История еврейского народа вне Страны Израиля в Новое время (XVI—XVIII вв.)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(38 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Полуфабрикат}}
+
#redirect [[:ej:История еврейского народа вне Страны Израиля в Новое время (XVI—XVIII вв.)]]
-
 
+
-
=== В Западной Европе ===
+
-
Новая экономическая обстановка создала новые возможности для евреев.
+
-
 
+
-
Усиление религиозного протвостояния между разными ветвями христианства вызвало повышенный интерес к [[ТАНАХ]]у и многочисленные случаи [[Прозелиты|перехода христиан в иудаизм]].
+
-
 
+
-
Однако в ходе религиозных войн еврейские общины страдали от всех их сторон. Реакция правителей и духовенства европейских стран на рост благосостояния евреев была резко антиеврейской.
+
-
 
+
-
==== В Нидерландах ====
+
-
По освобождении Нидерландов от испанского гнёта там расцвела еврейская община, из среды которой вышел [[Барух Спиноза]].
+
-
 
+
-
==== В Великобритании ====
+
-
Гражданская война XVII века практически уничтожила английскую экономику, и [[Кромвель, Оливер|Кромвеля]] пытался отыскать выход из экономического кризиса. Лидер амстердамской еврейской общины раввин [[Менаше Бен-Исраэль]] решил использовать возможности истерзанной страны и в сентябре 1655 года прибыл в Лондон, где 31 октября обратился к Государственному совету с петицией из семи пунктов, в которой призвал разрешить возвращение евреев в Англию.
+
-
 
+
-
Этот вопрос обсуждался на созванной Кромвелем в Уайтхолле с 4 по 18 декабря конференции. Многие английские торговцы подвергли идеи Кромвеля сомнению, и лорду-протектору пришлось распустил собрание и разрешить евреям вернуться в Англию неофициально. В 1656 году, благодаря устным гарантиям Кромвеля и с одобрения Государственного совета, евреи в Англии получили право открыто исповедовать иудаизм.
+
-
 
+
-
После прибытия евреев из Голландии, Испании и Португалии в 1657 году в Англии была открыта первая синагога. В 1664-м Карл II издал официальный указ, обещавший евреям защиту, а в 1674 и 1685 годах монаршей рукой были подписаны дополнительные документы, подтверждающие эти заявления. В 1698 году закон о запрещении богохульства гарантировал признание законности исповедованию иудаизма в Англии.
+
-
<ref>[http://www.jewish.ru/theme/world/2005/10/prn_news994226468.php Станислав Шустерман, Jewish.ru]</ref>
+
-
 
+
-
=== В Польше и России ===
+
-
В XVII в. во время казацких набегов в польские области евреи сильно пострадали особенно в эпоху [[Богдан Хмельницкий|Богдана Хмельницкого]] и гайдамачины. Разорение евреев в юго-западной части польского государства создало благоприятную почву для мистических движений и сектантства. Сильное впечатление не только на польских евреев, но и евреев Западной Европы произвело появление в [[Смирна|Смирне]] [[лже-мессия|лже-мессии]] [[Шабтай Цви|Шабтая Цви]] (1668). В средине XVIII в. среди евреев [[Галиция|Галиции]], [[Подолия|Подолии]] и [[Волынь|Волыни]] распространилось мистическое учение [[хасидизм]]а, в котором выразилось искание удручённого гонениями еврейства утешения в восторженной вере и протест против сухого формализма [[ортодоксальный иудаизм|ортодоксального иудаизма]]. В половине XVIII в. в Подолии и Галиции появилась полу-христианская секта [[Франк, Яков|франкистов]].
+
-
+
-
В 1742 г. был издан [http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/vys_vseh.php Указ "О высылке как из Великороссийских, так и из Малороссийских городов, сел и деревень, всех Жидов"]
+
-
 
+
-
После первого польского раздела евреям было обещано в указах Екатерины II (1772 и 1785 г.) — пользование выгодами и правами «без различия закона и народа», наравне с лицами других состояний, принятых под скипетр российской державы. Тем не менее, вскоре евреи стали подвергаться разнообразным ограничениям.
+
-
 
+
-
=== В Азии ===
+
-
 
+
-
=== В Африке ===
+
-
 
+
-
=== В Америке ===
+
-
Евреи Испании и Португалии ([[марраны]]), стараясь уйти подальше от инквизиции, переселялись в американские колонии. Но инквизиция пришла и туда, вынуждая тайных евреев переселятся в самые дальние районы (например, на север Мексики).
+
-
 
+
-
С появлением нидерландских и английских владений в Америке евреи стали селиться там. Евреи принимали активное участие в голландской Вест-Индской компании.<ref>[http://berkovich-zametki.com/2008/Zametki/Nomer3/MN86.htm Михаил Носоновский. Пятнадцать человек на сундук мертвеца: в поискax еврейских надгробий на Ямайке]</ref>
+
-
 
+
-
После отмены закона об изгнании из Франции евреи появились и во французских колониях.
+
-
 
+
-
==== В будущих США ====
+
-
В 17 в. еврейские рабовладельцы в Америке, следуя древнему обычаю, обращали своих рабов в иудаизм. Потомки этих негров-рабов создали в США несколько собственных еврейских конгрегаций. В первой четверти 18 в. в Пенсильвании целая община немецких баптистов приняла иудаизм; эта община существовала с 1720 по 1745 гг.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/13324 Электронная еврейская энциклопедия]</ref>
+
-
 
+
-
==== В странах Карибского бассейна ====
+
-
Община португальских евреев возникла в 17-18 веках на Кюрасао. В то же время португальские евреи появились и в британских колониях, на островах Ямайка, Барбадос, Невис, в Гайане и Суринаме.
+
-
 
+
-
Некоторые евреи занимались военными действиями против Испании и Португалии в качестве капитанов каперских кораблей. Например, '''Самуэль Паллаче''' воевал с испанцами в 17 веке в качестве голландского капера.
+
-
+
-
'''Моисей Коэн Энрикес''', участвовал в одной из крупнейших операций против Испании. В 1628 Энрикес пошёл с адмиралом голландской Вест-Индии Пиетом Хейном. Они захватили караван испанских кораблей с Кубы, вёзший огромный груз золота и серебра.
+
-
 
+
-
Впоследствии Энрикес создал своё поселение на острове у берегов Бразилии.<ref>[http://judaism.about.com/b/2009/06/20/jewish-pirates-of-the-caribbean-ahoy-vey.htm Ariela Pelaia. Jewish Pirates of the Caribbean. Ahoy Vey?]</ref>
+
-
 
+
-
===== Кюрасао =====
+
-
Первым евреем, поселившимся на Кюрасао, был Ш. Кохен, служивший переводчиком в голландской армии, которая в 1634 г. завоевала остров, до того принадлежавший Испании.
+
-
 
+
-
В 1650 г. на Кюрасао проживало 12 еврейских семей, которым губернатор М. Бек по поручению правительства предоставил землю и обеспечил их рабами, скотом и сельскохозяйственным инвентарем. Место их проживания (близ Виллемстада) еще в начале 20 в. было известно под названием Йоденвейк (Еврейский квартал).
+
-
 
+
-
Когда в 1651 г. на Кюрасао прибыла большая группа евреев во главе с Я.де Илланом и И. Нуньесом де Фонсека (Давид Наси), была создана община.
+
-
 
+
-
В 1654 г., спасаясь от грозящих религиозных преследований, прибыли евреи-беженцы из Бразилии, где португальцы отвоевали у голландцев округ (капитанство) Пернамбуку.
+
-
 
+
-
С 1656 г. община имела кладбище и синагогу в Йоденвейке. С 1659 г. евреи проживали также в самом Виллемстаде, где в 1681 г. действовала синагога. Евреям было разрешено селиться на Кюрасао с условием, что они будут заниматься сельским хозяйством, но засушливый климат и каменистая почва вынудили их оставить сельское хозяйство и заняться судоходством и торговлей.
+
-
 
+
-
Евреи участвовали в снаряжении вооруженных кораблей, а некоторые даже командовали судами в борьбе с пиратами. Некоторые евреи, как и другие колонисты, занимались работорговлей. Так, например, в 17 в. Ф. Энрикес (Яаков Сеньор) был одним из крупнейших работорговцев, а некий М. Пенсо (умер в 1754 г.) владел 450 рабами. Отношение евреев, как и голландских колонистов Кюрасао, к рабам отличалось сравнительной гуманностью.
+
-
 
+
-
В 1750 г. на Кюрасао проживало около 2 тыс. евреев. Евреи установили прочные деловые связи с голландской Вест-Индской компанией (владела Кюрасао по 1791 г.) и пользовались ее покровительством в случаях притеснений со стороны некоторых губернаторов. В 18 в. местные власти часто посылали евреев с важными дипломатическими поручениями в Венесуэлу и на соседние острова.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/12292 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Кюрасао"]</ref>
+
-
 
+
-
===== Тобаго =====
+
-
В конце 1650-х гг. на Тобаго, принадлежавший тогда Нидерландам, прибыли небольшие группы сефардов португальского происхождения из Амстердама и Ливорно. Из-за тяжелых климатических условий многие еврейские поселенцы вскоре покинули остров и обосновались на Кюрасао и в '''Кайенне''' (ныне Французская Гвиана); оставшиеся прожили на Тобаго до 1666 г., когда его захватили англичане.
+
-
 
+
-
===== Ямайка =====
+
-
В 1661 году была принята «Виндзорская прокламация», в соответствии с которой иностранцы, появляющиеся на Ямайке, могли стать британскими поддаными (точнее, получить статус denizens). Одной из целей этой прокламации было привлечь на остров сефардских евреев. Одиночки-евреи из числа марранов, видимо, жили на Ямайке с 16 века, но в 1660-е годы там возникла еврейская община.
+
-
 
+
-
Однако местные жители встретили евреев враждебно. В 1691 году Законодательный Совет Ямайки принял петицию с требованием ограничить права евреев.<ref>[http://berkovich-zametki.com/2008/Zametki/Nomer3/MN86.htm Михаил Носоновский. Пятнадцать человек на сундук мертвеца: в поискax еврейских надгробий на Ямайке]</ref>
+
-
 
+
-
===== Барбадос =====
+
-
В 1654 г. группа евреев, жителей Ресифи (Бразилия), переселилась на '''Барбадос''', находившийся под британской властью.
+
-
 
+
-
===== Невис =====
+
-
Еврейская община на Невисе, небольшом острове, находившемся продолжительное время под британской властью, была основана выходцами с Барбадоса в 1679–80 гг. Благодаря минеральному источнику этот остров превратился в 18 в. в модный туристический центр и привлек к себе еврейских торговцев.<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10904&query=ИНДИЯ Электронная еврейская энциклопедия, статья "Вест-Индия"]</ref>
+
-
 
+
-
===== Суринам =====
+
-
Евреи, в основном из Нидерландов и их колоний в Бразилии, стали селиться в Суринаме в 1630-х гг., вскоре после начала его освоения европейцами (в это время Суринам был владением Великобритании).
+
-
 
+
-
Сохранилась ктубба, составленная в Суринаме в 1643 г. и подписанная раввином.
+
-
 
+
-
В группе колонистов, создавших в 1652 г. под руководством лорда У. Уиллоуби постоянное поселение на побережье Суринама, было несколько еврейских семей.
+
-
 
+
-
После 1654 г. в Суринаме осела часть евреев, покинувших голландские колонии в Бразилии после их захвата Португалией. Евреи были также в числе переселенцев из Нидерландов, высадившихся в 1656 г. на так называемом Диком берегу (часть морского побережья Суринама), в устье реки Паурома.
+
-
 
+
-
В 1664 г. в Суринам прибыла группа евреев, изгнанных из Кайенны (Французская Гвиана), в том числе свыше 150 выходцев из Ливорно, живших там с 1660 г. Во главе этой группы стоял богатый торговец и землевладелец Давид Наси (Иосиф Нуньес де Фонсека), сыгравший заметную роль в организации еврейской общины Суринама; его потомки на протяжении многих десятилетий входили в руководство этой общины.
+
-
 
+
-
Евреи - переселенцы из Бразилии и Кайенны, имевшие опыт выращивания сахарного тростника и торговли сахаром, внесли в 1650–60-х гг. весомый вклад в становление хозяйства Суринама. Учитывая это, британские власти в августе 1665 г. предоставили евреям Суринама привилегию, гарантировавшую им равные с христианами гражданские права, включая право занимать официальные должности (что не было к тому времени сделано ни в одной христианской стране, включая саму Великобританию), а также свободу вероисповедания и общинную автономию.
+
-
 
+
-
В начале 1667 г. эта привилегия была расширена: новый указ гласил, что все евреи, поселившиеся в Суринаме, могут, независимо от их происхождения, стать полноправными подданными британской короны.
+
-
 
+
-
В феврале 1667 г. Суринам захватили голландские войска, и он стал колонией Нидерландов. Новые власти сохранили за еврейским населением все права, которыми оно пользовалось при англичанах. Согласно указу губернатора, изданному в мае 1667 г., все суринамские евреи рассматривались как уроженцы Нидерландов.
+
-
 
+
-
Несмотря на это, часть евреев покинула колонию вместе с британскими войсками, которые вновь ненадолго заняли ее осенью 1667 г. Еще десять еврейских семей уехали из Суринама в 1677 г., воспользовавшись правом, предоставленным им по Вестминстерскому договору между Великобританией и Нидерландами от 1674 г. Евреи, покинувшие Суринам, переселились в британские колонии в регионе Карибского моря, прежде всего на Ямайку.
+
-
 
+
-
В 1682 г. Суринам перешел во владение Нидерландской Вест-Индской компании; назначенный ею губернатор (который был также совладельцем Суринама) в 1684 г. запретил евреям работать по воскресеньям и заключать браки в соответствии с традицией. Однако совет директоров Вест-Индской компании двумя постановлениями, принятыми в 1685 г. и 1686 г., отменил эти запреты и подтвердил, что все прежние законы о евреях остаются в силе.
+
-
 
+
-
В последней четверти 17 в. численность еврейского населения Суринама постепенно возрастала, прежде всего за счет притока эмигрантов из Нидерландов, а также из юго-западных районов Германии и Северной Франции. Быстро улучшалось экономическое положение общины, большинство членов которой составили плантаторы и крупные торговцы.
+
-
 
+
-
К 1694 г. в колонии насчитывалось 94 семьи сефардов и 12 семей ашкеназов — всего примерно 570 евреев; большая часть из них говорила в быту на португальском языке. Евреям принадлежало свыше 40 плантаций, на которых работало около девяти тысяч рабов.
+
-
 
+
-
В 1672 г. на участке земли в области Торрика, отведенном евреям администрацией колонии в соответствии с привилегией 1665 г., образовалось еврейское поселение, в котором начала работать синагога и было открыто еврейское кладбище. В 1682 г. жители этого поселения перебрались на земли, купленные для них одним из представителей семьи Наси в 15 км к югу от Парамарибо (административного центра колонии), в районе, где было много плантаций, принадлежавших евреям. Вскоре здесь возник крупный (по масштабам Суринама) населенный пункт Йоден-Саванне, где жили почти исключительно евреи. В 1685 г. в Йоден-Саванне была сооружена большая синагога; при ней стал действовать бейт-дин. Евреи Суринама поддерживали тесные духовные контакты с общиной Амстердама.
+
-
 
+
-
В 1-й половине 18 в. евреи играли важную роль в хозяйственной жизни Суринама: в 1730 г. им принадлежали 115 из 400 плантаций колонии. Во внутренних областях Суринама, на границе неосвоенных территорий, влияние евреев — крупных землевладельцев было чрезвычайно велико. Они формировали собственные вооруженные отряды, отражавшие набеги групп беглых рабов (так называемых лесных негров, или марунов) на плантации и предпринимавшие против этих групп карательные экспедиции.
+
-
 
+
-
Во 2-й половине 18 в. число евреев-плантаторов стало быстро уменьшаться: к 1791 г. им принадлежало лишь 46 плантаций из 600. Многие евреи стали селиться в Парамарибо; численность еврейского населения этого города к середине 18 в. достигла тысячи человек, к концу 18 в. — 1,5–2 тыс. человек (37,5%—50% всего населения). Евреи, жившие в Парамарибо, занимались главным образом торговлей, среди них были также распространены свободные профессии.
+
-
 
+
-
В 1734 г. еврейская община Суринама, которая до этого была единой и следовала сефардской литургии, раскололась на сефардскую и ашкеназскую. Третью группу, которая не была оформлена организационно, но фактически существовала обособленно, составили обращенные в иудаизм мулаты — незаконные дети евреев-плантаторов от рабынь-негритянок. При сефардской и ашкеназских общинах действовали благотворительные общества; в 1785 г. в Парамарибо возникла Еврейская литературная ассоциация, среди создателей которой был потомок Д. Наси — Давид де Исаак Кохен Наси, один из руководителей («регентов») сефардской общины. Под эгидой ассоциации работало культурно-просветительное учреждение («лицей»), где читались курсы лекций на различные темы.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/13976 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Суринам"]</ref>
+
-
 
+
-
== Источники ==
+
-
* [http://www.eleven.co.il/ Электронная еврейская энциклопедия]
+
-
* [http://judaism.about.com/b/2009/06/20/jewish-pirates-of-the-caribbean-ahoy-vey.htm Ariela Pelaia. Jewish Pirates of the Caribbean. Ahoy Vey?]
+
-
* [http://berkovich-zametki.com/2008/Zametki/Nomer3/MN86.htm Михаил Носоновский. Пятнадцать человек на сундук мертвеца: в поискax еврейских надгробий на Ямайке]
+
-
 
+
-
== Библиография ==
+
-
* Jewish Pirates of the Caribbean: How a Generation of Swashbuckling Jews Carved Out an Empire in the New World in Their Quest for Treasure, Religious Freedom--and Revenge by Ed Kritzler Jewish Pirates of the Caribbean: How a Generation of Swashbuckling Jews Carved Out an Empire in the New World in Their Quest for Treasure, Religious Freedom--and Revenge by Ed Kritzler London, JR Books 2009
+
-
 
+
-
Примечания
+
-
{{Примечания}}
+
-
 
+
-
{{WikiCopyRight}}
+

Текущая версия на 21:38, 5 ноября 2013

  1. redirect ej:История еврейского народа вне Страны Израиля в Новое время (XVI—XVIII вв.)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация