История еврейского народа вне Страны Израиля в XI—XV вв.

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(В Западной Европе)
(В Восточной Европе)
Строка 106: Строка 106:
=== В Восточной Европе ===
=== В Восточной Европе ===
{{main|История еврейских общин в Восточной Европе в XI - XV веках}}
{{main|История еврейских общин в Восточной Европе в XI - XV веках}}
-
{{Заготовка_раздела}}
+
 
 +
Начало периода высокого средневековья в Восточной Европе связано с возникновением новых крупных феодальных государств, принявших христианство и установивших официальные связи со "старым" цивилизованным миром. На севере Европы окончилась эпоха викингов, и возникли Дания, Швеция и Норвегия. Централизовавшаяся Русь (также созданная викингами) захватила западную часть [[Хазарский каганат|Хазарского каганата]].
 +
 
 +
Возникло Польское королевство и Великое княжество литовское (языческое, но с периодически приходившими к власти правителями-христианами). Венгры приняли христианство и осели.
 +
 
 +
Болгария, приняв греческий вариант христианства, не согласилась стать вассалом Византии и повела активную собственную политику.
 +
 
 +
<!--
 +
 
 +
=== Поселение евреев в Польше ===
 +
Первые евреи - [[раданиты]] - прибыли на территорию современной Польши в IX-X веках, проходя по торговым путям, ведущим из Испании и Франции к [[Киев]]у и [[Бухара|Бухаре]].
 +
Некоторые из них оставались надолго.
 +
Первое реальное упоминание в польской хронике - под XI веком - о евреях в [[Гнезно]], в то время столице Польского королевства. Первая постоянная еврейская община упомянута в 1085 году еврейским ученым [[Йегуда бен Меир|Йегудой hа-Коэном]] в городе Пшемысль.<ref name="PMH-1">[http://books.google.com/books?id=gaU8AAAAIAAJ&pg=PA486 Postan, Miller, Habakkuk. The Cambridge Economic History of Europe]. 1948</ref>
 +
 
 +
В 1098 году в Польше поселились евреи из Чехии и других европейских стран, бежавшие от преследований во время первого [[Крестовые походы|крестового похода]]. Король Болеслав III рассчитывал на них для развития экономики страны.
 +
Евреи образовали средний класс польского общества, состоявшего до того только из крестьян и феодалов.
 +
[[File:Reception oh Jews in Poland 1096.JPG|thumb|''Приём евреев в Польше в 1096 году''. Картина Яна Матейко|right]]
 +
В Силезии в XII–XIII вв. можно было встретить евреев-землевладельцев и даже еврейские семьи, владевшие деревнями. В XII–XIII вв. среди польских евреев было много торговцев и чеканщиков монет. Так, в [[Краков]]е евреи управляли монетным двором, и на монетах того времени (короля Мешко III) сохранились различные надписи на [[иврит|иврите]].
 +
[[File:PolishHebrewCoins1.jpg|thumb|left|Средневековые польские монеты с еврейскими надписями]]
 +
 
 +
Польские короли, заинтересованные в развитии экономики, в создании новых городов, особенно после [[Чингисхан|монгольского нашествия]], приглашали переселенцев — немцев и евреев.
 +
 
 +
В XIV в. в Польшу приехали большие группы евреев, в основном из [[Германия|Германии]], бежавшие оттуда из-за [[погром]]ов в период «Черной смерти».
 +
 
 +
Во многих городах, где было самоуправление, существовали еврейские общины.
 +
 
 +
=== Королевские привилегии ===
 +
Правовое положение евреев Польши было определено в привилегиях князя Болеслава V Благочестивого (так называемый Калишский статут 1264 г.), которые первоначально предназначались только для евреев удельного Калишского княжества.
 +
 
 +
Согласно этим привилегиям евреи имели полную свободу передвижения и свободу торговли. Запрещалось притеснять еврейских купцов, осквернять еврейские кладбища, нападать на [[синагоги]]. За нанесение раны еврею налагалось такое же наказание, как за нанесение раны шляхтичу.
 +
 
 +
Строго наказывалось похищение еврейских детей с целью их [[Насильственное крещение|насильственного крещения]]. Запрещалось обвинять евреев в [[Кровавый навет|убийстве христианских младенцев]]. Конфликты между евреями были подсудны не городским судам, а только князю или его представителям.
 +
 
 +
Казимир III распространил калишские привилегии в расширенном виде на евреев Великой на евреев всей остальной Польши, включавшей завоеванную [[Галиция|Червонную Русь]] и часть Волыни. Казимир, у которого, согласно легенде, была еврейская любовница по имени Эстерка из Опочно,<ref name="opoczno-1">[http://www.opoczno.pl/opoczno/_portal/117189707245d9baf044536/Zabytki.html Официальный портал города Опочно]</ref> был особенно дружен с евреями и был прозван современниками «королём мужиков и евреев». В 1348-1350 годах он не допустил погромов на волне эпидемии чумы и принял еврейских беженцев из соседних стран.<ref>[http://chassidus.ru/library/history/auerbach/3/08.htm  "Чёрная смерть. Эпидемия чумы" на сайте Хасидус по-русски]</ref>
 +
[[File:Wojciech Gerson-Kazimierz Wielki.jpg|thumb|Войцех Герсон, ''Казимир великий и евреи'']]
 +
В этот период евреи считались в Польше «''рабами казны''» и в качестве таковых находились под защитой короля. Они платили натуральный и денежный налоги, несли различные повинности.<ref name="Dubnow-1">Simon Dubnow, ''History of the Jews in Russia and Poland'', Varda Books (2001 reprint), Vol. 1, p. 44.([[Дубнов, Семён Маркович|С.М. Дубнов]], ''История евреев в России и Польше'', т.1, стр. 44)</ref>
 +
 
 +
Королевские привилегии давали евреям свободe вероисповедания, передвижения и экономической деятельности, могли приобретать земельную собственность (только заложенные и невыкупленные имения), имели общинную автономию.
 +
 
 +
Основным занятием евреев были ссудные операции. Большинство заимодавцев-евреев оперировали небольшими суммами, но были и весьма состоятельные, например, банкир Левко из [[Краков]]а (умер в 1395 г.), заведовавший соляными копями и королевским монетным двором.
 +
 
 +
=== Антиеврейские действия ===
 +
Католическая церковь резко выступала против поселения евреев в Польше. Соседние германские государства также ухудшали обстановку.<ref name="Dubnow-2">Simon Dubnow, ''History of the Jews in Russia and Poland'', Varda Books (2001 reprint), Vol. 1, p. 42.([[Дубнов, Семён Маркович|С.М. Дубнов]], ''История евреев в России и Польше'', т. 1, стр.42)</ref> На церковном соборе во Вроцлаве в 1267 г. было постановлено, что евреи должны жить в особых [[Еврейские кварталы|кварталах]], запираться в своих домах во время христианских процессий и постоянно носить ''отличительный знак'' (шапку особой формы).
 +
 
 +
Пропаганду против евреев вели также городские жители, в основном выходцы из Германии, чьи экономические интересы постоянно сталкивались с еврейскими.
 +
 
 +
Первый [[кровавый навет]] в Польше случился в 1347 году.
 +
Во время эпидемии чумы в 1350 году король Казимир III не допустил [[погром]]ов.<ref>[http://chassidus.ru/library/history/auerbach/3/08.htm  "Чёрная смерть. Эпидемия чумы" на сайте Хасидус по-русски]</ref>
 +
 
 +
Первый [[погром]] произошел в [[Познань|Познани]] в 1367 г. <ref name="Poznan-1">[http://books.google.com/books?id=E5YSAAAAIAAJ&q=1367+pogrom+Poznan&dq=1367+pogrom+Poznan&pgis=1 1367 pogrom Poznan. Google Books]</ref> Позднее погромы произошли в [[Калиш]]е, [[Краков]]е, снова в [[Познань|Познани]] в 1399 г. и других городах, расположенных вдоль германской границы. По оценкам историков, 10 000 евреев были убиты.
 +
В 1407 г. произошел [[погром]] в [[Краков]]е в результате [[Кровавый навет|кровавого навета]].
 +
 
 +
Тем не менее, по сравнению с обстановкой в Западной Европе жизнь в Польше воспринималась как не такая уж плохая, и евреи массово бежали туда из [[Германия|Германии]].
 +
 
 +
=== Ранняя ягеллонская эпоха (1385 - 1505) ===
 +
В 1385 г. образовался польско-литовский союз. В 1388 году действовавшие в Польше права были распространены на [[Литва|литовских евреев]]. В то же время начались первые обширные преследования евреев в Польше, и король не действовал, чтобы остановить их.<ref name="Dubnow-3">Simon Dubnow, ''History of the Jews in Russia and Poland'', Varda Books (2001 reprint), Vol. 1, p. 54-58.([[Дубнов, Семён Маркович|С.М. Дубнов]], ''История евреев в России и Польше'', т. 1, стр.54-58)</ref>
 +
 
 +
Снижение статуса евреев было предпринято Казимиром IV Ягеллонским (1447-1492).<ref>[http://www.bartleby.com/67/556.html The Encyclopedia of World History 1447-92. 2001]</ref>
 +
Среди прочего, он отменил старинные привилегии евреев. Тем не менее, король продолжал предоставлять свою защиту евреям.
 +
Два года спустя Казимир издал другой документ, заявив, что он не мог лишить евреев своего благоволения на основе "принципа толерантности, который в соответствии с Божьим законом обязывает его защитить их".<ref name=bdw50>[http://books.google.com/books?id=K2DgBdSCQnsC&pg=PA50 Bernard Dov Weinryb "Jews of Poland", p. 50 (Бернард Дов Вейнриб "Евреи Польши")]</ref>
 +
 
 +
Сын Казимира IV, Александр Ягеллонский изгнал евреев из [[Литва|Великого княжества Литовского]] в 1495 году, когда он был великим князем литовским, но отменил закон в 1503 году вскоре после того, стал королём Польши.<ref Name=bdw50/>
 +
 
 +
В XV в. интенсивная иммиграция евреев в Польшу продолжалась в основном из [[Германия|Германии]] и [[Чехия|Чехии]]. Небольшое число [[сефард]]ов прибыло в Польшу и [[Литва|Литву]] из [[Испания|Испании]] и [[Португалия|Португалии]] после изгнания евреев из этих стран, но они, как правило, не оставались в Польше.
 +
 
 +
К концу XV в. в Польше насчитывалось около 45 городов и местечек с еврейским населением, а все еврейское население Польши и [[Литва|Литвы]] составляло 20–30 тыс. человек.
 +
 
 +
== В Литве ==
 +
См. '''[[История еврейских общин в Литве в XI - XV веках]]'''
 +
 
 +
Пражский епископ Адальберт, посланный в 997 г. насаждать христианство среди литовцев, сообщает о наличии в Литве евреев.
 +
 
 +
Придя в XI веке в Польшу, [[ашкеназ]]ские евреи пошли через её восточную границу и в Литву. Так, в Вилкавишкисе, в юго-западной Литве, согласно преданию, евреи жили с XIV века.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/judaica/ejud_0002_0020_0_20418.html VILKAVIŠKIS in Jewish Virtual Library]</ref>
 +
 
 +
С присоединением Волыни (первая половина XIV в.) численность еврейского населения Литвы значительно возросла. В конце XIV - начале XV в. великий князь Витаутас переселил из [[Крым]]а наряду с пленными татарами часть крымских евреев и [[караим]]ов в город Троки (ныне [[Тракай]]), а также в [[Каунас]]. [[Караим]]ские общины возникли в [[Луцк]]е и [[Владимир-Волынский|Владимире-Волынском]].
 +
 
 +
В 1388–89 гг. князь Витаутас даровал евреям ряда городов княжества хартии, гарантировавшие свободу вероисповедания, защиту жизни и имущества и право на занятие торговлей и ремеслами, а также подсудность непосредственно великокняжескому суду или суду старосты-еврея. Запрещалось [[Кровавый навет|обвинение евреев в ритуальном использовании человеческой крови]].
 +
 
 +
В 1441 г. указом великого князя Казимира Ягеллона евреи [[Тракай|Тракая]] получили ''магдебургское право'', как и христиане города, то есть отвечали только перед своим войтом (судьей), избираемым ими и утверждаемым воеводой.
 +
 
 +
В 1495 г. великий князь Александр Ягеллон (с 1501 г. — король Польский), очевидно, под влиянием [[Изгнание евреев из Испании|изгнания евреев из Испании (1492)]] издал указ об изгнании евреев и [[караим]]ов из Литвы и конфискации их недвижимости. Большинство евреев юга страны переселилось в [[Крым]] и Турцию (в основном — в [[Константинополь]]), а евреи северных общин нашли убежище в приграничных городах Польши.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/12474 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Литва" на основании КЕЭ, том 4, кол. 864–876]</ref>
 +
 
 +
== В Руси ==
 +
См. '''[[История еврейских общин в Руси в XI - XV веках]]'''
 +
 
 +
Территория средневековой Руси с XI века стала практически централизованной державой - Киевской Русью, части которой имели разную степень автономии. После [[Чингисхан|нашествия монголов]] в XIII веке юго-западная часть Руси (территория современных Украины и Белоруссии) постепенно вошла в состав Великого княжества Литовского. После этого история еврейских общин этих местностей стала частью истории еврейских общин Литвы.
 +
 
 +
В книге "Сефер hа-Диним" (ספר הדינים) [[Йеhуда бен Меир|Йеhуды бен Меира]] упоминаются "ходящие по Русии" торговцы рабами в славянских странах в начале XI века. В этой работе [[Киев]] упоминается в качестве торговой базы в торговой сети [[Раданиты|раданитов]].
 +
 
 +
Еврейские поселения уже существовали на берегах Днепра, на востоке и юге современной Украины и в [[Крым]]у в период [[Хазарский каганат|Хазарского царства]]. После его распада эти территории попали под власть русских княжеств.
 +
 
 +
Еврейские общины [[Киев]]а и [[Чернигов]]а продолжали процветать и после перехода под власть русских князей. В Киеве был отдельный [[еврейский квартал]], где жили богатые люди и развивалась наука и культура. Хотя в XII веке евреи страдали от пожаров, войн и восстаний, религиозные авторитеты еврейских общин Киева и Чернигова были известны в Западной Европе.
 +
 
 +
[[Биньямин из Туделы]] в 1173 г. назвал [[Киев]] «великим городом».<ref>[http://www.eleven.co.il/article/12072 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Киев" на основании КЕЭ, том 4, кол. 252–258]</ref><ref>[http://www.eleven.co.il/article/14668 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Чернигов" на основании КЕЭ, том 9, кол. 1161–1164]</ref>
 +
 
 +
Эти общины полностью погибли при нашествии [[Чингисхан|татаро-монголов]].<ref>[http://www.polit.ru/article/2008/01/25/orda/ Лев Усыскин. Повелитель пепелища]</ref>
 +
 
 +
На северные окраины Руси, граничащие с Литвой, евреи приходили и с юга, и из Литвы.
 +
Полагают, что евреи появились в [[Гродно]] в конце XII в.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/11313 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Гродно" на основании КЕЭ, том 2, кол. 228–231]</ref>
 +
 +
Древние еврейские общины были созданы на Волыни и "Красной Руси" (восточная Галиция) в XI-XII веках евреями из [[Хазария|Хазарии]]. Из них наиболее старая, видимо, во Владимире-Волынском.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/10945 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Владимир-Волынский" на основании КЕЭ, том 1+Доп.2, кол. 681+285]</ref> Название "Русия", упомянутое в XIII-м веке в раввинской литературе, относится, очевидно, к "Красной Руси". Эти общины растворились в волне еврейской эмиграции из Германии и Чехии в XIV-м и XV-м веках.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/judaica/ejud_0002_0020_0_20168.html UKRAINE in Jewish Virtual Library]</ref>
 +
 
 +
Начиная с XI века Литва начала подчинять себе соседние русские земли. После нашествия [[Чингисхан|татаро-монголов]] и владимирского князя Ярослава (в 1238 году разорившего Смоленск)<ref>[http://www.polit.ru/article/2008/01/25/orda/ Лев Усыскин. Повелитель пепелища]</ref> Литва интенсифицировала этот процесс.
 +
 
 +
По некоторым данным, евреи жили в Смоленске уже в конце XIII в.<ref>[[http://www.eleven.co.il/article/13861 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Смоленск" на основании КЕЭ, том 8, кол. 65–66]]</ref>
 +
 
 +
В 1320 году вся Волынь и Белая Русь оказались в составе Великого княжества Литовского, а Галиция (Красная Русь) - в составе Польши. Их еврейские общины развивались как часть еврейских общин этих стран. Поток [[ашкеназ]]ских эмигрантов из Германии и Чехии скоро превысил численность старых общин, и местная еврейская культура стала [[ашкеназ]]ской. 
 +
 
 +
С XIV в. [[Брест]] был главным центром евреев Великого княжества Литовского, и община [[Брест]]а играла руководящую роль в жизни еврейства всей Литвы. В 1483 г. евреи Бреста установили торговые связи с Венецией.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/10745 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Брест" на основании КЕЭ, том 1+Доп.2, кол. 534–536+230]</ref>
 +
 
 +
Великие князья Литвы давали в XIV-XV веках привилегии еврейским общинам своих городов (Луцка, Бреста, Гродно). Евреи занимались там ремёслами, торговлей и финансами. В городах были отдельные еврейские улицы или кварталы.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/10961 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Волынь" на основании КЕЭ, том 1, кол. 733–735]</ref><ref>[http://www.eleven.co.il/article/11313 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Гродно" на основании КЕЭ, том 2, кол. 228–231]</ref>
 +
 
 +
В документах XV в. упоминаются [[киев]]ские евреи — сборщики податей, владевшие значительным имуществом. Имеются сведения о том, что евреи занимались сбором налогов в [[Новогрудок|Новогрудке]] (1445), [[Минск]]е (1489) и [[Смоленск]]е (1489). В 1489 г. литовские власти поручили сбор таможенных пошлин в [[Минск]]е еврею из города [[Тракай]] М. Данилевичу.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/12776 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Минск" на основании КЕЭ, том 5, кол. 358–362]</ref> На действия евреев-фининспекторов в [[Смоленск]]е в конце XV в. жаловался королю Польши русский князь Иван III.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=862&letter=S&search=Smolensk SMOLENSK by Executive Committee of the Editorial Board and Julius Gottlieb in Jewish Encyclopedia]</ref>
 +
 
 +
В XV в. в еврейских общинах Литвы и подвластной ей западной Руси уже развилась высокая еврейская культура.
 +
 
 +
В 1495 году евреи были изгнаны изо всех литовских владений кроме тех, которые объявил своими польский король. Они вернулись в 1503 году. 
 +
 
 +
Евреи [[Крым]]а и соседних областей Причерноморья остались на своих местах и после гибели [[Хазарский каганат|Хазарского каганата]]. Нашествие [[Чингисхан|татаро-монголов]] задело эти районы слабее - очевидно, их хозяева-половцы практически мирно вошли в состав монгольской империи. В доисламский период (до 1258 года) жизнь евреев при татарской власти была неплоха.
 +
 
 +
В XIII - начале XIV века [[Генуя]] взяла под свой контроль юго-восточное побережье [[Крым]]а. [[Генуя]] поощряла поселение евреев в своих колониях и давала им (на территории этих колоний) полное равноправие с христианами, вплоть до возможности получить дворянство. С конца XIII в. в генуэзской колонии Кафе (ныне [[Феодосия]]) начали селиться евреи из Византии, Италии и Персии и остатки иудейских общин [[Хазария|хазарского]] периода.
 +
 
 +
Известен еврей '''Захария де Гузольфи''', принц и правитель Тамани в конце XV века.  В результате брака с местной княжной Бихаханым стал в 1479 году правителем полуострова под защитой Генуэзской республики.<ref>
 +
[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=493&letter=G&search=goths Herman Rosenthal GUIZOLFI (GIEXULFIS), ZACHARIAS DE in Jewish Encyclopedia по материалам "Сборник Императорскаво Русскаво Историческаво Общества", XLI. 40., стр. 71).]</ref>
 +
 
 +
Генуэзское господство продолжалось до 1475 года, когда турки захватили Крым.<ref>[[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=888&letter=C&search=Crimea CRIMEA by Herman Rosenthal and Isaac Broydé in Jewish Encyclopedia]]</ref>
 +
 
 +
В мусульманском Крыму евреи жили, как в других мусульманских странах. При нашествии на [[Киев]] хана Менгли-Гирея в 1482 г. многие взятые в плен евреи были увезены в [[Крым]].
 +
 
 +
В свою очередь, литовский великий князь Витаутас, воюя с крымским ханом в конце XIV века, угонял в числе военнопленных евреев в свои города - например, в [[Гродно]] и [[Тракай]].
 +
 
 +
== В Болгарии ==
 +
См. '''[[История еврейских общин в Болгарии в XI - XV веках]]'''
 +
 
 +
Во времена Первого болгарского царства основную еврейскую общину в Болгарии составляли [[романиоты]] - евреи из Греции. Они жили в [[Еврейские кварталы|отдельных кварталах]] некоторых больших городов страны. Среди них было много богатых, но были и бедняки, и деклассированные элементы. Известно, например, что палачи в столице - Тырново - были евреи-[[романиоты]].
 +
 
 +
Вторая компактная масса евреев, преселившихся в XI веке, были [[ашкеназ]]ы. Во время [[Крестовые походы|крестовых походов]] многие евреи нашли убежище в Болгарии.
 +
 
 +
В конце ХІІ века еврейские купцы из Венеции, Генуи и Рагузы (Дубровника) открыли свои конторы в портовых городах Болгарии, особенно в Видине.<ref>Ubicini, "Provinces Danubiennes"</ref> В начале ХІІІ в. число евреев увеличилось.
 +
 
 +
Когда татары вторглись в Болгарию около 1290 года, их хан Щока был убит евреем при осаде Тырнова.
 +
[[Файл:BulgarianTsar.JPG|250px|right|thumb|Царь Иван Александр и его жена.
 +
Между царём и царицей - их сын Иван Шишман, последний българский владетель. Средневековая миниатюра, ХІV в]]
 +
По меркам средних веков, отношение болгар к евреям было сравнительно терпимо. В 1335 году
 +
царь Иван Александр (1331-1371) женился на еврейке Саре из Тырнова.<ref>Jirecek, "Gesch. der Bulgaren," p. 312, Prague, 1876</ref> Перед свадьбой она крестилась и приняла имя Теодора. ''Она была инициатором двух церковных соборов в столице - городе Велико Търново, которые судили иудеев, обвинявшихся в святотатстве над христианскими священными книгами.'' Наказания за это (только высших руководителей общины) - бичевание, позорный столб, изгнание из страны и - в исключительно редких случаях - смерть. 
 +
 
 +
Последний болгарский средновековый царь Иван Шишман (1371-1396) в 1376 году принял евреев, которые были изгнаны из [[Венгрия|Венгрии]] и поселились в Никополе, Плевне и Видине. Вероятно, после смерти Ивана Шишмана начались нападки на евреев Тырнова, что привело к их переезду в Никополь.
 +
 
 +
Община Софии, основанная византийскими евреямм в конце X века, возвела синагогу, которая до сих пор известна под названием "Кагал де лос грегос". [[Ашкеназ]]ские евреи обосновались в Софии в 1360 году.
 +
 
 +
Болгарские евреи были разделены на следующие четыре группы:
 +
# собственно болгарские евреи,
 +
# итальянские евреи из Венеции,
 +
# [[романиоты]], или византийские евреи, и
 +
# [[ашкеназы]], немецкого происхождения.
 +
 
 +
Общины в Филиппополе (1344), в Загоре (1344), в Никополе и Силистрии (1377) существовали в то время, когда Болгария попала в руки турок.
 +
 
 +
В 1470 г. в Болгарию прибыли евреи, изгнанные из Баварии. [[Сефарды|Испанские евреи]], по-видимому, попали в Болгарию из [[Салоники|Салоник]] и [[Италия|Италии]] после 1494 г.
 +
 
 +
В Османской империи евреи получили статус [[зимми]]. С тех пор [[сефарды]] составляют 90% болгарских евреев. Позднее в Болгарию продолжали прибывать [[ашкеназы]] из германских земель. [[Романиоты]] растворились без остатка среди этих общин.
 +
 
 +
На Балканах евреи столкнулись с сильной конкуренцией во всех областях своих традиционных занятий. Хотя некоторые еврейские семьи были приближены ко двору султанов и даже становились их кредиторами, в целом балканские евреи никогда не имели таких сильных экономических позиций, как евреи в других частях Европы.
 +
 
 +
== В Греции ==
 +
{{main|История еврейских общин в Греции в XI - XV веках}}  
 +
 
 +
В XI-XII веках практически вся Греция входила в состав Византийской империи.
 +
В период между [[Крестовые походы|четвертым крестовым походом]] (1199) и началом XVI в. разными частями Греции владели сарацины, крестоносцы, венецианцы, генуэзцы, сельджуки, болгары, куманы, османские турки и другие завоеватели. Участь евреев при любой власти была нелегкой.
 +
 
 +
Самая большая община была в Константинополе. В X–XII вв. евреи, как раббаниты, так и [[караим]]ы, не могли стать полноправными гражданами Константинополя. В середине XI в. они были выселены в пригород Перу. В 1043 г. император Михаил V Калафат изгнал часть евреев из города.
 +
 
 +
В конце XI в. император Алексей I Комнин (правил в 1081–1118 гг.) освободил [[Салоники|салоникских евреев]] от уплаты налогов.
 +
 
 +
В 1096 г. община [[Салоники|Салоник]] была охвачена мессианским движением. Многие евреи забросили повседневные дела и готовились к немедленному возвращению в [[Страна Израиля|Страну Израиля]] (куда в это самое время вторглись [[крестоносцы]]).
 +
 
 +
В 1169 г. [[Биньямин из Туделы]] сообщает о существовании еврейских общин во многих городах Греции. Евреи занимались торговлей, земледелием, ремеслами (в том числе ткачеством и крашением), медициной.
 +
 
 +
В Константинополе было примерно 2000 человек (или семей) раббанитов, [[караим]]ов — 500.
 +
Местные евреи регулярно подвергались избиениям и унижениям; им запрещалось ездить верхом. Хотя представители обеих общин жили в одном квартале, какие-либо контакты между ними отсутствовали. Константинопольские раббаниты в основном занимались шелкоткачеством и коммерцией, некоторые из них были весьма зажиточны. Общину возглавляли пять [[раввин]]ов.
 +
 
 +
В [[Салоники|Салониках]] проживало 500, а в других городах от 400 до 20 евреев (или ''еврейских семей'').
 +
 
 +
Крупнейшая еврейская община (две тысячи человек) находилась в Фивах (Беотия). Она пришла в упадок с занятием города в 1147 г. норманнским королем [[Сицилия|Сицилии]] Рожером II, который увез лучших еврейских ремесленников и шелководов в [[Палермо]] и на остров [[Корфу]]. Однако [[Биньямин из Туделы]], посетивший [[Корфу]] в период между 1160 г. и 1170 г., нашел там ''одного'' еврея, красильщика по профессии. 
 +
 
 +
Многие евреи были убиты в ходе погрома католиков, учиненного жителями Константинополя в мае 1182 г.
 +
 
 +
На территории Латинской империи (1204–24 г.), созданной [[Крестовые походы|крестоносцами]] и включавшей собственно [[Константинополь]], [[Салоники]] и Фессалию, преследования евреев возобновились.
 +
 
 +
Правитель Эпирского государства, существовавшего между 1204 г. и 1336 г., Феодор Ангел (правил в 1215–30 гг.) преследовал евреев и даже объявил [[иудаизм]] вне закона.
 +
 
 +
В районах, захваченных [[Венеция|Венецией]] (в разные периоды после 1204 г.) положение евреев было неустойчивым. Оно резко ухудшилось с захватом большей части Греции в 1246 г. Никейской империей (1204–61).
 +
 
 +
Под властью императора Михаила VIII Палеолога (1258–82 гг.), восстановившего в 1261 г. Византийскую империю, преследования евреев уменьшились. Ослабление центральной власти в период распада Византийской империи несколько облегчило положение евреев.
 +
 
 +
В 1280–1453 гг. евреи Константинополя жили в юго-восточной части города, занимаясь преимущественно выделкой и продажей кож. В 1275–1453 гг. в Константинополе существовали колонии венецианских и генуэзских еврейских купцов, находившихся под юрисдикцией своих государств.
 +
 
 +
Наиболее привлекательными для евреев Византии в XIII–XIV вв. были [[Салоники]] и остров [[Корфу]].
 +
 
 +
В [[Салоники|Салониках]] еврейские купцы процветали, специализируясь главным образом на международной торговле шелком. Со второй половины XIV в. туда начали стекаться евреи из Центральной, Западной и Южной Европы. Сначала из Венгрии (первые переселенцы в 1376 г.), а затем и из [[Германия|Германии]], [[Франция|Франции]], [[Италия|Италии]]. Вновь прибывшие, как правило, быстро сближались с [[Романиоты|романиотами]], усваивали их язык и обычаи. Исключением были выходцы из области Апулия (в южной части Италии) и Сицилии, создавшие самостоятельные общины.
 +
 
 +
На [[Корфу]] византийские власти обязывали евреев служить на галерах, пускать на постой солдат и назначать из своей среды палача. Временами власти были вынуждены защищать еврейское население от нападений черни.
 +
 
 +
Некоторая часть евреев все же, видимо, достигла высокого положения в обществе, о чем свидетельствует участие некоего Давида де Семо в делегации, которая вела переговоры с венецианскими властями, когда в 1386 г. остров сдался [[Венеция|Венеции]].
 +
 
 +
Декрет 1387 г. подтвердил существующие права евреев, но в 1406 г. им было предписано носить ''отличительный знак'' и запрещено покупать землю. Запрет был снят в 1408 г., но введены ограничения на размеры земельных участков, приобретаемых евреями. Еврейскую общину часто облагали высокими налогами на нужды войны [[Венеция|Венеции]] с [[Турция|Турцией]].
 +
 
 +
В 1423 г. под контроль [[Венеция|Венецианской республики]] перешли [[Салоники]]. Правительство обложило евреев города высокими податями. Общине пришлось направить в [[Венеция|Венецию]] специальную делегацию с просьбой об уменьшении налогового бремени.
 +
 
 +
Дальнейшее облегчение наступило с завоеванием части Греции [[Турция|османскими турками]] в 1430 году и полного покорения Византии в 1453. Евреи, как и христиане, получили статус [[зимми]], обеспечивавший им, в частности, общинную автономию, свободу вероисповедания и экономической деятельности. Всё это позволило этим районам Греции стать во второй половине XV в. прибежищем для евреев, изгнанных или бежавших из других частей Европы.
 +
 
 +
Турецкие власти переселили в Константинополь (при них - Стамбул) многих евреев из других частей Греции, а также из Болгарии, Македонии и Албании. В Стамбуле возникла самоуправляемая еврейская община (''миллет''). В 1460-х годах туда стали прибывать ашкеназские изгнанники из Баварии, затем из других частей Германии и из Венгрии. В конце XV в. в турецкую Грецию стали переселяться тысячи евреев, [[Изгнание евреев из Испании|изгнанных из Испании, Португалии, Прованса, Сицилии, Сардинии и Южной Италии]].
 +
 
 +
Выгодное положение [[Салоники|Салоник]] на перекрестке важнейших морских и сухопутных маршрутов международной торговли привлекали в город в XV в. тысячи евреев из разных стран и областей Европы и Северной Африки. В 1470 г. в [[Салоники]] прибыла большая группа переселенцев из Баварии; они положили начало [[ашкеназ]]ской общине города.
 +
 
 +
Особенно много изгнанников поселилось в городе в 1492–93 гг. и в 1536 г. Они создали целый ряд новых общин, объединявших уроженцев одной области, острова или города и именовавшихся, в соответствии с этим, Каhал Калабрия, Каhал [[Мальорка|Майорка]], Каhал Сицилия, Каhал Лиссабон и т. п. Члены каждой из этих общин сохраняли собственную литургию, обычаи и обряды.
 +
 
 +
Сложившиеся у евреев Византии ([[Романиоты|романиотов]]) [[Литургия|литургические]] и обрядовые традиции по мере ассимиляции греческих евреев новоприбывшими заменялись [[сефард]]скими. Со временем их потомки, как и потомки [[ашкеназ]]ов слились с осевшими в Греции [[сефард]]ами.
 +
 
 +
В средние века развивалась духовная жизнь евреев Греции. Известны [[раввин]]ы и писатели Барух hа-Йевани (XIV в.); Зхария hа-Йевани, автор «Сефер hа-яшар» («Книга праведного», 1340); Доса бен рабби Моше hа-Йевани, автор «Перушим ве-тосафот» («Комментарии и дополнения», XV в.). Славились знанием [[Талмуд]]а евреи Фив. [[Абрабанель, Дон Ицхак|Ицхак Абраванель]], посетивший остров [[Корфу]] в конце XV в., остановился там для завершения комментариев к [[Второзаконие|Второзаконию]] и пользовался местной еврейской библиотекой.
 +
 
 +
== В Албании ==
 +
[[Биньямин из Туделы]], посетивший этот район около 1170 года, отмечал, что некоторые из местных жителей носили еврейские имена и считали себя евреями.
 +
 
 +
В 1478 г. турки захватили страну и переселили некоторое число евреев из неё в Стамбул.<ref>[http://www.eleven.co.il/article/10129 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Албания" на основании КЕЭ, том 1+Доп.2, кол. 73–74+37]</ref><ref>[http://www.eleven.co.il/article/13936 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Стамбул" на основании КЕЭ, том 8, кол. 580–591]</ref>
 +
 
 +
После [[Изгнание евреев из Испании|1492 года]] [[сефарды]] начали селиться в морских портах и ​​восстановили еврейскую общину.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/albania.html The Virtual Jewish History Tour, "Albania" By Ariel Scheib]</ref>
 +
 
 +
 
 +
 
 +
 
 +
-->
== В Азии ==
== В Азии ==

Версия 14:14, 16 октября 2011

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 10.10.2010


Содержание

В Африке

Начало крестовых походов ухудшило положение еврейских общин Северной Африки, так как сократилась торговля с христианскими странами Европы. В исламском мире произошла вспышка религиозного фанатизма.

В Египте на рубеже X - XI века произошла кампания гонений на евреев. Хотя при смене династии она кончилась, община Египта была поставлена в условия пребывания в прифронтовой стране. Влиятельные члены общины, имевшие дело с властями, всё время отражали поползновения мусульманского духовенства.

Тем не менее еврейская община Египта стала в это время центром интеллектуальной деятельности восточных евреев. На рубеже XII - XII веков в Египте жил и работал РаМБаМ. После тяжёлого удара по вавилонской общине во время нашествия монголов вожди египетской общины фактически возглавили евреев Ближнего Востока.

К западу от Египта дела шли значительно хуже. Евреи Северо-Западной Африки имели доступ к торговым путям Средиземноморья и транссахарской торговле, приносившей огромные прибыли. Но политическая обстановка там в позднем средневековье всё время ухудшалась.

В XI веке берберские племена Западной Сахары объединились и создали империю Алморавидов, захватив всю Северную Африку, кроме Египта, мусульманскую часть Испании и западную часть сахарской зоны. Они разрушили и разорили многие города по ходу войны, ввергнув еврейские общины в стагнацию. В своей империи они установили жёсткую теократию, усилив угнетение евреев.

Пришедшие им на смену в XII веке Альмохады - новое религиозное течение - устроило мусульманский террор. Они вынудили целые общины евреев принять ислам, не прекратив после этого их дискриминацию. Евреи массово бежали от них в глубину Африки.

Новые африканские государства, крупнейшие из которых - Мали и Гана, быстро исламизировались, и там тоже начинали вводить антиеврейские законы.

Гнёт несколько ослаб после завоевания Северной Африки турками в XIV веке. В города на побережье Средиземного моря пробирались уцелевшие евреи из внутрисахарских областей и прибывали беженцы из Европы.

Вплоть до нового времени в ряде областей Южной Сахары и Тропической Африки обнаруживались остатки еврейских общин, бежавших туда в средние века. Некоторые племена Чёрной Африки утверждают, что являются потомками евреев. Современные исследования подтверждают это.[1]

Эфиопские евреи - бита Израиль - утратили связи с другими еврейскими общинами мира и с конца VII века развивались сами по себе. Они держали оборону от христианских государств Эфиопии и от мусульман, наступавших с севера. До конца XV века им удавалось сохранять полунезависимые княжества.

В Европе

В Западной Европе

Условия жизни евреев в Западной Европе сильно ухудшились, начиная с X века. Усилились религиозные притеснения. Во всех странах урезались экономические и личные права евреев. Законы всё менее защищали их безопасность и имущество. В моменты социальных и религиозных потрясений евреи становились первыми жертвами насилия.

Файл:FirstCrusade.jpg
Убийство евреев (отмеченных особыми шапками) крестоносцами. Иллюстрация из французской Библии 1250 года.

Массовые убийства евреев, истребление целых общин происходили по пути следования крестоносцев во время крестовых походов. Часты были случаи насильственного принуждения к крещению отдельных евреев и целых общин.

В Первый крестовый поход армия бедноты, как наиболее воодушевлённая, тронулась первой, и, перебив по пути много евреев, она постепенно распалась и прекратила существование... Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 70

Коммунальные революции XI-XII веков в европейских городах сопровождались погромами, изгнанием евреев или сильным ущемлением их прав.

С развитием экономики Западной Европы евреев стали вытеснять и из тех отраслей, которые до того им оставили.

В течение XI-XII вв., когда недостаточно уже было евреев на роль заимодавцев, которую они до того полностью брали на себя, и когда христианские купцы ещё не перехватили у них её, монастыри, как хорошо показал Робер Жанесталь, выполняли функцию "кредитных касс". Жак ле Гофф, "Цивилизация средневекового Запада", стр. 81

С XIII в. в Западной Европе стали распространяться кровавые наветы против евреев, за которыми последовали дополнительные антиеврейские постановления католической церкви.

В 1348 году евреев обвинили в распространении эпидемии чумы и истребили во многих городах.

Средневековая (XV век) немецкая гравюра "Сожжение евреев" Из книги Г. Шеделя «Weltchronik», 1493. (из Электронной еврейской энциклопедии)

Под давлением горожан евреям постепенно запретили все виды деятельности, кроме финансовых операций и торговли старьём.[2]

Короли и князья периодически изгоняли евреев из своих владений, отбирая у них всё имущество, а затем впускали обратно, чтобы вновь обобрать. Возникла практика закрепощения евреев.

Во многих государствах, владениях и городах евреям было предписано носить особый костюм. Как правило для них отводился отдельный квартал в городе.

Несмотря на тяжкие экономические условия и постоянные преследования, творческая жизнь не замирала среди евреев. Работали великие учёные (теологи, философы, математики, медики) и поэты. В ту эпоху были созданы важные части еврейского культурного наследия. Знакомые по арабским переводам с греческой литературой, еврейские интеллектуалы перевели многие классические сочинения на еврейском языке, изучали в подлиннике греческих и латинских авторов. В эпоху возрождения итальянские и нидерландские евреи явились учителями многих гуманистов.

В Центральной Европе

Страны Центральной Европы (современные Австрия, Венгия, Чехия, Словакия, страны бывшей Югославии) находились в несколько иной ситуации, нежели страны Западной Европы. По ним прежде всего били нашествия с востока. На их территории происходила борьба между экспансией германских феодалов и возникшими местными феодальными государствами.

Во всём этом активно участвовала католическая церковь, соперничавшая со своими конкурентами.

Частые войны причиняли несчастья еврейским общинам. Но потребность местных феодалов в экономически активных людях открывала перед евреями некоторые возможности для улучшения жизни.

Австрия на протяжении всего периода владела или контролировала большую часть Словении. Чехия периодически объединялась с ней путём династических браков. В этих странах развитие еврейской общины происходило практически так же, как повсюду в Германии.

Венгры, весь X век воевавшие со всеми соседями, крестились и осели к началу XI. К этому времени они захватили также территорию современной Словакии. В их государстве законы быстро пришли в соответствие с германскими.

В ортодоксальной Сербии, стремившейся сохранить независимость от католических соседей и Византии, развивались похожие процессы.

Период относительного благоденствия евреев Центральной Европы в раннем средневековье, связанного с деятельностью раданитов, закончился вместе с ними. Крестоносцы на своём пути задели автрийские и чешские города, устроив резню евреев. В Венгрию их не пустили, поэтому многие уцелевшие евреи из Германии и Чехии ушли туда.

Короли и крупные феодалы давали евреям привилегии, чтобы поднять экономику своих стран. После вторжения татар в 1241 году пришлось восстанавливать хозяйство Чехии и Венгрии. Короли старались выжать побольше из евреев, постепенно закрепощая их - объявляя "слугами казны". Игнорирую возражения горожан, они помогали евреям наживать деньги, изымая часть. Эта часть постоянно росла.

В крупных еврейских центрах - прежде всего, в Праге - существовали очаги интеллектуальной активности евреев.

В течение XIII века постепенно вводились обычные для католических стран ограничения: на владение землёй, на государственную службу. Вводились еврейские кварталы и ношение отличительного знака.

К XIV веку горожане стали готовы заменить евреев в областях их традиционного преобладания - торговле, финансах, свободных профессиях. А также сами удовлетворяли потребности королей. Защита евреев со стороны центральной власти стала слабеть, а враждебность конкурентов усиливаться.

В этом веке в Центральной Европе участились погромы, кровавые наветы и прочие религиозные гонения. Усилился грабёж со стороны властей - местных и центральных. Чума середины века задела Центральную Европу, и связанная с ней вспышка антисемитизма тоже. Из ряда городов и областей евреев изгнали.

Эти процессы усилились в XV веке, завершившись изгнанием евреев из большей части Центральной Европы и сильным их ущемлением в остальной части. Изгнанные евреи уходили в Восточную Европу, особенно в сильно расширившуюся в это время турецкую империю.

В конце века в этот поток влились изгнанные из Испании, Португалии и Южной Италии сефарды.

В Восточной Европе

Начало периода высокого средневековья в Восточной Европе связано с возникновением новых крупных феодальных государств, принявших христианство и установивших официальные связи со "старым" цивилизованным миром. На севере Европы окончилась эпоха викингов, и возникли Дания, Швеция и Норвегия. Централизовавшаяся Русь (также созданная викингами) захватила западную часть Хазарского каганата.

Возникло Польское королевство и Великое княжество литовское (языческое, но с периодически приходившими к власти правителями-христианами). Венгры приняли христианство и осели.

Болгария, приняв греческий вариант христианства, не согласилась стать вассалом Византии и повела активную собственную политику.


В Азии

К началу XI века еврейские общины жили во всех странах Западной и Центральной Азии, поселились в Индии и Китае. Почти нигде больше в регионе не было евреев-земледельцев из-за прямого запрета властей евреям владеть землёй или налогов, делавших это экономически невозможным. Евреи занимались ремёслами, свободными профессиями, торговлей (в том числе международной) и финансами.

В начале периода резко изменилась международная обстановка во всей Азии. Крестовые походы привели к постоянной военно-политической нестабильности в Западной Азии. Почти в это же время часть тюркских кочевых племён огузов, принявших ислам, начали завоевательные походы. Эти племена, известные как сельджуки, захватили Анатолию, большую часть Ирана (включая Азербайджан, Афганистан, страны Средней Азии), часть Грузии и Армении.

Они начали военные действия против крестоносцев и византийцев. Все стороны этой войны наносили евреям ущерб. Крестоносцы убивали целые общины или изгоняли их. Византийцы грабили и притесняли. Турки установили законы Омара, однако в их государстве было наименее плохо по сравнению с остальными. Сменившие турок египетские мамлюки (XIII век) в ходе военных действий также уничтожали или высылали евреев целыми общинами.

Войны нарушили традиционные торговые пути, вызвав экономический кризис и обеднение многих евреев, связанных с торговлей. Корпорация раданитов кончилась.

В XIII веке произошло нашествие монголов на все азиатские страны. Оно сопровождалось массовыми убийствами, разрушениями инфраструктуры целых стран. Однако после захвата новых владений монголы пользовались услугами любых людей, готовых к сотрудничеству. Все дискриминационные законы против евреев в странах Центральной Азии, Ираке и Сирии были отменены. Евреи получили доступ на государственную службу и возможность создавать влиятельные купеческие и финансовые корпорации. Однако всё это кончилось после исламизации потомков Чингисхана.

На рубеже XIV-XV веков практически все страны Азии пережили нашествие Тамерлана. Разрушения и человеческие потери были ещё страшнее, чем от Чингисхана. После этого еврейские общины Сирии и Ирака впали в нищету (вместе со странами проживания). Многие евреи были угнаны в рабство в Самарканд для участия в строительстве и украшении города. В это время выросла бухарская община, пополненная евреями из разных стран.

Евреи Грузии в это время вследствии разорения и политической нестабильности попали в крепостную зависимость.

На периферии Азии еврейские общины, оставшись в стороне от торговых путей, теряли связи и попадали под гнёт. Община Йемена в эти века подвергалась религиозному гнёту и беднела. Из центральной Аравии были изгнаны последние евреи. Мелкие общины уцелели лишь в торговых странах Персидского залива.

Эмиграция из Йемена и Ирака подпитывала небольшую общину кочинских евреев в южной Индии. Они нашли и помогли восстановиться общине Бней-Исраэль на северо-западе. Община Бней-Менаше существовала изолированно, потеряв почти полностью еврейскую культуру.

В Китае еврейские общины процветали, пока в середине XV века не был введён режим самоизоляции страны. После этого осталась только одна небольшая община в Кайфыне.

Духовная и научная активность упала в период бедствий. Авторитет ешив Вавилонии и Страны Израиля снизился, их влияние ослабло. Главы еврейской общины Вавилонии, руководившие жизнью практически всех еврейских общин Азии, начали утрачивать контроль над событиями. Возникали во множестве сектантские движения среди евреев. В конце XV века прибывшие в Турцию и арабские страны сефарды, изгнанные из Испании, восстановили духовную жизнь в регионе.

Источники

Ссылки

Литература

  • "История Африки". Хрестоматия. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979
  • Жак ле Гофф. "Цивилизация средневекового Запада". Москва, Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-академия", 1992 (перевод с французского издания Jacques le Goff "La civilisation de l'occident medeival" Paris Arthaud 1977)
  • Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002)
  • "Сборник Императорскаво Русскаво Историческаво Общества", XLI. 40.
  • Franco, Histoire des Israélites de l'Empire Ottoman, J.

Примечания

  1. The Jews of Africa
  2. Жан-Клод Оке. Средневековая Венеция. Москва, «Вече», 2006 (скверный перевод с оригинала Jean-Claude Hocquet. Venise au Moyen Age. Les Belles Lettres, Paris, 2002) Стр. 131 В XIV веке в большинстве городов Римской империи еврейским общинам было запрещено заниматься коммерцией.

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация