История еврейского народа вне Страны Израиля в Новое время (XVI—XVIII вв.)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(→В Африке) |
|||
Строка 54: | Строка 54: | ||
== В Африке == | == В Африке == | ||
{{main|История евреев в Африке в Новое время}} | {{main|История евреев в Африке в Новое время}} | ||
- | В Новое время евреи из Европы (прежде всего [[марраны]]) массово прибывали в Северную Африку. | + | В Новое время евреи из Европы (прежде всего [[марраны]]) массово прибывали в Северную Африку. Они придали новый импульс еврейской жизни стран региона, постепенно приобретая влияние в экономической и духовной сфере. Слиться окончательно с местными еврейскими общинами они не успели до XX века. |
- | В | + | В течение периода страны Северной Африки отставали от Европы, и вместе с ними отставали еврейские общины. |
- | + | В это же время эфиопская община подверглась разгрому со стороны христианского царства, утратила автономию и понесла огромные человеческие потери. Сведения об эфиопских евреях практически не доходили до других еврейских общин. Они оказались в изоляции на века. | |
- | + | Еврейская община в регионе Западного Судана была ликвидирована в результате мусульманских репрессий, а её остатки рассеялись по побережью Гвинейского залива. Они быстро утратили еврейский облик, сохраняя смутную память о своём происхождении. | |
+ | |||
+ | В ходе колонизации европейские евреи (вначале - из Нидерландов) впервые открыто поселились в Южной Африке. Они не встретились с племенем [[лемба]] - потомками [[Йеменские евреи|йеменских евреев]] - и ничего не знали об их существовании. | ||
=== В Западной Африке === | === В Западной Африке === | ||
Строка 68: | Строка 70: | ||
"Этот король (Тимбукту) - непримиримый враг иудеев. Он не желает, чтобы хотя бы один из них жил в его городе. Если он услышит, какой-либо из барбарийских купцов водит с ними знакомство или ведёт торговлю, то конфискует его имущество". Лев Африканский, XVI век.<ref>"История Африки". Хрестоматия. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979, стр. 346</ref> | "Этот король (Тимбукту) - непримиримый враг иудеев. Он не желает, чтобы хотя бы один из них жил в его городе. Если он услышит, какой-либо из барбарийских купцов водит с ними знакомство или ведёт торговлю, то конфискует его имущество". Лев Африканский, XVI век.<ref>"История Африки". Хрестоматия. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979, стр. 346</ref> | ||
</blockquote> | </blockquote> | ||
- | |||
== В Америке == | == В Америке == |
Версия 17:34, 8 марта 2013
Регулярная исправленная статья | |
Л.Гроервейдл | |
12.09.2010 | |
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
Новое время началось с эпохи великих географических открытий, сделавших европейские страны лидерами мирового развития. Одновременно возникла религиозная реформация в Европе и некоторые похожие движения в других частях света.
Содержание |
В Европе
Новое время в Европе началось после открытия Америки и морского пути в Южную и Восточную Азию. Началась эпоха колонизации, полностью изменившая карту торговых путей, технологию и номенклатуру мирового рынка.
В то же время в Северо-западной Европе началась религиозная реформация, а из Юго-Западной Европы евреев изгнали. В католических странах набрала силу инквизиция. Южной , Центральной и Восточной Европе угрожала Османская империя.
Новая экономическая и политическая обстановка создала новые возможности для евреев. Евреи массово переселялись из Западной и Центральной Европы на территории тех стран, которые создали им благоприятные условия ради своих экономических и политических интересов. Такими странами были прежде всего Османская империя и Польско-литовское объединённое государство.
Также множество евреев устремились в новооткрытые земли, поселяясь в колониях европейских стран. Евреи появились в Америке и Южной Африке. Многие насильственно крещёные евреи устремились в колонии, пытаясь скрыться от преследований инквизиции.
В некоторых протестантских странах, на волне враждебности к католицизму, возникли возможности еврейской жизни - полулегальной, а вскоре и полностью легальной. В течение XVI-XVII веков еврейские общины возникли в Дании, Нидерландах, Англии.
В Западной Европе развитие протестантизма вызвало повышенный интерес к ТАНАХу и многочисленные случаи перехода христиан в иудаизм.
Однако в ходе религиозных войн еврейские общины страдали от всех их сторон. Реакция правителей и духовенства европейских стран на рост благосостояния евреев была резко антиеврейской.
Официальное духовенство противилось расширению свободы евреев и принимало контрмеры. Инквизиция в католических странах и её аналоги в некоторых протестантских, мусульманские проповедники в странах ислама преследовали евреев. Их экономические успехи вызывали враждебные действия конкурентов-горожан и должников. В ходе войн и восстаний происходили массовые убийства евреев, крупнейшим из которых стала резня во время Хмельничины в Украине.
Это вызывало появление мессианских сект и религиозные споры в иудаизме. Саббатианство появилось в XVII веке, франкизм и хасидизм - почти одновременно, на грани XVII - XVIII веков.
К концу периода евреи присутствовали практически во всех регионах мира, заняв новые экономические и общественные позиции. Идеи религиозной свободы, секуляризма и либерализма привели к расширению прав евреев в цивилизованных странах, вплоть до предпосылок полного равноправия. Одновременно на смену религиозному антисемитизму возник секулярный.
В то же время в прошедших период развития Османской империи и Польше обстановка стала ухудшаться. Части территории этих стран к концу XVIII века оказались захвачены Россией вместе с евреями, чьи права были немедленно ущемлены.
В Азии
В Южной и Восточной Азии евреи из Европы вступали в контакт с местными общинами. Иногда местные государства давали убежище европейским евреям, которых преследовала инквизиция. В ряде стран Ближнего Востока европейские евреи возродили еврейскую жизнь, задавленную местными бедствиями.
В Африке
В Новое время евреи из Европы (прежде всего марраны) массово прибывали в Северную Африку. Они придали новый импульс еврейской жизни стран региона, постепенно приобретая влияние в экономической и духовной сфере. Слиться окончательно с местными еврейскими общинами они не успели до XX века.
В течение периода страны Северной Африки отставали от Европы, и вместе с ними отставали еврейские общины.
В это же время эфиопская община подверглась разгрому со стороны христианского царства, утратила автономию и понесла огромные человеческие потери. Сведения об эфиопских евреях практически не доходили до других еврейских общин. Они оказались в изоляции на века.
Еврейская община в регионе Западного Судана была ликвидирована в результате мусульманских репрессий, а её остатки рассеялись по побережью Гвинейского залива. Они быстро утратили еврейский облик, сохраняя смутную память о своём происхождении.
В ходе колонизации европейские евреи (вначале - из Нидерландов) впервые открыто поселились в Южной Африке. Они не встретились с племенем лемба - потомками йеменских евреев - и ничего не знали об их существовании.
В Западной Африке
"Этот король (Тимбукту) - непримиримый враг иудеев. Он не желает, чтобы хотя бы один из них жил в его городе. Если он услышит, какой-либо из барбарийских купцов водит с ними знакомство или ведёт торговлю, то конфискует его имущество". Лев Африканский, XVI век.[1]
В Америке
Евреи Испании и Португалии (марраны), стараясь уйти подальше от инквизиции, переселялись в американские колонии. Но инквизиция пришла и туда, вынуждая тайных евреев переселятся в самые дальние районы (например, на север Мексики).
С появлением нидерландских и английских владений в Америке евреи стали селиться там. Евреи принимали активное участие в голландской Вест-Индской компании.[2]
После отмены закона об изгнании из Франции евреи появились и во французских колониях.
Евреи принимали участие во всех военно-политических событиях Нового времени в Америке. Известны еврейские каперы, воевавшие с Испанией[3] и еврейские участники американской революции.
В XVII-XVIII в. в Америке был распространён прозилитизм. Евреи-рабовладельцы обращали своих рабов в иудаизм. А некоторые христиане переходили в еврейство сами, по религиозным соображениям.[4]
Источники
- Электронная еврейская энциклопедия
- Jewish Virtual Library
- Jewish Encyclopedia
- The Jews of Africa
- Ariela Pelaia. Jewish Pirates of the Caribbean. Ahoy Vey?
- Михаил Носоновский. Пятнадцать человек на сундук мертвеца: в поискax еврейских надгробий на Ямайке
Библиография
- "История Африки". Хрестоматия. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979
- Jewish Pirates of the Caribbean: How a Generation of Swashbuckling Jews Carved Out an Empire in the New World in Their Quest for Treasure, Religious Freedom--and Revenge by Ed Kritzler Jewish Pirates of the Caribbean: How a Generation of Swashbuckling Jews Carved Out an Empire in the New World in Their Quest for Treasure, Religious Freedom--and Revenge by Ed Kritzler London, JR Books 2009
Примечания
- ↑ "История Африки". Хрестоматия. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979, стр. 346
- ↑ Михаил Носоновский. Пятнадцать человек на сундук мертвеца: в поискax еврейских надгробий на Ямайке
- ↑ Ariela Pelaia. Jewish Pirates of the Caribbean. Ahoy Vey?
- ↑ Электронная еврейская энциклопедия
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.