История еврейского народа вне Страны Израиля в Новое время (XVI—XVIII вв.)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(В Америке)
(Источники)
Строка 69: Строка 69:
== Источники ==
== Источники ==
* [http://www.eleven.co.il/ Электронная еврейская энциклопедия]
* [http://www.eleven.co.il/ Электронная еврейская энциклопедия]
 +
* [http://judaism.about.com/b/2009/06/20/jewish-pirates-of-the-caribbean-ahoy-vey.htm Ariela Pelaia. Jewish Pirates of the Caribbean. Ahoy Vey?]
 +
* [http://berkovich-zametki.com/2008/Zametki/Nomer3/MN86.htm Михаил Носоновский. Пятнадцать человек на сундук мертвеца: в поискax еврейских надгробий на Ямайке]
 +
 +
== Библиография ==
 +
* Jewish Pirates of the Caribbean: How a Generation of Swashbuckling Jews Carved Out an Empire in the New World in Their Quest for Treasure, Religious Freedom--and Revenge by Ed Kritzler Jewish Pirates of the Caribbean: How a Generation of Swashbuckling Jews Carved Out an Empire in the New World in Their Quest for Treasure, Religious Freedom--and Revenge by Ed Kritzler London, JR Books 2009
Примечания
Примечания

Версия 12:43, 8 мая 2010



Содержание

На Ближнем Востоке

В Египте

В 1517 г. Египет был завоеван турками, религиозная терпимость которых открыла перед евреями широкие экономические возможности и позволила им занять ключевые позиции в финансовой администрации Египта.

Однако расцвет еврейской общины Египта был сравнительно кратковременным, и уже к концу 16 в. стал обнаруживаться экономический и политический упадок. В 1560 г. турецкие власти упразднили должность нагида, и главой еврейской общины Египта с этого времени считался еврей-казначей при турецком губернаторе Египта; ему был присвоен турецкий титул челеби (`благородный`). Эта должность была упразднена в конце 17 в.

По мере того, как турецкая власть становилась все более деспотической, челеби все чаще становились ее жертвами, подвергаясь заточению и казням. От участи челеби нередко зависела судьба всего еврейского населения страны, делившегося в турецкий период на три общины, между которыми зачастую существовала неприязнь, временами переходившая в открытую вражду, — муста‘араби (`арабоязычные` — коренное еврейство Египта), сефарды (испанские изгнанники и их потомки) и муграби (переселенцы из Магриба).

Мессианские движения находили живой отклик среди евреев Египта. Давид Реувени, по-видимому, некоторое время жил в Египте, Шабтай Цви дважды посетил Египет. Один из челеби, Рефаэль бен Иосеф Хин (назначен на пост в 1661 г.), был горячим приверженцем Шабтая.

Саббатианская секта существовала в Египте продолжительное время после крушения этого движения. В 1703 г. в Египте поселился один из виднейших вождей саббатианской секты Михаэль Аврахам Кардозо.

В 1768 г. губернатор Каира Али Бей провозгласил себя независимым правителем Египта и наложил на евреев тяжелые денежные поборы.

В Западной Европе

Новая экономическая обстановка создала новые возможности для евреев.

Усиление религиозного протвостояния между разными ветвями христианства вызвало повышенный интерес к ТАНАХу и многочисленные случаи перехода христиан в иудаизм.

Однако в ходе религиозных войн еврейские общины страдали от всех их сторон. Реакция правителей и духовенства европейских стран на рост благосостояния евреев была резко антиеврейской.

В Нидерландах

По освобождении Нидерландов от испанского гнёта там расцвела еврейская община, из среды которой вышел Барух Спиноза.

В Великобритании

Гражданская война XVII века практически уничтожила английскую экономику, и Кромвеля пытался отыскать выход из экономического кризиса. Лидер амстердамской еврейской общины раввин Менаше Бен-Исраэль решил использовать возможности истерзанной страны и в сентябре 1655 года прибыл в Лондон, где 31 октября обратился к Государственному совету с петицией из семи пунктов, в которой призвал разрешить возвращение евреев в Англию.

Этот вопрос обсуждался на созванной Кромвелем в Уайтхолле с 4 по 18 декабря конференции. Многие английские торговцы подвергли идеи Кромвеля сомнению, и лорду-протектору пришлось распустил собрание и разрешить евреям вернуться в Англию неофициально. В 1656 году, благодаря устным гарантиям Кромвеля и с одобрения Государственного совета, евреи в Англии получили право открыто исповедовать иудаизм.

После прибытия евреев из Голландии, Испании и Португалии в 1657 году в Англии была открыта первая синагога. В 1664-м Карл II издал официальный указ, обещавший евреям защиту, а в 1674 и 1685 годах монаршей рукой были подписаны дополнительные документы, подтверждающие эти заявления. В 1698 году закон о запрещении богохульства гарантировал признание законности исповедованию иудаизма в Англии. [1]

В Польше и России

В XVII в. во время казацких набегов в польские области евреи сильно пострадали особенно в эпоху Богдана Хмельницкого и гайдамачины. Разорение евреев в юго-западной части польского государства создало благоприятную почву для мистических движений и сектантства. Сильное впечатление не только на польских евреев, но и евреев Западной Европы произвело появление в Смирне лже-мессии Шабтая Цви (1668). В средине XVIII в. среди евреев Галиции, Подолии и Волыни распространилось мистическое учение хасидизма, в котором выразилось искание удручённого гонениями еврейства утешения в восторженной вере и протест против сухого формализма ортодоксального иудаизма. В половине XVIII в. в Подолии и Галиции появилась полу-христианская секта франкистов.

В 1742 г. был издан Указ "О высылке как из Великороссийских, так и из Малороссийских городов, сел и деревень, всех Жидов"

После первого польского раздела евреям было обещано в указах Екатерины II (1772 и 1785 г.) — пользование выгодами и правами «без различия закона и народа», наравне с лицами других состояний, принятых под скипетр российской державы. Тем не менее, вскоре евреи стали подвергаться разнообразным ограничениям.

В Азии

В Африке

В Америке

Евреи Испании и Португалии (марраны), стараясь уйти подальше от инквизиции, переселялись в американские колонии. Но инквизиция пришла и туда, вынуждая тайных евреев переселятся в самые дальние районы (например, на север Мексики).

С появлением нидерландских и английских владений в Америке евреи стали селиться там. Евреи принимали активное участие в голландской Вест-Индской компании.[2]

После отмены закона об изгнании из Франции евреи появились и во французских колониях.

В будущих США

В 17 в. еврейские рабовладельцы в Америке, следуя древнему обычаю, обращали своих рабов в иудаизм. Потомки этих негров-рабов создали в США несколько собственных еврейских конгрегаций. В первой четверти 18 в. в Пенсильвании целая община немецких баптистов приняла иудаизм; эта община существовала с 1720 по 1745 гг.[3]

В странах Карибского бассейна

Община португальских евреев возникла в 17-18 веках на Кюрасао. В то же время португальские евреи появились и в британских колониях, на островах Ямайка, Барбадос, Невис, в Гайане и Суринаме.

В 1661 году была принята «Виндзорская прокламация», в соответствии с которой иностранцы, появляющиеся на Ямайке, могли стать британскими поддаными (точнее, получить статус denizens). Одной из целей этой прокламации было привлечь на остров сефардских евреев. Одиночки-евреи из числа марранов, видимо, жили на Ямайке с 16 века, но в 1660-е годы там возникла еврейская община.

Однако местные жители встретили евреев враждебно. В 1691 году Законодательный Совет Ямайки принял петицию с требованием ограничить права евреев.[4]

Некоторые евреи занимались военными действиями против Испании и Португалии в качестве капитанов каперских кораблей. Например, Самуэль Паллаче воевал с испанцами в 17 веке в качестве голландского капера.

Моисей Коэн Энрикес, участвовал в одной из крупнейших операций против Испании. В 1628 Энрикес пошёл с адмиралом голландской Вест-Индии Пиетом Хейном. Они захватили караван испанских кораблей с Кубы, вёзший огромный груз золота и серебра.

Впоследствии Энрикес создал своё поселение на острове у берегов Бразилии.[5]

Источники

Библиография

  • Jewish Pirates of the Caribbean: How a Generation of Swashbuckling Jews Carved Out an Empire in the New World in Their Quest for Treasure, Religious Freedom--and Revenge by Ed Kritzler Jewish Pirates of the Caribbean: How a Generation of Swashbuckling Jews Carved Out an Empire in the New World in Their Quest for Treasure, Religious Freedom--and Revenge by Ed Kritzler London, JR Books 2009

Примечания

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация