ислама преследовали евреев. Их экономические успехи вызывали враждебные действия конкурентов-горожан и должников. В ходе войн и восстаний происходили массовые убийства евреев, крупнейшим из которых стала резня во время Хмельничины в Украине.

Это вызывало появление мессианских сект и религиозные споры в иудаизме. Саббатианство появилось в XVII веке, франкизм и хасидизм - почти одновременно, на грани XVII - XVIII веков.

К концу периода евреи присутствовали практически во всех регионах мира, заняв новые экономические и общественные позиции. Идеи религиозной свободы, секуляризма и либерализма привели к расширению прав евреев в цивилизованных странах, вплоть до предпосылок полного равноправия. Одновременно на смену религиозному антисемитизму возник секулярный.

В то же время в прошедших период развития Османской империи и Польше обстановка стала ухудшаться. Части территории этих стран к концу XVIII века оказались захвачены Россией вместе с евреями, чьи права были немедленно ущемлены.

В Азии

Основная статья: История евреев в Азии в Новое время

В Южной и Восточной Азии евреи из Европы вступали в контакт с местными общинами. Иногда местные государства давали убежище европейским евреям, которых преследовала инквизиция. В ряде стран Ближнего Востока европейские евреи возродили еврейскую жизнь, задавленную местными бедствиями.

В Африке

В Новое время евреи из Европы (прежде всего марраны) массово прибывали в Северную Африку. В ходе колонизации европейские евреи появились в Южной Африке.

В это же время эфиопская община подверглась разгрому со стороны христианского царства, утратила автономию и понесла огромные человеческие потери.

Еврейская община в регионе Западного Судана была ликвидирована в результате мусульманских репрессий, а её остатки рассеялись по побережью Гвинейского залива.


В Америке

Евреи Испании и Португалии (марраны), стараясь уйти подальше от инквизиции, переселялись в американские колонии. Но инквизиция пришла и туда, вынуждая тайных евреев переселятся в самые дальние районы (например, на север Мексики).

С появлением нидерландских и английских владений в Америке евреи стали селиться там. Евреи принимали активное участие в голландской Вест-Индской компании.[1]

После отмены закона об изгнании из Франции евреи появились и во французских колониях.

Евреи принимали участие во всех военно-политических событиях Нового времени в Америке. Известны еврейские каперы, воевавшие с Испанией[2] и еврейские участники американской революции.

В XVII-XVIII в. в Америке был распространён прозилитизм. Евреи-рабовладельцы обращали своих рабов в иудаизм. А некоторые христиане переходили в еврейство сами, по религиозным соображениям.[3]

Источники

Библиография

  • "История Африки". Хрестоматия. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979
  • Jewish Pirates of the Caribbean: How a Generation of Swashbuckling Jews Carved Out an Empire in the New World in Their Quest for Treasure, Religious Freedom--and Revenge by Ed Kritzler Jewish Pirates of the Caribbean: How a Generation of Swashbuckling Jews Carved Out an Empire in the New World in Their Quest for Treasure, Religious Freedom--and Revenge by Ed Kritzler London, JR Books 2009

Примечания

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация