История еврейского народа вне Страны Израиля в Новое время (XVI—XVIII вв.)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(В Азии)
(В Африке)
Строка 47: Строка 47:
== В Африке ==
== В Африке ==
-
 
+
{{Заготовка_раздела}}
=== В Египте ===
=== В Египте ===
Строка 71: Строка 71:
"Этот король (Тимбукту) - непримиримый враг иудеев. Он не желает, чтобы хотя бы один из них жил в его городе. Если он услышит, какой-либо из барбарийских купцов водит с ними знакомство или ведёт торговлю, то конфискует его имущество". Лев Африканский, XVI век.<ref>"История Африки". Хрестоматия. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979, стр. 346</ref>
"Этот король (Тимбукту) - непримиримый враг иудеев. Он не желает, чтобы хотя бы один из них жил в его городе. Если он услышит, какой-либо из барбарийских купцов водит с ними знакомство или ведёт торговлю, то конфискует его имущество". Лев Африканский, XVI век.<ref>"История Африки". Хрестоматия. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979, стр. 346</ref>
</blockquote>
</blockquote>
 +
{{Заготовка_раздела}}
== В Америке ==
== В Америке ==

Версия 11:48, 29 января 2011

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 12.09.2010


Содержание

В Европе

В Западной Европе

Новая экономическая обстановка создала новые возможности для евреев.

Усиление религиозного протвостояния между разными ветвями христианства вызвало повышенный интерес к ТАНАХу и многочисленные случаи перехода христиан в иудаизм.

Однако в ходе религиозных войн еврейские общины страдали от всех их сторон. Реакция правителей и духовенства европейских стран на рост благосостояния евреев была резко антиеврейской.

В Нидерландах

По освобождении Нидерландов от испанского гнёта там расцвела еврейская община, из среды которой вышел Барух Спиноза.

В Великобритании

Гражданская война XVII века практически уничтожила английскую экономику, и Кромвель пытался отыскать выход из экономического кризиса. Лидер амстердамской еврейской общины раввин Менаше Бен-Исраэль решил использовать возможности страны и в сентябре 1655 года прибыл в Лондон, где 31 октября обратился к Государственному совету с петицией из семи пунктов, в которой призвал разрешить возвращение евреев в Англию.

Этот вопрос обсуждался на созванной Кромвелем в Уайтхолле с 4 по 18 декабря конференции. Многие английские торговцы подвергли идеи Кромвеля сомнению, и лорду-протектору пришлось распустил собрание и разрешить евреям вернуться в Англию неофициально. В 1656 году, благодаря устным гарантиям Кромвеля и с одобрения Государственного совета, евреи в Англии получили право открыто исповедовать иудаизм.

После прибытия евреев из Голландии, Испании и Португалии в 1657 году в Англии была открыта первая синагога. В 1664-м Карл II издал официальный указ, обещавший евреям защиту, а в 1674 и 1685 годах монаршей рукой были подписаны дополнительные документы, подтверждающие эти заявления. В 1698 году закон о запрещении богохульства гарантировал признание законности исповедованию иудаизма в Англии. [1]

В Польше и России

В XVII в. во время казацких набегов в польские области евреи сильно пострадали особенно в эпоху Богдана Хмельницкого и гайдамачины. Разорение евреев в юго-западной части польского государства создало благоприятную почву для мистических движений и сектантства. Сильное впечатление не только на польских евреев, но и евреев Западной Европы произвело появление в Смирне лже-мессии Шабтая Цви (1668). В средине XVIII в. среди евреев Галиции, Подолии и Волыни распространилось мистическое учение хасидизма, в котором выразилось искание удручённого гонениями еврейства утешения в восторженной вере и протест против сухого формализма ортодоксального иудаизма. В половине XVIII в. в Подолии и Галиции появилась полу-христианская секта франкистов.

В 1742 г. был издан Указ "О высылке как из Великороссийских, так и из Малороссийских городов, сел и деревень, всех Жидов"

После первого польского раздела евреям было обещано в указах Екатерины II (1772 и 1785 г.) — пользование выгодами и правами «без различия закона и народа», наравне с лицами других состояний, принятых под скипетр российской державы. Тем не менее, вскоре евреи стали подвергаться разнообразным ограничениям.

В Азии

В Африке

В Египте

В конце XV в. в Египте насчитывалось около пяти тысяч евреев.

Прибывшие вскоре изгнанники из Испании увеличили еврейское население страны. Среди них были выдающиеся ученые-раввины Шмуэль бен Сид (родился, по-видимому, в 1530 г.), Яаков Берав, Шмуэль hа-Леви Хаким (1480?–1547?), Давид бен Шломо Ибн Зимра, которые внесли значительный вклад в духовную жизнь египетского еврейства.

В 1517 г. Египет был завоеван турками, религиозная терпимость которых открыла перед евреями широкие экономические возможности и позволила им занять ключевые позиции в финансовой администрации Египта.

Однако расцвет еврейской общины Египта был сравнительно кратковременным, и уже к концу 16 в. стал обнаруживаться экономический и политический упадок. В 1560 г. турецкие власти упразднили должность нагида, и главой еврейской общины Египта с этого времени считался еврей-казначей при турецком губернаторе Египта; ему был присвоен турецкий титул челеби (`благородный`). Эта должность была упразднена в конце 17 в.

По мере того, как турецкая власть становилась все более деспотической, челеби все чаще становились ее жертвами, подвергаясь заточению и казням. От участи челеби нередко зависела судьба всего еврейского населения страны, делившегося в турецкий период на три общины, между которыми зачастую существовала неприязнь, временами переходившая в открытую вражду, — муста‘араби (`арабоязычные` — коренное еврейство Египта), сефарды (испанские изгнанники и их потомки) и муграби (переселенцы из Магриба).

Мессианские движения находили живой отклик среди евреев Египта. Давид Реувени, по-видимому, некоторое время жил в Египте, Шабтай Цви дважды посетил Египет. Один из челеби, Рефаэль бен Иосеф Хин (назначен на пост в 1661 г.), был горячим приверженцем Шабтая.

Саббатианская секта существовала в Египте продолжительное время после крушения этого движения. В 1703 г. в Египте поселился один из виднейших вождей саббатианской секты Михаэль Аврахам Кардозо.

В 1768 г. губернатор Каира Али Бей провозгласил себя независимым правителем Египта и наложил на евреев тяжелые денежные поборы.[2]

В Западной Африке

"Этот король (Тимбукту) - непримиримый враг иудеев. Он не желает, чтобы хотя бы один из них жил в его городе. Если он услышит, какой-либо из барбарийских купцов водит с ними знакомство или ведёт торговлю, то конфискует его имущество". Лев Африканский, XVI век.[3]

В Америке

Евреи Испании и Португалии (марраны), стараясь уйти подальше от инквизиции, переселялись в американские колонии. Но инквизиция пришла и туда, вынуждая тайных евреев переселятся в самые дальние районы (например, на север Мексики).

С появлением нидерландских и английских владений в Америке евреи стали селиться там. Евреи принимали активное участие в голландской Вест-Индской компании.[4]

После отмены закона об изгнании из Франции евреи появились и во французских колониях.

В будущих США

В 17 в. еврейские рабовладельцы в Америке, следуя древнему обычаю, обращали своих рабов в иудаизм. Потомки этих негров-рабов создали в США несколько собственных еврейских конгрегаций. В первой четверти 18 в. в Пенсильвании целая община немецких баптистов приняла иудаизм; эта община существовала с 1720 по 1745 гг.[5]

В странах Карибского бассейна

Община португальских евреев возникла в 17-18 веках на Кюрасао. В то же время португальские евреи появились и в британских колониях, на островах Ямайка, Барбадос, Невис, в Гайане и Суринаме.

Некоторые евреи занимались военными действиями против Испании и Португалии в качестве капитанов каперских кораблей. Например, Самуэль Паллаче воевал с испанцами в 17 веке в качестве голландского капера.

Моисей Коэн Энрикес, участвовал в одной из крупнейших операций против Испании. В 1628 Энрикес пошёл с адмиралом голландской Вест-Индии Пиетом Хейном. Они захватили караван испанских кораблей с Кубы, вёзший огромный груз золота и серебра.

Впоследствии Энрикес создал своё поселение на острове у берегов Бразилии.[6]

Кюрасао

Первым евреем, поселившимся на Кюрасао, был Ш. Кохен, служивший переводчиком в голландской армии, которая в 1634 г. завоевала остров, до того принадлежавший Испании.

В 1650 г. на Кюрасао проживало 12 еврейских семей, которым губернатор М. Бек по поручению правительства предоставил землю и обеспечил их рабами, скотом и сельскохозяйственным инвентарем. Место их проживания (близ Виллемстада) еще в начале 20 в. было известно под названием Йоденвейк (Еврейский квартал).

Когда в 1651 г. на Кюрасао прибыла большая группа евреев во главе с Я.де Илланом и И. Нуньесом де Фонсека (Давид Наси), была создана община.

В 1654 г., спасаясь от грозящих религиозных преследований, прибыли евреи-беженцы из Бразилии, где португальцы отвоевали у голландцев округ (капитанство) Пернамбуку.

С 1656 г. община имела кладбище и синагогу в Йоденвейке. С 1659 г. евреи проживали также в самом Виллемстаде, где в 1681 г. действовала синагога. Евреям было разрешено селиться на Кюрасао с условием, что они будут заниматься сельским хозяйством, но засушливый климат и каменистая почва вынудили их оставить сельское хозяйство и заняться судоходством и торговлей.

Евреи участвовали в снаряжении вооруженных кораблей, а некоторые даже командовали судами в борьбе с пиратами. Некоторые евреи, как и другие колонисты, занимались работорговлей. Так, например, в 17 в. Ф. Энрикес (Яаков Сеньор) был одним из крупнейших работорговцев, а некий М. Пенсо (умер в 1754 г.) владел 450 рабами. Отношение евреев, как и голландских колонистов Кюрасао, к рабам отличалось сравнительной гуманностью.

В 1750 г. на Кюрасао проживало около 2 тыс. евреев. Евреи установили прочные деловые связи с голландской Вест-Индской компанией (владела Кюрасао по 1791 г.) и пользовались ее покровительством в случаях притеснений со стороны некоторых губернаторов. В 18 в. местные власти часто посылали евреев с важными дипломатическими поручениями в Венесуэлу и на соседние острова.[7]

Тобаго

В конце 1650-х гг. на Тобаго, принадлежавший тогда Нидерландам, прибыли небольшие группы сефардов португальского происхождения из Амстердама и Ливорно. Из-за тяжелых климатических условий многие еврейские поселенцы вскоре покинули остров и обосновались на Кюрасао и в Кайенне (ныне Французская Гвиана); оставшиеся прожили на Тобаго до 1666 г., когда его захватили англичане.

Ямайка

В 1661 году была принята «Виндзорская прокламация», в соответствии с которой иностранцы, появляющиеся на Ямайке, могли стать британскими поддаными (точнее, получить статус denizens). Одной из целей этой прокламации было привлечь на остров сефардских евреев. Одиночки-евреи из числа марранов, видимо, жили на Ямайке с 16 века, но в 1660-е годы там возникла еврейская община.

Однако местные жители встретили евреев враждебно. В 1691 году Законодательный Совет Ямайки принял петицию с требованием ограничить права евреев.[8]

Барбадос

В 1654 г. группа евреев, жителей Ресифи (Бразилия), переселилась на Барбадос, находившийся под британской властью.

Невис

Еврейская община на Невисе, небольшом острове, находившемся продолжительное время под британской властью, была основана выходцами с Барбадоса в 1679–80 гг. Благодаря минеральному источнику этот остров превратился в 18 в. в модный туристический центр и привлек к себе еврейских торговцев.[9]

Суринам

Евреи, в основном из Нидерландов и их колоний в Бразилии, стали селиться в Суринаме в 1630-х гг., вскоре после начала его освоения европейцами (в это время Суринам был владением Великобритании).

Сохранилась ктубба, составленная в Суринаме в 1643 г. и подписанная раввином.

В группе колонистов, создавших в 1652 г. под руководством лорда У. Уиллоуби постоянное поселение на побережье Суринама, было несколько еврейских семей.

После 1654 г. в Суринаме осела часть евреев, покинувших голландские колонии в Бразилии после их захвата Португалией. Евреи были также в числе переселенцев из Нидерландов, высадившихся в 1656 г. на так называемом Диком берегу (часть морского побережья Суринама), в устье реки Паурома.

В 1664 г. в Суринам прибыла группа евреев, изгнанных из Кайенны (Французская Гвиана), в том числе свыше 150 выходцев из Ливорно, живших там с 1660 г. Во главе этой группы стоял богатый торговец и землевладелец Давид Наси (Иосиф Нуньес де Фонсека), сыгравший заметную роль в организации еврейской общины Суринама; его потомки на протяжении многих десятилетий входили в руководство этой общины.

Евреи - переселенцы из Бразилии и Кайенны, имевшие опыт выращивания сахарного тростника и торговли сахаром, внесли в 1650–60-х гг. весомый вклад в становление хозяйства Суринама. Учитывая это, британские власти в августе 1665 г. предоставили евреям Суринама привилегию, гарантировавшую им равные с христианами гражданские права, включая право занимать официальные должности (что не было к тому времени сделано ни в одной христианской стране, включая саму Великобританию), а также свободу вероисповедания и общинную автономию.

В начале 1667 г. эта привилегия была расширена: новый указ гласил, что все евреи, поселившиеся в Суринаме, могут, независимо от их происхождения, стать полноправными подданными британской короны.

В феврале 1667 г. Суринам захватили голландские войска, и он стал колонией Нидерландов. Новые власти сохранили за еврейским населением все права, которыми оно пользовалось при англичанах. Согласно указу губернатора, изданному в мае 1667 г., все суринамские евреи рассматривались как уроженцы Нидерландов.

Несмотря на это, часть евреев покинула колонию вместе с британскими войсками, которые вновь ненадолго заняли ее осенью 1667 г. Еще десять еврейских семей уехали из Суринама в 1677 г., воспользовавшись правом, предоставленным им по Вестминстерскому договору между Великобританией и Нидерландами от 1674 г. Евреи, покинувшие Суринам, переселились в британские колонии в регионе Карибского моря, прежде всего на Ямайку.

В 1682 г. Суринам перешел во владение Нидерландской Вест-Индской компании; назначенный ею губернатор (который был также совладельцем Суринама) в 1684 г. запретил евреям работать по воскресеньям и заключать браки в соответствии с традицией. Однако совет директоров Вест-Индской компании двумя постановлениями, принятыми в 1685 г. и 1686 г., отменил эти запреты и подтвердил, что все прежние законы о евреях остаются в силе.

В последней четверти 17 в. численность еврейского населения Суринама постепенно возрастала, прежде всего за счет притока эмигрантов из Нидерландов, а также из юго-западных районов Германии и Северной Франции. Быстро улучшалось экономическое положение общины, большинство членов которой составили плантаторы и крупные торговцы.

К 1694 г. в колонии насчитывалось 94 семьи сефардов и 12 семей ашкеназов — всего примерно 570 евреев; большая часть из них говорила в быту на португальском языке. Евреям принадлежало свыше 40 плантаций, на которых работало около девяти тысяч рабов.

В 1672 г. на участке земли в области Торрика, отведенном евреям администрацией колонии в соответствии с привилегией 1665 г., образовалось еврейское поселение, в котором начала работать синагога и было открыто еврейское кладбище. В 1682 г. жители этого поселения перебрались на земли, купленные для них одним из представителей семьи Наси в 15 км к югу от Парамарибо (административного центра колонии), в районе, где было много плантаций, принадлежавших евреям. Вскоре здесь возник крупный (по масштабам Суринама) населенный пункт Йоден-Саванне, где жили почти исключительно евреи. В 1685 г. в Йоден-Саванне была сооружена большая синагога; при ней стал действовать бейт-дин. Евреи Суринама поддерживали тесные духовные контакты с общиной Амстердама.

В 1-й половине 18 в. евреи играли важную роль в хозяйственной жизни Суринама: в 1730 г. им принадлежали 115 из 400 плантаций колонии. Во внутренних областях Суринама, на границе неосвоенных территорий, влияние евреев — крупных землевладельцев было чрезвычайно велико. Они формировали собственные вооруженные отряды, отражавшие набеги групп беглых рабов (так называемых лесных негров, или марунов) на плантации и предпринимавшие против этих групп карательные экспедиции.

Во 2-й половине 18 в. число евреев-плантаторов стало быстро уменьшаться: к 1791 г. им принадлежало лишь 46 плантаций из 600. Многие евреи стали селиться в Парамарибо; численность еврейского населения этого города к середине 18 в. достигла тысячи человек, к концу 18 в. — 1,5–2 тыс. человек (37,5%—50% всего населения). Евреи, жившие в Парамарибо, занимались главным образом торговлей, среди них были также распространены свободные профессии.

В 1734 г. еврейская община Суринама, которая до этого была единой и следовала сефардской литургии, раскололась на сефардскую и ашкеназскую. Третью группу, которая не была оформлена организационно, но фактически существовала обособленно, составили обращенные в иудаизм мулаты — незаконные дети евреев-плантаторов от рабынь-негритянок. При сефардской и ашкеназских общинах действовали благотворительные общества; в 1785 г. в Парамарибо возникла Еврейская литературная ассоциация, среди создателей которой был потомок Д. Наси — Давид де Исаак Кохен Наси, один из руководителей («регентов») сефардской общины. Под эгидой ассоциации работало культурно-просветительное учреждение («лицей»), где читались курсы лекций на различные темы.[10]

Источники

Библиография

  • "История Африки". Хрестоматия. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979
  • Jewish Pirates of the Caribbean: How a Generation of Swashbuckling Jews Carved Out an Empire in the New World in Their Quest for Treasure, Religious Freedom--and Revenge by Ed Kritzler Jewish Pirates of the Caribbean: How a Generation of Swashbuckling Jews Carved Out an Empire in the New World in Their Quest for Treasure, Religious Freedom--and Revenge by Ed Kritzler London, JR Books 2009

Примечания

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация